МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КИСЛОВОДСКИЙГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра:Бухгалтерского учета, анализа и аудита
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине: Аудит
На тему: Международные стандарты аудита.Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда.
Выполнила студентка
экономического факультета
группы 452
Тиме Олеся
Проверила Шидакова Р. А.
Защита__________________
Дата
Подпись_________________
Кисловодск
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА
1. 1. Аудиторские стандарты, ихназначение и виды
1.2. Основные международныеаудиторские стандарты
2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПООПЛАТЕ ТРУДА
2. 1. Цели проверки и источникиинформации
2. 2. Основные законодательные инормативные документы
2. 3. Основные комплексы задач ивопросы для составления программы проверки
2. 4. Программа аудиторской проверки расчетовс персоналом по оплате труда
2. 5. Типичные ошибки
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Аудит – одна из молодых иперспективных отраслей бизнеса в современной России. Начало аудиторскойдеятельности у нас относится к 1992г. Уже тогда возникла потребность инеобходимость представлять пользователям финансовой информации данныенезависимой проверки и оценки состояния финансовой отчетности предприятий иорганизаций.
Нужно отметить, что ираньше существовала серьезная система проверок достоверности данныхбухгалтерского учета и отчетности. Однако в условиях централизованной плановойэкономики и практически единоличного господства государственной собственностицели и задачи таких проверок отличались от тех, что существуют сегодня.
В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, всвоей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок.Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие междуаудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас напредприятиях и в организациях.
Внутренние проверкисуществуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Еслиговорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощиобщему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ееутверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченнымлицом акционеров.
В настоящее время аудитявляется отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональныхаудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторымогут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием повопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последниегоды оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговыхконсультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
В РФ законодательная базааудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в Россиидействует ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил(стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с1996 по 2000 гг.
Роль аудиторских проверокв обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостьюот субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностьюполучить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовойотчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен,поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное инепредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этимподтверждается то, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этикипрофессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как одиниз важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующегопрофессионального бухгалтера.
Ответственность аудитораи значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с тойролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономическойжизни различных предприятий и организаций.
Рассматривая проблемы аудита заработной платы и единого социальногоналога, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что однотолько определение размера заработной платы может вызвать значительныезатруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желаетиметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремитьсясократить свои издержки.
Целью аудита при проверкерасчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой ворганизации методики учета и налогообложения операций по оплате труда ирасчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоденормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения истепень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Объектомисследования являются расчеты по заработной плате. Объектами аудита расчетов позаработной плате являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистрыбухгалтерского учета и отчетность.
Целью данной курсовойработы является:
1) описать общие сведения об аудите;
2) рассказать о Международных стандартахаудита, их внедрении в России;
3) рассмотреть процесс аудита расчетовпо оплате труда, для чего необходимо будет составить программу аудита, оценитьаудиторский риск и уровень существенности.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕСТАНДАРТЫ АУДИТА
1. 1.Аудиторские стандарты, их назначение и виды
Стандарты аудита — этоединые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессепрофессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требованияк порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качествааудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов иоценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутрифирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.
Различают четыре группыстандартов:
· международныеаудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторскойпрактике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Ихтребования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
· национальныестандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 11федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, остаютсядействовать части, не противоречащей закону и федеральным правилам (стандартам)39 правил (стандартов), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности припрезиденте Российской Федерации. Федеральные правила (стандарты) аудиторскойдеятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальныхаудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношениикоторых указано, что они имеют рекомендательный характер;
· внутренниеправила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональныхаудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельностиаудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функцийпрофессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основеединых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторскиеобъединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты)аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторскойдеятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие вобъединение, обязаны соблюдать требования данных
· внутрифирменныестандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь нанациональных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнениюразличных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах)аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам(стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требованияправил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов)аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членамикоторого они являются. Если аудиторское заключение дается по международнымстандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международнымстандартам.
Стандарты аудитарегулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всеммире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выраженииаудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятымпринципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, атакже устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторскойдеятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ееусловием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложностиих сопоставления.
Аудиторские стандартыформулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству инадежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатоваудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единыетребования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору.С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежатпериодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностейпользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторскихстандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требованиядля проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качествапроведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливаютобщий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетоваудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следоватьвсе представители этой профессии независимо от условий, в которых проводитсяаудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, долженбыть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важнуюроль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
ü обеспечивают высокое качествоаудиторской проверки;
ü содействуют внедрению в аудиторскуюпрактику новых научных достижений;
ü помогают пользователям пониматьпроцесс аудиторской проверки;
ü создают общественный имидж профессии;
ü устраняют контроль со стороныгосударства;
ü помогают аудитору вести переговоры склиентом;
ü обеспечивают связь отдельныхэлементов аудиторского процесса.
С развитиемтранснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм вкрупные международные группы появилась необходимость унификации аудита вмеждународном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всеммире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающиеочередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в другихорганизациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В Российской Федерациисогласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» разработкуфедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральныйорган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД).Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации.Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения,действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации,утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мереутверждения федеральных правил.
Федеральные правила(стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Правила (стандарты)аудиторской деятельности — это, как отмечается в законе об аудиторскойдеятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществленияаудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующихему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты)аудиторской деятельности подразделяются на:
Ø федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности;
Ø внутренниеправила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональныхаудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций(фирм) и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторскихорганизаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, заисключением положений, в отношении которых указано, что они имеютрекомендательный характер.
Профессиональныеаудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами,устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности,которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторскойдеятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторскогообъединения, членами которых они являются.
Разработкойпрофессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международнаяфедерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета,издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель:способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровеньпрофессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по меревозможности отношение к аудиту в международном масштабе.
Международные стандартыпо аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по меренеобходимости могут также применяться аудиторами при выполнении имисопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местнымиустановлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иныхсопутствующих услуг в области финансовой информация.
В Австралии, Бразилии,Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются вкачестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которыхрешено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи,Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться вкачестве национальных.
В наиболее развитыхстранах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада,Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются ксведению профессиональными организациями.
Помимо общих аудиторскихстандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы исферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов,стандарты этики и т.д.
Международный комитет поаудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издалстандарты проведения аудита,. состоящие из международных стандартов проведенияаудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
1. 2.Основные международные аудиторские стандарты
Аудиторские стандартыформулируют единые международные основополагающие предписания, определяющиенормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантиирезультатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Международный комитет поаудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие измеждународных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Международныестандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силунескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий,ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность впроведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организацийнеобходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенныхособенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть,что именно международные регламентирующие документы положены в основуразработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которыепрактически воспроизводят положения нескольких МСА.
Ознакомлениес полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткогоаналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостнуюкартину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами помере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита ипредстоящего ввода в действие новых международно ориентированных федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности.
Международныестандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторскиепроцедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний-клиентов. Они открываются вводным разделом, содержащим два стандарта:
• 100 “Задания,обеспечивающие уверенность”;
• 120“Основные принципы международных стандартов аудита”.
МСА 100 является одним из новейшихмеждународных документов, который разработан с учетом последних тенденций всовременном учете и аудите. МСА 100 и МСА 120 определяют, какой уровеньуверенности должны обеспечивать аудиторы в отношении выводов, представляемыхклиентам по итогам выполнения различных видов работ.
В зависимостиот типа оказываемой услуги международные стандарты допускают две степениуверенности — высокую и среднюю. В любом случае уровень уверенности аудиторов вадекватности аудиторского заключения при проведении аудиторской проверки неможет быть стопроцентным, но должен быть высоким. При оказании ряда сопутствующихуслуг обеспечивается средняя уверенность, к примеру, при осуществлении обзорнойпроверки. В иных случаях предоставляется только отчет об отмеченных фактах(например, при проведении согласованных с клиентом процедур), что даетвозможность пользователя отчета сделать собственные выводы на основе изложенныхаудитором данных. В подобных обстоятельствах речь не идет о достиженииаудиторами уверенности в достоверности исходной информации, посколькупроверочные процедуры не проводятся. Подобные отчеты могут быть предоставленытолько сторонам, договорившимся о выполнении согласованных процедур, так какиные лица, не осведомленные о причинах проведения таких работ, могут неверноистолковать их результаты.
Интересыпользователей аудиторских услуг требуют включения в итоговые документы, оформляемыеаудиторами, дополнительных объяснений, когда необходимо дать характеристикуспецифике выполненных работ, четко разграничить уровни обеспечиваемойаудиторами уверенности и обозначить ограничения точности рассмотренных данных.Такие пояснения не могут и не должны трактоваться в качестве оговорок китоговым документам аудита или сопутствующих услуг. Они носят исключительноинформативный характер и ориентированы на то, чтобы лица, знакомящиеся свыводами аудиторов, не получили ложного представления относительно уровняаудиторских гарантий по конкретному заданию.
В связи с темчто невозможно охарактеризовать все примеры работ, проводимых аудиторскимифирмами, международные стандарты приводят методику определения степениуверенности, которую в состоянии обеспечить аудиторская фирма. В основе этойметодики — рассмотрение конкретного предмета задания, оценка степени объективностикритериев его измерения, планирование масштаба и направленности процедур, врезультате которых может быть собран достаточный объем надежных аудиторскихдоказательств (данных аудита). Если рассматриваемая аудиторами информация икритерии ее оценки носят преимущественно субъективный характер и трудноподдаются количественному измерению, то уровень уверенности должен быть снижен.Речь идет, в частности, о заданиях, касающихся финансовых прогнозов.
Второй разделМСА — “Обязанности” — насчитывает семь стандартов:
• 200 “Цель иобщие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности”;
• 210“Условия аудиторских заданий”;
• 220“Контроль качества работы в аудите”;
• 230“документирование”;
• 244 “Ответственностьаудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовойотчетности”;
• 250 “Учетзаконов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности”;
• 260“Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями”.
МСА 200 “Цель и общие принципы, регулирующиеаудит финансовой отчетности” называет в качестве основных принципов аудитанезависимость, порядочность, объективность, профессиональную компетентность идолжную тщательность, конфиденциальность профессиональное поведение иследование техническим стандартам. Содержание каждого из этих принциповподробно раскрыто в Кодексе этики Международной федерации бухгалтеров.
МСА 210 “Условия аудиторских заданий”характеризует данные, которые аудиторы должны предоставить клиенту в отношениипредстоящего оказания аудиторских услуг. До сведения клиента необходимо довестиинформацию о целях и объеме аудита, принципах исчисления гонорара,ответственности сторон, планировании проверки, требовании свободного доступа кбухгалтерским записям клиента. Кроме того, могут быть затронуты такие вопросы,как привлечение внутренних аудиторов, сторонних экспертов и т. д.
МСА 220 “Контроль качества работы в аудите”посвящен вопросам организации такого контроля внутри аудиторской фирмы(тематика внешнего контроля качества здесь не затрагивается). Аудиторскимфирмам предписывается применение кадровой политики, направленной накомплектацию ее персонала компетентными и опытными сотрудниками, которые могутобеспечить выполнение поручаемых им заданий с должной тщательностью. Основнымипринципами контроля качества аудиторской работы являются: информированиеассистентов о характере бизнеса клиента и возможных учетных проблемах,руководство и надзор за ходом их работы, а также проведение обзорной проверкирезультатов процедур, выполненных ассистентами аудитора.
Кроме того, кпроцедурам контроля качества отнесена оценка целесообразности принятияклиентов, исходя из таких критериев:
— реальнаянезависимость аудиторской фирмы в отношении конкретного клиента (отсутствиезаинтересованности в делах клиента, обусловленной статусом акционера, учредителяи т. п.);
— наличие уаудиторской фирмы специалистов, способных оказать данному клиенту качественныеуслуги (с учетом отраслевой специфики и индивидуальных особенностей компании);
— уровень доверия,который может быть оказан руководству компании (предполагаемому клиенту).
МСА 230 “Документирование” обязывает аудиторовписьменно фиксировать аспекты аудита, необходимые для обеспечения общегопонимания проведенной проверки. Так, должны быть задокументированы: план ипрограмма аудита, а также любые изменения к ним; график, объем и результатывыполнения процедур, а также сделанные на основе полученных данных выводы.
МСА оставляетна усмотрение аудиторов решение вопроса относительно объема документации вкаждом конкретном случае. На форму и содержание рабочих документов аудитавлияют такие факторы, как характер и сложность бизнеса клиента, структура исостояние бухгалтерского учета, приемы и методы проведения аудиторских процедури т. д. В состав рабочей документации, в частности, включаются:
v сведения об отрасли, экономической иправовой среде, в которой действует проверяемая компания;
v информация, касающаяся организационнойструктуры компании;
v доказательства проведенного аудиторамиизучения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента иопределения уровня аудиторского риска;
v записи о характере и масштабеосуществленных аудиторских процедур (с указанием ихисполнителей, сроковпроведения и полученных результатов);
v данные о последующем контролекачества выполненных работ;
v копии переписки с коллегами итретьими лицами по вопросам аудиторской проверки;
v письменные заявления, полученные отответственных лиц проверяемой компании;
v копии финансовой отчетности иаудиторского заключения.
Согласно МСАрабочие документы являются собственностью аудиторов. По усмотрению последнихчасть документов или выдержки из них могут быть предоставлены клиенту. Аудиторыобязаны обеспечивать конфиденциальность сведений, содержащихся в рабочейдокументации.
МСА 240 “Ответственность аудитора порассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности”является одним из недавно введенных в действие международных документов. Онобязывает аудиторов учитывать вероятность существенных искажений в финансовойотчетности и при проведении проверки руководствоваться принципомпрофессионального скептицизма.
