Содержание
Введение
1. Понятие качества аудита
2. Контроль качества аудита
Заключение
Список литературы
Введение
Внастоящее время возрастает значение качества аудита и его оценки. Приопределении качества аудита следует исходить из сути аудита как видапредпринимательской деятельности.
Системаофициального бухгалтерского учета в России служит инструментом финансовогорегулирования и проведения единой финансовой политики; обеспечивает реализациюконституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности иэкономики. Право на получение экономической информации реализуется публичностью(т.е. общедоступностью) бухгалтерской отчетности наиболее значимых с точкизрения общественных интересов предприятий. При этом необходимо понимать, чтоправо на получение информации ничего не стоит, если опубликованная информациянедостоверна.
Недостовернаяинформация о финансовом положении и результатах деятельности предприятий можетповлечь принятие необоснованных решений, которые могут обернуться самымисерьезными экономическими потерями. Задача обеспечения информационной иэкономической безопасности граждан, бизнеса и государства решается институтомнезависимого аудита. При этом аудиторская проверка должна быть проведенакачественно, аудиторское заключение – отражать все существенные искаженияотчетности.
Выводо некачественной работе аудиторской организации или индивидуального аудитораможет поставить под сомнение ранее выданные аудиторские заключения и, какследствие, выводы о достоверности отчетности проверенных организаций. Это всвою очередь может привести к недоверию со стороны заинтересованныхпользователей к финансовой отчетности этих организаций, в том числе сказатьсяна мнении потенциальных инвесторов. Поэтому результаты проверок работыаудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов должны быть хорошоаргументированными и должным образом оформленными.
1.Понятие качества аудита
Цельюаудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учетазаконодательству. Под достоверностью понимается степень точности данныхбухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности наосновании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и приниматьбазирующиеся на этих выводах обоснованные решения (п. 3 Закона N 119-ФЗ«Об аудиторской деятельности» в ред. от 30.12.2004). Если конкретнее,то предметом аудиторской деятельности является выражение мнения о мере точностиданных бухгалтерской отчетности и мере соответствия законодательству приведении бухгалтерского учета. Следовательно, качество аудита естьтождественность мнения аудитора о мере искажений бухгалтерской отчетности имеры ее фактических искажений. То есть, если аудитор дал заключение, чтоотчетность достоверна (недостоверна), и никто не доказал иного, значит, аудитпроведен качественно[1].
СогласноПравилу (стандарту) N 7 «Внутренний контроль качества аудита»,утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности»,качество проведения аудита обеспечивают:
— установление системы внутреннего контроля качества. В соответствии с п.6Правила (стандарта) N 7 аудиторская фирма должна создать надлежащую системувнутреннего контроля качества, обеспечивающую соблюдение фундаментальныхэтических принципов (независимость, честность, объективность иконфиденциальность, профессиональное поведение и профессиональнаякомпетентность), правомерность поручения заданий, осуществление контрольныхполномочий, проведение консультаций, оценка и отбор клиентов, мониторингэффективности процедур внутреннего контроля качества и т.д.;
— процедуры внутреннего контроля качества, разработанные самой фирмой. Согласноп.4 Правила (стандарта) N 7 аудиторская организация (индивидуальный аудитор)должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качестваработы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих услугв соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членомкоторых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо всоответствии с другими документами.
Качествоаудита можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверияк мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информациив финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента[2]. Таким образом,качественное профессиональное мнение аудитора — это независимое и объективноемнение, которое придает уверенность его пользователям в принятии и совершенииэкономических решений и действий. При этом следует учитывать, что к процессуаудита в целом применяется понятие «разумной уверенности»,определенное Правилом (стандартом) N 1 «Цель и основные принципы аудитафинансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (с изм. от 07.10.2004).Это понятие связано с ограничениями при обнаружении аудиторами искаженийфинансовой (бухгалтерской) отчетности[3].
Рассматриваявопрос о качестве аудиторских услуг, необходимо учитывать специфику аудита какособого вида деятельности. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом)аудиторской деятельности N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой(бухгалтерской) отчетности» (утв. Постановлением Правительства РФ от23.09.2002 N 696):
— аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая вцелом бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений;
— разумная уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопленияаудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудиторсделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности,рассматриваемой как единое целое;
— разумная уверенность аудитора в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерскаяотчетность не содержит существенных искажений, не может быть абсолютной ввидуналичия ограничений, присущих аудиту и влияющих на возможность обнаруженияаудитором существенных искажений бухгалтерской отчетности.
