Реферат по предмету "География"


Классификация стран мира по индексу развития человеческого потенциала

КСРпо предмету «Экономическая и социальная география западных стран»
Тема:«Типологиястран мира. Классификация стран мира по индексу развития человеческогопотенциала»
                     
                     Подготовилстудент 1 курса, 2-й группы МО ФМО
                  Николаев Василий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         Минск,2006
Для наиболее чёткого представления об уровнеразвития той или иной страны и всех стран в целом были введены различныесистемы классификации. В основу каждой из них положены определённыехарактеристики, по которым страны можно сравнить между собой. Основныерейтинговые классификации следующие:
1.  по уровнюсоциально-экономического развития;
2.  по индексу развитиячеловеческого потенциала (ИРЧП);
3.  по форме правления игосударственного устройства;
4.  по уровнюпроизводительности труда;
5.  по объёму ВВП на душунаселения;
6.  по уровнюконкурентоспособности экономики;
7.  по уровнюинвестиционного риска;
8.  по экономическому роступромышленности страны за определённый период времени и т.д.
Ранее основным показателем высокого уровняразвития страны являлся, по общему мнению, её высокийпромышленный потенциал(ПП) и стабильно высокийэкономический рост.
С течением времени всё большее число учёныхсклоняется к тому, что определение уровня развития любой страны следует делать,исходя из комплекса характеристик, которые учитывали бы и другие аспектыразвития социальной, экономической и даже духовной сферы жизни общества игосударства.
Одной из таких комплексных оценок является,наряду с индексами устойчивого экономического благосостояния и гуманитарногоразвития, индекс развития человеческого потенциала.
Основными показателями в ИРЧП являются:
— ожидаемая продолжительность жизни прирождении;
— уровень грамотности взрослого населения;
— совокупный валовой показатель числапоступивших в учебные                       заведения первого, второго итретьего уровней;
— реальный ВВП на душу населения, ППС вдолларах США;
— скорректированный ВВП на душу населения, ППСв долларах США;
— индекс ожидаемой продолжительности жизни;
— индекс уровня образования;
— индекс ВВП;
— собственно ИРЧП.
Среднемировой ИРЧП на конец ХХ века составил 0,764.
Раз уж мы заговорили о численном значении ИРЧП,то стоит отметить, что оно может быть от до 1. То есть единицав данной системе оценки взята в качестве недостижимого идеала или эталона.
В соответствии с этим абсолютно все страны мираможно поделить на группы по ИРЧП:
1) благополучные (в них индекс от 0,799 и выше;среднее значение – 0,911), до пятидесяти стран мира;
2) средние (в них ИРЧП колеблется от 0,798 до0,500; где среднеарифметическое – 0,576), 78 стран;
3) неблагополучные (ИРЧП составляет менее0,500; в основном же – 0,366).
В целом, анализируя статистические данные, ИРЧПдаёт схожие с уровнем экономического развития результаты. К примеру, внеблагополучные зачислены все страны с низким уровнем развития промышленности(Африка к югу от Сахары, некоторые страны Азии).
Схожесть классификации характерна и дляостальных групп, так как показатели ИРЧП и уровня экономического развития тесновзаимосвязаны друг с другом. Большинство стран с наибольшей в мире годовойвыработкой (до 40 тысяч долларов) соответственно входят и в «Топ-20» наиболее развитыхгосударств по ИРЧП (США, Швейцария, Люксембург, Канада, Бельгия, Швеция, Дания,Нидерланды, Япония, Австралия).
Это ещё раз подтверждает идею максимальнобольшего развития ПП в средне- и слаборазвитых странах, ведь только наиболееурбанизированные, индустриальноразвитые государства с открытой рыночнойэкономикой могут повысить свой ИРЧП до уровня «золотого миллиарда».
Правда, следует отметить и тенденцию ко всёбольшему отставанию слаборазвитых стран от наиболее богатых 20% населения мира.Тем самым это будет вести и к изменениям в классификации стран по индексуразвития человеческого потенциала, полностью в соответствии с принципом о том,что богатые становятся богаче, а бедные – ещё беднее.
Наиболее полной и достоверной в планеаналитического сравнения я считаю классификацию стран по уровню развития кактаковому, предложенную в качестве дополнительной в книге Алисова и Хорева,ибо она включает в себя и индекс развития человеческого потенциала, и уровеньэкономического развития — два наиболее полных и разносторонних статистических показателяво всей их взаимосвязи и перекрёстном сравнении. Эта классификация делит всестраны на шесть классов:
1.  Первый, «наивысший» –10 стран (Канада, Франция, Норвегия, Япония, Новая Зеландия, Финляндия,Нидерланды, Швеция, США, Исландия), это страны, далеко оторвавшиеся в своёмразвитии от следующего класса.
2.  Второй, «высший»– 19 стран (в основном европейские страны с развитыми капиталистическимиотношениями, а также Израиль и Беларусь).
3.  Третий, «вышесреднего» – 36 стран (это страны либо с высоким ИРЧП и средним УЭР,либо наоборот: со средним ИРЧП и высоким уровнем экономического развития; вцелом многие страны СНГ, Латинской и Южной Америки, новые индустриальныестраны).
4.  Четвёртый, «дополнительный»– 11 стран (малые страны Карибов и Океании, вследствие своих размеров неиграющие существенной роли).
5.  Пятый, «средний»– 40 стран (в них средний уровень ИРЧП сочетается со средним же уровнемэкономического развития, это в основном Азиатский и Африканский регионы).
6.  Шестой, «нижесреднего» – 8 стран (страны с низким ИРЧП, но средним УЭР; срединих: Нигерия, Индия, Пакистан [три мировых демографических гиганта], Гана,Камерун, Кения, Сенегал, Берег Слоновой Кости).
7.  Седьмой, «низший»– 37 стран (страны с низкими ИРЧП и УЭР, преимущественно тропикиВосточного полушария).
Несмотря на кажущуюся универсальность, полнотуи научную достоверность оценки индекса развития человеческого потенциала, нестоит всё же забывать о некоторой условности этой классификации.
Наверное, не стоит напоминать и о том, что всеявления и факты следует рассматривать максимально полно, с привлечениемнаибольшего количества фактического и аналитического материала с цельюобъективного, точного и непредвзятого подхода к анализу степени развития тойили иной страны мира.
             Список литературы
Максаковский, В. П. Географическаякартина мира: в 2 кн. / В. П. Максаковский. М., 2003. Кн.1: Общаяхарактеристика мира.
 
Алисов, Н. В. Экономическая исоциальная география мира (общий обзор): учеб. для вузов /Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. М., 2001.
Весь мир в таблицах.Справочник. – Минск; М., 2001.
 
Отчёт о мировомразвитии. – М.: Прайм-ТАСС, 1997.
 
Любимов И. М.Общая политическая,экономическая и социальная география: Учебное пособие. – М.: Гелиос, 2001.
 
Доклад о развитиичеловека за 2005 г. – Нью-Йорк, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :