МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова Экономический факультет Экономическая мысль Древнего мира Реферат Выполнил студент 2-го курса группы 205 Даниленко Павел Москва, 2005 Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, с зарождением первых цивилизаций. И с того времени появляется экономическая мысль о богатстве, бедности и о том, как правильно
вести хозяйство, чтобы получать максимальную выгоду. Уже в рабовладельческом обществе мы встречаем интересные высказывания по экономическим вопросам, которые содержатся, в частности, во многих сочинениях древневосточных и античных мыслителей и философов. Предлагаю остановиться на некоторых наиболее известных из них подробнее, чтобы осветить содержание и важнейшие идеи этих произведений. Экономическая мысль
Древнего Востока Если искать истоки экономической науки в учениях мыслителей Древнего мира, то прежде всего следует обратить свой взор в сторону Древнего Востока, колыбели первых человеческих цивилизаций. При этом нужно учитывать, что появление тех или иных взглядов в тот или иной периода развития общества всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами экономики.
На Древнем Востоке рабство зародилось уже в IV тысячелетии до н.э. и его особенностью являлось существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины. Значительное распространение получила система долгового рабства. И вдобавок можно было наблюдать закабаление широких масс населения государством, в руках которого находилась ирригационная система. Экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась снизу
унаследованными ещ от первобытных времн традициями, сверху государственной регламентацией, во многом основанной на той же традиции. Товарно-денежные отношения появились в недрах господствовавшего натурального хозяйства только с течением времени и развивались очень медленно. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни регулирование ирригации, оказывавшей огромное влияние на жизнь людей, самый яркий тому пример определило специфику азиатского способа производства.
Проблемы его развития нашли отражение в ряде дошедших до нас письменных источников. Для выявления хозяйственных взглядов, возникших в Древнем Египте, наиболее важными принято считать Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара 22 в. до н.э. и Речение Ипусера начало 18 в. до н.э В первом сочинении отец сообщает наследнику свои мысли относительно царской власти, дает советы, касающиеся
внешней политики, экономических функций государства и методов управления хозяйством. Во втором описаны социальный переворот простолюдины страны стали богатыми, разрушение централизованной системы управления и его печальные последствия. Ясны и причины произошедшего обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества. В другом крупном древневосточном государстве Вавилонии наибольшую известность получил сборник законов
царя первой вавилонской династии Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э В них отражается стремление правителя ослабить классовую борьбу с целью укрепления рабовладельческого строя, основой которого является частная собственность. Поэтому, согласно Законам, она считается незыблемой, а покушение на частную собственность карается смертной казнью либо в лучшем случае обращением виновного в рабство.
Статьи, в которых отражена защита собственности граждан, можно считать наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии, наряду с правилами аренды, найма, долгового рабства и ростовщичества сильный не должен притеснять слабого. В связи с увековечением частной собственности деление общества на рабов и рабовладельцев также признавалось вечным и естественным явлением. В Законах также указаны различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности
населения. В частности, они предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства в Вавилонском государстве. Законы принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому праву и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учитывать однако, что
Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны, не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже. Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция Кун Фу-Цзы 552-479 гг. до н.э Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается патриархальной семьей и крестьянской общиной.
Следовательно, регламентация патриархально-семейных отношений основа стабильности общественного строя. Конфуций различал коллективную собственность собственность крестьянской общины и частную рабовладельческую собственность. Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он в конечном счте отдавал предпочтение именно ей, а потому оправдывал сословное деление общества. Философ рассматривал его как установленное богом и природой.
Он защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права социальную, нравственную и юридическую философию. Эта теория развивалась потом на протяжении веков и, меняя сво классовое содержание, служила впоследствии защитой феодальной и буржуазной собственности. Согласно учению Конфуция, власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных
работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Шан Ян 390-338 гг. до н.э. в работе Книга правителя области Шан констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие земледелие. Следствием этого стало падение доходов казны. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция тоже. Единственный выход, по мнению Шан Яна, установить единообразие в мыслях и действиях укрепить
чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы во всех сферах жизни, обязательные для каждого человека и обеспеченные наказанием фа фа порядок. Шан Ян также подчркивал, что государство добивается процветания при помощи двух средств земледелия и войны. В этой связи он предлагал провести всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.
Другой письменный источник Древнего Китая коллективный трактат Гуань-цзы, относящийся к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла и торговли. В свом первоначальном варианте он сложился в середине 3 в. до н.э. в академии Цзися, был окончательно сформирован Лю Сяном и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна Гуань-цзы, 645 до н.э главного министра царства
Ци, который прославился своими социально-политическими и экономическими реформами. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти и распространял ее на экономику в виде государственного контроля над ценами и монополии на соль и железо. С другой видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов фа, которым должен следовать и сам государь закон отец и мать народа.
Авторитет Гуань Чжуна стал причиной приписывания ему и объединения в единый трактат произведений всех главных философских школ древнего Китая. Изменения в общественной жизни объясняются в Гуань-цзы сменой урожайных и неурожайных лет. Труд провозглашается источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена. Авторы считали недопустимым, чтобы при обмене выгоды у одних были бы больше, чем у других и выступали
за то, чтобы весь народ трудился одинаково и приобретал вс поровну. В трактате содержится вывод о том, что народ создат доход для знатных и прибыль для торговцев Если бы все были знатны, то некому было бы трудиться и страна оставалась бы без доходов. Но тогда не было бы знатных, без которых народ не мог бы жить по естественным законам. Создатели Гуань-цзы рекомендовали регулировать цены на хлеб созданием государственных фондов, открыть
земледельцам дешвый кредит и заменить прямые налоги на соль и железо косвенными. Тогда, по их мнению, будет устранено стремление купечества к обогащению и будет достигнут классовый мир. Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат Артхашастра Наука о пользе. Согласно индийской традиции, он приписывается Каутилье
Вишнугупте конец IV в. до н. э полулегендарному министру основателя династии мауриев Чандрагупты I. Однако, по данным современной исторической науки, она сформировалась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии. Среди первых теоретиков и, скорее всего, уже популяризаторов
Артхашастры были странствующие философы паривраджаки, которые обсуждали такие темы, как цари, воры, министры, армии, опасности, сражения. За периодом начальных учительских традиций, вероятно, последовал период конкурирующих школ. Среди предметов их дискуссий выделяются проблемы, связанные с числом необходимых советников, наложением штрафов обязанности надзирателей, структурой действующей армии и ряд других. В какой-то момент была произведена попытка унификации взглядов и доктрин артхашастринов и их сложение
в единый документ. Трактат, представляющий своеобразную энциклопедию и свод различного рода наставлений и советов для наилучшего управления страной е правителями, посвящен артхе материальной выгоде приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Предметом исследования в Артхашастре является макроэкономика, внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. И вообще, что касается сравнительного анализа предмета экономической
мысли античного общества с которой мы познакомимся ниже и древневосточного, то в первом случае им является микроэкономика исследуется богатство отдельного человека, проблемы товара, денег, разделения труда и т.п а во втором взоры философов обращены в сторону проблем управления хозяйством в масштабах целой страны. Цель же правильного управления рост государственного богатства. А оно в свою очередь складывается из результатов труда населения.
И поэтому расходоваться, если следовать Артхашастре, должно на общественные нужды поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство здесь признается естественным явлением для накопления богатства. Пополняя казну с помощью налогов, правителю следует вести борьбу с хищениями казенного имущества и для этого, в частности, предлагается введение тайного контроля над чиновниками. В то же время государь должен бороться с ростовщичеством и торговой спекуляцией
Торговцы воры, не носящие имени воров, говорится в Артхашастре. Величина стоимости товаров определяется количеством дней работы, а вознаграждение мыслится в строгом соответствии с результатами труда. Наличие класса купцов вызывает интерес артхашастринов к прибыли. Но они решают этот вопрос, исходя из теории издержек производства прибыль заранее включается в цену товара в качестве прочих издержек и заранее устанавливается е размер 5 - для местных товаров,
10 - для иностранных. Таким образом, в трактате в основном отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством. Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду,
жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями бога по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать.
Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения. Экономическая мысль в трудах античных философов При рассмотрении экономических взглядов античных мыслителей
прежде всего нужно обратить внимание на отличие древнегреческих и древневосточных социально-экономических отношений. Проводя их сравнительный анализ, следует отметить, что если азиатское общество являлось деспотичным, то античное было демократическим, хотя и рабовладельческим. Рабство, проникшее во все сферы общественно-экономической жизни и ставшее основной формой эксплуатации непосредственных производителей, существовало здесь в классической форме зародилось оно в
I тысячелетии до н.э а своего расцвета достигло в 5 в. до н.э По сравнению с Востоком становление рабовладельческого строя в Древней Греции происходило при более высоком уровне развития производительных сил. Вот почему этот процесс протекал почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества, которые в античной экономике имели гораздо большее значение, чем в азиатской.
