Содержание
Введение
1. Определите экономические регионы России
2. Выделите специальные экономические зоныкак мультипликаторы деловой активности и преодоления застоя в экономике.
3. Выявите особенности антикризисногоуправления в семи федеральных округах с точки зрения целостности, проблемностии активной функции
4. Решите задачу размещенияпроизводительных сил в условиях экономической напряженности
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Аналитическая основа государственного регулирования кризиснойситуации состоит в том, чтобы:
Выявить и обозначить причины подъема производства, колебанийконъюнктуры, стагнации и нестабильности – такова цель исследовательскойдеятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главноеусловие для выработки и осуществления мер по государственному регулированиюкризисных ситуаций.
Переход от одного способа регулирования к другому совершается путемсмены поколений, и это относится как к занятому кадровому персоналу, так и киспользуемым зданиям, сооружениям, оборудованию.
Установление структурной совместимости одновременно совершающихсяизменений. Это вытекает из самой логики процесса регулирования кризисныхситуаций.
Роль государства в антикризисном управлении. Анализ итогов реформ всовременной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиватьсяна поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегосянаучно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческогокапитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатыватьсяконкретные методы проведения активной институциональной, промышленной исоциальной политики. Центральная теоретическая проблема развития – балансгосударства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нетгосударственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынокне может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. Государствоформирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности,создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективнойпредпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды.Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частнойактивности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е.«осязаемых» признаков выхода из кризиса.
Виды государственного регулирования кризисных ситуаций:
1.Нормативно-законодательная деятельность. Всю совокупность норм,через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить наследующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие насамоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевыенормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.
«Экономической Конституцией» по праву называют Гражданский кодексРоссийской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономикипредполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону –застой производства.
Право против ограничения конкуренции, обычно называемое«антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестнойконкуренции значительной областью антикризисного законодательства.
Защита интересов государства как собственника в отношениифедеральных предприятий, а также предприятий смешанной формы собственности былавозложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства)при Госкомимуществе России.
В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативноерегулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростомопасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство изтаких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств.Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных иадминистративно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальныхтрансфертов, экологических правил.
2. Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежныхсредств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства.В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системойи внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение всоответствии с принятыми критериями и условиями.
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которыестоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизацияфинансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечениеэкономических и политических функций государства.
Разработаны несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая– постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулироватьпривлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовыеинституты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала ивнешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной наЗападе практики учета и переучета векселей.
Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так инедостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует ростугосударственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовыйкапитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путемразмещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией,но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Этона годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансированияинвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчитьпроблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктурымирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.
3. Производство. Преодоление кризисного состояния требует созданияматериальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Обеспечитьрешение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не всостоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства,внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодолениясырьевой направленности экспорта.
До последнего времени политика государства сводилась к следующему.Промышленная политика направлена на активный рост промышленного производства засчет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиямрыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств ивидов деятельности. С одной стороны, среди простаивающих мощностей, безусловно,есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые былиостановлены изза резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрывахозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращенияплатежеспособного спроса. Процесс реанимации потребует серьезныхорганизационных усилий и времени. В социальном аспекте загрузкапроизводственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безработицы ипреступности в стране.
4. Перераспределение дохода. Социально-экономический кризиссопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падениемобъемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этогосектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом жесекторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результатерасходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность всоциальной защите, напротив, резко возрастает.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должнапредусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы,связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процессаперераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращениеабсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, прикоторых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенногоминимального уровня доходов или потребления.
Цель социального страхования – оградить каждого гражданина отрезкого снижения уровня жизни и доходов. Цель выравнивания доходов – обеспечитькаждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.
Таким образом, если не будет действенной политика выравниваниядоходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне,проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.
Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государстваблагосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляетэкономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса. В ситуации кризисаособенно актуальна интеграция рыночных отношений с государственным воздействиемна социально-экономические процессы на всех уровнях – от федерального домуниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданскогообщества. Продолжая испытывать давление узкокорыстных интересов отдельныхгрупп, государство пытается выполнять политические, экономические и социальныефункции в общенациональных интересах и целях.
Государственное регулирование призвано открывать простор,стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовыватьвозможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховатьобщество от них.
1. Определите экономические регионы России
В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношенияхс федеральными органами государственной власти все субъекты РоссийскойФедерации между собой равноправны.
С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.
21 республика:
Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия,Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл(Марийская), Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва(Тува), Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская.
46 областей:
Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская,Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская,Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская,Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская,Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская,Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская,Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.
9 краёв:
Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский,Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
1 автономная область – Еврейская.
4 автономных округа:
Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.
2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11экономических районов (ЭР): Центральный, Центрально-Чернозёмный,Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Кавказский,Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский.
Органами государственной статистики используется деление территорииРоссийской Федерации на 12 районов выделяя при этом и Калининградскийэкономический район, так как в СССР Калининградская область входила вПрибалтийский экономический район, с 2006 года на территории области образованаКалининградская особая экономическая зона.
Центра́льный экономи́ческий райо́н состоит из 13федеральных субъектов: Брянская область, Владимирская область, Ивановская область,Калужская область, Костромская область, Москва, Московская область, Орловскаяобласть, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Тульскаяобласть, Ярославская область.
Основные отрасли специализации: транспортное машиностроение,электротехническая, радиоэлектронная промышленность, лёгкая (в основномтекстильная), химическая промышленность, а также производство строительныхматериалов. Сельское хозяйство пригородной ориентации (овощеводство,картофелеводство, молочное скотоводство).
Центра́льно-Чернозёмный экономи́ческий райо́нсостоит из 5 федеральных субъектов: Белгородская область, Воронежская область,Курская область, Липецкая область, Тамбовская область.
Основные отрасли промышленности: горнорудная промышленность, чёрнаяметаллургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическаяпромышленность, а также производство строительных материалов, лёгкая и пищеваяпромышленность.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство — посевы сахарнойсвёклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развиты — молочно-мясноескотоводство, свиноводство, овцеводство.
На территории Черноземья в Курской лесостепи расположен созданный в1935 году Центрально-черноземный государственный природный биосферныйзаповедник имени профессора В.В. Алехина.
Восточно-Сибирский экономический район состоит из 6 федеральныхсубъектов: Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальскийкрай, Красноярский край, Иркутская область.
Основные отрасли специализации: производство топливо- и энергоёмкойпродукции, цветная металлургия, машиностроение, химическая, лесная ицеллюлозно-бумажная промышленность.
Сельское хозяйство зернового и животноводческого направления.
Дальневосточный экономический район состоит из 9 субъектовфедерации: Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Камчатскийкрай, Чукотский автономный округ, Приморский край, Хабаровский край, Амурскаяобласть, Магаданская область, Сахалинская область.
Территория Дальневосточного экономического района полностьюсоответствует территории Дальневосточного федерального округа.
Основные отрасли специализации, обозначенные для экономическогорайона в советское время: горнодобывающая промышленность (уголь, золото,алмазы, руды цветных и редких металлов), лесная, машиностроительная, рыбнаяпромышленность.
Согласно мнению советских экономистов, сельское хозяйство должнобыло быть ориентировано на обеспечение внутрирайонных нужд (производствомясомолочных продуктов, овощей, картофеля). Экономическому району определялисьоленеводство, звероводство, пчеловодство.
Северный экономический район состоит из 6 федеральных субъектов:Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодскаяобласть, Мурманская область, Ненецкий АО.
Основные отрасли специализации: чёрная и цветная металлургия,машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, рыбнаяпромышленность. Добыча нефти, газа, каменного угля, железных, медно-никелевых,алюминиевых руд, апатитов и т. д.
В сельском хозяйстве — молочное скотоводство, оленеводство.
Северо-Кавказский экономический район состоит из 10 федеральныхсубъектов: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, РеспубликаСеверная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край,Ставропольский край, Ростовская область.
Основные отрасли специализации: пищевая индустрия,сельскохозяйственное машиностроение, черная металлургия, производство цемента.
Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых имасличных культур, а также на животноводстве (крупный рогатый скот, свиньи,овцы).
Северо-Западный экономический район состоит из 5 субъектовРоссийской Федерации: Ленинградская область, Новгородская область, Псковскаяобласть, Калининградская область, город Санкт-Петербург.
Территория района с морским ледниковым рельефом небогата природнымиресурсами (сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф).Район обеспеченводными ресурсами (многоводные реки, 7 тыс. озёр, в том числе Ладожское иОнежское).
Основные отрасли специализации: машиностроение (особенносудостроение, электротехника, приборостроение), лесная, деревообрабатывающая,рыбная промышленность. Здесь производится до 37 % гидравлических и паровыхтурбин. Также здесь заготавливаится 35 % древесины и производится 61 % бумаги и45 % целлюлозы.(доля по отношению к стране в целом)
В сельском хозяйстве выделяется льноводство, молочное скотоводство.
Поволжский экономический район состоит из 8 федеральных субъектов:Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградскаяобласть, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область,Ульяновская область.
Основные отрасли специализации: добыча нефти и газа, нефтяная инефтехимическая промышленность, машиностроение (особенно автостроение).
В сельском хозяйстве масличные, зерновые и овоще-бахчевые культуры.Животноводство (мясо-молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство).
Особенностью географического положения района является егопротяжённость вдоль Волги почти на 1500 км, что влияет на хозяйственнуюдеятельность, размещение и функции населённых пунктов на всех этапах развития.
Ура́льский экономи́ческий райо́н состоит из 7федеральных субъектов: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика,Курганская область, Оренбургская область, Пермский край, Свердловская область,Челябинская область.
Основные отрасли специализации: чёрная и цветная металлургия,машиностроение (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное), лесная,химическая, нефтехимическая и горнохимическая промышленность. Добыча ипереработка нефти и газа.
В сельском хозяйстве — производство зерна и животноводческихпродуктов.
Волго-Вятский экономический район состоит из 5 федеральныхсубъектов: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика,Кировская область, Нижегородская область.
Основные отрасли специализации: транспортное машиностроение (авто-,судостроение); электро-энерго техника и химическая промышленность. Заготовка ипереработка леса.
Сельское хозяйство специализируется на выращивании картофеля,овощей, молочном и молочно-мясном скотоводстве.
Западно-Сибирский экономический район состоит из 9 федеральныхсубъектов: Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томскаяобласть, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкийавтономный округ, Республика Алтай, Алтайский край.
Основные отрасли специализации: добыча нефти, газа, каменного угля,металлургия, машиностроение, химия, крупный центр лесозаготовки.
Сельское хозяйство зерново-животноводческого направления.
2. Выделите специальные экономические зоныкак мультипликаторы деловой активности и преодоления застоя в экономике
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льнаяэкономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территорияс особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготнымиэкономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развитиягосударства в целом или отдельной территории: внешнеторговых,общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в Россииорганизовано шесть особых экономических зон:
— четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах: Дубна, Москва(Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона«Нойдорф»), Томск;
— две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга — ОЭЗ«Алабуга» и Липецк — ОЭЗ «Липецк».
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в Россиисоздано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:
в Республике Алтай — Постановление Правительства России от 3февраля 2007 г. N 67
в Республике Бурятия — Постановление Правительства России от 3февраля 2007 г. N 68
в Алтайском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля2007 г. N 69
в Краснодарском крае — Постановление Правительства России от 3февраля 2007 г. N 70
в Ставропольском крае — Постановление Правительства России от 3февраля 2007 г. N 71
в Иркутской области — Постановление Правительства России от 3февраля 2007 г. N 72
в Калининградской области — Постановление Правительства России от 3февраля 2007 г. N 73
В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.
Кроме того, на всей территории Калининградской области действуетОсобая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральнымзаконом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей:применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых натерриторию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр.По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официальнозарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.
В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная всоответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режимазоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфереобласти: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынкавсевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственнойдеятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаютсяот уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальнойсферы.
Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ: проектсоздания портовой ОЭЗ в Красноярском крае; проект создания портовой ОЭЗ вХабаровском крае; проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области.
Условия создания: в ФЗ «Об особых экономических зонах в РоссийскойФедерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ натерритории России:
На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:
Технико-внедренческие (площадью не более 3 км²);
Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
Туристско-рекреационные;
Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не можетнаходиться на территории нескольких муниципальных образований или включатьполностью территорию административного образования;
На территории ОЭЗ не допускается:
Добыча и переработка полезных ископаемых;
Производство и переработка подакцизных товаров, за исключениемлегковых автомобилей и мотоциклов;
ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаватьсятолько на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогампроведения конкурса.
Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗот 10.01.2006 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ(распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговыеи таможенные льготы).
Цели создания с точки зрения государства:
1. Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологийхотя бы на ограниченную часть территории страны.
2. Создание новых рабочих мест для высококвалифицированногоперсонала.
3. Развитие экспортной базы.
4. Импортозамещение.
5. Аппробация новых методов менеджмента и организации труда.
Цели создания с точки зрения инвесторов:
1.Освоение новых рынков сбыта.
2. Приближение производства к потребителю.
3. Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных иимпортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)
4. Доступ к инфраструктуре.
5. Использование более дешёвой рабочей силы.
6. Попытка снижения влияния бюрократии.
7. Развитие территории.
3. Выявите особенности антикризисногоуправления в семи федеральных округах с точки зрения целостности, проблемностии активной функции
Дальневосточный федеральный округ
Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточномфедеральном округе (ДФО) Олег Сафонов предложил в антикризисной программе,разработанной правительством России, пересмотреть с учетом особенностей регионакритерии определения системообразующих предприятий.
Полпред в своем выступлении подчеркнул, что всего 13 предприятийДальнего Востока находятся в федеральном списке по государственной поддержке и62 предприятия в региональном, которым занимается Минрегион.
К сожалению, ни одно из этих предприятий федеральных денег неполучило, и когда они будут неизвестно. На сегодняшний день двасистемообразующих предприятия Хабаровского края — «Амурметалл» и«Судостроительный завод» имеют долг по заработной плате.Задолженность «Судостроительного завода» составляет уже 260 миллионоврублей. Деньги выделены месяц назад, но чиновничьи бумажки ходят поминистерствам, и люди не могут получить зарплату. А это, в свою очередь,естественно вызывает рост социальной напряженности, поэтому мелочей в этихвопросах нет.
Экономический кризис на Дальнем Востоке проявляется намного острее,чем в европейских регионах России. Причиной тому — сырьевая направленностьведущих сфер экономики Дальнего Востока. В качестве одной из мер поддержкиэкономики региона полпред предложил более гибко использовать ставки экспортныхтаможенных пошлин на лес, биологические ресурсы.
Колебания цен на нефть на мировом рынке приводят к изменению ставкиэкспортно-таможенных пошлин. Нужно использовать данный механизм при экспортедругих природных ресурсов. Например, леса и биоресурсов. Использовать этотмеханизм надо более гибко и эффективно.
В антикризисной программе правительства России необходимо усилитьраздел по жилищному строительству, сделав ставку на доступное жилье.
Надо, чтобы люди уезжали не в центр России, а переезжали жить на югДальнего Востока. Например, в Приморский и Хабаровский края. Вопрос становитсяособенно актуальным в связи с реформой, которая идет по линии Министерстваобороны. Много военнослужащих уезжает. Чтобы они не покидали пределы ДальнегоВостока необходимо создать более льготные условия по строительству жилья ипредоставлению для этого земель.
Сафонов считает, что в трудную для России пору необходимообязательно сохранить в полном объеме финансирование программы«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013года».
Говоря об антикризисной программе, разработанной правительством РФ,губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметил ее актуальность исвоевременность принятия. По его словам, документ охватывает все основныесоциально-экономические вопросы и, безусловно, требует скорейшего утверждения иреализации. В то же время, Программа не учитывает некоторых региональныхособенностей Сахалинской области. Например, в ней обозначен тезис, согласнокоторому запланированные инфраструктурные объекты на территории регионов должныстроиться за меньшие средства. Александр Хорошавин по этому поводу отметил, чтов Сахалинской области с начала года наблюдается рост цен на строительныетовары, тепло- и электроэнергию, эти факторы удорожают строительство.
