СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ… 5
1.1 Направления хозяйственной деятельности,производственная структура и структура управления. 5
1.2 Основные технико-экономические показатели. 8
2. СУЩНОСТЬ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕСРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ… 12
3. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА ОС… 19
3.1 Методика начисления амортизации ОС… 19
3.2 Синтетический и аналитический учет амортизации и износаОС… 22
3.3 Порядок образования, использования и отражения в учетеамортизационного фонда 24
3.4 Отражение амортизации и износа ОС в бухгалтерской истатистической отчетности. 29
3.5 Оценка организации учета амортизации и износа ОС… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 41
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономикевозросла потребность всех уровней управления в своевременной и достовернойинформации, обеспечивающей принятие обоснованных решений. В этой связивозрастает роль учёта как составной части экономической информации.
Управление предприятиемтребует систематической информации об осуществляемых хозяйственных процессах,их характере и объёме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов,их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатахдеятельности.
Спринятием национальных стандартов изменился порядок определения, оценки основныхсредств, а также порядок начисления их амортизации, методы амортизации, которыедают возможность правильно «самортизировать» балансовую стоимость основныхсредств.
Какизвестно, основные средства подвержены физическому и моральному износу, тоесть, находясь под влиянием физических сил, технических и экономическихфакторов, они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность.Физический износ частично можно восстановить, произведя ремонт, реконструируя имодернизируя основные средства, но приходит время и затраты на ремонт неокупаются и данные средства становится нецелесообразно использовать. Моральныйизнос проявляется в том, что основные средства по своей конструкции,производительности, расходам по эксплуатации и обслуживанию отстают от болееновых конструкций, а главное, что они не могут выпускать продукцию такогокачества и в количестве, которую можно выпускать на более совершенном оборудовании.Это требует замены устаревших объектов основных средств более совершенными.
Амортизационныеотчисления являются основой для погашения расходов на ремонт, модернизацию,реконструкцию основных средств.
Крометого, правильное начисление амортизации играет важную роль при формированииналогооблагаемой прибыли у предприятия, так как на сумму амортизационныхотчислений уменьшается валовой доход. В случае если выявляются ошибкиотносительно неправильного начисления амортизации основных фондов налоговымиорганами, такая ошибка рассматривается как существенная и к предприятиюприменяют штрафные санкции. В результате реформы в системе национального учётапредприятию дана возможность самостоятельного выбора метода начисленияамортизации основных средств — прямолинейного метода, метода уменьшенияостаточной стоимости, метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости,кумулятивного метода, производственного метода, налогового метода. Однако кразным объектам основных средств применимы разные методы. Поэтому правильныйвыбор метода и правильное отражение амортизации основных средств вбухгалтерском и налоговом учете на сегодняшний день является актуальным.
Цель данной работы— изучитьучёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразностьприменяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи работы:
- Изучитьнормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.
- Изучить учётосновных средств их амортизации.
- Изучить документооборот по учёту основных средств, бухгалтерские данные и данныефинансовой отчётности.
- Провестисравнительный анализ методов начисления амортизации основных средств иоценить целесообразность применяемого метода начисления амортизацииосновных средств с позиции обеспечения будущих экономических выгод предприятия.
- Изучить методыконтроля за сохранностью основных средств на предприятии.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ1.1 Направленияхозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления
На сегодняшний день ОАО«Гомсельмаш» является крупнейшим предприятием сельскохозяйственногомашиностроения Республики Беларусь по выпуску сельскохозяйственногооборудования. Завод располагает мощной производственной базой, представленнойразвитым механообрабатывающим, сварочно-сборочным, литейным икузнечно-прессовым производствами, работающих на основе передовых технологий.
В пользовании предприятиянаходится земельный участок общей площадью 210,6 га, в том числе подпромышленной зоной 106,3 га, производственные помещения занимают 426 734,2 кв.м., предоставленный компании в постоянное пользование. На территорииземельного участка располагается 172 сооружения.
Уставный фонд предприятияразделён на 207 535 684 простых именных акций номиналом 250 руб. и составляет5188392100 руб. Привилегированных акций предприятие не выпускало. Насегодняшний день на льготных условиях работникам предприятия за денежныесредства и КС реализовано 0,08% акций, за ПИС- 1,54% акций предприятия,высшему и среднему руководства реализовано- 0,90% акций. На фондовой бирже продано25% акций. На сертификатном аукционе за ПИС реализовано 22,46% акций. Фонд госимуществавыставляет на коммерческий конкурс 50,02%-ный пакет акций предприятия.
ОАО «Гомсельмаш»специализируется на выпуске оборудования для сельскохозяйственных работ.
За последние годы освоенвыпуск нового семейства механизированных машин типа КД90, на базе серийновыпускаемых, созданы модернизированные крепи М87Л и МТ1,5. Налажен капитальныйремонт выпускаемого сельскохозяйственного оборудования. Модернизированы ипроизводятся: механизированная крепь МК98Д, контактные электровозы ЭК10ТиЭК10Р, выпускаемые в Республики Беларусь. Подходит к завершению запуск всерийное производство новой сельскохозяйственной техники, по своим техническимхарактеристикам не уступающей лучшим зарубежным аналогам. Кроме того, расширенассортимент товаров народного потребления и услуг по производству литья,поковок, сварочных металлоконструкций, запчастей к сельхозоборудованию.
Фактическое распределениеакций ОАО «Гомсельмаш» иллюстрирует рисунок 1.1
/>
Рисунок 1.1 — Фактическое распределениеакций ОАО «Гомсельмаш»
Организационную структуру управлениябухгалтерией на ОАО «Гомсельмаш» можно представить на рисунке 1.2
Смысл организационной системыуправления бухгалтерией заключается в установлении обязанностей, прав иответственности за выполняемую работу.
Основными задачами отделабухгалтерии и, в частности бухгалтера, являются:
- Соблюдение законаРеспублики Беларусь «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
- Учёт, анализ,контроль за выполнением производства в разрезе количества, качества иассортимента продукции.
- Учёт, анализ,контроль за экономным использованием имеющихся ресурсов.
- Учёт, анализ,контроль и выявление фактических затрат и результатов деятельности предприятия.
- Учёт, анализ,контроль за затратами труда и его оплатой.
- Учёт, анализ,контроль за расчетами с поставщиками.
- Учёт, анализ,контроль за реализацией и отгрузкой продукции.
- />
Учёт, анализ, контроль заформированием прибыли, финансовым состоянием, соответствием расходовпредприятия и его доходом.
- Выявлениерезервов дальнейшего увеличения эффективности производства.
1.2 Основныетехнико-экономические показатели
Основныетехнико-экономические показатели завода по состоянию на 1 января 2006 г.представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основныетехнико-экономические показатели по заводу за 2001год№ Наименование 2004г. (факт) 2005год
Отклонения
по сравнению с 2000г. план факт %;+/- 1 2 3 4 5 6 7 1 Товарная продукция (тыс. руб.) 116890 225880 208790 92,4 +91900 2 Реализованная продукция (тыс. руб.) 115298 225880 214795 95,1 +99497 3 Себестоимость товарной продукции (тыс. руб.) 19475,43 215123 19567,8
/>-19452,2 +92,37 В т.ч. затраты на 100 руб. товарной продукции (руб.) 88,56 95,24 93,72 -1,52 +5,16 4 Прибыль от выпуска товарной продукции (убытки) (тыс. руб.) 13344 10757 13119,2 +2362,2 -224,8 5 Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.) 97259 215786 201547 93,4 +104288 6 Прибыль (убытки) от реализации продукции (тыс. руб.) 18039 9684 13248 136,8 -4791 7 Чистая прибыль (убытки) (тыс. руб.) -11322 -5379 +5943 8 Численность трудящихся (чел.) 6077 6052 6056 100,1 -21 В т.ч. промышленно-производственный персонал (чел.) 5257 5354 5373 100,4 +116 -из них рабочие (чел.) 4125 4228 4253 100,6 +128 9 Фонд оплаты труда (тыс. руб.) 20848 25642 25024 97,6 +4176 В т.ч. ППП (тыс. руб.) 18841 23850 23219 97,3 +4378 -из них рабочие (тыс. руб.) 13776 18739 17927 95,7 +4151 10 Средняя заработная плата (в эквиваленте полной занятости) (тыс. руб.) 310,7 353 363 102,8 +52,3 В том числе промышленно-производственный персонал (тыс. руб.) 326,5 371,2 380,4 102,5 +53,9 -из них рабочие (тыс. руб.) 307,4 369,3 371,9 100,7 +64,5 11 Дебиторская задолженность (тыс. руб.) 29343 48642 48642 100 +19299 Продолжение таблицы 1.1 1 2 3 4 5 6 7 12 Кредиторская задолженность (тыс. руб.) 72447 114092 114092 100 +41645 В том числе по заработной плате (тыс. руб.) 1928 1536 1536 100 -392 — по заработной плате с начислениями (тыс. руб.) 2702 2428 2428 100 -274 13 Стоимость основных фондов (тыс. руб.) 282782 284305 +1523 В том числе промышленно-производственных фондов (тыс. руб.) 272339 273617 +1278
Таким образом, если проанализировать основныетехнико-экономические показатели по предприятию в динамике (2004-2005 гг.), томожно прийти к выводу, что по сравнению с 2004 г. возросли объемы товарной иреализованной продукции на 91900 тыс. руб. и 99497 тыс. руб. соответственно,однако плановые показатели не выполнены. За счёт роста цен на материалы в 2005г. выросла ее себестоимость, увеличились затраты на оплату труда (4176 тыс.руб..). Не смотря на это, прибыль от реализации продукции по сравнению спредыдущим годом снизилась на 4791 тыс. руб. В 2005 г. предприятие несет убыткив размере 5379тыс. руб.., и по сравнению с 2004 г. они сократились на 5943тыс.руб… В 2005 г. наблюдается рост дебиторской задолженности на 19299 тыс. руб. икредиторской на 41645тыс. руб.
Анализируя показатели деятельности машзавода за 2005 год,можно сделать вывод: в активе предприятия увеличилась доля незавершенногопроизводства (10169 тыс. руб.), произошло уменьшения балансовой стоимостиосновных средств за счёт их списания и ликвидации (9307тыс. руб.), увеличилсязапас продукции предприятия (19413 тыс. руб.), готовая продукция на складеуменьшилась (7439 тыс. руб.); за счёт недостаточной платёжеспособностипокупателей увеличилась дебиторская задолженность за отгруженную продукцию(13914 тыс. руб.) и с этой целью был создан резерв сомнительных долгов (3200тыс. руб.). Пассив предприятия претерпел изменения: убытки предприятия возросли(7957 тыс. руб.), были погашены краткосрочные кредиты банка (85 тыс. руб.), увеличилась кредиторская задолженность за товары (34327 тыс. руб.), произведенырасчёты с бюджетом (8559 тыс. руб.). Также по результатам 2005 г. наблюдаетсяувеличение дохода от реализации продукции (119366 тыс. руб.), однако при этомувеличилась себестоимость продукции за счёт увеличения количества выпущеннойпродукции, цен на материалы, затрат на производство продукции; за счётувеличения себестоимости уменьшилась и валовая прибыль. За счёт значительныхзатрат, связанных с операционной деятельностью, и незначительной валовойприбылью по результатам работы предприятия был получен убыток (приложение). Порезультатам деятельности предприятия за 2005 год можно прийти к такомузаключению — поступление денежных средств от операционной деятельности посравнению с 2004 годом сократилось за счёт превышения обязательств предприятиянад его активами, доходы от инвестиционной деятельности также сократились (1265тыс. руб.) за счёт приобретения необоротных активов, результатом финансовойдеятельности является погашения долга в размере 1000тыс. руб. В 2005 г.величина уставного капитала не изменилась, сумма дополнительного капиталаизменилась за счёт исправления ошибок, непокрытые убытки увеличились.
2.СУЩНОСТЬ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли,подвержены физическом у и моральному износу.
Износ представляет собой потерю потребительских свойств как впроцессе эксплуатации, так и при их бездействии, т.е. под влияниемфизических сил, технических и экономических факторов основные средствапостепенно утрачивают свои потребительские свойства и приходят в негодность.Это значит, что они не могут выполнять свои функции по каким-либо техническимпричинам или в силу экономической невыгодности. Фактически изношенные основныесредства можно частично восстановить, производя их ремонт, реконструкцию илимодернизацию. Однако приходит время, когда затраты на ремонт не окупаются и становятсябесполезными.
Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основныесредства по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание иэксплуатацию уступают своим новейшим «собратьям». Главное в том, что они не способнывыпускать продукцию такого качества, которую можно производить на более современнойтехнике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основныесредства, прежде всего их активную часть, новыми, более современнымиэкземплярами. При этом физический износ не является главным фактором. Всовременной экономике необходимость заменыопределяется моральным износом, экономическими факторами. Денежные средства, необходимыедля воспроизводства основных средств, т.е. замены износившихся экземпляровновыми, могут быть получены только из выручки за реализуемые товары и услуги.В стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашениестоимости действующих основных средств в соответствии с новым положениемучастия объектов в хозяйственной деятельности.
Экономическим выражением процесса физического и (или) моральногоизноса является процесс амортизации. Механизм (процесс) постепенного переносастоимости основных средств на готовый продукт и накопление амортизационногофонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесснакопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета.
В Плане счетов для учета амортизационных отчислений и накоплениясуммы амортизации предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Эторегулирующий пассивный (контрактивный) счет, на котором открывается двасубсчета:
02/1 «Амортизация собственных основных средств»;
02/2 «Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств».
Кредитовое сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств» отражаетвеличину накопленной амортизации основных средств, которые числятся на счете 01«Основные средства».
Организации при принятии объекта основных средств к бухгалтерскомуучету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствиис выбранным способом ее начисления в рамках установленных диапазонов сроков полезногоиспользования. Амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно.
Норма амортизации — доля (в процентах) стоимости объекта,подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью напротяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующихисточников.
Проектом Положения от 16ноября 2001 года о порядке начисления амортизации основных средств инематериальных активов вводится понятие «Амортизируемая стоимость», по которомуобъекты ОС числятся в учете. В качестве таковой может выступать какпервоначальная, так и восстановительная стоимость.
Амортизируемаястоимость изменяется по решению комиссии, утверждаемой руководителеморганизации, в случаях: завершения модернизации оборудования, техническогоперевооружения, дооборудования, реконструкции, достройки, а также в иныхслучаях в соответствии с законодательством.
Разница амортизируемойстоимости объекта основных средств и суммы амортизации, начисленной по нему,представляет собой его недоамортизируемую стоимость, отражаемую по строке 110бухгалтерского баланса.
Объектаминачисления амортизации являются основные средства и нематериальные активы организацийкак используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности.
Уиндивидуальных предпринимателей основные средства и нематериальные активы, неиспользуемые в предпринимательской деятельности, объектами начисления амортизациине являются.
Камортизируемым основным средствам относятся:
1.здания, включая временные титульные; сооружения, включая ведомственные дороги;передаточные устройства; рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование;транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительнаятехника, оргтехника; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь ипринадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения: основные средства горнодобывающейпромышленности; буферный газ и прочее имущество (активы), относимые поустановленной законодательством классификации к основным средствам (далее — подействующей классификации);
2. капитальные вложения в улучшение земель (мелиоративные, ирригационные и другиеработы), не связанные с созданием сооружений; капитальные вложения в арендованное (полученное в лизинг) имущество;
3. оборудование, модели, образцы, находящиеся в кабинетах, лабораториях и надругих площадях научных и учебных организаций (селекционных центров, опытно-экспериментальных баз, центров коллективного пользования, специальных мастерских, фитотронов, вивариев, теплиц и тому подобных), используемыедля научных и учебных целей (кроме принятых к учету до начала применениянастоящего Положения), выставочные и рекламные стенды;
4.объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, наружного освещения, используемые организацией для выполнения уставных целей. К объектам внешнего благоустройстваследует относить объекты согласно утвержденному в установленном порядкеперечню;
5.спортивные сооружения, автомобильные дороги и комплекс инженерных сооружений,входящих в состав дорог (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы,трубы, системы водоотвода, дорожные знаки, защитные устройства, площадки отдыха, средства связи;
6.объекты, указанные в настоящем подпункте, при условии их функционирования спривлечением финансирования из республиканского и/или местных бюджетов, а такжефинансирования из аналогичных и иных источников организаций республиканской и коммунальной форм собственности, потеря стоимости которыхотражается в бухгалтерском учете справочно на забалансовых счетах в концеотчетного года:
6.1.судоходные гидротехнические сооружения,
6.2.объекты жилищного фонда,
6.3. объекты внешнего благоустройства и наружного освещения,
6.4. автомобильные дороги общего пользования, комплекс инженерных сооружений,входящих в состав этих дорог,
6.5.специализированные спортивные сооружения (трамплин, стрельбище для занятийбиатлоном, роллерная трасса, трасса для фристайла, легкоатлетическое сооружение для толкания ядра с беговой дорожкой),
6.6. прочие объекты основных средств, порядок функционирования которых являетсязаконодательно установленной отраслевой особенностью;
6.7. мобилизационные объекты: запасные пункты управления, отдельно стоящие убежища иукрытия гражданской обороны республиканской и коммунальной форм собственности,законсервированные в установленном порядке мобилизационные мощности, складские здания и сооружения или части складскихпомещений, хранилищ, емкостей, полигоны,площадки и другие сооружения, предназначенные для хранения материальныхценностей государственного и мобилизационного резервов, системы резервов материальныхресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в запасе объекты мобилизационного игосударственного резервов, системы резервов материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций, объекты вооружения, военной и специальнойтехники и объекты, предназначенные для их хранения и утилизации, объектынеснижаемого запаса.
В настоящее время по всемобъектам жилищного фонда и внешнего благоустройства амортизация не начисляется.
Нормативный срок службы объектов основных средств, какиспользуемых, так и не используемых в предпринимательской деятельности, устанавливаетсяприменительно к каждой позиции основных средств, включенной в действующуюклассификацию амортизируемых основных средств.
Нормативныйсрок службы по объектам основных средств, не включенным в действующуюклассификацию, устанавливается решением комиссии на основании техническойдокументации организаций-изготовителей, а в ее отсутствие — комиссией путемоценки технического состояния объекта в соответствии с законодательством.
При расхождении значений нормативных сроков службы, установленныхприменительно к позициям действующей классификации, и значений сроковэксплуатации отдельных объектов основных средств, устанавливаемых организациями-изготовителямив технической документации на продукцию на срок, равный году или более чем на1 год, комиссия организации вправе использовать для целей настоящего Положениязначения нормативных сроков службы этих объектов исходя из сроков эксплуатации,подтверждаемых технической документацией организаций-изготовителей. Организациидолжны обеспечить сохранность документов по учету основных средств и указаннойтехнической документации на протяжении всего срока службы объекта.
Нормативный срок службы объектов основных средств, неиспользуемых в предпринимательской деятельности, в том числе ранеенаходившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым балансодержателемили собственником со дня принятия их на учет при вводе в эксплуатацию. Пообъектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе понижать нормативныесроки службы вдвое, но не ниже чем до двух лет.
Нормативныйсрок службы и срок полезного использования объектов нематериальных активовопределяется исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемогопатентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими нрава правообладателя. При невозможностиопределения нормативного срока службы нематериального актива нормыамортизационных отчислений по нему устанавливаются по решению комиссии: насрок до двадцати лет, но не более срока деятельности организации (по средстваминдивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг). Нормативный срок службы основныхсредств, ранее находившихся в эксплуатации, определяется с момента принятия ихна учет при первоначальном вводе в эксплуатацию.
Годовая норма амортизационных отчислений каждого из объектовосновных средств и нематериальных активов, не используемых в предпринимательской деятельности, рассчитывается как величина, обратная нормативному срокуслужбы объекта.
Нормативные сроки службыустанавливаются только по объектам, неиспользуемым предпринимательскойдеятельностью, применительно к каждой позиции, включенной в их классификацию.При этом по машинам и оборудованию они определены исходя из режима работы в двесмены.
Для объектов,используемых в предпринимательской деятельности, новый порядок амортизациипредусматривает применение диапазонных сроков полезного использования. Этисроки и производственные от них нормы амортизации установлены по семи группамосновных средств:
· Здания;
· Сооружения;
· Машины иоборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, рабочий иплеменной скот;
· Вычислительнаятехника, оборудование связи, оргтехника и т.д.;
· Транспортныесредства;
· Воздушные суда;
· Основные средствагорнодобывающих отраслей промышленности.
Организациисамостоятельно определяют нормы амортизации в рамках установленных диапазоновсроков полезного использования, исходя из ожидаемого периода функционированияобъекта, в течение которого может быть получена экономическая выгода (доход).Эта операция оформляется решением комиссии, утвержденной руководителеморганизации.
Амортизация основных средств инематериальных активов начисляется:
– пообъектам, используемым в предпринимательской деятельности, амортизация основныхсредств начисляется исходя из выбранного срока полезного использования линейным,нелинейным и производительным способами;
– по основнымсредствам, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, — исходя изнормативного срока службы линейным способом.
3.УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ И ИЗНОСА ОС3.1 Методиканачисления амортизации ОС
Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начисленииорганизацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срокаполезного использования объекта основных средств или нематериальныхактивов. Годовые нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующихлет срока эксплуатации объекта у одного балансодержателя или собственника совпадают. Несовпадение этих норм возможно в случаях изменения условийэксплуатации объектов (коэффициентов сменности работы машин и оборудования,среды, в которой они эксплуатируются, иных отклонений от установленных базовыхрежимов работы и других условий в соответствии с действующимзаконодательством).
При линейном способе годовая сумма амортизационныхотчислений определяется, исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств или нематериальных активов и нормативного срока службы илисрока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости напринятую годовую линейную норму амортизационных отчислений.
Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам)начислении организацией амортизации в течение срока полезного использованияобъекта основных средств или нематериальных активов.
Объектом применения нелинейного способа начисления амортизацииявляются передаточные устройства, рабочие, силовые машины и механизмы, оборудование(включая оборудование связи, лабораторное и учебное оборудование),вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства и другие объектыосновных средств, которые непосредственно участвуют в процессе производствапродукции (работ, услуг), включая антенны, взлетно-посадочные полосы,измерительные и регулирующие приборы и устройства (устройства системыгражданской авиации, оборудование системы посадки и наземные средствавождения самолета, аппаратура диспетчерского управления специальных видов связии другие), инструмент, рабочий скот, нематериальные активы (за исключениемфирменных наименований и товарных знаков), а также объекты лизинга.
Нелинейный способ начисления амортизации не распространяется наследующие виды машин, оборудования и транспортных средств:
-машины, оборудование и транспортные средства с нормативным срокомслужбы до 3 лет,
-легковые автомобили (кроме эксплуатируемых в качестве служебных ииспользуемых для услуг такси);
-отдельные виды оборудования гражданской авиации. срок полезногоиспользования которых определяется исходя из установленных ресурсов;
-уникальную технику и оборудование, предназначенные дляиспользования только при определенных видах испытаний и производстваограниченного вида конкретной продукции;
-предметы интерьера, включая офисную мебель;
-предметы для отдыха, досуга и развлечений.
При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчисленийрассчитывается методом суммы чисел лет либо методом уменьшаемого остатка скоэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первоми каждом из последующих лет срока применения нелинейного способа могут бытьразличными.
С целью сокращения учетных работ по объектам, применительно ккоторым Комиссией выбран нелинейный способ начисления амортизации, организациивправе временно до окончания календарного года, в течение которого эти объектыбыли приняты в эксплуатацию, начислять амортизацию по ним линейным способом. Сначала следующего календарного года амортизация по данным объектам начисляетсяодним из методов нелинейного способа, определенным Комиссией.
Применение метода суммы чисел лет предполагает определениегодовой суммы амортизационных отчислений, исходя из амортизируемой стоимостиобъектов основных средств и нематериальных активов и отношения, в числителекоторого — число лет, остающихся до конца срока полезного использованияобъекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использованияобъекта.
Сумма чисел лет срока полезного использования объекта определяетсяпо следующей формуле:
СЧЛ = Спи * (Спи + 1 ) / 2 (1)
где СЧЛ — сумма чисел лет выбранного организациейсамостоятельно в пределах установленного диапазона срока полезногоиспользования объекта;
Спи — выбранный организацией самостоятельно в пределахустановленного диапазона срок полезного использования объекта.
При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленнойамортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного годанедоамортизированной стоимости (разности амортизируемой стоимости и суммыначисленной до начала отчетного года амортизации) и нормы амортизации,исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициентаускорения (от 1 до 2,5 раза), принятого организацией.
Производительный способ начисления амортизации объекта основныхсредств или нематериальных активов заключается в начислении организациейамортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральныхпоказателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) втекущем периоде, к ресурсу объекта, определенному в соответствии с пунктом 25настоящего Положения.
Амортизационные отчисления рассчитываются производительнымспособом в каждом отчетном году по следующей формуле:
AOt = ОПРt *( АС/∑ ОПРt) (2)
где: AOt — сумма амортизационныхотчислений в году;
АС — амортизируемая стоимость объекта;
ОПРt — прогнозируемый в течение срока эксплуатацииобъекта объем продукции (работ, услуг) в году t;
t = 1,…, n — годы срока полезного использования объекта.
Применение линейного, нелинейного или производительного способов начисления амортизации по объектам одного наименования предусматриваетвыделение их в отдельные подгруппы.
Месячная норма амортизации при линейном и нелинейном способах ееначисления составляет 1/12 ее годовой нормы с месяца начала начисленияамортизации.
Амортизационныеотчисления по объектам основных средств, используемым в предпринимательскойдеятельности, производятся на протяжении всего срока полезного использованияобъектов и вне зависимости от источника их приобретения. 3.2Синтетический и аналитический учет амортизации и износа ОС
Синтетический учётосновных средств ведется по счёту 01 «Основные средства», необоротных активов — на счёте 04 «Прочие необоротные материальные активы», амортизация необоротныхматериальных активов — на счёте 02 «Износ необоротных активов».
Учёт основных фондов на предприятии ведет бюро материальногоучёта. Это бюро ответственно за расчёт транспортно-заготовительных расходов поматериальным счетам, расчёт амортизационных отчислений по всем цехам и службам,ведение учёта основных средств и нематериальных активов, обработкаинвентаризационных ведомостей по основным фондам, ведение аренды основныхсредств, предъявление счетов на отгрузку сторонним организациям, ведениежурналов-ордеров №4, в которых отражена информация относительно списанияамортизационных отчислений на счета — 20 «Производство», 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Коммерческиерасходы». В журнале-ордере №4 сосредоточен учёт по кредиту счётов 02 «Износосновных средств», 05 «Износ нематериальных активов» и дебиту соответствующихсчетов. Основанием для отражения информации в данном журнале служит«Бухгалтерская справка», в которой отражается наличие и движение основныхсредств и нематериальных активов, их износ, арендная плата, расходы на ихкапитальный ремонт, а также указываются корреспондирующие счета.
Учёт основных средств, прочих необоротных активов, ихамортизации приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Журнал хозяйственных операций по учётуосновных средств за январь 2005 года на ОАО «Гомсельмаш»№ Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, руб. Дебет Кредит 1 2 3 4 5 1 Оприходован лом от ликвидации основных средств 10 91 159440 2 Отражение дохода от операционной аренды основных средств 51 91 332465 3 Ввод в эксплуатацию основных средств 01 08 5062364 4 Произведено списание остаточной стоимости объектов основных средств 92 01 199267 5 Списание износа ликвидируемых объектов основных средств 02 01 10340235 6 Начисление износа основных средств управления рабочего снабжения 25 02 347342 7 Начислен износ основных средств ремонтно-строительного управления 23 02 208938 8 Начислен износ основных средств 20 02 4923524 9 Начислен износ нематериальных активов 25 05 12183 3.3 Порядокобразования, использования и отражения в учете амортизационного фонда
Немаловажную роль в деятельности предприятия в целом и обновленииосновных средств в частности играет создание амортизационного фонда. Именноблагодаря этому фонду предприятие располагает средствами для покупки новогооборудования, подвижного состава, офисной техники более нового уровняпроизводительности и качества работы. Всё это позволяет предприятию постоянноудерживать производство на высоком уровне, как качественном, так иколичественном, и вести конкурентную борьбу за покупателя на рынке.
Учет формирования и использования амортизационного фонда ведетсяна забалансовых счетах «Амортизационный фонд воспроизводства основныхсредств» и «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».
По дебету перечисленных забалансовых счетов отражаются:
– организациями торговли и общественного питания — суммыамортизационных отчислений, включенных в состав издержек обращения (за исключениемсумм начисленной лизингополучателем амортизации по объектам лизинга);
– организациями-лизингодателями — суммы, равные величинеамортизационных отчислений, включенных в состав внереализационных расходов пооперациям лизинга;
– коммерческими организациями, выполняющими работы иоказывающими услуги, учетной политикой которых предусмотрен метод учета реализациипо отгрузке, — суммы амортизационных отчислений, включенных в состав издержек производства с учетомобщехозяйственных и коммерческих расходов, если особенности хозяйственнойдеятельности названных организаций не предусматривают наличия остатков посчетам учета затрат на производство;
– по иным видам деятельности — суммы, равные величинеамортизационных отчислений в составе полной (с учетом общехозяйственных икоммерческих расходов) себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
Многопрофильные организации формируют амортизационные фонды поданным раздельного учета затрат по каждому из перечисленных в настоящемпункте видов деятельности.
Амортизационные фонды воспроизводства основных средств инематериальных активов формируются с учетом следующих особенностей.
Сумма амортизационных отчислений в составе полной себестоимостиреализованной продукции (работ, услуг) рассчитывается умножением удельноговеса суммы амортизации (основных средств — с учетом индексации) в затратах напроизводство с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов (заисключением сумм начисленной лизингополучателем амортизации по объектамлизинга) нарастающим итогом с начала отчетного года на полную себестоимостьреализованной продукции (работ, услуг) с начала отчетного года.
Затраты на производство принимаются в расчет по экономическим элементам без внутреннего и внутризаводского оборота, то есть определяютсякак сумма оборотов по дебету счетов учета затрат на производство: 20 «Основноепроизводство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственныерасходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Коммерческие расходы», заисключением внутренних и внутризаводских оборотов (бухгалтерских записей Дебетсчета 20 Кредит счетов 20, 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23,25, 26; Дебет счета 23 Кредит счетов 21, 23, 25, 26; Дебет счета 25 Кредитсчетов 21, 23, 25; Дебет счета 26 Кредит счетов 21, 23, 26; Дебет счета 43Кредит счетов 23, 43; Дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы», 28 «Брак в производстве» Кредит счетов 20, 23 и других записей).
Если в структуру коммерческой организации — юридического лицавходят обособленные подразделения, самостоятельно осуществляющиехозяйственную деятельность в соответствии с установленными функциями (филиалы,представительства и другие обособленные подразделения независимо отподчиненности и форм собственности), удельный вес суммы амортизации (основныхсредств — с учетом индексации) в затратах на производство с учетом общехозяйственныхи коммерческих расходов рассчитывается в целом по организации. При этом затратына производство принимаются в расчет в целом по юридическому лицу по экономическим элементам, за исключением как внутренних и внутризаводских, так и внутрихозяйственныхоборотов между организацией и ее обособленными подразделениями (бухгалтерскиезаписи Дебет счетов 20, 21, 23, 25, 26, 43 и других счетов Кредит счета 79«Внутрихозяйственные расчеты»).
Коммерческие организации, в структуру которых входят обособленныеподразделения (филиалы, представительства и другие), вправе своей учетнойполитикой устанавливать как централизованный (в целом по юридическому лицу),так и децентрализованный (по организации без включения обособленныхподразделений и по каждому обособленному подразделению в отдельности) порядокформирования амортизационных фондов, их использования и отражения на забалансовыхсчетах.
При установлении централизованного порядка величинаамортизационных фондов определяется исходя из полной (с учетомобщехозяйственных и коммерческих расходов) себестоимости продукции, реализованнойюридическим лицом другим организациям, и рассчитанного в целом по юридическомулицу удельного веса суммы амортизации (основных средств — с учетом индексации)в затратах на производство (с учетом общехозяйственных и коммерческих расходов).Формирование и использование амортизационных фондов в целом по юридическомулицу учитывается головной организацией и в бухгалтерском учете обособленныхподразделений не отражается.
При установлении децентрализованного порядка величина амортизационныхфондов определяется организацией (без включения обособленных подразделений) иотдельно каждым обособленным подразделением исходя из полной (с учетомобщехозяйственных и коммерческих расходов) себестоимости продукции, реализованнойорганизацией (без включения обособленных подразделений) и каждым обособленнымподразделением другим организациям и рассчитанного в целом по юридическомулицу удельного веса суммы амортизации (основных средств — с учетом индексации)в затратах на производство (с учетом общехозяйственных и коммерческихрасходов). Формирование и использование амортизационных фондов отражается вбухгалтерском учете как организации, так и каждого ее обособленногоподразделения.
По кредиту каждого из забалансовых счетов «Амортизационный фондвоспроизводства основных средств» и «Амортизационный фонд воспроизводстванематериальных активов» отражается направление средств указанных амортизационныхфондов на финансирование фактически произведенных в отчетном периоде:
— капитальных вложений производственного назначения и затраторганизации на жилищное строительство (в том числе на выдачу ссуд иприобретение жилья работникам организации, состоящим на учете по улучшениюжилищных условий), осуществляемых при выполнении работ хозяйственным и/илиподрядным способом (по оплаченным и/или принятым к оплате счетам в зависимостиот установленного учетной политикой метода учета реализации), погашениекредитов и займов, полученных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесениина увеличение стоимости объектов), у лизингодателей — инвестиционных расходовпо объектам лизинга. Под капитальными вложениями производственного назначениядля целей настоящего Положения понимаются: капитальное строительство в форменового строительства, в том числе достройка, приобретение и изготовлениеобъектов основных средств, предназначенных для использования в предпринимательскойдеятельности, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение объектовосновных средств, используемых в предпринимательской деятельности;
— вложений в создание (в том числе проведение научно-исследовательских,опытно-конструкторских и опытно-технологических работ) и в приобретениенематериальных активов (по оплаченным и/или принятым к оплате счетам в зависимостиот установленного учетной политикой метода учета реализации), погашение кредитови займов, полученных на эти цели, и процентов по ним (при их отнесении наувеличение стоимости объектов).
При проведении работ подрядным способом фактически произведеннымикапитальными вложениями в основные средства считаются:
— для организаций, учетной политикой которых установлен методучета реализации по отгрузке, — вложения, счета поставщиков (подрядчиков) покоторым приняты к оплате;
— для организаций, учетной политикой которых установлен методучета реализации по оплате, — вложения, счета поставщиков (подрядчиков) по которым оплачены, а такжесуммы перечисленных поставщикам (подрядчикам) авансовых платежей. На суммывозвращенных поставщиками (подрядчиками) или использованных ими не поцелевому назначению авансов корректируется использование амортизационногофонда в месяце перечисления аванса.
При проведении работ хозяйственным способом фактическипроизведенными капитальными вложениями в основные средства считаются:
— при строительстве (изготовлении) новых и достройке действующихобъектов основных средств, предназначенных для использования в предпринимательскойдеятельности, — фактические затраты по законченным конструктивным элементами видам, отдельным этапам на основании актов приемки-сдачи работ, оформленных вустановленном порядке;
— при проведении реконструкции, модернизации и техническогоперевооружения действующих объектов основных средств — фактическипроизведенные документально подтвержденные затраты по выполненным работам.
Таким образом, основные фонды и их создание – этонеотъемлемая часть деятельности предприятия и первоочередной финансовыйисточник обновления основных средств. 3.4 Отражениеамортизации и износа ОС в бухгалтерской и статистической отчетности.
На ОАО «Гомсельмаш»применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основежурнально-ордерной формы бухгалтерского учёта лежит принцип накапливания данныхпервичных документов путём использования накопительных ведомостей.
Перечень типовых форм первичной документации, которымиоформляются операции по движению основных средств, прочих необоротных активов,а также учёту амортизации основных средств приведен в таблице 3.2
Таблица 3.2 — Первичные документы по учёту основныхсредств№ Форма документа Название документа Примечания 1 2 3 4 1 ОЗ-1 Акт приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств Составляется на каждый объект отдельно, а на несколько — только в том случае, когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом 2 ОЗ-2 Акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств Отмечаются техническая характеристика и первоначальная стоимость объекта. Актом такой формы оформляется приём законченных работ после строительства, реконструкции или модернизации основных средств 3 ОЗ-3 Акт списания основных средств После ликвидации основных средств и составления актов на списание основных средств первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарную карточку основных средств 4 ОЗ-4 Акт на списание автотранспортных средств Составляется в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным лицом 5 ОЗ-5 Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин Составляется при установке, пуске и демонтаже строительных машин, которые взяты на прокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительной площадки. 6 ОЗ-6 Инвентарная карточка учёта основных средств Осуществляются записи на основании актом приёмки-передачи основных средств и акта на списание основных средств, в случаях: для учёта отдельных объектов основных средств, для группового учёта однотипных объектов основных средств, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Как правило, заполняется в одном экземпляре и находится в бухгалтерии. 7 ОЗ-7 Опись инвентарных карточек по учёту основных средств Применяется для регистрации инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии. 8 ОЗ-8 Карточка учёта движения основных средств Применяется для учёта движения основных средств по классификационным группам. Выписывается в бухгалтерии в одном экземпляре. 9 ОЗ-9 Инвентарный список основных средств Применяется в местах эксплуатации основных средств для учёта каждого объекта по материально ответственным лицам. Данные, которые находятся в этой форме, должны быть одинаковыми с записями в инвентарных карточках учёта основных средств 10
ОЗ-14, ОЗ-15,
ОЗ-16 Расчёт амортизации основных средств Используются при начислении износа основных средств
Аналитическийучёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельныминвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениямии принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный длявыполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяетсятакже комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразногоназначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности,общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет можетвыполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составекомплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средстваналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств(форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарныхобъектов, ведутся инвентарные книги.
Аналитическийсчёт отражает техническую и экономическую характеристику объекта, егоместонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительнойстоимости, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражаютвсе изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитическиесчета группируются по местам, где находятся основные средства, по материальноответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, поотраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.
На каждый принятый вэксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказомруководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение)основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта,краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагаетсятехническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одномэкземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другомупредприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, котороеполучает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче вцех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к актуприлагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передачеизготовленного основного средства цехом-изготовителем на склад, приказпредседателя правления о передаче данного средства цеху- получателю, паспорт,калькуляция затрат на производство.
Каждомуобъекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и вдальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта,а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаницав учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарныйномер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарныхобъектов строится по серийно-порядковой системе.
На каждый объект основныхсредств открывается инвентарная карточка (форма №03-6), являющаяся регистроманалитического учёта. В карточках содержится наименование основных средств,номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткаяхарактеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении ивыбытии.
Инвентарнаякарточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объектвключает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с нимодно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнениеэтих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачиосновных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению,перемещению и ликвидации объектов основных средств.
Инвентарныекарточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учётафондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарныесписки основных средств (форма ОЗ-9).
Ежемесячные итоговыеданные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться вкарточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе группосновных средств. Однако на машзаводе эти карточки не ведут, а информацияотносительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждогомесяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов,поступившим на завод, а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основныефонды, где данные сгруппированы по группам — промышленно-производственныефонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. Вразрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансоваястоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп дляполучения информации о стоимости основных средств, на которую будет начислятьсяамортизация.
Для регистрацииинвентарных карточек применяется опись инвентарных карточек. Эта формасоставляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностьюкарточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов,то данную форму не нашла своего применения.
Внутреннее перемещениеосновных средств (из цеха в цех) оформляется Актом приёмки-передачи навнутреннее перемещение основных средств, который составляется в двухэкземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарнойкарточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном спискео выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярахв том отделе, который сдает основные средства.
Для начисленияамортизации используется разработочная таблица формы №03-14 «Расчёт амортизацииосновных средств», данные которой служат обоснованием для отражения в учётесуммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальныхактивов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участковпроизводства, где находятся в эксплуатации основные средства На ОАО «Гомсельмаш»для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовойстоимости, амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовымсчетам, где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомостиуказаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация,первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц иквартал, общая сумма износа.
В рамках действующегозаконодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другимюридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их вслучае физического и морального износа.
Переданные основныесредства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затемпередаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учётданного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств сбаланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданнымосновным фондам, где имеются данные по каждому наименованию основных фондов — цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.
Выбытие основных средствоформляется Актом на списание основных средств по форме ОЗ-3, в которомпоказывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа,остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытиемобъекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией,которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальнойбухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарныхсписках. На основании данных актов по результат каждого месяца составляетсяведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу, котораяведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимостиликвидируемых объектов.
Наосновании первичных документов по учёту основных средств, а также накопительныхи группировочных ведомостей, которые были описаны ранее, составляется своднаяведомость наличия основных средств за квартал в разрезе групп основных фондов.В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовойстоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал.3.5 Оценкаорганизации учета амортизации и износа ОС
Для обеспеченияпроизводственной дисциплины, выявления центров ответственности, обеспечениядостоверности информации, правильности, законности хозяйственных операций,полноты и своевременности отображения их в учёте на предприятии осуществляютвнутренний бухгалтерский контроль. Внутренний бухгалтерский контроль являетсяодной из составных частей внутрихозяйственного контроля, который охватывает всесферы производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Обеспечение достоверностиданных в процессе учета – непосредственное задание внутрихозяйственногоконтроля. Организация и проведение внутрихозяйственного контроля является однимиз основных обязательств главного бухгалтера предприятия. Такой контроль на ОАО«Гомсельмаш» главный бухгалтер осуществляет через начальников бюро, а такжеконтрольно-ревизионный отдел.
Внутренний контрольявляется компетенцией бухгалтерии, он охватывает функции и методы, с помощьюкоторых процессы общего документооборота, бухгалтерского учета икалькулирования, а также их исполнение, проверка и ведение должны быть скоординированытак, чтобы руководство предприятия могло полностью полагаться на бухгалтерскиеданные, как точный, правдивый и оперативный сигнал определения бухгалтерскогоучета, как досконального инструмента сохранения собственности и контроля за исполнениемпоставленного задания.
Итак, внутреннийфинансово-бухгалтерский контроль осуществляется в области бухгалтерии,охватывая работу с целью проверки — по отношению к легальности и достоверностихозяйственных операций к их проведению или перед их завершением на основаниибухгалтерских документов, а также с целью проверки правильности функционированиябухгалтерии и изучения результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Основные заданиявнутреннего бухгалтерского контроля заключаются в осуществлении контроля заорганизацией пропускного режима на предприятии; своевременным и правильнымоприходованием материалов в день их поступления; отпуска материалов впроизводство в установленном порядке выдачи и оформлением документов при этом;состоянием складского учета и его обеспеченностью измерительными приборами;состоянием аналитического учета на складах и бухгалтерии; сохранностьюналичности и целевым ее использованием; уплаты штрафов; состоянием расчетов спокупателями и поставщиками и так далее.
Наиболее важнымпоказателем качества бухгалтерского контроля является юридическиедоказательства результатов контроля.
Осуществлениебухгалтерского контроля на предприятии позволяет решить поставленные задания, атакже сопутствуют решению целого ряда наиболее общих или частичных заданий.
Организация иосуществление текущего контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью даютвозможность увеличить контрольные функции бухгалтерского учёта.
Для решения основныхзаданий контроля необходимо организационное, техническое, экономическое,юридическое и учётно-аналитическое обеспечение контрольной деятельности.
Организационноеобеспечение контроля связано с упорядочением взаимоотношений с работниками,службами по поводу контроля для обеспечения эффективных форм и методовконтроля.
Техническое обеспечениеконтрольной деятельности связано с соответствующими средствами для измерения,подсчета, обмера и так далее. От степени надёжности и точности данных приборовзависят и результаты контроля на предприятии.
Экономическое обеспечениеконтроля связано с созданием экономической заинтересованности в результатахконтроля. Заинтересованность в проведении контрольной деятельности возникает,когда результаты контроля связаны с оценкой работника. Так, экономическоеобеспечение контроля на ОАО «Гомсельмаше» возложено на контрольно-ревизионныйотдел, оценка деятельности которого зависит от качества проведенного контроля.
Юридическое обеспечениеконтроля обеспечивает полноценные доказательства результатов контроля,однозначность в определении вины работников, коллективов в нежелательныхотклонениях, связано с установлением прав и обязанностей при осуществленииконтроля. Юридическое обеспечение контроля возложено на юридический отдел.
Учётно-аналитическоеобеспечение контроля связано с созданием системы первичного и сводного учёта ианализа.
Предоставление работникуправ и обязанностей сопровождается их полной ответственностью за результаты втой степени, в которой технично и организационно обеспечиваются условия ирезультаты контроля.
Информация, котораяфиксируется в учёте, в частности в первичных документах, должна пройтиконтрольную обработку, то есть должна быть проверена и подтверждена не толькоработником, составившим данный документ, но и работником, который принимаетрезультаты работ предыдущего для последующей обработки.
Текущий бухгалтерскийконтроль выполняется по показателям месячной бухгалтерской отчётности. Однакотакой контроль имеет систематический характер и проводится не только поинформации отчётности. Он также проводится путём проверки достоверностиинформации документов и полным отражением в них деятельности подразделений иотдельных хозяйственных операций, оформленных первичными документами.
Функции текущегобухгалтерского контроля на предприятии осуществляются путём:
- проверки ианализа учётных регистров, отчётов подразделений бухгалтерии, а принеобходимости составления аналитических таблиц и группировочных ведомостей;
- организацииконтроля за правильностью оформления первичных документов, анализа отраженныхпоказателей;
- проверкиотдельных цехов, которые проводят работники, отвечающие за проведение контроля.
Важным участкомбухгалтерского контроля является проверка правильности отражения хозяйственныхопераций на счетах бухгалтерского учёта, записей операций в учётных регистрах, группировки оправдательных документов, их сохранность и использование,соответствие показателей учётных регистров формам отчётности. По результатампроверок, анализа и исследований составляют акты или справки, если установленынарушения, ошибки и отклонения, и есть нужда принятия управленческого решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работыбыла достигнута основная цель — изучен учёт и контроль основныхсредств и их амортизации на ОАО «Гомсельмаш», обоснована целесообразностьприменяемых методов амортизации основных средств.
Изучены нормативныевопросы по учёту амортизации основных средств. Это исследование показало, чтореформы в системе национального учёта дали возможность предприятию выбораприменяемых методов начисления амортизации основных средств. При этом предприятию необходимо учитывать, что применение для разных объектов основныхсредств одного и того метода может быть экономически не целесообразным. Вработе были проанализированы основные преимущества и недостатки каждого из методовначисления амортизации основных средств.
Также изучена организациябухгалтерского учёта амортизации основных средств на предприятии. ОАО «Гомсельмаш»является крупнейшим предприятием сельскохозяйственного машиностроения. Ведение учёта основных средств возложено на бюро материального учёта. На предприятиииспользуется журнально-ордерная форма учёта основных средств. На предприятииприменяются следующие первичные документы по учёту основных средств: актприёма-передачи основных средств, акт на списание основных средств, накладнаяна внутреннее перемещение основных средств, инвентаризационная опись, расчётамортизации основных средств. На основании первичных документов составляютсятакие учетные регистры: инвентарная карточка учёта основных средств, карточкаучёта движения основных средств; инвентарные списки основных средств. Учётныерегистры являются основанием для составления накопительных ведомостей — ведомость списанных и переданных основных фондов, ведомость стоимостиликвидируемых основных фондов, ведомость распределения амортизационныхотчислений по участкам, ведомость вводимых основных фондов, ведомостьпоступивших основных средств, ведомость наличия основных средств; журнал-ордер№4, Главная книга. Были изучены формы финансовой отчётности (баланс, примечаниек финансовой отчетности), в которой отражается информация по учёту основныхсредств. Синтетический учёт основных средств ведется на счёте 01 «Основныесредства», а учёт их амортизации ведется на счёте 02 «Износ основных средств» вразрезе элементов операционных затрат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бухгалтерскийучет, под ред. В. Ф. Бабына, — Мн.: Вышейшая школа, 2004.
2. Бухгалтерскийучет, под ред. И. Е. Тишкова, — Мн.: Вышейшая школа, 2005.
3. Основныесредства: учет и амортизация, — Мн.: Амалфея, 2002.
4. Кондраков Н. П.Бухгалтерский учёт, — М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Куттер М. И. Теориябухгалтерского учета, — М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Левкович О. А. идр. Бухгалтерский учет, — Мн.: Амалфея, 2005.