Он сопровождался ликвидацией долгового рабства и более быстрым разложением общины. На Востоке же сельская община существовала одновременно с частной собственностью рабовладельцев. Своей вершины экономическая мысль Древней Греции достигла в классический период V-IV вв. до н.э. в трудах Ксенофонта 430-354 гг. до н.э Платона 424-347 гг. до н.э. и Аристотеля 384-322 гг. до н.э
Причм они содержат не только перечень определнного рода рекомендаций, что весьма характерно для сочинений философов Древнего Востока, ориентировавшихся на исторически сложившиеся под влиянием религиозных представлений или народных традиций нормы. Здесь экономическое знание не носило априорного, догматического характера, в нм можно увидеть объективный, непредвзятый подход к изучению существовавших в реальности экономических отношений и даже элементы анализа и систематизации.
Таково главное отличие метода экономической мысли античного общества от древневосточного. Принято считать, что слово экономика первый корень ойкос дом, домашнее хозяйство, второй номос, что в переводе с греческого означает закон было придумано Ксенофонтом представителем богатой афинской аристократии и автором трактата Ойкономия Домострой. В центре его сочинения описание образцового домашнего хозяйства афинского гражданина.
Оно охватывает практически все стороны быта, такие как распределение обязанностей между мужем и женой, обустройство домашних помещений, подбор слуг, наконец, производственные задачи земледельца обработка почвы, посев и уборка урожая. По своей сути Домострой Ксенофонта это манифест житейской мудрости и здравого смысла. Он содержит множество наставлений и советов, вплоть до того, в какой части здания сухой или прохладной
следует хранить хлеб, а в какой вино. Но помимо этого в трактате рассматриваются важнейшие экономические проблемы. Являясь сторонником рационального ведения хозяйства, Ксенофонт проявлял большой интерес к изучению проблем разделения труда в обществе и в историю экономических учений вошел как ученый, впервые давший ему анализ. Ему также принадлежала идея зависимости качества продукции от степени разделения труда и связи разделения
труда с размерами рынка позже данный аспект занял важное место в теории Адама Смита. Он восхвалял достоинства земледелия и, будучи принципиальным сторонником натурального хозяйства, осуждал занятие ремеслами и торговлей, хотя и не отрицал при этом их выгодности. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. Более того, он давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов использование различных
материальных и моральных стимулов и т. д. Заслугой Ксенофонта было и то, что он выделял два свойства товара. С одной стороны, каждый товар характеризуется какими-либо полезными свойствами, которыми может воспользоваться его обладатель здесь мы можем наблюдать зародыш идеи полезности и связанного с ней понятия потребительской стоимости. С другой стороны, каждый товар способен к обмену а здесь мы можем увидеть зародыш идеи меновой
стоимости или цены. Идея о двойственности ценности товара стала позднее одним из центральных элементов учения классической политической экономии. Деньги, согласно воззрениям Ксенофонта, играют важную роль в хозяйстве, поскольку облегчают обмен. Но для него, как и для древнегреческих мыслителей в целом, было характерно отрицательное отношение к ростовщичеству. Этот вид деятельности, по его мнению, выходит за рамки того, что разрешает этика в
те времена экономическая теория понималась как часть моральной философии. С его точки зрения, самое почетное и этически добродетельное занятие - земледелие. Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона, создавшего модель идеального государства. В своем проекте он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей
людей и однообразием их способностей. В диалогах Государство и Законы он стремится устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями философы и воины образуют аппарат управления и не должны иметь никакой собственности, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Государство, согласно Платону, это человек больших размеров.
В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же три начала разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова разум руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения. Частная собственность осуждается, е могли иметь только лица, не способные к политической деятельности, то есть представители третьего сословия. Всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает.
Свобода граждан резко ограничена, законы суровы. Семья находится под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства примитивного коммунизма, которую можно считать одной из первых утопий. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к соразмерности и единообразию несоразмерных и разнообразных товаров. Аристотель величайший мыслитель древности, в наибольшей степени
из всех античных философов занимавшийся проблематикой экономической теории. В своих трудах Политика и Никомахова этика он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности и ориентироваться на среднего гражданина, то есть земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба говорящим орудием.
