Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация учета кассовых операций на предприятиях малого бизнеса.

Министерство сельского хозяйства ипродовольствия РФ
Департамент кадровой политики иобразования
Волгоградская ГосударственнаяСельскохозяйственная
Академия
                          
                                 
 КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса иКФХ».
                                                                 Исполнитель: студентка 6 курса
                                                                экономического факультета,
специальность«бух.учет, анализ  и аудит»,
                                                                шифр  -  20024,  группа 2,
                                                                Кошелева Марина Владимировна
 
                                                                Руководитель: Горбачева А.С..
 Волгоград – 2006
Вопрос№4: Организация учета кассовых операций на предприятиях малого бизнеса.
Организацияучета на предприятиях малого бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерскомучете», ответственность за организацию бухгалтерского учета на малыхпредприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операцийнесут руководители малых предприятиях.
Он может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение,возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учетаспециализированной организации (централизованной бухгалтерии) илибухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказомили распоряжением лица, ответственного за организацию и состояниебухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
·    рабочийПлан счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитическиесчета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии стребованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
·    формыпервичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственныхопераций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
·    порядокпроведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
·    правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
·    порядокконтроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые дляорганизации бухгалтерского учета.
Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошноедокументирование всех хозяйственных операций путем составления определенныхносителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документированияхозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных формпервичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельноразработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты,предусмотренные Федеральнымзаконом «О бухгалтерском учете» иобеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенныххозяйственных операций.
Также малое предприятие самостоятельно выбирает формубухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя изпотребностей и масштаба своего производства и управления, численностиработников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства,рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной формесчетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посредническойдеятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерскогоучета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенныхценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов,финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливатьприменяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы присоблюдении:
·    единойметодологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведениебухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
·    взаимосвязиданных аналитического и синтетического учета;
·    сплошногоотражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета наосновании первичных учетных документов;
·    накапливанияи систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимыхдля управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, атакже для составления бухгалтерской отчетности.
Отражениехозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрахбухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляетсяпосредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается вовзаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двухсчетах бухгалтерского учета.
Например,операция по покупке материалов, взаимоувязывает показатели, отражаемые на счетеучета купленных ценностей Дт 10 «Материалы» и счетах учета расчетовили денежных средств, уплаченных поставщику Кт 60 «Расчеты с поставщикамии подрядчиками», 51 «Расчетный счет» и др.
Малымпредприятиям с простым технологическим процессом производства продукции,выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количествохозяйственных операций (как правило не более ста в месяц) рекомендуетсяприменение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Дляорганизации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие наоснове типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий составляет свой рабочий План счетов бухгалтерскогоучета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и ихисточников в регистрах бухгалтерского учета только по основным счетам и темсамым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнениюобязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Организация учета кассовых операций.
Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходныхдокументов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операцияхосуществляется в общеустановленном порядке.
Форма первичных документов по кассовым операциям в организацияхутверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98г. №88, это  КО-1 «Приходный кассовыйордер», КО-2 «Расходный кассовый ордер», КО-3 «Журналрегистрации приходных и расходных кассовых документов», КО-4«Кассовая книга», КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиромденежных средств» (см. приложение).
Внастоящее время действует «Порядок ведения кассовых операций в РоссийскойФедерации», утвержденный решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N40. В соответствии с п.3 указанного Порядка для осуществления расчетовналичными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу, т.е. изолированноепомещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличныхденег. П.29 «Порядка ведения кассовых операций» установлено, что руководителипредприятий обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег впомещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
Согласноп.32 «Порядка ведения кассовых операций» после издания приказа (решения,постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан подрасписку ознакомить его с  указанным Порядком, после чего с кассиромзаключается договор о полной материальной ответственности.
Также«Порядком ведения кассовых операций» установлено, что:
·    кассир всоответствии с действующим законодательством о материальной ответственностирабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранностьвсех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результатеумышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношенияк своим обязанностям (п.33 Порядка);
·    кассирузапрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам (п.34Порядка);
·    на предприятиях,имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнениеобязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказуруководителя предприятия (решению). С этим работником заключается договор ополной материальной ответственности (п.35 Порядка);
·    в случаевнезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него подотчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому онипередаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или вприсутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. Орезультатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписямиуказанных лиц (п5 Порядка);
·    на малыхпредприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могутвыполняться главным бухгалтером или другим работником по письменномураспоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора ополной материальной ответственности (п.36 Порядка).
П.29 «Порядкаведения кассовых операций» установлено, что во время совершения операций кассирдолжен запереть двери в кассу. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющимотношения к ее работе, воспрещается. Запрещается также хранение в кассеналичных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию.
Вопределенной степени обеспечению сохранности денежных средств способствуетдействующий порядок документального оформления движения денежной наличности. П.22«Порядка ведения кассовых операций» установлено, что все поступления и выдачиналичных денег в обязательном порядке учитываются кассиром в кассовой книгесразу же после совершения операции. Записи в кассовойкниге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами илишариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служатотчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые ивторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Причемпредприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна бытьпронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книгезаверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются.Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтерапредприятия или лица, его заменяющего. Правильность ведения кассовой книгиконтролируется главным бухгалтером организации.
На предприятиях с автоматизированной системой бухучета кассоваякнига может вестись автоматизированным способом, при котором ее листыформируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги».Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обеназванные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня,иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формойкассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммахосуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последнимза каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листовкассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год — общееколичество листов кассовой книги за год.
Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовойкниги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильностьсоставления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместес приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку вовкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобства использованиямашинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятсякассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по меренеобходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги»брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за годзаверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книгаопечатывается.
Приемналичных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам,подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменнымраспоряжением руководителя предприятия.
Выдачаденег из кассы производится строго по расходным ордерам или же надлежащеоформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным),заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документахштампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денегдолжны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицамина это уполномоченными, а также лицом, получившим деньги.
Согласноп.27 «Порядка ведения кассовых операций» выдача денег из кассы, неподтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другомзаменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе непринимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.
Выдачуденег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере илизаменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности,оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени иотчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчестволица, которому доверено получение денег.
Есливыдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денегкассир делает надпись: «По доверенности».
Привыдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документуотдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другогодокумента), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование иномер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя, причемэто требование должно соблюдаться и при выдаче денег работникам предприятия.
Приеми выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день ихсоставления.
Приполучении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документовкассир обязан проверить:
·    наличие иподлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовомордере или заменяющем его документе разрешительной надписи (подписи)руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;
·    правильностьоформления документов;
·    наличиеперечисленных в документах приложений.
Принесоблюдении одного из этих требований кассир возвращает документы вбухгалтерию для надлежащего оформления.
Согласноп.38 «Порядка ведения кассовых операций» учредители предприятий, вышестоящиеорганизации (в случае их наличия), а также аудиторы в соответствии сзаключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок напредприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовойдисциплины. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при сменекассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полнымполистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей,находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с даннымиучета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителяпредприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаруженииревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма иобстоятельства возникновения. Примерная форма акта ревизии наличия денежныхсредств приведена в приложении.
Вусловиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производитьсяпроверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Соблюдениепредприятиями требований Порядка ведения кассовых операций систематическипроверяется банками. Причем копию акта проверки с перечисленными нарушениямибанк передает в соответствующую территориальную налоговую инспекцию.
Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходепроверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий,способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны к выполнению всемипредприятиями.
ПриказомМинфина РФ от 21.12.98г. №64Н «О Типовыхрекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» утверждены типовые рекомендации по организациибухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, где ведомость формыN В-4, (см. приложение) применяется малым предприятием для учета денежныхсредств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02«Износ основных средств», 50 «Касса», 51 «Расчетныйсчет», 52 «Валютный счет», 80 «Прибыли и убытки», 85«Уставный капитал» и 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)».
При использовании одного бланка ведомости для отражения операций,учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомостиотводится необходимое количество строк и в графе «Основание»записывается его номер и наименование.
По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотовпо дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца следующего заотчетным.
В конце месяца дебетовые и кредитовые обороты заносятся вшахматную ведомость, форма В – 9, выводят конечные остатки по счетам и формируютбухгалтерскую отчетность.
Подводя итог и сравнивая организацию учета кассовых операций напредприятиях малого бизнеса с другими предприятиями, мы видим, что  формыпервичных кассовых документов и правила их составления общие, но есть различияв ведении аналитического и синтетического учета. Счет 50 «Касса» предназначендля обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе  любого предприятия.
Список использованной литературы:
 
1.  Приказ Минфина РФот 21.12.98г. №64Н «О Типовыхрекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
2.  «Порядокведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением СоветаДиректоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40, с изменениями и дополнениями от 26февраля 1996 г.
3.  ПостановлениеГоскомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированныхформ первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учетурезультатов инвентаризации» (с изменениями и дополнениями от 27 марта, 3мая 2000 г.)
4.  «Организацияи учет кассовых операций и налично-денежного обращения в организациях».Издательство «Экономика», М., 2006г, 236стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.