МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ ИИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «БухгалтерскиеППП на ПС»
Вариант 2
Тема «Учет основных средств(требующих монтажа)»
Выполнил студент гр.
Проверил ст. преподаватель
Н.В. Альховик
Минск 2009
/>Содержание
1Теоретические сведения о ведении бухгалтерского учета
1.1 Объектучета
1.2Синтетические и аналитические счета типового хозяйственного плана счетов, предназначенныедля учета основных средств.
1.3Первичные документы или нормативная база
1.4Хозяйственные операции и проводки.
2Технологии 1С: Предприятие 7.7 редакции 4.5 белорусской конфигурации поавтоматизации учета основных средств (требующихмонтажа)
2.1Перечень документов и типовых операций
2.2Перечень реквизитов документов
2.3Перечень проводок
2.4Журналы
2.5Справочники
2.6Отчеты
3Бухучет в ООО «Аркада»
3.1 Штатбухгалтерии
3.2Форма бухучета
3.3 Плансчетов
3.4Программа автоматизации бухучета, которая используется на предприятии
3.5Программное решение 1С: Бухгалтерия 8
Литература
1. Теоретические сведения о ведениибухгалтерского учета
1.1 Объект учета
Основные средства– это средства труда, которые в процессе производства участвуют многократно,переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции (работ, услуг) почастям по мере износа.
Важнейшими задачами бухгалтерского учетаосновных средств являются:
— обеспечение контроля за сохранностьюосновных средств при их поступлении, хранении, использовании, внутреннемперемещении и выбытии;
— точное и своевременное начисление иотражение в учете фактической амортизации и износа основных средств;
— контроль за расходами по ремонтуосновных средств;
— правильное определение результатов отвыбытия и ликвидации основных средств.
В организациях Республики Беларусьприменяется единая классификация основных средств, в соответствии с которой онигруппируются: по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.
Группировка основных средств по видамположена в основу их аналитического учета, в соответствии с которой:
— здания включают строения, в которыхпроисходят экономические процессы (производственные цеха,административно-хозяйственные здания, мастерские, кладовые, склады, гаражи ит.д.);
— сооружения – инженерно-строительныеобъекты, горные выработки, нефтяные и газовые скважины, очистные сооружения,туннели, мосты. В отрасли связи сюда включается телефонная канализация и мачты,на которых укреплены приемные и передающие антенны;
— передаточные устройства – линииэлектропередач, трубопроводы, тепловые и газовые сети, воздушные, кабельные ирадиорелейные линии связи, антенно-фидерные устройства.
— машины и оборудование, которые в своюочередь делятся на:
— силовые машины и оборудование,включающие машины-генераторы, производящие энергию, и машины-двигатели;
— рабочие машины и оборудование,включающее самые разнообразные виды оборудования, применяемого дляосуществления производственного процесса – станки, кузнечные и прессовыемашины, автоматы, экскаваторы и т.д. В отрасли связи – это почтообрабатывающаятехника, коммутационное оборудование АТС и телеграфных станций, системы передачи;
— измерительное оборудование, к которомуотносятся регулирующие приборы и устройства (амперметры, весы, водомеры ит.д.);
— вычислительная техника;
— прочие машины и оборудование.
— транспортные средства – передвижныесредства железнодорожного, автомобильного и путевого транспорта,предназначенные для перемещения грузов и работников: локомотивы, вагоны,машины, автокары, тепловозы и т.д.
— инструменты – все виды механизированныхи немеханизированных орудий ручного труда или приспособления, прикрепляемые кмашинам, служащие для обработки предметов труда (электродрели, манипуляторы,молотки, тиски, патроны и т.д.).
— производственный инвентарь ипринадлежности — предметы производственного назначения, служащие для облегченияопераций во время работы (рабочие столы, верстаки).
— хозяйственный инвентарь – конторскаяобстановка, шкафы, ящики несгораемые, пишущие машинки, ковры, множительнаятехника.
— многолетние насаждения – озеленительныеи декоративные насаждения на территории организации;
— прочие основные средства – библиотечныефонды, противопожарный инвентарь и др.
Основные средства, как и все объектыучета, в бухгалтерском учете отражаются в денежной оценке. Различают три видастоимостных оценок основных средств:
— первоначальная стоимость;
— восстановительная стоимость;
— остаточная стоимость.
Первоначальная стоимость характеризуетстоимость ОС в момент ввода их в действие.
В качестве первоначальной стоимостипризнается:
— для объектов, изготовленных на самомпредприятии или приобретенных за плату у других предприятий и лиц, суммафактически произведенных затрат по возведению (сооружению) или приобретениюобъектов основных средств, включая расходы по доставке и установке (погрузочно-разгрузочныеи пуско-наладочные работы, монтаж, проценты за кредит, полученный на приобретениеосновных средств);
— для объектов, внесенных в счет вклада вуставный капитал организации, — денежная оценка экспертной комиссии;
— для основных средств, полученныхбезвозмездно, — текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Основные средства в бухгалтерском учете ив отчетности отражаются по первоначальной стоимости, которая может изменятьсялишь в исключительных случаях.
Восстановительная стоимость характеризуетстоимость воспроизводства ОС в современных условиях, т.е. отражает ту суммуденежных средств, которая потребовалась бы для их приобретения или сооружения внастоящее время.
Восстановительная стоимость определяетсяпо результатам переоценки, которая проводится не реже одного раза в год всоответствии с указаниями финансовых органов одним из трех методов:
— методом прямой оценки, которыйзаключается в прямом пересчете стоимости отдельных объектов в цены, сложившиесяна 1 января на новые объекты, аналогичные оцениваемым;
— индексным методом, который заключается вумножении первоначальной стоимости отдельных объектов, дифференцированных погруппам основных средств, на коэффициенты (индексы) пересчета. Коэффициентыпересчета отражают увеличение стоимости объекта с момента его ввода в эксплуатациюдо момента переоценки;
— методом пересчета валютной стоимости,т.е. путем пересчета первоначальной стоимости основных средств в иностраннойвалюте по курсу Национального банка Республики Беларусь по состоянию на 31декабря предыдущего года.
После переоценки основные средстваотражаются в учете по восстановительной стоимости.
В процессе производства основные средстваизнашиваются, т.е. их первоначальная (восстановительная) стоимость постоянноуменьшается. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную(восстановительную) стоимость за вычетом суммы износа. Эта фактическая,реальная стоимость основных средств на отчетную дату. Износ основных средствотражается в учете обособлено от их первоначальной (восстановительной) стоимости.
1.2 Синтетические и аналитические счета типового хозяйственного планасчетов, предназначенные для учета основных средств
Синтетические и аналитические счетатипового хозяйственного плана счетов, введенного в действие с 01.01.2004,предназначенные для учета основных средств (требующие монтажа), представлены втаблице 1.
Таблица 1 — Синтетические и аналитическиесчета типового хозяйственного плана счетов, предназначенные для учета основныхсредств и амортизации.Наименование счета Номер счета Отношение к балансу Номер и наименование субсчета
Основные средства
Амортизация ОС
Оборудование к установке
Вложения во внеоборотные активы
01
02
07
08
Активный
Пассивный
Активный
Активный
1. Основные средства в организации
2. Выбытие основных средств
3. Строительство и создание объектов основных средств
1.3 Первичные документы или нормативная база
Основные средства поступают на предприятиев результате:
— приобретения за плату у других субъектовхозяйствования и физических лиц;
— сооружения или изготовления;
— безвозмездно, т.е. по договору даренияот других субъектов хозяйствования и физических лиц;
— внесения учредителями в счет вклада вуставный капитал.
Поступление основных средств в организациюоформляют актом приемки-передачи (форма ОС-1), который составляется специальнойкомиссией на каждый принимаемый объект. В этом документе записывается подробнаяхарактеристика объекта, указывается его первоначальная стоимость и сумма износа(для объектов, бывших в эксплуатации). К акту прилагают техническую документацию,которая содержит полную техническую характеристику объекта.
Для правильной организации бухгалтерскогоучета каждому объекту основных средств в момент оформления акта приемки-передачиприсваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период егонахождения в данной организации. Номера должны обозначаться на объектах путемприкрепления металлического жетона или нанесения краской или другим способом взависимости от свойств объекта.
Акт ОС-1 утверждается руководителеморганизации и вместе с технической документацией передается в бухгалтерию,которая на основании этих документов открывает инвентарные карточки (формаОС-6). В инвентарных карточках отражается наименование объекта, его инвентарныйномер, основные реквизиты, характеризующие объект, норма амортизационныхотчислений, рассчитанная исходя из предполагаемого срока службы.
К акту прилагаются также оправдательныедокументы на поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные,счета, закупочные акты, справки и другие.
В дальнейшем в инвентарной карточкеотражают все операции, осуществляемые с данным объектом, такие как перемещения,модернизация, ремонт, начисление амортизации, выбытие. Техническаядокументация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия нанего инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации и вбухгалтерии не хранится.
Выбытие основных средств связано либо спродажей, либо с ликвидацией вследствие физического или морального износа,аварий, стихийных бедствий, либо с передачей в уставный фонд другойорганизации, либо в связи с их безвозмездной передачей другим субъектамхозяйствования или недостачей, выявленной в результате инвентаризации.
Выбытие основных средств оформляется:
— при ликвидации вследствие физического иморального износа — актом на списание основных средств;
— при передаче в уставный фонд другойорганизации или при безвозмездной передаче — актом приемки-передачи;
— при реализации юридическим и физическимлицам — актом купли-продажи или актом приемки-передачи;
— при стихийных бедствиях — актом насписание основных средств.
На основании указанных актов бухгалтерияделает соответствующие записи в инвентарных карточках.
1.4 Хозяйственные операции и проводки
Корреспонденции счетов по проводкам,которые оформляются на основании первичных документов, представлены в таблице2.
Таблица 2 – Корреспонденции счетов Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3 4
Поступление основных средств, требующих монтажа
1 Акцепт счета поставщика на стоимость без НДС 07 60 (76)
2 отражение уплаченного НДС 18/1 60 (76)
3 перечисление денег с расчетного счета поставщику 60 (76) 51
4 перевод объекта в монтаж 08 07
5
начисление затрат, связанных с монтажом:
а) стоимость израсходованных материалов
б) заработная плата рабочим
в) налоги на заработную плату
г) амортизация основных средств, используемых для монтажа
08
08
08
08
10
70
68, 69
02
6 перевод объекта в состав основных средств 01 08
Амортизация основных средств
Начислена амортизация по основным средствам:
1 основного, вспомогательного и обслуживающего производств и хозяйств 20, 23, 29 02
2 общепроизводственного и общехозяйственного назначения 25, 26 02
3 обслуживающим процесс реализации продукции 44 02
4 непроизводственного назначения 84 02
Увеличение амортизационного фонда воспроизводства основных средств:
1 производственного назначения 010
2 непроизводственного назначения 014
Ремонт основных средств
Учет операций по ремонту основных средств подрядным способом без создания ремонтного фонда:
1 2 3 4
1 списание затрат на ремонт по договору, заключенному с подрядной организацией 20 60
2 перечисление денег подрядной организации 60 51
Учет операций по ремонту основных средств подрядным способом при создании ремонтного фонда:
1 формирование ремонтного фонда за счет ежемесячных отчислений 20 (25, 26, 44) 96
2 списание затрат на ремонт по договору, заключенному с подрядной организацией 96 60
3 перечисление денег подрядной организации 60 51
Учет операций по ремонту основных средств хозяйственным способом без создания ремонтного фонда:
1
отражение затрат по ремонту:
а) стоимость израсходованных материалов
б) заработная плата рабочим
в) налоги на заработную плату
г) амортизация основных средств, используемых для ремонта
23/3
23/3
23/3
23/3
10
70
68, 69
02
2 списание стоимости законченного ремонта 20 23/3
1 2 3 4
Учет операций по ремонту основных средств хозяйственным способом при создании ремонтного фонда: 1 формирование ремонтного фонда за счет ежемесячных отчислений 20 (25, 26, 44) 96 2
списание затрат по ремонту:
а) стоимость израсходованных материалов
б) заработная плата рабочим
в) налоги на заработную плату
г) амортизация основных средств, используемых для ремонта
23/3
23/3
23/3
23/3
10
70
68, 69
02 3 Списание стоимости законченного ремонта за счет средств ремонтного фонда 96 23/3 1 2 3 4
Выбытие основных средств
Выбытие основных средств в результате ликвидации:
1 списание накопленного износа объекта 02 01
2 списание остаточной стоимости объекта 91 01
3
списание затрат по демонтажу и ликвидации:
а) отражена задолженность прочим организациям за услуги, связанные с выбытием ОС
б) начислена заработная плата рабочим
в) начислены налоги на заработную плату
г) начислена амортизация основных средств используемых для демонтажа
91
91
91
91
76
70
68, 69
02
4 оприходование на склад материалов, оставшихся от ликвидации ОС 10 91
5 начисление НДС от остаточной стоимости ОС 91 68
6 списание финансового результата от ликвидации ОС (закрытие счета 91): прибыль (убыток) 91 (99) 99 (91)
Выбытие основных средств в результате продажи:
1 списание накопленного износа объекта 02 01
2 списание остаточной стоимости объекта 91 01
3 поступление денежных средств от покупателя 51 62
4 начисление налогов из выручки 91 68
5 передача основного средства покупателю на основании акта приемки-передачи по договорной цене 62 91
6
списание финансового результата от продажи ОС (закрытие счета 91):
- прибыль
- убыток
91
99
99
91
Выбытие основных средств в результате безвозмездной передачи:
1 списание накопленного износа объекта 02 01
2 списание остаточной стоимости объекта 92 01
3
начисление НДС от остаточной стоимости
объекта 92 68
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Продолжение таблицы 21 2 3 4 4 списание убытка от дарения 99 92 Выбытие основных средств в результате передачи в уставный фонд другого субъекта хозяйствования: 1 списание накопленного износа ОС 02 01 2 передача объекта в уставный фонд по остаточной стоимости 58 01 Выбытие основных средств в результате установленной недостачи при инвентаризации: 1 списание суммы накопленного износа ОС на момент инвентаризации 01 02 2 списание остаточной стоимости объекта 94 01 3 начисление НДС при списании недостающих объектов основных средств 94 68 4 списание недостачи с материально ответственного лица 73/2 94 5 списание недостачи, по которой виновный не установлен 92 94 /> /> /> /> /> />
2. Технологии 1С: Предприятие 7.7 Редакции 4.5 Белорусскойконфигурации по автоматизации учета основных средств (требующих монтажа)
/>2.1 Перечень документов и типовых операций
Документы типовой конфигурации, которыеиспользуются программой для автоматизации ввода хозяйственных операций:
— поступление оборудования, требующегомонтажа;
— передача оборудования в монтаж;
— ввод в эксплуатацию;
— начисление амортизации ОС;
— модернизация ОС;
— списание ОС.
При отражении в бухгалтерском учете тогоили иного хозяйственного акта бухгалтер должен занести в журнал операций (принеавтоматизированном ведении учета — в бухгалтерские книги) одну или несколькопроводок. Эти проводки имеют одну и ту же дату (дату совершения хозяйственнойоперации) и похожее содержание. Например, такие проводки могут отражатьполучение продукции от поставщика или определение НДС, себестоимости, накладныхрасходов и прибыли при реализации продукции. Типовые операции в 1С: Предприятииможно представить себе как «сценарии» подобных стандартных или частоповторяющихся действий.
При вводе типовой операции пользователювыдается для заполнения форма операции, в которой уже заполнены — полностью иличастично — некоторые реквизиты, а многострочная часть содержит бухгалтерскиепроводки для отражения в учете оформляемого хозяйственного акта. Реквизитыпроводок, такие как корреспондирующие счета, сумма, объекты аналитическогоучета (субконто) и другие, также могут быть уже заполнены. Пользователюостается только откорректировать автоматически введенные данные или ввестинедостающую информацию и записать операцию в журнал операций.
Для учета основных средств также можносоздавать типовые операции.
/>2.2 Перечень реквизитов документов
Документ «Поступление оборудования,требующего монтажа» приведен на рисунке 1.
В данном документе необходимо заполнитьследующие реквизиты в шапочной части: номер входящего документа и его дату, поставщик,договор, на основании которого осуществляется поставка, зачет аванса, ставкуНДС (указать, включается ли в стоимость).
/>
Рисунок 1 – Документ «Поступлениеоборудования, требующего монтажа»
В табличной части необходимо указать:
— вид оборудования;
— количество;
— цену.
Сумму, НДС и всего программа просчитаетавтоматически, после чего необходимо сохранить и провести заполненный документ.
После проведения документа «Поступлениеоборудования», необходимо данное оборудование предать в монтаж, для чегооформить документ «Передача оборудования в монтаж» (рисунок 2).
В данном документе необходимо заполнитьреквизиты:
— установить дату, если она отличается отрабочей даты, отображенной в документе, и можно изменить номер документа;
— необходимо выбрать объект внеоборотныхактивов, который будет передаваться в монтаж;
— выбрать статью затрат на строительство исклад;
/>
Рисунок 2 – Вид документа «Передачаоборудования в монтаж»
Для заполнения табличной части можновоспользоваться кнопкой «подбор», выбрать количество предаваемого оборудованияв монтаж.
После заполнения всех реквизитов документнеобходимо провести.
Принятие основных средств к бухгалтерскомуучету фактически означает ввод их в эксплуатацию. Для отражения в учете этогофакта хозяйственной деятельности в «1С: Бухгалтерии» предназначен документ «Вводв эксплуатацию ОС» (рисунок 3).
В верхней части указываются номер и дата(реквизит «от») акта (накладной) приемки-передачи основных средств.
Далее в реквизите «Основное средство»нужно выбрать объект, вводимый в эксплуатацию. Если сведения об основномсредстве в справочнике отсутствуют, то следует открыть форму ввода новогоэлемента (пункт «Новый» в меню «Действие») и ввести наименование объекта, азатем выбрать этот объект в справочнике.
Если основное средство вводится вэксплуатацию в результате капитальных вложений, то запрашивается видкапитальных вложений:
• приобретение отдельных объектов;
• приобретение земельных участков;
• приобретение объектовприродопользования;
• строительство объектов ОС.
/>
Рисунок 3 – Вид документа «Ввод вэксплуатацию ОС»
В зависимости от выбранного источникапоступления запрашивается дополнительная информация.
Заполнить закладку «Общие сведения»(рисунок 4).
Серые поля обязательные для заполнения.Обязательно включить флажки начисления амортизации и включения ОС в составамортизируемого имущества.
Заполнить закладку «Бухгалтерский учет»(рисунок 5).
Серые поля обязательные для заполнения(выбрать вид ОС по классификатору, установить срок полезного использования,способ начисления амортизации, счет отнесения затрат по начисленнойамортизации).
Стоимость, по которой основное средствопринимается к учету, указывается в реквизите «Первоначальная стоимость».
Если источником поступления являютсякапитальные вложения, то доступна кнопка «Сумма факт. затрат». При ее нажатии вполе ввода стоимости показывается текущий остаток (сальдо) на счете 08«Капитальные вложения» по соответствующему объекту аналитического учета.
/>
Рисунок 4 – Вид закладки «Общие сведения»
/>
Рисунок 5 – Вид закладки «Бухгалтерскийучет»
После заполнения всех реквизитов формыдокумента его нужно сохранить и провести. В зависимости от выбранного источникапоступления и дополнительной информации в документе автоматически выбираетсясчет и признаки его аналитического учета, с которыми будет корреспондироватьсчет 01.1.
Для ежемесячного начисления амортизации в«1С: Бухгалтерии» предназначен документ «Начисление амортизации ОС». Для вводадокумента следует выбрать пункт «Начисление амортизации» из подменю«Регламентные» меню «Документы».
Начисление износа выполняется для техосновных средств, для которых в справочнике «Основные средства» установленфлажок «Начислять амортизацию».
Вид документа «Начисление амортизации ОС»представлен на рисунке 6.
/>
Рисунок 6 – Вид документа «Начислениеамортизации»
В процессе эксплуатации основные средстваподвергаются износу. В связи с этим существует необходимость их ремонта имодернизации. Вид документа «Модернизация ОС» представлен на рисунке 7.
В данном документе заполняется видосновного средства, подлежащего модернизации, и устанавливается дата документа.Инвентарный номер выбирается автоматически после выбора основного средства.
На закладке данного документа«Модернизация» (рисунок 8) заполняется «объект внеоборотных активов», суммарасходов по модернизации и срок полезного использования основного средствапосле модернизации. Используя кнопку «Расходы по счету 08.3» можноавтоматически определить сумму расходов по модернизации, которая увеличитпервоначальную стоимость основного средства.
/>
Рисунок 7 – Вид документа «МодернизацияОС»
/>
Рисунок 8 – Вид закладки «Модернизация»
При выбытии основного средства в связи с моральным ифизическим износом, а также при ликвидации в связи с чрезвычайной ситуациейследует использовать документ «Списание ОС» (рисунок9). Документ позволяет оформить акт на списание по форме ОС-4 и отразить даннуюхозяйственную операцию в бухгалтерском учете.
В форме документа указываются:
• объект, списываемый с учета;
• причина списания.
Если нажать на кнопку «Показать», то справочно выводитсябалансовая стоимость объекта (сальдо на счете 01.1) и сумма начисленнойамортизации (сальдо на счете 02.1) на момент выбытия.При проведении документа автоматически формируются записи по списанию.
/>/>
/>Рисунок 9 – Вид документа«Списание ОС»
2.3 Перечень проводок
Рассмотрим корреспонденции счетов, которыеоформляются по проводкам при проведении документов по учету основных средств,описанные в разделе 2.2 (таблица 3).
Таблица 3 — Корреспонденции счетов,которые оформляются по проводкам при проведении документов по учету основныхсредствНо-мер Дебет Субконто Д Кредит Субконто К Содержание 1 2 3 4 5 6 Поступление оборудования 1 2 3 4 5 6 1 07
Оборудование
Места хранения 60.1
Контрагенты
Договоры Поступило оборудование 2 18.1.1
Контрагенты
Счета-фактуры полученные 60.1
Контрагенты
Договоры Выделен НДС 3 ЗПК.20.Б
Контрагенты
Договоры
Счета-фактуры полученные Данные для автоматического учета НДС (стоимость без НДС) 4 ЗПК.20.Н
Контрагенты
Договоры
Счета-фактуры полученные Данные для автоматического учета НДС (сумма НДС) Передача оборудования в монтаж 1 08.3
Объект внеоборотных активов
Затраты на строительство 07
Оборудование
Места хранения Строительство объектов основных средств Ввод в эксплуатацию ОС 1 01.1 Основное средство 08.3
Объект внеоборотных активов
Затраты на строительство Ввод в эксплуатацию Начисление амортизации 1 20 (23,25,26)
Статья затрат
Подразделения 02.1 Основное средство Начисление амортизации
Продолжение таблицы 31 2 3 4 5 6 Модернизация ОС 1 01.1 Основное средство 08.3
Объект внеоборотных активов
Затраты на строительство Затраты по модернизации Списание ОС в результате ликвидации 1 20 (23,25,26)
Статья затрат
Подразделения 02.1 Основное средство Начисление амортизации 2 02.1 Основное средство 01.1 Основное средство Списание накопленного износа 3 01.2 Основное средство 01.1 Основное средство Списание балансовой стоимости 4 91.2 Статья расходов 01.2 Основное средство Списана остаточная стоимость
2.4 Журналы
Все документы, сохраненные в программе, втом числе и документы о учету основных средств, отражаются в общем журнале. Вжурнале операций видны не только документы, но и проводки по активномудокументу, а журнал проводок содержит все проводки за установленный интервалвремени (рисунок 10).
Журнал «Учет ОС» объединяет следующиедокументы по учету основных средств (рисунок 11):
— поступление оборудования;
— передача оборудования в монтаж;
— ввод в эксплуатацию ОС;
— модернизация ОС и др.
/>
а)
/>
б)
/>
в)
/>
Рисунок 10 – а) Общий журнал; б) Журналопераций; в) Журнал проводок
Рисунок 11 – Журнал «Учет ОС»
Документы по начислению амортизации, таккак являются регламентными, отражаются в журнале проводок, журнале операций иобщем журнале.
2.5 Справочники
Справочники конфигурации 1С: Бухгалтериипредназначены для ведения аналитического учета на счетах, а также вводаразличной информации в первичные документы.
Рассмотрим справочники, которыеиспользуются для учета основных средств.
Справочник «Оборудование для монтажа»
Данный справочник предназначен для ведениясписка оборудования, требующего монтажа, и используется для ведения аналитическогоучета на балансовом счете 07 «Оборудование к установке» и забалансовом счете005 «Оборудование, принятое для монтажа».
Справочник «Объекты строительства»
Данный справочник предназначен для ведениясписка объектов капитального строительства и используется для ведения аналитическогоучета на субсчетах 08.1 «Приобретение земельных участков», 08.2 «Приобретениеобъектов природопользования», 08.3 «Строительство объектов основных средств» и08.5 «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств».
Справочник «Основные средства»
Данный справочник предназначен дляхранения списка объектов основных средств и используется как для выпискипервичных документов, так и для ведения аналитического учета на счетах.
01 «Основные средства»;
02 «Износ основных средств»;
03 «Имущество для сдачи в аренду»;
08.4 «Приобретение отдельных объектовосновных средств»;
91 «Реализация и выбытие основныхсредств»;
001 «Арендованные основные средства»;
Список основных средств может иметьдвухуровневую структуру, т. е. в справочнике можно объединять основные средствав произвольные группы. Например, в отдельные группы целесообразно выделитьосновные средства, полученные по договору аренды, и основные средства, сданныев аренду. Справочник позволяет получить отчеты по группе основных средств илипо конкретному объекту основных средств. Для этого необходимо в форме справочникавыбрать объект или группу объектов и нажать кнопку «Анализ ОС» или «Отчет поОС». Отчеты формируются за установленный в параметрах период бухгалтерскихитогов. Период, за который необходимо получить информацию об активах, можноустановить также с помощью кнопки «Настройка» в верхней части сформированногоотчета.
С помощью кнопки «Анализ ОС» формируетсястандартный отчет 1С: Бухгалтерии «Анализ субконто».
С помощью кнопки «Отчет по ОС» формируетсяспециализированный отчет по основным средствам, включающий дополнительнуюинформацию.
Если курсор установлен на элементесправочника, не являющегося группой, то для текущего (выбранного в списке)объекта основных средств в нижней части формы будет указана сумма капитальныхвложений в объект, его балансовая стоимость, сумма начисленной амортизации иостаточная стоимость объекта. Дата актуальности данных показывается в нижнейчасти формы списка справочника.
Информация о каждом объекте основныхсредств размещается в форме элемента справочника на двух закладках: «Общие» и«Амортизация».
Закладка «Общие»
На закладке «Общие» указываются основныесведения об объекте основных средств. К ним относятся: инвентарный номер, наименование,группа, подразделение, дата ввода в эксплуатацию.
Каждому новому объекту основных средствавтоматически присваивает инвентарный номер. Если на учет в 1С: Бухгалтерии переходиторганизация, которая уже имеет на балансе основные средства, которым присвоеныинвентарные номера, в этом реквизите следует указывать ранее присвоенныеномера. При этом программа отслеживает уникальность вводимого инвентарногономера. Следует иметь в виду, что при вводе в справочник сведений по арендованнымосновным средствам, учет которых ведется на забалансовом счете 001«Арендованные основные средства», последним также присваивается внутреннийучетный инвентарный номер.
В поле «Группа» следует выбрать категорию,к которой относится данное основное средство. В программе основные средстваклассифицированы по следующим группам:
• здания (кроме жилых);
• сооружения;
• передаточные устройства;
• машины и оборудование;
• транспортные средства;
• инструмент;
• рабочий скот;
• продуктивный скот;
• многолетние насаждения;
• другие виды основных средств;
• жилищный фонд:
• земельные участки.
В целях оперативного учета для основногосредства указывается подразделение, в котором основное средствоэксплуатируется. Этот реквизит заполняется выбором из справочника«Подразделения», в котором перечислены все структурные подразделенияорганизации.
В реквизите «Дата ввода в эксплуатацию»указывается дата зачисления основного средства на баланс организации. Онадолжна совпадать с датой акта (накладной) приемки-передачи основных средств.Для арендованных основных средств этот реквизит не заполняется.
В зависимости от назначения в деятельностиорганизации, основные средства подразделяются на основные средства производственногои непроизводственного назначения (периодический реквизит «Производственное»). Следуетобратить внимание на периодический реквизит «Начислять амортизацию». Какправило, этот реквизит установлен. Но возможны периоды эксплуатации основногосредства, когда начисление амортизации нужно приостановить, например, на периодвосстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев. На такие периодывремени реквизит нужно отключать.
Закладка «Амортизация»
Эта закладка заполняется для основныхсредств, стоимость которых погашается через амортизационные начисления.
В реквизите «Счет» указывается счет, накоторый начисляются амортизационные отчисления по данному основному средству.Если по выбранному счету ведется аналитический учет по видам субконто, тодополнительно запрашивается аналитическая информация по этому счету.
При вводе основного средства вэксплуатацию важным является выбор способа амортизации основного средства.
Стоимость приобретенных объектов основныхсредств погашается посредством начисления амортизации одним из следующихспособов (варианты значения реквизита «Способ начисления амортизации»):
• линейный способ;
• способ уменьшаемого остатка;
• способ списания стоимости но сумме чиселлет срока полезного использования;
• способ списания стоимостипропорционально объему продукции (работ).
Следует помнить, что применение одного изспособов по группе однородных объектов основных средств производится в течениевсего его срока полезного использования.
В зависимости от выбранного способаначисления амортизации на закладке «Амортизация» необходимо указатьдополнительную информацию.
При линейном способе предлагаетсязаполнить реквизиты «Шифр по ЕНАОФ» и «Коэффициент амортизации (годовая норма)%». Шифр выбирается из справочника «Нормы по ЕНАОФ». Годовая нормаамортизационных отчислений для выбранного в справочнике вида основных средствпереносится в реквизит «Коэффициент амортизации (годовая норма) %». Вместе стем, значение нормы можно скорректировать.
При выборе способов уменьшаемого остатка ипо сумме чисел лет срока полезного использования предлагается заполнить реквизит«Срок полезного использования (в месяцах)».
При выборе способа начисления амортизациипропорционально объему продукции (работ) предусматривается заполнение двухреквизитов.
В реквизите «Общий объем продукции (работ)в натуральном выражении» указывается общий объем продукции (работ), которыйможет быть произведен или выполнен при использовании данного объекта основныхсредств.
Фактический ежемесячный объемпроизведенной продукции указывается в реквизите «Объем продукции (работ) замесяц в натуральном выражении». Этот периодический реквизит необходимозаполнять за каждый месяц в отдельности. В отличие от большинства периодическихреквизитов, новые значения которых «вступают в силу» с даты их изменения иименно в таком контексте используются в документах типовой конфигурации, дляреквизита «Объем продукции (работ) за месяц в натуральном выражении»указывается значение, которое «действовало» в течение прошедшего месяца.
Реквизиты: «Производственное», «Начислятьамортизацию», «Подразделение», «Счет амортизационных отчислений», «Объемпродукции (работ) за месяц» и «Коэффициент амортизации» являютсяпериодическими. Для изменения значений ряда периодических реквизитовпредназначен документ «Перемещение ОС».
Реквизиты «Коэффициент переоценки», «Шифргрупп ОС» необходимо заполнять, если будет выполняться переоценка основныхсредств.
Для просмотра и изменения значенийпериодических реквизитов справочника «Основные средства» можно воспользоватьсякнопкой «История», которая присутствует в форме справочника. При этом изменитьзначение периодического реквизита, установленное документом, будет невозможно.
Вместе с тем, значение периодическогореквизита можно изменить, воспользовавшись кнопкой в панели инструментов формысписка справочника. В этом случае при попытке изменить значение реквизита,установленное документом будет открыт документ, установивший данное значение.
Справочник «Наличие драгметалла»
Данный справочник предназначен дляхранения наличия драгметаллов по основным средствам.
Справочник «Наличие драгметалла»является подчиненным справочнику «Основные средства». Это значит, чтокаждое значение этого справочника относится к конкретному элементу справочника«Основное средства».
Справочник «Драгметаллы»
Данный справочник используется какреквизит справочника «Наличие драгметалла» по основным средствам.
Справочник «Строительные затраты»
Данный справочник предназначен для ведениясписка видов строительных затрат для организаций, осуществляющих капитальныевложения в форме строительства, и используя для ведения аналитического учета насубсчете 08.3 «Строительство объектов основных средств».
2.6 Отчеты
Для сбора данных для анализа среднегодовойстоимости, для структуры ОФ можно использовать как стандартные отчеты, так испециализированные.
Стандартные отчеты могут применяться дляполучения итоговой и детальной информации по основным средствам. Они оперируюттакими общими понятиями, как «Счет», «Субконто», «Валюта» и т.д. К стандартнымотчетам, позволяющим собрать информацию об основных средствах, относятся:
— оборонно-сальдовая ведомость по счету;
— обороты счеты;
— журнал-ордер по счету;
— анализ счета;
— карточка сета и др.
К специализированным отчетам, позволяющимсобрать информацию об основных средствах, относятся:
— отчет по группам ОС (рисунок 12);
— инвентарная книга ОС;
— карточка амортизационных отчислений ОС.
/>
Рисунок 12 – Отчет по основным средствам
3. Бухучет в ООО «Аркада»
3.1 Штат бухгалтерии
Общество с ограниченной ответственностью«Аркада» занимается производством продуктов питания и напитков. Штатбухгалтерии состоит из 3 человек, один из которых главный бухгалтер.
3.2 Форма бухучета
На предприятии принята комбинированнаяформа бухгалтерского учета. Для ведения учета используется журнально-ордернаяформа бухучета и параллельно операции фиксируются в программе.
3.3 План счетов
Используется хозяйственный план счетов.
3.4 Программа автоматизации бухучета, которая используется на предприятии
В ООО «Аркада» для автоматизациибухгалтерского учета использовалась технология 1С: Предприятие 7.7. Даннаяпрограмма предполагает постоянное обновление в связи с изменениями взаконодательстве и выпуском новых версий, однако, в связи с выходом на рынокпрограммы 8-ой версии, фирма «Мисофт», у которой была приобретена даннаяпрограмма, планирует остановку выпуска обновлений 7-й версии. В связи с даннымиобстоятельствами и тем, что срок подписки на программу у ООО «Аркада»заканчивается 01.04.09, руководством было решено установить и внедрить вдеятельность бухгалтерии программу 1С: бухгалтерия 8. В феврале 2009 годапрограмма была установлена и введена в эксплуатацию. В связи с этим рассмотримособенности бухгалтерского учета основных средств, требующих монтажа впрограмме 1С: Бухгалтерия 8.
3.5 Программное решение 1С: Бухгалтерия 8
Механизм учета основных средств впрограмме 1С: Бухгалтерия 8 очень похож на механизм учета в 1С: Бухгалтерия 7.7.Рассмотрим отличия учета основных средств. Программа1С: Бухгалтерия 8 предусматривает параллельное ведение бухгалтерского иналогового учета. Для учета основных средств существует специальный пункт меню «ОС и НМА». В списке «ОС и НМА» документа поприобретению внеоборотного актива нет. Поступление оборудования и объектовстроительства следует оформлять документом «Поступление товаров и услуг»,который можно вызвать через меню «Основная деятельность».В данном документе необходимо выбрать вид операции «оборудование». При выборевида операции автоматически формируются соответствующееназвание документа и при необходимости изменяется состав граф табличной частидокумента. Документ «Поступление товаров и услуг»можно использовать как основание для ввода документа «Поступлениедополнительных услуг». Далее необходимо заполнитьдокумент «Передача оборудования в монтаж». Данный документ находится в списке«ОС и НМА». В шапке документа указывается объект строительства,а в табличной части та номенклатура, которая увеличивает стоимость нашегообъекта строительства. Кроме того, в шапке документа необходимо указать счетаучета – 08.03 «Строительство объектов основных средств». Проведенный документ«Передача оборудования в монтаж» формирует записи:Д08.03-К07. Для того, чтобы ввести оборудование в эксплуатацию, необходимо изпункта меню «ОС и НМА» выбрать и заполнить документ «Принятие к учету ОС».Данный документ похож на документ «Ввод в эксплуатацию ОС» программы 1С: Предприятие7.7. Проведенный документ «Принятие к учету ОС» сформирует записи:Д01.01-К08.03 и основное средство будет введено в эксплуатацию.
Для начисления амортизации в программе 1С: Бухгалтерия 8 непредусмотрен отдельный документ как в 1С: Предприятие 7.7.Для ежемесячного начисления амортизации используется специальный документ«Закрытие месяца», где среди списка выполняемых действий есть «Амортизация ОС».Проводится документ, обычно, в конце месяца, причем как для целейбухгалтерского, так и для целей налогового учета.
Документы «Модернизация ОС», «Списание ОС»практически аналогичны документам в программе 1С: Предприятие 7.7. Отличиемявляется наличие закладок для налогового учета.
Для получения информации об ОС в программе1С: Бухгалтерия 8,также как и в программе 1С: Предприятие7.7 используются стандартные (оборотно-сальдовая ведомость, обороты счета,анализ счета, карточка счета и др.) и специальные отчеты (отчет по ОС).
Литература
1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебноепособие.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Альховик Н. В. Опорный конспект курса лекций подисциплине «Бухгалтерский ППП на ПС» для студентов специальностей 1-25 01 07 — Экономика и управление на предприятии 1-26 02 03 – Маркетинг. – Минск: УО ВГКС,2007.
3. Белорусская конфигурация компоненты «Бухгалтерскийучет» системы программ «1С: Предприятие 7.7»: описание. – Минск: Мисофт, 2000.
4. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебн.пособие.- Мн.: Мисанта, 1996.