Всовременных условиях в качестве существенного критерия развития населенных местчасто рассматривается устойчивость их систем. Под устойчивостью системрасселения понимается способность их планировочной, социальной, экономической идр. организации сохранять динамическое равновесие в ходе значительныхколичественных и качественных изменений процесса их развития [1]. Даннаяформулировка не раскрывает полностью значения этого процесса, поэтому следуетподробнее остановиться на определении термина «устойчивое развитие».
Устойчивоеразвитие во многих странах характеризуется как сбалансированное решениесоциальных, экологических и экономических задач. Термин «устойчивое развитие»все чаще применяется в нормативно-правовой документации. Так, вГрадостроительном кодексе устойчивое развитие территорий определяется какобеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности иблагоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативноговоздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечениеохраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящегои будущих поколений. Тем не менее, сегодня продолжаются дискуссии относительноэтого понятия.
Всамом широком понимании устойчивое развитие рассматривают как развитие,соответствующее потребностям настоящего без ущерба будущим поколениям.Соответственно, выделяют три главных принципа, которые должны лежать в основепроцесса устойчивого развития: справедливость между поколениями(футуристический принцип), социальная справедливость и межграничнаяответственность [2]. Эти принципы должны быть заложены в основу обеспеченияпроцесса гармоничного устойчивого развития систем расселения.
Обеспечениеперехода систем расселения к устойчивому развитию возможно благодарясовместному развитию населения, природной и антропогенной среды в направлениидостижения ноосферы как гармонии такого развития, чему соответствует главнаяцель архитектурно-планировочной парадигмы перехода населенных мест кустойчивому развитию. В соответствии с парадигмой, основными принципамиградостроительного планирования устойчивого развития населенных мест и системрасселения являются: встроенность градостроительного объекта в окружение, егоструктуризация, оптимизация и гармонизация. Стремление к гармонизациирассматривается как основное правило устойчивости архитектурно-планировочнойсистемы, определяющее ноосферную ориентацию градостроительной деятельности.
Следуетподчеркнуть взаимосвязь понятий устойчивости и гармонизацииархитектурно-планировочной среды: гармонизация – основной принцип устойчивости,а устойчивость – один из критериев гармонизации среды, т. е. отношенийчеловека, природы и архитектуры.
Архитекторына основе принципов, средств и методов композиции всегда решают задачигармонизации среды населенных мест. Однако решение этих задач на уровне системрасселения практически не ведется.
НовыйГрадостроительный кодекс предусматривает следующие уровни территориальногопланирования систем расселения: территориальное планирование РФ,территориальное планирование субъектов РФ, территориальное планированиемуниципальных районов.
Системарасселения – это сложная стохастичная система [3], поэтому во многом неподдающаяся направленному влиянию. Любая архитектурно-планировочная системадолжна быть результатом согласованности, единства самоорганизации и управления.Ее границы подвижны во времени, вследствие чего системы расселения часто неукладываются в рамки административных границ. Поэтому система расселения неможет осуществляется только по административно-территориальному признаку.
Внастоящее время различают множество видов территориальных систем расселения,отличающихся не столько по количественным и функциональным характеристикам,сколько по характеру и структуре этих урбанизированных территорий.
Проблемазаключается в том, что на сегодняшний день нет единых общепринятых терминов,определяющих тот или иной этап развития и вид этих образований. Тем более, чтоэто усложняется многоотраслевым характером теории развития систем расселения иформирующейся нормативно-правовой базой деятельности в этой области.
Визучении уровней и форм организации систем расселения, а также законов ипринципов урбанизации огромная заслуга принадлежит экономгеографам.Рассматривая системы расселения как результат процесса урбанизации, онивыделили несколько уровней в структуре систем расселения. Первый уровень вэкономической географии занимают агломерационные формы расселения, второй –урбанизированные районы и урбанизированные зоны, далее – мегалополис иэкуменополис (всегород).
Рассматриваяурбанизацию как стихийный, неуправляемый процесс, архитекторы используют своютерминологию по отношению к перспективному развитию и формированию системнаселенных мест, но в целом, иерархическая структура сохраняется та же.
Дляобеспечения перехода систем расселения к устойчивому развитию необходимосоздание соответствующей методологической базы, в основе которой может бытьноосферный подход к градостроительству, интегрирующий принципы, правила иметоды других подходов, в соответствии с главной целью устойчивого развития –формирования ноосферы. К таким подходам следует отнести стратегический,синергетический, эволюционный, цивилизационный, региональный и др.
