Реферат по предмету "Налоги"


Государственное регулирование доходов населения на Украине

Реферат на тему : «Государственное регулирование доходов наеления»
          




















































Украина и ее экономика шагают к новойжизни, новому состоянию — к рынку. Этот путь требует  изменений  в базисе общества, в методах хозяйствования,обуславли-вает потребность в более эффективных рычагах управленияэкономическими процессами.
Современнаяналоговая cистема, создающаяся в Украине, должна соответствовать переходномусостоянию экономики, отражать и формировать отношения между субъектами и ихинтересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получениифинансовых средств и населением.
Налоговое   законодательство   ныне  переживает  этап  бурного развития  и     оформляется  в самостоятельнуюотрасль. В этих условиях как  никогда   ранее  требуется разработка  основных  категорий и институтов налогового  законодательства,  их осмысление. Практика показывает,  что особого  внимания  заслуживает проблема налоговой правосубъектности  физических  лиц, ибо  они в современных условиях стали активными участниками налоговых правоотношений. Это связано с возросшим  налоговым бременем  физических  лиц  вусловиях рыночной экономики,  а вследствие  этого  — с их активизацией в защите своихправ,   вытекающих из  налоговых  правоотношений.  Правовой статус физического  лица как налогоплательщика должен быть четкоопределен.
Однако  в настоящее  время не решен вопрос отом, с какого возраста физи-ческое  лицо можетбыть участником налогового правоотношения и с какого  возраста оно  должно  нести ответственность  за  нарушения налогового  законодательства и, соответственно, можетсамостоятельно защищать  свои права,  вытекающие  из этих правоотношений. Другими словами,  вопрос о налоговой правосубъектностифизического лица пока не решен ни в научном, ни в практи-ческом плане.
     Налоговая правосубъектность  физическоголица определяется его правоспособностью   и  дееспособностью.  Перефразируя  определение правоспособ-ности,  данное теоретиками  права, можноутверждать, что налоговая   правоспособность   физического лица  -  это признанная государством  способность лица иметь налоговые права и обязанности.
Она  возникает, на  наш  взгляд, с момента рождения лица и является общей,    абстрактной    предпосылкой    правообладания.   Налоговая правоспособность  физического лица характеризуется в основном через его    юридические    обязан-ности,  зафиксированные   в   налоговом законодательстве.
Это  не случайно.  Государство,  устанавливая налоговые нормы, заинтересовано  вих четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем  степень  государственной  заинтересованности  в исполнении   этих  норм   столь   велика,  что  в  ходе правового регулирования   налоговых отношений  государство  использует метод властных  предписаний (императивный). Он проявляется прежде всего в том,  что  государство активно  обязывает  субъектов к  соблюдению налоговых  норм   преимущественно   через установление  позитивных обязываний. Не  случайно  конституционная  характеристика налоговой правоспособности физического  лица  дана в следующей  редакции: «Каждый  обязан  платить законно установленные налоги и сборы".
В     налоговом     законодательстве    содержание    налоговой правоспо-собности физического  лица  раскрывается в  Законе  Украины «Об основах  налоговойсистемы ", а также в Законе «Оподоходном налоге с физических лиц». Однако названные законы в полной мерене решили вопрос о налоговой правоспособности субъектов налогового права, да ине могли его решить. Это связано с тем, что в науке  проблема налоговой правоспособности и, вчастности, налоговой правоспособности физического  лица  пока еще  находится  в стадии за-рождения.
В  настоящее время  вопросы о том, каким должнобыть налоговое законо-дательство, каковы  должны  быть юридические пределы гарантий прав  налогоплательщиков,  а также  принципы того, что взападной и американской  науке  называют «налоговой справедливостью»,  тольконачинают  обсуждаться  [1]. Специалисты  отмечают, что,осуществляя свои  налоговые  прерогативы, государство  должно  в первую очередь заботиться  о гарантиях  прав налогоплательщика.То есть оно должно защитить добросовестного налогоплательщика от «самого себя». Это не означает,   разумеется,  коренного  изменения  властного характера отношений  в налоговойсфере в целом, однако и в налоговый процесс и в систему налоговой ответственности более активно должны внедрятьсяэлементы  равенства  [2]. 
Из  изложенного следует вывод: содержаниеналоговой  правоспособности физическоголица еще долгое время будет, на мой взгляд, являться предметом законодательнойкорректировки.
Налоговая  правоспособность  физического лица не имеет никакогосмысла,   если   она  не   может   быть  реализована.   Реализацияправоспособности  осуществляется  с помощью дееспособности. В теории права   дееспособность  определяется как  способность  лица своими действиями осуществлять  юридические права иобязанности. Цивилисты подчеркивают,  что  «дееспособность  есть предоставленная гражданину законом  возможность реализации своей правоспособности собственными действиями».  С учетом  этого  можно выделить две основные функции налоговой  дееспособности:   юридическую   и  социальную.    
Первая   заключается в  том,  что налоговая дееспособность физического ли-ца является   средством  реализации  его  налоговой правоспособности.
Социальная    функция  налоговой   дееспособности   проявляется  в обес-печении   личности  возможности осуществления  своих  налоговых обязанностей перед государством ипозволяет нести ответственность за неправомерное  поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенноговозраста.
Однако  в налоговом  законодательстве  вопрос о дееспособности физического   лица  пока   не   решен,  что  рождает  на практике затруднительные ситуации.  Например,  возникает вопрос: кто обязан уплатить  налогна имущество, принадлежащее лицу, достигшему 14 лет? Он сам или его законныйпредставитель?
В  науке уже  было  подмечено, что  финансовая,  в частности налоговая,  дееспособность   является   вторичной по  отношению  к гражданской и трудовой [3]. У конкретногофизического лица налоговая дееспособность  может   возникнуть  только тогда,  когда  оно уже приобрело  гражданскую илитрудовую дееспособность. Другими словами, физическое    лицо   только    тогда    может   быть    фактическиналоговодееспособно,  то  есть приобретать и осуществлять налоговые обязанности   и  права,   когда  оно способно  приобрести  объекты на-логообложения,  то есть  имущество, доходы и т. д. Всвязи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговаядееспособность физического  лица,  производен от возраста наступлениягражданской и трудовой дееспособности.

     Согласно Конституции Украины, лица в возрасте от шести до четырнадцати лет  являются недееспособными,  но  вправе самостоятельно совершать мелкие  бытовые, а  также  некоторые другие  сделки. Эти сделки необеспечивают  приобретения доходов иимущества, являющегося объектом налогообложения.   Поэтому  вопрос   о   налоговой  дееспособности физических лиц  в  этом возрасте  объективно  не возникает. Однако согласно  гражданскому и трудовому законодательству физические лица способны приобрести объектыналогообложения по достижении 14-летнего возраста.
Так, достигшие 15лет, а  в ряде случаев с согласияродителей, усыновителей и попечителей — и лица, достигшие 14-летнего возраста,могут быть приняты на работу.
В  соответствии с Конституцией, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18  лет совершают  сделки  с письменного  согласия  своих законных представителей  - родителей,  усыновителей илипопечителя. Вместе с тем  они  вправе самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц:
а)распоряжаться  своим  заработком, стипендией  и  иными доходами;
б)осуществлять   права   автора произведения  науки,  литературы или           искусства,  изобретения или  иного  охраняемого законом результата своей интеллектуальной  деятельности; 
в)  в соответствии с законом вносить  вклады в  кредитные  учреждения и  распоряжаться  ими;
г) совершать  мелкие бытовые сделки и иные сделки,предусмотренные законо-дателством Украины.
Из  этого следует, что с 14 лет физические лица врезультате  своей  трудовой деятельности  получают  доходы, которые являются   объектом  подоходного  налогообложения.  Вместе  с  темфизические  лица в возрасте  от 14  до  18 лет  в  результате осуществления  гражданских прав, предусмотренных законодательством Украины,  как с согласия  законных представителей,  так  и самостоятельно получают доходы (авторские гонорары и т. д.) или могут приобретать имущество (в  результате распоряжения своим заработком или доходами), которые являются  объектами подоходного  и иногоналогообложения физических лиц.
Таким  образом, фактическая налоговая дееспособностьфизических лиц может наступать с 14 лет при получении ими доходов, возникающихиз  трудовых  правоотношений,  и  приполучении доходов и имущества, возникающих из  гражданских правоотношений.
Однако остаетсявопрос: полная  или  частичная налоговая  дееспособность должнавозникать у физических лиц с 14 лет?
