Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация бухгалтерского учета на базе Плана счетов

Оглавление
1.Введение
2. Классификация счетов бухгалтерского учета
3. Рабочий плансчетов
4. Контрольная работа
5.Список используемой литературы

/>1.Введение
 
Налюбом предприятии, даже на небольшом, существует огромное многообразиехозяйственных средств, участвующих в хозяйственных процессах, и источников, образующиххозяйственные средства. Поэтому появилась необходимость систематизироватьсредства труда и их источники по их экономическому содержанию. Для учетакаждого вида средств, их источников и хозяйственных процессов открыли отдельныйсчет, где производятся записи о хозяйственных операциях. Для удобствапользования счета эти поместили в одну таблицу, которую назвали «План счетовбухгалтерского учета»
Универсальныминструментом, позволяющим современному бухгалтеру с минимальными затратамивремени и средств освоить все многообразие хозяйственных операций, является ихкодирование в виде систем проводок на основе Плана счетов.
Использованиедля отражения однородных хозяйственных операций, хозяйственных средств иденежных обязательств, соответствующих бухгалтерских счетов, дает возможностьоперативно обрабатывать информацию о финансовом и имущественном состояниипредприятия и проводить экономический анализ его деятельности.
На основе Планасчетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организацияутверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный переченьсинтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых дляведения бухгалтерского учета.
бухгалтерскийучет амортизационное отчисление

/>2. Классификация счетов бухгалтерскогоучета
Счет—это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется,накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках егообразования, хозяйственных операциях. Счетбухгалтерского учета – обязательно открывается на каждый экономическиоднородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операцийв соответствии с классификацией объектов учета
Классификациясчетов бухгалтерского учета — объединение счетов бухгалтерского учета поопределенным признакам и установление общих свойств различных групп счетов сцелью их изучения и правильного применения. Наиболеетипичными признаками, по которым производится классификация бухгалтерскихсчетов, являются структура (строение) счета и его назначение, а также экономическоесодержание.
Главнойпроблемой построения любого плана счетов является определение его объема, т.е.степени регламентации в нем признаков группировки и обобщения информации офактах хозяйственной деятельности. Объем плана счетов оказывает влияние на эффективностьунификации и автоматизации учетного процесса в различных организациях, наразвитие методологии учета и методики экономического анализа.
Средиэлементов метода бухгалтерского учета счета и двойная запись занимают особоеместо. Счет — это часть учетной системы, которая представляет собой набор элементови информационных взаимосвязей между ними. Таким образом, каждый счет являетсяэлементом системы. Моделью системы является бухгалтерский баланс, в которомсчета связаны друг с другом с помощью бухгалтерских записей. Любаябухгалтерская запись, выражая интересы тех или иных участников хозяйственногопроцесса, поддерживает баланс. Особенность рассматриваемых взаимосвязей(проводок) заключается в том, что они или раскрывают реально существующиеотношения (методологический подход), или задают их (формальный подход).Системасчетов должна предусматривать получение круга показателей, всестороннехарактеризующего деятельность предприятия конкретной отрасли, обеспечить возможностьобобщения показателей отдельных предприятий в масштабе различных отраслей иэкономических районов страны. Длярационального построения системы счетов, а также для безошибочного их использованияпри отражении хозяйственных операций необходимо учитывать их особенности. Дляэтого используют классификацию счетов. Классификациясчетов бухгалтерского учета — это способ изучения счетов путем их группировкипо наиболее существенным признакам и выяснения общих свойств различных типовсчетов. Она дает возможность вместо изучения счетов по отдельности ограничитьсяизучением сравнительно небольшого количества групп счетов. Установленные приэтом характерные особенности групп счетов должны быть общими для всех счетов, составляющихгруппу.Классификациясчетов позволяет установить, какие показатели могут быть получены на тех илииных счетах и какие счета необходимы для полного отражения хозяйственнойдеятельности организации. Она имеет не только территориальное, но и практическоезначение: зная общие свойства различных типов счетов, легче понять, для чегонужен и как используется отдельный счет.
Пригруппировке счетов по их содержанию на них учитывается, что строение илиструктура счета отражает характер оборотов по дебету и кредиту счета и егоостатка. Строение счета зависит не только от его экономического содержания, нои от его учетного назначения, т.е. той роли, которую должен играть счет в самомучете: один счет служит, например, для того, чтобы отразить состояние идвижение готовой продукции, другой — для исчисления себестоимости продукции,третий — для выявления прибыли от ее реализации и т.д. При группировке счетовпо строению, устанавливается, как отражаются в них объекты бухгалтерскогоучета. Для отражения одних и тех же операций можно прибегать к большему илименьшему количеству счетов, т.е. многовариантному отражению операций на счетах.
Основойметодологической структуры в бухгалтерском учете служит План счетовбухгалтерского учета. Все многообразие фактов хозяйственной деятельности онсводит к строго ограниченному числу типов. При этом число введенных счетовограничивает возможное число типов хозяйственных операций. И поскольку ни одинсчет со всеми другими счетами не корреспондирует, фактически встречающихсятипов значительно меньше максимально возможного их числа. Так как вбухгалтерском учете применяется много счетов, для правильного их использованиянеобходимо знать, какие объекты должны учитываться на конкретных счетах и какиеданные должны быть получены при этом.