Впроцессе такой интеграции возникает необходимость устранить противоречия междупринципами методами различных подходов. Примером служит интеграциястратегического и градостроительного планирования групповых систем населенныхмест (ГСНМ).
Всовременных социально-экономических и нормативно-правовых условиях появиласьновая задача – сбалансированного, скоординированного развития ГСНМ в системесоседних муниципальных образований для обеспечения их устойчивого развития. Этазадача возникла от стремления каждой категории к повышению своей конкурентоспособностии независимости и одновременно необходимой координации развития территории.
Методикамоделирования ГСНМ интегрирует принципы, правила и методы стратегического иградостроительного планирования. Она основана на формировании зон совместныхинтересов, обеспечивающих согласованное, скоординированное развитие соседнихмуниципальных образований в современных условиях. Данная методика позволяетпровести пофакторный анализ рассматриваемой территории, провести делимитациюграниц ГСНМ, разработать модели развития сложившейся (или образовывающейся)ГСНМ, позволяет провести правовое зонирование и разработать правилаземлепользования и застройки для данной территории.
Методикатерриториального планирования на основе зон совместных интересов была апробированана примере регионального метрополиса «Большой Екатеринбург» (представлена втаблице). Одним из актуальных проектов на сегодняшний день, направленных наобеспечение совместного развития населенных мест в системе расселения, являетсястратегический проект «Большой Екатеринбург». Цель этого проекта заключается всоздании условий для совместного устойчивого стратегическогосоциально-экономического развития Екатеринбурга и городов-спутников на основепартнерской городской политики, направленной на создание полноценной городскойсреды для жизнедеятельности всего населения Большого Екатеринбурга.
Различныеформы собственности на землю в современных социально-экономических инормативно-правовых условиях определяют необходимость развития понятия “БольшойЕкатеринбург” с учетом новых градостроительных отношений.
Входе исследовательской работы «Большой Екатеринбург» было предложенорассматривать в качестве регионального метрополиса системы устойчиворазвивающихся населенных мест и межселенных территорий столицы УрФО и соседнихмуниципальных образований на основе зон совместных интересов.
Методикойпредусматривается выделение существующих и перспективных зон функциональных,экологических, природоохранных, историко-культурных и эстетических,экономических, транспортных, инженерных совместных интересов. На основе этихзон была получена схема комплексных зон совместных интересов, позволяющаяуточнить границы «Большого Екатеринбурга» и разработать нормативно-правовуюдокументацию для данной территории (в соответствии с новым Градостроительнымкодексом РФ).
Существующиезоны установлены с учетом Проекта районной планировки Екатеринбургского(Свердловского) внутриобластного района, Генерального плана Екатеринбурга,Концепции развития Свердловской области до 2040 года, Схемы развития иразмещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года,картографических и текстовых материалов, представленных в широкой печати.
Наоснове зон совместных интересов всех жителей населенных мест, входящих в даннуюсистему расселения, были уточнены границы «Большого Екатеринбурга». Территория,рассматриваемая в стратегическом проекте «Большой Екатеринбург», включающаятолько первый пояс городов-сателлитов (города, фактически сросшиеся сЕкатеринбургом: В. Пышма, Среднеуральск, Березовский и Арамиль), необеспечивает решения поставленных ею задач.
Территория,охватывающая комплексные зоны совместных интересов, определяет границы«Большого Екатеринбурга». Проектирование зон совместных интересов показало, чтоони почти целиком охватывают территорию Екатеринбургской городской агломерации,то есть МО «г. Екатеринбург» и соседних муниципальных образований (г.Первоуральск, г. Верхняя Пышма, г. Среднеуральск, г. Березовский, Белоярскийр-н, г. Заречный, г. Верхнее Дуброво, Сысертский район, г. Арамиль, г.Полевской, Ревдинский р-н, г. Дегтярск). Также в состав Большого Екатеринбургацелесообразно было бы включить МО “г. Асбест” и ЗАТО “г. Новоуральск”, так какони играют важную инновационно-технологическую (г. Новоуральск) и производственную(г. Асбест) роль в Екатеринбургской агломерации и поспособствуют формированиюцелостной компактной формы «Большого Екатеринбурга». Они включают значительныезоны совместных интересов с основной территорией.
Границыустановлены с учетом природных рубежей, планировочных иадминистративно-территориальных характеристик. Такая фиксация границ необходимадля дальнейшей работы по проведению правового зонирования и составлению правилземлепользования и застройки территории «Большого Екатеринбурга».