Он выделял два вида хозяйственной деятельности. Первый собственно экономика. Она является искусством приобретения благ и потребительных стоимостей и связана с деятельностью натурального рабовладельческого хозяйства, включающего земледелие, ремесло и мелкую торговлю. Экономика направлена на удовлетворение естественных потребностей людей и является оправданной с точки зрения моральной философии. Второй вид так называемая хрематистика, связанная с товарно-денежными отношениями
крупной торговлей и ростовщичеством. Она представляет собой искусство получения наживы и безграничного накопления богатства в денежной форме, а потому противоестественна. При этом между экономикой и хрематистикой не существует чткой грани. Например, если торговая деятельность направлена на удовлетворение необходимых потребностей, то она является частью экономики, а если ее цель прибыль в денежной форме, то ее следует отнести к хрематистике.
Об этичности употребления денег также нельзя говорить однозначно. Если они используются в обмене, который осуществляется в рамках экономики, то тогда их использование оправдано с моральной точки зрения если же они применяются в ростовщических операциях, то это нарушает нормы этики, из которых исходил Аристотель. Таким образом, основным критерием систематизации экономических отношений и различных видов хозяйственной деятельности является их цель.
Но такое разграничение, хотя и широко известно, является упрощенным. Следует понимать, что хрематистика от греч. хремата предметы необходимости это не только искусство накопления денег, а и умение обеспечивать себя предметами необходимости, создавать необходимые запасы. Поэтому сам Аристотель не осуждал хрематистику в этом широком смысле никакое хозяйство без запасов невозможно. Снова принимая за критерий те цели, которым служат экономические отношения, он выделял два
вида хрематистики один обеспечивает запасы, необходимые для ведения хозяйства, другой нацелен на накопительство сверх разумных потребностей. Но если для накопления натуральных запасов существует некая естественная граница все продукты имеют свойство портиться с течением времени, то по отношению к накоплению денег такая граница отсутствует. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности, замечал Аристотель. Вместо того чтобы быть средством, богатство само становится целью.
Это и осуждал философ. Тем не менее, Аристотель стремился понять законы обмена. Как и Ксенофонт, он устанавливал две стороны товара потребительную и меновую стоимость. Но ему принадлежит первенство в анализе явления, которой мы называем ценой, и в изучении проблемы справедливости при обмене появляются зачатки идей о справедливой цене товара которые получили дальнейшее развитие в работах средневековых схоластов. Он считал, что главное это пропорция, в которой одно благо обменивается
на другое. Более всего мыслителя занимал вопрос о критерии, с помощью которого можно было бы судить о справедливости пропорций обмена. А ответ на этот вопрос таков в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу товарный обмен это отношение не только между вещами, но и между их владельцами. Аристотель пришл к выводу, что общей мерой при обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них, которую на практике заменяют деньги.
Сам же обмен справедлив тогда, когда соотношение сторон отражает соотношение их работ, то есть труда, затраченного на производство. Согласно учению Аристотеля, деньги условная мера, устанавливаемая людьми, а не природой. Нужно, чтобы все измерялось чем-то одним Этим одним является, на самом деле, потребность, которая для всего является связующей основой В качестве же замены потребности, по соглашению между людьми, возникла монета утверждал философ.
Деньги - это искусственный инструмент, созданный путм общественного договора для облегчения торговли, измерения ценности и соизмеримости товаров. Аристотель выводил деньги из процесса развития товарных отношений, высказываел мысль о превращении денег в капитал. Ростовщичество философ осуждал однозначно. Дело в том, что деньги по своей природе не способы приносить какие-либо плоды иными словами, деньги не рождают деньги.
Поэтому барыш, получаемый ростовщиком, является результатом не хозяйственной силы денег, а эксплуатации кредитором должника. Учение Аристотеля об экономике и хрематистике стало первым опытом систематизации экономических явлений.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Меир Голда |
Реферат | Антимонопольное законодательство |
Реферат | Insomnia Essay Research Paper InsomniaInsomnia comes in |
Реферат | Экономико географическая характеристика Гренландии 2 |
Реферат | Проектный анализ |
Реферат | Петр Захаров-Чеченец (1816-1846 гг.) |
Реферат | Persuasive Essay 2 |
Реферат | Австралия 3 |
Реферат | Инвестиционная деятельность в Украине |
Реферат | Возрождение украинской культуры в 1917 1920 - х гг. |
Реферат | Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам |
Реферат | Размерность пространства |
Реферат | Современные компьютерные технологии в обучении |
Реферат | Weber Capitalism Religion And Social Control Essay |
Реферат | Катастрофа поезда на Биг Баю Канот |