Каквидно из приведенных норм, задачей аудитора является выявление толькосущественных искажений бухгалтерской отчетности в целом. Поэтому в практикеаудиторской деятельности существует такое понятие как уровень существенности.То есть аудитор оценивает то, что является существенным, по своемупрофессиональному суждению, исходя из того, какие факторы способны привести ксущественному искажению бухгалтерской отчетности. Иные факторы хозяйственнойдеятельности, неправильное отражение которых в бухгалтерском учете не можетпривести к существенному искажению бухгалтерской отчетности, не подлежатпроверке в рамках проведения аудита. Это означает, что аудитор не несетответственности за необнаружение искажений бухгалтерской отчетности в случае,если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверностибухгалтерской отчетности в целом.
Авот необнаружение аудитором существенного искажения в бухгалтерской отчетностиклиента (к примеру, необнаружение ошибки при исчислении налоговой базы по налогуна прибыль на сумму, превышающую уровень существенности), которое привело кискажению показателей в бухгалтерском балансе по соответствующей строке, можетслужить подтверждением ненадлежащего качества аудита.2.Контроль качества аудита
Методамиобеспечения качества аудита является контроль. Контролю качества аудитапосвящено правило (стандарт) «Внутрифирменный контроль качествааудита», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при ПрезидентеРоссийской Федерации 15.07.1998 (протокол N 4). Этот стандарт состоит изчетырех разделов: общие положения; функции сотрудников аудиторской организациив ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутриаудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы в ходеконкретной аудиторской проверки.
Различаютдва уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровнеосуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.
Внешнийуровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов.Предварительный внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентамиквалификационных экзаменов на право занятия аудиторской деятельностью, текущийи последующий — путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторскихорганизаций.
Внешнийконтроль должен учитывать и множество других факторов кроме упомянутых, в томчисле:
— направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслямэкономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых отраслях;
— аудиторские риски, существующие в конкретных отраслях и секторах экономики;
— методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенностии необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретныхотраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.
Необходимовыявлять и уточнять совокупность факторов, влияющих на качество работыаудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов, их взаимозависимостьи значимость одного по отношению к другим и ко всей совокупности в целом, атакже «зоны риска», влияющие на качество работы.
Внастоящее время существуют различные мнения по поводу того, какие общественныесубъекты должны проводить контрольные проверки аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов. Мировая практика показывает, что именно аудиторскимсообществам чаще всего отдается предпочтение при делегировании функций внешнегоконтроля качества аудита, но такой подход в нашей стране неприемлем, так какдействующая нормативная база обязывает государственные органы осуществлятьнадзор за соблюдением аудиторами лицензионных правил и требований. Но силамиМинфина России и Банка России организовать сплошной контроль действий аудиторовневозможно, поэтому выход из сложившейся ситуации представляется в видекомбинированного государственно — общественного контроля, когда перепроверкикачества действий аудиторов будут проводиться силами общественных организаций,наделенных соответствующими полномочиями со стороны лицензирующих органов.
Ведущаяроль в процессе регулирования аудиторской деятельности отведена Комиссии поаудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Направленияконтроля с ее стороны имеют организационный характер. Это прежде всего выдачагенеральных лицензий Минфину России и Банку России.
Контрольсо стороны органов, получивших генеральные лицензии, осуществляется в двухформах — предварительной и последующей. В настоящее время этот контроль всоответствии с действующим законодательством представлен в виде организациилицензирования, включающего процедуры выдачи и приостановления лицензий.
Предварительныйконтроль состоит в рассмотрении представленных аудиторскими организациямидокументов на получение лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обоснованследующими обстоятельствами, свидетельствующими о возможном нарушении качествауслуг и установленными Положением о лицензировании отдельных видов аудиторскойдеятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 27.04.1999 N 472 (в дальнейшем — Положение).
1.Несоответствие доли уставного капитала (уставного фонда) аудиторской фирмы,принадлежащей аттестованным аудиторам, установленному лимиту (не менее 51%).Данное ограничение введено во избежание ситуаций, когда принятие важных дляаудиторской фирмы решений может быть лоббировано лицами, не имеющимидостаточной квалификации, подтвержденной аттестатом, в то время как мнениеаттестованных аудиторов может быть проигнорировано.
2.Отсутствие в штате аудиторской фирмы достаточного количества аттестованныхаудиторов по соответствующему виду аудита (их должно быть не менее двух).Данное ограничение направлено на обеспечение коллегиальности принимаемыхрешений и усиление внутреннего контроля работы специалистов аудиторских фирм.
