Содержание Введение 1 Бюджетный дефицит понятие и его виды 1.1 Подходы к проблеме регулирования государственного бюджета 2 Государственный долг 2.1 Механизмы сокращения внешней задолженности 2.2 Государственный долг и эффективность денежно-кредитной политики 2.3 Методические подходы к разработке стратегии управления государственным долгом 3
Дефицит профицит государственного бюджета в Республики Беларусь 4 Государственный долг в Республике Беларусь 4.1 Критерии оценки и отслеживания международной кредитоспособности и кредитной безопасности 4.2 Республика Беларусь находится в процессе экономического становления.
В настоящее время необходимо больше уделять внимания бюджетной системе государства, а также вопросам дефицита и государственного долга, так как это способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
Целью моей курсовой работы является анализ дефицита государственного бюджета и государственного долга, как важнейших элементов финансовой системы общества. В моей работе было проанализировано - понятия и виды государственного долга и дефицита государственного бюджета, состояние дефицита и государственного долга в Республике Беларусь за последние несколько лет, а также внесены предложения по сокращению дефицита государственного
бюджета и государственного долга в Республике Беларусь. Государство извлекает доходы главным образом из налогов. Оно же расходует средства на закупку товаров и услуг, а также на перераспределение доходов в пользу населения. Однако равенство доходов и расходов государства наблюдается чрезвычайно редко. Если расходы превосходят доходы, мы говорим, что государство имеет бюджетный дефицит.
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,
и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования 12, стр. 174 . Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных
бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических
мер, но и соответствующих политических решений. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 от ВНП считается нормальным явлением. Статистические данные свидетельствуют, что в 90-е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис.
Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет с профицитом удалось таким государствам, как Люксенбург, Сингапур, Южная Корея, Латвия , Эстония, Словения и др. Ботствана, являющаяся лидером по темпам экономического роста, превосходит многие страны по размерам профицита, который колеблется от 6,4 до 22,6 к
ВВП. Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них не большая. В развивающих странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в Армении, Аргентине,
Бразилии и др. 2, стр. 402-405 . Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее - на экономику в целом. Западные экономисты склонны к мнению, что умеренный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжелых социально - экономических последствий. Они считают, что большой государственный долг не приведет
к банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования. К ним относят продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций, дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами. Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают
наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта либо недвижимостью. Для количественной характеристики государственного долга используются показатели
общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величены государственного долга с объемом ВНП и ВВН, расчет задолженности на душу населения. В странах с развитой экономикой законодательные органы контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливают лимит его абсолютной величины во Франции и Великобритании - лимит прироста за год. 4, стр.
580-582 . 1 Бюджетный дефицит понятие и его виды Бюджетный дефицит - сумма, на которую за данный год расходы правительства превышают его доходы. В зависимости от образования различают структурный и циклический бюджетный дефицит. 4, стр. 576 . Он может быть вызван, во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики, например её структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют
в будущем подъёму экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объёма производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.
5 стр.120 . Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казны государственного бюджета к ним сведем все доходы государственного бюджета можно показать графически. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой рис.1 . Сумма налогов, полученных государством, определяется доходом нации, т.е. она пропорциональна объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений
T будет восходящей. Налоги, государственные расходы Бюджетный излишек E G Бюджетный дефицит Qe Рисунок 1- Бюджетный дефицит и излишек Из рисунка видно, что при неизменном уровне государственных расходов, ставке налогов и низких объемах национального производства до точки E будет наблюдаться бюджетный дефицит. В точке Е бюджет будет сбалансирован расходы государства будут
ровны его доходам. При значительных объемах национального производства после точки Е будет наблюдаться превышение доходов над расходами, те есть бюджетный излишек профицит . 5, стр.120-121 . Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит. Т. е. Он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определённых социально-экономических
программ. Существует также второе определение структурного дефицита - это дефицит возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы 6 . Покрытие структурного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования кредитов национального банка, выпуск государственных ценных бумаг и т. д. 4,стр.576 5, стр. 121 . Если в ходе выполнение госбюджета образуется положительное сальдо между реально
наблюдаемым и структурным дефицитами, то возникает циклический бюджетный дефицит. Причина его образования - изменение в промышленном цикле. Он образуется в результате падения деловой активности и, как следствие, сокращение налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет с другой - рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам.
4, стр.577 . Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них - повышение налоговых ставок. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счёте к сокращению объёма производства. Другой способ - долговое финансирование. Оно имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке.
По ценным бумагам выплачивается доход как правило в виде процента , источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, т.е. осуществляет рефинансирование. Полученные от продажи нового займа средства используются для погашения ценных бумаг, у которых истёк срок обращения. Если государственные ценные бумаги продаются населению, субъектам хозяйствования, то такой способ финансирования
бюджетного дефицита экономисты считают безинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, центральный банк тем самым расширяет объём денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег и, следовательно, к инфляции. Долговое финансирование ведёт к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.
В связи с этим различают общий дефицит бюджета и первичный. Общий равен сумме первичного дефицита и процентных выплат. Первичный - разности между всеми расходами государства за минусом процентных выплат и его доходами. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - денежное финансирование. Прямая эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется, так как ведёт непосредственно
к инфляции. К таким же последствиям приводит выдача национальным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому законодательства многих стран либо запрещают национальному банку кредитовать правительства, либо устанавливают лимит кредитования обычно в процентах к объёму национального производства . Такой вариант денежного финансирования ещё существует в некоторых странах с переходной экономикой, развивающихся странах. Однако сфера его использования сужается.
При денежном финансировании происходит так называемая монетизация бюджетного дефицита. Источником покрытия бюджетного дефицита могут служить внешние займы. В странах с переходной экономикой для финансирования дефицита могут быть использованы средства, полученные от приватизации государственной собственности. 5, стр. 121-122 . 1.1 Подходы к проблеме регулирования государственного бюджета
Существуют различные концептуальные подходы к проблеме регулирования госбюджета. До Великой депрессии 30-х годов в мире капитализма общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюджет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Методы, используемые для достижения поставленных целей, порождают новые проблемы. В условиях длительного периода безработицы и падение доходов налоговые поступления сокращаются.
Правительство, стремясь сбалансировать бюджет, либо увеличивает налоговые ставки, либо сокращает государственные расходы, либо сочетает эти меры. В результате совокупный спрос ещё больше сдерживается. В условиях избыточного спроса ежегодно балансируемый бюджет не носит стабилизирующего, антиинфляционного характера. Более того он ещё больше углубляет колебание экономического цикла. Согласно второму концептуальному подходу, бюджет балансируется на циклической основе.
В этом случае он выступает инструментом антициклической политике. Суть подхода состоит в том, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и балансирует бюджет в ходе экономического цикла. Это достигается с помощью проведения жесткой фискальной политики. В период спада в результате снижения налогов и увеличения государственных расходов бюджетный дефицит усиливается в период подъема увеличение налогов и уменьшение государственных расходов образует положительное
сальдо бюджета, которое может ликвидировать бюджетный дефицит. Уязвимость этой концепции состоит в том, что если подъемы и спады в экономике не совпадают по продолжительности длительный спад и кратковременный подъем , то образовавшееся положительное сальдо не возместит высокие государственные расходы периода спада. Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов. В этом случаи финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации
мер, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета как такового не рассматривается как первоочередная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже возрасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита. 4, стр.577-578 . 2 Государственный долг Бюджетные дефициты порождают государственный долг.
Государственный долг - сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных облигаций.
Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. 5, стр.123 . В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у национального
банка и внешние межправительственные займы. Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики
и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства вооружение, содержание военнослужащих . Поскольку военный сектор является непроизводственном сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования. Наиболее полную величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.
В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить краткосрочный до года , среднесрочный от 1 до 5 лет и долгосрочный от 5 до 30 лет характер и должны быть погашены в установленные сроки. 4, стр.578-580 . Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести
к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуск денег, рефинансирования. Вместе с тем нельзя недооценить негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них. Рост внутреннего долга особенно опасен для стран с низким уровнем дохода,
а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение
суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего
продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обеспечивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам
даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки.
Все это ограничивает возможности инфляции. Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это мажет привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению расходов путем секвестирования.
Секвистирование - равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета. 5, стр.123-124 . Внешний долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году, называют капитальной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности.
Финансисты различают долго- и краткосрочную, полностью и частично гарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность - это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции и т. д. Краткосрочная внешняя задолженность - задолженность со сроком долгового обязательства менее года.
При полной гарантии государство несет ответственность за долг в полном объеме, при частичной ответственность разделяется между государством и должником. 4, стр.580 . Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения.
При предоставлении займа страна - кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые неудобны для страны - заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодотельно устанавливается его лимит. Следует отменить, что абсалютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в ВВП отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год.
По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 . Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень, смягчения его последствия. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные
резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга. 5. стр.125 . Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашение его основной суммы. Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду,
к инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста. Для того, чтобы избежать этих ограничений и не увеличивать налоги, правительство может рефинансировать долг, то есть выпустить новый государственный займ и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по старым долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного
долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует. Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут производится либо потребительские, либо инвестиционные товары если. Если рост государственных расходов вытесняет призводство иввестиционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления уровень жизни сегодняшнего поколения не будет затронут.
Однако будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения социальные трансферты субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т. д Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики.
Если прирост правительственных расходов преобретает вид инвестиционных расходов например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в человеческий капитал в системе образования и здравоохранения , тогда производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будет сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно
ограничит возможности текущего потребления населения. Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг. Согласно традиционной точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопление долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений.
Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограничение экономического роста. Согласно рикардианской точки зрения, снижение налогов, финансируемая за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских расходов и ограничивает роста сбережений, а только в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.
Каждая из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказывает известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-налоговой политики. Поведение инвестиционного спроса также может быть различна. Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита.
Однако, если экономика первоначально находиться в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибыли у частного бизнеса и вызвать сдвиг кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения рис.2 . Рисунок 2 - Эффект вытеснения R C B A 2 1 I3 I I2
I1 эффект вытеснения Возникший под влиянием роста процентных ставок с R1 до R2 эффект вытеснения инвестиций с I1 до I2 элиминируется их ростом с I2 до I3 в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных обстоятельствах один и тот же механизм - долговое финансирование бюджетного дефицита - может как вызывать эффект вытеснения частных инвестиций, так и элиминировать его.
Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требует углубленного макроэкономического анализа. 1, стр.400-402 . Если это будет происходить, то последующее поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Вызывает тревогу то, что размеры долга и процентные платежи, связанные с государственным
долгом, растут очень быстро. Такова общемировая тенденция. 3, стр.468-469 . 2.1 Механизмы сокращения внешней задолженности В настоящее время во многих странах мира используют различные механизмы сокращения внешней задолженности, среди которых выделяют следующие 1. Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг.
Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена в дар данной стране. 2. Обмен долга на акционерный капитал своп - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции её промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства
на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих случаях иностранный кредитор получает долю а капитале данной страны, а её внешняя задолженность при этом уменьшается. 3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами в национальной или иностранной валюте . При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении
номинальной стоимости облигаций. Беднейшим странам - должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов членов Парижского клуба 1 частичное аннулирование долга 2 дальнейшее продление сроков долговых обязательств 3 снижение ставок процента по обслуживанию долга. Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является
составной частью общей системы управления государственными расходами. Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьёй расходной части
государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности являются в переходных экономиках ведущими факторами снижения напряжённости в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и
Национального банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами - бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности. 1, стр.400-405 . 2.2 Государственный долг и эффективность денежно-кредитной политики Следует напомнить, что денежно-кредитная политика предполагает повышение нормы процента и ужесточение
условий получения кредита, когда совокупный спрос угрожает стать инфляционным. Но при большом объеме облигаций в руках банков и населения государственные власти всегда весьма склонны к облегчению кредита с целью удержания процента по долгу на низком уровне. Если курс государственных облигаций не может понижаться, то и норма процента не может быть повышена, а населения и банки всегда могут превратить свои облигации в наличные деньги, необходимые им для расходов
на потребление и инвестиции. Поэтому наличие большого долга затрудняет использование денежно-кредитной политики для контроля за экономическим циклом и возлагает тем самым еще большее бремя на фискальную политику. Таким образом, большой долг снижает эффективность денежно-кредитной политики. В то же время многие эксперты полагают, что существование широкого рынка государственных ценных бумаг делает возможными большие операции стабилизирующего типа на открытом рынке, что усиливает эффективность
денежно-кредитной политики. Управление государственным долгам посредством мероприятий казначейства и политики операций на открытом рынке с облигациями различной срочности может повысить стабильность экономической системы, но при условии-если все эти мероприятия проводятся правильно. Когда налоги используется для выплаты процентов по государственному долгу, то деньги переходят из одного кармана в другой. При этом нет прямого бремени, подобно тому, какое имеет место при внешнем долге.