Подобнаяфиксация границ должна учитывать перспективы развития территории «БольшогоЕкатеринбурга». Повторно она была проведена после территориальногопланирования, развития системы расселения «Большого Екатеринбурга».
Вкачестве основных документов скоординированного архитектурно-планировочногоразвития «Большого Екатеринбурга», в соответствии с новым Градостроительнымкодексом РФ, должны выступать схема его территориального планирования и правилаземлепользования и застройки. Они должны учитывать предложения потерриториальному планированию России, Свердловской области, как субъекта РФ,генеральные планы городских округов и населенных мест в составе «БольшогоЕкатеринбурга».
Методикаимеет жесткую табличную структуру, включающую 4 раздела (4 колонки): наименованиеэтапов, графическая схема, методы, основные направления и принципыпроектирования.
Онасостоит из двух этапов. Первый, характеризуется анализом современного состояниятерритории «Большого Екатеринбурга» и включает: схему территории Большого Екатеринбургав составе области (федерального округа, страны), схему административногоделения «Большого Екатеринбурга», аспектные схемы современного состояния зонсовместных интересов муниципальных образований «Большого Екатеринбурга», атакже комплексную схему зон совместных интересов, синтезирующую вышеуказанныезоны, схему границ «Большого Екатеринбурга» и модель современнойархитектурно-планировочной структуры существующей ГСНМ.
Второйэтап представлен этим же набором схем – зон совместных интересов муниципальныхобразований «Большого Екатеринбурга» с учетом перспектив развития даннойтерритории.
Схемызон совместных интересов с учетом перспективного развития были заложены вмноговариантную модель перспективного развития Большого Екатеринбурга в качестверегионального метрополиса (рисунок 2). Эта модель завершает методику.
Каждаяиз схем (зон совместных интересов и моделей) сопровождается необходимымиметодами и принципами, заложенными в основу их выделения и проектирования.Выделяется ряд основных принципов организации системы расселения:
1)встроенность, на основе согласованности с каркасом расселения, синженерно-транспортным каркасом, с функциональным, экологическим,природоохранным, историко-культурным, экономическим, эстетическим зонированием;
2)целостность и непрерывность функционального, природоохранного,историко-культурного, экономического, транспортного, инженерно-техническогокаркасов «Большого Екатеринбурга»;
3)динамичность функционально-планировочной, природно-экологической, транспортной,инженерной, историко-культурной, композиционной структуры «БольшогоЕкатеринбурга»;
4)структуризация, на основе функционального, экологического, природоохранного,историко-культурного, экономического зонирования, выделения узлов, связей,видов инженерного и транспортного каркасов, комплексного зонирования;
5)оптимизация, согласованность и территориальная сбалансированность зон иструктур на основе правил землепользования и застройки; приоритетностьбезопасности и повышения качества жизни людей, энергосбережения и рациональногоиспользования природных ресурсов; сбалансированность экономических иэкологических решений;
6)гармонизация архитектурно-планировочной структуры расселения на основе средств,принципов и методов композиции, учитывающих экологический, синергетический,ноосферный и др. подходы к ее формированию
На современном этаперазвития градостроительной науки переход к разработке генерального плана городасовместно с тяготеющими районами выдвигает сложности методологическогохарактера. Первая из них — необходимость охвата проектными разработками большихтерриторий при отсутствии реальных возможностей увеличения единовременныхкапиталовложений и освоения дополнительных объемов работ. Вторая связана ссовмещением понятий генплана и районной планировки для территориальных систем«город — область», «город — агломерация», что требует корректировки принциповразработки проекта развития города с тяготеющими районами как качественнонового документа. Третья проблема — введение в практику проектирования новыхтерминов, характеризующих пространственно-планировочные структуры, возникающиена стыке городского и регионального уровней территориального анализа. Четвертая— увязка планировочного и административно-хозяйственного подходов к членениютерритории агломерации (области) и нахождение адекватных существующимуправленческим структурам механизмов реализации проектных предложений.
Наиболеесущественной частью проблемы формирования больших систем расселения (страна,регион и т. д.) становится определение самого понятия «система», связанного сизучением рассматриваемых территорий как сложных и сверхсложных объектов свысоким уровнем внутренней организованности.