Аудиторывправе запрашивать руководителей проверяемой компании о том, известны ляпоследним факты мошенничества иди имеются ли на их счет какие-либо подозрения,проводятся ли соответствующие разбирательства и т. п. Согласно МСА аудиторыдолжны получить от руководства письменное подтверждение того, что оно раскрылоаудитору все известные факты такого рода. Если аудиторы впоследствии обнаружаткакие-либо иные существенные искажения, то информация об этом должна бытьдоведена до лиц, наделенных руководящими полномочиями, причем находящимися виерархической структуре компании по крайней мере на уровень выше, чем заподозренныев мошенничестве сотрудники компании.
Важноподчеркнуть, что вслучае необнаружения аудиторами какого-либо случая мошенничества или ошибки МСАне считают этот факт достаточным для того, чтобы признать аудит несоответствующим международным стандартам или требованию должной тщательности.От аудиторов требуется достижение разумной уверенности в том, что рассмотреннаяфинансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений. Однакоаудиторы не могут нести ответственность за гарантированное исключениемошенничества и ошибок в учете у клиента.
МСА 250 “Учет законов и нормативных актовпри аудите финансовой отчетности” фактически примыкает к предыдущему стандарту,поскольку в основном посвящен искажениям финансовой отчетности — на сей развследствие несоблюдения клиентом законодательства. В соответствии с МСАаудиторы должны достичь понимания основных законодательных и нормативныхтребований, применимых к деятельности проверяемой компании. Аудиторы запрашиваюту руководства компании информацию об известных или предполагаемых случаях отступленияот законодательных требований. В дополнение к этому проверяется перепискакомпании с соответствующими органами регулирования и лицензирующимиинстанциями.
При отсутствиидоказательств обратного аудитор вправе предположить, что компания соблюдаетдействующие законы и нормативные акты. По нашему мнению, это позволяетнесколько сбалансировать требование профессионального скептицизма, такжесодержащееся в международных стандартах.
В случаевыявления фактов несоблюдения законодательства аудиторы должны проинформироватьо них Совет директоров, аудиторский комитет и высшее руководство компании. Еслиесть признаки того, что к обнаруженным фактам причастны самые высокопоставленныелица компании, то аудиторам рекомендуется обратиться за помощью к своемуюристу. Последнее положение обусловлено тем, что в исключительныхобстоятельствах МСА допускают, что аудиторы могут быть вынуждены, несмотря напринцип конфиденциальности, раскрыть подобные факты компетентным органам в силутребований национального законодательства (например, по решению суда). В такойситуации, как полагают МСА, аудиторам не обойтись без юридической поддержки.
МСА 260 “Сообщение аспектов аудита лицам,наделенным руководящими полномочиями” предоставляет аудиторам возможностьиспользовать профессиональное суждение для определения круга лиц, которымдолжны сообщаться вопросы аудита, представляющие интерес для руководствапроверяемой компании. При этом принимаются во внимание управленческая структуракомпании, правовые обязанности ответственных сотрудников, а также обязательствавыполняемых аудиторами процедур, В некоторых случаях круг подлежащих информированиюлиц может быть непосредственно согласован с клиентом.
Срокипредоставления аудиторами соответствующих сведений ответственным сотрудникамкомпании согласуются с этими лицами. МСА допускают не только письменную иустную форму передачи информации. Однако в последнем случае аудиторы все равнодолжны отразить в своей рабочей документации переданные руководству компанииданные и полученные ни них отклики. Такие документы могут иметь форму копийпротоколов проведенных между сторонами обсуждений.
Третий разделмеждународных стандартов “Планирование” состоит из трех документов:
• 300“Планирование”;
• 310 “Знаниебизнеса”;
• 320“Существенность в аудите”.
МСА 300 “Планирование” обязывает аудиторовпроводить проверку эффективно и своевременно. Для достижения этой цели аудитдолжен быть тщательно спланирован с учетом специфики бизнеса клиента, ожидаемыхрисков наличия существенных искажений в финансовой отчетности, а также с учетомпотребностей в персонале и временных рамок проверки. Планирование подразумеваетсоставление общего плана аудита и конкретизирующей его программы проверки. Впоследнем документе прописываются намечаемые аудиторские процедуры исоответствующий бюджет времени.
Программааудита является набором инструкций для исполнителей аудиторских процедур, атакже средством контроля и регистрации надлежащего выполнения работ. В ходеаудита по мере необходимости план и программа аудита могут пересматриваться всвязи с вновь открывающимися обстоятельствами. Причины внесения существенныхизменений в план и программу аудита подлежат отражению в •рабочей документациипроверки.
МСА 310 “Знание бизнеса” предписывает аудиторамполучить знания о деятельности проверяемой компании в объеме, достаточном длявыявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могутповлиять на формирование финансовой отчетности компании.
Следуетотметить, что работу по изучению бизнеса компании аудиторы должны начинать ещедо заключения договора с клиентом. Это необходимо для того, чтобы определить,возможно ли оказать данному клиенту соответствующую услугу на достаточновысоком уровне. В ходе изучения бизнеса клиента рассмотрению подлежат: общиеэкономические факторы; существенные отраслевые условия, влияющие надеятельность компании; структура управления компанией, источники и методыфинансирования ее деятельности, состав и репутация ответственных кадров;производственная и маркетинговая деятельность компании; основные финансовыепоказатели и условия подготовки финансовой отчетности; круг ее пользователей ит. д.
Полученныезнания о деятельности компании используются и пополняются на всех последующихстадиях аудита вплоть до составления аудиторского заключения.
МСА 320 “Существенность в аудите” оставляетза аудиторами право применить свое профессиональное суждение для оценки того,какие искажения в финансовой отчетности необходимо считать существенными. Приэтом во внимание принимается характер и количественное значение искажений.
Существенностьрассматривается как на уровне финансовой отчетности в целом, так и в отношенииотдельных сальдо счетов и классов операций. На разных участках учета могут бытьполучены различные уровни существенности.
При оценкепоследствий искажений принимаются во внимание не только конкретные выявленныеотклонения, но и прогнозируемые (предполагаемые) ошибки, которые, по оценкеаудиторов, могут иметь место в бухгалтерской информации, не попавшей ваудиторскую проверку. Если совокупность таких искажений приближается к уровнюсущественности, МСА указывает на целесообразность проведения дополнительныхаудиторских процедур с целью снижения аудиторского риска. Альтернативойявляется внесение руководством компании поправок в соответствии срекомендациями аудиторов в отношении выявленных искажений.
В четвертыйраздел международных стандартов аудита “Внутренний контроль” входят тридокумента:
• 400 “Оценкарисков и внутренний контроль”;
• 401 “Аудитв среде компьютерных информационных систем”;
• 402 “Учетпри аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации”.