Приволжский федеральный округ
Приволжский федеральный округ имеет относительно прогрессивнуюструктуру экономики, ориентирован на развитие обрабатывающих производств,которые формируют практически четверть валового регионального продукта. Здесьсосредоточена треть инновационно активных предприятий России и более 40процентов российского экспорта технологий. Несмотря на негативное влияниепоследствий мирового финансового кризиса, округу в I квартале 2009 года удалосьне допустить падения доходов населения, сохранить на уровне четырёх процентоврост производства в сельском хозяйстве, показать самые высокие средифедеральных округов (то есть 112,4 процента к аналогичному периоду прошлогогода) темпы роста жилищного строительства, и доля убыточных предприятий здесьостаётся стабильно ниже среднероссийского уровня.
В целях поддержки бизнеса, прежде всего малого и среднего, вРеспублике Мордовия, Ульяновской области сохранены на уровне 2008 года ставкипо земельному налогу, а также ставки рентной платы за земельные участки дляюридических лиц. Во всех регионах Приволжского федерального округа обеспеченыусловия для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых имипомещений. Предпринимаются меры по преодолению технологической отсталостипредприятий, что в посткризисный период позволит им занять устойчивуюконкурентную позицию на рынке.
Учитывая прогрессивно сложившуюся структуру экономики, округспособен стать примером выхода из кризиса в качестве российского центраразвития производства с высокой добавленной стоимостью. Столь масштабная задачатребует объединения усилий и концентрации ресурсов всех уровней власти, бизнесаи финансового сектора, повышения системности работы. В этой связи необходимоускорить разработку стратегических документов развития территории, то естьстратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до2020 года, которая объединит все региональные проекты и обозначит единую линиюразвития округа, а также инвестиционной программы развития Приволжскогофедерального округа до 2020 года.
С учётом кризисных явлений уже в краткосрочной перспективенеобходимо смещение акцента на поддержку видов деятельности, имеющих большойпотенциал развития и локализованных на определённой территории. Для Приволжскогофедерального округа такими специализациями являются: производство продукции длянужд обороны и национальной безопасности, в частности, в Республике Марий Элэто производство радиоэлектроники и приборостроение для АПК, в Самарскойобласти – космическая техника, в Республике Удмуртия – огнестрельное оружие,системы управления, в Республике Башкирия – авиационные двигатели,бронетанковая техника, в Республике Татарстан – авиационная техника, в Пермскомкрае – авиационные двигатели, космическая техника, развитие производств взакрытых административно-территориальных образованиях ядерного цикла, это Сарови Глазов. На базе ряда из них может быть сформирована такая эффективная формаразвития, как особые экономические зоны. К примеру, технико-внедренческая зонаможет быть создана в Удмурдской Республике на базе научно-производственногообъединения, центра стрелкового оружия, входящего в структуру Ростехнологии.
Северо-Западный федеральный округ
Оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада,можно отметить кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее времяустойчивый характер.
Во-первых, от прошлого унаследована структурная деформированностьэкономики. В Карелии, например, подавляющая доля объемов промышленной продукцииприходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (55%);в Республике Коми — на топливные отрасли — нефть и газ — 63,5%; в Архангельскойобласти -на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность(52,7%); в Вологодской области — на черную металлургию (65,6%). ВКалининградской области наиболее представительна по объемам промышленнойпродукции пищевая промышленность (34,0%); в Ленинградской области — топливная(26,8%) и целлюлозно-бумажная (21%); в Мурманской области — цветная металлургия(38,5%) и пищевая промышленность (19,4%); в Новгородской области — химическая инефтехимическая (34%) и пищевая (22,2%); в Псковской области — машиностроение(31,6%) и пищевая промышленность (45%) [3].
Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно,поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуютдейственные стимулы и ресурсы для переориентации производств.
Во-вторых, неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. Вусловиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась.Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от егоконъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики, посравнению с аналогичными производствами зарубежных стран, не являютсяконкурентоспособными. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающейпромышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием такихотраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровеньпроизводства и, соответственно, уровень жизни населения. В то же времяпродукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветнаяметаллургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно,существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпускепродукции этих отраслей.
Аутсайдер СЗФО — Псковская область. Один из основных показателейсоциально-экономического развития региона — валовой региональный продукт (ВРП).В последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровнясоциально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое нижеобщероссийских.
Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижениеудельного веса убыточных организаций (2002 г. — 51,9 %, 2003 г. — 42,8 %, 2004г. — 39,6 %, 2005 год — 35,2%), основные экономические показатели регионаотражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисныепроцессы (табл. 2).
Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономикемакро-региона показал, что достаточно высокий уровень егосоциально-экономического развития еще не обеспечивает экономическуюбезопасность как способность государства и общества противостоять угрозам,исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора.Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений влесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании идругих отраслях, неоднородности важнейших социальных индикаторов в различныхрегионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня неприходится.
Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что наибольшуюопасность для стабильности и развития Северо-Западного федерального округапредставляют: — структурная деформированность экономики регионов; неоднородностьсостояния и развития регионов; несбалансированность ресурсов и обязательствконсолидированных бюджетов территорий; высокий удельный вес теневого сектора; высокийуровень монополизации рынков; неравные возможности конкуренции для участниковэкономической деятельности; усиление имущественного расслоения населения содновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточногоминимума; нарастание демографических проблем; низкое качество миграционнойполитики; дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.
Следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребностьв обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50-80%, всфере ЖКХ — 60, в сельском хозяйстве и строительстве — 40, на транспорте исвязи — 45%.
Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят своеконкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектовэкономики, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.
Сибирский федеральный округ
В настоящее время все регионы Сибири антикризисные планыразработали или завершают их формирование. Созданы рабочие антикризисныегруппы, которые проводят мониторинг ситуации и осуществляют необходимыемероприятия для ее оздоровления.
Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральномокруге Анатолий Квашнин подчеркнул необходимость отслеживания всех процессов всоциально-экономической сфере в режиме реального времени и, в случаенеобходимости, незамедлительного принятия оперативных мер по стабилизации.Вместе с тем, Анатолий Квашнин считает «важным не допустить срыва выполнениястратегических целей и задач, определенных в долгосрочных программахсоциально-экономического развития территорий Сибири».
Мероприятия антикризисного характера – определение «болевых точек»экономики на территории, формирование перечня приоритетных организаций, составляющихэкономическую и социальную основу в регионе или муниципальном образовании и вдальнейшем принятие мер организационного, экономического и финансовогохарактера для обеспечения их стабильной работы. Предусматриваются действия пооптимизации расходов в сфере управления, организации полного выполнениязапланированных бюджетных показателей.
В антикризисном плане Сибирского федерального округа предусмотренымеры социального характера. В частности, это гарантии социальной защитымалообеспеченных слоев населения, приоритетное финансирование переподготовкикадров и мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест. В этом разделетакже важное место занимают мероприятия по поддержке малого бизнеса ипредпринимательской инициативы в целом.
Уральский федеральный округ
Уральский федеральный округ – один из самых мощных в России и отнего во многом зависит ситуация в стране в целом. Правительство предпринимаетцелый ряд мер для преодоления нынешнего экономического кризиса, многое делаетсяна уровне регионов, но при этом нельзя забывать и о стратегических программахразвития России. В новых условиях будет пересмотрен федеральный бюджет, так какдоходы уменьшились на 25 процентов, а расходы почти на столько же возросли,образовался разрыв в три триллиона рублей. Дефицит федерального бюджета составитв 2009 году 8 процентов.
В этих условиях необходима слаженная, консолидированная работа всехветвей власти, бизнеса, общественных организаций. Существует семь направленийантикризисной программы правительства, отметив при этом, что главнымприоритетом остается социальная поддержка населения, выполнение всехобязательств, связанных с выплатой пенсий, пособий, зарплат. К концу 2009 годасредний размер социальных пенсий достигнет прожиточного минимума дляпенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов, будутпрофинансированы программы по созданию новых рабочих мест. В то же время вдвоеуменьшаются квоты на использование иностранных рабочих.
Еще одно важное направление – поддержка промышленности, особенномалого и среднего бизнеса. На это выделяется более 400 миллиардов рублей.
Сохраняются все основные федеральные целевые программы, связанные свысокими технологиями, военно-промышленным комплексом, атомной энергетикой.Сохраняется также поддержка села, лесной промышленности и ряда других отраслей.
Для ВПК полностью сохранится и будет профинансировангособоронзаказ, причем около трети запланированных сумм предприятия УрФО ужеполучили.
Государство по-прежнему считает необходимым снижениеадминистративных барьеров в экономике. Нуждается в дальнейшей поддержке ифинансовая система страны, так как в последнее время нарастает объемневозвращенных кредитов.
Особенность УрФО в том, что здесь имеются все отрасли народногохозяйства, но наиболее уязвимой в нынешней ситуации оказалась обрабатывающаяпромышленность, где спад достиг 27 процентов. Сильнее других кризис заделСвердловскую и Челябинскую области. Сложилось тяжелое положение в металлургии,особенно в алюминиевой промышленности, во многом связано с ростом тарифов наэнергоносители. Эту проблему необходимо решать на федеральном уровне.
Нужно обратить внимание на необходимость ускорения темповрассмотрения на уровне правительства проблем конкретных предприятий. Из 21крупного предприятия УрФО только 10 прошли через «сито» правительственнойантикризисной комиссии, еще меньше получили конкретную помощь. Сейчас совместнос руководителями регионов, входящих в УрФО, подготовлен дополнительный списокиз 58 предприятий, которым необходима поддержка государства. В целом же, вокруге наметилась стабилизация в основных отраслях промышленности. Благодарясовместной работе органов власти и силовых структур, снизились долги позаработной плате. В каждом субъекте федерации выполняется своя антикризиснаяпрограмма.
Центральный федеральный округ
После нескольких лет экономического роста Россия столкнулась ссерьезными социально-экономическими проблемами. Глобальныйфинансово-экономический кризис повлек за собой практически во всех странах мирападение производства, рост безработицы, снижение доходов населения.
В соответствии с Программой антикризисных мер, разработаннойПравительством Российской Федерации на 2009 год, государство гарантироваловыполнение всех социальных обязательств перед населением, принятых до началакризиса, и определило приоритетные направления государственной поддержкиэкономике и социальной сфере.