Но было бы ошибочным делать поспешное заключение, что нет никакого бремени. Здесь есть косвенное бремя экономических нарушений, которое может быть очень значительным. Во-первых, хотя деньги просто переходят из одного кармана в другой, но карманы могут принадлежать разным лицам. Современный национальный долг находится в руках очень широких слоев населения, так что почти каждое лицо владеет некоторой его долей либо в форме прямых вложений, либо в форме банковских вкладов
и страховых полисов. Тем не менее статистические данные свидетельствуют о том, что те лица, которые получают проценты по облигациям, в среднем не относятся к низким группам получателей дохода. Поэтому критики заявляют, что процент по государственному долгу является отрицательным элементом а фискальной системе. Во-вторых, при современном государственном долге передача от одного класса получателей дохода к другому, возможно, не является наиболее важным косвенном бременем.
Обложение налогом дохода населения может побудить его работать слишком мало или, во многих случаях, наоборот, слишком напряженно, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Может быть, еще более важно то, что высокий налог на доходы корпорации и личный доход часто может оказывать неблагоприятное влияние на готовность людей вкладывать свой капитал в новые рискованные предприятия. В результате происходит замедление технического прогресса и сокращение занятости.
3, стр.469-470 . 2.3 Методические подходы к разработке стратегии управления государственным долгом При анализе бремени задолженности в практике международных сопоставлений чаще всего используется следующие показатели - отношение предусмотренных графиком погашения платежей по обслуживанию долга амортизация основного долга плюс процентные платежи к экспорту товаров и услуг. Это отношение называется нормой обслуживания долга и служит для измерения влияния обязательств по обслуживанию
долга на поток иностранной валюты - отношение предусмотренных графиком или фактических процентных платежей к экспорту товаров и услуг. Это отношение называется нормой процентных платежей и служит для измерения текущей стоимости долга - отношение совокупного долга общей суммы приведенного непогашенного долга к приведенному ВВП или экспорту товаров и услуг .Оно отражает долгосрочную экономическую приемлемость бремени задолженности. Проценты, начисляемые по долгу коммерческим кредиторам, не подлежат полному переоформлению.
Поэтому норма процентных платежей отношение их к экспорту товаров и услуг лучше отражает различия в бремени обслуживания внешней задолженности во времени и в страновом разрезе. Более стабильным показателем долгового бремени является отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг. В блоке платежного баланса целесообразно использовать также такой показатель, как устойчивость платежного баланса. Критериями устойчивости платежного баланса могут быть следующие - наличие дефицита
текущего счета и тенденция его динамики. Правда, этот показатель - необходимый, но не достаточный признак неустойчивости - наличие чрезвычайного финансирования и его изменение в сравнении с прошлыми периодами. Само по себе наличие чрезвычайного финансирования т.е. долгов, которые не могут быть погашены в срок - свидетельство неустойчивости. Беларусь имеет чрезвычайное финансирование в виде прироста просроченной задолженности, складывающейся главным образом из долга за энергоносители
Российской Федерации - превышение доли краткосрочных источников финансирования дефицита текущего счета. Платежный баланс считается неустойчивым, если доля краткосрочного капитала в финансировании дефицита текущего счета превышает 50 . В Беларуси она составляет более 60 . Применение данного показателя указывает на неодходимость анализа внешних заимствований и преимуществ долгосрочных займов пнред краткосрочными. Наибольшее предпочтение с точки зрения устойчивости платежного
баланса имеет такая форма внешних заимствований, как прямые инвестиции, поскольку они означают приток капитала в страну без увеличения внешнего долга. Относительно компаративных международных сравнений интерес представляет не только количественная, но и качественная сторона анализа. Введение в анализ фискального блока, который показывает степень распределения внешнего долга и затрат по его обслуживанию в стране между правительством и неправительственным сектором, позволяет углубить
знание проблемы. Если взять в качестве критерия классификации удельный вес займов государства и под государственные гарантии в общей сумме займов, то можно выделить три группы заимствований по типу дебитора. Первая группа - этатистская. В ней доля долговых обязательств государства и обязательств под гарантии правительства находится в диапазоне 90-100 . В группе стран с либеральной моделью заимствований доля долга государства и хозяйственных агентов под гарантии государства находится в пределах 40-70 .