В МСА 400под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ненадлежащегоаудиторского мнения в случаях, когда в финансовой отчетности содержатсясущественные искажения. Аудиторский риск обусловлен тремя компонентами:
¾ подверженностьюсальдо счетов и классов операций искажениям, которые могут оказатьсясущественными по отдельности или в совокупности с другими искажениями (“неотъемлемыйриск”);
¾ несовершенствомсистемы внутреннего контроля,которая может не предотвратить или своевременно не ликвидировать существенныеискажения в учете (“риск средств контроля”);
¾ вероятностью того,что существенные искажения могут быть не обнаружены в результате проведения аудиторамисобственных процедур проверки в отношении сальдо счетов и классов операций(“риск необнаружения”).
Если аудиторыприходят к выводу о слабости систем бухгалтерского учета и внутреннего контроляи соответственно оценивают первые два компонента аудиторского риска как высокие,то МСА обязывают их предпринять шаги к снижению третьего компонентааудиторского риска.
МСА 401 затрагивает не только особенности оценки внутреннего контроляв условиях электронных учетных систем. МСА требует от аудитора знания информационныхтехнологий для понимания того влияния, которое они оказывают на бухгалтерскийучет клиента и ход проверки. МСА признает, что компетентность аудитора может бытьне равнозначна сумме знаний профессионального специалиста по компьютернымсистемам. В случае необходимости таковой может быть привлечен для содействияаудиторам в качестве технического эксперта.
Согласно МСАаудиторы выясняют, насколько клиент заботится о защите данных от несанкционированного использования, атакже о поддержании на современном уровне программного обеспечения. В зависимостиот особенностей компьютеризированной бухгалтерии планируется больший или меньшийобъем аудиторских процедур.
МСА 402 представляет меньший интерес для отечественных бухгалтеров.Он ориентирован исключительно на аудиторов и посвящен довольно узкому вопросу —особенностям проверки тех компаний, которые используют услуги стороннейорганизации для ведения учета. Стандарт содержит указания о полученииинформации о специфике таких услуг, условиях контракта, компетентностиобслуживающей организации и т. д.
Пятый разделМСА “Аудиторские доказательства”является самым объемным. Он насчитывает 11 документов:
• 500“Аудиторские доказательства”;
• 501 “Аудиторские доказательства — дополнительноерассмотрение особых статей”;
• 505“Внешние подтверждения”;
• 510“Первичные задания — начальныесальдо”;
• 520“Аналитические процедуры”;
• 530 “Аудиторская выборка и другиепроцедуры выборочного тестирования”;
• 540“Аудит оценочных значений”;
• 550 “Связанные стороны”;
• 560“Последующие события”;
• 570“Непрерывность деятельности”;
• 580 “Заявления руководства”.
МСА 500 характеризует обозначенное в названии стандартапонятие как информацию, получаемую аудиторами, и сделанные по ней выводы. Сбор аудиторскихдоказательств осуществляется в ходе тестов средств контроля (при изученииорганизации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля клиента), а также при проведении процедур проверки по существу(последние включают детальные тесты хозяйственных операций и сальдо счетов, атакже аналитические процедуры, направленные на изучение соотношений финансово- хозяйственныхпоказателей компании).
Согласно МСАв процессе проверки должно быть собрано достаточное количество убедительных данных путем инспектирования,подсчета, наблюдения, анализа важнейших коэффициентов и их динамики, а такжепосредством направления запросов и получения подтверждений от лиц внутри и за пределамипроверяемой компании. Убедительность собранных данных возрастает, если они полученыиз различных источников и согласуются друг с другом.
МСА 501 конкретизирует порядок проведенияряда аудиторских процедур. Речь идет о присутствии аудиторов при инвентаризации товарно-материальныхзапасов; получении сведений о претензиях и судебных делах, в которые вовлеченапроверяемая компания; рассмотрении значительных долгосрочных инвестиций и ихстоимостной оценке; а также об анализе информации по сегментам, существенной дляфинансовой отчетности клиента.
МСА 505 регламентирует порядок разработки ирассылки запросов для получения данных от третьих лиц. В отношении крупных сальдо МСА рекомендуетиспользовать запросы, составленные в виде:
просьбыпривести соответствующую информацию;
просьбывыразить согласие с данными, по которым аудиторы хотят получить подтверждения.
Оба вариантаимеют свои нюансы. В первом случае снижается вероятность получения откликов назапросы, поскольку от отвечающего требуется приложение дополнительных усилий.Во втором случае есть риск,что отвечающий отреагирует на просьбу о подтверждении информации, фактически непроверив ее точность.
Данныймеждународный стандарт вменяет аудиторам в обязанность оценивать надежностьполученных от третьих лиц подтверждений, принимал во внимание независимостьотвечающего, уровень его компетентности и полномочий.
МСА 510 требует от аудиторов, впервые приходящих к клиенту спроверкой либо не проводивших аудит за предыдущий период, убедиться в том, что:
начальные сальдоне содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовуюотчетность текущего периода;
конечные сальдопредыдущего периода правильно перенесены на начало текущего периода или внеобходимых случаях изменены;
соблюдаетсяпоследовательность применения учетной политики, либо изменения в учетнойполитике должным образом отражены в учете.
МСА 520 отмечает целесообразность применения в ходе аудитапроцедур, включающих:
сопоставлениепоказателей текущего и предыдущего периодов;
сравнениефактических показателей с прогнозировавшимися;
оценкупоказателей проверяемой компании в контексте отраслевой статистики;
рассмотрениевзаимосвязей междуфинансовыми показателями текущего периода, а также между финансовой и инойинформацией (например, между расходами на оплату труда и численностьюработников).
МСА 530 обращает внимание на порядок отбора статей, подлежащихпроверке; особенности формирования выборки и оценку искажений, выявленных привыборочном исследовании. Аудиторы должны учитывать не только обнаруженные ввыборке искажения, но и прогнозируемые искажения, а также их совокупное влияниена достоверность рассматриваемой финансовой информации.
МСА 540 регламентирует порядок рассмотрения статей учета, в которыхиспользуются оценочные способы измерения. В этом сложном процессе аудиторы могутприбегать к:
рассмотрениюдопущений и данных, лежащих в основе оценочных значений;
проверке приемови методов, используемых при расчете оценочных значений;
сравнениюпредыдущих оценок с фактическими результатами;
поиску данных вне компании, если необходимоубедиться в реалистичности оценочных значений.
МСА 550 представляет повышенный интерес для компаний, входящих вхолдинг, имеющих дочерние структуры либо выступающих в качестве таковых поотношению к материнской организации. Не только проведение операций междусвязанными сторонами находится в центре внимания аудиторов; само наличие упроверяемой компании таких сторон подлежит выяснению в ходе аудита. С этой цельюаудиторы запрашивают у клиента список всех связанных сторон. Для выявления связанныхсторон, в частности, анализируются необычные сделки; безвозмездно предоставленныеуслуги; операции, предусматривающие условия, которые существенно отличаются отрыночных (нестандартные процентные ставки, цены, гарантии и т. п.).
