СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение 3-1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы коли¬чественной оценки. 8-2. Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга. Самовоспроизводство долга. 15-3. Точность измерения дефицита государственного бюджета 20-4. Причины долгового кризиса и механизмы сокращения внешней задолженности 26-5. Бюджетная политика России после 1995 года. 31-39 Заключение 40-42
Список литературы 43 ВВЕДЕНИЕ Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая
доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению ; высокая доходность государственных ценных бумаг. В данной работе предпринята попытка шире взглянуть на названную проблему с целью выйти за рамки исключительно макроэкономического анализа. Последний должен стать основой для постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, что, в свою очередь, позволит правильно построить единую систему
управления государственными пассивами. Логическим завершением этой цепочки будет создание соответствующей полной и непротиворечивой законодательной базы. При подобном подходе чисто экономические задачи тесно переплетаются с задачами теории управления и финансового права. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за
вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.
Важно проследить практику покрытия и проблемы финансирования государственного долга и бюджетного дефицита в России, что является одной из целей данной работы. Величина расходной части лишь Федерального бюджета в 1999 году была запланирована на уровне примерно 2,997,717,000,000,000 рублей, то есть федеральное правительство планировало израсходовать лишь на федеральные нужды целых 16% от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент изменяет бюджет на несколько миллиардов рублей, а от
величины налогового бремени зависит работа, зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличение бюджетного дефицита на 1 процент соответственно увеличивает (должно увеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к снижению темпов роста основных средств экономики. Нельзя забывать, что рубль, инвестированный государством приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько раз меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором.
С другой стороны, фискальная политика, основанная на кейнсианстве, помогла правительству США выйти из жесточайшей депрессии, разразившейся в тридцатых годах двадцатого столетия. Действительно, одной из детских болезней российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены
Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности как это делают некоторые российские политики, обвиняя реформаторов в том, что они “продали Родину за кредиты
МВФ, выданных на проведение преступных реформ антинародного режима” (справедливости ради необходимо отметить, что большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а именно, экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту
и т.д. Возвращаясь же непосредственно к проблеме государственного долга, хотелось бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, данную проблему невозможно подробно разобрать в рамках нескольких докторских диссертаций, не говоря уже об одном студенческой работе. В связи с вышеизложенным в данной работе я попробую осветить только два аспекта данной проблемы: в рамках анализа внешней задолженности - вступление России в Лондонский клуб и механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации,
а, говоря о внутреннем долге, я полагаю небезынтересным сделать краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства Финансов на 1998 и 1992 год, сделанное мной на основе анализа соответствующих документов вышеупомянутого министерства. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, проблемами государственного займа в условиях становления в России рыночной экономики. Дальнейшее исследование данной темы актуально не только в научном плане, но и с точки зрения оптимизации
законодательной деятельности. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего изучения государственного долга и бюджетного дефицита, его экономической природы, практики финансирования разработать теоретические положения и рекомендации по совершенствованию подходов к покрытию и использованию данных ресурсов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Установить понятия государственного долга, его сущность и содержание нормативно-экономической основы;
2) Классифицировать термины бюджетного дефицита и государственного долга, выявив основные причины и закономерности 3) На базе разработанных теоретических положений сформулировать закономерности, присущие именно России. Теоретическое значение работы выражается в разработке, классификации и обосновании причин государстенного долга и бюджетного дефицита. Практическое значение работы заключается в том, что сформулированные в работе выводы могут быть практически использованы относительно
Российской практики. 1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ИПРОБЛЕМЫ КОЛИ¬ЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ. Государственный долг - общий размер задолженности пра¬вительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний
и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Итак, Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам,
учреждениям и международным организациям. Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Частный долг - общий размер задолженности негосудар¬ственного сектора (коммерческих банков) владельцам частных ценных бумаг. Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы".
По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домаш¬ними хозяйствами, фирмами, правительством и остальными экономическими субъектами. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы (например: правительство осуществляет займ у населения для оплаты государственных расходов). Ес¬ли потребители и фирмы не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет
недостаточно быстро, чтобы приостановить растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов. Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Как указывалось ранее, государственный долг напрямую связан с бюджетным дефицитом. Если же сумма неуплаченного государственного долга возрастает и существует перспектива бюджетного дефицита,
то возникает вопрос: проблема какого рода могут возникнуть в связи с растущим государственным долгом. Имеются две основные причины того, почему государственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике. Допустим, тот, кто владеет государственным облигациями или казначейскими векселями, мог бы вместо этого вложить свои деньги в покупку акций или предоставление займов фирмам, финансируя тем самым их инвестиции
в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем. А вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в экономике государственного
долга заключается в том, что процентные платежи по этому долгу могут стать очень большими. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты по долгу. Один вариант решения данной проблемы – это увеличение налогов. Однако, налогообложение влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так, например, если подоходные налоги снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью
выплатить проценты по долгу, приводят к сокращению выпуска продукции. Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения налогов, может столкнуться с разного рода политическими проблемами. Если долг велик, то следовательно, и процентные платежи являются достаточно высокими. Однако, именно из-за того, что процентные платежи высоки, правительство, вынуждено прибегать к новым займам, а это означает дальнейшее нарастание государственного долга.
В действительности существует альтернативный источник финансирования: для финансирования бюджетного дефицита правительство может просто начать печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета в конечном счете приведут к печати дополнительного количества денег, а следовательно, к инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по поводу существования бюджетного дефицита.
Однако, между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство может в течении длительного времени иметь дефицит государственного бюджета, не сталкиваясь с серьезными проблемами. А при условии, что дефицит будет небольшим, его можно сохранять практически постоянно. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема
ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Причина заключается в том, что если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов. В экономике возможен определенный ряд проблем.
Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следую¬щими факторами: 1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе эконо¬мики, что приводит к объективному завышению размеров бюд¬жетного дефицита и государственного долга. 2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепен¬ное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реаль¬ный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD ), где D - величина государ¬ственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn - номи¬нальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину D, так как, по уравнению Фишера, = Rn- Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть
весьма значительной, Rn- так как в периоды роста инфляции Rr = ———. 1 + Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины госу¬дарственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой
политики прави¬тельства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необ¬ходима поправка на инфляцию: Реальный Номинальный Величина Темп дефицит = дефицит - государственного х инфляции. госбюджета госбюджета долга на начало года 3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне, как правило, не учитывается состояние бюджетов субъектов (областей) данного государства, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии
местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономер¬ность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета проис¬ходит завышение. 4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного ¬бюджета как в индустриальных, так и в переходных эконо¬миках, в том числе и в России, существует его скрытый дефи¬цит, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятель¬ностью Центрального Банка, а также государственных предприя¬тий и коммерческих банков. К числу квазифискальных операций относятся: а) финансирование государственными предприятиями избыточ¬ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на¬чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен¬ных долговых
обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди¬ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны; в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за¬купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси¬рования
коммерческим банкам на обслуживание недейст¬вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй¬ственных, промышленных и жилищных программ по льгот¬ным ставкам и т.д. Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес¬кого бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже¬годно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надеж¬ными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показа¬тели задолженности. Показатели запаса, характеризующие 1) Долг бремя долга в более долгом периоде, ВНП то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого 2)
Долг притока иностранного капитала Экспорт товаров и услуг Показатели потока: чем они 3) Сумма обслуживания выше, тем в более активной долга ВНП краткосрочной корректировке 4) Сумма обслуживания нуждается внешнеторговая и долга валютная политика в целях Экспорт товаров и услуг уравновешивания платежного Баланса (особенно если велика доля внешнего долга)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Аларкон |
Реферат | А. Назва й адреса |
Реферат | А. Х кто же вы, бесермяне? |
Реферат | Destiny Or Free Will Essay Research Paper |
Реферат | А. С. Грибоедов Комедия в четырех действиях в стихах |
Реферат | А. Г. Малаханова система управления качеством подготовки |
Реферат | А. И. Субетто, д-р филос и д р экон наук, проф. (Ицпкпс) |
Реферат | А. С. Макаренко |
Реферат | А. Ф. Лосев. Античная философия истории |
Реферат | Флексография |
Реферат | Условный театр |
Реферат | The Book Of Joshua Essay Research Paper |
Реферат | Учёт и хранение документов в архивах |
Реферат | Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" |
Реферат | Алгоритм муравья |