Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Понятие и методы решения задач бухгалтерского учета

Содержание
1. Понятие бухгалтерского учета
2. Общие сведения о бухгалтерском учете
3. Объекты бухгалтерского учета
5. Бухгалтерский баланс/>
1. Понятие бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствахорганизаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций,их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессеих деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организациии ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерскойотчетности — руководителям, учредителям и собственникам имущества организации, атакже внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователямбухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РоссийскойФедерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью,наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовыхи финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельностиорганизации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории,России. Общества или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица, ведут учёт доходов и расходов и составляют отчетностьв порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Бухгалтерский учет является звеном, соединяющим хозяйственную деятельностьи лиц, принимающих управленческое решение.
Главная цель бухгалтерского учета — формирование полной и достовернойинформации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретацияи использование информации для выявления тенденций развития организации (предприятия),выбора различных вариантов, принятия управленческих решении.
Нормативное регулирование и методологическое руководство бухгалтерскимучетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документовчетырех уровней.
Первый уровень составляют законы и иныезаконодательные акты. Особое место на этом уровне системы занимает Федеральный закон«О бухгалтерском учете», законодательно закрепляющий применяемые в учетнойпрактике принципы и базовые правила. Положение о бухгалтерском учете. Второйуровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.Раскрытие механизма действия положений — методики, инструкции осуществляется в документахтретьего уровня. Четвертый уровень составляют рабочие документы организации,формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Базовыми принципами бухгалтерского учета являются допущения:
— имущественной обособленности, то есть имущество и обязательство организациисуществует обособлено от имущества и обязательств собственников этой организациии других организации;
— непрерывности деятельности, то есть предприятие будет продолжатьсвою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимостьликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательствабудут погашаться в установленном порядке;
— последовательности применения учетной политики, то есть выбраннаяпредприятием учетная политика применяется последователь от одного отчетного годак другому;
— временной определенности факторов хозяйственной деятельности, тоесть факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду(и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место,независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанныхс этими фактами.
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету:
— полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственнойдеятельности;
— осмотрительность, то есть большая готовность к бухгалтерскому учетупотерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская созданияскрытых резервов);
— приоритет содержания перед формой, то есть отражение в бухгалтерскомучете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, нои из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
— непротиворечивость, то есть тождество данных аналитического учетапо оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца,а также показателей бухгалтерской отчетности данных синтетического и аналитическогоучета;
— рациональность, то есть рациональное и экономное ведение бухгалтерскогоучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операцийорганизаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Имущество, являющеесясобственностью организации, учитывается обособлено от имущества других юридическихлиц, находящегося у данной организации.
Совокупность различных способов, приемов, посредством которых решаютсязадачи бухгалтерского учета, называются методом бухгалтерского учета. Онвключает отдельные элементы, основные из которых следующие: документация, счетаи двойная запись, оценка, калькуляция, инвентаризация, баланс, бухгалтерская отчетность.Использование каждого из перечисленных элементов оговорено в соответствующих нормативныхдокументах.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственныхопераций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенныхв рабочий План счетов бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции и результатыинвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учетабез каких-либо пропусков и изъятий.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организациейна основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансовРоссийской Федерации.
План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетическихсчетов бухгалтерского учета. Действующий в настоящее время План счетов состоит издевяти разделов, в которых обозначено 99 кодов счетов и предусмотрено около 80 синтетическихсчетов (счета первого порядка). Предусмотренные в плане счетов субсчета (счета второгопорядка) применяются организациями в зависимости от потребности для целей анализа,контроля и составления отчетности.
Организациям предоставлено право выбирать для использования счета иуточнять содержание субсчетов, а также вводить дополнительные, исключать или объединятьотдельные субсчета.
Бухгалтерские, синтетические счета служат для группировки и текущегоучета хозяйственных средств и их источников. На каждый вид хозяйственных средствили источников открывается отдельный счет. Счета, на которых учитываются средства,называются активными. Например, 01 «Основные средства», 43 «Готоваяпродукция», 50 «Касса». Счета, на которых учитываются средства, называютсяпассивными. Например, 80 «Уставный капитал», 86 «Целевое финансирование».
Графически счет это таблица двухсторонней формы, левая сторона которойназывается «Дебет», а правая «Кредит». Активные счета указываютсяв активе баланса, пассивные — в пассиве. Счета открываются 1-го числа каждого месяца.Открыть счета — это значит записать остаток (сальдо). Назначение левой (дебетовой)и правой (кредитовой) сторон различно. Так, в активных счетах сальдо дебетовое,по дебету записываются суммы операций, вызывающих увеличение хозяйственных средствв течение месяца, а по кредиту — суммы операций, вызывающих увеличение источниковобразования хозяйственных средств за отчетный месяц, а по дебету — уменьшение источниковхозяйственных средств. Счета, на которых учитываются суммы различных взаимных расчетов,могут быть как активными, так и пассивными, то есть могут иметь сальдо как дебетовое,так и кредитовое.2. Общие сведения о бухгалтерском учете
Учет возник одновременно с появлением человеческой цивилизации тысячилет тому назад. И первые его шаги имели огромные последствия для истории. Развитиеучета было вызвано потребностями жизни, а он, в свою очередь, стимулировал формированиетаких неотъемлемых составных частей цивилизации, как письменность и математика.
Примерно к концу XV века сложились способы ведения бухгалтерского учета,основанные на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящеевремя. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит,котировка и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету «Трактато счетах и записях» была написана в Венеции в 1494 году францисканским монахомЛукой Пачоли (1445-1515), в одном из разделов которой и был описан способ двойнойзаписи для учета торговых операций.
Бухгалтерский учет имеет ряд характерных черт, которые отличают егоот других видов учета (например, налогового, статистического или управленческого).
В системе бухгалтерского учета отражаются все без исключения хозяйственныеоперации, которые производятся на предприятии и которые имеют денежное измерение.
Бухгалтерский учет использует свои специфические методы (приемы), которыене применяются в других видах учета, или применяются редко. (Например, счета, двойнаязапись, баланс).
Бухгалтерский учет играет большую роль в управлении предприятием, таккак он формирует информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.По данным бухгалтерского учета составляется отчетность.
Содержащиеся в ней показатели используются при анализе результатовхозяйственной деятельности не только самим предприятием, но и всеми, кто состоитс ним в тесных партнерских отношениях: поставщиками, покупателями, заимодавцами,инвесторами и др.
Показателями отчетности пользуются, прежде всего, собственники (учредители)имущества организации, налоговые и финансовые органы, банки, аудиторские фирмы,консультанты. Юристы обращаются к данным учета и отчетности, когда необходимо защититьинтересы предприятия в решении спорных вопросов.
Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, должна соответствоватьтребованиям законодательства. За это несет ответственность руководитель предприятия.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать контроль за материально-ответственнымилицами, для чего ведется раздельный учет материальных ценностей и денежных средствпо каждому из них.
бухгалтерский учет имущество объект
Материально-ответственные лица несут ответственность за материальныеценности в натуре и денежном выражении (за исключением работников предприятий розничнойторговли), что предопределяет ведение количественного учета в натуральных измерителях(штуках, кг, м и т.д.) и за сохранность денежных средств. Периодически данные бухгалтерскогоучета сверяются с данными учета материально-ответственных лиц. Для этого производитсяинвентаризация в местах хранения ценностей.
Помимо натуральных измерителей в учете применяются также трудовые измерители.С их помощью определяются затраты труда (в днях, часах, минутах), данные о которыхиспользуются для начисления заработной платы.
Но центральное место в бухгалтерском учете занимает денежный измеритель.Ведь только с его помощью можно подсчитать общую стоимость разнородного имуществапредприятий (основных средств — зданий, сооружений, оборудования, транспортных средстви др., производственных запасов — сырье, материалы, топливо, энергия,. готовая продукцияи товары для перепродажи, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и др., наличиеденежных средств на банковских счетах и в кассе организации, в числящейся задолженности(в расчетах) и др.) и свести все это в соответствующих показателях баланса и другихформах бухгалтерской отчетности.3. Объекты бухгалтерского учета
В ходе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств.В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производствои реализация. Отдельные составные части этих процессов, рассматриваемые с позициибухгалтерского учета, представляют собой хозяйственные операции. В процессе снабженияучитываются такие хозяйственные операции, как поступление материалов от поставщиков,оплата транспортных расходов по их доставке. В процессе производства учитываютсязатраты, прямо или косвенно влияющие на стоимость производимой продукции (выполненныхработ, оказанных услуг). В процессе реализации учитываются поступление на расчетныйсчет выручки от реализации продукции (работ, услуг), сопоставление ее с себестоимостьюи расчет прибыли.
Одна часть хозяйственных средств предприятия, состоящая из предметовтруда (материалов, топлива, полуфабрикатов и т.п.) и средств труда (зданий, сооружений,оборудования и т.п.) находится в сфере производства. Другая часть хозяйственныхсредств находится в обращении. Это, например, отгруженная покупателям готовая продукция,деньги на расчетном счете и в кассе, средства в расчетах.
Если предприятие временно использует в своем обороте средства другихпредприятий (а это происходит, например, когда срок оплаты по расчетам еще не наступил,а материалы предприятием уже получены), то такая задолженность называется кредиторской.Иначе говоря, это обязательство предприятия поставщику, пока еще не выполненное.
Если же, наоборот, предприятие выполнило работу, а оплата за нее ещене произведена, то такая задолженность называется дебиторской. Это, например,еще не выполненное обязательство заказчика оплатить работу.
Часть хозяйственных средств находится в производственной, а часть- в непроизводственной сфере: жилые здания, детские сады школы, поликлиники и т.д.Хозяйственные средства, в свою очередь, делятся на основные, оборотные и отвлеченные.
Основные — многократно участвуют в производстве. Это здания, сооружения,машины, оборудование и т.д.
Оборотные — используются в течение одного производственного цикла.Это материалы, топливо, полуфабрикаты и др.
Отвлеченные — платежи из прибыли в бюджет, средства, выявленные дляобразования резервного и специальных фондов и т д.
Хозяйственные средства имеют определенные источники: собственные изаемные.
Собственные источники — уставной капитал, добавочный капитал, прибыльи созданные за счет прибыли различного рода резервы и фонды, в соответствии с действующимзаконодательством и учредительными документами.
Заемные источники — кредиты банков, займы, кредиторская задолженность.
Объектом бухгалтерского учета является конкретная хозяйственная единицав количественном и стоимостном выражении, от учета которой зависит конечный результат(прибыль, убыток) хозяйственной деятельности предприятия.
К единице учета относятся все виды имущества предприятия, о которыхговорилось выше.
4. Приемы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой модель финансово — хозяйственнойдеятельности предприятий. В процессе бухгалтерского учета используются следующиеспецифические приемы:
Документирование
Инвентаризация
Счета и двойная запись
Составление баланса
Оценка
Калькулирование
Документирование — подтверждениекаждой бухгалтерской операции правильно оформленным первичным документом, имеющимюридическую силу.
Инвентаризация — сверка документов бухгалтерскогоучета с фактическим наличием денежных средств и товарно-материальных ценностей напредприятии по местам их хранения, а также проверка состояния расчетов.
Инвентаризация необходима для того, чтобы вовремя выявить ошибки вучете, проверить сохранность материальных ценностей у материально-ответственныхлиц, не пропустить сроки расчетов.
Счета и двойная запись необходимыдля повседневного (текущего) учета средств организации и контроля за их движением.
Составление баланса (как приембухгалтерского учета) основан на том, что большинство объектов учета рассматриваетсяс 2-х позиций: что они из себя представляют и за счет каких источников приобретены.
Оценка. Все хозяйственные средства должныбыть выражены в едином измерителе, которым является денежный измеритель. Этот процесси называется оценкой.
Калькулирование — это способучета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Калькулированиесебестоимости позволяет знать и анализировать затраты на производство и реализациюпродукции, работ и услуг, обоснованно устанавливать цены.
 5. Бухгалтерский баланс
Большинство объектов, подлежащих учету, рассматривается с двух позиций:что представляет собой каждый объект и за счет каких источников он был приобретен.Это и положено в основу балансового метода (приема). Он реализуется следующим образом.Составляется таблица, которая имеет две части: актив и пассив. В активе записываютсяобъекты учета (хозяйственные средства), а в пассиве — источники их приобретенияили образования. Итог актива должен всегда равняться итогу пассива. Величина этихитогов называется «валюта баланса». Эта таблица является также формойотчетности предприятия перед его участниками, перед налоговой инспекцией и т.д.,поскольку показывает в обобщенном виде его финансовое состояние.
Баланс составляется на определенную дату, как правило, на начало квартала,что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности.
Баланс показывает состояние хозяйственных средств и их источников надату его составления. Они постоянно изменяются, находятся в движении. И это движениеотражается на счетах с помощью двойной записи.
Рассмотрим бухгалтерский баланс в сокращенной форме. В учебных целяхактив баланса поместим в левую часть таблицы, а пассив — в правую. Начиная с отчетаза 1996 год, в типовой форме бухгалтерского баланса нумерация разделов идет последовательно.
Бухгалтерский баланс на ________ 200 г.Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года
I. Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Незавершенное строительство Долгосрочные финансовые вложения Прочие внебюджетные активы    
III. Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Фонды накопления Фонд социальной сферы Целевые финансирование и поступления Нераспределенная прибыль прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года     Итого по разделу 1     Итого по разделу III    
II. Оборотные активы Запасы Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям    
IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства Прочие долгосрочные пассивы           Итого по разделу IV     Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)    
V. Краткосрочные обязательства           Заемные средства     Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)     Кредиторская задолженность     Краткосрочные финансовые вложения     Расчеты по дивидендам     Денежные средства           Прочие оборотные активы           Итого по разделу II     Резервный фонд           Прочие краткосрочные пассивы           Итого по разделу V     БАЛАНС     БАЛАНС    
Актив баланса включает разделы с I по II.
Пассив баланса включает разделы с III по V.
В I разделе баланса отражаются хозяйственныесредства (здания, сооружения, машины, оборудование, производственный и хозяйственныйинвентарь и т.д.). Здесь же приводятся долгосрочные финансовые вложения, например,в акции и облигации, по которым намечается получение дохода длительное время (большегода).
Во II разделе отражается состояние оборотныхактивов, среди которых находятся хозяйственные средства предприятия, которые используютсяв течение одного производственного цикла, включая денежные средства и дебиторскуюзадолженность.
Краткосрочные финансовые вложения во II разделе — это акции, облигациии т.д., которые приобретены на короткое время (до года).
В III разделе приводятся источники собственныхсредств (капитал, целевые поступления, прибыль, образованные за счет резервов, средствацелевого финансирования, поступившие на предприятие от других организаций).
В IV и V разделах представленызаемные средства: долгосрочные (на срок более года) и краткосрочные, кредиторскаязадолженность, доходы будущих периодов, резерв предстоящих расходов и платежей.
В расчетах с кредиторами отражены суммы, еще не перечисленные в бюджет,органам социального страхования и обеспечения, задолженность поставщикам за материалыи т.д. Предприятие может временно использовать эти средства в своем обороте (доперечисления), хотя реально они ему не принадлежат.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что бухгалтерский баланс — документ бухгалтерского учета, который содержит взаимосвязанные сведения о средствахпредприятия и источниках их формирования, а также информацию о финансовом положениипредприятия на определенную дату (месяц, квартал, год).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.