--PAGE_BREAK--Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознательной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимосвязи и соотношения стихийности и сознательности. При этом стихийный характер соблюдения воинской дисциплины не означает бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определенных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, необходимо видеть различие между сознанием как свойством, отличающим людей от животных, и сознательностью как специфической чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.
Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при искаженном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является наличие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся перед личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях последней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.
Сознательность в воинской дисциплине — это поведение военнослужащих, обусловленное правильным пониманием необходимости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественного явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, которые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непосредственной причиной сознательного выполнения норм, правил поведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.
Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирование и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противоположности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами.
Гносеологической[9] причиной является сложность и бесконечность познания воинской дисциплины как специфического явления общественной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необходимости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов неодинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за время своей службы посредством различных форм обучения и воспитания, но и та информация в боннской дисциплине, которая воспринимается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибочного представления до научного знания.
Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновляется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются необходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме того, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и качественном выполнении военнослужащими своих служебных обязанностей. А для этого нужны определенные знания военной специальности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплинированности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутреннюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенствовании воинского мастерства.
Поскольку любое отступление от них отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность воинских формирований, их можно квалифицировать как антиобщественное, антипатриотическое, аморальное поведение, наносящее ущерб безопасности государства. Конечно, бывают незначительные нарушения дисциплины. Но от этого сущность нарушений или неточного соблюдения требований дисциплины не меняется, ибо важны последствия, нанесенный ими ущерб боеготовности и боеспособности.
Безусловно, различие мотивов и целей у нарушителей дисциплины или у тех, кто не в полном объеме выполнил ее требования, неодинаковый характер проступков и меры причиненного ими ущерба обусловливают и необходимость применения разных методов, форм и способов воспитательной работы.
Следует подчеркнуть, что сознательность не выступает в виде одного из равноценных свойств, признаков воинской дисциплины и не является производной ОТ них, Ибо составляет внутреннюю основу существования, тот способ ее бытия, который обусловливает, делает возможным наличие всех других свойств, признаков, особенностей.
Именно сознательность задает и определяет качественную особенность дисциплины наших Внутренних войск МВД РФ, обусловливает изменение ее старых свойств, признаков, особенностей и возникновение новых. В частности, «добровольность» — это не только одна из особенностей (свойств) дисциплины армий, ведущих справедливую, освободительную войну. Добровольная воинская дисциплина может быть и результатом идеологической обработки и материального подкупа. Только сознательный характер дисциплины придает свойству «добровольности» новое качество.
Таким образом, сознательность — это атрибут дисциплины в наших Внутренних войсках МВД РФ, ее главное, определяющее свойство, которое играет решающую роль в становлении и развитии нового типа воинской дисциплины. Понимание этого дает возможность верно ставить цели воспитания и определять пути их достижения.
Глава IIСущность воинской дисциплины.
Известно, что развитие военного дела требует постоянного уточнения ряда положений военной присяги, уставов, законов, наставлений и т.д. Воинская дисциплина — это особая форма воинских отношений, необходимых для успешной совместной деятельности, что поведение военнослужащих регулируется нормами и правилами, изложенными в законах, воинских уставах и приказах командиров, начальников, отражающих особенности военной организации и требования государства к поведению личного состава[10]. С этим, как говорится, не поспоришь.
Я, полагаю, что определение сущности воинской дисциплины в Дисциплинарном уставе как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами — воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Совершенно неправомерно, на мой взгляд, утверждать, будто воинский порядок в Уставе рассматривается как нечто «существующее вне и независимо от дисциплины». Устав четко определяет, что воинская дисциплина — это «строгое и точное соблюдение порядка и правил…». Иначе говоря, именно дисциплина обеспечивает практическую реализацию установленного порядка. Следовательно, его соблюдение может осуществиться, прежде всего, в результате «активности» дисциплины. Причем, само собой разумеется, что без дисциплины не может быть и порядка. Определение четко фиксирует, что порядок обеспечивается постоянным, целенаправленным «воздействием» дисциплины.
Ведь в реальной жизни порядок реализуется через осуществление совокупности правил. В уставном определении воинской дисциплины порядок и правила рассматриваются как два признака воинской дисциплины. Возможно, тут не все продумано до конца. Ведь при этом как бы игнорируется, что порядок является целью воинской дисциплины. Сама воинская дисциплина призвана, как следует из уставного определения, обеспечить создание и поддержание воинского порядка. Что же касается правил, то они представляют духовные образования, тождественные или близкие нормам, принципам, методам, способам действий, обеспечивающим достижение намеченной цели.
Дисциплинированность, как качество военнослужащего, представляет собой отношение его индивидуального сознания к установленной во Внутренних войсках, дисциплине и способность строить свое поведение в соответствии с ее требованиями. Следовательно, «дисциплинированность выражает единство двух сторон — особого свойства сознания и определенной формы поведения». Во-первых, трудно согласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может считаться признаком как дисциплинированности, так и недисциплинированности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине. А это есть не что иное, как способность строить свое поведение в соответствии с требованиями дисциплины, т.е. дисциплинированность — не что иное, как духовная составляющая. Значит, есть основания полагать, что дисциплинированность обладает признаком, находящимся в духовной сфере, представляя элемент сознания воина.
Тем не менее и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также обладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением автора, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выделяем лишь одну сторону дисциплинированности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требований дисциплины».
2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и
формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах.