Промежуточное положение занимает смешанная группа стран-должников с долей задолженности государства и под его гарантии от70 до 90 . Всемирный банк выделяет лишь группу наиболее крупных стран - должников, где главным дебиторам является государство. Таким образом, модели организации займов по типу дебитора можно обозначить как этатистскую главным заемщиком и гарантом является государство, средства поступают и распределяются через систему государственных финансов, что предполагает государственные инвестиционные
программы , либеральную значительная часть займов приходится на частный сектор и смешанную, или промежуточную. Типичные представители этатистской модели организации займов - Китай, Египет, Бангладеш, Индия, Идонезия, а также бывшие соцстраны Центральной и Восточной Европы. Типичные представители либеральной модели - Чили, Южная Корея. Промежуточное положение занимают
Югославия, Турция, Мексика, Бразилия, Аргентина и др. Международные финансовые организации отдают предпочтение неэтатистской модели и ограничивают этатисткую модель. Так, в частности, согласно мандату Европейского банка реконструкции и развития, на долю госсектлора может приходится до 40 проектов, финансируемых банком. 6, стр. 113-116 3 Дефицит профицит государственного бюджета в
Республики Беларусь В Республике Беларусь в 1990 году и в 1991году наблюдался профицит государственного бюджета. Но уже в 1992 году ситуация полностью изменилась и уже вместо профицита наблюдался дефицит государственного бюджета и он составил -18 млрд. руб. или -1,9 к ВВП. в посредствующие годы наблюдался рост дефицита государственного бюджета огромными темпами и уже в 1999 году он составил - 87936 млрд. руб. или - 2,9 к
ВВП . Однако в 2000 и в2001 годах он снизился и соответственно составил в 2000 году -55,3 млрд. или -0,6 к ВВП и в 2001 году -141,4 млрд. руб. или -0,9 к ВВП . 8, и 7, стр.20 . Основными причинами снижения государственного бюджета это сокращение расходной части государственного бюджета. Данные за остальной промежуток времени приведены в таблице 1. Таблица1 Государственный бюджет Республики Беларусь
Государственный бюджет Год Доходы Расходы Д Дефицит профицит Млрд. руб. к ВВП Млрд. руб. к ВВП Млрд. руб. к ВВП 1990 15 35,3 14 33 1 2,3 1991 26 29,7 24 28 1,5 1,7 1992 296 32 314 34 -18 -1,9 1993 3623 36,8 4168 42,3 -545 -5,5 1994 6493 36,5 7111 40 -618 -3,5 1995 35468 29,2 38756 31,9 -3288 -2,7 1996 50669 26,4 54315 28,3 -3646 -1,9 1997 112886 30,8 120832 33 -7946 -2,2 1998 239582 34,1 249577 35,5 -9995 -1,4 1999 1054907 34,9 1142843 37,8 -87936 -2,9 2000 3180,9 34,9 3236,2 35,5 -55,3 -0,6 2001 5133,9 33,7 5275 34,6
-141,4 -0,9 С 1992 года по 1994 год в Республике Беларусь дефицит покрывался за счет эмиссии денежных средств, что привело к гиперинфляции в стране. Индекс потребительских цен в 1992 году составил 1070,8 в год, в 1993 году - 1290,3 в год, в 1994 году - 2321 в год. 14, стр.21 . В последующие годы он частично покрывается за счет эмиссии денежных средств и за счет выпуска государственных ценных бумаг. В Республике
Беларусь выпуск государственных ценных бумаг начался в 1994 году. И с 1994 года по 2002 год прошло свыше 377 аукционов, он считается состоявшимся если реализовано не менее 10 от стоимости государственных ценных бумаг. Не реализованные государственные ценные бумаги доразмещаются Национальном банком среди хозяйственных субъектов среди банков .
Доходность по государственным ценным бумагам в Республике Беларусь устанавливается на уровне ставки рефинансирования. Хозяйственные субъекты платят налог в размере15 от дохода с государственных ценных бумаг. Важную роль в Республике Беларусь играет выпуск ГКО, который позволяет, с одной стороны, отвлечь свободные рублевые средства с валютного рынка, а с другой - ослабляет нагрузку на центральный банк в плане помощи
Минфину. Несомненно, использование заимствований на рынке ценных бумаг в финансировании дефицита приводит к росту внутреннего государственного долга, который можно покрыть как за счет денежной эмиссии, так и путем увеличения емкости рынка ГКО. Таким образом создается дополнительное давление на потребность в эмиссии ГКО для поддержания системы рефинансирования. Но ведь денежная эмиссия - это тоже государственный долг, только бессрочный и беспроцентный.
Поэтому эмиссионное финансирование дефицита чревато разного рода неприятностями. Единственный способ, известный в мировой практике, позволяющий их избежать заменить бессрочный и беспроцентный долг срочным процентным долгом. Иначе говоря, финансировать дефицит за счет эмиссии государственных облигаций. Тогда исчезают все негативные стороны, связанные с функционированием эмиссионного долга. Курс доллара стабилизируется, рост цен замедляется, а это дает возможность центральному банку проводить
эмиссию на здоровой основе - только за счет покупки валюты и драгметаллов. Данные о доли размещения государственных краткосрочных облигациях в финансировании дефицита государственного бюджета за период с 1995 по 2001 годы даны на рисунке 3 Рисунок 3 - Доля государственных краткосрочных облигаций в финансировании бюджета 75 65 55 45 35 25 15 Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 11, стр. 34-35 .
На графике видно, что в период с 1995 по 1997 годы наблюдался рост доли государственных краткосрочных облигаций в финансировании дефицита бюджета. Однако с 1997 по 1999 году наблюдался значительный спад доли государственных краткосрочных облигаций в финансировании дефицита государственного бюджета. Затем в 2000 году произошел незначительный рост доли государственных краткосрочных облигаций в финансировании дефицита государственного бюджета. Однако в 2001 году произошло снижение доли государственных краткосрочных
облигаций в финансировании дефицита государственного бюджета практически на такую же величину. По моему это связано с низким спросом на государственные краткосрочные облигации и с их малой доходностью средняя доходность около 55 . В соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете на 2001 год предельная величина дефицита государственного бюджета планируется в размере 248 млрд. руб. 1,5 от ВВП . На его финансирование будут привлекаться в основном внутренние
источники кредиты Национального банка должны составить162 млн. руб. 1 от ВВП , 60 млрд. руб. планируется покрыть за счет чистой выручки от размещения ГКО государственных краткосрочных облигаций , а остальную за счет внешних займов. Первоначально участие Национального банка в финансировании бюджета, а также в кредитовании кассовых разрывов в национальной валюте не предусматривалось.