Спомощью классификации счетов возможно:
— понять смысл, функцию и назначение того или иного счета, чем он принципиальноотличается от других счетов или, наоборот, что общего между тем или другим счетом;
— облегчить учащимся изучение природы счетов, а бухгалтерам-практикам их использование;
— помочь в составлении рабочих планов счетов.
Крометого, классификация — это одновременно и конструирование счетов.
Классификациябухгалтерских счетов направлена на установление минимума счетов, необходимого идостаточного для описания объектов бухгалтерского наблюдения, распределения(приписки) этих объектов по конкретным счетам, разбивку образованной системы наклассы, сгруппированные по определенному общему признаку таким образом, чтополученные в результате декомпозиции подмножества сохраняют свойства системыкак единого целого.
Особенностьклассификации синтетических счетов состоит в том, что каждый из них, с однойстороны, выступает элементом бухгалтерской информационной системы, с другой,синтетический счет сам представляет некую информационную подсистему, включающуюконкретизирующие его счета второго (субсчета) и третьего (аналитические счета)порядка. От объективности классификации синтетических счетов зависит не толькодостоверность отражения в учете связей между объектами, изменяющимися врезультате свершившегося хозяйственного факта, но и организация аналитическогоучета.
Классификация счетовдолжна быть:
— всеобъемлющей иполной, т. е. все хозяйственные процессы, средства и источники должны получитьотражения на счетах;
— приспособлена кособенностям организации;
— правильно и всоответствии с законами отражать юридическую структуру средств;
— предусматриватьрасположение учётных объектов по материальным категориям, хозяйственнымпроцессам и ликвидности имущества;
— приспособлена кдальнейшему расчленению счетов и их последовательному укреплению.
Кроме того, чаще всегоклассификация счетов выполняется ради трёх важнейших целей:
1. Понять смысл,функцию и назначение того или иного счёта, чем он принципиально отличается отдругих счетов или, наоборот, что общего между тем или другим счётом.
2. Облегчить тем самымучащимся изучение природы счетов, а бухгалтеру-практику их использование.
3. Помочь в составлениипланов счетов.
Такимобразом, задавая номенклатуру счетов, бухгалтер тем самым предопределяет икорреспонденцию между ними.
Можно выделитьклассификацию счетов по следующим признакам:
1. По экономическомусодержанию —счета делятся на счета учета хозяйственных средств, учетахозяйственных процессов, учета источников образования средств.
2. По принадлежностиимущества и обязательств (по отношению к бухгалтерскому балансу) — выделяютбалансовые и забалансовые счета.
3. По отношению ксторонам баланса — выделяют активные, пассивные и активно-пассивные.
4. По степенидетализации данных — счета подразделяются на синтетические счета, субсчета,аналитические счета.
5. По структуре иназначению.
Следует учесть, чтопомимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников егоформирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которыхотражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования,- активно – пассивные.
Активно – пассивныесчета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и сдвусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).
Так, к примеру, счетомс односторонним сальдо является счет 99 «Прибыли и убытки». Если у предприятиясуммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль,следовательно, и сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источникомформирования имущества и отражается в пассиве баланса). Если же суммы доходовменьше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо посчету будет дебетовым.
К активно-пассивнымсчетам с двусторонним развернутым сальдо можно отнести счет «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскуюзадолженность, а сальдо по кредиту – кредиторскую.
Синтетические ианалитические счета. Субсчета.
В бухгалтерском учетедля получения различной информации используется три вида счетов. (Рис. 1)
Виды счетов по степенидетализации/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
  Синтетические  
  Аналитические  
       Субсчета  

Рис. 1
Синтетические счета –счета, которые содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах иоперациях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежномизмерители.
Не все синтетическиесчета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого ведения,называются простыми. Счета же, которые требуют ведения аналитическогоучета, называются сложными, например, счет 71 «Расчеты с подотчетнымилицами», 01 «Основные средства» и др.
Часто сложныесинтетические счета непосредственно связанны с аналитическими счетами, безкаких – либо промежуточных групп. Например, в дополнение синтетического счета71 «Расчеты с подотчетными лицами» открываются аналитические счета на каждое подотчетноелицо.
Аналитические счетавсегда детализируют содержание синтетических, отражая данные по отдельным видамимущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных итрудовых измерителях.
Счета бухгалтерскогоучета классифицируются также по однородности экономического содержанияотражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Классификациясчетов по назначению и структуре не увязывает признаков идентификации сотражаемыми на них экономическими показателями, а исследует и группируетноменклатуру счетов по их назначению в системе бухгалтерских счетов, строению,способам расчета показателей оборотов и конечного сальдо, организациианалитического учета. Таким образом, можно обобщить цели и задачи классификациисчетов по назначению и структуре: выяснить, как организован и ведется учет наопределенных группах счетов.
Бухгалтерские счетагруппируются в пять групп:
1 группа – основныесчета;
2 группа – регулирующиесчета;
3 группа – операционныесчета;
4 группа – финансово –результативные счета;
5 группа – забалансовыесчета.
Основныесчета получили такое название потому, что в нормально работающей организациивсегда будут иметь место остатки по этим счетам. Кроме того, большая частьтаких счетов применятся почти во всех организациях, которые в настоящее времязаняты предпринимательской деятельностью.
Наинвентарных счетах учитывается имущество организации — внеоборотные и оборотныеактивы независимо оттого, представлены они в материально-вещественной форме илинет (нематериальные активы). Все счета этой группы активные и могут иметьтолько дебетовое сальдо. В данную группу входят такие счета бухгалтерскогоучета как:
01Основные средства;
04Нематериальные активы;
41Товары (применяется в основном в организациях торговли и общественного питания;в организациях сферы материального производства используется только, когда организацияприобретает комплектующие изделия, стоимость которых не включается в себестоимостьготовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а также когдаподобные организации помимо производственной деятельности занимаются иторговой);
50Касса и др.
Вовторую подгруппу включены счета учета собственных источников приобретенияактивов организации. Ранее использовалось название фондовые счета, которое в настоящеевремя представляется неточным: само понятие «фонды» в условиях рыночнойэкономики практически не применяется. Впрочем, и предложенное наименованиегруппы абсолютно правильным назвать нельзя, так как понятие собственныесредства организации несколько шире, нежели состав источников, учитываемых наэтих счетах.
Счетаисточников являются пассивными (за исключением счетов 84 Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток) и 99 Прибыли и убытки, которые при наличии дебетовогосальдо не могут рассматриваться как счета учета источников поступления имущества).Следовательно, сальдо на таких счетах может быть только пассивным.
ПодгруппаСчета расчетов — самая обширная по количеству включаемых в нее счетовбухгалтерского учета. При этом результатом расчетов может быть как возникновениеисточников поступления имущества или обязательств организации, так иобразование дебиторской задолженности, которая по своему экономическомусодержанию приравнивается к активам организации. Таким образом, в этой группепредставлены и активные, и пассивные, и активно-пассивные счета. Например:
60Расчеты с поставщиками и подрядчиками;
62Расчеты с покупателями и заказчиками.
Основныесчета подразделяются на ресурсные, операционные и финансово-результатные.
Ресурсныесчета предназначены для учета на них производственных и финансовых ресурсов исостоят из имущественных, расчетных и фондовых (капитальных).
Счетаданной группы ориентированы на формирование финансового результата ипредоставление информации о процессах, которые можно классифицировать по трем направлениям:
1)накопление;
2)распределение;
3)сопоставление.
Длясчетов накопления характерно формирование в течение нескольких отчетныхпериодов дебетового сальдо. В действующем Плане счетов к ним следует относить счет46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», который используется в случаевыполнения работ долгосрочного характера, когда начальные и конечные срокиотносятся к разным отчетным периодам.
Дляотражения процесса распределения используются две группы счетов: распределительныепо периодам и контрольно-распределительные.
Распределительныепо периодам счета используются для обеспечения принципа увязки доходов ирасходов, который предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетномпериоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.К данной группе относятся счета 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходыбудущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 09 «Отложенные налоговыеактивы», 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Кконтрольно-распределительным (счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»и 28 «Брак в производстве») относят те счета, на которых накапливаются суммыпорч и недостач, виновники которых не выявлены. Данная группа счетов можетиметь на конец отчетного периода дебетовое сальдо, если процедура выявлениявиновного лица не доведена до логического конца, но желательно его не иметь.
Дляпроцессов сопоставления используются сопоставительные счета. Их спецификазаключается в отражении хозяйственной операции в различных оценках. Они, в своюочередь, подразделяются на контрольно-сопоставительные иоперационно-результатные.
Примеромгруппы контрольно-сопоставительных счетов выступает счет 40 «Выпуск продукции(работ, услуг)», где контролируются затраты предприятия путем сопоставленияфактической и нормативной себестоимости. Выявленные отклонения (экономия илиперерасход) переносятся непосредственно на операционно-результатные или финансово-результатныесчета.
Наоперационно-результатных счетах (например, счет 90 «Продажи») сопоставляетсяфактическая себестоимость с ценами реализации. Классификация доходов и расходовна симметричные и асимметричные позволяет утверждать, чтооперационно-результатные счета предназначены для учета симметричных доходов ирасходов, соответствующих концепции определения дохода — концепции продукта:доход может быть признан только в том случае, если он заработан, или не можетбыть дохода от продаж, если объект хозяйственной сделки не приобретен или несоздан (на него не понесены затраты).
Регулирующие счетаоткрываются только в дополнение к основным. Они предназначены для уточнения(регулирования) оценки объектов, учитываемых на основных счетах; на суммусвоего остатка они уменьшают или увеличивают остатки имущества основных счетов.Регулирующие счета в бухгалтерском балансе не показываются. Классификациярегулирующих счетов представлена на рис. 3.
Таккак корректироваться могут оценка имущества организации (активные счета) иобязательства и источники собственных средств (пассивные счета), все контрарныесчета разделяют на две основные группы: контрактивные (корректирующие оценкуактивных счетов) и контрпассивные (корректирующие источники и обязательства).
Кконтрактивнымсчетам относятся, например:
02Износ основных средств;
05Амортизация нематериальных активов;
14Резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

Классификациярегулирующих счетов/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
   Контрпассивные   />
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3
Крометого, в отдельную группу — контрарно-дополнительных — принято выделять счет 16 ≪Отклонениев стоимости материалов≫. Это обусловленоособым порядком образования и списания остатков на этом счете: в зависимости отреальных условий сальдо по счету 16 может быть и дебетовым, и кредитовым.
Корректировкаоценки может производиться также посредством сопоставления фактических иплановых данных (учетных цен). В этом случае отражающие счета принято называтьдополнительными. В эту группу включаются счета:
15Заготовление и приобретение материалов (в том случае, когда учет поступившихматериально-производственных запасов ведется по учетным ценам);
40 Выпуск продукции (работ,услуг).
Операционные счета, какможно заключить из названия, предназначены для отражения хозяйственныхопераций. На этих счетах производится предварительное обобщение бухгалтерскойинформации перед ее списанием на основные счета бухгалтерского учета, а такжеформируется информация о результатах операций, итог которых может быть какположительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).
Распределительные счетапредназначеныдля аккумулирования данных, списание которых на другие счета непосредственно вмомент осуществления соответствующей операции или сразу после нее нормативнымиактами и схемой документооборота не предусмотрены. При этом подсобирательно-распределительными понимают счета, на которых обобщаетсяинформация о производственных затратах, изменениях в структуре активов и т.п.,которые списываются по окончании отчетного периода или в течение нескольких отчетныхпериодов.
Ктаким счетам относятся:
25Общепроизводственные расходы;
26Общехозяйственные расходы;
44Расходы на продажу.
Поокончании отчетного периода (или в конце периода) расходы, аккумулированные наэтих счетах, распределяются между видами продукции, между видами производств,между остатками готовой продукции и объемами незавершенного производства и т.п.— в соответствии с учетной политикой организации. Следует иметь в виду, что в настоящеевремя документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета иотчетности допускается не распределять перечисленные расходы, а списывать непосредственнона счет учета продаж (в полной сумме). Тем не менее экономический характерсобирательно-распределительных счетов в принципе не меняется.
Кконтрольно-распределительным(бюджетно-распределительным)относят счета, на которых также отражаются результаты операций, не относящихсяк данному отчетному периоду, но которые, в отличие отсобирательно-распределительных, подлежат распределению в течение несколькихотчетных периодов. К таким счетам относятся, например:
19Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
73Расчеты с персоналом по прочим операциям;
94Недостачии потери от порчи ценностей;
Накалькуляционныхсчетахаккумулируются различные затраты, связанные с приобретениемили созданием отдельных видов активов. Такое аккумулирование расходов иформирование стоимости (себестоимости) активов может быть обусловлено: необходимостьюформирования инвентарной стоимости внеоборотных активов для последующегоопределения нормы амортизации; необходимостью формирования фактической себестоимостиматериально-производственных запасов для правильного списания их стоимости насебестоимость продукции (работ, услуг); особенностями технологии производства,принятой схемой (периодичностью и порядком) приемки этапов выполненных работили оказанных услуг.
Ксчетам этой группы можно отнести следующие:
08Вложения во внеоборотные активы;
10Материалы;
21Полуфабрикаты собственного производства;
28Брак в производстве.
Приэтом счет 10 может быть либо основным, либо калькуляционным, либо относитьсяодновременно к обеим группам. Это объясняется тем, что в фактическую себестоимостьдля оценки материально-производственных запасов включают самые разнообразныезатраты, производимые в разное время и отличающиеся экономическим содержанием(покупная цена, транспортные, консультационные и иные услуги сторонних организаций,работы и услуги собственных производств и хозяйств).
Дляокончательного вывода о том, к какой классификационной группе принадлежатперечисленные счета, необходимо исходить из положения учетной политики конкретнойорганизации.
Сопоставляющиесчета применяют в тех случаях, когда перед списанием сальдо, образовавшегося врезультате операции или группы однородных операций, необходимо выявитьрезультат — т.е. сопоставить дебетовые и кредитовые обороты. Ранее такое списаниепроизводилось после каждой операции. Инструкция по применению нового Планасчетов обязывает организацию делать это по операционно-результатным счетам одинраз месяц, по финансово-результатным — один раз в год.
Вновом Плане счетов предусмотрено только два операционно-результатных счета:
90Продажи;
91Прочие доходы и расходы.
Забалансовые счетапредназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, непринадлежащих организации, но временно находящихся в ее пользовании илираспоряжении, например арендованного имущества, материальных ценностей наответственном хранении.
Бухгалтерский учет назабалансовых счетах ведется без использования метода двойной записи по простойсистеме: поступление ценностей и выдача обязательств учитываются только подебету забалансового счета, а выбытие – по кредиту.
Забалансовыесчета имеют трехзначный код, например:
001 «Арендованныеосновные средства»;
005 «Оборудование,принятое для монтажа».
Сальдо забалансовыхсчетов на конец отчетного периода в валюту баланса не включается.
В бухгалтерском балансе(форма № 1) наличие ценностей, учитываемых за балансом, отражаетсяисключительно в виде справочной информации.
Такимобразом, каждый счет бухгалтерского учета обладает целым рядом признаков,характеризующих его экономические, методологические и практические особенности.Эти признаки наиболее рельефно проявляются при классификации счетов
Наосновании вышеизложенного можно сделать вывод, что совершенствованиеклассификации счетов по назначению и структуре позволяет логически обосноватьструктуру того или иного счета в связи с назначением его использования, чтодает возможность более правильно определять смысл хозяйственных операций иболее точно составить рабочий план счетов.

/>3. Рабочий план счетов
 
Нормативноерегулирование плана счетов бухгалтерского учета представляет собой установлениегосударственными органами общеобязательных правил и норм.
В Российской Федерациисоздана четырехуровневая система нормативного регулирования плана счетов бухгалтерскогоучета (таблица 1).
Таблица 1.Уровнинормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета в РоссииУровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Первый уровень
Государственная дума РФ;
Президент РФ;
Правительство РФ
ФЗ «О бухгалтерском учете»;
указы Президента и постановления Правительства РФ Второй уровень Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности;
Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета Третий уровень Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;
прочие методические указания и рекомендации Четвертый уровень Управленческий персонал организации Учетная политика организации
Документом первого, наивысшего,уровняявляется Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». К нормативнымдокументам второго уровня регулирования относятся Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положения (стандарты) побухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение такихположений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе«О бухгалтерском учете» в части применения плана счетов бухгалтерского учета. Третийуровень регулирования включает нормативные акты Правительства РоссийскойФедерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальныенормы, которые необходимо использовать при разработке положения четвертогоуровня.
Кчетвертому уровню нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учетаотносится учетная политика организации.
Всистеме нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом МинфинаРоссии от 31.10.2000 № 94н, занимает промежуточное место между нормативнымидокументами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правовогохарактера. Однако в практической деятельности Плану счетов придаетсяпервостепенное значение.
Плансчетов является общим нормативным документом, предназначенным для всехорганизаций. Каждая организация создана для выполнения конкретных функций, а,следовательно, по роду своей деятельности она может использовать не все счета,поэтому и нет необходимости указывать их в учетной политике. Таким образом,действующее законодательство разрешает указывать в рабочем плане счетов тесчета, которые непосредственно используются организацией.
Накаждом предприятии издается приказ об утверждении учетной политики, подписанныйруководителем. Подготовка и формирование учетной политики осуществляетсяглавным бухгалтером предприятия, на которого также возлагаются обязанности по подготовкеи принятию рабочего плана счетов.
Приразработке плана счетов главный бухгалтер предприятия руководствуетсяследующими принципами:
1.Счета располагаются в разделах по ходу движения стоимости: со счета на счет, израздела в раздел, начиная со счетов капиталов, на которых отражаетсяформирование собственных средств, заканчивая счетами по учету финансовыхрезультатов и использования прибыли. Это соответствует объективному процессуавансирования средств в их кругообороте, дает возможность без затруднениясоставлять счетные формулы и объяснять двойную запись на бухгалтерских счетах.
2.Отражение операций на бухгалтерских счетах осуществляется посредством двойнойзаписи, которая объясняется не общепринятой балансовой теорией, не раскрывающейпричин двойной записи (балансовые изменения сами являются следствием двойнойзаписи), а исходя из экономического содержания хозяйственных операций (движениястоимости).
РАБОЧИЙПЛАН СЧЕТОВ — систематизированный план счетовбухгалтерского учета, применяемых в конкретной организации.В нем содержатся синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учетав соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, атакже перечень забалансовых счетов. Рабочий план счетов в РФ разрабатывается организациейна основе соответствующего обязательного для нее общего или специального Плана счетов бухгалтерскогоучета, утвержденного органом, которому федеральными законамипредоставлено право регулирования бухгалтерскогоучета. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»Рабочий план счетов утверждается при утверждении учетной политики организации приказомили распоряжениемлица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета,как уже было сказано выше, таким лицом является руководитель организации.
Приподготовке рабочего плана счетов. из всей совокупности синтетических счетоввыбираются те, которые реально необходимы для адекватного отраженияфинансово-хозяйственной деятельности конкретной организации идля формирования достоверной и полной картины ее имущественного и финансовогоположения. При составлении рабочего плана счетов с сокращенной системой счетов бухгалтерскогоучета целесообразно учитывать конкретные виды имущества,направления и виды деятельности организации,а также специфику обязательств, возникающих из совершаемых ею сделок и иныхоснований. И наоборот, для учета специфических операций организации могут посогласованию с Минфином РФ или др. соответствующим органом принеобходимости вводить в Р.п.с. дополнительные синтетические счета, используясвободные коды счетов.Основанием для введения новых синтетических счетов может служить,например, появление нового вида объектов учета, для которых ранее счета непредусматривались. Субсчета, предусмотренные в соответствующем плане счетов,используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организациивправе уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а такжевводить дополнительные субсчета.
При разработке рабочегоплана счетов определяется конкретная номенклатура счетов,используемых данной организациейв процессе бухгалтерского учета. В случае, еслив дальнейшем возникает необходимость учета средств, не указанных в рабочемплане счетов, можно использовать имеющийся счет из соответствующего раздела.
При этом рабочий плансчетов всегда должен включать следующие разделы в определеннойпоследовательности:
1.Капитал.
2.Кредиты и займы.
3.Денежные средства, их эквиваленты и прочие расчеты.
4.Капитальные вложения и долгосрочные активы.
5.Процесс снабжения и производственные затраты.
6.Производство и социальная сфера.
7.Готовая продукция и товары.
8.Процесс продажи и финансовые результаты.
9.Забалансовые счета.
Небольшиеи средние организации с незначительными объемами учетной работы (и, соответственно,количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовымПланом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетови нетиповых проводок.
Иныепредприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности,значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т.п.)должны разрабатывать рабочий план счетов с учетом специфики своейфинансово-хозяйственной деятельности.
Всерабочие планы счетов должны быть основаны на типовом Плане счетовбухгалтерского учета и Инструкции по его применению. Однако в части субсчетов ианалитического учета предприятия могут самостоятельно устанавливать порядоксвоей учетной работы. В этих целях и разрабатывается рабочий план счетовпредприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый,как правило, в качестве ее приложения.
Построениерабочего плана счетов означает выделение, систематизацию и расположение счетов(и субсчетов) в определенной системе, что позволяет установить необходимуюоснову для отражения производимых предприятием финансово-хозяйственныхопераций.
Основнаяцель разработки рабочего плана счетов — построить такую схему бухгалтерскогоучета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике для всех целей веденияучета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации дляуправления, исчисления налогов и сборов, и ведение статистического учета.
Торгующиеорганизации, занимающиеся розничной торговлей, не используют в своейдеятельности затратные счета на производство (20, 21, 23, 25, 26 и т.д.), тоесть рабочий план счетов данной организации не будет их содержат, так как имрекомендован счет 44 «Расходы на продажу».
Всоответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций на основе Плана счетов организация утверждает рабочийплан счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включаясубсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Субсчета,предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требованийуправления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Как ужеговорилось выше, организация может уточнять содержание приведенных в Планесчетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительныесубсчета.
Какправило, структура каждого счета рабочего плана счетов предполагает следующуюиерархию информационных данных по возрастанию степени детализации аналитическогоучета:
— счет;
— субсчет;
— аналитические признаки (субконто) первого уровня;
— аналитические признаки (субконто) второго уровня и т.д.
Рассмотримформирование структуры счетов на примере счета 01 «Основные средства»:
— счет 01 «Основные средства»;
— субсчета (по использованию основных средств в производственном процессе):
01-1«Основные средства производственного назначения»;
01-2«Основные средства непроизводственного назначения»;
01-3«Основные средства, переданные в аренду»;
— аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств, в примере — для основных средств производственного назначения):
01-1-1«Земельные участки и объекты природопользования»;
01-1-2«Здания»;
01-1-3«Сооружения»;
01-1-4«Машины и оборудование»;
01-1-5«Транспортные средства»;
01-1-6«Производственный и хозяйственный инвентарь»;
01-1-7«Объекты благоустройства»;
— аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основныхсредств, в примере — зданий производственного назначения):
01-1-2-1«Заводоуправление»;
01-1-2-2«Цех № 1»;
01-1-2-3«Цех № 2»;
01-1-2-4«Гараж» и т.д.;
— аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание иэксплуатацию основного средства), например, отдельные позиции структуры счета01-1-5-4-010 будут обозначать:
01- основное средство;
1- объект производственного назначения;
5- транспортное средство;
4- гараж;
010- ответственное лицо (к примеру, водитель Сидоров В.П.).
Каквидно из приведенного примера, большое количество аналитических признаковпредполагает использование специально разработанных справочников (классификаторов)шифров аналитического учета, которые, как правило, разрабатываются под конкретныекомпьютерные программы учета. В этом случае необходимо понимать, что рабочийплан счетов не может содержать такое огромное количество цифровой информации.Поэтому обычно рабочие планы счетов содержат только синтетические счета исубсчета (реже — аналитические признаки первого уровня), а все остальныеаналитические признаки содержатся в справочниках (классификаторах) шифрованалитического учета, на которые в плане счетов приводится ссылка. Например:
— счет 01 «Основные средства»;
— субсчета (по использованию основных средств в производственном процессе):
01-1«Основные средства производственного назначения»;
01-2«Основные средства непроизводственного назначения»;
01-3«Основные средства, переданные в аренду»;
— аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств) — согласноСправочнику шифров аналитического учета «Группы основных средств, применяемыхна предприятии»:
01-1-1«Земельные участки и объекты природопользования»;
01-1-2«Здания» и т.д.;
— аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основныхсредств) — согласно Справочнику шифров аналитического учета структурныхподразделений предприятия;
— аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание иэксплуатацию основного средства) — согласно Справочнику шифров аналитическогоучета материально ответственных лиц (в данном случае вместо подобногосправочника в качестве шифров аналитического учета могут применяться номералицевых счетов сотрудников).
Следуетобратить внимание, что организация имеет право не использовать (изменять илидополнять) субсчета, указанные в типовом Плане счетов. Например, предприятиеможет самостоятельно сформировать субсчета к счету 90 «Продажи» под структуруформы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для упрощения составления бухгалтерскойотчетности. Аналогичное построение возможно и к счету 91 «Прочие доходы ирасходы» 68 и 69.
Достоверностьпоказателей, формируемых в бухгалтерском учете предприятия в целях решениястоящих перед ним задач, напрямую зависит от совокупности счетов синтетическогоучета, используемых организацией, и правильности их применения.
Многочисленностьи разнообразие учетных объектов, необходимость выполнения задач бухгалтерскогоучета и требований к нему предопределяют широкую совокупность счетовбухгалтерского учета предприятия, различающихся между собой по назначению,структуре, экономическому содержанию и другим признакам.
Структураили строение счета предприятия определяется его учетным назначением, т.е. рольюв процессе отражения объектов бухгалтерского учета. Так, счет 20 «Основноепроизводство» используется для учета фактической себестоимости произведеннойпродукции, а счет 90 «Продажи» — для расчета финансового результата (прибылиили убытка) от продажи этой продукции. Структура счета позволяет понять, как отражаетсяна счете объект бухгалтерского учета.

4.Контрольная работа
 
Условия задачи:
Предприятиемприобретено основное средство первоначальной стоимостью 300000 рублей. Срокполезного использования 4 года. Коэффициент ускорения 2. По техническимхарактеристикам предусмотрено, что после выпуска 500000 единиц деталей основноесредство не пригодно к дальнейшей эксплуатации.
В первый месяц работыстанка было выпущено 2400 единиц деталей.
Во второй месяц — 2000единиц деталей.
В третий месяц – 2160единиц деталей.
Задание:
1. Рассчитайтеамортизацию линейным способом.
1.1 Суммаамортизационных отчислений в год составит: первоначальная стоимость основногосредства деленная на срок использования, т. е. 300000 рублей/ 4 года = 75000рублей.
1.2 Суммаамортизационных отчислений в месяц составит: сумма амортизационных отчислений вгод, деленная на 12 месяцев, а именно 75000р/12месяцев= 6250 рублей.
1.3 Сумманакопленной амортизации за 7 месяцев составит: сумма амортизационных отчисленийв месяц, умноженная на количество месяцев, т. е. 6250рублей*7месяцев= 43750рублей.
1.4 Остаточнаястоимость основного средства на конец третьего года эксплуатации составит:первоначальная стоимость основного средства отнять сумму амортизационныхотчислений за три года, а именно 300000 рублей-(75000рублей*3года)= 75000 рублей
2. Применятьметод начисления амортизации «способ уменьшаемого остатка».
2.1.1 Суммаамортизационных отчислений за первый год составит:
Чтобы рассчитатьпроцентное отношение амортизации в год, принимаем срок полезного использованияосновного средства за 100%, тогда 100% разделить на 4 года, составит 25% в год.Так как в условиях задачи известен коэффициент ускорения 2, то необходимо эти25% умножить на два, что составит 50% амортизационных отчислений в год или 300000рублей умножить на 50%= 150000 рублей.
2.1.2 Суммаамортизационных отчислений за второй год составит:
Сначала необходимопосчитать остаточную стоимость основного средства на конец первого года, чтосоставит начальная стоимость основного средства минус сумма амортизационныхотчислений за первый год, а именно 300000 рублей -150000 рублей =150000. Теперьэту сумму умножаем на процент амортизационных отчислений, получаем 150000рублей*50%= 75000 рублей.
2.1.3 Суммаамортизационных отчислений за третий год составит:
По аналогии с пунктом2.1.2 сначала находим остаточную стоимость основного средства на конец второгогода, которая составит остаточная стоимость основного средства на конец первогогода минус сумма амортизационных отчислений за второй год, а именно150000рублей минус (150000 рублей*50%)=75000рублей. Тогда сумма амортизационныхотчислений за третий год составит 75000рублей *50% = 37500 рублей.
2.2Сумма наколенной амортизации к концу второго года составит: сумма амортизационныхотчислений за первый год плюс сумма амортизационных отчислений за второй год, аименно 150000 рублей + 75000рублей = 225000 рублей
2.4Остаточная стоимость основного средства на конец второго года составит:
Этусумму мы уже подсчитали в пункте 2.1.3, и равна она была остаточная стоимостьосновного средства на конец первого года минус сумма амортизационных отчисленийза второй год, а именно150000 рублей минус (150000 рублей*50%)=75000рублей.
3. Применитьметод начисления амортизации списания стоимости пропорционально объему продукции.
3.1 Суммаамортизационных отчислений за единицу продукции составит первоначальнуюстоимость разделить на количество единиц деталей, после которого основноесредство становится непригодным к эксплуатации, т. е. 300000рублей /500000единиц деталей = 0,6 рубля.
3.2.1 Суммаамортизационных отчислений в первом месяце составит количество произведенныхдеталей в первом месяце умножить на сумму амортизационных отчислений за единицупродукции, а именно 2400деталей * 0,6 руб. = 1440 рублей.
3.2.2  Суммаамортизационных отчислений во втором месяце равна количеству произведенныхдеталей во втором месяце, умноженному на сумму амортизационных отчислений заединицу продукции, а именно 2000 деталей * 0,6 руб. = 1200 рублей.
3.2.3  Суммаамортизационных отчислений в третьем месяце равна количеству произведенныхдеталей в третьем месяце, умноженному на сумму амортизационных отчислений заединицу продукции, т. е. 2160 деталей* 0,6 руб. =1296 рублей.
3.3 Сумманакопленной амортизации за два месяца составит сумму амортизационных отчисленийпервого и второго месяца, а именно: 1440 рублей +1200 рублей = 2640 рублей.
3.4 Остаточнаястоимость основного средства на конец второго месяца составит: первоначальнаястоимость основного средства минус сумма накопленной амортизации за два месяца(уже подсчитанная в предыдущем пункте), а именно 300000 рублей минус 2640рублей = 297360 рублей.
4 Используйтепри решении метод начисления амортизации по сумме числа лет.
Длятого чтобы вывести коэффициент амортизации складываем года полезного использования:1+2+3+4=10. Тогда коэффициент амортизации за первый год составит 4/10=0,400, завторой год – 3/10=0,300, за третий год- 2/10=0,200 и за 4 год использования — 1/10=0,100.
4.2 Суммаамортизационных отчислений за первый год составит: стоимость основного средстваумножить на коэффициент амортизации первого года, а именно: 30000 рублей*0,4 =120000 рублей.
Завторой год составит: 300000 рублей*0,3=90000 рублей.
Затретий год составит: 300000 рублей*0,2= 60000 рублей.
4.3 Сумманакопленной амортизации за два года составит: сумму амортизационных отчисленийза два года, т.е. 120000 рублей+90000 рублей = 210000 рублей.
4.4 Остаточнаястоимость основного средства на конец второго года составит: начальнаястоимость основного средства минус сумма накопленной амортизации за дв года,рассчитанная ранее: 300000 рублей-210000 рублей = 90000 рублей.
5 Прикаком способе начисления амортизации применяется коэффициент ускорения? Ответ:при способе уменьшаемого остатка.
6 Прикаком способе начисления амортизации сумма амортизационных отчислений в течениесрока полезного использования одинаковая? Ответ: при линейном методе.
7 Прикаком способе начисления амортизации остаточная стоимость объекта основныхсредств уменьшается пропорционально объему продукции? Ответ: при методесписания стоимости пропорционально объему продукции.
8 Прикаком способе начисления амортизации твердая норма амортизации всегдаприменяется к остаточной стоимости предыдущего года? Ответ: при способеуменьшаемого остатка.
9 Какойспособ начисления амортизации не применяется при списании стоимостинематериальных активов? Ответ: способ начисления амортизации по сумме чиселлет.
10 Прикаком способе начисления амортизации остается несписанной стоимость основногосредства и почему? Ответ: При способе уменьшаемого остатка остается несписаннойстоимость основного средства, потому что в методических указаниях приразработке данного способа была допущена математическая ошибка.

5.Списокиспользуемой литературы
1. Федеральный закон «Обухгалтерском учете».-М.: Омега-Л,2006
2. Об утверждении Планасчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иИнструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от18.09.2006). base.consultant.ru
3. План счетовбухгалтерского учета: комментарий к последним изменениям.- М.: ИД «Аргумент»,2007.-104с.
4. Бабаев Ю.А. Теориябухгалтерского учета: Учебник. — М.: Юнити,2007
5. Булатов М.А. Теориябухгалтерского учета: Учебное пособие / М.А. Булатов. —3-е изд., перераб. идоп. — М.: Издательств ≪Экзамен≫,2005. — 256 с.
6. Бухгалтерский учет: учебник длявузов. Под ред. проф. Ю.А.Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002,2007 – 476 с.
7. Гусева Г.М. Основы бухгалтерского учета: Уч.пособие.-М.: Финансыи статистика,2003
8. Захарьин В.Р. Теориябухгалтерского учета: Учебник. — М.: ИНФРА-М: 338 ФОРУМ, 2003. — 304 с.
9. Комментарии к новому плану счетовбухгалтерского учета. Под редакцией руководителя Департамента методологии бухгалтерскогоучета и отчетности Минфина России А.С. Бакаева.- М.:Информационное агентство «ИЛБ-БИНФА», 2001; 10.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет:Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001,2002
11. Кутер М.И. Теориябухгалтерского учета: Учебник –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы истатистика, 2003. – 640с.
12. Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтераи финансита: Уч. Пособие.-М.МЦФЭР,2003
13. Рогуленко Т. М.Бухгалтерский учет Учебник М.: Финансы и статистика, 2005
14. РяховскийД.И., Аруцев А.А. Бухгалтерский учет: Метод.указ.-М.: ИЭАУ,2007
15. Суглобов А.Е. Бухгалтерскийучет и аудит: учебное пособие / А.Е, Суглобом, Б.Т. Жарылгасова. — 2-е изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.
16. Хохлова О.В. Лекция «Бухгалтерскиесчета и двойная запись. Синтетический и аналитический учет».-http://www.ieay.ru/
17. Хохлова О.В. Лекция «Классификациясчетов».- www.ieay.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.