Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация бухгалтерского учета в торговых организациях

Содержание
Введение
Глава 1. Организациябухгалтерского учета в торговых организациях
1.1 Документооборот напредприятиях торговли
1.2 Особенностибухгалтерского учета товарных операций
Глава 2. Бухгалтерскийучет в ООО «Радуга»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика ООО «Радуга»
2.2 Особенностиорганизации и ведения бухгалтерского учета в ООО «Радуга»
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
В условияхформирования и развития рыночных отношений торговля должна активноспособствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента иулучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли,общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения втоварах народного потребления. Под торговлей мы понимаем хозяйственнуюдеятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве ипродавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальныепредприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
Торговыепредприятия, как и все коммерческие предприятия, стремятся получать максимальнуюприбыль. В условиях рыночной экономики обеспечение эффективногофункционирования предприятий требует экономически грамотного управления ихдеятельностью. Важная роль в реализации такого управления отводится организациии ведению бухгалтерского учета.
Такимобразом, проблемы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях торговлидостаточно актуальны.
Теоретическойи методологической основой проведения исследования явились нормативно-законодательныедокументы по вопросам хозяйствования предприятий в рыночных условиях и повопросам организации бухгалтерского учета в торговых организациях. При этомбыли использованы источники учебной, монографической и периодическойлитературы, методические материалы по учету товаров. Широко использованы фактическиематериалы по учету и отчетности.
Говоря обавторах, занимающихся этой проблемой, необходимо упомянуть таких экономистов,как, М.Н. Агафонова, К. Артемьев, В.М. Власова, Ю.Н. Дьякова, Т. Ершова, А. А. Ефремова,Л. И. Кравченко, Э.И. Крылов, С.Н. Лебедева, Е.Д. Мильруд, Г.А. Николаева идругие.
В качествепрактической базы были исследованы организация и ведение бухгалтерского учета вОбществе с ограниченной ответственностью «Радуга».
Цельнастоящей работы: изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в торговыхорганизациях.
Исходя изцелей, были определены следующие задачи работы:
— рассмотретьдокументооборот на предприятиях торговли;
— изучитьособенности бухгалтерского учета товарных операций;
— датьорганизационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия розничнойторговли ООО «Радуга»;
— проанализировать особенности бухгалтерского учета в ООО «Радуга».

Глава 1Организация бухгалтерского учета в торговых организациях
 
1.1     Документооборотна предприятиях торговли
 
Нормативной базой для организации и ведениябухгалтерского учета в торговых организациях являются: Федеральный Закон «Обухучете» от 21.11.96 № 129 – ФЗ; План счетов бухучета финансово-хозяйственнойдеятельности организации и инструкция по его применению, утвержденный приказомМинфина РФ от 31.10.2000 № 944; Положение по ведению бухучета и бухгалтерскойотчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 №34-Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 № 31-Н) с последующимиизменениями и дополнениями; Положение по бухучету «Доходы организации» ПБУ9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32Н; Положение по бухучету«Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99н. № 33Н; Положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред.Приказа Минфина РФ от 30.12.1000 г. №107Н); Положение по бухучету «Учетматериально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом МинфинаРФ от 09.06.2001 г. №44Н, и др. Положения; Гражданский кодекс РФ; Налоговыйкодекс РФ.
В ФедеральномЗаконе «О бухучете от 21.11.96 №129-ФЗ в статье 1 п. 2 говориться, чтообъектами бухучета являются имущество организации, её обязательства ихозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности. В торговлеосновную часть информационного потока составляют сведения о наличии и движениитоваров.
Согласно ст.8 п. 3 ФЗ — №129 бухгалтерский учет торговых организаций ведется непрерывно смомента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации илиликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
Всехозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательнымидокументами. Эти документы в торговых организациях служат первичными учетнымидокументами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (ст. 9 п. 1ФЗ-№129).
Документирование хозяйственных операций — это первичная регистрация каждой хозяйственной операцииправильно оформленным первичным документом, имеющим юридическую силу, в местахи в момент ее совершения, а если это не представляется возможным —непосредственно после ее окончания.
Юридическая сила документа зависит оттого, насколько соблюдены требования как в целом к форме данного документа, таки к отдельным элементам (реквизитам) этого документа. Такие требованияопределены в Государственном стандарте Российской Федерации «Унифицированныесистемы документации. Унифицированная система организационно-распорядительнойдокументации. Требования к оформлению документов (ГОСТ 6.30-2003)». ГОСТ введенв действие с 1 июля 2003 года и распространяется наорганизационно-распорядительные документы как государственных, так инегосударственных организаций. Документы, оформленные с отступлением оттребований данного государственного стандарта, теряют юридическую значимость.
Первичныедокументы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в Постановление Госкомстата РФ от25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичнойучетной документации по учету торговых операций». Госкомстат России предоставилправо организациям вносить при необходимости дополнительные реквизиты впервичные документы. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом Россииунифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения(включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельныхреквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должныбыть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документоморганизации.
Документы, форма которых не содержится вАльбомах унифицированных форм, должны содержать для придания им юридическойсилы следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составлениядокумента; наименование организации, от имени которой составлен документ;содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральноми денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершениехозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанныхлиц. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.
Записи в первичных документах должныпроизводиться чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью компьютера, пишущихмашинок и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей втечение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещаетсяиспользовать для записей простой карандаш. Не принято заполнять документычернилами или пастой красного или зеленого цвета. Свободные строки в первичныхдокументах подлежат обязательному прочерку.
Все первичные документы, поступающие вбухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка первичных документовосуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов,заполнения реквизитов), арифметически и по содержанию (законностьдокументированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Первичные документы, прошедшиеобработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторногоиспользования, например специальный штамп или надпись, сделанную бухгалтером отруки, дату записи в учетный регистр. В банковских и кассовых документах не допускаетсявнесение исправлений, подчисток, помарок.
Кроме того, для систематизацииоднородных хозяйственных операций также используются сводные документы, вкоторые заносятся показатели сгруппированных хозяйственных операций.
Первичные и сводные учетные документымогут составляться как на бумажных, так и на магнитных носителях информации.
По своему назначению документы классифицируются как:
— распорядительные документы, предписывающие совершить какое-либо действие или ряд действий,содержащих разрешение на совершение определенной хозяйственной операции.Содержащаяся в них информация не отражается в учетных регистрах;
— оправдательные документы, подтверждающие факт совершения определенных хозяйственныхопераций и обоснованность их совершения, содержащие информацию об исполнениираспоряжения. Информация, содержащаяся в этих документах, заносится в учетныерегистры;
— комбинированные документы, заключающие в себе функции распорядительных (разрешительных),оправдательных документов и документов бухгалтерского оформления;
— документы бухгалтерского оформления, предназначенные исключительно для целей бухгалтерского учета,конкретизирующие или поясняющие отражение в бухгалтерском учете тех или иныхфактов хозяйственной деятельности либо их последствий. Эти документы нужны дляоформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетномпроцессе.
Кроме того, по объему отраженныхопераций документы подразделяются на: первичные документы, содержащиеинформацию об одной хозяйственной операции; сводные документы, предназначенныедля обобщения информации обо всей совокупности однотипных хозяйственныхопераций за определенный промежуток времени.
По количеству отраженных в них операцийдокументы подразделяются на: разовые документы, составляющиеся отдельно покаждой операции (например, накладная на отпуск материалов); накопительныедокументы, отражающие несколько операций за определенный период (например,лимитно-заборная карта).
По числу учитываемых позиций документыбывают: однострочными, содержащими одну учетную позицию; многострочными,содержащими две и более учетные позиции.
По месту составления документыклассифицируются на: внутренние документы, составленные в самой организации еесотрудниками для оформления внутренних хозяйственных операций; внешниедокументы, составленные контрагентами организации, поступающие от стороннихорганизаций и отражающие взаимоотношения организации со своими партнерами побизнесу.
По содержанию хозяйственных операцийдокументы подразделяются на: материальные документы, служащие для оформленияопераций по движению товарно-материальных ценностей; денежные документы,предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежнымисредствами организации; расчетные документы, используемые для оформлениярасчетных взаимоотношений организации со своими партнерами по внешнимобязательствам.
По способу заполнения документы могутбыть заполненными вручную или с помощью компьютера.
В отдельную группу документов следуетвыделить учетные регистры, то есть документы аналитического и синтетическогоучета (ведомости, журналы-ордера, бухгалтерские книги и т. д.).
Правила документооборота и технологияобработки учетной информации утверждаются в составе принятой организациейУчетной политики.
Документооборот (создание или получение от других предприятий, принятие к учету,обработка и передача в архив первичных документов) на предприятиирегламентируется графиком документооборота организации, который по каждомудокументу должен содержать следующие разделы: наименование документа; порядоксоздания документа, включающий количество экземпляров, ответственных завыписку, оформление и исполнение документа, и срок исполнения документа;порядок проверки документа с указанием ответственных за проверку, тех, ктопредставляет, порядок представления и срок представления; порядок обработкидокумента с указанием исполнителей и срока исполнения; порядок передачидокумента в архив с указанием исполнителей и срока передачи.
По истечении установленных действующимзаконодательством сроков хранения документов в организации они подлежатпередаче на хранение в Архивный фонд Российской Федерации либо уничтожению.
Налоговым кодексом установленминимальный срок хранения документов для целей проверки правильности исчисленияналогов. Этот срок составляет четыре года (статья 23 НК РФ). Поэтому срокихранения основных бухгалтерских документов регламентируются: в течение четырехкалендарных лет деятельности налогоплательщика по налоговому законодательству ине менее пяти лет по требованиям бухгалтерского учета.
Ответственным за сохранность документовв течение установленных сроков является руководитель организации.
В соответствии с распоряжениемПравительства РФ «Об обеспечении сохранности документов по личному составу»,учредителям вновь образующихся юридических лиц рекомендовано включать в своиучредительные документы положения об обеспечении учета и сохранности документовпо личному составу и своевременной передаче их на государственное хранение приреорганизации или ликвидации юридического лица, а органам исполнительной властиосуществлять государственную регистрацию учредительных документов при наличии вних указанных положений.
Уничтожение документов оформляется актами(на управленческую документацию составляется один экземпляр, нанаучно-техническую — два), утверждаемыми руководителем организации.
Уничтожить документы по истеченииустановленных сроков можно только при условии, что за указанный периодпроведена инвентаризация. Если период, которыйохватывают документы, не обревизован, то уничтожить их нельзя.
Перечень лиц, которые могут подписыватьпервичные документы, утверждает руководитель организации по согласованию сглавным бухгалтером. Лица, составившие и подписавшие первичные документы, несутответственность за своевременное и качественное оформление этих документов, атакже за достоверность содержащихся в них данных. Если документ подписываетлицо, у которого нет полномочий на это, то такой документ считаетсясоставленным от имени этого лица, а не от имени организации. Такое лицо будетполностью нести ответственность за последствия по совершенной операции,оформленной этим документом. Однако руководитель организации может одобритьсовершенную сделку.
Внесение исправлений в банковские икассовые документы не допускается. В остальные первичные документы исправлениямогут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшимиэти документы. При этом не допускаются подчистки и неоговоренные исправления.Неправильный текст или цифру надо аккуратно зачеркнуть и над зачеркнутымтекстом или цифрой сделать правильную запись. Зачеркивание производится однойчертой, чтобы можно было прочитать исправленное. Рядом надо написать«Исправлено». Лица, подписавшие документ, должны снова поставить свои подписи.
Первичные документы, прошедшиеобработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторногоиспользования. Это может быть, например, дата записи в учетный регистр иподпись бухгалтера, оттиск штампа «Погашено» и т. п.
На всех документах, приложенных кприходным и расходным кассовым ордерам, на самих ордерах и на документах,послуживших основанием для начисления заработной платы, делают надпись от рукиили проставляют штамп «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа,месяца, года).
Унифицированные формы первичной учетнойдокументации по учету торговых операций, денежных расчетов с населением приосуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, поучету торговых операций при продаже товаров в кредит, по учету торговыхопераций в комиссионной торговле утверждены постановлением Госкомстата Россииот 25 декабря 1998 г. № 132. Во всех этих формах требуется наличие кодапредприятия по ОКПО и кода вида деятельности по ОКДП. Эти коды указаны винформационном письме органа статистики, в котором зарегистрированаорганизация. Показатель «Код операции» заполняется организациями, у которыхимеется справочник таких кодов. Этот справочник организация разрабатываетсамостоятельно. Он используется, как правило, при автоматизированной системеобработки бухгалтерских документов. В графах «Код товара» организациипроставляют код, присвоенный товару в складском учете. Эти коды организациятакже разрабатывает самостоятельно.
Для учета торговых операций утвержденыследующие общие унифицированные формы (табл. 1).
Таблица 1
Унифицированные формы для учета торговыхопераций№ Наименование ТОРГ-1 Акт о приемке товаров ТОРГ-2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТОРГ-3 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров ТОРГ-4 Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика ТОРГ-5 Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика ТОРГ-6 Акт о завесе тары ТОРГ-11 Товарный ярлык ТОРГ-7 Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары ТОРГ-8 Заказ-отборочный лист ТОРГ-9 Упаковочный ярлык ТОРГ-10 Спецификация ТОРГ-12 Товарная накладная ТОРГ-13 Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары ТОРГ-14 Расходно-приходная накладная для мелкорозничной торговли ТОРГ-15 Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей ТОРГ-16 Акт о списании товаров ТОРГ-17 Приходный групповой отвес ТОРГ-18 Журнал учета товаров на складе ТОРГ-19 Расходный отвес (спецификация) ТОРГ-20 Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров ТОРГ-21 Акт о переработке (сортировке) плодоовощной продукции ТОРГ-22 Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц ТОРГ-23 Товарный журнал работника мелкорозничной торговли ТОРГ-24 Акт о перемеривании тканей ТОРГ-25 Акт об уценке лоскута ТОРГ-26 Заказ ТОРГ-27 Журнал учета выполнения заказов покупателей ТОРГ-28 Карточка количественно-стоимостного учета ТОРГ-29 Товарный отчет ТОРГ-30 Отчет по таре ТОРГ-31 Сопроводительный реестр сдачи документов
На основании первичных документовпоставщиков производится оприходование товаров и, следовательно, возмещениеНДС. Возмещение из бюджета НДС производится по фактически оплаченнымпоставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненныеработы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производстваи обращения. Поэтому при поступлении документа, не соответствующегоунифицированной форме, или с не полностью заполненными показателями, или сотсутствующими обязательными реквизитами, во-первых, следует попытатьсяполучить у партнера первичный документ типовой формы, заполненный вустановленном порядке. Если попытка окажется неудачной, торговой организациирекомендуется создать собственный документ унифицированной формы на основедокумента, полученного от контрагента. Например, при поступлении товаранакладная поставщика не соответствует форме № ТОРГ-12. Предприятие торговлиможет оприходовать товар на основе данной накладной и документа, составленноговнутри предприятия и соответствующего требованиям законодательства, напримерформы № ТОРГ-1«Акт о приемке товаров».
Предприятия и индивидуальныепредприниматели, осуществляющие расчеты с помощью контрольно-кассовыхаппаратов, обязаны выдавать покупателям (заказчикам) чек, подтверждающий приемот него наличных средств. Следует помнить, что выдаваемые предприятиям счета,квитанции и другие документы не являются заменителями чека.
Журнал кассира-операциониста (форма №КМ-4) применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег(выручки) по каждой контрольно — кассовой машине организации, а также являетсяконтрольно — регистрационным документом показаний счетчиков.
Журнал должен быть прошнурован,пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного(старшего) бухгалтера организации и печатью.
Все записи в журнале ведутся кассиром —операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковойручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должныоговариваться и заверяться подписями кассира — операциониста, руководителя и главного(старшего) бухгалтера организации.
При совпадении показаний их заносят в журналза текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписямикассира и дежурного администратора (графы 7, 8).
В графу 4 журнала записываются суммы,выписанные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, на основании данных«Акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованнымкассовым чекам» (форма № КМ-3), а также количество напечатанных за рабочий день(смену) нулевых чеков. В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовыйотчет и вместе с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру старшемукассиру.
После снятия показаний счетчиков,проверки фактической суммы выручки делается запись в Журнале кассира —операциониста и подтверждается подписями кассира, старшего кассира и администратораорганизации.
При расхождении результатов сумм на контрольнойленте с выручкой выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи илиизлишки заносятся в соответствующие графы Журнала кассира — операциониста.
Фактическая сумма выручки определяетсяпутем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте. При расхождениирезультатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам,представитель администрации с кассиром должны выяснить причину расхождений.
Возможно уменьшение выручки операционнойкассы на возвращенные суммы по неиспользованным покупателями чекам. На суммысоответствующих чеков кассиром совместно с администрацией предприятиясоставляется акт по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям по возвращеннымими кассовым чекам.
Для оформления возврата денежных суммпокупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочнопробитым кассовым чекам в одном экземпляре составляется акт о возврате денежныхсумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочнопробитым кассовым чекам) — форма № КМ-3.
В акте должны быть указаны номер и суммакаждого такого чека.
Акт составляется членами комиссии и вместес погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию организациии хранится с приложенными документами в документах за данное число. На суммуденег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассыи заносится в Журнал кассира — операциониста (графа 15 формы № КМ-4).Подписывается акт ответственными лицами комиссии в составе руководителя,заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира—операциониста организации.
 
1.2 Особенностибухгалтерского учета товарных операций
Основными хозяйственными процессами в торговлеявляется приобретение товаров и их дальнейшая реализация через предприятиярозничной или оптовой торговли.
Торговлятоварами на практике разделяется на оптовую, мелкооптовую и розничную взависимости от типа договора купли-продажи, вида расчетов за продукции,приобретаемых (отгружаемых) количеств товара и т.д. Причем, вовсе необязательно, чтобы торговая организация осуществляла какой-то определенный виддеятельности. Часто оптовое предприятие производит продажу товаров населению врозницу и, наоборот, организация розничной торговли реализует оптом партиютоваров. В этой связи в целях и бухгалтерского, и налогового учета важно, чтобыторговая организация могла при любых обстоятельствах четко определить видконкретной операции, а также какой из этих видов торговой деятельности являетсядля нее преобладающим (основным).
Оптоваяторговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный среализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшегоиспользования в розничной торговле или профессионального использования.
Мелкооптоваяторговля — разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партийтоваров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи врозничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара примелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единицсоответствующего товара в одной упаковке производителя для розничнойреализации.
Розничнаяторговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный среализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю дляличного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного спредпринимательской деятельностью.
Основнымизадачами учета товарно-материальных ценностей в торговых организациях являетсяобеспечение контроля за: правильным и своевременным поступлениемтоварно-материальных ценностей и оприходованием материально-ответственнымилицами; состоянием и сохранностью товарно-материальных ценностей; выбытием иреализацией товаров; определением финансового результата от реализации товаров;предотвращением отрицательных результатов хозяйственной деятельности торговогопредприятия; выявлением внутренних хозяйственных ресурсов.
Принципыуправления торговой организацией невозможны без поставки эффективной системыбухучета, основанной на соблюдении правил ведения бухгалтерского учета,связанных с товарно-материальными операциями и установленных законодательными инормативными актами, который состоят в единстве оценки товаров приоприходовании и выбытии (продажной или покупной цене); в выборе варианта оценкитоварных запасов при пуске из в реализацию (метод себестоимости каждой единицы,метод средней стоимости, метод ФИФО); в определении порядка отражения вбухучете процесса приобретения товаров (с использованием или без использованиясчета 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей»); в признаниивыручки и прибыли от реализации товаров и материальных ценностей для целейналогообложения (по оплате товаров или по мере их отгрузки и предъявлениипокупателем расчетных документов); в обеспечении достоверности данных бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности путем проведения инвентаризациитоварно-материальных ценностей и обязательств, в ходе которой проверяются идокументально подтверждаются их наличие, состояние, оценка; в разграниченииматериальной ответственности за сохранность товарно-материальных ценностей исвоевременным заключением договоров о материальной ответственности.
Согласно ст.11 п. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» оценка имущества и обязательств проводитсяорганизацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетностив денежном выражении. В торговых организациях для обеспечения достоверностиданных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводитьинвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются идокументально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Выявленные приинвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и даннымбухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке: а) излишекимущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации; б)недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся нарасходы продажи, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица неустановлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации всоответствии со ст. 12 п. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно ст. 13 п. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерскаяотчетность торговых организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета оприбылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторскогозаключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации,пояснительной записки.
Всоответствии со ст. 15 п. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» все торговые организациипредставляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительнымидокументами участникам организации или собственникам ее имущества, а такжетерриториальным органам государства по месту их регистрации.
Согласно плана счетов финансово-хозяйственнойдеятельности от 31.10.2000 года № 94-Н учет бухгалтерских операций в розничной торговлеведется на счетах:
1.   Счет 41 «Товары», где насубсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары врозничной торговле, субсчете 3 отражается тара под товаром и порожняк, насубсчете 4 отражаются покупные изделия.
2.   Счет 42 «Торговаянаценка», где отражается величина торговой наценки по оприходованным товаром.Его используют организации розничной торговли, которые ведут учет товаров попродажным ценам. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупнойцене товара, т.е. доход торговой организации. Установленная сумма торговойнаценки отражается по кредиту счета 42. Сумма торговой наценки по проданнымтоварам сторнируется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» (субсчет«Себестоимость продаж»).
3.   Счет 44 «Расходы напродажу», где отражаются расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и спродолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка,упаковка).
4.   Счет 50 «Касса», гдеотражается сумму денежных средств, находящихся в организации, вырученных запродажу товаров.
5.   Счет 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», где отражается оприходование товаров отпоставщиков и покупателей,
6.   Счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками», где отражаются операции по (отпуску) продажетоваров.
7.   Счет 70 «Расчет сперсоналом по оплату труда», где отражается начисление и выплата зарплатыработникам, связанных с закупом и реализацией товаров.
8.   Счет 90 «Продажи», гдеотражается выручка от продажи товаров, а также расходы, связанные с ней. Ксчету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90-1«Выручка»;
90-2«Себестоимость продаж»;
90-3«Налог на добавленную стоимость»;
90-4«Акцизы»;
90-9«Прибыль/убыток от продаж».
Ежемесячносопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2«Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленнуюстоимость» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка»определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетныймесяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами)списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99«Прибыли и убытки». Таким образом, счет 90 «Продажи» сальдо наотчетную дату не имеет.
9.   Счет 99 «Прибыли иубытки», где по результатам хозяйственной деятельности предприятия отражаетсяконечный результат работы организации (прибыль или убыток).
Организации,продающие товары в розницу, должны выбрать и отразить в учетной политике способучета товаров. В розничной торговле существуют два варианта учета товаров:
1. Пофактической себестоимости. Она складывается из всех затрат по их покупке (п.6ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
2. Попродажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственныхзапасов"). Учет ведется с использованием счета 42 «Торговая наценка».
В розничнойторговле учет товаров, как правило, ведется по розничным ценам. Это означает,что учетной ценой товара является цена, по которой товар продается. Рассмотримобщие схемы учета реализации при разных режимах налогообложения.
Если торговаяорганизации находится на уплате ЕНВД или УСН, то в бухгалтерском учете следуетсделать следующие проводки:
Дебет 50Кредит 90-1 — отражена выручка от продажи товара;
Дебет 90-2Кредит 41-2 — списана себестоимость проданного товара;
Ворганизациях, ведущих учет товаров по продажным ценам, вместо последней записивыполняются две проводки:
Дебет 90-2Кредит 41- списана учетная стоимость проданного товара;
Дебет 90-2Кредит 42/сторно — сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданнымтоварам.
Если жеорганизация находится на общем режиме налогообложения, то ей следует выделитьНДС из стоимости покупных товаров и предъявить его к вычету. А также начислитьНДС со стоимости проданного товара. Проводки по реализации товара в даннойорганизации будут выглядеть следующим образом
Дебет 50Кредит 90-1 — отражена выручка от продажи товара;
Дебет 90-2Кредит 41 — списана себестоимость проданного товара;
Ворганизациях, ведущих учет товаров по продажным ценам, вместо последней записитакже выполняются две проводки:
Дебет 90-2Кредит 41 — списана учетная стоимость проданного товара;
Дебет 90-2Кредит 42/сторно — сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданнымтоварам.
Дебет 90-3Кредит 68/НДС — начислен НДС со стоимости проданного товара.
По положению бухучета «Учетная политикаорганизации» ПБУ 1/98 от 09.12.1998 года 60Н к способам ведения бухучетаотносятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,погашения стоимости активов организации документооборота, инвентаризации,способы применения счетов бухучета. (ст. 2 ПБУ 1/98).
К способам ведения бухучета, принятым приформировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерскойотчетности относятся способы оценки товаров, признание прибыли от продажитоваров. (П12 ПБУ 1/98). Изменение учетной политики может производиться вслучаях существенного изменения условий деятельности, это может быть связано среорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности (ст. 16 БПУ1/98).
По положению бухучета «Учет материально-производственныхзапасов» ПБУ 5-01, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001года № 44Н товары являются частью материально-производственных запасов,приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенныедля продажи.
Организации, осуществляющие торговуюдеятельность, могут затраты по доставке товаров до складов, производимые домомента их передачи в продажу, включить в состав расходов на продажу (ст. 13ПБУ 5/01).
Согласно Гражданскому Кодексу РФ,предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажитоваров, выполнения работ, услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве вустановленном законом порядке (ст. 2. п. 1 ГК РФ). По общему правилу, правособственности переходит в момент передачи вещи, если иное не предусмотренозаконом или договором (ст. 223 ГК РФ). Переданной считается вещь, сданнаяперевозчику для отправки потребителю или в организацию связи для пересылкиприобретенных вещей (ст. 224 ГК РФ). Если товары будут поставлены до моментаоплаты, то в договорах может быть предусмотрен переход права собственности кпокупателю: после полной оплаты, в момент поступления на склад покупателя, приоплате определенной части договорной цены, по договору розничной купли-продажипродавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров врозницу, обязуется передать покупателю товара, предназначенный для личногосемейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст.492 ГК РФ).
Доходом признается экономическая выгода вденежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и втой мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии сглавами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (ст.41 НК РФ).
Налоговая база при начислении «Налога надобавочную стоимость» исчисляется исходя из цен определяемых на рынкеидентичных товаров при взаимодействии спроса и предложения на рынке, с учетомакцизов и без включения в них налога (ст. 154 НК РФ), т. е. реализация товаровбудет складываться из выручки от реализации этих товаров за минусом НДС.Налогообложение производится согласно налоговой ставке 1- и 18 процентов (ст.164 НК РФ).
Доходами отреализации в торговых организациях при исчислении налога на прибыль являетсявыручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений,связанных с расчетом за реализованные товары, выраженные в денежной или натуральнойформах (ст. 249 НК РФ).
Порядок признания доходов и расходов производитсясогласно методу начисления доходов и расходов признанного в учетной политикеторговой организации (ст. 268 НК РФ). Налоговая ставка устанавливается вразмере 24 процентов (ст. 284 п.1 НК РФ).

Глава 2Бухгалтерский учет в ООО «Радуга»
 
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика ООО «Радуга»
 
ООО «Радуга» является торговым предприятием, созданным в 1992 году, частной формы собственности. Организационно-правовая форма фирмы «Радуга» — общество с ограниченной ответственностью. Преимуществами данной организационно-правовой формы являются: возрастание финансовых возможностей за счет распределения функций управления предприятием, привлечения вкладов от участников общества. Особенность общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что участники ООО несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
ООО «Радуга» действует на основании Устава № 318 от 23.04.01 г. Размер уставного капитала общества на начало 2006 г. составил 1 млн. руб. Высшим органом общества является общее собрание его участников. В обществе избирается исполнительный орган – директор – сроком на два года, который осуществляет руководство текущей деятельностью общества на основе единоначалия.
По данным на 05.01.2006 г. среднесписочная численность работников ООО «Радуга» составила 214 человек, объем товарооборота в 2006 году 81224 тысяч рублей, среднегодовая стоимость основных фондов 3920 тысяч рублей. Исходя из приведенных данных, ООО «Радуга» является торговым предприятием среднего масштаба.
ООО «Радуга» имеет организационную структуру управления линейно-функционального типа. Для линейно-функционального типа организационных структур характерно разделение труда по конкретным функциям: существуют специальные отделы, во главе которых стоят руководители (начальник коммерческого отдела, главный бухгалтер и др.) Каждый руководитель единолично возглавляет порученный ему участок работы и несет полную ответственность. При данном типе структуры отдельные функции выполняются соответствующим подразделением, но связи между отделами ослаблены.
В ООО «Радуга» налажена централизованная форма бухгалтерской службы, то есть все аспектыбухгалтерского учета сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейсяединым подразделением организации. Такое ее построение дает возможностьорганизовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечитьконтроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными,коммерческими и иными процессами в организации.
Согласно Уставу Общество осуществляет следующие виды деятельности: оптовая и розничная продажа мебели, хозяйственных товаров, строительных материалов и т.п. Ассортимент ООО «Радуга» включает более 10 тысяч наименований жилой корпусной, мягкой, офисной мебели, мебели для баров, ресторанов, кафе ведущих российских и итальянских производителей. ООО «Радуга» производит и реализует профессиональную спецодежду для работников торговли, медиков, охранных структур. Ассортимент хозяйственных товаров включает фарфоровую, алюминиевую посуда, посуду с антипригарным покрытием, столовые принадлежности, изделия из пластмассы и т.п.
Центральный офис ООО «Радуга» располагается в Торговом центре на ул. Гагарина, 61. Кабинеты, где располагается управленческий персонал, имеют современный интерьер и техническое оснащение, что создает благоприятную рабочую атмосферу. Каждое рабочее место оснащено компьютером.
Цель коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Радуга» — получение прибыли.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Радуга» за 2004-2006 гг. представлены в таблице 2. Данные взяты из отчетов о прибылях и убытках 2005-2006 года (Приложения 1,2).

Таблица 2
Основные экономические показатели ООО «Радуга» за 2004-2006 гг. 
Показатели
Годы
Отклонение, (+,-)
Темп роста, %
 
2004 г.
 
2005 г.
 
2006 г.
2005 г.
к
2004 г.
2006 г.
к
2005 г.
2005 г.
к
2004 г.
2006 г.
к
2005 г.
Выручка от продажи товаров, работ, услуг (тыс.руб.)
 
 
68806
 
 
71500
 
 
128746
 
 
+2694
 
 
+57246
 
 
103,9
 
 
180,06
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс.руб.),
в % к обороту
 
 
54132
78,7
 
 
55753
77,9
 
 
108669
84,4
 
 
+1621
-0,7
 
 
+52916
+6,5
 
 
 
103
 
 
 
194,9
Валовый доход, тыс. руб.,
в % к обороту
14674
21,3
15746
22,0
20076
15,6
+1072
+0,7
+4330
— 6,4
 
107,3
 
127,5
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.,
в % к обороту
 
 
9650
14,0
 
 
10791
15,1
 
 
13807
10,7
 
 
+1141
+1,1
 
 
+3016
-4,4
 
 
 
111,8
 
 
 
127,9
Прибыль/убыток от реализации,
тыс.руб.,
в % к обороту
 
 
5024
7,3
 
 
4954
6,93
 
 
6269
4,87
 
 
-70
-0,37
 
 
+1315
-2,06
 
 
 
98,6
 
 
 
126,5
Балансовая прибыль (убыток), тыс. руб.,
в % к обороту
 
+5478
8
 
+2648
4
 
+907
0,7
 
-2830
-4
 
-1741
-3,3
 
 
48,34
 
 
34,25
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.,
в % к обороту
 
+3573
5,19
 
+1342
1,8
 
+304
0,24
 
-2231
-3,31
 
-1038
-1,64
 
 
37,5
 
 
22,7
Средняя численность работников торговой организации, чел.
 
 
195
 
 
202
 
 
214
 
 
+7
 
 
+12
 
 
103,6
 
 
106
Производительность труда работников предприятия, тыс. руб.
 
 
353
 
 
354
 
 
602
 
 
+1
 
 
+248
 
 
100,3
 
 
170
Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %
 
 
+7,3
 
 
+6,93
 
 
+4,87
 
 
-0,37
 
 
-2,06
 
 
94,9
 
 
70,3
 

Данные таблицы 2 показывают, что у предприятия увеличилась выручка от реализации 2005 года на 2694 тыс. руб. (3,9 % = 71500/68806 * 100-100) по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году – увеличилась на 57246 тыс. руб. (80,06 %) по сравнению с 2005 годом. Это, в свою очередь, объясняется увеличением себестоимости товаров, а именно в 2005 году по сравнению с 2004 годом она увеличилась на 1621 тыс. руб. (3%), а в 2006 году – увеличилась на 5216 тыс. руб. (94,4 %) по сравнению с 2005 годом.
Валовый доход в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 1072 тыс. руб. (7,3 %), а в 2006 году по сравнению с 2005 годом – увеличился на 4330 тыс. руб. (27,5 %). Но доля валового дохода к обороту (торговая наценка) в 2005 году – снизилась на 6,4 % по сравнению с 2004 годом.
Прибыль от реализации в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 70 тыс. руб., это связано с увеличением коммерческих и управленческих расходов на 1141 тыс. руб. (11,8 %). А прибыль от реализации в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 1315 тыс. руб. (26,5 %). Но при этом её доля в товарообороте снижается.
Балансовая прибыль снизилась в 2005 году на 2830 тыс. руб. (51,66 %) по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году – снизилась на 1741 тыс. руб. (65,75 %) по сравнению с 2005 годом, в результате увеличения операционных и внереализационных расходов. Чистая прибыль снизилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 2231 тыс. руб. (62.5 %), а в 2006 году – снизилась на 1038 тыс. руб. (77,3 %) по сравнению с 2005 годом.
Также необходимо отметить, что производительность труда в 2005 году увеличилась на 1 тыс. руб. по сравнению с 2004 годом, в 2006 году по сравнению с 2005 годом – увеличилась на 248 тыс. руб. Это произошло в результате увеличения товарооборота и численности работников. Рентабельность продаж по прибыли от реализации в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 0,37 %, а в 2006 году – снизилась на 2.06 %.
 

2.2 Особенностиорганизации и ведения бухгалтерского учета в ООО «Радуга»
В ООО «Радуга» ежегодно в начале новогогода принимается новая учетная политика на основе учетной политики предыдущегогода, в которой определяются основные аспекты ведения бухгалтерского учета ворганизации. Не смотря на то, что учетная политика не входит в состав сдаваемойв налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности, бухгалтер ООО «Радуга»представляет её в налоговые органы в начале каждого финансового года, так какэто позволяет автоматически информировать их о применяемых методах бухгалтерскогои, что особенно важно, налогового учета (например, о моменте возникновенияобязательств по начислению НДС — «по оплате» или «по отгрузке»). Основнымнормативным документом, регламентирующим основы формирования и раскрытияучетной политики организации для целей бухгалтерского учета и используемымбухгалтером ООО «Радуга» является ПБУ 1/98, используются также Закон обухгалтерском учете, и иные положения по бухгалтерскому учету.
В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/98 подучетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способовведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения,текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Поскольку,согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, ответственность за организациюбухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства привыполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, учетнаяполитика оформляется приказом (распоряжением) этого руководителя.
Структура учетной политики побухгалтерскому учету устанавливается самойорганизацией. В ООО «Радуга» используется следующий принцип ее построения:
1) организационные моменты учетнойполитики;
2) способы оценки имущества иобязательств и методы отражения их в бухгалтерском учете;
3) прочие положения учетной политики.
Организационные моменты учетной политикиООО «Радуга» включают в себя различного рода положения, касающиеся общихпринципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевыеособенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составленияотчетности и др.). При определении методов и способов ведения бухгалтерскогоучета в ООО «Радуга» учитываются особенности розничной и оптовой торговли, атакже применение для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевыхметодик и рекомендаций. К ним, в частности относятся:
1) Методические рекомендации побухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, ифинансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания,утвержденные Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2 (далееМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержкиобращения);
2) Методика учета сырья, товаров ипроизводства в предприятиях массового питания различных форм собственности,утвержденная Отраслевым центром повышения квалификации работников торговлиКомитета Российской Федерации по торговле 12 августа 1994 г. № 1-1098/32-2(далее Методика учета сырья);
3) Методические рекомендации по учету иоформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли,утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5 (далееМетодические рекомендации по учету товаров).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8Закона о бухгалтерском учете в ООО «Радуга» бухгалтерский учет имущества,обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи навзаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетовбухгалтерского учета.
Чтобы систематизировать и накапливатьинформацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать еена счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, в ООО «Радуга» ведутсярегистры бухгалтерского учета.
В ООО «Радуга» применяется машинно-ориентированная(автоматизированные) форма учета на основе журнально-ордерной формы. Так какрегистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах), наотдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использованииперсонального компьютера.
Способы оценки имущества и обязательстви методы отражения их в бухгалтерском учете в ООО «Радуга» следующие.
Порядок отражения в учете движенияосновных средств и начисления по ним амортизации отражен в ПБУ 6/01. В ООО«Радуга» практически все активы, срок службы которых превышает 12 месяцев (иудовлетворяющие иным требованиям, установленным пунктом 4 ПБУ 6/01) относят косновным средствам. В тоже время, в учетной политике ООО «Радуга» предусмотренконкретный перечень предметов труда, которые не могут быть отнесены к основнымсредствам независимо от срока службы в силу их массового применения иневозможности пообъектного учета (канцтовары, посуда, хозяйственный инвентарь,различного рода рабочие инструменты, электроприборы и т. д.). А также указано,что в пределах стоимости 10 000 рублей включительно основные средства сразу жепосле ввода в эксплуатацию списываются на расходы организации согласно пункту18 ПБУ 6/01. При этом в качестве способа дальнейшего контроля за сохранностью идвижением такого рода объектов (пункт 18 ПБУ 6/01) выбран аналитический учет,когда контроль за движением объекта ведется непосредственно на счете 01«Основные средства» в количественном выражении.
Все основные средства в ООО «Радуга» принимаютсяк учету по первоначальной стоимости согласно пункту7 ПБУ 6/01. При формировании первоначальной стоимости основных средств процентыпо обязательствам, связанным с приобретением основных средств, не включаются вих первоначальную стоимость, а отражаются на счете 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Стоимость остальных объектов основныхсредств погашается посредством начисления амортизации. Пунктом 18 ПБУ 6/01определены четыре способа начисления амортизации основных средств: линейныйспособ; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); способуменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срокаполезного использования.
ООО «Радуга» применяет линейный способ,при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя изпервоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации,исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Срок полезного использования основныхсредств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта кбухгалтерскому учету (пункт 20 ПБУ 6/01) на основании технических и иныххарактеристик объекта.
Следует отметить, что для определениясрока полезного использования основных средств, приобретенных после 1 января2002 года, в бухгалтерском учете ООО «Радуга» применяется «налоговая»Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы,утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (далееКлассификация основных средств). Приведем пример исчисления амортизацииосновных средств линейным способом.
ООО «Радуга») приобретен компьютер,первоначальной стоимостью 24 000 рублей (без учета НДС). Для определения срокаполезного использования применена Классификация основных средств, на основаниикоторой срок полезного использования данного оборудования установлен в размере5 лет (3 амортизационная группа).
Соответственно, годовая нормаамортизации будет равна:
100%: 5 лет = 20%.
Величина ежемесячной суммыамортизационных отчислений в этом случае будет составлять:
24 000 руб. х 20%: 12 месяцев = 400 руб.
Так же как и по НМА, срок полезногоиспользования в этих целях может быть выражен в месяцах. В таком случае расчетежемесячной суммы амортизации основного средства будет выглядеть следующимобразом:
24 000 руб.: (5 лет х 12 мес.) = 400руб.
В бухгалтерском учете начислениеамортизации по объектам основных средств (при любом способе начисленияамортизации) необходимо отразить так:
дебет счета 44 кредит счета 02«Амортизация основных средств» — 400 руб. — начисленаамортизация основных средств.
Организации торговли и общепита имеютправо не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группыоднородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимостипутем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночнымценам (пункт 15 ПБУ 6/01). Но в ООО «Радуга» данным правом не пользуются.
К материально-производственным запасам(МПЗ) в ООО «Радуга» относятся материалы, используемые в деятельности торговойорганизации, и товары. Порядок их учета определен положениями ПБУ 5/01. МПЗмогут поступать в организацию путем их приобретения за плату, создания силамисамой организации, безвозмездного получения (дарения), обмена на иное имущество(работы или услуги) или вклада в уставный капитал.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету вООО «Радуга» по фактической себестоимости (пункт 5ПБУ 5/01). В этом случае все затраты, связанные с поступлением МПЗ, собираютсянепосредственно на счете 10 в разрезе полученных партий сырья и материалов.Постановка такого учета возможна, как правило, лишь при небольшой номенклатуреМПЗ (или достаточно высоком уровне автоматизации бухгалтерского и складскогоучета). При этом необходимо четко отслеживать принадлежность расходов,связанных с приобретением МПЗ, к определенной их партии. Если подобные затраты,связанные с поступлением МПЗ, отражены в учете уже после оприходованияматериалов, то эти расходы подлежат отнесению на счет 44.
Например, ООО «Радуга» приобрела 100 пачек бумаги, стоимостью 11 800 рублей (в т.ч. НДС18% — 1 800 рублей). Для их перевозки на склад организации была нанята машина утранспортной компании. Стоимость транспортировки бумаги составила 1 180 рублей(включая НДС 18% — 180 рублей). В учете данные операции отражаются следующимобразом (табл. 3)
Таблица 3
Отражение МПЗ в бухгалтерском учетеСодержание операций Дебет счета Кредит счета Сумма, руб. Оприходованы материалы (бумага) (без учета НДС): (11800 руб. – 1800 руб.) 10 60 10000 Отражена в учете стоимость транспортировки бумаги на склад организации (без учета НДС): (1180 руб. -180 руб.) 10 60 1000 Отражен в учете НДС по приобретенным материалам и транспортным расходам (1800 руб. + 180 руб.) 19 60 1980 Произведена оплата поставщику бумаги и транспортной компании: (11800 руб. + 1180 руб.) 60 51 12980 Принят к вычету НДС, уплаченный поставщику материалов и за транспортные услуги 60, субсчет «Расчеты по НДС» 19 1980
Если, например, расчетные документы натранспортные услуги поступили после оприходования материалов (бумаги), топроводки в части расчетов с транспортной компанией в ООО «Радуга» будут такими:
дебет счета 44 кредит счета 60 — 1 000 руб. (1 180 руб. — 180 руб.) — стоимость доставкиматериалов на склад организации отнесена на издержки обращения (без учета НДС);
дебет счета 19 «Налог на добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям» кредит счета 60 — 180 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;
дебет счета 60 кредит счета 51«Расчетные счета» — 1 180 руб. — произведенаоплата транспортной компании за услуги;
дебет счета 68 «Расчеты по налогам исборам», субсчет «Расчеты по НДС» кредит счета 19 — 180 руб. — принят к вычету НДС, уплаченной за услуги по доставкематериалов.
Если в процессе производства организацияиспользует значительную номенклатуру материалов, то распределение произведенныхрасходов по каждой партии МПЗ довольно затруднительно и трудоемко. Поэтомупроще использовать рассчитанные экономическими службами так называемые учетные(или плановые) цены, которые будут постоянными в пределах определенноговременного периода до момента их пересмотра по каким-либо причинам (например,резкое увеличение стоимости материалов). В этих условиях и применяются счета 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение встоимости материальных ценностей». В ООО «Радуга» данные счета не применяются.
Оценкаматериалов при их отпуске на издержки обращения (и ином выбытии) осуществляетсяорганизацией одним из следующих методов (пункт 16 ПБУ 5/01): по себестоимостикаждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времениприобретения МПЗ (метод ФИФО). В ООО «Радуга» используют метод по средней себестоимости.Поскольку данный способ применяется в ООО «Радуга» и при списании фактическойстоимости реализованных товаров (являющихся частью МПЗ), более подробно списаниематериалов будут рассмотрено ниже.
Как уже говорилось выше, товары в ООО«Радуга» являются частью МПЗ. Поэтому порядок учета операций, связанных сдвижением товаров, по многим позициям аналогичен порядку учета материалов итакже регламентируется ПБУ 5/01. В то же время имеется ряд особенностей,которые необходимо отдельно выделять в учетной политике организации.
Например, оценка товаров по ценамприобретения (фактической себестоимости) согласно пункту 13 ПБУ 5/01 аналогичнаоценке материалов в похожих случаях (при приобретении за плату, безвозмезднойпередаче (дарении), взносе в качестве уставного капитала, получении в порядкетоварообмена). Однако для организаций розничной торговли существует еще одна возможностьоценки товаров в учете — по продажным ценам, включающим в себя торговуюнаценку.
Следовательно, стоимость приобретенныхтоваров в учете таких организаций может быть отражена либо по покупнойстоимости, определенной в соответствии с пунктами 5 и 6 ПБУ 5/01, либо попродажным ценам, включающим помимо стоимости приобретения еще и торговуюнаценку.
В зависимости от выбранного способа уорганизации розничной торговли стоимость приобретенных товаров может отражатьсяв бухгалтерском учете на счете 41 «Товары» по покупным или продажным ценам. Впоследнем случае будет также применяться счет 42 «Торговая наценка». В ООО«Радуга» оценка товаров производится по ценам приобретения (фактическойсебестоимости), так как периодически в организации осуществляются оптовыепродажи, поэтому выше описанная особенность оценки товаров в учете ООО «Радуга»не используется.
Оприходование товаров по покупным ценамв ООО «Радуга» аналогично отражению в учете поступивших материалов. При этомфактические затраты, связанные с приобретением (поступлением) товаров(продуктов), собираьтся предприятием непосредственно на счете 41 (в этом случаесхема проводок будет аналогична рассмотренной при МПЗ, только вместо счета 10будет использоваться счет 41).
Например, за январь 2008 г. в ООО«Радуга» были произведены следующие расходы, связанные с приобретением товаров:
фактическаястоимость товаров, полученных от поставщика, составила 10 000 рублей;
транспортныерасходы по доставке товаров на склад — 1 000 рублей;
прочиерасходы, связанные с приобретением товаров, включаемые в их фактическуюсебестоимость, — 3 000 рублей.
Длянаглядности примера все указанные выше расходы приведены без учета НДС. Вбухгалтерском учете бухгалтером ООО «Радуга» при этом делается проводка:
дебет счета41 кредит счета 60 — 14 000 руб. (10 000 руб. + 1 000 руб. + 3 000 руб.) — расходы,связанные с приобретением товаров (продуктов), включены в их фактическуюсебестоимость (без учета НДС).
Если жерасчетные документы по каким-либо прочим расходам, связанным с приобретениемтоваров (продуктов) помимо договорной цены поставщика, поступили в организациюпосле их оприходования, то в учете они отражаются так:
дебет счета44 кредит счета 60 — отражены расходы, связанные с приобретением товаров (продуктов),расчетные документы по которым поступили после отражения стоимости этих товаров(продуктов) в учете.
Отметим, что в торговых организацияхвозможно />отражение в учете товаров по продажным ценам. Приприменении организациями торговли торговой наценки следует учесть, что такаянаценка может определяться как в целом по компании (по всей номенклатуретоваров или продуктов), так и в разрезе отдельных видов или групп товаров(продуктов).
Данный способ удобен тем, чтосебестоимость реализованных товаров будет тождественна величине выручки от ихреализации. Однако для формирования финансовых результатов от операцийреализации необходимо установить фактическую себестоимость реализованныхтоваров, отразив данный порядок в учетной политике.
Согласно Плану счетов (Инструкции поприменению Плана счетов)), сумма торговой наценки на остаток нереализованныхтоваров (продуктов) на предприятиях розничной торговли (общепита) может быть определенапо процентному методу. Такой процент исчисляется исходя из отношения величиныторговой наценки на остаток товаров (продуктов) на начало отчетного периода(месяца) и оборота по кредиту счета 42 к сумме реализованных по продажным ценамза месяц товаров (изделий кухни) и остатка товаров (продуктов) на конец месяца(также по продажным ценам).
Так называемый средний процентреализованного торгового наложения можно представить следующей формулой:
(сумма торговой наценки на начало месяца+ торговая наценка по поступившим за месяц товарам (продуктам)): (выручка отреализации товаров (изделий кухни) за месяц) + остаток товаров (продуктов) наконец месяца) х 100% = средний процент
или
(сальдо по счету 42-1 на начало месяца +кредитовый оборот по счету 42-1): (оборот по кредиту счета 90 + остаток посчету 41 (или остаток по счету 41 + остаток по счету 20)) х 100% = среднийпроцент.

Умножая полученный средний процентреализованного торгового наложения на стоимость реализованных по продажнымценам товаров (изделий кухни), определяют величину торговой наценки,приходящейся на реализованные товары (изделия кухни).
В ООО «Радуга» данный способ неиспользуется.
Пунктом 13ПБУ 5/01 предусмотрено для всех торговых организаций (оптовых и розничных)отнесение затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз),производимых до момента их передачи в продажу, в покупную (продажную) стоимостьтоваров или продуктов (то есть либо непосредственно на счет 41 «Товары», либопосредством применения счетов 15 и 16). Но затраты можно также включать всостав расходов на продажу (издержек обращения), в этом случае они относятся насчет 44 «Расходы на продажу». В этом случае, согласно Плану счетов (Инструкциипо применению Плана счетов) такого рода расходы списываются в составе издержекобращения на себестоимость продаж не в полной сумме, а только в части,приходящейся на реализованные товары. Такой расчет будет производитьсяследующим порядком: 1) суммируются транспортные расходы, приходящиеся наостаток товаров (продуктов) на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;2) определяется выручка от реализации товаров (изделий кухни), проданных вотчетном месяце, и остаток товаров (продуктов) на конец месяца; 3) определяетсясредний процент издержек обращения к общей стоимости товаров (продуктов) путемделения определенной в подпункте 1 суммы издержек обращения к суммереализованных и оставшихся товаров или продуктов (согласно подпункту 2); 4)умножением суммы остатка товаров (продуктов) на конец месяца на средний процентуказанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку товаров (продуктов)на конец месяца.
В ООО «Радуга» расходы по заготовке идоставке товаров на склады (как правило, большинство из них составляюттранспортные расходы) включаются в покупную (продажную) стоимость товаров илипродуктов, то есть непосредственно на счет 41 «Товары».
Оценка товаров (продуктов) при ихвыбытии (продаже, списании, передаче и т.п.) производится теми же способами,что и материалы (пункт 16 ПБУ 5/01): по себестоимости каждой единицы; посредней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров(продуктов) (способ ФИФО).
Способ оценкипо себестоимости каждой единицы применяют те организации торговли (общепита), укоторых присутствует небольшая номенклатура товаров (продуктов). Для этого вбухгалтерии и на складе учет движения товаров (продуктов) ведется отдельно покаждой их партии (даже если эти товары (продукты) отличаются только своейценой). Такой метод является достаточно трудоемким.
Поэтомубольшинство организаций, включая ООО «Радуга» применяют способ оценки посредней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) товаров(продуктов) как частное от деления общей себестоимости вида (группы) товаров(продуктов) на их количество. Поскольку порядок применения указанных вышеметодов одинаков и для торговли (оптовых и розничных), и для общественногопитания, то мы рассмотрим их на примере организаций торговли.
Метод ФИФО основан на допущении,что товары реализуются (либо продукты отпускаются в производство) в течениеопределенного периода в последовательности их приобретения (поступления), тоесть, товары (продукты), первыми проданные (поступившие в производство), должныбыть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетомсебестоимости товаров (продуктов), числящихся на начало этого периода.
В данномслучае делается предположение, что реализованы (отпущены для производственныхцелей) товары (продукты) из самой первой поступившей на склад партии. Есликоличество товаров (продуктов) в этой первой партии меньше израсходованного, тосписываются товары (продукты) из второй партии, и так далее. В ООО «Радуга»данный метод не применяется.

Заключение
Нормативной базой для организации иведения бухгалтерского учета в торговых организациях являются: ФедеральныйЗакон «О бухучете» от 21.11.96 № 129 – ФЗ; План счетов бухучетафинансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по егоприменению, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 944; Положения поведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденные приказамиМинистерства финансов РФ. Требования к первичной документации определены вГосударственном стандарте РФ «Унифицированные системы документации.Унифицированная система организационно-распорядительной документации.Требования к оформлению документов (ГОСТ 6.30-2003)», введенные в действие с 1июля 2003 года. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены поформе, содержащейся в Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговыхопераций».
Основнымихозяйственными процессами в торговле является приобретение товаров и ихдальнейшая реализация через предприятия розничной или оптовой торговли.
Согласноплана счетов финансово-хозяйственной деятельности от 31.10.2000 года № 94-Нучет бухгалтерских операций в розничной торговле ведется на счетах: счет 41«Товары», счет 42 «Торговая наценка», счет 44 «Расходы на продажу», счет 50«Касса», счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками», счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда»,счет 90 «Продажи», счет 99 «Прибыли и убытки».
В работе исследовано ведение бухгалтерского учета ООО «Радуга», являющееся торговым предприятием, частной формы собственности.
В ООО «Радуга» налажена централизованная форма бухгалтерской службы, то есть все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейся единым подразделением организации. Такое ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечить контроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными процессами в организации. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Радуга» за 2004-2006 гг. показал снижение рентабельности продаж по прибыли от реализации за счет увеличения расходов на продажу. Рентабельность продаж по прибыли от реализации в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 0,37 %, а в 2006 году – снизилась на 2.06 %.
Все основные средства в ООО «Радуга»принимаются к учету по первоначальной стоимостисогласно пункту 7 ПБУ 6/01. Стоимость остальных объектов основных средствпогашается посредством начисления амортизации.
Кматериально-производственным запасам (МПЗ) в ООО «Радуга» относятся материалы,используемые в деятельности торговой организации, и товары. Порядок их учетаопределен положениями ПБУ 5/01. Материалы и товары принимаются к бухгалтерскомуучету в ООО «Радуга» по фактической себестоимости.
Расходы по заготовке и доставке товаровна склады (как правило, большинство из них составляют транспортные расходы) вООО «Радуга» включаются в покупную (продажную) стоимость товаров или продуктов,то есть непосредственно на счет 41 «Товары».
Оценка товаров (продуктов) при их выбытии(продаже, списании, передаче и т.п.) производится теми же способами, что иматериалы (пункт 16 ПБУ 5/01): по себестоимости каждой единицы, котораяопределяется по каждому виду (группе) товаров (продуктов) как частное отделения общей себестоимости вида (группы) товаров (продуктов) на их количество.
Таким образом, ведение бухгалтерскогоучета в ООО «Радуга» ведется в соответствии с нормативно-законодательными актами.

Списокиспользованной литературы
 
1. Федеральный закон от21.11.96 г. 129- ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Гражданский Кодекс РФ,часть1.
3. Налоговый Кодекс РФ.
4. План счетовбухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций,утверждённый приказом Минфина РФ от 31.10.2002 г. 94н.
5. Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98.Утверждено приказом Минфина РФ от 09 декабря 1998 года 60н.
6. Положение побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99).
7. Положение побухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года 44н.
8. Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждённоеприказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. 32н.
9. Положение побухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждённоеприказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. 33н.
10. Положение побухгалтерскому учету «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 7/98),утверждённое приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. 91н.
11. Положение побухгалтерскому учету «Учёт займов и кредитов и затрат по ихобслуживанию»(ПБУ 7/98), утверждённое приказом Минфина РФ от 25 ноября1998 г. 32н.
12. Агафонова М.Н. Бухгалтерскийучет и документооборот в оптовой и розничной торговле. — М.: ГроссМедиа, 2007.-704 с.
13. Артемьев К.Эффективный учет. в розничной торговле// «Московский бухгалтер», N 4,апрель 2007 г.
14. Бухгалтерский учет ианализ деятельности торговой организации. / Власова В.М., Крылов Э.И., ДьяковаЮ.Н. – М.: КноРус. 2005. – 304 с.
15. Ершова Т. Ведемторговлю: по всем правилам // «Двойная запись», N 6, июнь 2003 г.
16. Ефремова А.А. Учетрезервов в организациях торговли и общественного питания / [Электронныйресурс]. Режим доступа: www.dis.ru/buntorg. № 1-2005.
17. Кравченко Л.И. Бухгалтерскийучет в торговле и общественном питании. 4-е издание. – М.: ФУ Аинформ. 2007. –768 с.
18. Крылов Э.И., ВласоваВ.М. Бухгалтерский учет и анализ деятельности торговой организации:Практическое пособие. – М.: КноРус. 2005. – 612 с.
19. Лебедева С.Н.Экономика торгового предприятия Учебное пособие — Минск: Новое знание, 2003. –312 с.
20. Медведев М.Ю.Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): Постатейные комментарии. — М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. – 415 с.
21. Мильруд Е.Д. Бухгалтерскийучет товарных операций в розничной торговле. – М.: ЭКСМО. 2007. – 288 с.
22. Николаева Г.А. Бухгалтерскийучет в оптовой торговле: Учебно-практическое пособие. – М.: Приор-издат. 2005.– 256 с.
23. Теория бухгалтерскогоучета: Учебное пособие / И.А. Маслова, Л.В. Попова, Б.Г. Маслов. – М.: НОРМА, 2006.- 208 с.
24. Шредер Н.Г. Бухгалтерскийучет в оптовой и розничной торговле.- М.: Альфа-Пресс, 2005. – 240 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.