В социальном плане общегосударственными приоритетами в условияхкризиса стало снижение напряженности на рынке труда, усиление социальнойподдержки пенсионеров, безработных, студентов, семей с детьми. В экономическомплане начинают реализовываться меры поддержки ряда отраслей экономики, такихкак гражданская авиация, жилищное строительство, сельское хозяйство, обороннаяпромышленность, малый и средний бизнес.
Итоги первого квартала текущего года показали, что кризис весьманеравномерно затронул субъекты Российской Федерации, включая ЦентральнуюРоссию. Регионы Центрального федерального округа приступили к реализацииантикризисных мер, предложенных на федеральном уровне, а также разработалирегиональные планы и программы действий, нацеленные на преодоление кризисныхявлений с учетом региональных особенностей и приоритетов.
И сегодня можно говорить о том, что, как в стране в целом, так и нарегиональном уровне начала реализовываться единая система антикризисных мер,которая включает в себя наряду с мерами, связанными с софинансированием изфедерального бюджета, также и меры, реализуемые субъектами Федерации и органамиместного самоуправления самостоятельно. Приоритетные направления определены:одно из них — безусловное исполнение всех принятых обязательств передгражданами, в частности выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.При этом ответственная макроэкономическая политика на региональном уровнедолжна быть реализована на основе сбалансированности региональных и местныхбюджетов.
Важнейшим приоритетом текущего года остается реализация программсодействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан.Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первуюочередь на поддержке градообразующий предприятий и организаций. Важной задачейи в текущем году, и в среднесрочной перспективе будет содействие развитиюмалого и среднего бизнеса. Представляется также необходимым организация нарегиональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетныхинвестиционных проектов, которая должна включать в себя как организациювзаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграциюфинансовых ресурсов в бюджеты всех уровней, средств государственных корпораций,средств частных инвесторов, привлечение заемных ресурсов. Успех выходаэкономики из кризиса зависит и от оперативной, слаженной, эффективной работыгосударственной власти на всех уровнях по реализации уже принятых решений.
Кризис, к сожалению, не обошел стороной ни один регион, входящий вЦентральный федеральный округ, в том числе и Калужскую область, несмотря на то,что её успехи в промышленном производстве впечатляющие на фоне остальныхрегионов. Все наши регионы по методологии Министерства регионального развитияРоссийской Федерации, в том числе и столица нашего округа Москва, отнесены крегионам со средней степенью развития кризисных явлений. В ЦентральномФедеральном округе нет, к сожалению, каких-то мощных сырьевых ресурсов, нинефти, ни газа. Там, в основном, предприятия обрабатывающей промышленности, и,естественно, кризис, который сопровождался падением спроса на продукцию именнопредприятий реального сектора, сказался на всех без исключения регионах.
В первые месяцы развития кризиса страдали как раз те регионы,которые больше вкладывали в развитие экономики и модернизацию своейпромышленности. За исключением может быть Калужской области, потому что здеськак раз пошла отдача от той большой работы, которая проводилась и проводитсяруководством области по привлечению инвестиций, по созданию новых современныхпредприятий. Этим, наверное, и объясняется такой позитивный рост, который,будет и дальше продолжаться, потому что в Калужской области еще ряд объектовбудет вводиться в самое ближайшее время. Это будет сопровождаться производствомновой востребованной продукции, а значит и ростом экономики в целом.
К сожалению, у нас есть регионы, у которых значительно менееоптимистичные показатели именно из-за того, что во многом они зависели ототдельных конкретных отраслей нашей экономики. В частности, Липецкая,Белгородская области, где существенный сектор занимает предприятиеметаллургической промышленности, с учетом того, что спрос на их продукцию вмире и в России в первые месяцы кризиса – в конце прошлого года упал, доходы вцелом по налогу на прибыль значительно сократились. В принципе сегодня резкийспад останавливается, т.е. спад потребительского спроса на продукциюпредприятий ЦФО. И это, пусть может быть очень слабая, но, тем не менее,обнадеживающая тенденция.
Южный федеральный округ
Несмотря на все трудности кризиса нельзя утратить имеющийся на Югепроизводственный и особенно кадровый потенциал. Решение вопросов преодоленияпоследствий мирового финансового кризиса в субъектах Юга России находится подпостоянным контролем органов государственной власти региона и определенныеантикризисные меры уже реализуются. Благодаря этим действиям в отдельных сферахэкономики округа наметились тенденции к стабилизации ситуации. Однако в целомситуация по-прежнему остается не простой. Ключевой задачей в нормализацииситуации сегодня является оперативное и действенное выполнение принятыхфедеральных и региональных антикризисных программ. В этой связи особое значениеприобретает согласованное взаимодействие представителей всех уровней власти оторганизованности работы, которых и будет зависеть эффективное решение задач,связанных с улучшением социально-экономического положения в Южном федеральномокруге.
Фонд поддержки антикризисных программ в Южном Федеральном округесоздан в 2002 году. Фонд объединяет усилия различных организаций по реализациипрограмм финансово-экономического оздоровления предприятий Южного федеральногоокруга, оказывает информационную, аналитическую, методическую иконсультационную поддержку арбитражным управляющим, специалистам поантикризисному управлению в осуществлении ими профессиональной деятельности,оказывает консультации предпринимателям по вопросам противодействиянедружественным поглощениям.
Фонд реализует социально-значимый проект в сфере защиты прав исвобод человека и правового просвещения населения «Разработка моделей имеханизмов защиты малого и среднего бизнеса от недружественного поглощения и ихапробация в крупных городах ЮФО». При реализации проекта используются средствагосударственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии сраспоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп
В Южном федеральном округе сельское хозяйство – базовая отрасльэкономики, в которой формируется более 14% валового регионального продукта.Около 10 млн. человек в округе – это сельское население. Пятая часть российскойсельскохозяйственной продукции производится именно на Юге страны.
Отмечая тенденции развития отрасли уже в I квартале 2009 года можноговорить о положительных итогах работы. Рост сельскохозяйственного производстваотмечается во всех регионах Южного федерального округа. Объем производствапродукции сельского хозяйства в январе-марте 2009г. составил более 58 млрд.рублей. А в перспективе планируются более значительные результаты.
В рамках реализации Госпрограммы по направлению устойчивогоразвития сельских территорий в 2009 году планируется ввести и приобрести жильедля граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодыхспециалистов более 370 тыс. кв. метров.
Также в 2009 году в регионах Юга России продолжится техническая итехнологическая модернизация сельского хозяйства.
Несмотря на существующую положительную динамику, кризисные явлениядают о себе знать. Так в регионах участились случаи приостановки реализацииинвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Стратегически важным вопросом является обеспечениепродовольственной безопасности Российской Федерации. Необходимо поддерживатьбаланс производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукциии продовольствия, а также снизить зависимость от импорта для защиты внутреннегорынка страны. Это направление в ближайшей перспективе должно статьприоритетным.
Вопросы, связанные с реализацией Государственной программы развитиясельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия будут рассматриваться органами государственной властирегиона регулярно на постоянной основе. Что позволит четко и оперативнопринимать все необходимые меры по выполнению целевых показателей Госпрограммы врегионах Юга России, чтобы обеспечить продовольственную безопасность не толькоЮжного федерального округа, но и России в целом.
4. Решите задачу размещенияпроизводительных сил в условиях экономической напряженности
К важнейшим закономерностям размещения производства в условияхразвития рынка относятся:
1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производстваозначает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение наконкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть доготового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются повеличине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиямзалегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающиеприближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления.Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок,особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещениемприродных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности,снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенногромоздких перевозок, приближение материалоёмких производств к источникамсырья, а топливно-энергетических — к источникам энергии.
Важным условием рационального размещения производства являютсякооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейшихнаиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональноеразмещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природнымресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значениеприобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых,работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.
2. Комплексное развитие хозяйства экономических районовпредполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийскоезначение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а такжепотребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйстварегионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночнойспециализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и сферойуслуг.
Каждый экономический район России имеет свой особыйприродно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия,которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляетсобой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему,где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.
В России уже на стартовом уровне становления и развития рыночныхотношений сложилась система территориально-производственных комплексовразличных рангов и типов. В настоящее время эта система представленафедеральными округами, которые являются крупнейшими территориальнымихозяйственными комплексами, районами среднего звена (субъекты РФ) и низовымирайонами. Непрерывно развивается единый хозяйственный комплекс РФ на основемежотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного,химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а такжереспубликанские и региональные комплексы.
Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевуюструктуру, которая в настоящее время коренным образом перестраивается с учетомсоциологизации.
Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с территориальнойструктурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональнымкомплексам, которые представляют собой рациональное сочетание эффективныхотраслей рыночной специализации с дополняющими территориальный комплексотраслями, а также производственной и социальной инфраструктурой (транспорт,связь, жилой фонд, предприятия сферы услуг и т.д.)-
Территориально-производственный комплекс — это пропорциональносогласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологическисвязанных отраслей.
3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами ив пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещенияпроизводства в условиях рыночной экономики. Особое значение оно имеет дляРоссии с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурснымпотенциалом. Регионы страны имеют различные экономические, природно-ресурсные иисторические условия и особенности, разные уровни экономического развития.Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночнуюспециализацию экономики и на основе экономических связей обмениватьсяпродукцией с другими регионами. Так, сложившиеся общероссийскиеметаллургические базы в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округахсохраняют свою специализацию и в перспективе будут поставлять свою продукцию нарынок других регионов, как и нефтегазоносные базы Уральского, Приволжского,Северо-Западного округов. В то же время каждый из них будет получать продукцию,им необходимую, из других регионов России.
На современном этапе экономического развития в условиях становленияи развития рынка особенно важно дальнейшее совершенствование разделения трудамежду регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий,правильного сочетания интересов государства с интересами каждого региона любогоранга. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуютрассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных программ.
Территориальное разделение труда и рациональная рыночнаяспециализация регионов при организации правильных экономических связей междурегионами и внутри них будут способствовать повышению уровней экономическогоразвития, необходимому расширению производства и повышению его эффективности.
4. Выравнивание уровней экономического и социального развитиярегионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развитиярыночных отношений велико значение выравнивания уровнейсоциально-экономического развития всех регионов страны. Это важнейшаязакономерность размещения производства, одно из основных условий ускорениятемпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.
В настоящее время при общем падении уровня жизни в страневыделяются регионы, которым правительство России должно уделитъ внимание впервую очередь. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очагинапряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Поэтомунеобходимо выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравниванияуровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевыхпрограмм их развития.
В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, какизвестно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические ибиологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдениясоциальных и экологических требований в условиях легко ранимой северной природынанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Былаподорвана экономическая основа их развития — традиционные отрасли хозяйства:оленеводство, охота, рыбный промысел, т.р. ухудшилась среда их обитания.Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры,но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем Севера требуетпроведения специальной государственной политики, главными целями которойявляются выравнивание уровней, преодоление социально-экономического икультурного отставания, достижение качественного улучшения условий ихжизнедеятельности.
В период перехода к рыночной экономике необходимыми условиямивозрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственнойпротекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии сзаконами России.
В современном размещении производительных сил на стартовом уровнеперехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы.
1. Соблюдение принципа приближения производства к источникам сырья,топлива, энергии и к районам потребления позволяет решить проблему сокращения иликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и повсем стадиям производства, повышения экономической эффективности.
Особенно важно приближение энергоемких производств к источникамтоплива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния)или отраслей химической промышленности. К источникам сырья приближаютсяматериалоемкие производства, например черная металлургия, тяжелоемашиностроение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленностиприближается к районам потребления, а наукоемкие отрасли — к районам, обеспеченнымквалифицированными трудовыми ресурсами.
2. В условиях развития рыночных отношений особенно важен принциппервоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективныхвидов природных ресурсов. Для этих целей созданы и продолжают развиватьсяпрограммно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК), напримерЗападно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургскийгазопромышленный комплекс, на базе железных руд ТПК КМА, на основе уникальныхугольных ресурсов — Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.
3. Очень важен принцип оздоровления экологической обстановки,принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.Так, например, в угольных и металлургических базах России применяетсяутилизация промышленных газов — коксовых, доменных. Безотходные технологии всебольше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии идругих отраслях.
В условиях рынка в процессе размещения и развития производительныхсил в регионах остро встают вопросы совершенствования управленияприродопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показываетнеобходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблемрегионального развития. В современных условиях необходимо преодоление экономическойбезответственности за ущерб, наносимый природе, за выпуск экологически грязнойпродукции, за разбазаривание природных ресурсов из-за их низкой стоимости посравнению с мировыми ценами. Для оздоровления экологической обстановки,достижения эффективности природопользования требуются следующие экономическиерегуляторы.
4. В условиях становления и развития рыночных отношений в Россииособое значение приобретает принцип использования экономических выгодмеждународного разделения труда, восстановления и развития экономических связейсо странами ближнего и дальнего зарубежья.
Известно, что размещение производительных сил любой страны должноосуществляться в рамках международного разделения труда. При этомвзаимоотношения между странами должны строиться на принципах полногоравноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничествос зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнееразвивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделениетруда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структурухозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Главнойформой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на баземежправительственных двусторонних соглашений.
Факторами размещения принято считать совокупность условий длянаиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группыобъектов, отрасли или же конкретной территориальной структуры хозяйствареспублики, экономического района и ТПК. Все многообразие факторов, оказывающихогромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственныегруппы: экономические факторы, природные факторы, включающие экономическуюоценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей ирайонов; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения,обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этихфакторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.
Современная демографическая ситуация характеризуется большойнеравномерностью расселения. Наиболее плотно заселена Европейская часть страны:Центральный, Северо-Западный, Южный федеральный округа. В то же время Сибирскийи Дальневосточный федеральные округа, особенно их северные районы, имеют оченьнизкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых крупных производствна востоке и севере страны необходимо привлечь в эти районы трудовые ресурсы измногонаселенных европейских районов, создать для них благоприятную социальнуюинфраструктуру, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах сэкстремальными условиями.
Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитиисельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах.Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность наземлю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищногостроительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепитькадры, особенно молодежи, на селе.
Важным направлением кадровой политики, оказывающей влияние наразвитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особеннодля районов Севера и восточных районов, т.е. районов трудодефицитных, сэкстремальными условиями, слабозаселенных.
Заключение
Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признакивыхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям вспособе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма,которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способаэкономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которымдвижутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономическогопрогресса.
Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического ростаопределяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия ирегулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулированияконкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом,представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотрупрежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальнойхозяйственной системы.
Эта функция государства реализуется путем развития демократии,поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политикив интересах общества в целом, а не каких-либо групп и элит. Речь идет обинтеграции государственной власти в структурный механизм общества,предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волейизбирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачуможно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачинеобходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективныхмеханизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающихразрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическойстабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализациюхозяйственной деятельности.
Анализ итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход изкризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворотак нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческогопотенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должнымаксимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественногопроизводства с его естественным назначением – служить удовлетворениюпотребностей людей.
Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом порождены,во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований;во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированиеммирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансоваянейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальнойсобственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, правдолгосрочной аренды земельных участков. Но нужны доходы от производства.
Список использованных источников
1. Антикризисноеуправление: учеб.для вузов / Э.М.Коротков [и др.]; под ред. Э.М.Короткова. –2-е изд., доп. И перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 620 с.
2. Батчаев, А.Р.Государственное регулирование региональной экономики / А.Р. Батчаев, С.М.Климов, А.М.Ходачек. — М.: Олимп Бизнес, 2005.
3. Головачев, В.Аршином общим не измерить / В.Головачев //Экономика и жизнь. — 2004. — N 42.
4. ВикипедияСвободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org
. – Загл. с экрана.
5. ПрезидентРоссии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: archive.kremlin.ru. –Загл. с экрана.
6. Гарант:законодательство с комментариями – ежедневно и достоверно [Электронный ресурс].– Режим доступа: garant.ru. – Загл. с экрана.