Опираясьна ряд исходных категорий (целостность, множество, элемент, связь), значениеслова «система» трактуется как специфически выделенное из окружающей средыцелостное множество элементов, объединенных совокупностью внутренних связей илиотношений. Наиболее общей и фундаментальной характеристикой системы являетсяналичие жестко детерминированных и вероятных признаков в строении и поведениисложного объекта. Только их совместное действие исчерпывает его полнуюсистемную сущность. В таком объекте (сложной системе) обычно удается выделитьчасть (систему), изменяющуюся жестко детерминированным образом, и часть,преобразующуюся вероятностным образом.
Определяющаячерта жестко детерминированных систем — строго однозначный характерупорядоченной закономерной связи элементов, организующих единство. Каждыйпредыдущий объект входит на правах элемента в последующий синтезированныйобъект, а этот последний включается на правах элемента в следующий, болеесложный агрегат. Такие системы характеризуются интегрированностью элементовмножества (централизации), их взаимной согласованностью в рамках целого(координацией) и иерархическим соподчинением (субординацией).
Неменьшего внимания заслуживает идея автономности систем. В отличие от жесткосвязанных систем со строго однозначным типом связей иерархически соподчиненныхэлементов, в автономных системах в качестве определяющей черты рассматриваетсямножественный (массовый) характер связей относительно равнозначных элементов.Со стороны предметной — множество вещественных элементов, а со стороныпро-цессивной — это множество случайных событий. Временная последовательностьслучайных событий определяется как стохастический процесс, в ходе которогокаждое из них осуществляется с некоторой частотой или вероятностью. И еслистохастический процесс — это специфический тип функции автономных систем, тоспецифической структурой, лежащей в основе осуществления данных функций,является распределение элементов по системе.
Приразвитии подобных систем некоторое исходное распределение элементовтрансформируется стохастическим процессом в функциональное распределениевероятностей между случайными событиями разного типа, что определяет внутрисистемы процесс «размешивания». Такое состояние характеризуется множествомравноправных элементов, их относительной самостоятельностью и зыбкостью,«облако-образностью» структуры, лишенной строгой пространственнойупорядоченности, поэтому возникает вопрос о ее устойчивости.
Устойчивостьавтономных систем достигается за счет внутренней и внешней регуляции.Внутренняя регуляция проистекает из собственной (вероятностной) природы такихсистем. В процессе неравномерного развития вместе с ростом численностиэлементов складываются условия для их дифференциации. При этом некоторые из нихвыступают по отношению к остальным в роли регуляторов, а их усиление ведет кросту упорядоченности и уменьшению стохастичности внутри системы.
Впроцессе количественного возрастания элементов численность их достигаетнекоторого порога, за которым начинается регуляция внешними факторами. Системастановится насыщенной настолько, что приходит в соприкосновение с некоторойстационарной, жестко детерминированной системой высшего уровня, выступающей вэтих условиях как внешние сдерживающие границы.
Врезультате автономные системы оказываются как бы нанизаны на систему болеевысокой целостности, а ее детерминированные элементы, в свою очередь, на низшихступенях взаимодействия входят в состав автономных систем. Такое генетическоеединство в сложных системах, при котором одни и те же элементы присутствуют вразное время и в жестко связанных системах, и в автономных (как следствие двухразличных состояний объекта), порождает «конфликтную» ситуацию, вследствие чегосложная система находится в процессе постоянного становления. Изложенныеположения, лежащие в основе системного подхода к описанию реальных объектов,имеют много общего с рядом идей, получивших за последнее время распространениев моделировании градостроительных объектов. Применительно к градостроительнойдеятельности понятия «система», «структура», «функция» конкретизируются втерминах: «система расселения», «планировочная структура», «функциональноезонирование», из которых исходным является «система расселения».
Проблемарасселения, с одной стороны, в самом общем виде может быть охарактеризована какразмещение и развитие сети населенных мест (поселений), края, области (региона);а с другой — как размещение населения на территории и в границах этихпоселений. Таким образом, выступая на двух уровнях, «система расселения» наверхнем уровне предполагает территориальную организацию сети поселений,объединенных прежде всего экономическими связями. В границах этого уровняпервопричиной расселения является взаимодействие сторон «территория —поселение», выступающее на верхней его ступени в качестве каркаса расселениястраны либо экономического района, т. е. макрорегиона, а на нижней ступени — ввиде региональных систем: краев, областей, что является результатом выделения ведином каркасе расселения страны специфических районов расселения.
Решениеобщегосударственных задач средствами градостроительной практики обусловило двапринципиально отличных подхода к созданию региональных систем расселения. Воснове первого подхода лежит гипотеза создания в рамках региона единой системыпоселений (ЕСП). Наиболее существенный признак ЕСП — ее иерархическаяорганизация из ряда промежуточных систем (локальных систем поселений,характеризующихся значительной степенью общности повседневной жизни ихнаселения). При этом каждая из них представляет собой элемент системы болеевысокого порядка и, в свою очередь, сама состоит из элементов, высупающих как системаболее низкого порядка.
Основнойдействующий принцип формирования ЕСП — дробное административно-хозяйственноерайонирование территории региона. Он выражается в том, что определение иерархиилокальных систем предшествует выделению иерархии соответствующих им районов.Как целостную систему ЕСП формируют «структурные цепи». Это упорядоченныерегулярные межселенные связи, обусловленные структурно-функциональнымподчинением поселений с различной по уровню и характеру развитияградообразующей и градо-обслуживающей базой региональному центру. Центромединой системы, как правило, является крупнейший или крупный город — узловойцентр страны, объединяющий все поселения региона в экономическом,организационно-хозяйственном, административно-политическом и культурномразвитии. Выделение ЕСП целесообразно производить по числу и дальностиэпизодических (деловых и культурно-бытовых) поездок населения к городу —региональному центру. Общее число таких поездок в рамках ЕСП должно бытьменьше, чем в отдельных локальных системах, но больше, чем за ее пределами, —от 1 до 10 поездок на 1 жителя в год. Число ступеней развития в различныхсистемах может быть неодинаковым и зависит от общего уровня хозяйственногоразвития региона.
Такимобразом, данная схема определяет разветвляющуюся подобно дереву системутерриториальной организации поселений региона. Она проста, логична ихарактеризуется интегрированностью своих элементов (локальных схем), ихсвязанностью (наличием структурных цепей) и многоуровневым иерархическимсоподчинением одному городу — региональному центру.
Ноне все поселения региона укладываются в эту схему. Особенно это относится кновым городам — индустриальным центрам, возникающим в ходе его интенсивногохозяйственного развития. Отражением такой тенденции стала предложеннаяградостроителями идея создания на базе территориально-производственныхкомплексов систем группового расселения (СГР).
ВыделениеЕСП и СГР имеет важное теоретическое значение: каждая из них по-своемуучитывает пространственные и временные сдвиги, происходящие в распределениипоселений на территории региона. Их совместное действие должно обеспечитьрегиональной системе возможность градостроительного маневра при сохранении еепространственно-планировочной определенности. Требование быть структуройрегиона накладывается на региональную систему с самого начала. Поэтому в рамкахобщей социально-экономической модели можно утверждать, что вопросыкачественного соотношения ЕСП и СГР решаются разновременностью ихпреимущественного действия на трех стадиях развития региональной системы.
Изучениеданной проблемы позволяет сделать следующие выводы.
Стремительныетемпы и широкие масштабы урбанизации вызывают необходимость градостроительногоанализа систем расселения, которые по своим размерам превышают площадисуществующих схем (проектов) районной планировки. Предлагается ввести в общийпроцесс проектирования новую стадию — градостроительный анализ региональныхсистем расселения. Основная цель данной стадии — осуществлениеметодологического перехода от хозяйственного планирования к районнойпланировке.
Исследованиеобщей стратегии формирования и развития региональных систем показало, чторегиональная система расселения, возникшая как иерархическое образование — ЕСП(первый этап), в процессе своего развития проходит стадию интегрированныхкомплексов — СГР (второй этап) и преобразуется в систему с единойполицентрической структурой (третий этап).
Первыйэтап(современное состояние) характеризуется доминирующим развитием ЕСП как исходнойструктуры региона и представляет собой трехуровневую организацию районных,узловых и единой систем поселений. Решение данной задачи связано снеобходимостью структурного районирования территории региона (выделения узловыхрайонов и районов-секторов).
Второйэтап (до2015 г.) — бурное развитие территориально-производственных комплексов исоздание на их базе СГР. Этот этап можно охарактеризовать как процессмногоступенчатой территориальной интеграции хозяйства и расселения от граництерриториально-производственного комплекса к границам узлового района и далее —СГР, в результате чего узловые моноцентрические системы развиваются в групповыеполицентрические.
Третийэтап(2015 г. и далее) будет сопровождаться обратным влиянием СГР на окружающуютерриторию, в ходе которого реконструкции подвергнется ЕСП. Единый региональныйцентр дополнится сетью центров — СГР, а общая иерархическая структура центровперейдет в иерархию сетей центров с более непрерывной последовательностьюсвязей между ступенями.