Финансирование дефицита республиканского бюджета предполагалось осуществить за счет иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования в объеме 117 млн. США. 162 млрд. руб Позже возникло три сценария решения данного вопроса, в соответствии с которыми доля финансирования дефицита бюджета за счет средств национальной валюты варьировалась от 81 до 131 млрд. руб а остальная часть должна была покрываться долларами
США. Дефицит республиканского бюджета на 2002 год определен в сумме 344,7 млрд. рублей, или 1,5 прогнозируемого ВВП. На его финансирование планируется привлечь в основном внутренние инвестиции долгосрочные кредиты Национального банка в сумме 152 млрд. рублей, средства от размещения государственных ценных бумаг ГКО, векселей, валютного и сберегательного займов в сумме 87,3 млрд. рублей. Средства от размещения государственных ценных бумаг предусмотренные в сумме 75 млрд. рублей.
Выполнение данных параметров в значительной степени зависит от степени адекватности развития фондового и финансовых рынков в Республики Беларусь и реального сектора экономики. В этих целях предстоит дальнейшая работа по совершенствованию нормативной базы, рынка ценных бумаг, всесторонние развитие его инфраструктуры и качества финансовых инструментов. 13, стр. 30 . Несмотря на неудачу аукциона по размещению государственных краткосрочных облигаций 377-го
выпуска, Минфину с 1 по 6 марта 2002 года удалось продать государственных краткосрочных облигаций на сумму 15,2 млрд. руб. по наминалу. Очередной аукцион по размещению государственных краткосрочных облигаций 377-го выпуска , который проводился 5 март, был признан несостоявшимся ввиду отсутствия необходимого спроса на облигации со стороны инвесторов. Однако в этот же день Минфину удалось продать государственных краткосрочных облигаций 378-го выпуска на сумму12,8 млрд. руб.
по наминалу. Срок обращения облигаций данного выпуска-49 дней, аукционная доходнасть-66 годовых. Несмотря на явные успехи на рынке государственных краткосрочных облигаций, Минфин Республики Беларусь сейчас вряд ли испытывает необходимость в привлечении средств, так как проблем с доходами бюджета нет. По данным Минфина, предоставленным информационному агенству Интерфакс , доходы республиканского бюджета за январь составили 282,295 млрд. руб а расходы-
201,841 млрд. руб то есть в январе 2002 года Республика Беларусь имела профицит бюджета в размере 80,454 млрд. руб. 9, стр.8 . В 2002 году перед Департаментом по управлению государственным имуществом Минэкономики Республики Беларусь поставлена задача обеспечить поступления в бюджет от приватизации в сумме 100 млрд. руб. Это в 10 раз больше, чем ожидал бюджет 2001 года.
Ожидалось, но не получил вместо 10 млрд. руб. в госказну поступила совсем небольшая, по по меркам сегодняшнего времени, сумма - 1,6 млрд. руб. По имеющейся информации, невыполнение закона о бюджете в части поступлений от приватизации вызвало на этот раз серьезное недовольство Комитета государственного контроля. В начале 2001 года приватизационный орган традиционно пережил переоценку основных фондов, без чего не мог приступить к реальной приватизации, а второе полугодие 2001 года прошло
под знаком выборов и ожидания реорганизации министерства. Абсолютное равнодушие к приватизации в течении всего года демонстрировало правительство. 2001 год стол одним из самых неуспешных для отечественной приватизации было реформировано всего 30 предприятий республиканского и 70 - коммунальной собственности, На этот год у Департамента по управлению государственным имуществом
Минэкономики надежд побольше. На финише 2001 года Фонд по управлению государственным имуществом провел инвестиционный конкурс, на котором было продано 25 акций гостиницы Планета .Конкурсная комиссия признала победителем ливанскую компанию Руби Роуз Груп , которая заплатила за пакет 2,4 млн. США. Но деньги согласно процедуре, поступят в бюджет в текущем году.
Напомним, что ливанская компания намерена вложить в реконструкцию 4 млн. США-2 млн. США в течении 2002 года и еще по 1 млн. США в 2003 и 2004 годах. Кроме того, в конце минувшего года в первом чтении принята новая редакция законов о разгосударствлении и приватизации. Если документ будет принят, количество способов приватизации увеличится с 3 по 12. Наконец, в текущем году, в соответствии с
Концепцией управления государственным имуществом на 2001-2005 годы, в Беларуси должна в основном завершится приватизация предприятий с численностью до 200 человек, а к 2005 году - предприятий с численностью до 500 человек. Традиционно в начале года приватизационный орган формирует перечень предприятий. подлежащих разгосударствлению и приватизации в течении года. По имеющейся информации, список пока небольшой. Отраслевые министерства предложили для реформирования
около 150 объектов республиканской собственности. Правда, как отметили в Департаменте по управлению государственном имуществом, есть среди них достаточно привлекательные. 13, стр.21 . Если приватизация произойдет успешно, то государственный бюджет пополнится значительно, что уменьшит возможность дефицита государственного бюджета. 4 Государственный долг в Республике Беларусь Функционирование экономики переходного периода характеризуется
комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одна из них - проблема управления внешним долгом и привлечение иностранных кредитных инвестиций. В настоящее время Республика Беларусь испытывает недостаток собственных ресурсов для наращивания экономического потенциала страны, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
В этой связи исследование проблемы управления внешним долгом, анализ зарубежного опыта государственного регулирования в области привлечения иностранных кредитных инвестиций и формирование на его основе целостной системы государственного регулирования процесса управления внешними заимствованиями в условиях переходной экономики Беларуси приобретает особую активность. Формирование внешнего государственного долга Республики Беларусь началось в условиях практически полного отсутствия необходимой нормативно-правовой
базы. Регламентирование процедуры привлечения иностранных кредитов осуществлялось в основном через отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь. Всего таких постановлений выпущено около двадцати. Комплексная система управления внешним долгом отсутствовала. По мере роста внешнего долга возрастала потребность в соответствующей нормативно-правовой базе.
Так, в июле 1998 года был принят Закон О внешнем государственном долге Республики Беларусь . Этот закон определяет основные условия привлечения и использования внешних государственных заимствований, порядок расчетов по ним, отношения с внутренними заемщиками - потребителями средств по внешним государственным займам, обязательства государства и предприятий - потребителей средств, полученных по внешним государственным займам. В Законе О внешнем государственном долге
Республики Беларусь определено - внешний государственный долг Республики Беларусь - это общая сумма основного долга республики и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени - внешние государственные займы - это займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитета ценной бумаги или гаранта - внешние займы - это займы кредиты в иностранной валюте, по которым в качестве заемщиков выступают
Республика Беларусь или ее резиденты, а в качестве заимодавцев кредитодателей - иностранные государства, международные организации, а также иные нерезиденты Республики Беларусь далее - иностранные кредиторы . Таким образом, внешний государственный долг Беларуси является суммой обязательств по погашению основного долга по фактически полученным и не возвращенным займам кредитам в иностранной валюте, привеченным от
имени республики или ее резидентами под гарантии Беларуси государственные гарантии от иностранных государств, международных организаций, других нерезидентов Республики Беларусь. Указанная сумма обязательств обычно учитывается или прогнозируется по состоянию на определенный момент времени. В соответствии с принятой международной методологией, основными признаками, определяющими понятие внешнего государственного долга, являются следующие обязательства возникают в иностранной валюте
перед нерезидентами займы привлекаются от имени или под гарантии государства при исчислении суммы внешнего государственного долга в расчет принимаются обязательства по погашению основного долга уплата процентов и прочих платежей по внешним государственным займам учитывается при определении расходов, связанных с обслуживанием внешнего государственного долга . В составе внешнего государственного долга в зависимости от типа долгового обязательства государства прямое или косвенное выделяется прямой государственный долг,
возникающий по прямым обязательствам государства, и гарантированный государством внешний долг, возникающий по обязательствам резидентов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь внешние государственные займы могут привлекаться в виде иностранных кредитов, предоставляемых Республике Беларусь как заёмщику или ее резидентам под гарантии Правительства займов, получаемых от размещения па внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг
в качестве государственных долговых обязательств. Состояние внешнего государственного долга в Республике Беларусь Внешний государственный долг начал формироваться с 1992 г. и достиг к концу 1995 г. 1,5 млрд. долл. США, увеличиваясь в среднем за год примерно на 350 млн. долл или на 15-20 . С подписанием Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об урегулировании претензий финансового характера была списана задолженность
Беларуси по техническим кредитам России и внешний государственный долг снизился к концу 1996 г. до 950 млн. долл. США. Этот уровень сохраняется до настоящего времени рис.4 , что значительно ниже установленных лимитов внешнего государственного долга. В частности, по Закону Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2000 год внешний государственный долг по состоянию на конец года не должен превышать 2 млрд. долл.
США. На 1 апреля 2000 г. внешний государственный долг Республики Беларусь составил 859,4 млн. долл. США. Его формируют обязательства по кредитам Правительства, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных средств. На кредиты Правительства приходится 53,3 , под гарантии
Правительства - 46,7 . 6,стр.108 . По предварительным данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси сократился в 2001 году на 6,1 и составил на 1 января 763 млн. США. Из общей задолженности прямой долг правительства на начало 2002 года составил 343,2 млн. США, сократившись за 2001 год на 11,8 . Долги субъектов хозяйствования по кредитам полученным под гарантии
правительства, в 2001 году снизился на 0,7 -до 419,8 млн. США. Основными кредиторами Беларуси в настоящее время являются Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Германия, США и Россия. По данным Минфина, правительство направило на обслуживание внешнего долга в 2001 году сумму, эквивалентную 36 млрд. руб или 93,1 от плана на 2001 год.
На погашения основной суммы внешнего долга была направлена сумма, эквивалентная 142,4 млрд. руб. Как сообщили в Минфине, в прошлом году Беларусь полностью реструктурировала просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантии правительства, которая на начало 2001 года составляла 43,14 млн. США. 7, стр.9 . Данные о тенденциях внешнего долга Республики Беларусь за период с 1992 по 2001 года приведены на рисунке 4
Рисунок 4 Внешний государственный долг Республики Беларусь млн. США 1600 1513,1 1400 1251,1 1200 976,4 1010,7 1000 1013,6 800 946,9 893,1 763 600 400 431,9 200 Годы 92 93 94 95 96 97 98 99 01 7, стр. 108 . Структура внешнего государственного долга в разрезе кредиторов представлена в таблице 2. Из таблицы видно, что наиболее крупными заимодавцами являются такие международные финансовые организации, как Международный валютный фонд,
Мировой и Европейский банк реконструкции и развития, а из стран - кредиторов - Германия, США и Россия. 7, стр.108 . Таблица 2 -Структура внешнего государственного долга Республики Беларусь по организациям и странам-кредиторам Организация, 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год страна-кредитор Млн. США Млн. США Млн. США Млн. США МВФ 277 29,3 259,4 26,6 242,5 24 185,1 20,7
МБР 125,4 13,2 138,2 14,2 142,3 14,1 137,3 15,4 ЕБРР 60,8 6,4 101,9 10,4 125,6 12,4 111,1 12,4 ЕС 37,2 3,9 32,5 3,3 35,1 3,5 31,6 3,5 Германия 277,1 29,3 206 21,1 193,8 19,2 173,5 19,4 Австрия 23,7 2,5 16 1,6 19,9 2 16,5 1,9 Швейцария 7,9 0,8 5,5 0,6 4,4 0,4 2,9 0,3 Испания 0 0 0 0 0,3 0 0 0 Бельгия 0 0 1,5 0,2 4,5 0,4 3,7 0,4 США 85,6 9 85,6 8,8 83,6 8,5 85,6 9,6 Китай 0 0 35 3,6 35 3,5 34 3,8
Япония 38,8 4,1 29,9 3,1 31,8 3,1 31 3,5 Россия 13,5 1,4 64,9 6,6 90 8,9 80,8 9 Всего 946,9 100 976,44 100 1010,71 100 893,1 100 Всего в республику по состоянию на 01.01 2000 г. привлечено иностранных кредитов на сумму 1971,0 млн. долл. США, в том числе кредитов Международного валютного фонда - 261,5 млн Европейского банка реконструкции и развития - 154,2 млн Европейского союза - 131,7 млн Международного банка реконструкции и развития
Мирового банка - 143,5 млн Германии -348,4 млн Японии - 47,8 млн Австрии - 26,2 млн США - 85,6 млн России - 98,7 млн Международного коммерческого банка Китая - 35,0 млн Бельгии- 3,9 млн Испании - 4,0 млн Швейцарии - 7,3 млн. долл. США. На займы международных финансовых организаций
МВФ, МБРР, ЕБРР. ЕС приходится 41,8 внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств Германия, Австрия, США и др 58,2 . Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ, МБРР, ЕБРР, Германии, США и России. Кредиты международных финансовых организаций выделялись Беларуси в основном на поддержку экономических реформ. Полученные средства направлялись на поддержание курса валют, развитие объектов социальной сферы, закупку
товаров критического импорта. Кредиты под государственные гарантии связаны с реализацией инвестиционных проектов. По условиям расчетов к кредитам под государственные гарантии приравниваются кредиты, предоставленные Республики Беларусь и переуступленные внутренним заемщикам, которые должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств. На таких условиях, к примеру, реализуется кредит Мирового банка по проекту развития лесного хозяйства, а также все кредиты
Европейского банка реконструкции и развития. Кредит Мирового банка по проекту развития лесного хозяйства, которыйI реализуется Министерством лесного хозяйства, выделен для оказания помощи во внедрении экономически и экологически обоснованной практики ведения лесного хозяйства, в улучшении управления лесными ресурсами, повышении экономической стоимости ресурсов. За счет кредитов
Европейского банка реконструкции и развития осуществляется реконструкция автомобильной дороги Брест - Минск - граница России, произведена модернизация Оршанской ТЭЦ, реализуется проект Электросвязь Беларуси по модернизации сетей электросвязи республики,а также проект поддержки малого и среднего бизнеса. Кредиты Германии использованы на закупку технологического оборудования для реконструкции предприятий
по производству химических волокон, нефтеперерабатывающих, а также легкой промышленности. Кредиты Австрии направлялись на приобретение оборудования для деревообрабатывающего и мебельного производства, мясоперерабатывающей и пищевой промышленности. Японскими корпорациями профинансирован проект ЗАО Атлант по приобретению оборудования для организации производства компрессоров для бытовых холодильников, что позволило прекратить их поставки из-за рубежа.
Из полученных кредитов с учетом технических и зернового кредитов России на 01.01 2000 г. погашено 1084,7 479,1 без учета технических и зернового кредитов России млн. долл. США, уплачено процентов и прочих платежей на сумму 310,3 278,7 без учета технических и зернового кредитов России млн. долл. США. 7, стр.109-110 . 4.1 Критерии оценки и отслеживания международной кредитоспособности и кредитной безопасности
Для оценки долгового бремени страны в международной практике используются различные методы. Наиболее простой и распространенной является методика, используема. Всемирным банком, по которой уровень кредитоспособности страны определяется через систему следующих показателей отношение приведенной настоящей стоимости платежей по внешнему долгу к валовому национальному продукту отношение приведенной настоящей стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг
отношение внешнего долга к валовому национальному продукту отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг. В сумму внешнего долга Мировой банк наряду с прямым государственным и гарантированным государством долгом включает также частный негарантированный долг, который формируется путем привлечения резидентами страны кредитов от нерезидентов без предоставления государственной гарантии.
Негарантированный внешний основной долг резидентов Республики Беларусь достиг на конец 1999 г. 63,5 млн. долл. США. Составляя всего 6,7 от общего основного внешнего долга Республики Беларусь, частный негарантированный долг существенного влияния на долговую ситуацию в стране не оказывает. В последние годы при исчислении показателей долгового бремени
Мировой банк берет за основу приведенную настоящую стоимость платежей по внешнему долгу. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу рассчитывается как совокупная сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых в кредит ресурсов.
Следует отметить, что нет жестко зафиксированных критических уровней показателей кредитоспосооности, превышение которых означало бы переход страны в зону опасности. Государства с динамично развивающейся экономикой, чей экспорт растет сравнительно быстрыми темпами, могут позволить себе более высокий уровень внешнего долга. Вместе с тем есть критерии определенные главным образом эмпирическим путем , на основании которых страны
классифицируются как имеющие чрезмерную, умеренную и низкую задолженность. Так, в категорию стран с чрезмерной задолженностью по классификации Мирового банка входят страны, у которых отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВНП составляет более 80 отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 220 и более. Задолженность считается умеренной, если первый показатель находится в пределах 18
- 80 , а второй - 132-220 . Республик Беларусь по расчетам Мирового банка в 1997 году имела первый показатель в размере 5 , второй-16 и поэтому отнесена к странам с низкой задолженностью. Наряду с показателями, основанными на приведенной стоимости платежей, по-прежнему широко используются такие более простые, не требующие специальных расчетов показатели, как отношение внешнего долга к ВНП ВВП и внешнего долга к экспорту товаров и услуг.