В   гражданском  и   трудовом   праве  неполная   (частичная)дееспособность физического лица проявляется в том, что на совершение тех   или  иных  сделок,  а также  заключение  трудового договора необходимо  согласие  законных представителей  физического  лица. С учетом   этого  в  практической  плоскости, принимая  во  внимание производность  налоговой дееспособности  от гражданской итрудовой, вопрос  стоит  так : должны лифизические лица в возрасте от 14 до 18 лет, получающие  доходы  или имущество  в  результате заключения гражданско-правовых сделок  с согласия законныхпредставителей, а также физические лица, вступающие в трудовые отношения в  возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных представителей?  Осуществлятьсвои налоговые права и обязанности также с согласия законных представителей?
По-моему,  у физических  лиц,  получающих в законном порядке  доходы или  имущество  с  14  лет, должна возникать полная налоговая   дееспособность,  то есть  эти  физические лица  должны осуществлять   свои налоговые  обязанности  и права  без  согласия законных   представителей.   Это  объясняется  тем,  что налоговые правоотношения  -  это отношения  власти  и подчинения,  отношениянеравенства   сторон.  По сути,  императивный  метод регулирования налоговых правоотношений  не  позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и воли стороны, должной выполнять свои  обязанности перед государством.
В связи с этимвопрос  о налоговой  дееспособностиназванных физических лиц нельзя решать по  типу  гражданской и трудовой дееспособности этих лиц.
В русле  сказанного следует  учесть  опыт Эстонской  Республики, гдевопрос  о налоговой  дееспособности  физического лица  в «стыке» сгражданской  и трудовой дееспособностьюбыл уже решен. Учитывая, что ранее неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лицнаступала  по  эстонскому законодательству с 15 лет, ЗаконЭстонской Республики  от  11 октября 1990 года «О подоходномналоге с частного лица»  установил,что доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями(усыновителями) или опекунами в составе своих доходов  (ст.  7). Подростки  в  возрасте от  15  до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно[4].
Вместе   с  тем   нельзя  совершенно отрицать  роль  законных представителей     в    реализации     налоговой     дееспособности несовершен-нолетних.Неполная  дееспособность  несовершеннолетнего, выражающаяся    в   необходимости   получить   согласие  законного представителя  на  заключение сделок и трудового договора,выполняет функцию     гарантировать,     оградить не-совершеннолетнего отнеблагоприятных   имущественных,   а  также  медицинских  и прочих последствий,  которые  могут наступить  для  него в  силу незнания законодательства,  недостаточного жизненного опыта, переоценкисвоих физических возможностей и т. д.
Безусловно, приреализации налоговой дееспособности  для   несовершен-нолетнего   также могут  наступитьнеблагоприятные  налоговые последствия,обусловленные запутанностью, сложностью налогового законодательства, недооценкой последствий егонесоблюдения  и  т. д.  В  связи с  этим,  на наш взгляд, законные представители  могли бы  выступать  гарантом несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности.Поэтому было бы вполне справедливо,  если   бы   закон обязывал  законных  представителей осуществлять   контроль  за  выполнением  несовершеннолетним  своих налоговых   обязанностей,   в частности  контроль  за составлением несовер-шеннолетним  декларации  о  доходах, ведением  учета  своих доходов и т. д.
Итак,возраст   возникновения  налоговой дееспособности  физического лица  определяется однозначно — 14лет. Безусловно, в  налоговом законодательствеследует закрепить понятие «налоговая дееспособность»  и  указать возраст физического лица, с которого она возникает. В контекстеизложенного нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, чтоналоговая дееспособность физических лиц  должна  наступать по  достижении 18 лет [5]. Такаяпозиция  приведет  к «нестыковке» гражданской, трудовой и налоговой дееспособностифизических лиц.
Возможны  ситуации, что  с  14  лет  физическое лицо может (с согласия законных  представителей,  а в  ряде  случаев и  без  их согласия) вступать в гражданские итрудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может вступать вналоговые правоотношения, то  естьуплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и  имущества. Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте  от 14  лет,  являясь деликтоспособными по гражданскому и трудовому  праву, окажутся налогово-неделиктоспособными. 
Другимисловами,  «нестыковка»  гражданско-правовой,  трудовой и  налоговой дееспособности  физического лица  приведет  к отсутствию налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.
Учитывая   изложенное,  необходимо  обратить  внимание на  то обстоятельство,   что  налоговая  дееспособность  физического лица требует  согласования и сгражданско-процессуальной дееспособностью.
Так,  полная налоговая  дееспособность  физического лица,  которая должна  наступать с  14  лет, предполагает и его способность нести ответственность    за   нарушения    налогового    законодательства (деликтоспособность).
Как  известно, к физическим лицам-налогоплательщикам налоговые санкции   за  нарушение   налогового  законодательства  могут быть применены  только в порядкегражданского судопроизводства. В связи с этим вполне  очевидно, чтогражданско-процессуальная дееспособность лиц по  делам,  возникающим из  налоговых  правоотношений,  должна наступать  с 14  лет. Существует и другойаргумент в пользу данного вывода. Так, в соответствии с Законом «Обосновах налоговой системы » налоговая правоспособность физического лицахарактеризуется,   в   частности,  правом  на  обжалование решений налоговых  органов  и действий  их должностных лиц.Причем такое обжалование может быть произведено и в суд.
Содержание      гражданско-процессуальной      правоспособности физического  лица также,  в  частности, раскрывается через право на обращение  в суд  с  жалобой на действия государственных органов и должностных     лиц.    Таким     образом,    налицо   пересечение гражданско-процессуальной и  налоговой правоспособностифизического лица.     Это     еще   раз    доказывает,    что   налоговая    игражданско-процессуальная     дееспособность      также      должны «состыковываться».    
Учитывая,    что   гражданско-процессуальное законодательство  является формой жизни материального права, в него должны быть внесены изменения,учитывающие особенности материального налогового  права. Конкретно, следовало  бы установить,  что «по делам, возникающим из налоговыхправоотношений, несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, имеют праволично защищать  в  суде свои  права  и охраняемые  законом  интересы».
Вбольшинстве  случаев  налоговая правосубъектность  физическоголица характеризуется   наличием  (совпадением) в  одном  лице налоговой  правоспособности идееспособности. Однако в ряде случаев возможно их несовпадение. В связи с тем,что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние)  являются субъектамигражданского права, они могут быть  собственниками   имущества  и доходов,  являющихся  объектом налогов,  сборов и  т.  д. Однако они не являются дееспособными, тоесть   сделки   от  их  имени  (за исключением  мелких  бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходовмогут  совершать только их родители,усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно  предполагать,  что  приобретать  и осуществлять налоговые обязанности  и  права от имени малолетних также должны ихродители, усыновители или опекуны.
В   связи  с   отмеченным,  как мне кажется, налоговая правосубъектность   малолетних,  возникающая   из   реализации  их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают  налоговой правоспособностью,  которую  осуществляют от их имени  другие лица.  Таким  образом, в  налоговом  праве возможна ситуация,  когда  налоговая правоспособность одного лицадополняется дееспособностью  другого  лица. Иначе  говоря,  элементы налоговой правосубъектности распределяются  между  малолетним как  субъектом налогового  права и  его  родителями, усыновителями  или опекуном.Безусловно,  режим  налоговой правосубъектности  малолетнихграждан должен найти зак


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат К истории церкви Иоанна Воина
Реферат Особливості справляння ПДВ в деяких зарубіжних країнах
Реферат Совершенствование организационно-правового статуса главы администрации муниципального образования
Реферат Особенности манипулятивного общения
Реферат Преступления против государственной власти Анализ проблем
Реферат Внематочная беременность, начавшийся самопроизвольный аборт
Реферат Авторські права на текст програми "Трудове навчання, 5-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Фoрмування мнoжини oптимальних рiшень за критерiєм БайєcаЛаплаcа при екcпoненцiйнo рoзпoдiлених
Реферат Полководец и военноначальник Великой Отечественной войны К. К. Рокоссовский
Реферат Аблация при лечении фибрилляции предсердий с использованием аппарата AtriCure™ во время оперативного лечения митрального клапана
Реферат Особенности финансового оздоровления и реструктуризация предприятия на основе выделения центров финансовой ответственности (ЦФО)
Реферат Steven Speilberg Essay Research Paper Steven Spielberg
Реферат «Финансовое право»
Реферат Физиологическая основа ощущений
Реферат «Энергетический диалог Россия – Европейский Союз: газовый аспект» Девиз – «Эволюция, экология, энергия»