Реферат по предмету "География"


Умозрительная география и Южный океан

В.И.Евдокимов канд. геогр. наук, доцент  Московского городского педагогическогоуниверситета, учитель Земской гимназии г. Балашиха (Московская обл.)
1. Путь назад
Последнийвеликий географ нашего отечества, Вен.П. Семенов-Тян-Шанский (1870—1942), в 1915 г. выпустил в Петрограде этапную для отечественной географии книгу — «О могущественномтерриториальном владении применительно к России. Очерк политической географии».В ней, в частности, определялся рост могущества России путем создания на еетерритории культурно-экономических колонизационных баз. В советское время этотпуть стал главным путем освоения территории СССР: Хибины, Курская магнитнаяаномалия, Магнитка, Турксиб, Кузбасс, Норильск, месторождения, каналы, ГЭС, водохранилища…Достаточно взять любой школьный Атлас СССР для 9-го класса и открыть в немкарту «Стройки …надцатой пятилетки», и эти колонизационные базы окажутся как наладони. В основе таких баз были либо месторождения полезных ископаемых (нефть игаз Западной Сибири), либо стратегические оборонные заводы (Комсомольск-на-Амуре),либо транспортные пути (Северный морской путь). В СССР все планировалось, в томчисле и такие базы. Нужда в упорядоченных геолого-географических исследованияхбыла колоссальной, следствием чего и стало в нашей стране мощное развитие географии,как экономической (просчитать и соразмерить размещение), так и физической(охарактеризовать территорию и дать прогноз).
Всянаучная мысль и все порождаемые ею географические концепции появлялись изпрактических нужд страны. Например, в морской (береговой) геоморфологииплодотворные идеи вещественно-энергетических потоков в 1970—1980-е годыразвивались как реакция на необходимость остановить разрушение морских берегов,в первую очередь — Черного и Балтийского морей. Основой этих идей сталоразработанное Ф. Энгельсом в книге «Диалектика природы» положение о движенииматерии как направленном потоке вещества, энергии и информации, а необходимостьдиктовало государство, оно же и финансировало географические исследования.Практическим результатом стало создание специализированных производственныхорганизаций: Укрморберегозащита, Росморберегозащита и Латвморберегозащита, и ихуспешная деятельность.
В 1991 г. возникла РФ, было упразднено планирование, создание колонизационныхбаз прекратилось, практические нужды государства не обнародованы до сих пор, требованияего к географии неизвестны. Географы оказались в положении людей, от которыхничего не требуют, но могут им помочь, если они, географы, предложат что-нибудьинтересное. Пришлось географам заняться теорией.
Воттак и возникла естественная, часто неосознаваемая тяга к самому простому, понятному,доступному и всеохватному направлению теоретической географии — к умозрительнойгеографии. В средние века это направление было весьма авторитетным. Так, английскийгеограф А. Дальримпль умозрительно подсчитал, например, население неведомойЮжной земли и получил цифру 50 млн человек. (В начале ХХ в. В.Я. Брюсовиспользовал ее при работе над фантастическим рассказом о событиях будущего вАнтарктиде.) Да ведь и сама Terra Australis Incognita появилась на мировыхкартах в результате умозрения: поскольку в северном полушарии много суши, а вюжном мало, а земной шар должен быть уравновешен, то, следовательно, на юге, вокругполюса, расположена обширная неведомая земля.
Достиженияумозрительной географии зафиксированы и на многочисленных картах средних веков,на которых можно найти, например, полуостров Сахалин, остров Калифорнию, полуостровНовая Земля. «Что-то там есть, надо показывать, покажем предположительно» — такрассуждали картографы. Это оправданно, т.к. умозрительное положение этихобластей впоследствии, при уточнении истинного положения вещей, исправлялось.
Ноглавные успехи умозрительной географии оказались в литературе и с блеском проявляютсятам до сих пор. Это и остров Утопия Томаса Мора, и город Солнца ТомазоКампанеллы, и остров сокровищ Роберта Стивенсона, и материк Большого Зуба ЛьваКассиля. От легкого приключения до глубоких социальных проектов — диапазоночень широк.
Ив нынешние времена такие, например, явления географии, как суггестивные икогнитивные карты, обнаруживают хотя и отдаленное, но достоверное родство сумозрительной географией.
Ивсе бы ничего — ну пришлось географам перестраиваться, пришлось вспомнитьисторию теоретической мысли, лишь бы на пользу пошло! Но проявляется эта тяга кумозрительной географии опасным для географии образом.