Уровень внешнего долга Республики Беларусь значительно ниже, чем в других странах бывшего СССР. По данным Всемирного банка, в 1997 году отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг в Беларуси составляло 17 , к ВНП - 6 , в то время как в России- соответственно 125 и 30 , Украине -18 , Армении - 160 и 32 , Грузии 125 и 34 , Киргизстане - 163 и 34 ,
Молдове - 102 и 48 , Таджикистане - 111 и 45 . В 1998 гаду эти показатели в Республике Беларусь были на уровне 12,6 и 7,2 , в 1999 году- 15 и 12,3 . Пороговые значения показателей отношения внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг и к ВВП на конец 2005 года, как предполагается, составят соответственно 60 и 25 . Несмотря на широкое распространение показателей кредитоспособности, позволяющих определенным образом
судить об уровне кредитной безопасности страны, следует все же отметить их условность. Прежде всего данные показатели не учитывают особенности каждой отдельной страны. Например в условиях экономики Беларуси да и других республик бывшего СССР искажающее влияние на показатели кредитоспособности оказывают значительно более низкая степень монетизации ВВП отношение денежной массы к ВВП и связанная с этим проблема ликвидности государственного
долга, а также высокая доля бартера в экспортно-импортных операциях, что значительно уменьшает реальный приток валюты в страну. На приведение показателя объема ВНП и внешнего долга к сопоставимой единице измерения при множественности курсов валют влияет используемый курс. 6. стр.110-111 . 4.2 Внутренний государственный долг Республики Беларусь в настоящее время Внутренний государственный долг
Республики Беларусь собственным субъектам хозяйствования и банкам без учета кредитов в национальной валюте , полученных под гарантии правительства увеличился за 2001 год на 84,3 и составил к 1 января 2002 года 762,2 млрд. руб Реальное увеличение внутреннего государственного долга скорректированное на индекс потребительских цен составило в 2001 году 26,1 . 7, стр.9 . Заключение Дефицит государственного бюджета и государственный долг являются одной из проблем многих
государств в мире. Однако в Республики Беларусь это проблема на мой взгляд не так остра, так как в последнее время дефицит государственного бюджета незначителен и при разумной фискальной политики и других экономических преобразований можно добиться того, чтобы дефицит государственного бюджета сократился еще больше или вовсе отсутствовал, либо доходы превышали расходы то есть был профицит . Тогда можно будет полностью рассчитаться по долгам, которые брала
Республика Беларусь у других стран, либо у своих резидентов. По моему мнению добиться равенства доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь, либо вовсе превосходства доходов над расходами то есть профицита можно осуществляя следующие мероприятия 1 Произвести реформы в налоговой системе а В настоящее время в Республики Беларусь имеется сложный механизм взимания налогов, при расчете их один
вытекает из второго и легко можно ошибиться, что повлечет крупные штрафные санкции и неблагоприятно скажется на деятельности предприятия или предпринимателей. Необходимо сделать как можно проще процесс изъятия налогов у предприятий или предпринимателей. Это уменьшит долю ошибок при их расчете б Сократить налог на прибыль и доходы в размере от 10 до 20 . Это вызовет рост материальной заинтересованности у предприятий или предпринимателей, а также увеличатся
собственные источники для развития производства в Ужесточить меры за неуплату налогов в виде очень больших штрафных санкций, вплоть до уголовной ответственности, как это предусмотрено в ряде развитых стран. При одновременном снижении налогов и ужесточения ответственности за неуплату их предприятиям или предпринимателям не будет смысла скрывать свое доходы и тем самым они будут указывать достоверные данные, что по моему мнению увеличит воступления в государственный бюджет.
2 Провести реформу в вооруженных силих Республики Беларусь. Я полагаю необходимо сократить срок службы с 1,6 года до 6 месяцев, это достаточно, чтобы получить необходимые военные навыки. Это сокращение срока службы значительно уменьшит расходы на оборону страны, а тем самым и расходы государственного бюджета Республики Беларусь. Можно также в целях безопасности подписать ряд соглашений с
Российской Федерацией о размещении ее вооруженных сил на территории Республики Беларусь. 3 Провести продажу объектов незавершенного строительства. Необходимо за незначительные суммы продавать незавершенные объекты строительства и получить хоть какие денежные средства, ведь через определенное время они могут придти в негодность вообще станут не кому не нужны 4 Прекратить дотацию убыточных и малорентабельных предприятий в особенности колхозов .
Ведь эти средства уходят вне куда , а положительных сдвигов не наблюдается 5 Необходимо развитие сферы платных услуг медицина, образование и т. д это позволит повысить кочество оказания эти услуг и значительно повлияет на поступления в государственный бюджет дополнительных средств 6 Уменьшить численность государственного аппарата и расходы связанные с ним 7 Сократить количество правоохранительных органов, так как существующий штат органов правопорядка который
значительно больше чем в высокоразвитых странах не сокращает количества преступлений на территории Республики Беларусь 8 Осуществить разумную приватизацию объектов государственной собственности, что может дать значительные поступления в государственный бюджет 9 Поощрять частное предпринимательства, что в последствии даст значительные поступления в государственный бюджет за счет налоговых платежей которые будут в будущем платить предприниматели.
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования
не уменьшается ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование. Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации
экономики в мощный стимул экономического роста. Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа
исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным
шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы. Столь серьезные преобразования бюджетной системы, которым мы являемся свидетелями, не должны остаться за бортом учебной программы Академии при изучении дисциплины Финансы . Следует уделить заслуженное влияние происходящим изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив в план семинарских занятий отдельные пункты
Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ и Основные направления реформирования бюджетного законодательства . Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений. Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее
всей российской экономики. Список литературы 1 Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика Учебное пособие А.В. Сидорович. -М. МГУ им. Ломоносова, Издательство ДИС . 1997 736 с. 2 Экономическая теория Системный курс Учебное пособие Под ред. Э.И. Лобковича-
Мн. ООО Новое знание , 2000 664 с. 3 Экономика Базовый курс лекций для вузов М. Гелиос АРВ, 2001 640 с. 4 Экономическая теория Учебник Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др. Под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. 3 е изд перераб. и доп Мн. БГЭУ, 2001 752С. 5 Макроэкономика Учеб. пособие Н.
И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др. Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 2-ое издание, перераб Мн. БГЭУ, 2000 214 с. 6 Г.И. Мойсейчик, Л.В.Прокопенко, Е.Ф.Коленчиц. Внешний государственный долг и его обслуживание. Белорусский экономический журнал 3. 2001 год 7 К.Скуратович.
Экономику кредитуют на короткий срок. Сам себе кредитор. Белорусский рынок 7. 2002 год 8 О.Е.Гулида, В.Н.Тамашевич. Индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь. Белорусский экономический журнал 3. 2001 год 9 Ольга Бирюкова. Бюджет с профицитом. Белорусский рынок 10. 2002 год 10
Татьяна Маненок. Бюджет расчитывает на 100 миллиардов. Белорусский рынок 3. 2002 год 11 П.Швайко. Инфляция, дефицит бюджета и рынок государственных ценных бумаг. Банкаускi веснiк, красавiк 2001 год 12 Финансы. Денежное обращение. Кредит. учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной-М Финансы, Юноти, 1997 год. 13 Георгий
Божко. Бюджет 2002 года. Основные подходы и особенности формирования его доходной части. Финансы, учет, аудит 2001, 11 14 Юлия Сабирова. Источники финансирования дефицита бюджета. Финансы, учет, аудит 2001, 10.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |