Работана тему:
Цели и основные принципы аудита
2005/>/>Содержание
Введение. 3
Глава1. Сущность аудита и аудиторской деятельности. 5
§1.1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». 5
§1.2. Понятие аудита. 8
§1.3. Сущность аудиторской деятельности. 8
Глава2. Цели и задачи аудита. 11
§2.1. Цели аудиторской проверки. 11
§2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности. 12
§2.3. Достижение основной цели проверки. 13
Глава3. Принципы проведения аудита. 17
§3.1. Правила (стандарт)аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитомбухгалтерской отчетности». 17
§3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки. 18
§3.3. Профессиональный скептицизм аудита. 22
Заключение. 26
Списоклитературы… 29
/>/>Введение
Аудит имеет достаточнодавнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. вакционерных компаниях Европы.[1]
Аудит это виддеятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихсяфункционирования и положения экономического объекта (самостоятельногохозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении ифункционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое,исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной сторонеэтого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимаяпроверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цельаудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетностисубъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и нормхозяйственного права и налогового законодательства.[2]
Потребность в услугахаудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственнозанимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладываетсредства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государствакак потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достовернойинформации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала идает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономическихрешений.
Актуальность курсовой работы заключена, прежде всего,в том, что коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторыне в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия,многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены вотчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям исоответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Проведение аудиторскойпроверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно,имеет важное значение.
Цель работы – определиться в понятиях цели ипринципах аудита, разобраться в назначении его проведении./>/>Глава1. Сущность аудита и аудиторской деятельности/>§ 1.1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
Федеральный закон «Обаудиторской деятельности» был официально опубликован 9 августа 2001 г.[3]Этого Закона долго ждали и аудиторы, и потребители аудиторских услуг. Положенияпроекта Закона активно обсуждались практикующими аудиторами, причем содержаниеотдельных его норм вызывало весьма ожесточенные споры. Вопросу о том, чтоизменится с принятием Закона для пользователей результатов аудита, вниманияуделялось меньше. Очевидно, что подробные комментарии на эту тему еще впереди.Законом установлены основные принципы и условия аудиторской деятельности. Дляреализации его норм потребуется принятие соответствующих подзаконных актов,регулирующих отдельные аспекты аудиторской деятельности в России. Но уже сейчасможно говорить о том, что аудиторы получили надлежащую правовую основу дляпрофессиональной деятельности, а потребители аудиторских и сопутствующих имуслуг — дополнительные гарантии.[4]
К сожалению, в Законенедостаточно внимания уделено разъяснению основных профессиональных терминов.Фактически этому посвящены всего три статьи. В них даны определения понятий«аудиторская деятельность», «цели аудита», прямо или косвенно раскрыты принципыосуществления аудиторской деятельности, приведен список сопутствующих аудитууслуг, обозначен статус аудиторского заключения.
Целью аудита, как этоопределено в ст. 1 Закона, является выражение мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерскогоучета законодательству Российской Федерации.[5]Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой(бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности наосновании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и приниматьбазирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Хотелось бы обратитьвнимание на три момента.
Во-первых, законодательно значительно суженобъем аудита в части анализа степени соответствия деятельности обществадействующему законодательству.
Если Временными правиламиаудитору фактически вменялось в обязанность определение соответствия финансовыхи хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации,то теперь речь идет только об определении соответствия законодательству порядкаведения бухгалтерского учета.
Во-вторых, из определения целей аудитапочему-то «исчез» критерий существенности.
Аудитор не проводитсплошную проверку. Как правило, и это вполне допустимо, проверка проводитсявыборочным методом. Поэтому аудитор не может и не должен говорить о том, чтоотчетность абсолютно достоверна.
Аудитор должен выразитьмнение о достоверности отчетности во всех существенных, т.е. значительновлияющих на содержание отчетности, аспектах.
В-третьих, отсутствие тождества между аудитом иревизией и проверкой органов государственной власти (в том числе налоговых)сформулировано весьма однозначно. Это вполне обоснованно, поскольку намакроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной структуры,необходимость функционирования которого определяется следующимиобстоятельствами:
Для достижения целипроверки аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства,позволяющие с приемлемой уверенностью сделать вывод относительно:[6]
1) соответствиябухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиямнормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета иподготовки отчетности в Российской Федерации;
2) соответствиябухгалтерской отчетности тем сведениям о деятельности экономического субъекта,которыми располагает аудиторская организация.
На основании изложенногоможно сделать вывод, что:
►во-первых, как уже говорилось, органыгосударственного финансового контроля, в том числе налоговые, не являютсяосновными пользователями результатов аудита, хотя и получают резолютивную частьаудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности;
►во-вторых, объектом проверки со стороныаудиторов является, прежде всего, бухгалтерская отчетность. Порядок расчетаналоговой базы и проверка правильности уплаты налогов анализируются в рамкахпроверки в объеме, зависящем от ряда субъективных факторов, связанных сконкретным объектом.
/>/>§ 1.2. Понятие аудита
Аудит — это лицензируемаяпредпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических ифизических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) — законныхучастников экономической деятельности, направленная на подтверждениедостоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, дляуменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованныхпользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием(организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.[7]
Данное определение аудитаотражает:[8]
· единую цельпроведения аудита — подтверждение достоверности отчетности, снижение рискаиспользования ее в экономической деятельности;
· единые требованияведения аудита — наличие аттестатов и лицензий;
· единые иобязательные условия — аудит проводится независимыми субъектами./>/>§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности
Под аудитом бухгалтерскойотчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимаетсянезависимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своимрезультатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверностибухгалтерской отчетности экономического субъекта.[9]
На макроэкономическомуровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимостьфункционирования которого определяется следующими обстоятельствами:[10]
а) бухгалтерскаяотчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователямиее, в том числе руководством, участниками и собственниками имуществаэкономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками,заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органамивласти и общественностью в целом;
б) бухгалтерскаяотчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частностиприменения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактовхозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности необеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей;
в) степень достоверностибухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оцененабольшинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа кучетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственныхопераций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Помимо аудиторскихпроверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитомуслуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета,составлению деклараций о доходах и, бухгалтерской (финансовой) отчетности,анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивовэкономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового,банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводитьобучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Согласно определениюпроверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором.
Независимость аудитораопределяется:[11]
• свободным выборомаудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
• договорными отношениямимежду аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудиторусвободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либогосударственных органов;
• возможностью отказатьклиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
• невозможностьюаудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом,превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
Запрещение аудиторам иаудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовойдеятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных идругих услуг, разрешенных законодательством.
/>Глава 2. Цели и задачи аудита§ 2.1. Целиаудиторской проверки
Основной целью аудитаявляется установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетностиэкономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых ихозяйственных операций нормативным актам.[12]
Цель аудита определяетсязаконодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности,договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудитабухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели иосновные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являютсяформирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерскойотчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудитабухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместныеаудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемойуверенностью сделать выводы относительно:[13]
а) соответствиябухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиямнормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета иподготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствиябухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которымирасполагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.§ 2.2.Достоверность бухгалтерской отчетности
Мнение аудиторскойорганизации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствоватьбольшому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованныхв информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователибухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организациикак полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либоэффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение,содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверностибухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторскойорганизации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных ваудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскуюотчетность экономического субъекта.
Целью проверки финансовыхотчетов являются:[14]
• подтверждениедостоверности отчетов или констатация их недостоверности;
• контроль за соблюдениемзаконодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учетаи составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственногокапитала;
• проверка полноты,достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовыхрезультатов деятельности предприятия за проверяемый период;
• выявление резервовлучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовыхрезервов и заемных средств.
Основная цель аудитаможет дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявлениярезервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильностиисчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положенияпредприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.§ 2.3. Достижениеосновной цели проверки
Для достижения основнойцели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующимвопросам:[15]
1. Общая приемлемость отчетности: соответствуетли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивойинформации.
2. Обоснованность: существуют лиоснования для включения в отчетность указанных там сумм.
3. Законченность: все ли суммы, которыедолжны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, всели активы и пассивы принадлежат компании.
4. Оценка: все ли статьи правильно оцененыи безошибочно подсчитаны.
5. Классификация: есть ли основанияотносить сумму на тот счет, на который она записана.
6. Разделение: отнесены ли операции,проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, ктому периоду, в котором были произведены.
7. Аккуратность: соответствуют ли суммыотдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитическогоучета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным,приведенным в Главной книге.
8. Раскрытие: все ли статьи занесены вфинансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним.
Для реализации этих целейаудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.
Применительно к проверкеотдельных групп операций, например для аудиторской проверкитоварно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное(подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
• общая приемлемость:общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципесоответствует реальным потребностям предприятия;
• обоснованность: всетоварно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на датусоставления баланса;
• законченность: всесуществующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; всетоварно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
• оценка: количествотоварно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены,используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; периодприменения указанных цен является верным;
• классификация:товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы,незавершенное производство и готовая продукция;
• разделение: суммапокупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумяпериодами;
• аккуратность: общиесуммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуютприведенным в Главной книге;
• раскрытие: основныекатегории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены вотчетности.
Аудиторы (аудиторскиефирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказаниемаудиторских услуг:[16]
· проверка ведениябухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственныхопераций;
· помощь ворганизации бухгалтерского учета;
· помощь ввосстановлении и ведении учета, составлен и к бухгалтерской (финансовой)отчетности;
· помощь вналоговом планировании и расчете налогов;
· консультированиепо отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
· экспертные оценкии анализ результатов хозяйственной деятельности;
· консультированиепо широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту,технологическое и экологическое консультирование и др.;
· разработкаучредительных документов и др.;
· предоставлениеинформации о будущих партнерах; | •информационное обслуживание клиентов;
· другие услуги.
Целями аудитабухгалтерской отчетности являются так же формирование и выражение мненияаудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта во всех существенных отношениях.[17]
Целью аудита так жеявляется получение достаточно и уместных аудиторских доказательств, позволяющиеаудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствиябухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиямнормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета иподготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствиябухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которымирасполагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторскойорганизации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствоватьбольшему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных винформации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователибухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организациикак полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либоэффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение,содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерскойотчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том,что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении)обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетностьэкономического субъекта.
/>/>Глава 3. Принципыпроведения аудита§ 3.1. Правила(стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные саудитом бухгалтерской отчетности»
Принципы (от лат.principium — начало, основа) аудита — это основные принципы, по которымосуществляется его функция. Определены они нормативом № 3 «Основные принципы,регулирующие аудит». Спорным является само название норматива, поскольку аудитрегулируют не принципы, а законы и нормативно-правовые акты, но несмотря на этонесоответствие, в нормативе заложены основные принципы, формирующие аудит какопределенную систему знаний.
В соответствии сроссийским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цели и основныепринципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» аудиторские организацииобязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать ихв качестве основы при принятии любых решений профессионального характера.
Основные профессиональныепринципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают в себя:[18]
1. независимость;
2. честность;
3. объективность;
4. профессиональную компетентность;
5. добросовестность;
6. конфиденциальность;
7. профессиональное поведение.
Рассмотрим, какреализуются в нормах Закона такие важнейшие принципы аудиторской деятельности,как независимость и конфиденциальность.§ 3.2.Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки
Независимость выражается в отсутствии у аудиторапри формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной иликакой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также вотсутствии зависимости от третьих лиц. Независимость аудитора должнаобеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактическихобстоятельств.
Реализация принципанезависимости предполагает достижение аудиторской организацией полнойсамостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатоваудиторской проверки.
Гарантии реализацииданного принципа заложены в следующих нормах Закона:[19]
· аудит не можетосуществляться в отношении лиц, состоящих с аудитором в близком родстве илисвойстве, либо в отношении организаций, должностные лица которых находятся ваналогичном положении;
· аудит не можетосуществляться при наличии имущественной зависимости
· между аудитором иаудируемым;
· аудит не можетосуществляться в отношении лиц, которым в течение трех предшествующих проверкелет оказывались услуги по восстановлению (ведению) бухгалтерского учета и/илисоставлению финансовой отчетности;
· порядок выплаты иразмер вознаграждения аудитора определяются договором и не могут зависеть отхарактера сделанных аудитором по результатам проверки выводов и от вида мнения аудитора;
· в ходе проверкиаудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита,проверять в полном объеме имеющуюся документацию, получать всю необходимуюинформацию от руководства, проверяемого субъекта.
Этому правукорреспондирует обязанность должностных лиц аудируемой организации непредпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов,подлежащих выяснению при проверке, а также обязанность своевременно и в полномобъеме обеспечивать аудиторов необходимыми им для осуществленияпрофессиональной деятельности документами и информацией.
В отношении гарантийреализации принципа конфиденциальности в новом Законе не все однозначно.
С одной стороны впервыезаконодательное закрепление получило понятие «аудиторская тайна». Всоответствии со ст. 8 Закона аудиторы обязаны хранить тайну об операцияхаудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.[20]Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов,получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, ине вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либоразглашать их без письменного согласия организаций, которым оказывалисьаудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами.
С другой стороныформулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами» достаточноразмыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентоввызывает отсутствие четкого регламента получения информации от аудитороворганами государственной власти в рамках осуществления последними своихполномочий.
В связи с этим активнообсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующихпорядок проведения внешнего контроля качества оказываемых аудиторами услуг. Всоответствии со ст. 14 систему проверки качества работы внешними проверяющимиустанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такиепроверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованнымпрофессиональным аудиторским объединениям, правда, только в отношенииучастников этих объединений. Здесь и начинаются основные вопросы.
Во-первых, критерии качества в настоящее времяне определены. Действующие до вступления в силу Закона Правила (стандарты)аудиторской деятельности соблюдали далеко не все фирмы, а если и соблюдали, тотрактовали зачастую по-разному. Даже крупные аудиторские фирмы, разрабатывающиена основе российских и/или международных свои внутренние стандарты, не всегдасовпадали друг с другом в методах и приемах проведения проверки, что исключаетна сегодняшний день наличие абсолютно одинаковых подходов к аудиту.
К тому же российскиестандарты имели не вполне определенный правовой статус. С выходом Закона судьбастандартов вообще становится непонятной.
В соответствии со ст. 22Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности становятся обязательнымитолько через год. Будут ли эти стандарты тождественны ныне существующим, илиони будут ориентированы на международные стандарты аудита, неизвестно. Вовсяком случае, формальные критерии определения качества работ в течение годабудут отсутствовать.
Во-вторых, контроль качества аудитапредполагает достаточно глубокий анализ документов, в том числе документовклиента и внутренних документов, составленных специалистами фирмы порезультатам проведенных проверок.
Это означает, чтоинформация может поступать к проверяющим в полном объеме. Каким образом онибудут ею впоследствии распоряжаться, и удастся ли исключить случаизлоупотреблений?
В-третьих, возможность делегированиягосударственным органом полномочий по осуществлению контроля качества аудитапрофессиональным аудиторским организациям представляется сомнительной впринципе. Конечно, лица, вступившие в такую организацию, могут, а иногда иобязаны соблюдать критерии качества, принятые в организации. Однако контроль засоблюдением этих критериев остается, по сути, внутренним контролем, действующимв рамках ассоциации. Ни о какой подмене государственного контроля речь не идет.Это и понятно, ведь наделенные полномочиями органов государственного контроляпроверяющие из фирм-конкурентов могут просто воспользоваться полученнойинформацией, идеями, технологиями в своей дальнейшей деятельности.
При этом вовсе необязательно эту информацию разглашать. Предоставляя право делегированиягосударственному органу своих контрольных полномочий, Закон фактическипротиворечит сам себе, так как п. 4 ст. 8 Закона об аудиторской деятельностипредусматривается возможность предоставления документов, содержащих сведения обоперациях лиц, которым оказывались профессиональные услуги, исключительно порешению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти.§ 3.3.Профессиональный скептицизм аудита
Следующие принципыаудита, связанные с аудиторской деятельностью, включают:[21]
Честность — принцип аудита, заключающийся вобязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а такжеследовании общим нормам морали.
Объективность — принцип аудита, заключающийся вобязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного,не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любыхпрофессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.
Профессиональнаякомпетентность — принципаудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знанийи навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное,отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг.Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудитанадлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистови осуществлять контроль за качеством их работы.
Аудиторская организацияне должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентностии пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществлениеаудиторской деятельности.
Добросовестность — принцип аудита, заключающийся вобязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью,внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношениеаудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочностив аудиторской деятельности.
Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся втом, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранностьдокументов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправепередавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким быто ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения безсогласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принципконфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, чторазглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наноситему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдениепринципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения илипрекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.
Аудиторская организацияне вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лицконфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной привыполнении профессиональных задач.
Профессиональноеповедение — принципаудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том,что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживатьсяот совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг испособных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущербее общественному имиджу.
Если аудиторскаяорганизация (аудитор как физическое лицо) является членом профессиональногообъединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами,также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольнойоснове профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторскаяорганизация (аудитор).
Аудиторская организацияобязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведениемаудита, предусматривающего подготовку по его результатам официальногоаудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при ПрезидентеРоссийской Федерации.
Следовательно, принципыаудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного контроля,высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора,научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.
Профессиональноеповедение — принципаудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том,что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться отсовершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способныхподорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ееобщественному имиджу.
Если аудиторскаяорганизация является членом профессионального объединения, ей следуетсоблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правилаэтики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основепрофессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация(аудитор).
Аудиторская организацияобязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведениемаудита, предусматривающего подготовку по его результатам официальногоаудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при ПрезидентеРоссийской Федерации.
Аудиторская организацияобязана на всех этапах проведения проверки исходить из позициипрофессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, чтополучаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическомсубъекте могут быть неверными.
/>/>Заключение
Вряд ли кто-то будетспорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета иотчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетностькак довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можносчитать обнадеживающим фактом.[22]
/>Сейчаспредпринимается попытка развеять бытующее представление, что применениемеждународных стандартов финансовой отчетности (МСФО), на приближение ккоторым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгодно в основномкрупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользеот совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуетсясопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с />соответствующимииздержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление />программных продуктов и тренинг персонала, а также возможноеснижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации,раскрываемой для внешних пользователей.
И все же Федеральнымзаконом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, чтоцелью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности, а также о />соответствии порядкаведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Посравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности,утвержденными Указом Президента />РФ от 22.12.93 г. № 2263, такаятрактовка цели аудита — несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлениидостоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностейаудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, чтовыражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Неисключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точностирезультатов аудиторских проверок.
/>Многиепроблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономическихсубъектов связаны с />тем, что последние изначально склоннытребовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторской проверки. Так,в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясноотдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий,то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности иполезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той,которая от него ожидается.
/>Учитываянеобходимость разъяснительной работы по вопросам аудиторских проверок, сразупосле />законодательного установления в декабре 1993 г. Временныхправил аудиторской деятельности появились весьма полезные пособия.
С тех пор актуальностьпубликации материалов по данной проблематике только возрастает. Но еслиаудиторы уже имеют хорошую информационную базу, содержащую фундаментальныесведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторскихпроверок, то бухгалтеры и />руководители экономических субъектовнаходятся в более сложной ситуации. А между тем/>, аудитрегламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс,затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.
В заключение хотелось бы ещераз подчеркнуть, что аудит — контроль особого рода, имеющий принципиальныеотличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления ирезультатам деятельности.
Аудитор — не проверяющий,функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не праваярука бухгалтера. Аудитор — профессионал, чье мнение представляет ценность дляпользователей отчетности.[23]Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором иповышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольнымкамнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участникамирынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.
/>/>Список литературы
1. Андросов А.М.,Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000
2. Богомолов А.М.Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000.
3. Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000
4. Полисюк Г.Б.,Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. — М.: Юнити,2001
5. Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» от 9 августа 2001 г №129 – Ф3
6. Правило(стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные саудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).