/>/>/>/>/>/>/>/>Содержание
Введение… 3
Глава 1. Значение учетаосновных средств в условиях рыночной экономики 6
1.1.Классификацияосновных средств… 6
1.2.Нормативно-правовоерегулирование учета основных средств… 9
Глава 2.Оорганизацияучета основных средств в ЗАО «Верещагинская ПМК № 17»… 14
2.1.Характеристикапредприятия… 14
2.2. Документальноеоформление поступления основных средств… 15
2.3.Синтетический учетпоступления основных средств… 19
2.4.Аналитическийучет поступления основных средств… 30
Глава 3. Предложения посовершенствованию учета основных средств 33
Заключение… 36
Список использованнойлитературы… 38
Введение
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти кпостановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельностипредприятий и организаций, в том числе учета основных средств и ихналогообложения.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условияхразвития экономики, высокой степени изношенности основных средств важноезначение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечениюинвестиций и обновлению основного капитала.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что производственно-хозяйственная деятельность организаций обеспечивается нетолько за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но иза счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Основные средства являются главной составной частью капитала фирм вбольшинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе.
Отличительной особенностью основных средств является их многократноеиспользование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида(формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственногопроцесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят своюпервоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срокаих службы (срока полезного использования) путем начисления износа (амортизации)по установленным или рассчитываемым самостоятельно нормам.
От количества, стоимости, технического уровня, эффективностииспользования основных средств во многом зависят конечные результатыдеятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, рентабельность,устойчивость финансового состояния, производство услуг и пр.
Основные фонды учитываются с помощью баланса основного капитала. Онпредставляет собой таблицу, данные которой характеризуют объем, структуру,воспроизводство и использование основных фондов.
В последние годы значительно изменилась нормативная база побухгалтерскому учету основных средств. Наряду с выходом Закона РФ «Обухгалтерском учете», введено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основныхсредств» (ПБУ 6/01). Госкомстатом России разработаны и введены в действиетиповые межотраслевые формы первичной учетной документации по учету основныхсредств. Имели место серьезные изменения и дополнения в Законы РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость»и ряд других Законов РФ. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налоговогокодекса Российской Федерации.
Эти и другие нормативные документы внесли существенные изменения втехнику и методологию учета и налогообложения основных средств.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они всвоей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяютпроизводственную мощь предприятия.
Цель написания курсовой работы – раскрыть теоретические основы учетаосновных средств.
Теоретическую основу курсовой работы составили: Федеральный закон «Обухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ, экономическая и юридическаялитература.
Целью настоящей курсовой работы является изучение действующей практикиучета поступления основных средств.
В соответствии с настоящей целью в работе предлагалось решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание основных средств;
- изучить действующую практику учета их поступления;
изучение порядка документального оформления поступления основныхсредств.
Объектом исследования является Закрытое Акционерное Общество «ВерещагинскаяПМК — 17».
При написании работы были использованы следующие методы: методсравнительного анализа, статистический метод.
Период исследования – 2004 – 2006 гг.
/>/>/>/>/>/>/>Глава 1.Значение учета основных средств в условиях рыночной экономики/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 1.1.Классификация основных средств
Нормативным документом, регламентирующим бухгалтерские операции поосновным средствам, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основныхсредств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н,(взамен ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина РФ от 03.09.97 № 65 н). ВПоложении так определяются основные средства: «Основные средства – это частьимущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции,выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации втечение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если онпревышает 12 месяцев» [1.6].
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средствнеобходимо выполнение следующих условий:
-использование в производстве продукции, выполнении работ или оказанииуслуг, либо для управленческих нужд организации;
-использование в течение длительного времени, то есть срока полезногоиспользования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционногоцикла, если он превышает 12 месяцев;
-организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
-способность приносить организации экономические выгоды (доход) вбудущем [1.6].
Учет основных средств в бухгалтерии ведется поклассификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Таким образом,инвентарный объект является единицей учета основных средств. Каждому объектуприсваивается инвентарный номер по серийно-порядковой системе кодирования,который сохраняется за ним на весь период его нахождения на предприятии, вобъединении, организации. Инвентарные номера приводятся в актахприемки-передачи, актах о ликвидации и в других первичных документах, служащихоснованием для учета движения основных средств. Инвентарный номер обозначают накаждом объекте.
С 01.01.1996 г. Постановлением Комитета РФ по стандартизации,метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. № 359 введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов [1.15]. Сферой его примененияявляются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. Всоответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК ОФ 013-94)основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно втечении длительного периода, но не менее 1 года для производства товаров,оказания рыночных и нерыночных услуг.
Основные средства разнообразны по составу и группируются поопределенным классификационным признакам. В соответствии с Типовойклассификацией основные средства подразделяются следующим образом: здания,сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование (в том числе силовые машиныи оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующиеприборы, устройства и лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочиемашины и оборудование), транспортные средства, производственный и хозяйственныйинвентарь и принадлежности, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетниенасаждения, внутрихозяйственные дороги, капитальные затраты по улучшению земельи прочие основные средства [2.1. C. 8].
По принадлежности основные средства подразделяются насобственные и арендованные.Первые принадлежат предприятию и числятся наего балансе; вторые получены от других предприятий и организаций во временноепользование за плату. Законченные капитальные затраты в арендованные здания,сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам,зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактическихрасходов, если иное не предусмотрено договором аренды.
По характеру участия в производственном процессе различаютдействующиеи бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации)основные средства, по назначению– производственные и непроизводственные(основные средства объектов жилищно-коммунальной и социально-культурнойсферы).
В составе производственных основных средств выделяют ихактивную часть – машины, оборудование, транспортные средства.
Непроизводственные – это основные средства, предназначенныедля социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива предприятия. Кним относятся: числящиеся на балансе предприятия жилые здания, объекты бытовогообслуживания (бани, парикмахерские, прачечные и др.), социального (поликлиника,дом отдыха, лагерь труда и отдыха, столовая и др.) и культурного (дом культуры,библиотека и др.) назначения.
Производственные и непроизводственные основные средства можноразделить на: действующие (в эксплуатации); недействующие (на консервации); взапасе; на реконструкции и модернизации. К действующим относятся основныесредства, используемые в производственной и хозяйственной деятельности.Находящиеся в запасе предназначены для замены действующих во время ремонта,модернизации или полного выбытия. Бездействующие – такие, которые по различнымпричинам не используются [2.16. C. 14].
По характеру участия в основной деятельности и способуперенесения стоимости на издержки производства и обращения основные средстваподразделяются на:
активные (их участие может быть измерено количеством часовработы, объемом работ);
пассивные (здания, сооружения): их участие в основнойдеятельности невозможно измерить в каких-либо показателях [2.18. C. 204].
Основные средства, находящиеся в собственности (владении), или воперативном управлении предприятий, организаций и учреждений подразделяются надвижимое и недвижимое имущество.
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, обособленные водныеобъекты и все, что прочно связано с землей.
Движимое имущество включает в себя вещи, не относящиеся к недвижимым,включая деньги и ценные бумаги.
Помимо деления имущества предприятия на недвижимое и движимое, оноподразделяется на внеоборотные и оборотные активы, которые отличаются друг отдруга не только физической формой, но и ролью, местом, влиянием на экономикупредприятия.
Основные средства по отраслям народного хозяйства делятся на следующиегруппы: промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля. Снабжение,сбыт, информационно – вычислительное обслуживание, жилищно – коммунальноехозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение,народное образование, культура и другие [2.17. C,11]./> 1.2.Нормативно-правовое регулирование учета основныхсредств
Для того, чтобы вестибухгалтерский учет, необходимо нормативно – правовое регулирование, т.е.нормативные документы, регламентирующие проведение учета.
Основнымидокументами, регламентирующими порядок учета основных средств в 2006 г., были:
1.Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденноеПриказом Минфина России от 29.07.98 № 34н;
2.Положение побухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное ПриказомМинфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ПБУ 6/01).
Положение устанавливает методологические основы формирования вбухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся ворганизации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативногоуправления договора аренды.
В Положении даются понятия основных средств, единицы измерения, срокаполезного использования, оценки основных средств, амортизации и способов ееначисления, восстановления, аренды и выбытия основных средств.
3.Нормативным документом, регламентирующим переоценку основных средств,является Постановление правительства «О переоценке основных фондов (средств) вРФ» № 595 от 14.08.1992 г. Для расчета восстановительной стоимости основных средств их балансовая стоимость умножалась на коэффициенты перерасчета.
Такое обилиедокументов, в ряде случаев полностью противоречащих друг другу, требует отбухгалтера особой осмотрительности при решении вопроса о том, как поступить втом или ином случае и каким документом при этом руководствоваться.
Основное правило,которое необходимо соблюдать в такой ситуации, чтобы избежать штрафных санкций,- делать следует так, как предписывает закон. Соответственно первое, что намнеобходимо в такой ситуации, — ранжировать все перечисленные выше документы «постаршинству» и определить, какой из них следует применять как «самый главный».
В соответствии с п. 3Положения по ведению бухгалтерского учета, в котором сказано, что другиеположения (стандарты) по бухгалтерскому учету (в том числе и ПБУ 6/01) должныразрабатываться на основании Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «Обухгалтерском учете» и названного Положения по ведению бухгалтерского учета.Положение по ведению бухгалтерского учета зарегистрировано в Минюсте России иофициально опубликовано, а значит, является полноценным нормативным документом(в отличие от многих других ПБУ).
Таким образом,Положение по ведению бухгалтерского учета имеет большую юридическую силу, чемПБУ 6/01. Соответственно в тех случаях, когда эти два документа вступают междусобой в противоречие, следует руководствоваться не ПБУ 6/01, а Положением поведению бухгалтерского учета.
4.Отношения, которыеопределяют общие правовые, экономические и социальные основы созданияпредприятия в условиях многообразия форм собственности, установленныеорганизационно – правовые формы предприятий, действующие на территории РФ и особенности их деятельности регламентируются Гражданским кодексом РФ, частьпервая (Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 г., принят ГосударственнойДумой РФ 21.10.1994 г.), часть вторая (Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996г., принят Государственной Думой РФ 22.12.1995 г.), часть третья (Федеральныйзакон № 146-ФЗ от 26.11.2001 г., принят Государственной Думой от 01.11.2001г.).
Предприятие, независимо от организационно – правовой формы, ведет бухгалтерскуюи статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
5.Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (принятГосударственной Думой 16.07.1998 г.) и часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ(принятый Государственной Думой 19.07.2000 г.) устанавливает систему налогов исборов, взимаемых в Федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в редакции изменений от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ.
6.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» принят Государственной Думой РФ 23.02.96 г., утвержден Советом Федерации 20.03.96 г. и Президентом РФ21.11.96 г. (в редакции ФЗ от 23.07.98 г. № 123 ФЗ и 28.03.02 № 32 в ред. от01.10. 2003 г.). Закон регулирует основные положения бухгалтерского учета в РФ:объекты, задачи понятия в учете, его сферу действия, порядок регулирования,организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера,основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации,регистров бухгалтерского учета, проведение инвентаризации, оценку имущества иобязательств, состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки представления,порядок хранения документов бухгалтерского учета.
7.Министерство финансов РФ приказом от 13.06.95 г. № 49 утвердило Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательстворганизаций и включает 5 разделов. В первом разделе приводятся общие положения– указывается имущество, подлежащее инвентаризации. Цели инвентаризации, вкаких случаях она проводится. Во втором разделе излагаются общие правилаинвентаризации – создание комиссий по проведению инвентаризации, общий порядокпроведения инвентаризации, составление инвентаризационных описей, оформлениярезультатов инвентаризации, проведения контрольных проверок правильности проведенияинвентаризации и оформления соответствующего акта. В третьем разделе подробноприводятся конкретные правила проведения инвентаризации отдельных видовимущества и финансовых обязательств: основных средств, нематериальных активов,финансовых вложений товарно – материальных ценностей, незавершенногопроизводства и расходов будущих периодов, денежных средств, расчетов. Резервовпредстоящих расходов и платежей, оценочных резервов с изложением составлениясоответствующих инвентаризационных описей. В четвертом разделе излагаетсяпорядок составления сличительных ведомостей по инвентаризации, выведения в нихсумм излишков и недостач ценностей. В пятом разделе рассматривается порядокрегулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
8.Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждено Приказом Министерства Финансов РФ от 9.12.1998 г. № 60н. (в ред. 12.12.1999 г.№ 107) устанавливает основы формирования (выбора, обоснования и раскрытияучетной политики организации, являющейся юридическим лицом по законодательствуРФ (кроме кредитных организаций).
9.Общероссийский классификатор основных фондов входит в состав единойсистемы классификации и кодирования технико – экономической и социальной информацииРФ. Классификатор разработан для применения на территории РФ в соответствии сгосударственной программой перехода Российской Федерации на принятую вмеждународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиямиразвития рыночной экономики. А также Постановлением Правительства.
Для написания курсовой работы использовалась нормативно – правоваялитература, статьи из периодической печати (журналы «Бухгалтерский учет»,«Главбух», «Главная книга»), а также учебники и монографии Барышникова Н.П.,Николаевой С.А.
/>/>/>/>/>/>/>Глава 2.Оорганизация учета основных средств в ЗАО «ВерещагинскаяПМК № 17»/>/>/>/>/>/>/>2.1.Характеристикапредприятия
В ООО «Деалем»работает 15 человек. Структура организации включает: руководителя (учредителя),экономиста, бухгалтера, дизайнеров, менеджеров по рекламе, маркетологов,социолога, оператора. Временно для работы в организации привлекаются студентыВУЗов (во время проведения маркетинговых исследований).
Бухгалтерский учет напредприятии ведется бухгалтерией, которая состоит из 3 человек. Формабухгалтерского учета – журнально – ордерная.
Основные технико –экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные финансовые показатели ЗАО «ВерещагинскаяПМК — 17», тыс. руб.№ п/п Показатель 2004 г. 2005 год 2006 год Отклонение 2006 г. от 2004 г., тыс. руб. 1 Выручка-нетто от реализации 262031 354996 569757 +307726 2 Себестоимость реализации 139133 214328 353531 +214398 3 Прибыль от реализации 25883 34992 76126 +50243 4 Балансовая прибыль 28466 37273 58781 +30315 5 Налог на прибыль 8358 11791 15250 +6892 6 Чистая прибыль (после налогообложения) 20108 25482 43531 +23423
Как видим, по даннымОтчетов о прибылях и убытках за 2004 – 2006 гг., практически все финансовыерезультаты ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» увеличились. Выручка от реализацииувеличивается более высокими темпами, чем себестоимость реализованных услуг.
Для успешноговыполнения своей деятельности организация использует следующие виды имущества(основные средства): помещение организации (офис), 2 автомобиля, копировальнаятехника, компьютеры, принтеры, факс, телефоны, стальной сейф, а также мебель.Особенно важное значение имеют компьютеры и принтеры, т.к. только при ихналичии возможна работа организации (Табл. 2).
Практически на каждоерабочее место работников ЗАО «ДВерещагинская ПМК — 17» приходится письменныйстол, стул, телефон, компьютер и принтер (конечно, не считая обслуживающегоперсонала – уборщицы, водителя, дворника и пр.).
Все имущество организации находится в частной собственности организатора,т.е. принадлежит организации.
В конце года по имуществу организации составляется баланс наличия идвижения основных средств.
Таблица 2 — Состав основных средств ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» (руб.)№ п/п Вид имущества Количество Стоимость 1 единицы Сумма, руб. 1. Здания, сооружения 1 6909775 6909775 2. Транспорт 2 895000 (общая) 895000 3. Копировальная техника (ксерокс) 1 24000 24000 4. Компьютеры 10 30000 300000 5. Принтеры лазерные EPSON 10 4500 45000 6. Калькуляторы 5 25 125 7. Телефоны 5 115 575 8. Столы письменные 15 1250 18750 9. Стулья деревянные 10 300 3000 10. Стулья с металлическими рамами 10 500 5000 11. Металлические шкафы 10 4500 45000 12. Деревянные полки 6 210 1260 13. Факс 1 1015 1015 14. Стальной сейф 1 15600 15600 15. Принтер струйный 1 5700 5700 Итого 8269800
Всего предприятие имеет основных средств на сумму 8269800 руб./>/>/>/>2.2.Документальное оформление поступления основных средств
Первоначальноеоформление основных средств в организации происходит в зависимости от ееорганизационно — правовой формы
При учётеосновных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов,формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003. №7:
1. Форма №ОС-1 «Акт приемки – передачи объекта основных средств (кроме зданий,сооружений)». Форма применяется при зачислении в состав основных средствотдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когдаввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательствомоформляться в особом порядке; а так же для исключения из состава основныхсредств объектов, передаваемых другому предприятию.
2. Форма №ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение основных средств». Формаприменяется для оформления внутреннего перемещение основных средств их одногоподразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основныхсредств со склада (из запаса) в эксплуатацию.
3. Форма №ОС-3 «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных имодернизированных объектов основных средств». Применяется для оформленияприемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации исоответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делаетсясоответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств.
4. Форма №ОС-4 «Акт на списание основных средств (кроме автотранспортныхсредств)». Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кромеавтотранспорта) при полной или частичной их ликвидации.
5. Форма №ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». Применяется дляучета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждыйобъект; заполняют в одном экземпляре на основании накладной (форма № ОС-1), техническойили другой документации на данный объект. По данным акта формы № ОС-2 и № ОС-3в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию,реконструкции и ремонте объекта.
6. Форма № ОС-14 ”Акт о приеме (поступлении) оборудования”. Форма применяется при зачислениив состав основных средств оборудования для учета ввода их в эксплуатацию.
7. Форма № ОС-15 ”Акт о приемке — передаче оборудования в монтаж”. Форма применяется припередаче оборудования в монтаж монтажным организациям.
8. форма № ОС-16 ”Акт о выявленных дефектах оборудования” оформляется надефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, атакже составляется по результатам контроля.
Поступлениеосновных средств на предприятие может осуществляться: путемкупли-продажи, аренды, вклада в уставный капитал, строительства или обмена надругие материальные ценности. Их можно получить безвозмездно в виде финансовойпомощи.
/>
Рис. 1. Схемадокументооборота по операциям с основными средствами в ЗАО «ДВерещагинская ПМК — 17».
В ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» поступающие основные средствапринимает комиссия, назначаемаяруководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет акт о приема-передачиобъекта основных средств в одном экземпляре на каждый объект в отдельности (ф. № ОС-1) Акт утверждаетруководитель. При передачеосновных средств другой организации акт составляется в двух экземплярах — для передающей ипринимающей основные средстваорганизации. После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию, где наосновании акта открывают инвентарную карточку (ф. № ОС-6).
Акт составляется на каждый объект, к нему прилагаетсятехническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтериейинвентарной карточки передается в соответствующий отдел предприятия по месту эксплуатации.Акт приемки и передачи основных средств составляется двумясторонами–принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления вэксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа.
Каждому инвентарномуобъекту присваивают инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации,запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется илиобозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах,связанных с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших объектовмогут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее, чем через 5 лет после выбытия. Арендуемые основные средства значатсяу арендатора под инвентарными номерами, присвоенными имарендодателем.
/>/>/>/>2.3.Синтетическийучет поступления основных средств
Синтетический учетналичия и движения основных средств, принадлежащих предприятиюведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Счет 01«Основные средства» предназначен для получения информации о наличии идвижении принадлежащих организации на правах собственности основныхсредств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации илисданных в текущую аренду.
Основные средства набалансе отражаются по первоначальной стоимости. Оприходование объектаоформляется записью Д-01 К – 08.
Способы поступленияосновных средств в ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» можно разделить на несколькогрупп. Для каждой из них приведем корреспонденцию счетов с цифровыми данными.
Вусловиях расширенного воспроизводства и технического прогресса происходитпостоянное пополнение и обновление основных средств, осуществляемое в порядкекапитальных вложений (строительства, монтажа, приобретения основных средств),предоставления объектов в безвозмездное пользование.
Порядокпоступления основных средств и их выбытия определяется в Положении побухгалтерскому учету основных средств.
Поступлениеосновных средств на предприятие может происходить различными путями:
· создание самимпредприятием путем долгосрочных инвестиций;
· приобретение заплату у других организаций;
· получение безвозмездно;
· получение в видевклада от учредителей в уставный капитал;
· поступление по договору мены.
· получение для осуществлениясовместной деятельности.
Капитальные вложения представляют собой совокупность затратна осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством(включая модернизацию и перевооружение предприятия), приобретением новыхобъектов основных средств.
В случае создания основных средств вложения могут бытьосуществлены подрядным (когда подрядчик сдает объект «под ключ») ихозяйственным способом (когда предприятие привлекает для этого собственныетрудовые, материальные ресурсы).
Для учета вложений во внееборотные активыпредназначен синтетический счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».По дебету его отражаются:
— фактические затраты застройщика,включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальныхи других соответствующих активов; при этом в случае подрядного способа производства
строительно-монтажных работкорреспондирует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», прихозяйственном способе кредитуются счета 23 «Вспомогательныепроизводства», 10 «Материалы», 02 «Амортизация основныхсредств», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
— затраты по приобретению оборудования,машин, инструмента и других объектов основных средств, не требующих монтажа;
— суммы начисленного износа, относящиеся кобъектам вложений во внеоборотные активы, в корреспонденции со счетами 02«Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальныхактивов» (для целей бухгалтерского учета);
- затраты, непосредственно связанные сприобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, т. е. нафинансирование вложений во внеоборотные активы (например, начисленные до принятияобъекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам,если они привлечены для этой цели).
По кредиту счета 08 «Вложения вовнеоборотные активы» фиксируется:
— стоимость объектов, принятых в эксплуатациюили приобретенных за плату (при имеющейся государственной регистрации вслучаях, обязательных по законодательству) — в корреспонденции со счетом 01«Основные средства»;
— стоимость выбывших(проданных, безвозмездно переданных) вложений во внеоборотные активы(незавершенного капитального строительства) — дебетуется счет 91 «Прочиедоходы и расходы»;
— стоимость выявленных при инвентаризациинедостач или испорченных вложений — корреспондирует счет 94 «Недостачи ипотери от порчи ценностей»; по потерям в связи с чрезвычайнымиобстоятельствами применяется счет 99 «Прибыли и убытки».
Законченные строительством сооружения,установленное оборудование,
законченные работы по реконструкцииобъектов, а также стоимость приобретенных предприятием средств, не требующихмонтажа, транспортных средств, земельных участков принимается на учет подебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08«Вложения во внеоборотные активы» на основании оформленных вустановленном порядке актов приемки-передачи.
При этом следует помнить, чтопервоначальная стоимость основных средств, поступивших на предприятие черезвложения во внеоборотные активы, включает фактические затраты на их возведение(сооружение) или приобретение, а также расходы на доставку и установку.
Приобретение оборудования и основныхсредств, требующих монтажа, ведется в аналогичном порядке через счет 07«Оборудование к установке». В этом случае дополнительно по счету 08«Вложения во внеоборотные активы» учитываются расходы, связанные смонтажом.
Существует два способа долгосрочныхинвестиций (строительства):
• хозяйственный;
• подрядный.
Хозяйственный способ— это выполнениестроительных и монтажных работ своими силами.
Предприятие, осуществляющее долгосрочныеинвестиции хозяйственным способом, должно организовать в своем хозяйствестроительно-монтажные участки, цехи, отделы.
Фактические затраты на строительство имонтажные работы, произведенные застройщиком, относят в дебет счета 08«Вложения во внеоборотные активы» с кредита расчетных счетов
Дт 08 Кт 10, 70, 69, 02, 76, 60.
Затраты организации, выполняемыехозяйственным способом, подлежат включению в налогооблагаемую базу при расчетесуммы НДС, подлежащей взносу в бюджет по ставке 18%. Налогооблагаемая базаопределяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из фактическихрасходов налогоплательщиков на их выполнение.
Начисляться должен НДС на момент принятияпостроенного объекта к бухгалтерскому учету (п. 10 ст. 167 НК РФ).
П. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ позволяетвозмещать НДС по:
• материалам (работам, услугам), которыебыли использованы на стройке;
• строительно-монтажным работам.
С 1 июля 2002 г. «входной» НДС построительно-монтажным работам принимается к вычету только после того, какначисленный по этому объекту НДС полностью будет уплачен в бюджет (п. 5 ст.172 НК). Входной НДС по материальным ценностям, приобретенным для строительно-монтажныхработ, организация сможет зачесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцемввода в эксплуатацию основного средства
Пример:
ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» построило хозяйственнымспособом эстакаду. Объект введен в эксплуатацию 01.05.2005 года
На его строительство использованоматериалов на 310953,60 руб. (в том числе НДС — 47433,60 руб.). Начисленнаязарплата с учетом ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд составила 273480руб.
По учёту составлены следующиебухгалтерские проводки:
1. Оприходованы приобретенные материалы Дт 10 Кт60 — 263520
2. Отражен НДС по приобретенным материалам Дт 19 Кт 60 – 47433,60
3. Произведена оплата поставщикам заматериалы Дт 60 Кт 51 – 310953,60
4. Списаны материалы на строительство Дт08 Кт 10 – 263520
5. Начислена заработная плата рабочим,начислен ЕСН Дт 08 Кт 70,69 — 273480
В момент принятия на учет эстакады:
6. Введена в эксплуатацию эстакада, научет принято (01.05.05)
Дт 01 Кт 08 — 537000
7. Одновременно начислен НДС на стоимостьстроительно-монтажных работ (537000 × 18%) 96660 Дт 19 Кт 68
8. Перечислен в бюджет начисленный НДС 20июня 2005 года
Дт 68 Кт 51 – 96660
9. Возмещен из бюджета НДС по материалам,использованным в строительстве 20 июля 2005 года по декларации за июнь Дт 68Кт 19 – 47433,60
10. Принят к вычету НДС (возмещен избюджета) по строительно-монтажным работам 20 июля 2005 года по декларации заиюнь Дт 68 Кт 19 — 96660
Подрядный способ — это выполнение всехработ: проектирование, подбор оборудования, строительство, монтажные работысторонней организацией, т. е. подрядчиком. Объект сдается заказчику «подключ».
При подрядном способе на соответствующихобъектах заказчик и подрядчик ежемесячно составляют акт о приемке выполненныхстроительно-монтажных работ. Стоимость выполненных работ определяется посметной стоимости.
На основании ежемесячных счетовподрядчика, принятых к оплате, заказчик делает проводки:
• на сумму выполненных работ Дт 08 Кт60,
• на сумму НДС Дт 19 Кт 60.
Оплата счетов подрядчика отражаетсяпроводкой Дт 60 Кт 51.
Окончательный расчет с подрядчикомпроисходит после завершения строительства объекта и утверждения актаГосударственной приемочной комиссией о вводе объекта в эксплуатацию.
При вводе построенного объекта вэксплуатацию и постановке на учет в состав основных средств делают бухгалтерскуюзапись на инвентарную стоимость Дт 01 Кт 08.
Организация сможет принять НДС построительно-монтажным работам к вычету с первого числа месяца, следующего замесяцем ввода основных средств в эксплуатацию на основании предъявленногоподрядчиком счета-фактуры (п. 6 ст. 171 НКРФ).
Предприятиемприобретаются основные средства по договорам купли-продажи. Расходыпредприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаютсяна счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Дт 08 Кт70, 69, 71, 76, 60 - на сумму расходов по доставке и установке приобретенныхосновных средств
А затем привводе основных средств в эксплуатацию присоединяют к стоимости их покупки:
Дт 01 Кт 08 - на первоначальную стоимость основных средств.
Пример: ЗАО«Верещагинская ПМК» в июле 2005 года приобретает воздуходувку, необходимую дляосуществления основной производственной деятельности.
1. Акцептовансчет-фактура на станок.
Дт08 Кт 60 — 17669,49 руб.
Дт 19 Кт60 - 3180,51 руб.
2.Оприходованобъект основных средств по первоначальной стоимости
Дт 01 Кт 08 –17669,49 руб.
Основныесредства производственного назначения получены безвозмездно от юридических илифизических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующимобразом:
Дт 08 Кт98/2 - на стоимость основных средств полученных безвозмездно.
Дт 01 Кт 08 - на первоначальную стоимость.
Дт20,25,26,44 Кт 02 — на сумму ежемесячно начисленной амортизации в течениесрока полезного использования.
Одновременносоставляется проводка: Дт 98/2 Кт 91/1 — на сумму ежемесячно начисленнойамортизации, которая включается в доходы в течение срока полезногоиспользования.
Внесениеучредителями объектов основных средств при учреждении организации оформляютсябухгалтерские проводки:
Дт 75-1 Кт80 - на сумму объявленного уставного капитала.
Дт 08 Кт75-1 - на стоимость основных средств, внесенных в виде вклада в уставныйкапитал учредителями.
Дт 01 Кт08 - на первоначальную стоимость объекта основного средства.
Поступлениеосновных средств по договору мены. То есть основные средства могут бытьполучены в обмен на любое другое не денежное имущество. При этом составляютсяпроводки:
Дт 91-2,90-2 Кт 10,41,43 - на стоимость товаро — материальных ценностей,переданных в обмен на основные средства.
Дт 08 Кт 91-1 - произведен обмен имуществом (отражено поступление объекта).
Прирост стоимости основных средств в результате проводимой наначало отчетного года переоценки (по восстановительной стоимости путеминдексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночнымценам) отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 83 «Добавочныйкапитал». Кроме того, в результате переоценки доначисляется амортизация покредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (при этомкорреспондирует счет 83).
Сумма дооценки объекта, равная сумме егоуценки, проведенной в предыдущие периоды и отнесенной на счет прибылей иубытков в качестве операционных расходов, в отчетном периоде списывается насчет прибылей и убытков в качестве дохода.
Сумма уценки основных средств относится насчет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При этомсумма уценки объекта относится в уменьшение добавочного капитала организации,образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущиеотчетные периоды (дебетуется счет 83 в корреспонденции со счетом 01). Превышениесуммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капиталорганизации в результате переоценки, проведенной в предыдущие периоды,относится на счет 84.
При выбытии объекта основных средств суммаего дооценки переносится со счета 83 на счет 84 (с добавочного капитала внераспределенную прибыль организации).
Объекты основных средств признанные порезультатам инвентаризации излишками, принимаются на учет а оценкепо текущей рыночной стоимости на дату указанного первичного документа.Принятые к бухгалтерскому учету излишки основных средств учитываются в обычномпорядке в составе активов организации насчете 01 «Основные средства».
Дт 01 Кт 91-принятые на учет основные средства, признанные излишками по результатам инвентаризации.
Основные средства, полученные в арендуучитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Арендуемые объекты основныхсредств в оценке, указанной в договоре аренды, согласно актуприемки-передачи (накладной) имущества в аренду, записываются в дебетсчета 001.
Затраты на реконструкцию и модернизациюарендованных основных средств предварительно накапливаются на счете 08«Вложения во внеоборотные активы». После окончания работпроизведенные затраты списываются со счета учета вложений во внеоборотные активы.
Порядок списания регулируется п.35Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств и зависит отусловий договора аренды.
Если по условиям договора арендыарендатор передаёт произведенные капитальные вложения арендодателю,затраты по законченным работам капитального характера, подлежащиекомпенсации арендодателем, списываются с кредита счета yчета вложений но внеоборотные активы в корреспонденции с дебетомсчета учета расчетов:
Дт 60 Кт 08 — списанастоимость капитальных вложений, переданных арендодателю.
Если в соответствии с договором арендыкапитальные вложения в арендованные основные средства остаются всобственности арендатора, затраты по законченным работамкапитального характера списываются с кредита счета учетавложений во внеоборотные активы вкорреспонденции е дебетом счета учетаосновных средств:
Дт 01 Кт 08 — списана стоимостькапитальных вложений, включенная и состав собственных основныхсредств.
На сумму произведенных затратарендатором открывается одельная инвентарная карточка на отдельный инвентарныйобъект.
Стоимость лизингового имущества,поступившего лизингополучателю, учитывается на забалансовомсчете 001 «Арендованные основные средства»,
Если но условиям договора лизингализинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, тостоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателюотражается по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет«Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга»вкорреспонденции с кредита счета 76 «Расчетыс разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Затраты связанные с получениемлизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имуществасписываются с кредита счета 08 «Капитальныевложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» ккорреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество».
При выкупе лизингового имущества егостоимость на дату перехода права собственности списываются сзабалансового счета 001 «Арендованные основные средства». Одновременно производитсязапись на эту стоимость по дебету счета 01«Основные средства» и кредиту счета 02 «Износ основных средств», субсчет«Износ собственных основных средств».
Если по условиямдоговора лизинга лизинговое имущество учитывается на баланселизингополучателя, то при выкупе лизингового имущества и переходеего в собственность лизингополучателя при условии погашениявсей суммы предусмотренных договором лизинга лизинговых платежейпроизводится на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Износ основных средств»внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчетапо имуществу, полученному влизинг, на субсчет собственных основныхсредств.
Учет основных средств в ЗАО «Верещагинская ПМК-17» автоматизирован, используется программа «1С: Бухгалтерия».
«1С: Бухгалтерия» является мощнойсистемой предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерскогоучета.
Для хранения информации об объектахосновных средств используется справочник «Основные средства», в которомдля каждого объекта можно указать место хранения выбором изсправочника «Подразделения». Необходимо организовать структурусправочников. Ввиду того, что справочники в программе допускаютмногоуровневую (вплоть до 10 уровней) структуру возможно организоватьдвухуровневый учет основных средств. На первом уровне расположитьгруппы основных средств. На втором уровне расположить объекты ОС как таковые,задав в качестве кода ОС их инвентарные номера.
Остатки по счетам, учет по которымведется без корреспонденции (забалансовые и вспомогательные счета),вводятся простой записью, то есть в проводке указывается толькоодин счет.
ЗАО «Верещагинская ПМК-17»имеет программу «1С: бухгалтерия». Схема автоматизированной формы учета основных средств на предприятии представлена на рис. 2.
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Хозяйственные операции /> /> /> /> /> /> />
Первичные документы /> /> /> /> /> /> />
Акт формы ОС-1 />
Акт формы ОС — 3 />
Акт формы ОС — 4 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Устройство ручного переноса данных в компьютер />
Устройство регистрации информации /> /> /> /> /> /> /> /> />
База постоянных и переменных данных /> /> /> /> /> /> />
Отчетные и справочные машинограммы /> /> /> /> /> />
Регистр синтетического и аналитического учета по счету 01
Регистр – расчет «Определение суммы амортизации по ОС» />
Ведомость начисления амортизации
Рис. 2. Схема автоматизированной формы учета основных средств в ЗАО «Верещагинская ПМК-17»
Как видно на рисунке 2, первичные документы частично на предприятиисоставляются вручную. Информация, указанная в первичных документах вводится вбазу данных компьютера. На основании введенной информации осуществляется формирование бухгалтерских проводок. После обработки первичной документации формируются следующие отчеты в виде: ведомости расчета амортизационныхотчислений и ведомости по счету 01 «Основные средства». Перевод учета наавтоматизированную систему позволяет предприятию минимизировать ошибки привводе информации, гибко настраивать технологию учета, получать ответы,упрощать расчеты, что в итоге повышает качество учетной работы./>/>/> 2.4.Аналитический учет поступленияосновных средств
Учет основных средств на данном предприятии организовантак, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждойклассификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения иисточникам их приобретения.
Аналитический учет основных средств ведется накарточках, открываемых для каждого инвентарного объекта. Установлено несколькотиповых форм таких карточек: ф. № ОС–6 и ОС – 6а, ОС – 6б – для групповогоучета основных средств. ЗАО «Верещагинская ПМК-17» дляучета использует только карточки формы № ОС–6.
В инвентарнойкарточке (Приложение 4) указывают:
- наименование и инвентарный номер объекта;
- год выпуска (постройки);
- дату и номер акта о приемке;
- местонахождения;
- первоначальную стоимость;
- норму и сумму амортизационныхотчислений;
- внутреннее перемещение;
- причину выбытия;
- сведения о дате и затратах подостройке, дооборудовании,
- реконструкции и модернизации объекта,выполненных ремонтных работ;
- краткую индивидуальную характеристикуобъекта1.
В акционерныхобществах первоначальное поступление основных средств происходит за счетвзносов учредителей (акционеров). Участники могут вносить в качестве вкладаздания, машины, оборудование, денежные средства, за счет которых приобретаетсяимущество. Вновь создаваемые акционерные
обществаприобретают основные средства главным образом за счет поступлений от продажиакций.
Заполняются инвентарные карточки на основе первичныхдокументов–актов, технических паспортов и прочей документации.
Карточки помещают в картотеку основных средств. Вкартотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, применительнок классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, а внутригрупп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующихосновных средств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом на списание (ф.ОС – 4) и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие иперемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записейдо конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. По окончании месяцакарточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видамосновных средств. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду основныхсредств суммируются и записываются в ведомость движения основных средств.
Ведомость открывают в начале января на текущий год.Сначала в них указывают наличие основных средств по видам на 1 января. Затемежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличиеосновных средств на 1–ое число следующего месяца.
По данным карточек составляют оборотную ведомостьдвижения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги,служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основныхсредств.
Ликвидацию объектов (разборку, демонтаж) комиссияоформляет актом о списании объекта основных средств. На основании акта,утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарнойкарточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта оликвидации.
Глава 3. Предложения по совершенствованию учета основных средств
Основным общим недостатком системы учета основныхсредств является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороныруководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не являетсяпотребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует имбыть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основнымисредствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требованиясоблюдаются им с наибольшей возможной точностью. Рассмотрим основные недостаткиведения бухгалтерского учета в ЗАО «Верещагинская ПМК — 17».
При зачислении в состав основных средств на предприятиипроцедура не соблюдается в должной форме: акт приемки (форма ОС-1) оформляетсяне по всем основным средствам, а только по их части, выборочно, то естьфактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только припомощи бухгалтерской проводки (Д 01, К 08) и увеличением в связи с этим дебетовогосальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства.
Также на предприятии инвентарные карточки учета основныхсредств ведут выборочно, иногда в бухгалтерии просто «забывают» заводитькарточки. Учет объектов в основном ведется таким образом: ведутся записи обосновных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое числокаждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование,количество, цена, шифр и норма амортизации.
Такая система, по моему мнению, не рассчитана надальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества иноменклатуры используемых на нем основных средств.
Бухгалтерией для автоматизации бухгалтерского учетаиспользуется система автоматизированного учета «БЭСТ» версии 1.2. Как недостатокавтоматизации бухгалтерского учета в ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» можноотметить использование устаревших версий программ автоматизации бухгалтерскогоучета. Установленная версия «БЭСТ» работает уже 4 года и обновлялась только 1раз в связи с переходом на новый план счетов.
На предприятии уже рассматривался вопрос о том, чтобы установить программу «ИНФИН», которая имеет такие достоинства, как:универсальный программный комплекс «ИНФИН — бухгалтерия» предназначен дляавтоматизации бухгалтерского учета предприятий любых форм собственности;периодическое обновление версии; удобство в использовании, кроме того, отбухгалтеров требуется минимум времени, чтобы обучиться работе с программой;комплекс «ИНФИН — бухгалтерия» относится к классу интегрированных систем, внем отсутствует явное выделение каких-либо участков бухгалтерского учета, заисключением расчета заработной платы. Учет в программе построен на основерегистрации бухгалтерских проводок (хозяйственных операций), что позволяетединообразно автоматизировать все участки бухгалтерского учета.
Программа дает возможности при обработке бухгалтерскихпроводок сразу заполнять первичные документы. Например, при обработке проводкиД 01, К 08, программа реагирует на появление комбинации счетов и просит заполнитьформу, содержащую инвентарную карточку объекта. После заполнения такой формы,содержащей все нужные статьи, появляется возможность автоматического заполненияпрограммой описи инвентарных карточек, автоматического начисления износа,значительного облегчения и ускорения процесса переоценки.
Также предлагается следующее:
-Полностью автоматизировать бухгалтерский учет,отказавшись от «ручного» заполнения инвентарных карточек;
Бухгалтерии нужно держать под контролем амортизациюосновных средств, т.к. по некоторым объектам начисленный износ уже почтидостиг стоимости. Если произойдет излишнее начисление, предприятие можетполучить убыток, снижение финансовой стабильности и т.д.
-Необходимо уже полностью самортизорованный принтер реализовать и на накопленную и вырученную от реализации сумму приобретилазерный принтер.
-Вести строгий контроль за деятельностью бухгалтерии.
Для этого нужно чаще проводить внутренние проверки нетолько по учету основных средств, но и хотя бы раз в год (если предприятиюпозволяют средства) проводить внешний аудит с привлечением одной изаудиторских фирм.
Таким образом, бухгалтерский учет основных средств в ЗАО«ДВерещагинская ПМК — 17» будет усовершенствован, а бухгалтерам будет облегченаработа по учету основных средств.
Заключение
На основеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
Ведениебухгалтерского учета представлено на примере ЗАО «Верещагинская ПМК — 17».Бухгалтерский учет средств на предприятии ведется согласно нормативныхдокументов и методических указаний и оформляется первичными документамиунифицированных форм, утвержденных Госкомстатом РФ. Аналитический учет в ЗАО «ВерещагинскаяПМК — 17» основных средств ведется по каждому объекту на инвентарных карточках,которые подлежат регистрации в специальной описи. Износ основных средствначисляется в соответствии с установленными нормами. Начисление амортизациипроизводится как линейным, так и другими способами.
Основнымобщим недостатком системы учета основных средств является недостаточныйконтроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. Такжена предприятии инвентарные карточки учета основных средств ведут выборочно,иногда в бухгалтерии просто «забывают» заводить карточки. Как недостатокавтоматизации бухгалтерского учета в ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» можноотметить использование устаревших версий программ автоматизации бухгалтерскогоучета. Установленная версия «БЭСТ» работает уже 4 года и обновлялась только 1раз в связи с переходом на новый план счетов.
Напредприятии уже рассматривался вопрос о том, чтобы установить программу«ИНФИН». Программа дает возможности при обработке бухгалтерских проводок сразузаполнять первичные документы, отказаться от «ручного» заполнения инвентарныхкарточек. Кроме того, предлагается: держать под контролем амортизацию основныхсредств, т.к. по некоторым объектам начисленный износ уже почти достиг стоимости; вести строгий контроль за деятельностью бухгалтерии (будетвыполняться руководителем и главным бухгалтером предприятия).
Таким образом, с учетом предложенных мероприятий, ведение бухгалтерскогоучета основных средств в ЗАО «Верещагинская ПМК — 17» будет улучшено, чтоположительно скажется на общей работе предприятия и позволит облегчить трудбухгалтеров.
Список использованной литературы
1.Нормативно – законодательные акты
1.Гражданскийкодекс РФ. Часть1 (Федеральный закон № 51 ФЗ от 30.11.94 г… принятГосударственной Думой РФ 21.10.1994 г.), часть 2 (Федеральный закон № 14-ФЗ от26.01.1996 г. принят Государственной Думой РФ 22.12.95 г.), часть 3(Федеральный закон № 146 – ФЗ 26.11.2001 г. принят Государственной Думой РФ01.11.2001 г.).
2.Налоговый кодекс. Ч. 1. (Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.98. принят ГосударственнойДумой РФ 16.07.1998 в ред. 29.12.2001 г.), Ч. 2. (Федеральный закон № 117-ФЗ от05.08. 2000, принят Государственной Думой от 19.07.2000 г. в ред. 31.12.2001г.).
3.Федеральныйзакон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года, принятГосударственной Думой 23.02.1996 г. (в ред. ФЗ от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ и от10.01.2003 г.).
4.ПостановлениеПравительства РФ «О переоценке основных фондов в 1997 г.» от 7.12.1996 г. №1442.
5.ПостановлениеПравительства РФ от 19.08.1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускореннойамортизации и переоценке основных фондов» с изменениями и дополнениями от24.06.1998.
6.Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. ПриказМинистерства Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н.
7.Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом МФ РФ от 09.12.1998 г. № 60н.
8.Положениепо бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утвержденное Приказом МФРФ от 06.05.1999 г. № 32н.
9.Положениепо бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утвержденное Приказом МФ РФ от 06.05.1999 г. № 33н.
10.Положениепо бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н.
11.Плансчетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятийи Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина России от31.10.2000 г. № 94н.
12.Методическиеуказания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ №91н от 13.10.2003).
13.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ № 49 от 13.06.95).
14.Общероссийскийклассификатор основных фондов ОК 013 – 94, утвержден Постановлением Комитета РФпо стандартизации, сертификации от 26.12.1994 г. № 359. Методические указанияпо инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995 г. № 49.
15.Единыенормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. От 22.10.1990 г. № 1072.
16.Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. УтвержденаПостановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1.
17.Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности,утвержденные Приказом МФ РФ от 28.06.2000 г. № 60н.
2.Монографии, учебники и периодические издания
18.АстаховВ.П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств. – Ростов н/Д:«МАРТ», 2003.
19.БакаевА.С. Комментарии к новому плану счетов. – М.: Информационное агентство «ИПБ –БИНФА», 2001.
20.БакаевА.С. некоторые вопросы учета основных средств. //Бухгалтерский учет. № 3, 2002.
21.ГригорьевЮ.А. Новый свод бухгалтерских проводок. – М.: Книжный мир, 2002.
22.ГужелеваЛ.В., Перепечкин А.Э. Политика бухгалтерская и не только. //Главная книга, № 2.2002.
23.КондраковН.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2001.
24.ЛисецкаяИ.В. Об учете поступления и выбытия основных средств. //Главбух, №20, 2004.
25.ЛуговойВ.А. Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовыхвложений. – М.: Экономика и жизнь, 2002.
26.ЛунеевС.С. Переоценка основных средств. //Главбух, №24. 2001.
27.МалявинЛ.И. Выбор амортизационной политики организации. //Бухгалтерский учет, № 24,2000.
28.Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: ИНФОРМЦЕНТР, 2004.
29.НиколаеваС.А. Бухгалтерский учет основных средств. – М.: Аналитика – Пресс, 2001.