Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет денежных средств и денежных документов

Министерствообразования РФ
Всероссийский заочныйфинансово-экономический институт
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:
«Учетденежных средств и денежных документов»
Барнаул 2008

Содержание
Введение
1. Методика бухгалтерского(финансового) учета денежных средств и денежных документов
1.1   Принципы организации учета денежных средств
1.2   Учет и порядок ведения кассовых операций и денежных документоворганизациями и предприятиями
1.3   Учет операций по счетам в банках
2. Практика ведениябухгалтерского учета денежных средств на примере предприятия ООО «РегиональнаяСырьевая Компания»
Заключение
Список литературы

Введение
Дляосуществления производственной деятельности каждая организация должна иметь внеобходимых размерах оборотные средства. В составе оборотных средств важноеместо занимают денежные средства. Денежные средства необходимы для приобретенияразличных материалов, для оплаты труда, всевозможных хозяйственных расходов,для платежей банку, налоговым органам и прочим учреждениям. Они являютсяабсолютно ликвидным активом, способным легко и быстро преобразовываться в любыевиды материальных ценностей. Актуальность этой темы (учет денежных средств иденежных документов) в настоящее время очень велика. Важная роль денежныхсредств обусловливает необходимость их сохранности и целевого использования,строгого соблюдения установленных правил кассовых и банковских операций, правильногооформления движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерскогоучета.
Предметомисследования курсовой работы является бухгалтерский (финансовый) учет денежныхсредств и денежных документов на предприятиях и организациях.
Цель курсовойработы – с помощью теоретических знаний бухгалтерского финансового учетаоценить практическое ведение учета денежных средств и денежных документов напредприятии.
Задачикурсовой работы:
·         подбор теоретической литературы, статистических, фактических материаловпо теме: учет денежных средств и денежных документов;
·         исследование и анализ предприятия ООО «Региональная СырьеваяКомпания» в сфере бухгалтерского финансового учета денежных средств и денежныхдокументов, с использованием первичных документов;
·         решение сквозной задачи по учету фактов хозяйственной деятельностиорганизации.
Структуракурсовой работы – состоит из двух глав:
– перваяглава – теоретическая, в ней освещена методика ведения бухгалтерского учетаденежных средств и денежных документов, с использованием статей из журналов,нормативных документов, кодекса, учебников и т.д., а также таблиц и схем.
– втораяглава – практическая, в ней освещена практика ведения бухгалтерского учетаденежных средств и денежных документов на предприятии ООО «РегиональнаяСырьевая Компания», с использованием первичных документов за один день.
А такжекурсовая работа состоит из введения, заключения, приложений, спискаиспользованной литературы.

1. Методикабухгалтерского (финансового) учета денежных средств и денежных документов
 
1.1   Принципы организации учета денежныхсредств
Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Онинеобходимы предприятию для проведения платежей в бюджет, расчетов с кредитнымиучреждениями, выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления другихвидов выплат.
Денежные средства поступают на предприятие от покупателей изаказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, отучреждений и организаций в порядке временной помощи и др.
Базой денежных средств предприятия являются хозяйственныевзаимоотношения предприятия с разными организациями и учреждениями и связанныес реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций.
Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличныхденег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах,открытых особых счетах и др. При увеличении денежных средств их правильноеиспользование и контроль сохранности является одной из важнейших задачбухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешного решения этойзадачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов споставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет большое значение дляправильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитованияв народном хозяйстве. Учет денежных средств имеет значение в укрепленииплатежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсовпредприятия. Поэтому очень важен контроль соблюдения кассовой дисциплины,правильности и эффективности использования денежных средств, обеспечениясохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.
В условиях рыночной экономики следует руководствоваться принципом:умелое использование денежных средств может приносить предприятиюдополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать орациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли(депозиты банков, ценные бумаги и др.).
Основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:
·         проверка правильности оформления, законности документов;
·         своевременное и полное отражение операций в учете;
·         обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всемвидам платежей;
·         своевременное проведение инвентаризации денежных средств иотражение ее результатов в учете;
·         обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассепредприятия и других местах хранения;
·         изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободныхденежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
1.2     Учет и порядок ведения кассовых операцийи денежных документов организациями и предприятиями
Наличиенеобходимой величины средств (собственных и заемных) является обязательнымусловием осуществления предпринимательской деятельности как юридических, так ифизических лиц. Без солидной суммы на счетах в банках, готовности по первомутребованию контрагента рассчитаться наличными, выписать обеспеченныйкоммерческий вексель, т.е. без положительной кредитной истории и высокойрепутации занять авторитетное место среди бизнесменов не представляетсявозможным.
Высокийпрофессионализм финансового аппарата предполагает глубокое знание специальныхвопросов, представленных в ГК РФ, НК РФ, федеральных законах, нормативных актахБанка России, Минфина России, Государственного таможенного комитета РФ (ГТКРоссии), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Основныезаконодательные документы:
– Федеральныйзакон от 10 декабря 2003 г. №173‑ФЗ «О валютном регулировании ивалютном контроле»;
– Федеральныйзакон от 18 июля 2005 г. №90‑ФЗ «О внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации»;
– ПБУ3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимости которых выражена в иностраннойвалюте»;
– ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
– ПриказМНС России, ГТК России и Минфина России от 3 марта 2003 г. №БГ‑3–10/98/197/22нсовместно с Банком России от 3 марта 2003 г. №1256‑У;
– Положениео безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное приказом БанкаРоссии от 3 октября 2002 г. №2п;
– Порядокведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решение советадиректоров Банка России от 22 сентября 1993 г. №40;
– Указаниеоб отражении в бухгалтерском учета операций, связанных с осуществлениемдоговора доверительного управления имуществом, и Указания от отражении вбухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простоготоварищества, утвержденные приказом Минфина России от 24 декабря 1998 г. №68н;
– ПостановлениеФКЦБ России от 12 августа 1998 г. №32 «Об утверждении Положения о порядкераскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях),затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценныхбумаг».
Предприятия,объединения, организации, учреждений независимо от организационно-правовых форми сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учрежденияхбанков.
Предприятия, производят расчеты по своим обязательствам с другимипредприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяютдругие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствиис законодательством Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличнымиденьгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу вустановленной форме.
Основныминормативными документами Банка России, регулирующими совершение и учет операцийс денежными средствами в кассе, являются: Порядок ведения кассовых операций вРФ (инструкция №18 от 4 октября 1993 г.); Закон РФ от 01 июля 1993 г.№5215–1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов снаселением»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. №1050‑У «Об установлении предельногоразмера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по однойсделке» (60 000 руб.); Письмо ЦБ РФ от 02 июля 2002 г. №82‑Т«По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличнымиденьгами по одному договору». (Бабаев БФУ 2003)
В своейкассе организация может иметь наличные деньги в пределах лимита их остатка,установленного банком. Для установления лимита остатка денежных средств в кассеорганизация представляет в обслуживающий ее банк специальный расчет по форме,утвержденной Банком России 5 января 1998 г. №14‑П. Наличныеденьги, полученные организацией в банке, расходуются на цели, которые указаны вчеке (на выдачу заработной платы, на операционные или хозяйственные нужды, накомандировочные расходы). Организации имеют право хранить в кассе наличныеденьги сверх установленного лимита только для оплаты труда, выплаты пособий посоциальному страхованию и стипендий не свыше 3‑х рабочих дней, включаядень получения денег в банке. Организации, имеющие постоянную денежную выручку,по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда и выплатусоциально-трудовых льгот, на закупку с/х продукции, скупку тары и вещей унаселения, на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей ихозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочныхматериалов. При этом организации не имеют право накапливать в своих кассахналичные деньги сверх установленного лимита для осуществления предстоящихрасходов, в том числе оплату труда. Всю денежную наличность сверх лимитаорганизации обязаны сдавать в банк.
Припревышении остатка в кассе на конец дня суммы установленного лимита, а так женесоблюдение лимитов расчетов наличными (по одной сделке) организацияподвергается штрафу в размере от 400 до 500 базовых сумм, на должностных лицорганизации налагается штраф в размере от 40 до 50 базовых сумм (МРОТ).Организация, ведущая наличные денежные расчеты без применения ККМ, подвергаетсяштрафу в размере от 300 до 400 базовых сумм, на должностных лиц организации налагаетсяштраф в размере от 30 до 40 базовых сумм.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формамипервичной учетной документации для предприятий и организаций.
Прием наличных денежных средств в кассу организации производитсяпо приходным кассовым ордерам (форма №КО‑1). Приходный кассовый ордердолжен быть подписан главным бухгалтером или уполномоченным на это письменнымраспоряжением руководителя организации лицом. Лицу, сдавшему денежные средствав кассу, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главногобухгалтерии или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенного печатью(штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денежных средств из кассы организации производитсяпо расходным кассовым ордерам (форма №КО‑2) или надлежаще оформленнымдругим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям навыдачу денег, счетам и др.). При этом на платежным ведомостях(расчетно-платежных), заявлениях на выдачу денег, счетах и др. должен бытьпоставлен штамп с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачуденежных средств должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтероморганизации или лицами, на это уполномоченными.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходныекассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтериейчетко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей,вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах недопускаются.
В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание дляих составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Прием и выдача денежных средств по кассовым ордерам могутпроизводиться только в день их составления.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документыдо передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходныхи расходных кассовых документов (форма №КО‑3). Расходные кассовые ордера,оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда идругих приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
Регистрация приходных и расходных кассовых документов можетосуществляться с применением средств вычислительной техники.
Все поступления и выдачи наличных денежных средств учитывают вкассовой книге (форма №КО‑4). В организации ведется только одна кассоваякнига. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной илимастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписямируководителя и главного бухгалтера организации.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операцийза день, выводит остаток денежных средств в кассе на следующее число и передаетв бухгалтерию отчет кассира под расписку в кассовой книге. К отчету должны бытьприложены приходные и расходные кассовые документы.
Кассовая книга может вестись автоматизированным способом, прикотором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовойкниги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира».
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается наглавного бухгалтера организации.
Если наличные денежные средства должны быть выданы одновременнонескольким кассирам для расходных операций, то необходимо сделатьсоответствующие записи в книге учета принятых и выданных кассиром денег (форма №КО‑5).
Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным(старшим) кассиром в полученном авансе и денежных средствах, принятых поприходным документам, и сдать остаток наличных и кассовые документы по произведеннымоперациям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых ивыданных кассиром денежных средств.
Для того чтобы организация могла снимать наличные деньги срасчетного счета того банка, в котором она обслуживается, ей следует приобрестив банке книжку с денежными чеками (чековую книжку). В чековой книжке обычноимеется 50 денежных чеков, которые состоят из двух частей: отрывного листа икорешка чека. На отрывном листе указываются цель получения денежных средств,сумму, которая снимается с расчетного счета, а также паспортные данные лица,получающего деньги.
Отрывной лист денежного чека передается сотруднику банка, которыйвыдает наличные деньги. Корешок остается в чековой книжке и должен храниться ворганизации пять лет. Чек действителен в течении 10 дней с даты егосоставления. Наличные деньги, полученные по чеку, должны быть оприходованы вкассе организации по приходному кассовому ордеру.
И наоборот, для сдачи сверхлимитной наличности на свой расчетныйсчет организация должна заполнить документ специальной формы – Объявление навзнос наличными, который выписывается в одном экземпляре и состоит из трехчастей: объявления, ордера и квитанции.
После зачисления денег на расчетный счет на основании полученнойквитанции (части объявления на взнос наличными) в бухгалтерии организациидолжен быть оформлен расходный кассовый ордер, по которому отражается списаниеденег из кассы. Заполненный ордер со своими отметками банк передает организациивместе с банковской выпиской.
Денежныесредства поступают в кассу:
·     Со счетов в банке;
·     От покупателей и заказчиков за отгруженную им готовую продукцию,выполненные работы, оказанные услуги;
·     От подотчетных лиц в погашение причиненного материального ущерба,полученных ранее займов и др.
Денежныесредства выдаются из кассы:
·   На выплату заработной платы, премий, различных вознаграждений;
·   На выплату пособий по социальному страхованию, стипендий;
·   Под отчет на хозяйственные расходы, на командировочные расходы;
·   По договору займа;
·   По решению руководителя в возмещение расходов, понесенныхработником организации;
·   На оплату закупаемых товаров (работ, услуг) и др.
Расчеты наличными между организациями ограничены. В настоящеевремя в соответствии с Указанием Банка России от 14.11.01 г. №1050‑Упредельный размер расчетов по одной сделке составляет 60000 руб. При этомрасчеты наличными с физическими лицами, в том числе с индивидуальнымипредпринимателями, ограничений не имеет.
За нарушение предельного размера расчетов наличными в КоАП РФпредусмотрены штрафные санкции. Так, согласно ст. 15.1 (от 22.06.07 г.№116‑ФЗ) на должностных лиц налагается штраф в размере от 4 до 5 тыс.руб., а юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб.
Для учетаденежных средств в Плане бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организации, утвержденным приказом МФ РФ от 31.10.2000 №94 (от07.05.03 №38н), предусмотрены следующие главные (синтетические) счета:
50 «Касса»;
51«Расчетные счета»;
52«Валютные счета»;
55«Специальные счета в банках»;
57«Переводы в пути».
Все эти счетапо отношению к балансу являются активными, размещены во II разделе актива баланса насоответствующих статьях.
Примемориально-ордерной форме синтетического учета осуществляется в Главной книгев обобщенном виде, т.е. без подразделения по субсчетам, а аналитический учет –в контокоррентной книге, записи в которой ведутся в течение года.
Прижурнально-ордерной форме синтетический и аналитический учет совмещены всоответствующих журналах-ордерах и ведомостях, записи в которых осуществляютсяв течении месяца. После окончания месяца дебетовые и кредитовые оборотыпереносятся в Главную книгу.
Примеханизированной обработке экономической информации применяют таблично – автоматизированнуюформу учета или автоматизируют учет на базе персональных ЭВМ с использованиемАРМ (автоматизированное рабочее место) бухгалтера. При этой форме учетапервичные документы перед сдачей на машинную обработку комплектуют в пачки,указывая на сопроводительном ярлыке необходимые сведения. От машиносчетнойстанции или от ПЭВМ получают в качестве регистра бухгалтерского учетамашинограмму «Ведомость учета денежных средств и расчетов».
Приавтоматизации учета на базе ПЭВМ с использованием АРМ бухгалтера данные изпервичных документов непосредственно вводятся в ЭВМ с формированием рабочей информационнойбазы по каждому счету.
Схемаавтоматизации учета кассовых операций представлена на рисунке 2.
/>

Рис. 2.Схема автоматизации учета кассовых операций
Дляобобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организациипредназначен счет 50 «Касса». К счету 50 могут быть открыты субсчета:
50–1 «Кассаорганизации»: учитываются денежныесредства в кассе организации. Хранение наличных средств ведется в пределахлимитов, установленных обслуживающими банком после согласования с руководствоморганизации. Банк контролирует также целевое использование средств (на корешкечека указывается предназначение получаемых из банка сумм). Превышение лимита вкассе на должно быть более трех дней для выплаты заработной платы, пособий посоциальному страхованию и стипендий. Организации, имеющие ежедневную денежнуювыручку, по согласованию с банком могут использовать ее на собственные нужды,например на выдачу заработной платы, хозяйственные расходы и командировки;
50–2«Операционная касса»: учитываются средства,получаемые организацией при расчетах с населением. Если организация кромерасчетов с собственным персоналом производит расчеты с населением, она обязанаиспользовать и регистрировать в налоговых органах контрольно-кассовые машины(ККМ). На каждую кассовую машину заводится «Книга кассира – операциониста».
ПравительствоРоссии утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые в силуспецифики своей деятельности либо местонахождения могут не использоватьконтрольно-кассовые машины. Приход денежных средств оформляется одним приходнымкассовым ордером в конце дня с приложением к корешку квитанций. Суммы приходныхдокументов должны соответствовать вывешиваемым ценникам, прейскурантам напродаваемые товары и оказываемые услуги;
50–3«Денежные документы»: учитываются находящиеся вкассе организации денежные документы, ценные бумаги (бланки трудовых книжек,оплаченные курортные путевки, оплаченные авиабилеты, почтовые марки, акции,облигации, векселя), выпускаемые самой организацией или приобретенные настороне. Для их учета открывается отдельная кассовая книга, а на каждый виддокументов – отдельные страницы. Учет поступления денежных документовосуществляется по накладной. Выписывает ее кассир в двух экземплярах при приемеденежных документов.
Выдача денежныхдокументов из кассы осуществляется на основании требования, котороевыписывается бухгалтером. Учет денежных документов ведется по номинальнойстоимости. При движении денежных документов составляется отдельный кассовыйотчет и передается бухгалтеру.
По дебетусчета 50 отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассуорганизации. По кредиту счета 50 фиксируется выплата денежных документов изкассы организации. Основные корреспондентские связи счета 50 представлен втаблице 1.
Таблица 1. Основныекорреспондирующие связи счета 50№ п/п Содержание операций Корреспондирующие счета по дебету по кредиту 1 2 3 4 1 Оприходование выручки за наличные 50 90–1 «Выручка» 2 Получение с расчетного счета по чеку денежных средств 50 51 «Расчетные счета» 3 Возвращение остатков неиспользованного аванса подотчетными лицами: наличными, чековой книжкой 50 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 55–2 «Чековые книжки» 4 Оприходование выручки оптовых организаций за наличный расчет в пределах лимита 50 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 5 Возмещение наличными материального ущерба 50 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 6 Погашение займа 50 73–1 «Расчеты по предоставленным займам» 7 Погашение платежей за товары, проданные в кредит 50 73–3 «Расчеты за товары, проданные в кредит» 8 Поступление наличных от акционеров в счет их вклада в уставный капитал 50 75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» 9 Поступление платежей от прочих дебиторов 50 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 10 Погашение ранее выданных поставщикам и подрядчикам авансов 50 76 11 Погашение поставщиками ранее предъявленных им претензий 50 76–2 «Расчеты по претензиям» 12 Поступление авансов от покупателей заказчиков 50 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 13 Поступления, обусловленные продажей и прочим списанием основных средств и иных активов 50 91 «Прочие доходы и расходы» 14 Возмещение поставщиками сумм недостач материалов, товаров 50 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 15 Поступление денежных средств филиалов 50 79–2 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 16 Поступление валютных средств по чеку 50 52 «Валютные счета» 17 Поступление средств целевого назначения 50 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 18 Получение средств целевого назначения 50 86 «Целевое финансирование» 19 Отражение положительных курсовых разниц по валюте и излишков денежных средств в кассе 50 91 20 Установление излишек в инкассаторской сумке при подсчете в банке и недостача на эту же сумму в кассе 50 57 «Переводы в пути» 21 Передача денежных средств в кассу организации операционными кассами 50–1 50–2 «Операционная касса» 22 Отражение внесения денег в простое товарищество в счет вклада в это товарищество 50 58–4 «Вклады по договору простого товарищества» 23 Поступление арендной платы наличными в счет будущих платежей 50 98–1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»
Выдачаденежных средств и денежных документов из кассы отражают по кредиту счета 50 вкорреспонденции с дебетом счетов 51, 52, 55 «Специальные счета в банках», 57,58 «Финансовые вложения», 60, 62, 66, 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70«Расчеты с персоналом по оплате труда», 71, 76, 80 «Уставный капитал», 94«Недостачи и потери от порчи ценностей», 99 «Прибыль и убытки» и др.
Расходованиеденежных средств и денежных документов из кассы оформляются следующимибухгалтерскими записями: при сдаче на расчетные и другие счета выручки отпродажи продукции и товаров; взносе своевременно не полученной заработнойплаты, а также сверхлимитной денежной наличности – дебет счетов 51, 52, 55, 57;кредит субсчетов 50–1 и 50–2.
Приосуществлении расчетных операций, следствием которых является прекращениеобязательств предприятия, дебетуют счета: 60, 66, 68, 69 «Расчеты посоциальному страхованию и обеспечению», 70, 76, 79 «Внутрихозяйственныерасчеты».
1.3     Учет операций по счетам в банках
Большую часть расчетов с юридическими и физическими лицамиорганизации осуществляются безналичным путем. Для этого в обслуживающем банкеоткрывается расчетный счет. Расчетный счет представляет собой бессрочный вкладорганизации (т.е. остаток денежных средств на конец года переходит на следующийгод). Он открывается организациями, имеющим самостоятельный баланс исобственные оборотные средства. При этом организация вправе иметьнеограниченное количество расчетных, текущих и иных счетов. Порядок открытия(закрытия) расчетного счета регулируется Инструкцией Банка России от 14.09.06 г.№28‑И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».
Для открытия расчетного счета организация должна представить вучреждение выбранного ею банка следующие документы:
·    заявление на открытие счета установленного образца;
·    нотариально заверенные копии устава организации, учредительногодоговора и регистрационного свидетельства;
·    справку налогового органа о регистрации организации в качественалогоплательщика;
·    копии документов о регистрации в качестве плательщиков вПенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинскогострахования;
·    карточку с образцами подписей руководителя, заместителяруководителя и главного бухгалтера, заверенную нотариально.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы ипоручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдаетсредства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислениюсумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основанииписьменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявленийна взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплатаплатежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи,взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, судаили финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, невнесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фондысоциального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным иприравненным к ним документам.
Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетамрегулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями иположениями Центрального банка РФ.
К основным документам, используемым в безналичных расчетах,относятся:
·         договор (поставки, купли-продажи и др.);
·         заявление на открытие счета (форма №041025);
·         карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма №0401026);
·         платежное поручение (форма №0401060);
·         сводное платежное поручение;
·         платежное требование-поручение (форма 0401061);
·         платежное требование (форма №0401063);
·         заявление на выдачу чековой книжки;
·         чековая книжка;
·         реестр чеков (форма №0401007);
·         выписка их расчетного счета.
Документыпо безналичным расчетам плательщика, получателя и обслуживающих их банковдолжны быть тщательно заполнены с указанием обязательных реквизитов:
·         идентификационные номера организаций;
·         название и местонахождения;
·         коды расчетных и корреспондентских счетов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по егоприменению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств нарасчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета».Сальдо счета 51 указывает на наличие свободных денег на расчетных счетахорганизации на начало и конец месяца; оборот по дебету характеризует суммы,поступившие на расчетные счета, а по кредиту – суммы, перечисленные со счетов.Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован сиспользованием субсчетов.
Операции, записываемые по кредиту счета 51, отражаются вжурнале-ордере №2. Обороты по дебету записываются в разных журналах-ордерах и введомости №2. Основанием для заполнения журнала-ордера №2 и ведомости №2 служатбанковские выписки, в которых указываются: остаток средств на счете на дату,предшествующую выписке; суммы, зачисленные на счет; суммы, списанные со счета;остаток на дату выписки (в выписке остатки и поступления денежных средствуказываются по правилам учета банка по кредиту расчетного счета, а выбытие их –по дебету).
После получения выписки бухгалтер должен сделать следующее:
1)        Составить остаток средств на расчетном счете на конец дняпоследней выписки с остатком средств на начало дня следующей выписки;
2)        Проверить приложенные к выписке оправдательные документы, полнотуотражения информации в выписке и арифметические ошибки. Суммы, ошибочноотнесенные в дебет или кредит расчетного счета организации и обнаруженные припроверке выписок из банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторамии кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». О всех обнаруженных ошибкахделается письменное сообщение банку. Приложенные к выписке документыобязательно погашаются специальным штампом банка.
3)        Проставить суммы в банковской выписке – отметка на полях выпискиномера соответствующего корреспондирующего счета.
Порядокдальнейшей обработки банковской выписки зависит от частоты операций порасчетному счету в течении месяца. При малом количестве операций суммызаписываются непосредственно в учетный регистр. Если выписки поступаютежедневно, то по счету 51 открывается оборотно-сальдовая ведомость. Поокончании месяца в ней подводятся итоги и переносятся в учетный регистр счета51 и одновременно в регистры корреспондирующих счетов.
Нижеприведены примеры корреспонденций счетов по движению денежных средств нарасчетных счетах.
Поступленияденежных средств в оплату проданной продукции, выполненных работ,предоставленных услуг:
Дебет сч. 51«Расчетные счета»; Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Перечислениеденежных средств в оплату проданной продукции, выполненных работ,предоставленных услуг:
Дебет сч. 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Прочие дебиторы и кредиторы»;Кредит сч. 51 «Расчетные счета».
Поступленияденежных средств от подразделений организации:
Дебет сч. 51«Расчетные счета»; Кредит сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
На рисунке 3 приведена общая схема организации учета денежныхсредств на расчетных счетах организации, в которой названы основныехозяйственные операции, первичные документы и регистры бухгалтерского учета.
Информация о наличии и движении денежных средств в валютеРоссийской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории России иза ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документов (кромевекселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движениисредств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленномухранению, отражается с использованием счета 55 «Специальные счета в банках». Ксчету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55–1 «Аккредитивы»;
55–2 «Чековые книжки»;
55–3 «Депозитные счета» и др.
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетоврегулируется ЦБ РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебетусчета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютныесчета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» илидругих подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организациюна восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, исписывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждомувыставленному аккредитиву.
На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движение средств,находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чекамирегулируется банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, икредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековыхкнижек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты сразными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискамбанка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным коплате), остаются на счете 55–2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банксписывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или другихсчетов.
Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученнойчековой книжке.
На субсчет 2 «Депозитные счета» до 01.01.2003 г.учитывали движение средств, вложенных организацией в банковские и другиевклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражали по дебету счета55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». Привозвращении кредитной организацией сумм вкладов производили обратныебухгалтерские записи.
Аналитический учет по субсчету 3 вели по каждому вкладу.
С 01.01.2003 г. депозитные вклады в соответствии с ПБУ 19/02«Учет финансовых вложений» должны учитываться в качестве финансовых вложений.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленнохранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): средств,поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и другихисточников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых ирасходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственныхорганов и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные единицы, входящие всостав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открытытекущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов,отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение средств в иностранных валютах учитываетсяотдельно на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получениеданных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках ит.п. на территории страны и за рубежом.
Некоторые организации не могут сдавать денежную наличность втечении рабочего дня в обслуживающий их банк. В этом случае организации всоответствии с заключенными договорами вносят подготовленную денежнуюналичность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассыпочтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделение связи.
В период с момента передачи денежных средств инкассаторам илинепосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовымотделениям сданные денежные средства учитываются на активном синтетическомсчете 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия денежных средств на учет посчету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы илипочтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручкиинкассаторам или другие подобные документы.
Движение денежных средств (переводов) в иностранной валютеучитывают на счете 57 обособленно.
Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям,сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 скредита счета 50 «Касса».
С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51«Расчетные счета» (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости отих использования (50, 52, 62, 73).
Специфика учета активов и обязательств в иностранной валютезаключается в пересчете иностранной валюты в рубли, установлении периодичностипересчета и исчислении и учете курсовых разниц.
Порядок оценки активов и обязательств организаций в иностраннойвалюте установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов иобязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте», вкотором обобщены действовавшие до этого правила и нормы оценки и учета поданному объекту учета.
В соответствии с указанным Положением стоимость активов иобязательств организаций, выраженная в иностранной валюте, для отражения вбухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ,действующему на дату совершения операции в иностранной валюте или датусоставления отчетности.
Курсовая разница – это разница между рублевой оценкойсоответствующего актива или обязательств, стоимость которых выражена виностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательствпо оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетныйпериод, и рублевой оценкой этих активов и обязательств, исчисленной по курсу ЦБРФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или датусоставления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.
Курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результатыорганизации (кроме операции по формированию уставного капитала) каквнереализационные расходы и доходы.
Курсовые разницы должны учитываться на счете 91 «Прочие доходы ирасходы». По дебету этого счета отражают отрицательные курсовые разницы вкорреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений,расчетов и др., а по кредиту – положительные курсовые разницы.
Курсовые разницы, связанные с формированием уставного капиталаорганизации, подлежат отнесению на ее добавочный капитал. Положительныекурсовые разницы относят на увеличение счетов по учету расчетов с учредителямис кредита счета 83 «Добавочный капитал», а отрицательные отражаются по дебетусчета 83 и кредиту счетов учета расчетов.
Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности втом отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за которыйсоставлена бухгалтерская отчетность.
Автоматическийучет операций движения средств на расчетных и иных счетах в банках позволяетформировать и изменять совокупности синтетических и аналитических счетовбухгалтерского учета; создавать и распечатывать платежные документы дляосуществления безналичных расчетов; осуществлять записи на счетах и в регистрахбухгалтерского учета на основании полученных выписок из банка; составлятьучетные регистры по регламенту и запросам пользователей; осуществлять контрольза предстоящими поступлениями средств от дебиторов и платежами кредиторам.Схема автоматизации учета операций движения денежных средств на расчетных ииных счетах в банках представлена на рисунке 4.
/>

Рис. 4.Схема автоматизации учета операций движения денежных средств на счетах в банках

2. Практикаведения бухгалтерского учета денежных средств на примере предприятия ООО «РегиональнаяСырьевая Компания»
Общество сограниченной ответственностью «Региональная Сырьевая Компания» создано всоответствие с Федеральным законом от 08.02.1998 г. №14‑ФЗ «Обобществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование Обществана русском языке: ООО «РСК». Основной целью создания Общества являетсяудовлетворение общественных потребностей, и получение максимальной прибыли навложенный капитал путем осуществления коммерческой деятельности, непротиворечащей действующему законодательству Российской Федерации. Предметомдеятельности Общества является: производство и реализация строительныхматериалов.
Наличный ибезналичный учет денежных средств на предприятии ведется автоматизировано спомощью бухгалтерской программы «1С-Бухгалтерия». Рассмотрим один день (29.08.2008 г.)учета денежных средств этого предприятия:
·         Принято от Займ учредителя 49 000 рублей – отражено вбухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 50 Кредит сч. 66–3; дляоформления поступления наличных денег в кассу организации применен Приходныйкассовый ордер (форма №КО‑1), который представлен в Приложении 1. Поформе приходный кассовый ордер состоит из двух частей: самого приходного ордераи квитанции, которая подписывается главным бухгалтером. Квитанция отдаетсяучредителю (кассовый чек не отбит).
·         Принято от ООО «Торговый дом Эстрал-Ресурс» 15568 рублей 50копеек – отражено в бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 50 Кредит сч. 62–1;оформлен Приходный кассовый ордер (форма №КО‑1), а также отбит чек накассовом аппарате на эту сумму, которые представлены в Приложении 1. Квитанцияи кассовый чек отдается покупателю.
·         Выдана заработная плата работнику на сумму 57500 рублей 00 копеек– отражено в бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 70 Кредит сч. 70;оформлен Расходный кассовый ордер (форма №КО‑2) – документ выписан водном экземпляре бухгалтером, подписан руководителем организации и главнымбухгалтером, а также работником получившим деньги. Расходный кассовый ордерпредставлен в Приложении 1.
·         Выдано под отчет работнику сумма 7068 рублей 50 копеек – отраженов бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 71.1 Кредит сч. 70; такжеоформлен Расходный кассовый ордер (форма №КО‑2), который представлен вПриложении 1.
Счет 50 –Касса на 29.08.2008 г.Дебет Кредит № операции сумма № операции сумма Сальдо на начало 29.08.2008 г. - Сальдо на начало 29.08.2008 г. - 22 49000 34 57500 23 15568,5 35 7068,5 Оборот 64568,5 Оборот 64568,5 Сальдо на конец 29.08.2008 г. - Сальдо на конец 29.08.2008 г. -
Расходные иприходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистраций (форма №КО‑3).Отчет кассира и вкладной лист (распечатаны из программы «1‑СБухгалтерия») за 29.08.2008 представлены в Приложении 1. Z‑отчет регистрируется в Журналекассира-операциониста (форма №КМ‑4), который также представлен вПриложении 1.
Безналичныерасчеты производятся с помощью программы Интернет. Документы распечатываются потребованию клиента, например, платежное поручение или платежное требование, гдеуказаны реквизиты нашего предприятия (номер счета, банк, ИНН, сумма) иплательщика (поставщика). Документы представлены в Приложении 1.
Итак, напредприятии ООО «Региональная Сырьевая Компания» в основном ведетсябезналичный расчет с поставщиками (покупателями) через Интернет. Наличный учетведется с помощью приходных (расходных) кассовых ордеров, кассовых чеков и т.д.Общий учет денежных средств ведется автоматизировано с помощью программы «1-СБухгалтерия».

Заключение
Итак, вкурсовой работе представлены основы бухгалтерского финансового учета денежныхсредств и денежных документов на предприятиях и организациях. Наличиенеобходимой величины средств (собственных или заемных) является обязательнымусловием осуществления предпринимательской деятельности как юридических, так ифизических лиц. Без солидной суммы на счетах в банках, готовности по первомутребованию контрагента рассчитаться наличными, выписать обеспеченныйкоммерческий вексель, т.е. без положительной кредитной истории и высокойделовой репутации занять авторитетное место среди бизнесменов не представляетсявозможным.
С помощьютеоретических знаний бухгалтерского финансового учета показано практическоеведение учета денежных средств на предприятии ООО «Региональная СырьеваяКомпания»: ведение бухгалтерского учета денежных средств на этом предприятиивыбрано правильно, автоматизировано и упрощенно с помощью компьютерных программ(«1‑С Бухгалтерия»). Первичные документы представлены в Приложении 1.
Такжерешена сквозная задача по учету фактов хозяйственной деятельности организации,которая представлена в Приложении 2.
Курсоваяработы выполнена с помощью учебников, статей из журналов, нормативныхдокументов, кодекса, программы «Консультант +» и т.д., а также таблиц и схем.

Списоклитературы
1.  Бухгалтерский финансовый учет / Под ред. Ю.А. Бабаева – М.:Вузовский учебник ВЗФЭИ, 2003.
2.  Бухгалтерский учет денежных средств / Под ред. Ю.А. Бабаева –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
3.  Денежные средства: учет, анализ, аудит / Под ред. В.А. Пипко –М.: Финансы и статистика, 2007.
4.   Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет. – М: Омега‑Л,2007.
5.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М: ИНФРА‑М,2007.
6.   Широбоков В.Г. Бухгалтерский финансовый учет. – М:КНОРУС, 2007.
7.   Приложение к «Финансовой газете» / Учет денежных средств / Под ред.О.В. Агабекян, 2007.
8.   Журнал «Вестник ВЗФЭИ №7» / Некоторые вопросы учета денежныхсредств / Под. ред. М.И. Бойко, 2004.
9.  План счетов и инструкция по его применению. – М.: Экономик Пресс,2004.
10.      Налоговый Кодекс – М.: Омега‑Л, 2004.
11.      Справочная система «Консультант +».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :