--PAGE_BREAK--7. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей.
8. Справочник: Федеральные законы и иные нормативные и правовые акты. // Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Издательство “Альфа”. Санкт-Петербург, 1997 г.
Вопрос1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны
Оборона страны является одной из важнейших внешних функций государства. В содержание этой функции входит осуществление комплекса мер экономического, политического, социального, научно-технического, правового и военного характера, обеспечивающих готовность и способность страны отразить любые военные нападения, посягательства на суверенитет и территориальную целостность государства.
Общественные отношения в области обороны и военного строительства регулируются нормами, которые можно объединить понятием “оборонное законодательство”. Учитывая значение и специфику собственно военного строительства, из содержания этой правовой отрасли можно выделить “военное законодательство (право)”, представляющее собой ядро оборонного законодательства (права). Нормы этих правовых отраслей содержатся в Конституции РФ (1993); Законах “Об обороне” (1996), “О статусе военнослужащих” (1993), “О воинской обязанности и военной службе” (1993), “О Государственной границе Российской Федерации” (1993), “О государственном оборонном заказе” (1995), “О Железнодорожных войсках Российской Федерации” (1995) и др.
Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах и директивах министра обороны РФ.
Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве закреплены в Основном Законе — Конституции РФ. В ее нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3). В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этой статьи подчеркивается, что гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в п. 3 установлено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина.
В Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие конституционные основы полномочий высших органов государственной власти в области организации обороны и военного строительства. Так, в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ установлена компетенция Президента РФ как главы государства в этой области; в ст. 102, 104, 105 — компетенция Совета Федерации и Государственной Думы; в ст. 114 — основы компетенции Правительства РФ.
Основополагающие принципы оборонного и военного строительства закреплены также в Законах “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, а также в Военной доктрине российского государства.
В Законе “Об обороне” этому посвящен первый раздел, устанавливающий основы и организацию обороны. Закон закрепляет само понятие обороны, определяя тем самым и ее содержание.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Ведущую роль в осуществлении обороны страны играют Вооруженные Силы. Вместе с тем согласно Закону к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.
Особое значение для организации обороны страны и военного строительства имеет такой документ, как Основные положения военной доктрины Российской Федерации.
Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной безопасности государства, использование Вооруженных Сип и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов государства.
Действующие Основные положения военной доктрины Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. По своему содержанию данный документ является составной частью концепции безопасности Российской Федерации. Его реализация достигается осуществлением скоординированных мер политического, экономического, правового и военного характера с участием всех органов государственной власти, общественных объединений и граждан.
В этом документе сформулированы политические основы военной доктрины, военные основы, а также военно-технические и экономические основы. К политическим основам относятся положения, устанавливающие отношение Российской Федерации к вооруженным конфликтам, использованию Вооруженных Сил и других войск; определяющие основные источники военной опасности; закрепляющие политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности Российской Федерации; формулирующие задачи государства в области обеспечения военной безопасности.
Полномочия Президента РФ как главы государства в области обороны и военного строительства закреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона “Об обороне”.
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
На основании положений ст. 87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.
Президент РФ принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. Данное положение Закона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и граждан.
Президент утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение этих испытаний.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (до объединения включительно) и органов, а также штатную численность военнослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.
Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указанием численности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.
Конституция РФ и Федеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательной власти в области обороны.
Совет Федерации рассматривает:
— расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
— принятые Думой федеральные законы в области обороны;
— утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны.
Государственная Дума рассматривает:
— расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
— принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ “осуществляет меры по обеспечению обороны страны” (п. “д” ст. 114). Эта конституционная норма конкретизирована в ст. 6 Закона “Об обороне”, устанавливающей полномочия Правительства РФ в области обороны.
Правительство:
— осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
— руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
— представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.
— организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
— организует их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
— организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.
— организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
— осуществляет руководство мобилизационной подготовкой органов исполнительной власти местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.
В области военного образования Правительство РФ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; утверждает Положение о военных кафедрах при этих учреждениях.
Среди полномочий Правительства РФ важное место занимает организация разработки федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проведения мероприятий по реализации программы, а также разработки планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
Важное место в руководстве обороной и военным строительством принадлежит Совету Безопасности РФ, возглавляемому Президентом. Совет Безопасности — это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Задачи и функции Совета Безопасности, его состав и порядок формирования, порядок работы и другие вопросы регулируются Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ 10 июля 1996 г.
Кроме высших органов исполнительной власти Российской Федерации в деятельности по организации и обеспечению обороны и военного строительства участвуют органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Функции и обязанности этих органов также закреплены в Федеральном законе “Об обороне”, где подчеркивается, что они осуществляют эту работу во взаимодействии с органами военного управления.
Организуя и обеспечивая исполнение законодательства в области обороны, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления:
— участвуют в разработке и обеспечении программ оперативного оборудования территории и подготовки коммуникаций в целях обороны;
— организуют и обеспечивают воинский учет, подготовку граждан к военной службе, призыв на военную
службу и по мобилизации;
— осуществляют бронирование на период мобилизации и в военное время;
— обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и иных технических средств в целях обороны;
— организуют работу по военно-патриотическому воспитанию;
- обеспечивают потребности в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах;
— обеспечивают социальные гарантии, установленные в связи с военной службой, участием в военных действиях;
— обеспечивают выполнение мобилизационных планов и заданий накопления государственного и мобилизационного резервов;
— участвуют в планировании и обеспечивают мероприятия по гражданской и территориальной обороне;
- обеспечивают выполнение оборонного заказа.
В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако в области обороны они наделяются отдельными государственными полномочиями.
Вопрос:2 Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил РФ..
Вооруженные Силы РФ — это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Вид Вооруженных Сил РФ — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде. Это Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот.
Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач.
Сухопутные войска включают: ракетные войска и артиллерию; мотострелковые; танковые; воздушно-десантные войска; войска противовоздушной обороны; специальные войска (инженерные, химические, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).
В войсках противовоздушной обороны — зенитно-ракетные; истребительная авиация; радиотехнические войска.
Военно-воздушные Силы состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации.
В состав Военно-Морского Флота входят: надводные, подводные силы флота; авиация ВМФ; береговые войска; морская пехота; вспомогательный флот.
К решению задач обороны страны предназначены и другие войска, к которым относятся: Пограничные войска РФ; внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; Железнодорожные войска РФ; войска Федерального агентства правительственной связи и информации; войска гражданской обороны.
продолжение
--PAGE_BREAK--