РОСЖЕЛДОР
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Ростовскийгосударственный университет путей сообщения»
Международныйинститут предпринимательства и права
Кафедрабухгалтерского учета и аудита
КУРСОВОЙПРОЕКТ
подисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»
на тему:Организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета на предприятияхмалого и среднего бизнеса
Выполнил
ст. гр.ЭАК-3-235
ГончароваК.С.
Проверил
ТерниковаЕ.В.
Ростов-на-Дону
2007г
План
Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1Теоритические основыорганизации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета на предприятияхмалого и среднего бизнеса….…..5
1.1. Малоепредприятие………………………………………………………......5
1.1.1.Критерии отнесения предприятияк категории малого…………….…….5
1.1.2.Особенности ведения учета намалом предприятии……………………...7
1.2.Упрощенная системаналогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприятия………………………………………………………………9
1.2.1.Сущность упрощенной системы……………………………………….......9
1.2.2. Организация и ведение учетапри упрощенной системе………………16
1.2.3. Отчетность и уплата единогоналога……………………………………24
Глава 2 Разработка организациибухгалтерского учета на предприятии «ODEON»………………………………………………………………………...28
2.1. Организационно-экономическаяхарактеристика предприятия…………27
2.2. Отчетность…………………………………………………………………..32
Глава 3.
3.Мероприятии по совершенствованиюупрощенной системы налогообложения.
3.1. Способ занизить доход в магазине«ODEON» при упрощенной системеналогообложении.……………………………………………………………….36
3.2. Эксперимент с изменением объектаналогообложения и соотношения доходов и расходов………………………………………………….…………..41
Заключение……………………………………………………………………....48
Список используемых источников……………………………………………..50
Приложение……………………………………………………………………....52
Введение.
В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес — это базовая составляющая рыночного хозяйства.
Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость.
Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, размерам, территориальной принадлежности, отношению к закону, используемым технологиям, отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
Актуальность моей темы состоит в том, что в России сегодня насчитывается около 1 млн. малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге — соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% — в строительстве, 15% — в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса — ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.
Целью моего курсового проекта является рассмотрение теоретической основы организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета на предприятиях малого и среднего бизнеса, особенностей налогообложения и ведение бухгалтерского учета в магазине «ODEON».Также постаралась высказать предложения мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения в магазине «ODEON».
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.
1.1.Малое предприятие
1.1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.
По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.
Окончательное юридическое определение понятия «малые, предприятия» дано в Федеральном законе. В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.
Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два
1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 14.06.95г. №88-Ф3.критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.
Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.
Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза
2. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 14.06.95г. №88-Ф3. превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.
Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.
1.1.2 Особенности ведения учета на малом предприятии
С целью единообразия ведения бухгалтерского учета субъектами Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации разработал типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий от 01.11.91 г. № 56 с дополнениями и изменениями от 28.12.94 г. № 173, от 28.07.95г. №81 и от 17.02.97г. №15.
Предприятиям малого бизнеса разрешается переход на упрощенную систему учета, что подтверждено приказом Министерство финансов Российской Федерации от 22.12.95г. № 131 «Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» и Федеральным законом РФ от 29.12.95г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 09.10.95 г. № 1389 и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющим незначительное количество хозяйственных операций (которым рекомендовано применять упрощенную форму бухгалтерского учета), самостоятельно определяют систему бухгалтерского учета, состоящую из Рабочего плана счетов бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета (формы счетоводства), применяемых форм первичных документов, системы документооборота и других учетных процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций составляется на основе типового Плана счетов. Он позволяет вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета на основных (главных) счетах и тем самым обеспечивает контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.
1.2.Упрощеннаясистема налогообложения, отчета и отчетности для субъектов малого предприятия
1.2.1 Сущность упрощенной системы
Упрощенная системаналогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения,предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Её применениерегулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налоговогокодекса Российской Федерации.
В соответствие с пунктом1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощеннуюсистему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму)налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно впорядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Применение упрощенной системыналогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену целогоряда налогов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственнойдеятельности за налоговый период. Какие же налоги не подлежат уплатепредпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения? Ответ наэтот вопрос содержится в пункте 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
Не уплачивают налоги индивидуальныепредприниматели
— налог на доходыфизических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществленияпредпринимательской деятельности);
— налог на имуществофизических лиц (в отношении имущества, полученных от осуществленияпредпринимательской деятельности);
-единый социальный налог с доходов,полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иныхвознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Кроме того индивидуальныепредприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаютсяплательщиками НДС. За исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговымкодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, атакже при исполнении обязанности налогового агента в соответствии со статьей161 НК Российской Федерации. Кроме того, для них сохраняется действующейпорядок представления статистической отчетности, ведения кассовых операций.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Учитывая изложенное и согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от: 1. Федеральных налогов, к которым относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— налог на операции с ценными бумагами;
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
— подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
— налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
— налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги:
— налог на имущество предприятий;
— лесной доход;
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
От местных налогов, к которым, в частности, относятся:
— налог с продаж;
— налог на рекламу;
— земельный налог;
— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги, установленные ст.9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль», со следующих видов доходов:
— доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
— доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;
— доходов по иным ценным бумагам.
Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, ЕСН. Кроме того, плательщики единого налога, обязаны вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субъекта упрощенной системы. Понятие «таможенные платежи» означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством
финансов Российской Федерации и является единой на всей территории
Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета — фактуры оформлять не должны.
Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям закона Российской Федерации №222 от 29.12.95г., а именно:
1. Предельная численность до 15 человек (среднесписочная численность работающих, включая работников по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, за отчетный период не должна превышать 14 человек);
2. Совокупный размер валовой выручки не более 100000 МРОТ
3.Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию; организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; предприятия игорного и развлекательного бизнеса; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации.
4. Получение разрешения (патента) региональной ГНИ. Патент организациям выдается при условии, что
-общее число работников не превышает предельной численности;
-организация не имеет просроченной задолженности;
-если сданы все декларации и бухгалтерская отчетность.
Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление на выдачу патента в установленной форме не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. Патент выдается на один календарный год. При получении патента организация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках.
Отказ от применения упрощенной системы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года, при условии подачи заявления в налоговый орган, в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения года.
Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, если предприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, то достаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численность сотрудников в количестве 15 человек и более (организацию лишат патента).
Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и строго установленными расходами (затратами). Перечень затрат, исключаемых при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, определен п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит.
Годовая стоимость патента для предпринимателей устанавливается в зависимости от вида деятельности в следующих размерах:
— преподавательская, научная, культурно-массовая деятельность, осуществление выставок-продаж авторских художественных работ (произведений живописи, графики, акварели, блиц портретов) – 15 МРОТ
— торговая, посредническая деятельность – 400 МРОТ
— оказание юридических услуг — 300 МРОТ
— рекламная, оформительская, аудиторская деятельность – 40 МРОТ
— прочие виды деятельности – 50 МРОТ
Если в патенте указаны виды деятельности, имеющие различный размер годовой стоимости патента, оплата патента производится по тому виду деятельности, которому соответствует максимальная стоимость. Выплата стоимости патента осуществляется ежеквартально до 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, в размере 25% от стоимости патента. Годовая стоимость патента, уплаченная предпринимателем, полностью направляется в бюджет субъекта РФ.
Доходы предпринимателей, полученные от не указанных в патенте видов деятельности, облагаются подоходным налогом в установленном порядке.
Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему, Федеральным законом РФ №222-ФЗ от 29.12.95г. установлены следующие ставки единого налога на совокупный доход:
— 10% от совокупного дохода – в федеральный бюджет
— не более 20% от совокупного дохода — в суммарном размере в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
В случае, когда объектом налогообложения является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки:
— 3,33% от валовой выручки — в федеральный бюджет
— 6,67% от валовой выручки — в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
1.2.2. Организация и ведение учета при упрощенной системе.
Существуют следующие требования по организации и ведению учета, а также составлению отчетности при применении упрощенной системы:
1. Предприятиям предоставляется право оформления первичных документов и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
2. Сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
3. Минфином Российской Федерации устанавливаются форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций.
4. Сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
5. По итогам деятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляет в налоговый орган в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом:
— расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом стоимости патента
— выписку из книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период
— при предоставлении указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, платежные поручения об уплате единого налога (с отметкой банка об исполнении платежа).
Форма книги доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены приказом Министерство финансов Российской Федерации №18 от 22.02.96г. В соответствии с этим приказом книга должна иметь следующий вид:
Порядок отраженияхозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций ииндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Организациии индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную системуналогообложения (далее — налогоплательщики), ведут Книгу учета доходов ирасходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощеннуюсистему налогообложения (далее — Книга учета доходов и расходов), в которой вхронологической последовательности на основе первичных документов позиционнымспособом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверностьучета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базыи суммы единого налога.
ВедениеКниги учета доходов и расходов, а также документирование фактовпредпринимательской деятельности осуществляется на русском языке. Первичныеучетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов РоссийскойФедерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Книгаучета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и вэлектронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виденалогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывестиее на бумажные носители.
Книгаучета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна бытьпрошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной ипрошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указываетсячисло содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителяорганизации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации(индивидуального предпринимателя — при ее наличии), а также заверяется подписьюдолжностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения.На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книгиучета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной поокончании налогового периода на бумажные носители, указывается числосодержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лицаналогового органа и скрепляется печатью.
Исправлениеошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтвержденоподписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указаниемдаты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя — приее наличии).
Порядокзаполнения раздела I «Доходы ирасходы».
В графе1 указывается порядковый номер регистрируемой операции.
В графе2 указывается дата и номер первичного документа, на основании которогоосуществлена регистрируемая операция.
В графе3 указывается содержание регистрируемой операции.
В графе4 организации отражают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества иимущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налоговогокодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и внереализационные доходы,определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Индивидуальныепредприниматели в данной графе указывают доходы, полученные отпредпринимательской деятельности.
В графе5 налогоплательщики отражают расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса ипункте 6 статьи 346.18 Кодекса.
Графа 5заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объектаналогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядокзаполнения раздела II «Расчет расходов на приобретениеосновных средств, принимаемыхпри расчете налоговой базы по единому налогу»
Раздел II Книги учета доходов и расходовзаполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объектаналогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Вразделе II Книги учета доходов и расходовналогоплательщиками определяется размер расходов на приобретение основныхсредств, принимаемых в порядке, установленном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса.
Призаполнении данного раздела Книги учета доходов и расходов налогоплательщикамиуказывается отчетный (налоговый) период, за который производится расчетрасходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговойбазы по единому налогу (Iквартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Данныепо приобретенным и оплаченным объектам основных средств отражаются в расчетепозиционным способом по каждому объекту отдельно.
В графе1 указывается порядковый номер операции.
В графе2 указывается наименование объекта основных средств в соответствии с техническимпаспортом, инвентарными карточками и иными документами на основное средство.
В графе3 указываются число, месяц, год, а также наименование и номер документа,подтверждающего факт ввода в эксплуатацию объекта основных средств.
В графе4 указываются число, месяц и год оплаты основных средств на основании первичныхдокументов (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, иныедокументы, подтверждающие факт оплаты).
В графе5 указывается первоначальная стоимость основного средства, определяемая всоответствии с положениями пункта 1 статьи 257 Кодекса.
В графеб указывается остаточная стоимость основного средства, приобретенного иоплаченного в период применения общего режима налогообложения, а такжеприобретенного в период применения общего режима налогообложения и оплаченногов период применения упрощенной системы налогообложения.
При этомостаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в периодприменения общего режима налогообложения, определяется и отражается в Расчетена дату перехода на упрощенную систему налогообложения, а стоимость основныхсредств, приобретенных в период применения общего режима налогообложения, нооплаченных в период применения упрощенной системы налогообложения, определяетсяна дату перехода на упрощенную систему налогообложения и отражается в Расчетеначиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплататакого объекта основного средства.
Поосновному средству, приобретенному и введенному в эксплуатацию в периодприменения упрощенной системы налогообложения, графа 6 не заполняется.
В графе7 указывается срок полезного использования основного средства.
В графе 8 указываетсяколичество кварталов эксплуатации в отчетном (налоговом) периоде примененияупрощенной системы налогообложения оплаченного и введенного в эксплуатациюосновного средства. При этом если основное средство приобретено в периодприменения общего режима налогообложения, а оплачено в одном из месяцев, кромепоследнего, квартала в период применения упрощенной системы налогообложения, тоэтот квартал является первым кварталом эксплуатации основного средства. Если жеосновное средство оплачено в последнем месяце квартала, то первым кварталомэксплуатации основного средства будет являться квартал, следующий за месяцем оплатыосновного средства
Поосновному средству, приобретенному и введенному в эксплуатацию в периодприменения упрощенной системы налогообложения, графа 8 не заполняется.
В графе9 указывается количество кварталов эксплуатации в налоговом периоде примененияупрощенной системы налогообложения оплаченного и введенного в эксплуатациюосновного средства. При этом если основное средство оплачено в одном из месяцевквартала, то этот квартал учитывается как полный квартал эксплуатацииосновного средства.
По основномусредству, приобретенному и введенному в эксплуатацию в период примененияупрощенной системы налогообложения, графа 9 не заполняется.
В графе10 указывается доля стоимости основного средства, приобретенногоналогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения,принимаемая в расходы на приобретение основного средства, в соответствии сподпунктом 2 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса, за налоговый период.
Поосновному средству, приобретенному и введенному в эксплуатацию в периодприменения упрощенной системы налогообложения, графа 10 не заполняется.
В графе11 указывается доля стоимости основного средства, приобретенногоналогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения,принимаемая в расходы на приобретение основного средства, за каждый кварталналогового периода, определяемая как отношение данных графы 10 к данным графы9.
Значениедоли стоимости основного средства, принимаемое в расходы на приобретениеосновного средства за каждый квартал налогового периода, округляется до 4 знакапосле запятой.
Поосновному средству, приобретенному и введенному в эксплуатацию в периодприменения упрощенной системы налогообложения, графа 11 не заполняется.
В графе12 отражается сумма расходов на приобретение основного средства, подлежащая включениюв состав расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогуза отчетный (налоговый) период. Данная сумма отражается нарастающим итогом,соответственно, за I квартал,полугодие, 9 месяцев, год и определяется следующим образом:
- по основному средству, приобретенномуи оплаченному в период применения общего режима налогообложения, а также поосновному средству, приобретенному в период применения общего режиманалогообложения, но оплаченному после перехода на упрощенную систему налогообложения,- произведение данных граф 6,8 и 11, деленное на 100;
- по основному средству, приобретенномуи введенному в эксплуатацию в период применения упрощенной системыналогообложения, указываются данные графы 5.
В графе13 отражается сумма расходов на приобретение основного средства, подлежащаявключению в состав расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы, запоследний квартал отчетного (налогового) периода.
Даннаясумма расходов определяется как разница между значением, указанным графе 12 Расчетарасходов на приобретение основных средств, принимаемых при Расчете налоговойбазы по единому налогу за отчетный (налоговый) период (далее — Расчет), изначением, указанным в графе 12 Расчета за предшествующий отчетный (налоговый)период.
/>Итоговая сумма расходов по даннойграфе за отчетный (налоговый) период отражается в графе 5 раздела I Книги учета доходов и расходов засоответствующий квартал отчетного (налогового) периода.
В графе14 отражается сумма расходов, на приобретение основного средства включенная всостав расходов, принятых при определении налоговой базы по единому налогу запредшествующие налоговые периоды.
Даннаясумма расходов определяется как сумма значений граф 12 Расчетов запредшествующие налоговые периоды применения упрощенной системы налогообложенияпо основному средству.
Поосновному средству, приобретенному и введенному в эксплуатацию в периодприменения упрощенной системы налогообложения, графа 14 не заполняется.
В графе15 отражается сумма остатка расходов на приобретение основного средства,подлежащая списанию в последующие отчетные (налоговые) периоды, котораяопределяется следующим образом:
- по основному средству, приобретенномуи оплаченному в период применения общего режима налогообложения, а также поосновному средству, приобретенному в период общего режима налогообложения, нооплаченному после перехода на упрощенную систему налогообложения, — разницамежду значениями, указанными в графах 6,12 и 14;
- по основному средству, приобретенномуи введенному в эксплуатацию в период применения упрощенной системыналогообложения, — разница между значениями, указанными в графах 5 и 12(нулевое значение в графе 15)В графе 16 указываются число, месяц и год выбытияиз эксплуатации объекта основных средств, а также наименование, номер и датадокумента, подтверждающего факт выбытия из эксплуатации объекта основныхсредств.
Поитоговой строке данного раздела Книги учета доходов и расходов отражается суммазначений, указанных в графах 5-6,12-15.
Порядокзаполнения раздела III «Расчетналоговой базы по единому налогу»
Построке 010 данного раздела Книги учета доходов и расходов налогоплательщикомотражается сумма полученных им доходов за отчетный (налоговый) период (значениеграфы 4 раздела I).
Построке 020 отражается сумма произведенных налогоплательщиком расходов заотчетный (налоговый) период (значение графы 5 раздела I).
Налогоплательщики,выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, данную строку незаполняют.
Построке 030 отражается сумма доходов, уменьшенных на величину расходов,определяемая как разница между значениями, указанными в строках 010 и 020.
Налогоплательщики,выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, данную строку незаполняют.
Построке 031 отражается сумма превышения расходов над доходами, определяемая какразница между значениями, указанными в строках 020 и 010.
Налогоплательщики,выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, данную строку незаполняют.
1.2.3 Отчетность и порядок уплаты единого налога.
Малые предприятия с численностью до 15 человек, попадающие под действие Федерального закона № 222-ФЗ (принятого 29.12.95 г.), могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Росийской Федерации.Первичные учетные документы
/>/> Книга учета доходов и расходов
/>/>Раздел 2
Расчет расходов по основным средствам
Раздел 1
Доходы и расходы
Раздел 3
Расчет налоговой базы
/>/>
/>/>Данные учета уплаченных страховых взносов в ПФР, оплаченных за свой счет «больничных листов» (объект– доходы) Налоговая декларация за текущий период
/>
Сумма переносимого убытка в декларацию за следующий налоговый период Сумма переносимого убытка из декларации за предыдущий налоговый период /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Налоговый учет призван обеспечить формирование необходимых для целей исчисления единого налога показателей и схематично может быть представлен в виде:
Книга учета доходов и расходов предъявляется в налоговый орган. В ней указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков.
Запись в книгу производится в хронологической последовательности хозяйственных операций на основе первичных документов. Пример заполнения Книги учета доходов и расходов представлен ниже:
Доходы и расходы.
Регистрация Сумма № п/п Дата и номер первичного документа Содержание операции Доходы (всего) В т.ч. доходы, учитываемые при расчете единого налога Расходы (всего) В т.ч. расходы, учитываемые при расчете единого налога 1 2 3 4 5 6 7 1 12.01.07 №3 авансовый отчет Ремонт автомобиля 3500 3500 - 3500 2 17.01.07 авансовый отчет НДС за ремонт автомобиля 700 700 - 700 3 18.01.07 расчетная ведомость Начислена зароботная плата " 6000 6000 - 6000
II. Расчет совокупного дохода
Наименование показателя Код строки 2006 год Год 1 2 3 4 5 6 Валовая выручка 100 - - 80000 Расходы 110 59400 Совокупный доход 120 20600
Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Объектом обложения единым налогом организации являются валовая выручка, полученная за отчетный период.
Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) и имущества, а также внереализационных доходов.
В соответствии со статьей 346.23 Налогового Кодекса РФ,Приказом МНС России № БГ – 3-22/647 от 12.11.2002г. «Об утверждении формыналоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, и Порядка ее заполнения» организации представляютналоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а индивидуальныепредприниматели — по месту своего жительства.
Декларации по итогамотчетного периода (квартальные декларации) представляются не позднее 25 дней содня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики –организации представляют налоговые декларации по итогам налогового периода(годовые декларации) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом. Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели представляютгодовые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговымпериодом.
В случае нарушения срокапредставления декларации с налогоплательщика и его должностных лиц может бытьвзыскан штраф.
Глава 2Разработка организации бухгалтерского на предприятии «ODEON».
2.1Организационно – экономическая характеристика предприятия «ODEON».
Рассмотренная организацияявляется объектом малого бизнеса, организационно – правовая форма –индивидуальный предприниматель. Магазин «ODEON» учрежден одним физическим лицом без юридическогообразования. Сфера деятельности – торговля.
Текущее руководствоосуществляется директором магазина «ODEON». В состав организации входит 30 человек. Предприниматель осуществляетследующие виды деятельности: торгово-закупочная, продажа, установка,обслуживание и ремонт сантехники и аксессуаров. Причем, основным видомдеятельности является торговля.
Организационную и управленческуюструктуру предприятия можно изобразить в схеме:
Генеральный директор
-руководит работой складапо приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещениюс учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения иускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п., должностнаяинструкция заведующего складом представлена в приложении 1;
-обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей,соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходныхдокументов;
-обеспечивает сбор,хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита;
-участвует в проведенииинвентаризаций товарно-материальных ценностей;
-контролирует ведениеучета складских операций, установленной отчетности;
-принимает участие вразработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работыскладского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранениетоварно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйствасовременных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.
В штатный составбухгалтерии, как видно из схемы, входит 2 человека. Это главный бухгалтер и егопомощник.
Главныйбухгалтер:
-осуществляеторганизацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности иконтроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов, сохранностью собственности предприятия, должностная инструкцияглавного бухгалтера представлена в приложении 2;
-обеспечиваетрациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и вего подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительныхработ и применения современных технических средств и информационных технологий,прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельностипредприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а такжеразработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовойдисциплины;
-осуществляетконтроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерскихдокументов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработнойплаты, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведениеминвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежныхсредств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а такжедокументальных ревизий в подразделениях предприятия;
-производитначисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный иместный бюджеты, стразовых взносов в государственные внебюджетные социальныефонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальныхвложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, атакже отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
Главному бухгалтеру для обеспечения его деятельности предоставленно правоподписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в егофункциональные обязанности, а также платежных и иных финансовых документов.
Заместительглавного бухгалтера подчиняется непосредственно главному бухгалтеруорганизации. На время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь, пр.) егообязанности исполняет заместитель главного бухгалтера, который приобретаетсоответствующие права и несет ответственность за качество и своевременностьвыполнения возложенных на него обязанностей.
Впределах своей компетенции заместитель главного бухгалтера сообщает главномубухгалтеру обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках, ивносить предложения по их устранению. Также запрашивает лично или по поручениюглавного бухгалтера от руководителей подразделений и специалистов информацию идокументы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Напредприятии разработана учетная политика, в которой раскрываются вариантыбухгалтерского учета (Приложение 3).
Организационно – технические аспекты указывают, что бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером. Так как организация работает по упрощенной системе налогообложения. В связи с этим бухгалтерский учет ведется без применения плана счетов и способа двойной записи. Весь бухгалтерский учет автоматизирован, обработка информации предусматривает использование программы 1С: Предприятие и торговля. В связи с этим все документы хранятся на предприятии в электронном виде в течение 5 лет. Хозяйственные операции оформляются первичными документами бухгалтерской отчетности, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Учет материально-производственных запасов отражается по фактической себестоимости, и списываются соответственно по каждой единице. Списание товаров происходит ежемесячно суммарным способом.
Методы учета доходов. Для упрощенной системы налогообложения признание доходов происходит кассовым методом.
Учет кредитов и займов. Проценты по кредитам и займам списываются на расходы предприятия в том отчетном периоде, в котором они были произведены.
Чистая прибыль распределяется и используется в соответствии с учредительными документами.
Подотчетные лица, отчитываются в течение 10 рабочих дней, следующих за месяцем, в котором были выданы деньги под авансовый отчет. В исключительных случаях, подотчетные лица могут использовать личные денежные средства, на покупку товара.
2.2 Отчетность.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену целого ряда налогов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Не смотря на это в магазине сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
В связи с применением упрощенной системы счета – фактуры не оформляются.
Объектом налогообложения является доход, полученный за отчетный период (квартал). Рассчитывается он очень просто. Нужно взять общую сумму дохода за квартал и умножить на 6%. Например:
Выручка магазина составила 500000 руб. сумма единого налога равна:
500000 руб. ×6% = 30000 руб.
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) магазин «ODEON» представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца (то есть не позже 19-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
Книга учета доходов и расходов (Приложение 4) открыта магазином «ODEON» на один календарный год, она прошита и пронумерована. На последней странице записано число содержащихся в ней страниц, которое заверено подписью руководителя магазина и оттиском печати налогового органа.
Книга учета доходов и расходов ведется в хронологической последовательности, в ней на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.
Все поступления выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), отражаются в графе 4 «Доходы (всего)» Книги.
При расчете единого налога в графе 5 «В том числе доходы, учитываемые при расчете единого налога» Книги отражаются доходы, которые не должны учитываться при расчете базы налогообложения.
В графе 6 этой Книги отражается сумма всех расходов, произведенных за отчетный период, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении единого налога.
Так, расходы по приобретению товаров, не реализованных на отчетную дату, для целей налогообложения из валовой выручки магазина не исключаются, а отражаются по графе 7 Книги учета доходов и расходов.
В графе 7 показываются доходы, учитываемые при расчете единого налога.
Доходами признаются все поступления выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).
Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не учитываем при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, относится, полученные суммы авансов и предоплат. Например:
Таблица 1.
Регистрация Сумма № п/п Дата и номер первичного документа Содержание операции Доходы (всего) В т.ч. доходы, учитываемые при расчете единого налога Расходы (всего) В т.ч. расходы, учитываемые при расчете единого налога 1 2 3 4 5 6 7 1 12.01.07 №3 п/п За ТМЦ от ООО«Стройгазсервис» 76737 76737 - 76737 2 17.01.07 №2 п/п За ТМЦ от ООО«Югстройзаказчик» 76835 76835 - 76835 3 18.01.07 №450 п/п За ТМЦ от ООО«Виста» 4860 4860 - 4860
Налоговаядекларация (Приложение 5) по единому налогу, уплачивается в связи с применениемупрощенной системы налогообложения.
Декларацияпредставляется по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дняокончания соответствующего отчетного периода;
Заполнение декларации:
а) страница 1:
1)заполняется ИНН предпринимателя;
2)виддокумента (1 — первичный, 3 — корректирующий);
3)отчетный(налоговый) период, за который представлена декларация и отчетный год;
4)полноенаименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код;
5)избранныйобъект налогообложения — доходы
6)основнойгосударственный регистрационный номер (ОГРН) для организации
7)основнойгосударственный регистрационный номер (ОГРНИП)
8)указываетсяфамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений)
9)количествостраниц, на которых составлена декларация;
10)достоверностьи полнота сведении подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера.
б)страница 2.
1)встроках 010 и 040 указываем код бюджетной классификации
2)встроках 020 и 050 указываем код ОКАТО
3)встроке 030 указываем сумма единого налога
4)встроке 060 указывается сумма единого налога к уменьшению за отчетный(налоговый) период.
Затемвсе подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
в)страница 3.
1)встроке 010 указываем сумму дохода.
2)встроке 040 указываем общая сумма дохода.
3)встроке 060 указываем налоговую базу для исчисления единого налога.
4)встроке 080 указываем сумма исчисленного за отчетный (налоговый) период единогоналога.
5)встроке 11О указывается сумма уплачиваемых за отчетный (налоговый) периодстраховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Глава 3.Мероприятия по совершенствованию упрощенной налоговой системе.
3.1 Способ занизить доход в магазине «ODEON» при упрощенной системеналогообложении.
Добитьсятого, чтобы не платить единый налог или, по крайней мере, свести его выплаты кустраивающей нас сумме, можно двумя способами:
- уменьшатьналогооблагаемые доходы;
- официальнопроводить все имеющиеся расходы.
Так какмы платим единый налог (по ставке 6%) с доходов, уменьшить его можно толькоодним способом — уменьшая сам доход.
Преждечем перейти к способам уменьшения доходов, определим, что же считать собственнодоходом предпринимателя. В Налоговом кодексе РФ на этот счет дано вполне четкоеопределение — выручка и внереализационные доходы:
доход =выручка + внереализационные доходы.
Понятно,что включается в выручку. Это все поступления от реализации товаров, работ иуслуг.
Внереализационныедоходы прямо перечислены в Налоговом кодексе РФ. Это доходы:
- от сдачиимущества аренду;
- от долевогоучастия в других организациях;
- в виде курсовойразницы;
- в виде признанныхдолжником или подлежащих уплате должником на основании решения суда,вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушениедоговорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
- от предоставленияв пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользованиеправ, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другиевиды интеллектуальной собственности);
- в виде процентов,полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада,а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
- в видебезвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Приполучении имущества безвозмездно доход принимается равным рыночной стоимостиэтого имущества, но не ниже его остаточной стоимости;
- в виде дохода,распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простомтовариществе;
- в виде доходапрошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
- в виде суммовойразницы;
- в виде стоимостиполученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке приликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
- в видеиспользованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежныхсредств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительнойдеятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований),целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;
- в виде сумм, накоторые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного(складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществленос одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов(вкладов) акционерам (участникам) организации;
- в виде суммвозврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) вслучае, если такие взносы (вклады ранее были учтены в составе расходов приформировании налоговой базы;
- в виде суммкредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связис истечением срока исковой давности или по другим основаниям в виде доходов,полученных от операций по срочным сделкам;
- в виде стоимостиизлишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены врезультате инвентаризации.
Каквидите, к внереализационным относятся и доходы от очень распространенныхопераций.
В томчисле от сдачи имущества в аренду. Исключить какие-либо поступления из спискавнереализационных — а, следовательно, и налогооблагаемых — доходов нельзя.
Ещесложнее уменьшить величину выручки. Поэтому предприятия частенько уменьшаютналоги незаконными способами. Значительная часть предпринимателей, не вдаваясьв тонкости хитроумных схем, уменьшает выручку старым проверенным способом: простоее не показывает или показывает не всю. Так поступают и некоторые организации,в том числе и магазины, бухгалтеры которых ежедневно перебивают кассовыйаппарат.
Незабывайте про фискальную память контрольно-кассовой машины. Обратите внимание на опасности,которые таит подобный способ.
Передтем как обнулить чеки, бухгалтер пытается отключить фискальную память. Сделавэто, он нарушает режим фискализации кассового аппарата.
Заработу с применением контрольно-кассовой машины с нарушенным фискальным режимомКодекс РФ об административных правонарушениях штрафов действительно напрямую непредусматривает. Но Верховный суд РФ разъяснил, что такое нарушениеприравнивается к работе без ККМ.
Другойраспространенный на практике вариант сокрытия выручки — использование бланковстрогой отчетности. Предприниматели и организации, занимающиеся оказаниемуслуг, не отражают большую часть полученной выручки. А для того чтобы нетратить лишних денег на покупку и обнуление кассового аппарата, используютбланки строгой отчетности.
Напоминаю,что бланки строгой отчетности вправе использовать только те организации ипредприниматели, которые оказывают бытовые услуги. Все иные предприятия обязаныиспользовать кассовый аппарат.
Оказаниеже услуг без использования бланков строгой отчетности (или с неправомерным ихиспользованием) приравнивается к работе без ККМ.
Попробую предложить следующее решение проблемы.
Так какосновную часть товаров магазин «ODEON»реализует через посредников, то можно работать как комиссионеры. Что ж, тогдаесть великолепная возможность вообще не платить единый налог или хотя бы свестиего к минимуму. Дело в том, что посредники платят единый налог только с суммысвоего вознаграждения.
Для тогочтобы не платить единый налог, магазину потребуется зарегистрировать еще однуфирму. И продавать товар не напрямую, а через свою же фирму, с которой у негозаключен договор комиссии. До тех пор пока выручка будет храниться в кассекомиссионера (или на его расчетном счету), налог не платится.
Например:
Магазин «ODEON» продает сантехнику, но многопродает и через своего дилера «Энергия».
Дляэтого магазин «ODEON» заключилдоговор комиссии с «Энергией».
Обапредприятия работают по упрощенной системе налогообложения и платят единыйналог с выручки.
В маемагазин «ODEON» передало на комиссию «Энергии» 10наборов сантехники.
Стоимостькаждого набора сантехники – 10000 рублей. «Энергия» 8 из них реализовала в томже месяце.
Подоговору комиссионер получает вознаграждение в размере 1 процента от стоимостиреализованных товаров.
Изполученных 80000 рублей за проданные наборы «Энергия» перечислила магазину «ODEON» только 20000 рублей.
Такимобразом, сумма единого налога, которую должен уплатить магазин «ODEON» составила:
20000рублей × 6% = 1200 рублей.
Сумманалога, которую должен уплатить «Энергия» составила:
(80000рублей × 1%) × 6% = 48 рублей.
Каквидно из примера, экономия налицо. Но возникает другой вопрос. Рано или позднокомиссионеру, все равно придется вернуть деньги продавцу. Ведь нужно покупатьматериалы, платить зарплату работникам. И тогда налог придется уплатить вполной мере.
Получается,что магазин добился всего лишь временной отсрочки?
Преждевсего, даже отсрочка уплаты может помочь решить многие проблемы. Но можносделать так, чтобы вообще не платить единый налог.
Например,магазин «ODEON» может взять у своего комиссионераденьги на время (такая операция оформляется договором займа). Когда срок займаистечет, договор можно будет продлить.
Комиссионерже, как я показала в примере, заплатит налог только с суммы своего вознаграждения.
Своевременноучитывайте авансовые платежи. Авансовые платежи, полученные от покупателей, налоговики считают выручкойи требуют включать в доход предприятий и предпринимателей. Следовательно,получив такой платеж, магазин включает его в налогооблагаемую базу и исчисляетс него единый налог. При этом возможна ситуация, когда полученный от покупателяаванс магазину придется вернуть. А уменьшить свой доход на сумму возвращенногоаванса налоговая инспекция не разрешит. Свои действия налоговики объясняют тем,что такой вид расходов, как возврат авансов, не указан в перечне расходов,установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поэтомунадо договариваться с покупателем об авансе только в том случае, если уверены,что магазин сможет выполнить взятые на себя обязательства.3.2 Эксперимент с изменением объекта налогообложенияи соотношения доходов и расходов.
Если бы в первом квартале2004 года магазин «ODEON» в качествеобъекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения были выбраныдоходы, уменьшенные на величину расходов, что привело к следующим показателямдеятельности организации за квартал (данные приведены из Таблицы 4): величинадохода – 270 000 рублей, общая величина расходов – 83880 рублей, величинарасходов, уменьшающих налогооблагаемый доход – 186 120 рублей, налогооблагаемаябаза – 186 120 рублей, ставка налога – 15 процентов, сумма налога к уплате– 27 918 рублей.
Но так как магазин «ODEON» применил объект налогообложения ввиде доходов, показатели ее деятельности выглядят следующим образом: величинадоходов – 270 000 рублей (фактически полученные доходы, рассчитанныенарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала,то есть с 1 января 2004 года 31 марта 2004 года); общая величина расходов – 186120 рублей (фактически произведенные расходы, рассчитанные нарастающим итогом сначала налогового периода 1 января 2003 года до окончания первого квартала 31марта 2003 года); налогооблагаемая база – 270 000 рублей (денежное выражениедоходов), ставка налога – 6 процентов, вычеты из налога – 5 880 рублей (всоответствии с п.3 ст.346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумманалога, исчисленная за отчетный период, уменьшается на сумму страховых взносовна обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период времени, ноне более, чем на 50 процентов);
сумма налога к уплате –10 320 рублей
(270 000 рублей * 6% = 16200 рублей
16 200 рублей * 50% = 8100 рублей
5 880 рублей
16 200 рублей – 5 880рублей = 10 320 рублей).
Сравнение суммы налога,который бы подлежал уплате магазина «ODEON» по итогам 1 квартала 2004 года с применением объекта налогообложения ввиде дохода, уменьшенного на величину расходов, и суммы налога, которую магазин«ODEON» уплатил за этот же период, когда вкачестве объекта налогообложения доходы, свидетельствует о том, что магазин «ODEON» выбрал самый экономичный вариантналогообложения.
При объектеналогообложения в виде дохода магазин «ODEON» заплатил единый налог на 12 288 рублей меньше:
27 918 рублей – 10 320рублей = 17 598 рублей
27 918 рублей: 10 320рублей = 2,7
Таблица 4: Соотношениесумм налогов при изменении объекта налогообложенияИсходные данные Объект налогообложения при упрощенной системе доход доход, уменьшенный на величину расходов Показатели, применяемые в расчетах Анализируемый период 1 квартал 2003г. 1 квартал 2003г. Доход (выручка) 270 000,00р. 270 000,00р. Расходы не принимаются принимаются в части: Зарплата 42 000,00р. Взносы на обязательное пенсионное страхование 5 880,00р. Обновление баз данных 6 000,00р. Телефонные, почтовые услуги 24 000,00р. Услуги банка 1 500,00р. ГСМ 1 500,00р. Электрическая энергия 1 500,00р. Канцелярские товары 1 500,00р. ИТОГО расходы 83880,00 Расчет единого налога для упрощенной системы налогообложения Налогооблагаемая база 270 000,00р. 186 120,00 Ставка налогообложения 6% 15% Сумма налога по ставке 16 200,00р. 27 918,00 Вычеты из налога 5 880,00р. Сумма налога к уплате 10 320,00р. 27 918,00.
С объектомналогообложения в виде дохода магазин «ODEON» заплатил бы в 2,7 раза меньше единого налога.Эксперимент с изменением соотношения расходов и доходов
В случае, если бы магазин «ODEON» применяло объект налогообложения в виде доходов,уменьшенных на величину расходов, по результатам деятельности в первом квартале2004 года в магазин «ODEON»был получен доход в размере 270 000 рублей.
При этом (данные изТаблицы 4): общая величина расходов составила 84 330 рублей, величина расходов,уменьшающих налогооблагаемый доход, – 185 670 рублей, налогооблагаемая база –185 670 рублей, ставка налога – 15 процентов, сумма налога к уплате – 27850,50рублей.
При объектеналогообложения в виде доходов, при тех же показателях деятельности сумма налогак уплате составила 10 320 рублей:
270 000 рублей * 6% = 16200 рублей
16 200 рублей – 5 880рублей (платежи в Пенсионный фонд) = 10 320 рублей).
Если предположить, что доходы магазин «ODEON» значительно возросли при сохранениипрежних расходов, то при применении упрощенной системы налогообложения магазин «ODEON» в анализируемом периоде заплатитследующие налоги:
Таблица 5: Суммы налоговпри увеличении доходов с сохранением прежних расходов
/>/>Исходные данные
Опыт 1:
увеличен доход Объект налого-обложения доход, уменьшенный на величину расходов доход доход, уменьшенный на величину расходов доход Доход 270 000,00р. 270 000,00р. 500 000,00р. 500 000,00р. Расходы не принима-ются Зарплата 42 000,00р. 42 000,00р. 42 000,00р. Взносы на обязательное пенсионное страхование 5 880,00р. 5 880,00р. 5 880,00р. Обновление баз данных 6 000,00р. 6 000,00р. 6 000,00р. Телефонные, почтовые услуги 24 000,00р. 24 000,00р. 24 000,00р. ГСМ 3 000,00р. 3 000,00р. 3 000,00р. Электрическая энергия 1 500,00р. 1 500,00р. 1 500,00р. Услуги банка 1 050,00р. 1 050,00р. 1 050,00р. Канцелярские товары 1 500,00р. 1 500,00р. 1 500,00р. ИТОГО расходы 84 930,00р. 84 930,00р. 84 930,00р. Расчет единого налога для упрощенной системы налогообложения Налого-облагаемая база 185 070,00р. 270 000,00р. 415 070,00р. 500 000,00р. Ставка налогообложения 15% 6% 15% 6% Сумма налога по ставке 22 510,50р. 16 200,00р. 62 260,50р. 30 000,00р. Вычеты из налога 5 880,00р. 5 880,00р. Сумма налога к уплате 27 850,50р. 10 320,00р. 60 100,50р. 24 120,00р.
в 2 раза
меньше
в 2,33 раза
меньше
Эксперимент показал, что при увеличении доходов магазин «ODEON» с сохранением прежних расходовсумма подлежащего к уплате налога окажется в 2,33 раза меньше при объектеналогообложения в виде доходов, чем в случае, если магазин «ODEON» при тех же показателях выберет вкачестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.Следовательно, на соотношение сумм налогов при применении разных объектовналогообложения не влияет рост доходов налогоплательщика.
Степень влияния на указанное соотношение при увеличениирасходов позволит определить следующий эксперимент.
Если предположить, что доходы магазин «ODEON» остались прежними, но возрослирасходы, то при применении упрощенной системы налогообложения магазин «ODEON» в анализируемом периоде заплатитследующие налоги:
Таблица 6: Суммы налогов при увеличении расходов ссохранением прежних доходов
Опыт 2:
увеличены расходы, кроме зарплаты
Опыт 3:
увеличены расходы по зарплате Объект налогообложения доход, уменьшен-ный на величину расходов доход доход, уменьшен-ный на величину расходов доход Доход (выручка) 270 000,00р. 270 000,00р. 270 000,00р. 270 000,00р. Расходы Зарплата 42 000,00р. 42 000,00р. 100 000,00р. 100 000,00р. Взносы на обязательное пенсионное страхование 5 880,00р. 5 880,00р. 14 000,00р. 14 000,00р. Обновление баз данных 10 000,00р. 10 000,00р. 10 000,00р. 10 000,00р. Телефонные, почтовые услуги 30 000,00р. 30 000,00р. 30 000,00р. 30 000,00р. ГСМ 3 000,00р. 3 000,00р. 1 000,00р. 1 000,00р. Электрическая энергия 3 000,00р. 3 000,00р. 2 000,00р. 2 000,00р. Услуги банка 2 500,00р. 2 500,00р. 2 500,00р. 2 500,00р. Канцелярские товары 3 000,00р. 3 000,00р. 1 500,00р. 15 000,00р. ИТОГО расходы 99 380,00р. 99 380,00р. 165 500,00р. 165 500,00р. Расчет единого налога для упрощенной системы налогообложения Налогооблагаемая база 170 620,00р. 270 000,00р. 104 500,00р. 270 000,00р. Ставка налогообложения 15% 6% 15% 6% Сумма налога по ставке 25 593,00р. 16 200,00р. 15675,00р. 16 200,00р. Вычеты из налога 5 880,00р. 14 000,00р. Сумма налога к уплате 25 593,00р. 10 320,00р. 15 675,00р. 2 200,00р.
в 2,47 раза
меньше
в 7 раза
меньше
При увеличении некоторых расходов, за исключением расходов позаработной плате, при объекте налогообложения в виде доходов сумма подлежащегок уплате налога окажется в 2,47 раз меньше, чем в случае, если магазин «ODEON»при тех же показателях выберет вкачестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Увеличение расходов по заработной плате при объектеналогообложения в виде доходов приведет к тому, что сумма подлежащего к уплатеналога окажется в 7 раза меньше, чем в случае, если магазин «ODEON»при тех же показателях выберет вкачестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Из этого следует, что при достаточно больших расходах позаработной плате магазин «ODEON»при применяемом им в настоящее время режиме налогообложения (объектналогообложения в виде доходов ) заплатит налога в семь раз меньше, чем если оновыбрало в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
Увеличение прочих расходов также привело к результату,подтверждающему вывод о целесообразности применения магазин «ODEON»в качестве объекта налогообложениядоходы.
Заключение
Результатом проведенногов настоящей работе исследования упрощенной системы налогообложения являетсявывод о том, что введенная с 1 января 2003 года главой 26.2 Налогового кодексаРоссийской Федерации упрощенная система налогообложения отличается от действовавшейранее. Можно сказать, что действующая в настоящий момент упрощенная системаусовершенствована с учетом опыта прошлых.
Объединяет и старую, иновую упрощенные системы то, что они применяются в отношении субъектов малогопредпринимательства и создают для указанных налогоплательщиков более льготныйрежим налогообложения. В обеих упрощенных системах уплата единого налогазаменяет уплату нескольких достаточно больших налогов, упрощены учет иотчетность, документооборот налогоплательщика, применяющего упрощенную системуналогообложения, учета и отчетности.
Действующая с 2003 годаупрощенная система предоставляет налогоплательщику самостоятельный выборобъекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремениучесть специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Такие налоговые прогнозыочень важны при планировании работы субъекта предпринимательства.
Данный вывод подтверждаетпроизведенный в настоящей работе анализ индивидуального предпринимателя. Всвоем курсовом проекте я показала, как магазин может улучшить свое финансовоеположение. Первое мероприятие показало, как можно уменьшить налог при помощиснижения дохода.
Второе мероприятие в магазине «ODEON» установило, что для организации более выгодно в качестве объектаналогообложения определять доходы. В случае с магазином «ODEON» и анализ, ипроведенный эксперимент показали, что с объектом налогообложения в виде доходоворганизация заплатила бы в два-семь раза меньше налогов, чем с объектомналогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Эксперименты ссущественным увеличением доходов, с увеличением отдельных расходов и сувеличением расходов по заработной плате подтвердили результаты эксперимента сизменением объекта налогообложения.
Так как пунктом 2 статьи346.14 Налогового кодекса Российской Федерации установлен запрет на изменениеналогоплательщиком объекта налогообложения в течение всего срока примененияупрощенной системы налогообложения, организация, выбравшая неудачный режимналогообложения, не может его изменить.
Это подтверждает важностьпроведения исследования эффективности применения различных налоговых режимов доначала применения какого-либо из них.
На основании проведенногов данной работе исследования применяемой в Российской Федерации упрощеннойсистемы налогообложения можно говорить о том, что данный налоговый режимулучшает положение налогоплательщика.
Список используемых источников.
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: Экзамен. — М.:2005
2. Федеральный закон«О введении в действие Части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации о налогах» № 118-ФЗ от 05.08.2000г. –«Парламентскаягазета», № 151-152, 2000.
3. Федеральный закон«О внесении изменений и дополнений в Часть вторую налогового кодексаРоссийской Федерации и некоторые другие акты законодательства РоссийскойФедерации, а также о признании утратившими силу отдельных актовзаконодательства Российской Федерации о налогах и сборах» № 104-ФЗ от24.07.2002г. (в редакции от 31.12.2002г.) –Электронная версия информационнойправовой системы «КонсультантПлюс: ВерсияПроф».
4. Письмо Минфина России от 5 июня 2007 г. № 03-11-04/2/159
5. Письмо Минфин России от 12 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/100
6. Приказ Министерства финансов РФ от З марта 2005 года N9 ЗОн
7. Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации».
8. Беликова, Т.Н. Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса. – СПб.: Питер,2005
9. Богатая, И.Н., Хахонова, Н.Н. Бухгалтерский учет: экзаменационные ответы. – 3-е изд. Серия «Сдаем экзамены». – Ростов н/Д: Феникс,2005
10. Захарьин, В.Р. УСН и ЕНВД новое в налогообложении: спорные вопросы применения.- 2-е изд. – М.: ОМЕГА – Л:2006
11. Мамруков, О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 6-е изд. переработанное.- М.: ОМЕГА – Л:2007
12. Морозова, Т.В. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели: практические рекомендации.- 3-е изд. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ;2006
13. Оганесова, А.О. Малый бизнес: налоги и отчетность: универсальный справочник. — М .:2006
14. Полонский, Ю.Д. УСН: налоговый практикум. – М.: 2006
15. Семенихина, В.В.Оптовая и розничная торговля. Организация бухгалтерского и налогового учета.- М.: ОМЕГА – Л:2007
16. Феоктистов, И.А. Как заполнить книгу учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения: налоговый практикум. – М.: Гросс медиа Российский бухгалтер:2007
17. Электронная база данных «Консультант Плюс».