1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………….22. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...33. ОСНОВНЫЕМЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АУДИТА ………………………………...4
3.1 Проверка арифметических расчетов(пересчет) ……………………………...4
3.2. Инвентаризация ……………………………………………………………….5
3.3. Проверка соблюдения правил учетахозяйственных операций …………….5
3.4. Подтверждение………………………………………………………………...6
3.5. Устный опрос…………………………………………………………………..7
3.6. Проверка документов………………………………………………………….8
3.7. Прослеживание ………………………………………………………………...8
3.8. Аналитические процедуры……………………………………………………8
3.9. Подготовка альтернативногобаланса ………………………………………..104. ВЫБОРОЧНЫЕМЕТОДЫ В АУДИТЕ ………………………………………….11
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….13
6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА …………………………………………....14
2. ВВЕДЕНИЕ
Результат работы аудитора — это аудиторскоезаключение. Аудиторское заключение состоит согласно Временным правиламаудиторской деятельности из трех частей, самой объемной из которых являетсячасть вторая — аналитическая.
Аналитическая часть аудиторского заключенияпредставляет собой отчет аудиторской фирмы (аудитора) о результатах проверки:
•внутреннего контроля у проверяемого экономического субъекта;
• соблюдения установленного порядка ведениябухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
•соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Порезультатам проверки внутреннего контроля аудитору следует сделать вывод,соответствует ли система внутреннего контроля масштабам и характеру деятельностиэкономического субъекта, а также дать описание выявленных в ходе аудита существенныхнесоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельностиэкономического субъекта.
Порезультатам проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности аудиторуследует дать описание выявленных в ходе аудита существенных нарушенийустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерскойотчетности.
По результатам проверки соблюдения экономическимсубъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операцийаудитору следует сделать вывод, соответствуют ли совершенные экономическимсубъектом финансово-хозяйственные операции применимому к ним законодательству,а также дать описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий всовершенных финансово-хозяйственных операциях применимому к нимзаконодательству.
Длятого чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторскойпроверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. На этом этапевозникает необходимость использовать определенный набор методов для получениятого или иного вида информации вне зависимости от количества хозяйственныхопераций, которые подвергаются проверке. В своей работе я рассматриваю самыеосновные из этих методов и приёмов, регламентированные законодательством.
3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АУДИТА
Информация,собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованиемвыводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами.
Длясбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедуройназывается определенный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть соответствующеготехнологического процесса. Для того чтобы отличить их от процедур, присущихиным профессиям, будем называть применяемые аудиторами в своей практикепроцедуры аудиторскими процедурами.
Собираяаудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное числометодов их получения.
Основныеметоды получения аудиторских доказательств следующие:
1.Проверка арифметических расчетов (пересчет);
2.Инвентаризация;
3.Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
4.Подтверждение;
5.Устный опрос;
6.Проверка документов;
7.Прослеживание;
8.Аналитические процедуры.
9.Подготовка альтернативного баланса.
Всевышеназванные методы известны и описаны в рабочем стандарте аудита РоссийскойФедерации «Аудиторские доказательства».
Нометод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не знать — какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие — нет; винвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; личноот
каких третьих лиц следуетполучить письменные подтверждения; какие именно документы следует подвергнутьанализу[1].Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать:
а)как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена системавнутреннего контроля;
б)какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учетаи контроля;
в)какой или какие из перечисленных методов следует применить для выявлениякаждого из возможных нарушений;
г)к каким именно объектам контроля (документам, активам, обязательствам,субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод.
Поэтомуособое значение приобретает применение выборочного метода в аудите, который ярассматриваю в главе 4.
Рассмотримподробнее каждый из методов сбора аудиторских доказательств.
3.1 ПРОВЕРКААРИФМЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ПЕРЕСЧЕТ).
Пересчет— это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерскихзаписей и выполнение независимых подсчетов[2].
Подсчетыклиента могут быть правильными или ошибочными. Подсчеты, выполненные накомпьютерах, могут быть вновь произведены с использованием компьютерногообеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов клиента длядальнейшего исследования их аудиторами. Но практика показывает, что пересчет восновном осуществляется выборочно.
Пересчетиспользуется для проверки реальности и оценок тех показателей финансовойотчетности, которые являются главным образом результатом подсчетов, напримерамортизации, страховых резервов, пенсионных обязательств, резервов подсомнительные долги и др. В сочетании с другими процедурами пересчеты такженеобходимы для сбора информации об оценках всех финансовых показателей.
3.2.ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризация— это прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества иобязательств экономического субъекта и ориентировочную информацию об ихсостоянии и стоимости.
Инвентаризацииподлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.
Аудиторскаяорганизация обязана:
выяснить,как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
проверитьбухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектоминвентаризациям;
ознакомитьсяс номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
выявитьдорогостоящие ТМЦ;
проанализироватьсистему учета ТМЦ и систему контроля экономического субъекта, выявить слабые исильные стороны таких систем.
Сточки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматриватькак метод получения наиболее ценных и достоверных доказательств о реальности иточности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций.
Участиев инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением позволяетсделать определенные выводы по всем трем основным направлениям аудиторскойпроверки.
Например,если на проверяемом предприятии в течение ряда лет не проводились инвентаризацииактивов (при составлении годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственныхлиц и т.д.), аудитор имеет основание для вывода об отсутствии у клиентавнутреннего контроля за сохранностью активов, а также о нарушенииустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерскойотчетности.
Втом случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется,что один из цехов проверяемого предприятия занят иным хозяйствующим субъектом(признаков этого может быть несколько — висит вывеска с наименованием другогопредприятия, выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемогопредприятия), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи«доходы от аренды», речь идет о «скрытой аренде» иуклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентомзаконодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
3.3.ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Эта процедура несложна, но также важна для оценки системывнутреннего контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемомпредприятии. Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручатьнаименее квалифицированным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру,как правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам.
Оченьчасто при заключении договора на проведение аудиторской проверки аудиторскаяфирма (аудитор) в качестве одного из дополнительных условии указываетпредоставление бригаде аудиторов отдельного помещения с телефоном. Такоеусловие вполне обосновано, так как на. момент аудиторской проверки в одномпомещении на определенный срок располагаются два трудовых коллектива —проверяемый и проверяющий.
Разумеется,отдельное помещение для работы — это очень удобно как для сотрудниковпроверяемого предприятия, так и для бригады аудиторов; при этом не нарушаетсяпсихологический климат в коллективе.
Нобыло бы ошибкой думать, что аудиторская проверка — это работа только сдокументами и отчетностью, это ёще и проведение опытов под видом обычнойрутинной аудиторской работы. Например, такая проверка кассы включает:
· составление заявления на выдачуденег с указанием производственной необходимости приобретения того, на что запрашиваютсяденьги;
· согласование и удостоверениезаявления у руководителя предприятия;
· оформление расходного кассовогоордера на выдачу денег бухгалтером;
· передача бухгалтером (а неподотчетным лицом) расходного кассового ордера в кассу;
· проверка всех необходимыхреквизитов расходного кассового ордера кассиром;
· выдача денег из кассы.
Есливсе эти, казалось бы, формальные процедуры соблюдаются, то аудитор имеетоснование для вывода о том, что порядок ведения кассовых операций напроверяемом предприятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет туформальную процедуру (процедуры), которая (которые) пропускается сотрудникамипредприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля.
Аналогичноенаблюдение следует провести на всех участках, где первичный (оперативный) учет «соприкасается»с бухгалтерским, и оценить: порядок приемки материальных ценностей на склад;порядок отпуска материальных ценностей со склада в производство, на сторону;порядок учета наличия и движения материальных ценностей в производстве (цехах,участках, отделах и др.); порядок учета готовой продукции; порядок храненияматериальных ценностей и готовой продукции; порядок отгрузки готовойпродукции; порядок реализации продукции и др.
3.4ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
Дляполучения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств,счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская
организация должна получитьписьменное подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросына подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководстваэкономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должносодержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственноаудиторской организации.
Принеобходимости аудиторская организация может самостоятельно установитьнепосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой былнаправлен запрос.
В случае получения по запросу информации, котораярасходится с учетными данными экономического субъекта, аудиторская организациядолжна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причинрасхождения.
Нельзя недооценивать этот метод при работе сперсоналом клиента. Если при устном опросе ответы опрашиваемых аудиторфиксирует на каком-либо носителе информации (бумаге, компьютере, диктофоне)самостоятельно, то для получения письменных подтверждений персоналупроверяемого предприятия выдаются специальные опросные листы или«анкеты».
Понаиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и возможныеответы. В этом случае опрашиваемому лицу достаточно выбрать и отметить ответ,соответствующий практике проверяемого предприятия.
Опросныйлист должен содержать такие обязательные реквизиты, как фамилия, имя, отчествои должность опрашиваемого, заполненный опросный лист также должен быть проверенглавным бухгалтером предприятия и заверен его подписью.
3.5УСТНЫЙ ОПРОС
Данный метод сбора аудиторских доказательств предоставляетаудитору обширную информацию для размышления.
Дляраскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить на вопрос —устный опрос кого?
Опросили беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками предприятия,участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибкусовершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с главнымбухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая спомощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной пирамиды,основанием которой является огромное множество фактов хозяйственнойдеятельности, оформленных первичными документами и бухгалтерскими проводками.Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличиивершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамидаможет превратиться в карточный домик и рассыпаться.
Именнопоэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции,лежащие в основании отчетности, соответствуют законодательству, правильнооформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать проверкукаждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы сисполнителями — рядовыми сотрудниками бухгалтерии, ведущими первичный учетхозяйственных операций.
Второйвопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, — когдапроводится устный опрос персонала?
Какправило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудиторзнакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложностиработ для того, чтобы составить соответствующую программу проверки.
Дляведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной степенипсихологом, так как его цель — «разговорить» собеседника, выяснитьпорядок его действий, усердие и квалификацию, «узкие» места в работеи пр.
Длясоставления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудниковбухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать всебя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальныхдолжностей, а также перечень направлений (разделов, участков, счетовбухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.
Ксожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные инструкциисотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются,поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинатьпроверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.
Плани соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут бытьодинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативногоучета, которым занимается опрашиваемый.
Каждомунаправлению учета присущи совершенно особенные виды нарушений. Так, например,бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленныедля возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, наоборот, спрашиватьбухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен ли отпуск материальныхценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальныхценностей с территории предприятия.
Подробныйплан устного опроса персонала по каждому направлению учета зависит отспециализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
1.Какие первичные документы вы оформляете?
2.Какие регистры аналитического учета вы ведете"!
3.В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета ?
4.Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вамиинформация?
5.Как и кем производится выверка полученных вами результатов?
6.Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7.Каков порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных хозяйственныхопераций?
8.Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вамприходится участвовать?
9.Каким образом происходит контроль за вашей работой^.
10.Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место'?
11.Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12.Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?
3.6.ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ.
Широкопрактикуется получение информации посредством проверки документов,подготовленных независимыми сторонами и клиентом.
Проверкадокументов заключается в том, чтоаудитор должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого рекомендуетсявыбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражениеоперации в учете вплоть до того первичного документа, который долженподтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
3.7ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Прослеживание(трассирование) осуществляется впротивоположном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяетсистемы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую записьоперации. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операцииучтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимоучитывать возможность того, что некоторые события не отражены в первичной документациии системе учета.
Спомощью сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события, отраженные вдокументации клиента[3].Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.
Сканированиеполезно применять при использовании выборки для принятия аудиторских решений,так как всегда существует вероятность того, что аудиторы не выявят ошибкиклиента, выбрав пример, не отражающий всю совокупность статей. Это можетпривести к принятию аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшаютаудиторский риск, сканируя статьи, не вошедшие в выборку.
3.8.АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Поданалитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитороминформации, исследование важнейших финансовых и экономических показателейпроверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверноотраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а такжевыяснения причин таких ошибок и искажений.
Обаналитических процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапапланирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно использовать ина этапе получения информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок,нарушений и ложных утверждений в финансовой отчетности.
Посколькуопределение аналитических процедур довольно расплывчато, многие аудиторырассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих процедур,как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и студенты восновном концентрируют внимание на процедурах пересчета, осмотра, подтвержденияи документирования, в результате которых, как полагают, возникает убедительнаяинформация.
Необходимопреодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в действительностивесьма эффективны.
Помнению аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 % ошибок. Следуетучитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более детализированныепроцедуры, ориентированные на документы.
Типичнымивидами аналитических процедур являются:
Ø сопоставление остатков по счетамза различные периоды;
Ø сопоставление показателейбухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
Ø оценка соотношении междуразличными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущихпериодов;
Ø сопоставление финансовыхпоказателей деятельности экономического субъекта со средними показателямисоответствующей отрасли экономики;
Ø сопоставление финансовой инефинансовой информации (сведений о деятельности экономического субъекта, неотражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).
Процедуры,представляющие точную информацию, имеют свои недостатки: аудиторы могутоказаться не настолько компетентными, чтобы обнаружить необходимые факты;клиенты могут дать аудиторам подставные адреса или попросить потребителейпросто подписать подтверждение и отослать его обратно.
Такимобразом, аудиторская программа состоит из процедур различных видов, ианалитические процедуры занимают в ней важное место.
Аудиторычасто сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего периода и изучаютполученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти сопоставления обычноназывают комплексными тестами. Такой анализ часто выполняется для амортизационныхотчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортизационных отчислений всовокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту величину, можнополучить оценку амортизационных отчислений за проверяемый период; если онапримерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать этустатью расходов как проверенную при помощи аналитической процедуры.
Приведем другой примериспользования аналитической процедуры. Многие финансовые счета парные, т.е.сумма в одном счете является функцией суммы другого. Некоторые такие суммыпрямо соответствуют одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статьярасходов на выплату процентов должна соответствовать определенномуобязательству, по которому надо эти проценты выплачивать. Если выплатупроцентов нельзя соотнести с обязательством, это может означать, что существуетнеучтенное обязательство или ошибка в другом счете. Если не обнаруженывыплаченные или накопленные проценты, соответствующие условиям займа, это можетуказывать на недооценку расходов, возможное невыполнение договорныхобязательств, необходимость корректировки или пояснительного раскрытия.
3.9. ПОДГОТОВКААЛЬТЕРНАТИВНОГО БАЛАНСА
Дляполучения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовойпродукции (выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская организация можетсоставить баланс из расходованного сырья и материалов по нормам на единицупродукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Баланссырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявитьотклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции(выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверностиисчисления финансового результата.
4. ВЫБОРОЧНЫЕ МЕТОДЫ В АУДИТЕ
На основании результатов предварительногоанализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита в общем плане аудиторская организация определяетспособ проведения аудита — сплошной или выборочный[4].В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор формируетаудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности «Аудиторская выборка».
Аудиторскаявыборка представляет собой —
вшироком смысле: способ проведенияаудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерскогоучета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя приэтом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторскойдеятельности;
вузком смысле: перечень определеннымобразом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе ихизучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.
Выборочнаяпроверка требует некоторого теоретического осмысления.
Рассмотримосновные термины, связанные с осуществлением выборочной проверки.
Генеральная(проверяемая) совокупность —совокупность всех проверяемых на данном участке аудита элементов документациибухгалтерского учета или объектов проверки. Например, при тестировании СВК —это различные документы, позволяющие подтвердить существование внутреннегоконтроля, при тестировании счетов — записи или документы, служащие обоснованиемсальдо или оборотов по счетам.
Представительность(репрезентативность) выборки —свойство некоторой аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ееосновании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности.Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называетсянепредставительной.
Объемвыборки — количество единиц,отбираемых аудитором из проверяемой совокупности.
Распространениерезультатов выборки — действиеаудитора, заключающееся в перенесении надлежащим образом выводов, полученныхпо результатам проверки аудиторской выборки, на всю проверяемую совокупность.
Обычновыборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной, т.е. все элементыизучаемой (проверяемой) совокупности должны иметь равную вероятность бытьотобранными в выборку.
Различаютстатистический и нестатистический методы выборочной проверки.
Прииспользовании статистического метода выборка осуществляется произвольно(случайно), без проявления предпочтительности к тем или иным элементам. В этомслучае к выборке могут быть применены определенные процедуры,базирующиеся на теории вероятностей.
Прииспользовании нестатистического метода выборка может быть как случайной,так и неслучайной (например, каждая сотая запись в учете), но дальнейшаяобработка выборки с применением теории вероятностей не производится.
Рискнеэффективности выборки зависит от количества элементов в выборке изгенеральной совокупности, причем в обратно пропорциональной зависимости.
Различаютдва вида выборочных проверок в аудите:
выборочныепроверки для тестирования СВК — проверки по качественным признакам;
выборочныепроверки оборотов и сальдо по счетам — проверки по количественным, стоимостнымпризнакам.
Генеральнаясовокупность и выборка из нее должны соответствовать конкретным (контрольным)направлениям проверки. Такие направления при тестировании процедур внутреннегоконтроля, безусловно, должны учитывать его основные направления, о которыхупоминалось ранее.
Объемвыборочных проверок и их направления устанавливаются аудитором в каждомконкретном случае в зависимости от опыта и интуиции.
Приопределении объема (размера) выборки аудитор должен установить риск выборки,допустимую и ожидаемые ошибки.
Рисквыборки (РВ) имеет место как притестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверкиверности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Ваудиторской практике различают риски первого и второго рода для тестов системыконтроля и проверки верности оборотов и сальдо по счетам.
1.При тестировании средств контроля.
рискпервого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как вдействительности система надежна;
рисквторого рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует о надежности системы контроля, в то время как СВК не обладаетнеобходимой надежностью.
2.При тестировании оборотов и сальдо по счетам:
рискпервого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, вто время как совокупность свободна от такой ошибки;
рисквторого рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат выборкисвидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит существенной ошибки,в то время как совокупность содержит существенную ошибку.
Рискотклонения верной гипотезы требует проведения дополнительной работы со стороныаудиторской организации или клиента, в учете которого в результате проведеннойвыборки была обнаружена ошибка.
Рискпринятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работыаудиторской организации.
Размервыборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой.
Допустимаяошибка выборки — максимальноезначение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете и отчетности экономическогосубъекта, обнаруженной аудитором в ходе аудиторской выборки, в пределах которойаудитор все еще может сделать вывод о достоверности в целом данных, подлежащихпроверке в ходе этой выборки.
Чемменьше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторскойвыборки.
Ожидаемаяошибка выборки — примерное,субъективно оцениваемое значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете илиотчетности экономического субъекта, которое аудитор до начала проведенияаудиторской выборки предполагает обнаружить в ходе ее проведения.
Приоценке результатов выборки аудиторская организация обязана:
- анализировать каждую ошибку,попавшую в выборку;
- распространить результаты,полученные по выборке, на всю проверяемую совокупность;
- убедиться, что ошибка впроверяемой совокупности не превышает допустимой величины;
- отражать в рабочей документацииаудитора все стадии проведения
- аудиторской выборки и анализ еерезультатов.
Правильноорганизованная и проведенная аудиторская выборка позволяет значительносократить затраты времени, средств и людских ресурсов на проведение проверкипри обеспечении должной ее эффективности.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собираяаудиторские доказательства, аудитор используетдостаточно ограниченное число методов их получения. Основные методы описаны вдокументе, называемом «Правило (стандарт) аудиторской деятельности»Аудиторские доказательства". Но метод как таковой не даст никакойинформации для выводов, если не знать, какие именно арифметические расчетынеобходимо проверить, а какие нет, в инвентаризации каких актов, каких активови каких обязательств следует поучаствовать. Существует проблема ограниченностичисла новых методов, поскольку зачастую в литературе рассматриваются толькоспособы и приемы, используемые при проведении аудиторских проверок, а этиприемы, в свою очередь, взяты из арсенала сложившихся процедур проведенияревизий[5].
Таким образом, метод аудита — это совокупность приемов, спомощью которых познается и оценивается состояние изучаемых объектов. Ихструктурно можно объединить в три группы:
-определение(состояния) объектов в натуральном виде;
— выявлениепротиворечий, причинно-следственных связей, то есть основных факторов,воздействующих на объекты;
-оценка.
Приемы первойгруппы позволяютопределить количественное и качественное состояние объекта. Вторая группапозволяет определить динамику и возникшие отклонения действительного состоянияобъектов от норм и нормативов, прогнозных показателей, многих другихкритериев, д соответствии с которьми они должны функционировать. Приемытретьей группы связаны.с оценкой прошлого, настоящего и будущего состояния.Метод аудита отличается от метода ревизии финансово-хозяйственной деятельности,хотя и использует отработанные процедуры и приемы ревизии. Аудиторский методсущественно шире контрольно-ревизионного, и его сущность состоит в том, что:
1) в аудите используется система постулатов, что позволяетдоказать, что при определенных условиях в качестве результата можно получитьобъективную картину;
2) допустимый уровень аудиторского риска определяет состав иколичество аудиторских процедур;
3) предполагает применение выборочных проверок, обеспечивающихдопустимый уровень аудиторского, риска, построение выборки осуществляется сиспользованием математических методов'статистики;
4) проводит исследование взаимосвязей и координации информационныхединиц;
5) проводит обобщение и систематизацию доказательств, полученныхна основе выполнения аналитических процедур;
6) на основе аудиторских доказательств формирует новую сущность — мнение аудитора;
7) использует планирование аудита осуществляющегося в непрерывномцикл-возобновления, что позволяет наиболее эффективно обеспечить выполнениецели аудита;
8) планирование аудита предполагает использование системно-ориентированного подхода, включающего анализ системывнутрихозяйственного контроля (СВК).
9) цель аудита является основополагающим фактором для определениясостава и последовательности выполнения аудиторских процедур, но эффективноевыполнение работ аудитором возможно во-первых, при выполнении рекомендацийаудиторских стандартов, во-вторых, при использовании современных методовинформационных технологий, предполагающих применение средств вычислительнойтехники, а также внутрифирменных методик.
6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Смолянский А.Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
2. Воронина В.М.Основы бухучета и аудита. Уч. пос. в 2-х частях, ч.2, М.: 1997.
3. Аудит. Уч. дляВУЗов / под ред. Подольского М., Аудит, ЮНИТИ, М.:1997.
4. Богомолов А.М.Голощаков Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: метод.пос.М.: Экзамен, 1999.
5. Шеремет А.Л. СуйцВ.П. Аудит: уч.пос. М.: ИНФРА-М, 1995.
6. СПСКонсультантПлюс: ВерсияПроф.