МСА 560 указывает на необходимость учитывать влияниена аудиторское заключение событий, происходящих вплоть до даты выдачи такогозаключения. Как можно ближе к указанной дате должно проводиться ознакомление с протоколамизаседаний Совета директоров, собраний акционеров, а также с самой последнейфинансовой информацией. Кроме того, клиенту могут быть заданы вопросы о текущемсостоянии статей, которые были отражены в учете на основе предварительныхданных, о новых обязательствах компании, выпуске новых акций, о слияниях или заключениидоговора поручительства и т. д. Перечисленные события рассматриваются на предметтого, могут ли они потребовать внесения корректировок в финансовую отчетность.
МСА 570 затрагивает прежде всего те проверяемые компании, которые испытываютзначительные коммерческие трудности или находятся на грани кризиса. В ходепроверки аудиторам надлежит проанализировать, является ли обоснованнойподготовка финансовой отчетности исходя из возможности продолжить ведение бизнесав течение как минимум последующих 12 месяцев. Если в этом у аудиторов возникаютсомнения, то главный бухгалтер и руководство компании должны быть готовы кпредставлению аудиторам планов будущих действий компании. Аудиторы оцениваютэти планы на предмет их реалистичности и возможности исправить ситуацию.
МСА 580 описывает порядок взаимодействия аудитора и руководствапроверяемой компании в связи с получением от них разъяснений. Порядок взаимодействияаудиторов с руководством компании может предусматривать:
направлениеруководству письма аудитора, в котором излагается информация, требующая подтверждениясо стороны руководства компании;
краткоеизложение аудитором результатов бесед с руководством проверяемой компании;
приобщение к аудиторским доказательствампротоколов заседаний Совета директоров или подписанного руководством экземплярафинансовой отчетности.
Шестой радел МСА“Использование работы третьих лиц” включает три стандарта:
• 600 “Использование работы другогоаудитора”;
• 610“Рассмотрение работы внутреннего аудита”;
• 620 “Использование работы эксперта”.
МСА 600 содержит важную информацию для компаний с разветвленнойструктурой, которые привлекают разные аудиторские фирмы для аудита головнойорганизации и проверки финансовой отчетности компаньона, данные котороговключаются в отчетность головной организации. МСА описывает порядок сотрудничествадвух аудиторских фирм, взаимодействие которых может включать обсуждение процедураудита, просмотр главным аудитором рабочих бумаг другого аудитора, обменинформацией по существенным аспектам и получаемым результатам, проведениедополнительных тестов. Главный аудитор должен решить, повлияют ли факты,выявленные другим аудитором, на форму аудиторского заключения по финансовойотчетности, включающей показатели компаньона.
МСА 610 представляет интерес для широкого круга компаний, имеющихсобственную службу внутреннего аудита. МСА требует от внешнего аудиторапонимания организации, круга обязанностей и уровня компетентности внутреннегоаудита. Это необходимо для эффективного планирования аудиторской проверки.Взаимодействие внешних и внутренних аудиторов предполагает согласованиеграфиков работ, организацию регулярных встреч, обеспечение доступа внешнихаудиторов к отчетам внутреннего аудита.
МСА 620 характеризует обстоятельства, при которых для получения аудиторскихдоказательств может быть привлечен сторонний специалист. Такая необходимость возникает,если требуется инженерная или юридическая оценка, проведение экспертизы сиспользованием специальных технических приемов и методов и т. д.
При оценкерезультатов работы эксперта аудиторы обязаны рассмотреть использованные экспертом исходные данные ипримененные им методы, а также сопоставить сформулированные экспертом выводы сдругими аудиторскими доказательствами.
Седьмой разделМСА “Аудиторские выводыи подготовка отчетов (заключений)” состоит из трех документов:
• 700 “Аудиторскийотчет (заключение) пофинансовой отчетности”;
• 710 “Сопоставимые значения”;
• 720 “Прочая информация в документах, содержащихаудированную финансовую отчетность”.
МСА 700 содержит требования к оформлению аудиторского заключения идает характеристику видов выражаемого в нем мнения. Безоговорочно положительноемнение выдается, когда финансовая отчетность представлена достоверно во всехсущественных отношениях в соответствии с установленными принципами финансовойотчетности.
Во всех иных случаях аудиторское заключение должнобыть модифицировано. Это означает, что аудиторы прибегают к:
выдаче мненияс оговоркой;
выражениюмнения без оговорки, но с включением абзаца, привлекающего внимание копределенному аспекту;
выражениюотрицательного мнения;
отказу отвыражения мнения по финансовой отчетности.
МСА 710 касается проверки:
показателейпредшествующего периода, включенных в качестве части финансовой отчетности затекущий период и предназначенных для сравнения с соответствующей информациейтекущего периода,
сопоставимойфинансовой отчетности, где информация за предшествующий период приводится в целях сопоставления сфинансовой отчетностью текущего периода.
При рассмотрения сопоставимых значенийаудиторы должны определять:
соблюдена ляпреемственность учетной политики в отношении сопоставимых значений либо былисделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация;
согласуютсяля показатели за предыдущий период с другими величинами того же периода либо былисделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация.
МСА 720 вменяет аудиторам в обязанность ознакомиться с прочимидокументами, публикуемыми клиентом вместе с финансовой отчетностью. Примерамитаких документов являются отчет руководства или Совета директоров, финансовый обзори т. д. При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить склиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней меры рекомендуетаудиторам обратиться за юридической помощью.
2.АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
2. 1. Цели проверки и источники информации
Целью аудита при проверке расчетов по оплате труда являетсяустановление соответствия применяемой в организации методики учета иналогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим вРоссийской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для тогочтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния надостоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудиторской проверки расчетов по оплатетруда:
— оценка существующей в организации системы расчетов сперсоналом и ее эффективности;
— соблюдение положений законодательства о труде, состояниевнутреннего контроля по трудовым отношениям;
— оценка состояния синтетического и аналитического учетаопераций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемомпериоде;
— оценка полноты отражения совершенных операций вбухгалтерском учете;
— проверка соблюдения организацией налоговогозаконодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
— проверка соблюдения организацией законодательства порасчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
К источникам информации, используемой в процессе аудиторскойпроверки, относят документы по зачислению, увольнению и переводу работниковпредприятия, первичные документы, регистры синтетического и аналитическогоучета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественноиспользуются унифицированные формы первичной документации, разработанныеНИПИ-статинформом Госкомстата России.
Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяетсяна юридических лиц всех форм собственности. Так, по учету личного составаиспользуются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1), личнаякарточка (№ Т-2), учетная карточка научного работника (№ Т-4), приказ(распоряжение) о переводе на другую работу (№ Т-5), приказ (распоряжение) опредоставлении отпуска (№ Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудовогодоговора (№ Т-8).
По учету использования рабочего времени и расчетов сперсоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочеговремени и расчета заработной платы (№ Т-12), расчетно-платежная ведомость (№Т-49), расчетная ведомость (№ Т-53), лицевой счет (№ Т-54).
Отчетность включает:
1. Бухгалтерский баланс (форма № 1);
2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
3. Отчет об изменениях капитала (форма №3);
4. Отчет о движении денежных средств(форма № 4);
5. Приложение к бухгалтерскому балансу(форма № 5).
Также источниками информации являются аналитические исинтетические данные по счетам: № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», №68 «Расчеты по налогам и сборам», № 69 «Расчеты по социальному страхованию иобеспечению», № 84 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»), 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет«Расчеты по возмещению материального ущерба»).
Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется напредприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор можетпроверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учетрабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение)проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемыхсистем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, чтодолжно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. Приповышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифныхставок или условий контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.
2. 2. Основные законодательные инормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, чч. 1 и2.
2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1, 2.
3. Инструкция о составе фонда заработной платы ив выплатсоциального характера (утв. Постановлением Госкомстата России № 116 от 24ноября 2000г. по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России иБанком России).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ9/99.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»ПБУ 10/99.
7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по егоприменению (Приказ Ф РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).
8. Альбом унифицированных форм первичной учетной документациипо учету труда и его оплаты (утверждены Постановлением Госкомстата России от 6апреля 2001 г. № 26).
2. 3. Основные комплексы задач ивопросы для составления программы проверки
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить,относятся следующие:
1. Соблюдениеположений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовымотношениям:
ü применяются ли типовые формыдокументов по учету личного состава;
ü личные карточки на работающих (ф. №Т-2);
ü приказ (распоряжение) опредоставлении отпуска (ф. № Т-6);
ü приказ о переводе на другую работу(ф. № Т-5);
ü приказ (распоряжение) о прекращениитрудового договора (контракта) (ф. № Т-8);
ü ведутся ли на работающих трудовыекнижки;
ü проверяется ли отделом кадровсоответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатномрасписании;
ü ведутся ли в цехах (отделах) табелирабочего времени.
2. Учет и контрольвыработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам:
ü применяются ли на предприятииутвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ;
ü используются ли типовые формыпервичных документов;
ü организовано ли гашение (проставлениеотметки об оплате) первичных документов;
ü применяются ли ПК для выполнениярасчетов по сдельной оплате труда;
ü применяются ли наряды на бригаду.
3. Учет и начислениеповременных и прочих видов оплат:
ü ведутся ли расчеты по начислениюповременных видов оплат согласно табелю рабочего времени;
ü проверяет ли отдел труда иливнутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат;
ü применяется ли ПК для выполнениярасчетов по начислению заработной платы.
4. Расчеты удержанийиз заработной платы физических лиц:
ü проставлены ли в расчетных ведомостях(лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний;
ü налог на доходы с физических лиц;
ü удержаний по исполнительным листам;
ü прочих удержаний;
ü применяются ли ПК для прочихудержаний;
ü проверяли ли органы фондовсоциального страхования и налоговых служб расчеты по налогу на доходы сфизических лиц.
5. Аналитическийучет по работающим (по видам начислений и удержаний):
ü какие ведутся документы поаналитическому учету;
ü расчетно-платежные ведомости;
ü расчетно-платежные ведомости илицевые счета на работающих;
ü применяются ли ПК для веденияаналитического учета;
ü организовано ли архивное хранениедокументов по аналитическому учету с работающими.
6, 7. Сводные расчеты по заработнойплате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов иплатежей с ФОТ:
ü имеют ли сквозную нумерациюрасчетно-платежные ведомости;
ü сопоставляются ли начисления наоплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, медицинскомустрахованию, пенсионному фонду, фонду занятости;
ü проверяет ли ответственный бухгалтерданные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплатетруда;
ü применяются ли ПК для сводныхрасчетов по оплате труда;
ü имеются ли на предприятии задержки срасчетами и выплатами по оплате труда.
8. Расчеты подепонированной заработной плате:
ü ведутся ли на предприятии карточки подепонированной заработной плате;
ü производится ли отнесениедепонированных сумм на счета «Прибыли и убытки» по истечении срока исковойдавности;
ü применяются ли ПК для расчетов подепонированной заработной плате.
2. 4. Программа аудиторской проверкирасчетов с персоналом по оплате труда
Начальным этапом проведения аудита является планированиеаудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобысвоевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой)отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности ихотражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себясоставление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведенияаудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.
Программааудита является развитием общегоплана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Программа документально оформляется, т.е.обозначается номер или код каждой проводимой аудиторскойпроцедуры. Аудиторская программа может составляться в видепрограммы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционированиисистемы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотови остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации обоборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления планаи программы проверки аудитор определяет самостоятельно.
Таблица 1
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам сперсоналом организации
Проверяемаяорганизация____________________________________________
Периодаудита______________________________________________________
Количествочеловеко-часов___________________________________________
Руководитель аудиторскойгруппы______________________________________
Состав аудиторскойгруппы___________________________________________
Планируемыйаудиторский риск______________________________________
Планируемый уровень существенности__________________________________
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация
Рабочая документация 1. Аудит оформления первичных учетных документов Аналитический обзор 2. Аудит организации хозяйственной деятельности предприятия и методики расчета и учета з/пл Аналитический обзор 3. Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной з/пл Аналитические таблицы 4. Аудит состава ФОТ, его распределения и тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета Аналитические таблицы 5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды Аналитические таблицы 6. Обобщение пересчета за проверяемый период Аналитические таблицы 7. Подготовка и печать отчета Отчет
Руководительаудиторской организации _____________________
Руководительаудиторской группы ______________________________
Таблица 2
Программа аудита
Проверяемаяорганизация_________________________________________
Периодаудита______________________________________________________
Количествочеловеко-часов___________________________________________
Руководительаудиторской группы____________________________________
Составаудиторской группы__________________________________________
Планируемыйаудиторский риск______________________________________
Планируемыйуровень существенности_________________________________№
Перечень аудиторских
процедур
Период
проведения Исполнители Рабочие документы Примечание
1. Аудит оформления первичных документов 1.1 Определение степени унификации первичных документов по чету персонала и рабочего времени Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор 1.2 Проверка правильности учета рабочего времени Табели учета использования рабочего времени, график-календарь 1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов Расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера 1.4 Проверка правильности учета депонированной заработной платы Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера
2. Аудит системы начислений заработной платы 2.1
Проверка обоснованности начислений за особые условия труда:
а) сверхурочные работы и работу в ночное время;
б) работу в выходные и праздничные дни;
в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда;
г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями
Приказы руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета (а, б)
Табели учета рабочего времени, перечень работ, расчетно-платежные ведомости, личные карточки (в)
Расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, личные карточки (г) 2.2 Проверка правильности документирования и оплаты простоев Табель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты с приложением списка работников 2.3 Проверка правильности документирования и оплаты труда в случае брака Акты о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки 2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки 2.5 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки 2.6 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию 2.7 Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам года Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, 12, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы 3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемых в налоговую инспекцию 3.2 Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемых в налоговую инспекцию 3.3 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам Исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета 4.1 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга 4.2 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организации Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы 4.3 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) Журналы-ордера № 9, 10, 10/1, 10а, Главная книга 4.4 Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг) Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах)
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды 5.1 Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению Разработочная таблица «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы (с вкладным листом)», журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения
Подготовка рабочей документации аудита. Цель подготовки рабочих документов – этодокументальное подтверждение того, что проверка была должным образомспланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходеаудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялисьсоответствующие исследования.
Правилом(стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (п. 2.1б)предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и ихрезультатов. На аудит операций по оплате труда составим описание аудиторскихпроцедур (Таблица 3).
Таблица 3
Описание использованных аудиторских процедур и их результатов№ п/п Перечень аудиторских процедур Объем информации Техника исполнения Характер возможных нарушений 1. Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании Последовательно просматривают все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании Отсутствует коллективный договор 2. Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда
Последовательно просматривают все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой, и выясняют:
а) имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера;
б) в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены обязанности письменным распоряжением руководителя предприятия, нет ли платежных ведомостей с подписями этих лиц более раннего (позднего) срока, чем дата их назначения Отсутствуют приказы на замещение первых лиц 3. Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу предприятия и выплаты пособий Последовательно сверяют льготы, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из работников в проверяемом периоде Отсутствуют заявления работников о предоставлении им льгот 4. Проверка наличия справок-вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах Последовательно просматривают табели рабочего времени за проверяемый период и дни отпуска по учебе сверяют с наличием справок-вызовов из учебных заведений, затем проверяют начисленную оплату в расчетно-платежных ведомостях и отражение в учете этих операций Необоснованное списание на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров при отсутствии: договоров с образовательными учреждениями; лицензии у организации, оказавшей услуги образовательного характера; акта о выполненных работах 5. Проверка регистрационных документов в фондах социального страхования Проверить расчеты с фондами социального страхования, соответствие данных в них Главной книге и наличие подписей уполномоченных лиц при сдаче расчетов в фонды Организация не зарегистрирована в фонде социального страхования РФ
Планируя аудиторскую проверку, необходимо установитьматериальность (существенность) – максимально допустимый размер ошибочнойсуммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах ирассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей взаблуждение. В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетностидо 5 процентов является незначительным, а более 10 процентов – материальным(существенным).
Существенность выражает вероятность того, что применяемые аудиторскиепроцедуры позволяют выявить ошибки в отчетности экономического субъекта иоценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователей.
Под уровнем существенности понимается то предельноезначение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированныйпользователь этой отчетности с большой вероятностью будет не в состоянии делатьна ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Для расчета уровня существенности возьмем для примерамуниципальное унитарное предприятие «Кисловодский центральный рынок» (МУП«КЦР»). Сначала необходимо определить показатели, значение которых будет влиятьна расчет уровня существенности (Таблица 4).
Таблица 4
Определение уровня существенности
Наименование базового показателя
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, тыс. руб.
Доля,
%
Значение, применяемое
для нахождения уровня
существенности Балансовая прибыль 984 5% 49,2 Валовый объем реализации без НДС 19 105 2% 382,1 Валюта баланса 5 110 2% 102,2 Собственный капитал 5 040 10% 504 Общие затраты предприятия 5 139 2% 102,8
Так как значения балансовой прибыли и собственного капиталазначительно отклоняются, отбросим их при расчете уровня существенности.Следовательно, в расчет уровня существенности войдут такие числовые значениякак:
· валовый объемреализации – 382,1 тыс. руб.;
· валюта баланса –102,2 тыс. руб.;
· общие затратыпредприятия – 102,8 тыс. руб.
Средняя величина этих показателей составляет 195,7 тыс. руб.Округлим данную величину до 230 тыс. руб., что и будет являться уровнемсущественности для МУП «КЦР».
Важным элементом аудиторской деятельности при планированииаудита является оценка аудиторского риска. Различают два основных метода оценкиаудиторского риска: интуитивный и расчетный.
Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы, исходя изсобственного опыта и знания деятельности клиента, определяют риск на основанииотчетности в целом или отдельных групп операций и используют эту оценку впланировании аудита. Интуитивная оценка риска проводится также по даннымустного опроса (тестирования) администрации, специалистов и бухгалтерскогоперсонала экономического субъекта.
Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путемсоставления и решения специальной факторной модели относительных величин.
Аудиторский риск – вероятность того, что бухгалтерская отчетностьэкономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки, атакже искажения после подтверждения аудитором ее достоверности.
В соответствии с российскими стандартами аудитору следуетдать оценку состояния бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля впроверяемой организации. Это необходимо для установления вероятностивозникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовойотчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количествоаудиторских процедур. Четко отлаженная система внутреннего контроля существенноснижает аудиторский риск при проведении как внешнего, так и внутреннего аудита.Если в результате проверки системы внутреннего контроля аудитор установит ееэффективность, то может в достаточной степени доверять информации и,следовательно, сократить объем собственной работы. Для каждой аудиторскойпроцедуры разрабатываются несколько тестов средств контроля.
Составим несколько тестов средств контроля на примере МУП«КЦР». Данные тесты оформим в Таблице 5.
Таблица 5
Тесты средств контроля№ Содержание ДА НЕТ 1. Применяются ли унифицированные первичные документы по учету личного состава: а) личные карточки на работающих (№ Т-2) б) приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6) в) приказ о переводе на другую работу (№ Т-5) г) приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (№ Т-8) 1.1. Ведутся ли на работающих трудовые книжки 2. В документах, не являющихся унифицированными, имеются ли обязательные реквизиты: а) наименование документа б) дата составления в) наименование составившей его организации г) содержание хозяйственной операции 3. Заполнены ли обязательные реквизиты в документах 4. Имеются ли незаверенные исправления в документах 5. Существует ли приказ руководителя о перечне лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов 6. Имеются ли все документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных 7. Правильно ли составлено штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию 8. Правильны ли удержания из зарплаты 9. Правильно ли используются тарифы, расценки, разряда и др. при начислении оплаты труд 10. Обоснованны ли начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных; имеются ли подтверждающие эти начисления документы (решения, приказы) 11. Достоверны ли и правильно ли составлены первичные документы 12. Не включены ли в табель и другие документы вымышленные лица 13. Не было ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам 14. Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок 15. Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета 16. Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы 17. Сопоставимы ли записи аналитического учета по счетам 70, 76 в части расчетов по исполнительным листам депонированной зарплате Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими Применяются ли ПК при расчете заработной платы и удержаний из нее
В процессе проверки аудитор должен составлятьрабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем икачество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольнойформе. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте,краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:
— метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либообъем проверенной документации;
— замечания по результатам проверки;
— перечень первичных и других документов, не представленных кпроверке;
— иные выявленные несоответствия действующемузаконодательству;
— мнение аудитора о способах устранения выявленныхнедостатков;
— другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственнойдеятельности клиента.
Кроме того, в рабочих документах должна быть описана системавнутрихозяйственного контроля клиента, программа аудита, а также результатыаудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочихдокументах, составляется аудиторское заключение.
Проверка документов позволяетаудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбратьопределенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций вучете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждатьреальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживаниеиспользуется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам,ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращаявнимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедурыиспользуются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода сданными предыдущих периодов.
Поскольку аудиторскаяпроверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате трудавесьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использоватьсхему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной формесчетоводства (Приложение 1)и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершеннымхозяйственным операциям (Приложение 2).
В соответствии с Федеральнымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерациирезультатом аудиторской проверки является аудиторское заключение – документ,имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органовгосударственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебныхорганов.
Аудиторское заключение обухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение одостоверности этой отчетности. Различают четыре варианта аудиторскогозаключения: безоговорочно положительное мнение, мнение с оговоркой, отказаудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетностии отрицательное мнение.
Заключение аудитора по результатампроверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается кзаключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальнымзаконодательством Российской Федерации.
2. 5 Типичные ошибки
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок инарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда. Наиболеехарактерные ошибки:
ü не применяютсятиповые формы первичных документов по оплате труда – затруднена проверка данных;
ü не ведутся табелиучета рабочего времени (Т-2) – нельзя проверить правильность начисленияповременных и других видов оплат;
ü включение всебестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты трудаза проведение строительных работ – завышение себестоимости продукции, занижениеналогооблагаемой прибыли;
ü не включались всовокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков – занижение базыналогообложения по налогу с физических лиц и другим видам удержаний;
ü невернопроизводилось начисление налога на доходы с физических лиц занижение налога надоходы физических лиц;
ü невернорассчитывались суммы по прочим видам оплат – занижение базы налогообложения.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов пооплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этогоучастка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать:автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формыдокументов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболеерациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.
После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор оцениваетполноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. Поокончании аудиторской проверки можно констатировать, что мероприятия,предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме.Проверка проводилась сплошным методом с использованием следующих документов:Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы, своды позаработной плате, договора на оказанные услуги, учетные регистры (налоговаякарточка, журнал-ордер по счетам 50, 51, 69, 70, 71, 76 и т.д.), «Бухгалтерскийбаланс» (форма № 1) и др.
Необходимо описать результаты проверки, выявить все возможные недостаткии нарушения по расчетам с работниками по заработной плате. После проверкиорганизации, составление аудиторского отчета по объекту проверки, отчетааудитора генеральному директору предприятия, аудитор обязан написатьаудиторское заключение, где показывает, что проверка проходила в соответствии сПоложением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Аудит планировался ипроводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, чтобухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенныхискажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтвержденийчисловых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплатетруда. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того,чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплатытруда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов ишироко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшейобъективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовойотчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формированияфинансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критериисравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторскойдеятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик,применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющиенормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровеньгарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Ониустанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскомузаключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторскиестандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимальногоудовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовкиаудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматьсяаудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием длядоказательства в суде качества проведения аудита и определения мерыответственности аудиторов.
Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общегоплана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основыватьсяна предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатахпроведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита оцениваетсяэффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономическогосубъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля можетсчитаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновениинедостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Крометого, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следуетустановить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск,позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Программа аудита расчетов по заработной плате представляет собойдетальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых дляпрактической реализации плана. Она составляется в виде программы тестов средствконтроля и в виде программы аудиторских средств по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой переченьсовокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционированиисистемы внутреннего контроля и учета. Их назначение в том, что они помогаютвыявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверкуверности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программааудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудиторадля таких детальных конкретных проверок.
Приступая непосредственно к самой проверке расчетов по заработной платеаудиторам, прежде всего, необходимо удостовериться в правомерности принятияпервичных документов, используемых на предприятии при начислении заработной платы,к бухгалтерскому учету.
Далее аудиторы проверяютправильность начисления как основной, так и дополнительной заработной платы.Напомним, что к основной заработной плате относят оплату по сдельным расценкам,тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связис отклонениями от нормальных условий работы. К дополнительной заработной плате– выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду:оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часовподростков, и др.
Помимо этого, аудиторам необходимо осуществить проверку удержаний иззаработной платы. Причем главное внимание здесь следует уделить налогу надоходы физических лиц.
В заключение аудиторами выполняетсяпроверка сводных расчетов по заработной плате, которая состоит в идентификацииданных по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующихс ним счетов. А затем эти данные сверяют с данными Главной книги и показателямиБухгалтерского баланса.
Таким образом, выполнив намеченные процедуры по проверке расчетов по заработной плате, аудиторы собираютнеобходимую им информацию и делают выводы о состоянии расчетов. После этого имисоставляется аудиторское заключение, где они выражают свое мнение одостоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработнойплате.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гражданский кодекс Российской Федерации, чч. 1 и2.
2. Налоговый кодекс РФ,чч. 1, 2.
3. Инструкция о составефонда заработной платы ив выплат социального характера (утв. ПостановлениемГоскомстата России № 116 от 24 ноября 2000г. по согласованию сМинэкономразвития России, Минтрудом России и Банком России).
4. Трудовой кодексРоссийской Федерации.
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998г. № 123-ФЗ и от 2002г. №32-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ.
7. Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
8. Положение по бухгалтерскомуучету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
9. План счетовбухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Ф РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).
10. Альбомунифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты(утверждены Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26).
11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696.
12. Грачева, М. Е. Международные стандарты аудита (МСА): учеб.пособие. – М.: РИОР, 2006. – 104с. – ISBN5-9557-0140-0.
13. Жарылгасова, Б. Т. Стандарт «Документирование аудита»: задачи исодержание // Аудиторские ведомости. – 2007. — № 7. – с. 26.
14. Панкова, С. В., Панкова, Н. И. Реформирование системыфедеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА //Аудиторские ведомости. -2007. — № 7. – с. 17.
15. Рогуленко, Т. М. Аудит: учебник. – изд. с изм. – М.:Экономистъ, 2005. – 383 с. – ISBN 5-98118-071-4.
Сборник задач по аудиту с решениями (практикум): учебное пособие /Под ред. А. Д. Ларионова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. –696 с. – ISBN 5-482-00843-6.
16. Суйц, В. П., Смирнова, Л. Р., Дубровина, Т. А. Аудит: общий,банковский, страховой: учебник. – 2- изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 671 с. – ISBN 5-16-0028373-9.
17. Чикунова, И. П. Международные стандарты аудита: структура исодержание // Бухгалтерский учет. – 2003. — № 21. – с. 63.
18. Шеремет, А. Д., Суйц, В. П. Аудит: учебник. – 5-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448 с. – ISBN 5-16-002517-0.