Воинская дисциплина — проблема, которой занимаются повседневно и постоянно командующий войсками округа, его заместители, военный совет, и командиры всех степеней соединений и частей округа.
Для общества наиважнейшим является то, чтобы социальные отклонения не набрали такой критической массы, которая ставит под угрозу само его существование.
Уровень преступности в регионе дислокации войск Приволжско- Уральского округа остается, сожалению, высоким. Наиболее неблагополучными в криминогенном отношении являются Свердловская, Оренбургская и Пермская область, Республика Марий-Эл. Так, по данным ГУВД, в 2002 году на территории Свердловской области зарегистрировано 90,6 тыс. преступлений, т.е. 1987 преступлений на 100 тыс. человек (снижение на 25%), из них 1188 убийств, 2722 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Однако реальный уровень преступности оценить сложно, так как только в Свердловской области при работе Генеральной прокуратуры РФ было выявлено 15 тыс. скрытых от учета правонарушений. На территории региона расположено 336 исправительно-трудовых учреждений, в которых отбывают наказание более390 тыс. заключенных. Это накладывает свой отпечаток и на уровень преступности в войсках округа[11].
Проблема комплектования войск округа в настоящее время очень остра. Анализ хода призывов за последние пять лет показывает, что из года в год качественная характеристика призываемого в войска округа молодого пополнения, мягко говоря, не улучшается. Остается достаточно высоким количество призывников, воспитывающихся в неполных семьях (30%), из них без отца — 26%, без матери 25%, и 1,4% — без обоих родителей. Во многих семьях доходы родителей невысоки, имеются значительные социально-бытовые проблемы, злоупотребление алкоголем, а потому воспитанию детей не уделяется достаточного внимания. Отсюда социально-педагогическая запущенность данной категории военнослужащих, их отчужденность от коллектива, агрессивность непредсказуемость поведения.
С учетом реального положения дел, опираясь на имеющийся опыт, военный совет округа разработал и внедрил в практическую деятельность систему работы должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, предупреждению гибели военнослужащих. На наш взгляд, она не только отвечает требованиям нынешнего дня, но и направлена на перспективу. Система сводит воедино деятельность военнослужащих различных категорий как по служебному положению, так и по занимаемой должности.
При этом основные усилия командования, военного совета округа, командиров и начальников воспитательных структур сосредоточены на создании безопасных условий военной службы, предупреждении гибели военнослужащих, недопущении хищения оружия и боеприпасов, другого государственного и военного имущества, искоренении глумлений и издевательств над военнослужащими, недопущении бесчинств по отношению к местному населению.
С момента воссоздания Приволжско — Уральского военного округа вопросы воинской дисциплины неоднократно выносились на заседания военного совета, по ним принимались конкретные постановления. Вошло в практику заслушивание главнокомандующим (его заместителями, начальниками управлений, родов войск и служб) командиров соединений (частей), отстающих по воинской дисциплине. На местах им оказывается практическая помощь, принимаются меры по оздоровлению морально-психологической обстановки среди личного состава.
Время поставило перед нами следующую задачу: выработать и внедрить в ее боевой учебы наиболее эффективные, подчас нетрадиционные формы, методы поддержания необходимого уровня личной подготовки офицеров, сохранив тем самым наиболее перспективных из них для Внутренних войск. Ясно и то, что, если офицер занимается с полной нагрузкой профессиональным делом, ему некогда совершать противоправные действия Военный совет округа, по достоинству оценивая огромный труд основной офицерского состава, принимает конкретные меры по стимулированию честной и добросовестной службы. В 2002 году отмечены государственными наградами 318 офицеров. Очередные воинские звания получили 3812 (в том числе 22 досрочно), шести офицерам присвоены звания на ступень выше занимаемой должности, а 4043 добросовестных офицера назначим на вышестоящие должности в порядке продвижения по службе.
Для повышения качества работы по укреплению воинской дисциплины намечается в перспективе решить следующие задачи:
Первая — добиться повышения личного влияния должностных лиц всех степеней на процессы, происходящие в воинских коллективах, самокритичной оценки ими результатов работы. Не допустить искусственного разделения единого процесса обучения и воспитания. Жизнь и практика убедительно доказали, что обучение и воспитание тесно связаны между собой, их разделение совершенно противоестественно. Попыткам некоторых недальновидных командиров взять на себя только обучение, а офицерам воспитательных структур оставить воспитание должен быть дан решительный отпор. «Растаскивание» единой учебно-воспитательной системы по сферам влияния не приносит успеха ни в обучении, ни в воспитании.
Вторая — учить командиров, штабы, работников воспитательных структур умению своевременно и правильно оценивать складывающуюся ситуацию, оперативно вносить необходимые коррективы в стиль работы.
Третья — качественно улучшить обучение и воспитание офицерских кадров, особенно в звене рота—полк.
Четвертая — усовершенствовать и широко применять систему морального и материального стимулирования добросовестного ратного труда.
Пятая — поднять эффективность индивидуальной воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, а также профилактической работы с лицами, склонными к совершению противоправных действий[12].
В процессе воспитания и укрепления дисциплины во Внутренних войсках, командному составу приходится решать немало задач. Как правило, они сводятся к вооружению личного состава знаниями о воинской дисциплине, созданию на их основе готовности и способности соблюдать все ее требования. Воспитание воинской дисциплины невозможно без развития личной дисциплинированности, точного соблюдения личным составом Внутренних войск, уставных норм, правил поведения.
продолжение
--PAGE_BREAK--