3.Установление случаев неквалифицированного проведения проверок илинекачественного оказания других услуг аудитором или аудиторской фирмой болееодного раза. В Положении поясняется, что указанные факты устанавливаются приосуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований и за качествомпроведения аудиторских проверок в соответствии с российскими правилами(стандартами) аудита.
4.Осуществление аудиторской организацией деятельности, не предусмотреннойвыданной лицензией или не связанной с аудитом. В первом случае аудиторызачастую не в состоянии обеспечить надлежащее качество работы; об этомсвидетельствует и то обстоятельство, что их компетентность в области аудита,проводимого без лицензии, не подтверждена в установленном порядке. Во второмслучае аудиторы отвлекаются на осуществление действий, не связанных с аудитом,зачастую в ущерб основной деятельности, так как такого рода занятость непозволяет им отслеживать изменения, происходящие в сфере регулированияфинансово — хозяйственных отношений.
Последующийконтроль производится с целью проверки качества аудиторских услуг и соблюденияаудиторскими организациями требований, предъявляемых законодательствомРоссийской Федерации к аудиторской деятельности. Во Временных правилах аудиторскойдеятельности отмечено: «Орган, выдавший лицензию на осуществлениеаудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономическогосубъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора можетназначать проверку качества аудиторского заключения...».
Мерынаказания тоже предусмотрены для случаев обнаружения неквалифицированногопроведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуациипризнается проверка, приведшая "… к убыткам для государства или дляэкономического субъекта", что вызывает неоднозначность толкования этогопонятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государствунекачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделаетошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущениянепрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявленииследующих условий:
— наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другимплатежам;
— обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации илисокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документальнопрослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо втечение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторскогозаключения;
— окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджетуэкономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторскойпроверки ликвидации его деятельности.
Действияаудитора, которые могут привести к убыткам для экономического субъекта, следуетразделить на две категории:
— причинившие ущерб экономике субъекта;
— прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственниковпроверяемого субъекта.
Следуетотметить, что ни во Временных правилах, ни в Положении о лицензированииотдельных видов аудиторской деятельности не указаны объемы, сроки ипериодичность проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуютофициально утвержденные методики и процедуры, которые должны применятьсяконтролирующими органами. Однако работа в этом направлении ведется.
Внутреннийконтроль должен быть организован внутри аудиторских фирм, поэтому он называетсятакже внутрифирменным[4]. Эффективность системывнутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества ваудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектомданной фирмы.
Втретьем разделе правила (стандарта) «Внутрифирменный контроль качества аудита"содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской организации быласоздана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы.Какой быть этой системе — должно решать руководство аудиторской организации.
Системаконтроля качества для разных аудиторских организаций может быть различна.Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:
— размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;
наличияфилиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственнойудаленности;
-экономическойэффективности применяемой системы контроля качества.
Крометого, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
— соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требованийнезависимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональнойэтики;
— укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками,обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащеговыполнения ими своих обязанностей;
-поручениеаудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которыхсоответствует особенностям этих заданий;
— выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний,текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечалонеобходимым требованиям качества;
— получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретныхобстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторскойорганизации, так и вне ее;
— разработкуи применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбораи отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадиипредварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежныхэкономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутреннейполитике своей фирмы в отношении таких клиентов;
— осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективностифункционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;
— принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации вслучаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на нихобязанностей.
Основныепринципы и процедуры системы контроля качества работы должны быть доведены досведения каждого профессионального сотрудника. Для качественного выполненияработы в ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:
— доначала аудита были утверждены руководитель и старший аудитор конкретнойаудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте«Планирование аудита»;
— руководитель и старший аудитор проанализировали профессиональные способностирядовых участников проверки, спланировали работу, которая может быть импоручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненныхработ.
Следуетотметить, что правила внутреннего контроля качества проводимых аудиторскихпроверок не могут выступать в качестве самостоятельного критерия, поскольку онивходят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности.
Врамках контроля за качеством аудита должна осуществляться проверка наличияопределенных процедур, без которых аудит не может быть признан качественным:расчет уровня существенности (аудиторского риска); составление общего плана ипрограммы аудита с описанием аудиторских процедур и разделов вфинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будутподвергаться аудиту; наличие рабочей документации аудитора, которая должнапоказывать объем выполненной каждым аудитором работы и сделанные в ходепроверки выводы и др.
Переченьпроцедур проверки качества должен, в частности, включать:
— анализ видов аудиторских услуг, предоставляемых аудиторской организацией(индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг(по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг;
— сопоставление выручки, полученной от оказания услуг по проведению аудиторскихпроверок, с выручкой, полученной от оказания консультационных услуг(консалтинга);
— контроль наличия фактов и обоснованности претензий на качество проведенныхаудиторских проверок со стороны заказчиков (пользователей), налоговых иправоохранительных органов, органов государственной власти;
— установление степени соответствия выводов и рекомендаций, содержащихся ваудиторском заключении (особенно в аналитической части), действующемузаконодательству Российской Федерации;
— проверка наличия внутренней системы контроля качества, собственных стандартоваудиторской организации, утвержденных руководством фирмы, и их соответствияправилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Чтобыаудиторская деятельность отвечала необходимому профессиональному уровню,представляется необходимым соблюдение также норм Кодекса этики аудиторов России(принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол N 16от 28.08.2003); положений международных стандартов аудита в части, непротиворечащей отечественным стандартам; внутренних стандартов аудиторскойфирмы и профессионального аудиторского объединения, в которое входит фирма;условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих изсущества правоотношений, определенных этим договором.
Заключение
Повышениекачества аудиторской деятельности — важная задача аудита на ближайшуюперспективу. Одним из основных путей ее решения является разработка внутреннихметодик аудита, рабочей документации, т.е. внутрифирменных стандартов. Крупныеаудиторские фирмы имеют такие методики, являющиеся их интеллектуальной собственностьюи не доступные для широкого пользования аудиторами — практиками. Разработкойвнутрифирменных стандартов могут заниматься только высококвалифицированныеспециалисты. Этот процесс является довольно трудоемким. Его можноохарактеризовать как научно — исследовательские изыскания, дающие теоретическуюи практическую основу для ведения аудиторской деятельности на достаточновысоком профессиональном уровне. При самостоятельной разработке фирмой такихвнутренних документов совмещение ведущими специалистами текущей аудиторскойдеятельности и исследовательских изысканий представляется весьмапроблематичным.
Применениевнутрифирменных стандартов позволит аудиторским фирмам:
неукоснительнособлюдать требования действующих аудиторских правил (стандартов);
снизитьтрудоемкость аудиторских проверок на отдельных участках проверки, полностьюразработанных в виде рабочих таблиц и требующих только их заполнения попредставленным к проверке первичным документам;
ширеиспользовать для проведения проверок аудиторов — ассистентов;
улучшитькачество аудиторской деятельности;
увеличитьобъем выполняемых аудиторских работ;
изменитьструктуру аудиторской фирмы;
сделатьтехнологию организации аудита более современной и рациональной[5].
Представляетсянеобходимым принятие правила (стандарта) и соответствующих нормативныхдокументов по внешнему контролю качества аудиторских проверок, предполагающихраскрытие следующей информации и выполнение следующих требований:
переченьконтролирующих органов, их функций, прав и обязанностей. Порядок проведенияконтрольной проверки, т.е. как и с чего она начинается, должно ли высылатьсяуведомление о проведении проверки или она может быть внезапной и т.п.;
определениепонятий «неквалифицированное проведение аудиторской проверки»,«неквалифицированное оказание аудиторских услуг». Разработкакритериев, на основании которых аудиторская проверка (аудиторское заключение)признается качественной или некачественной независимо от того, причиненэкономическому субъекту или государству экономический ущерб или нет;
методикии процедуры проведения проверки качества аудита (для государственных органов);
порядокоформления результатов перепроверки;
действияаудиторских организаций по устранению нарушений, выявленных контролирующимиорганами;
ответственностьаудиторов за препятствование в проведении контрольной проверки.
Списоклитературы
1. ПанковаС.В. Влияние на качество услуг аудиторов. – М.; Аудиторские ведомости, 2003,№10.
2. ГутцайтЕ.М. Внешний контроль за качеством аудита. – М.; Аудиторские ведомости, 2004,№4.
3. БычковаС.М. Понятие качества в аудите и бухгалтерском учете. – М.; Аудиторскиеведомости, 2005, №3.
4. ПахомовД. Качество аудиторских услуг: организация контроля. – М.; Финансовая газета,2001, №1.
5. ПресняковС. К вопросу о качестве аудита. – М.; Экономика и жизнь, 2005, №34.