Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Курсоваяработа
по дисциплине
Бухгалтерская(финансовая) отчетность
на тему:
Рольучетной политики организации в составлении финансовой отчетности
Содержание
Введение
1. Влияние учетной политики организации на финансовыерезультаты1.1 Задачи и принципы формирования учетной политики
1.2 Утверждение учетной политики. Внесение изменений вучетную политику
1.3 Требования, предъявляемые кбухгалтерской годовой отчетности1.4 Влияние учетной политики на показатели отчетности
Заключение
Список литературы
Введение
Реформа бухгалтерскогоучета и предстоящий переход на применение международных стандартов финансовойотчетности изменили роль учета в организации: из простой регистрации фактовхозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управлениябизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегоднястановится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственноевлияние на показатели финансовой отчетности – информационную базу для принятиярешений реальными и потенциальными инвесторами.
Учетная политика — этовыбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которымразрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерскогоучета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своейдеятельности (организационных, технологических, численности и квалификацииучетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).
Разработка иосуществление учетной политики для российских организаций – дело сравнительноновое и недостаточно освоенное для финансового управления. Между тем, именно отучетной политики в решающей степени зависит эффективность финансовогоуправления, качество учета, его контрольные функции, достоверностьбухгалтерской отчетности.
Финансоваяотчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиватьсясопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. Финансовыерезультаты определяют конкурентоспособность предприятия, его потенциал вделовом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономическиеинтересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям,что подтверждает актуальность темы исследования.
1. Влияниеучетной политики организации на финансовые результаты1.1 Задачи и принципы формирования учетной политики
Согласно п. 2 ПБУ 1/08под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способовведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения,текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.6 ПБУ1/08 учетная политика организации должна отвечать следующим требованиям:
· требованиеполноты: полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственнойдеятельности;
· требованиесвоевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности вбухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
· требованиеосмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходови обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытыхрезервов;
· требованиеприоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете фактовхозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько изэкономического содержания фактов и условий хозяйствования;
· требованиенепротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткампо счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
· требованиерациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствованияи величины организации.
Структуру и составучетной политики организация определяет самостоятельно.
На сегодняшний деньединой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие можетсамостоятельно разрабатывать свою учетную политику. Ограничением служаттребования:
1) принцип допущенияимущественной обособленности. Он состоит в том, что активы и обязательствапредприятия должны учитываться отдельно от активов и обязательств собственниковэтого предприятия, а также активов и обязательств других предприятий;
2) принцип допущениянепрерывности деятельности. Это значит, что предприятие планирует продолжатьсвою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и необходимостисущественного сокращения деятельности или ее полной ликвидации;
3) принциппоследовательности применения учетной политики. То есть учетная политика,принятая предприятием, должна применяться из года в год. Менять учетнуюполитику ежегодно не обязательно;
4) принцип допущениявременной определенности фактов хозяйственной деятельности, а именно: фактыхозяйственной деятельности предприятия нужно отражать в том отчетном периоде, вкотором они имели место. И это не должно зависеть от времени фактическогопоступления или выплаты денег.
Отсутствие в организацииучетной политики может быть квалифицировано налоговыми органами как грубоенарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. В такомслучае организация может быть привлечена к ответственности по статье 120 НК РФ.
Согласно п. 7 ПБУ 1/08при формировании учетной политики организации по конкретному вопросуорганизации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способаиз нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации инормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Если по конкретномувопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведениябухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляетсяразработка организацией соответствующего способа, исходя из положений побухгалтерскому учету.
В соответствии с п. 4 ПБУ 1/08, вобязательном порядке утверждаются:
- рабочий плансчетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичныхучетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов длявнутренней бухгалтерской отчетности;
- порядокпроведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценкиактивов и обязательств;
- правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроляза хозяйственными операциями;
- другие решения,необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политикаорганизации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое всоответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведениебухгалтерского учета организации, на основе ПБУ 1/08 и утверждаетсяруководителем организации.
1.2Утверждение учетной политики. Внесение изменений в учетную политику
В соответствии с п. 9 ПБУ1/08 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией приформировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годомутверждения учетной политики, приказом (распоряжением) руководителяорганизации.
Вновь созданнаяорганизация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляетизбранную учетную политику (издает приказ об утверждении учетной политики) непозднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Исходя из принципанепрерывности применения учетной политики, организация ежегодно, не позднее 31декабря текущего года должна принимать изменения в учетную политику, а неутверждать ежегодно новый приказ об учетной политике.
Однако, в связи созначительными изменениями в учетной политике, которые ежегодно происходят вдействующем законодательстве, формирование заново учетной политики лучше, чемсущественное обновление многих ее элементов.
При этом решения о любыхизменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения иприменяться с начала нового налогового периода.
Поскольку налоговымпериодом по налогу на прибыль является год, следовательно, все изменения вналоговой политике по налогу на прибыль должны быть внесены до 31 декабрятекущего года, чтобы их действие распространялось на следующий год.
В соответствии с п. 10ПБУ 1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
· изменениязаконодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов побухгалтерскому учету;
· разработкиорганизацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
· существенногоизменения условий хозяйствования.
Согласно п. 21 ПБУ 1/08в случае изменения учетной политики организация должнараскрывать следующую информацию:
· причину измененияучетной политики;
· содержаниеизменения учетной политики;
· порядок отраженияпоследствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете;
· суммыкорректировок, связанных с изменением учетной политики по каждой статьебухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а еслиорганизация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию.– также по данным о базовой и разводненной прибыли 9убытку) на акцию;
· суммусоответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующимпредставленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой этопрактически возможно.
Если изменение учетнойполитики обусловлено применением нормативного правового акта, раскрытию такжеподлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии спорядком, предусмотренным этим актом.
Применение нового способаведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представлениефактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшуютрудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Существенное изменениеусловий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменойсобственников, изменением видов деятельности и других аналогичных обстоятельствизменения деятельности организации.
Не считается изменениемучетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактовхозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихместо ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Законодательством поналогам и сборам предусмотрено внесение дополнений в учетную политику в целяхналогообложения по налогу на прибыль в случае, если налогоплательщик началосуществлять новые виды деятельности.
Изменения учетнойполитики оформляются в том же порядке, как и ее утверждение, то есть приказом(распоряжением) руководителя организации.
Положение по бухгалтерскому учету ПБУ1/08 предусматривает порядок отражения в отчетности последствий изменений вучетной политике.
В соответствии с п.13 ПБУ1/08 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказатьсущественное влияние на финансовое положение организации, финансовые результатыдеятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежномвыражении.
Оценка в денежномвыражении последствий изменений учетной политики производится на основаниивыверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способведения бухгалтерского учета.
В случае, когда измененияв учетную политику вызваны изменением законодательства Российской Федерации илинормативными актами по бухгалтерскому учету, то такие изменения отражаются вбухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующимзаконодательством или нормативным актом.
При ретроспективномотражения последствий изменения учетной политики исходят из предположения, чтоизмененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с моментавозникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Ретроспективное отражениепоследствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящегоостатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за самый раннийпредставленный в отчетности период, а также значений связанных статьейбухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерскойотчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновенияфактов хозяйственной деятельности данного вида.
В случаях, когда оценка вденежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов,предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточнойнадежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется вотношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся послевведения такого измененного способа (перспективно).
Согласно п. 16 ПБУ 1/08изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенноевлияние на финансовое положение организации, финансовые результаты еедеятельности и (или) движение денежных средств подлежат обособленному раскрытиюв бухгалтерской отчетности.
Из сказанного можносделать вывод о том, что если в течение отчетного периода у организациипоявится новый объект бухгалтерского или налогового учета, по которому неопределен один из элементов учетной политики, то определение такого элемента небудет являться внесением изменений в учетную политику, а будет являтьсядополнением к ней.
Такое дополнениеприменяется организацией, начиная с того отчетного периода, в котором такоедополнение утверждено приказом (распоряжением) руководителя организации.
1.3Требования, предъявляемые к бухгалтерской годовой отчетности
Годовая бухгалтерская отчетностьсоставляется с учетом требований следующих нормативных актов:
· «Положениемпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»,утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н;
· Положением побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утвержденному приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 г. № 43н;
· Приказом МинфинаРФ от 22 июля 2002 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетностиорганизаций» с изменениями и дополнениями от 31.12.2004 г.
Приведенные в качестве приложения кприказу № 67н формы бухгалтерской отчетности являются примерными. Это означает,что организация вправе внести в них изменения либо разработать собственныеформы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, установленных ПБУ4/99, это подтверждается и в п. 1 Указаний о порядке составления ипредставления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от22.07.2002 № 67н.
В настоящее времяорганизации представляют в обязательном порядке в соответствии с Федеральнымзаконом «О бухгалтерском учету» (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ)годовую бухгалтерскую отчетность, за исключением бюджетных организаций,состоящую из:
1. Бухгалтерского баланса– форма № 1;
2. Отчета о прибылях иубытках – форма № 2;
3. Отчета об измененияхкапитала – форма № 3;
4. Отчета о движенииденежных средств – форма № 4;
5. Приложения кбухгалтерскому балансу – форма № 5;
6. Отчета о целевомиспользовании полученных средств – форма № 6;
7. Пояснительной записки;
8.Аудиторскогозаключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации,если она в соответствии с федеральными законами подлежат обязательному аудиту.
Если организациясамостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, тоаудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерскойотчетности.
Рекомендуемые формыбухгалтерской отчетности организации, а также указания о порядке их заполненияутверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В пояснительной запискеможет быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которойявляются широта рынка сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт,репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов,пользующихся услугами организации и др.; степень выполнения плана, обеспечениезаданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организациии др. Целесообразно включать в пояснительную записку данные о динамикеважнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет,описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий идругой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерскойотчетности.
Все большая ориентацияотечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также напредоставление достаточно детальной информации акционерам существенноприблизило ее к отчетности западных стран.
Субъекты малогопредпринимательства, не принимающие упрощенную систему налогообложения, учета иотчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверностибухгалтерской отчетности, могут не предоставлять в составе годовойбухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала и движении денежныхсредств, приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 3, 4 и 5) и пояснительнуюзаписку.
При разработке и принятии формбухгалтерской отчетности организация должна сохранять коды итоговых строк икоды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма № 1),приведенных в образце его формы (п. 8 Указаний о порядке составления ипредставления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом № 67н).
В случае незаполнения той или инойстатьи (строки, графы), предусмотренной в образце форм, ввиду отсутствия уорганизации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов,хозяйственных операций, эта статья прочеркивается (п. 6 Указаний о порядкесоставления и представления бухгалтерской отчетности).
Данные представляемой бухгалтерскойотчетности проводятся в тысячах рублях без десятичных знаков. Организациям,имеющим существенные обороты продаж, обязательств и т.п., разрешается впредставляемой бухгалтерской отчетности приводить данные в миллионах рублей бездесятичных знаков
Согласно п. 6 Указаний о порядкесоставления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом №67н, в формах, представляемых организацией, обязательно наличие следующихданных:
— наименование составляющей частибухгалтерской отчетности (например, «Бухгалтерский баланс»);
— отчетная дата или отчетный период,за который составлена бухгалтерская отчетность (например, «Баланс на 31декабря 2007г.»);
— полное наименование организации (всоответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленномпорядке);
— идентификационный номер налогоплательщика(присвоенный налоговыми органами в установленном порядке);
— вид деятельности (которыйпризнается основным в соответствии с требованиями нормативных документомпорядке Госкомстата России);
— организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма согласноКлассификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) икод собственности по классификатору форм собственности (ОКФС);
— единица измерения (форматпредставления числовых показателей);
— местонахождение (полный почтовыйадрес организации);
— дата утверждения (установленнаядата для годовой бухгалтерской отчетности);
— дата отправки/принятия (датапочтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачипо принадлежности).
Организации, имеющие федеральноеимущество и обязанные получать свидетельство о внесении в реестр указанногоимущества в соответствии с постановлением Правительство РФ от 03.07.98 № 696«Об организации учета федерального имущества», должны указать номер вреестре федеральной собственности и наименование органа, на который возложеныкоординация и регулирование деятельности государственного или муниципальногоунитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность (Органуправления государственным имуществом).
Бухгалтерская отчетность должна бытьсоставлена на русском языке и в валюте Российской Федерации.
Работа по анализу бухгалтерскойотчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей включаетразличные категории – от серьезных аналитиков до случайных«любителей». Все они руководствуются общей целью для достижения своихинтересов – оценить по данным финансовой отчетности финансовое состояниеорганизации.
Присоставлении бухгалтерской отчетности необходимо:
• соблюдение в течениеотчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций иоценки имущества и обязательств, исходя из порядка, установленногозаконодательством:
• достоверное и полноепредоставление информации об имущественном и финансовом положении организации,а также о финансовых результатах ее деятельности;
• обеспечение нейтральностиинформации. Данное требование является элементом принципа надежности информациии предусматривает отражение в отчетности только нейтральной, т.е. непредвзятойинформации.
Отчетность не может быть использована в интересах одних групп пользователей сцелью достижения ими выгодных для себя результатов;
• включение показателейдеятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенныхна отдельные балансы;
• исходить из данныхунифицированных форм первичной учетной документации синтетического ианалитического учета;
• чтобы данныевступительного баланса соответствовали показателям утвержденногозаключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае измененийвступительного баланса следует объяснить
причины такого изменения;
• всякое исправление ошибокобязательно подтверждать подписью лиц, их осуществляющих, с указанием датыисправления;
• подписание руководителеми главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Если учет в организацияхосуществляется на договорных началах специализированной организацией илиспециалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет.
Отчётныйпериод — период, за который организация должна составлять бухгалтерскуюотчётность — отчётный год с I января по 31 декабря включительно. Отчетный год для всехорганизаций длится с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты ихгосударственной регистрации по 31 декабря; для организаций, созданных после 1октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего годавключительно.
Отчётность вобязательном порядке представляется:
• участникам или собственникамих имущества (собственники, органы, уполномоченные управлять имуществом,участники, учредители, в соответствии с учредительными документами);
• налоговым и финансовыморганам, а также другим государственным органам, на которые в соответствии сзаконодательством РФ возложена проверка всех или отдельных сторон деятельностипредприятия и получение отчётности;
• территориальным органамгосударственной статистики по месту их регистрации:
• банкам, если этопредусмотрено договором на обслуживание предприятия в банке или кредитнымдоговором;
Пользователями(потребителями) бухгалтерской отчётности могут являться и другие юридическиеили физические лица, заинтересованные в информации об организации (биржи,покупатели, поставщики, кредиторы, инвесторы и другие, заинтересованныеюридические и физические лица, имеющие на это специальные права).
Бюджетные имуниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчётностьорганам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Бухгалтерскаяотчетность в указанные сроки предоставляется по указанным адресам бесплатно поодному экземпляру. Организации, за исключением бюджетных, представляют годовуюотчетность — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотренозаконодательством РФ. Отчётность до предоставления в вышеуказанные адресарассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительнымидокументами.
Бюджетныеорганизации представляют годовую бухгалтерскую отчётность вышестоящему органу вустановленные им сроки.
Все эти юридическиеи физические лица не имеют прямого доступа к бухгалтерским регистраморганизации (фирмы). Чтобы обеспечить им возможность понимать, анализироватьотчётность, принимать на её основе необходимые им управленческие решения,отчётность должна составляться по определённым правилам, стандартам. Внешняяфинансовая отчётность общего назначения — основной способ периодическогопредставления информации пользователям. Порядок организации учёта и отчётностиотражаются в учредительных документах и в учётной политике организации.Требованиями, предъявляемыми к внешней бухгалтерской отчётности, являются:
· Реальностьи достоверность содержащейся в ней информации, сведений;
· Взаимосвязьпоказателей отчётов с данными синтетического и аналитического учёта;
· Инвентаризациявсех активов и обязательств при завершении года;
· Отражениеопераций по всем видам деятельности (кроме совместной) на общем балансе;
· Оценкастатей баланса и отчётов по фактическим расходам на приобретение илиизготовление продукции;
· Необходимостькаких-либо взаимных зачётов между статьями доходов и расходов;
· Соответствиевступительного баланса за отчётный период заключительному балансу за предыдущийпериод;
· Своевременностьсоставления и предоставления отчёта в адреса пользователей информации;
· Экономиязатрат на составление отчётности;
· Отсутствиеподчисток и помарок.
Бухгалтерскаяотчётность имеет свои качественные характеристики и общепринятые допущения. Кним относятся:
1. Понятность. Бухгалтерская информация должна быть понятна лицам,принимающим решения. Доступность информации для понимания зависит от состава иметодов оценки заложенных в неё показателей. Их должны знать и составитель ипользователь информации. Пользователь должен правильно понимать информацию илишь после этого принимать на её основе рациональные решения.
2. Полезность. Бухгалтерская отчётность должна содержать не простообщую информацию об организации, а информацию полезную при принятии решения, тоесть значимую и достоверную.
3. Значимость отчётной информации — это её возможность оказатьвлияние на результат принятого или принимаемого решения. Информация имеетзначимость тогда, когда позволяет прогнозировать, то есть даёт возможностьпредсказывать то или иное событие, а также в тех случаях, когда она основана наобратной связи и своевременна. Прогнозная ценность отчётности означает еёполезность при составлении планов. Обратная связь предполагает, что в нейсодержатся положения (показатели) подтверждающие предыдущие ожидания:своевременность- поступление информации в нужное время.
4. Достоверность отчетной информации означает, что она должна бытьправдивой (реальной) и полной, адекватной хозяйственным процессам, проверяемой,то есть пользователь получает возможность
её подтверждения. Отчётность должна беспристрастно отражать хозяйственнуюдеятельность организации, а не интересы какого-то определённого лица или кругалиц.
Помимо этогоправила составления отчётности предусматривают общепринятые допущения, которыеоблегчают изучение отчётности:
1. Сравнимость данных бухгалтерской отчётности предполагает, что еёпоказатели сопоставимы с такими же данными в течение различных промежутковвремени или с данными другой фирмы за один
и тот же промежуток времени. Это позволяет пользователю выявить сходства,различия и тенденции.
2. Постоянство требует, чтобы принятая методология и предусмотренныеучётной политикой приёмы учёта не менялись до тех пор, пока пользователи небудут извещены об этих изменениях. Характер и экономическое обоснованиеизменений должны оговариваться в отчёте.
3. Существенность указывает на относительную важность, события.Бухгалтер должен принимать во внимание важность фактов, а пользователи — полагаться на их оценку.
4. Консерватизм означает, что при выборе оценки активов обычновыбирают наименьшую, обеспечивая тем самым осторожность оценки, как активов,так и исчисленной прибыли.
5. Полнота предполагает, что отчёт должен содержать максимумпоказателен, необходимых пользователям и все комментарии к ним.
6. Эффективностьозначает, что выгоды, полученные на основе новой учётной информации должны бытьвыше затрат на её получение. Ответственность за качество отчётности лежит наруководителе организации.
Достоверностьпубликуемой отчётности подтверждается аудиторской организацией. Годовой отчёторганизации до его представления в соответствующие органы рассматривается иутверждается на совете директоров или собрании учредителей (в соответствии сучредительными документами). 1.4 Влияние учетной политики на показатели отчетности
Под раскрытием учетнойполитики понимается придание ей гласности.
Согласно п. 17 ПБУ 1/08организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политикиспособы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решенийзаинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
К способам ведениябухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации иподлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:
· способыамортизации основных средств, нематериальных и иных активов;
· способы оценкипроизводственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовойпродукции;
· способы признаниявыручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
· другие способы,отвечающие требованию существенности.
Поскольку амортизационные отчисления являются элементомсебестоимости, увеличение их размера приводит к уменьшению прибыли предприятия,а следовательно, и налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль. Такимобразом, смена метода амортизации может изменить налог на имущество и налог наприбыль. Более того, изменится и рентабельность капитала. Поскольку скоростьамортизационных процессов, а также их экономический эффект придопустимых к применению методах различна, то налоговые выгоды зависятот приоритетов организации.
Если стратегическим направлением компании является рационализацияее денежных потоков и увеличение инвестиционных возможностейв целях скорейшей замены (обновления) активов, то выбирается метод,обеспечивающий максимально возможное ускорение амортизационных процессов(линейный ускоренный метод с максимально возможным коэффициентомускорения, равным трем и специальным коэффициентом, равным 0,5). При этомболее ускоренные способы позволяют на начальном этапе «списать» на себестоимостьбольшую часть стоимости активов, тем самым уменьшив налогооблагаемую прибыль.Зато в более поздние сроки использования активов, наоборот, за счетснижения амортизационных отчислений увеличивается налогооблагаемая прибыль. Темсамым за счет ускорения амортизации налогооблагаемая база по прибылисмещается во времени к более поздним периодам.
Если же целью компании является оптимизация налогообложения,то применяется метод, позволяющий максимально снижать налогооблагаемуюприбыль исходя из текущего уровня рентабельности. Это связано с тем,что амортизационные отчисления являются элементом себестоимости, увеличениеих размера приводит к уменьшению прибыли организации, а,следовательно, и налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль.
Состав и содержание подлежащейраскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организациипо конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующимиположениями по бухгалтерскому учету.
В случае публикациибухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политикеподлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся копубликованным данным.
Если учетная политикаорганизации сформирована, исходя из допущений имущественной обособленности,непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики,временной определенности факторов хозяйственной деятельности, то эти допущениямогут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
При формировании учетнойполитики организации, исходя из допущений, отличных от перечисленных выше,такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты вбухгалтерской отчетности.
Если при подготовкебухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношениисобытий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимостидопущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такуюнеопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способыведения бухгалтерского учета, а также информации об изменении учетной политикиподлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерскойотчетности организации.
В случае предоставления промежуточнойбухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политикеорганизации, если в последней не произошли изменения со времени составлениягодовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрытаучетная политика.
Рассмотримподробнее ситуации, приводящие к искажению отчетности, в отечественнойпрактике.
1) вуалирование(скрывать, затуманивать) отчетности – отчетность подготовлена в соответствии сустановленными правилами, но необъективно отражает финансовое положениеорганизации. Это искажение данных при соблюдении требований, установленныхнормативными актами по бухгалтерскому учету.
Возможностьиспользования организацией вуалирования возникает из-за:
— несоответствияэкономической природы факта хозяйственной жизни, способу его отражения вбухгалтерском учете согласно действующим правилам.
— наличие уорганизаций «нежесткой» учетной политики. Учетная политика формируется главнымбухгалтером и утверждается руководителем организации, который одновременнонесет ответственность за организацию бухгалтерского учета в целом.
— наличиепротиворечий между нормативными актами, незавершенность системы регулированиябухгалтерского учета
Заключение
Таким образом, в даннойкурсовой работе были рассмотрены такие моменты бухгалтерского учета, какбухгалтерская финансовая отчетность, учетная политика предприятия и ее влияниена отчетность организации.
Учетная политикатрактуется как выбранная организацией совокупность отдельных способов ведениябухгалтерского учета. Их перечень определен первичным наблюдением, стоимостнымизмерением, текущей группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственнойдеятельности. Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием дляобоснования и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии.В ней должны быть отражены все особенности методов ведения бухгалтерского учетав организации.
Также учетная политикаможет претерпевать изменения в результате изменения методов ведения напредприятии, а также преобразования законодательства РФ. Эти изменения могутоказать значительное влияние на величину показателей себестоимости продукции,прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, финансовоеположение предприятия, которое должно быть оценено в денежном выражении иотражено в бухгалтерской отчетности.
Как в теории, так и напрактике существует набор различных вариантов бухгалтерской методологии,позволяющих один и тот же факт хозяйственной жизни представить в учетесовершенно по-разному. Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов,порядок признания выручки и списания затрат имеют непосредственную связь сналогообложением, с одной стороны, и финансовым положением организации,демонстрируемым учредителям (участникам), потенциальным инвесторам и кредиторам— с другой.
Список литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от06.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от17.05.2007) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31, ст. 3824.
3. Федеральный законот 21.11.1996 № 129-ФЗ />(ред. от 03.11.2006) «Обухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. 25.11.1996. № 48,ст. 5369.
4. Приказ Минфина РФот 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации» // Российская газета («Ведомственное приложение»). №208. />31.10.1998.
5. Положением по бухгалтерскому учету1/08 «Учетная политика организации».
6. Положением по бухгалтерскому учету4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
7. Положением по бухгалтерскому учету5/01 «Учет материально- производственных запасов».
8. Положением по бухгалтерскому учету6/01 «Учет основных средств».
9. Положение по бухгалтерскому учету9/99 «Доходы организации».
10. Положение по бухгалтерскому учету10/99 «Расходы организации».
11. «Положением по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в РФ», утвержденному приказом Минфина РФ от 29июля 1998 г. №34н.
12. Алборов Р.А. Выбор учетнойполитики предприятия: Принципы и практические рекомендации. – М.: Финансы истатистика, 2006.
13. Балакирева Н.М., Гущина И.Э.Учетная политика. Практическое руководство. Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс,2006.
14. Бухгалтерский учет: Учебник /А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. / Под ред. П.С. Безруких. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2005.
15. Гуккаев В.Б. Учетная политикаорганизации. – М.: Бератор-пресс, 2005.
16. Климова М.А. Учетная политика дляцелей бухгалтерского и налогового учета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2006.
17. Кондраков Н.П. Бухгалтерскийучет. – М.: Инфра-М, 2006.
18. Кондраков Н.П.«Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2007. – 448с.
19. Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет.– М.: Финансы и статистика, 2005.
20. Нестерова Е.А., Балакирева Н.М.,Гущина И.Э. Учетная политика – 2006: бухгалтерская и налоговая.Организационный, методический и технические аспекты. Учебное пособие. – М.:ФБК-ПРЕСС, 2006.
21. Пятов М.Л. Учетная политика длябухгалтера и финансиста. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
22. Самойлов И.В. Учетная политикаорганизации на 2007 год. – М.: ИнфраМ, 2006.