Вновых школьных географических атласах на картах появились остров Кергелен наюге Атлантики, Сарагосово море вместо Саргассово. В исторических атласах войскаНаполеона движутся в Россию в 1812 г. мимо городов Каунас (надо Ковно), Елгава(Митава), Вильнюс (Вильно), Лиепая (Либава), Даугавпилс (Динабург); в средниевека ремесла развиваются в Таллине (надо Колывань) и в Тарту (надо Юрьев, затемДерпт). Карта, как жесткая система координат, закладываемая в голову ученикасредней школы, а значит, на всю жизнь (станет ученик политиком, так и продолжитсчитать, что Тарту — исконно эстонский город, хотя основал его Ярослав Мудрый, вкрещении Юрий, в 1030 г. и назвал в честь себя — Юрьев), приобретаетумозрительную вариативность. Ничего хорошего для географии в таком развитиисобытий нет.
2. Мировой океан и его составные части
Общепринятымв отечественной педагогической (как вузовской, так и школьной) географическойлитературе является деление единого Мирового океана (общей площадью 461, 22 млнкм2) на 4 составные части: Тихий океан (178, 7 млн км2), Атлантический (91, 6),Индийский (76, 17) и Северный Ледовитый (14, 75 млн км2). Это настолькоустоялось, настолько прижилось, что в русском языке появилось и утвердилосьпонятие «пятый океан», под которым подразумевается воздушный — его бороздятвоздушные суда или даже лайнеры. И все знают, что «Титаник» затонул в севернойчасти Атлантического океана, что Тихий океан — самый теплый и большой, что вСеверном Ледовитом океане водятся белые медведи, а в северной части Индийскогоокеана в 2004? г. прошла катастрофическая волна-цунами. Имеются разнообразныекарты, определены пути морских сообщений, намечены театры будущих военныхдействий, установились географические названия (Приатлантическая низменность, Тихоокеанскоевулканическое кольцо…).
Всегдали была такая упорядоченность? Нет. В эпоху Великих географических открытий, когдапутешественники открывали и называли моря и океаны, при становлении картографиии издании большого количества независимых карт, названия океанов были болеемногочисленны и разнообразны, да и сами океаны определялись по-иному.
Тихийокеан. Великий, Восточный, Южный, Великое Южное море. Северная часть — мореГессово, Черное, Калифорнийское; южная — море Судово или Иринеа, море Сур илиЦур; юго-восточная часть — Тихое море, Перуанский океан.
Атлантическийокеан. Западный, Великий, море Мрака. Северная часть — Атлантический, Северный,Каледонский; южная часть — Эфиопский океан.
СеверныйЛедовитый океан. Гиперборейский, Северный, Скифский, Ледовое, Студеное, Полярноеморе. Индийский океан. Тут «не повезло», всегда именовался Индийским. Есть вистории особенный Южный океан, занимавший южную часть Атлантики и юго-западнуючасть Индийского океана. Еще один особенный океан, Магелланов, объединялюго-восточную часть Тихого и юго-западную Атлантического.
Океанынакладываются друг на друга, меняют названия, не имеют ясных границ — всовременных условиях всеобщей стандартизации и компьютеризации, когда малейшеенесоответствие останавливает любой процесс, такая неразбериха простонедопустима. Однако в географии она началась. Имя ей — Южный океан.
Появилсяон еще в СССР, в знаменитом Атласе Антарктики (1966–1969): советские ученыеобъединили южные акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов в одну иназвали ее Южным океаном. Успехом этот океан в научно-образовательных кругах непользовался, особенно если учесть, где он находится. Но вот в последние годыпонятие «Южный океан» активно внедряется в школьные атласы, о нем пишут вучебниках для педагогических вузов, о нем спрашивают на экзаменах, его ставят водин ряд с другими океанами, о нем говорят как о само собой разумеющемсяобъекте — части Мирового океана (а это значит, что в Индийском океанеотсутствует ледовый режим, и попробуй скажи что-нибудь об айсбергах, сползающихс шельфового ледника Эймери в Индийский океан!), о невнимании к нему упрекают врецензиях…
3. Что такое Южный океан?
Советскиеполярники выделили Южный океан в 1966 г. исключительно из эгоистическихпобуждений — так удобнее для исследования Антарктики. (Это как если быученые-исследователи Сицилии для удобства изучения острова объединилиприлегающие акватории Средиземного, Тирренского и Ионического морей в одну иназвали ее Сицилийским морем.) Правда, эгоистические объяснения выдаются заочевидные и понятные. И в самом деле: 1 — характеристики антарктическихакваторий Атлантического, Тихого и Индийского океанов между собой гораздо болеесходны, нежели, например, характеристики приантарктической и приэкваториальнойАтлантики (иногда говорят проще — объединяющее своеобразие гидрологического иледового режимов); 2 — легче один раз написать Южный океан, нежели три разанаписать южная часть Атлантического (или другого) океана; 3 — существуют вечныесоображения симметрии — есть Северный Ледовитый океан, значит, должен быть иЮжный.
Ноэто — с первого взгляда. Со второго — нет.
Приэкваториальныеакватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов тоже сходны между собой, новыделять Экваториальный океан охотников нет. Сама же эта фантастическая мысльпоказывает нелепость акватории Южного океана в плане — по пространственномуохвату это кольцо, а таких акваторий человек на Земле не выделяет. Крупныемассивы суши в центре акватории не располагаются, наоборот — именно массивамисуши и отделяются акватории одна от другой. Это хорошо заметно в Российскомсекторе Арктики, в Средиземном море или в Юго-Восточной Азии.
Насчетнадписей на карте — они несут громадную смысловую нагрузку, а три надписи этунагрузку увеличивают более чем в три раза.
Симметриясеверной и южной частей Земли как геоида, похожего таки на шар, конечно, есть.Но она уже отражена на картах мира, а именно: Арктика и анти-Арктика, Антарктика.Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и прилегающие территорииЕвразии и Северной Америки, Антарктика включает в себя материк Антарктиду иприлегающие акватории трех океанов.
Итак,очевидного-то нет. Но, может быть, прежде чем назвать океан, его определили, т.е.буквально зафиксировали его пределы — географически ясно и бесспорно выраженные,легко запоминаемые?
Свнутренней границей океана-кольца нет проблем — это берега Антарктиды. Свнешними не так: есть варианты.
Вариант1. Южный полярный круг, а там, где круг пересекает сушу, граница сдвигается насевер.
Вариант2. Линия, соединяющая южные точки Австралии, Африки и Южной Америки.
Вариант3. Зона южной субтропической конвергенции (полоса схождений поверхностныхтечений). Это примерно по 40° ю.ш. — близко к северной границе Антарктическогоциркумополярного течения. (Прежде чем объяснить это семикласснику, учитель, наверное,и сам должен как-то мысленно представить себе эту границу? А учитель, и дажепреподаватель вуза, часто представляют ее себе как стену застывшей воды, вдолькоторой со скоростью 3, 5 км/ч движется жидкая вода — ну, как, к примеру, водареки Невы движется вдоль гранитной Адмиралтейской набережной.)
Вариант4. Южная периферия антарктической конвергенции, примерно 55° ю.ш. (48°—60°).
Вариант4 замыкает акваторию площадью 36 млн км2. Называется и другая цифра, 86 млн км2.Она относится к варианту 3, хотя и представляется сомнительной — уж оченьвелика. Таким образом, площадь Южного океана принимается от 36 до 86 (!) млнкм2. При этом обе цифры приблизительны, так как определяемые ими границыменяются в связи с пространственно-временными смещениями зоны субтропическойконвергенции.
4. Физикогеографическое районирование
Необходимонапомнить о том, что физико-географическое районирование осуществляетсяусилиями серьезных специалистов на основе анализа многочисленных условий, в томчисле и физико-географических. Последний по времени пример. После распада СССРдлительное время географы не знали, к каким районам отнести территории бывшихреспублик СССР при изучении курса «Физической географии материков и океанов».Проще оказалось с Закавказьем — оно изучается теперь как часть субконтинентаПереднеазиатские нагорья. Сложнее было со Средней Азией и Казахстаном. Теперьэта область за пределами России, и физико-географически ее включают всубконтинент Центральная Азия, но не целиком, а в состав трехфизико-географических стран: 1) равнины Туранской плиты и Прибалхашья, 2) горыи котловины Северо-Западного Китая и Средней Азии, 3) Гиндукуш-Каракорум-Памир.Понятие «Средняя Азия», таким образом, из физико-географического превратилось висключительно страноведческое.
Таквот, такое районирование осуществляется на карте непосредственно географом, чаще— группой географов. Как правило, это маститые ученые, имеющие давноустоявшиеся взгляды и уверенные в своем праве определять и называть. Но кромегрупп географов есть еще и географические школы. В группы географы объединяютсяявно, а вот в школы — неявно, даже не зная друг друга, и даже не зная друг одруге. Но достаточно географам при встрече обменяться несколькимифразами-суждениями, и они безошибочно узнают сторонников своей или чужой школы.Это как в авиации — «свой — чужой». В структурированной науке (а она сейчасименно такая) это опознание очень важно, так как обязательно имеет результат —от радушной улыбки и режима наибольшего благоприятствования до холодногоравнодушия и даже административных мер.
Существуютли в географической научной дисциплине «физическая география материков иокеанов» школы? Да, существуют. Их две. Условно их можно назвать так:планетарники и сухопутники. Дело тут в исходной позиции, точке наблюдения.Планетарники рассматривают планету Земля раВновнимательно, выделяя какприродно-территориальные комплексы, крупнейшими из которых являются материки, таки природно-аквальные комплексы, крупнейшими из которых являются океаны. Для нихвся Земля — единый природный комплекс, в котором все находится на своих местах,и никаких пропусков или перекрытий быть не должно. Сухопутники рассматриваютпланету Земля раЗновнимательно, выделяя природно-территориальные комплексы иокружающие их природно-аквальные. И для них Земля — единый природный комплекс, вкотором все находится на своих местах, но опорными в нем являются ядраконсолидации — материки и острова, суша, а океаны располагаются вокруг. Напрактике это выглядит так: планетарники изучают острова Океании в разделе«Тихий океан», так как эти острова (за исключением Новой Гвинеи) океаническогопроисхождения, а остров Исландию — в разделе «Атлантический океан», так какэтот остров является надводной частью срединно-океанического хребта; сухопутникиизучают острова Океании в разделе «Австралия и Океания», а остров Исландию — вразделе «Евразия», так как эти острова — суша.
Сложилисьшколы во второй половине ХХ в., это хорошо заметно по корректировке названиядисциплины: 1960-е годы — Физическая география частей света; 1980-е годы —Физическая география материков (с прилегающими частями океанов); 2000-е годы —Физическая география материков и океанов.
Корректировканазвания отразила повышение интенсивности использования Мирового океана, накоплениео нем большого количества сведений и переосмысление его роли в жизничеловечества. Отношение к этим переменам географов было неодинаковым.Планетарники — это по большей части представители педагогических вузов, онивынуждены постоянно следить за изменениями в образовательных стандартах, обновлятькурсы в соответствии с практическими требованиями к подготовке учителей, готовитьсяк проверкам. «Над ними» много структур, «под ними» школа, они быстрее реагируютна новое. А новое — это постоянное изучение океанов, однако же, и строгоеследование ГОСТам, программам, инструкциям и прочим нормативам. Дляпланетарников Южный океан — искусственное, условное образование. Раз уж надо —можно упомянуть, непременно при этом указав на проблемы выделения. Сухопутники,как правило, представители университетов, они более теоретики, нежели практики,они опираются не на нормативы, а на концепции и авторитеты. Они недоверчивы, консервативны,а поэтому не торопятся, сохраняя взгляд на океаны как нечто вторичное, дополнительное,имеющее смысл лишь как вода вокруг суши. Для них Южный океан — нормальный океан,омывающий сушу, — почему бы и нет?
Понятно,что идеи умозрительной географии изначально милее сухопутникам.
(Ещеесть преподаватели, которые не думают, а, увидев в атласе надпись Южный океан, повторяютее, исходя из соображений демонстрации собственной эрудиции, — в статье речь нео них.)
5. Что делать?
Когдаже все-таки и по каким причинам так активно стал внедряться в умы и атласыЮжный океан? Не в 1970-е и не в 1980-е. Вот примеры. На карте Антарктиды, приложеннойк хорошо известному учебнику для 6-го класса В.А. Коринской, Л.Д. Прозорова, В.А.Щенева «География материков» (1980 г.), Южный океан не показан. В Географическомэнциклопедическом словаре (географические названия), изданном в 1983 г., Южный океан определяется так: «условное назв. прилегающих к Антарктиде юж. частей Атлантич.,Индийского и Тихого океанов, встречающееся в лит-ре; выделен в самостоят. океанв сов. Атласе Антарктики (1969)». И более о нем ни слова. В авторитетномсправочнике Л.Д. Долгушина и Г.Б. Осиповой «Ледники» (1989) в разделе «ЛедникиАнтарктики» Южный океан не фиксируется. В не менее авторитетном справочнике«Берега» (П.А. Каплин, О.К. Леонтьев, С.А. Лукьянова, Л.Г. Никифоров), вышедшемв 1991 г., Южный океан один раз появился, но как! Это глава VI «Берега Южногоокеана»: авторы свели в одно место описание берегов Антарктиды, а так как книгаструктурно состоит из глав, посвященных берегам океанов, то и назвали берегаАнтарктиды берегами Южного океана. Налицо уже отмеченные эгоистическиепобуждения — так удобнее для описания берегов Антарктиды.
Такимобразом, рубежным для выделения Южного океана следует признать вовсе не 1969 г., а 1991-й: развал СССР и внедрение в умы лозунга «Всё можно!». Именно после 1991 г. вместе с ненужными фотографиями местности, людей и животных, виноградных гроздей и теплоходов,портретами ученых, диаграммами, климатограммами и изображениями старинныхоптических приборов название Южный океан стало проникать в школьные атласы:возникли тяга к умозрениям и нужда проявлять научную предприимчивость, а с нейи торопливость.
Предприимчиво,доказательно и авторитетно сторонники выделения Южного океана продвигают своюидею в систему географического образования. Однако они старательно обходят дваочевидных и серьезных препятствия, делая при этом вид, что их не существует:
1.Если Южный океан есть и является равноправным с другими океанами, то он долженвходить в состав Мирового океана. Это значит, что за счет Южного океана площадиостальных океанов уменьшатся. Это — суровая арифметика. Как решать эту задачу?Сначала выделить Южный океан, т.е. провести границы. Затем посчитать площадьоставшихся фрагментов: Атлантического, Индийского и Тихоокеанского. И вычестьплощадь каждого фрагмента из соответствующей площади каждого океана. Результатысложить. Задача довольно сложная, вдобавок должна решаться в 4-х вариантах. Асколько промежуточных вариантов можно получить? Подменить сложение и вычитаниеинтегрированием? Видимо, на сегодняшний день это препятствие следует признатьнепреодолимым.
2.В нашей стране Мировой океан подразделен на четыре составляющих его океана:Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, не просто так, аПостановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1935 г. Это — закон нашего государства, он действует. Его можно заменить, приняв новый, в котором иразделить Мировой океан на пять океанов. Для этого необходимо выйти вГосударственную думу с проектом закона, в котором будет преодолено препятствие1. Такой выход, на мой взгляд, просто невозможен, уже хотя бы потому, чтопервый вопрос к инициаторам нового закона будет: «Зачем?». Ни прямого ответа, нитолковых вариантов ответа не найдется.
Какбыть? Если не делать ничего, то вслед за Южным океаном на географические картытихой сапой проберутся и другие баснословные объекты умозрительной географии:остров Туле, Земля Санникова, Винланд, Хеллуланд, Беловодское царство, островБуян, гора Алатырь и т.п.
Терпеливо,аргументированно объяснять ненужность Южного океана трудно и даже опасно:культура научной дискуссии в преподавательской среде не развита, и последствияличного характера проявятся немедленно.
Наверное,нужно действовать наоборот — деликатно помогать сторонникам выделения Южногоокеана плавно перевести его в разряд плодотворных достижений умозрительнойгеографии (вроде Атлантиды или Эльдорадо). Пингвины, ледяные дороги, китобойнаяфлотилия «Слава», буксировка айсбергов из Южного океана в Персидский залив, поискитаинственного входа внутрь полой Земли, загадочная антарктическая базадисколетов Третьего рейха — вот некоторые элементы такого перевода.
Думаю,что таким путем, приравняв Южный океан к умозрительно образованнымгеографическим объектам, постепенно удастся вывести понятие «Южный океан» изобихода образовательной географии. Это надо сделать обязательно, иначе реальноеописание Земли смешается с умозрительным, карты окончательно превратятся впроизведения искусства: от комиксов до высоких шедевров, и наступит крахгеографии вообще.
***
Чтоже касается возможностей умозрительной географии, то они всё же с наибольшимуспехом реализуются вне реальных географических карт. Так, умозрительнаятрансформация «полуостров-остров» эффектно использована в известном романеВасилия Аксенова «Остров Крым», а умозрительная африканская страна Нагония — вповести Юлина Семенова «ТАСС уполномочен заявить». Правда, здесь необходимталант, воображение, художественное чувство, ну так что ж с того? Сумел же А.С.Грин придумать, описать и населить вполне живыми образами большую страну?Исследователи его творчества дали ей название «Гринландия», но в школьныеатласы помещать не стали.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта geo.1september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.