/>Министерство образования и наукиРеспублики Казахстан
Карагандинский ЭкономическийУниверситет Казпотребсоюза
Кафедра бухгалтерского учёта и аудитаКУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине: «Промежуточныйфинансовый учет»
Тема: «Инвентаризация ТМЗ: порядокпроведения, оформления и учет ее результатов»
Караганда- 2008
Введение
/>
Слово «инвентаризация» относительно новое.Считается, что оно появилось в 1931 году в № 8 «Вестника АН», аглагол «инвентаризировать» — еще позже — в 1935 году. Носуществительное, от которого эти слова произошли, «инвентарь» — весьма старое и датируется, как минимум, 1713 годом. Первоначально оносуществовало в формах — инвентариум и инвентарий. Но победила немецкая версия — инвентарь. Слово это возникло в латинском языке, где inventar или inventariumозначало «опись», теперь оно означает «совокупность предметов».
Цель инвентаризации имущества – проверкадостоверности данных бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Онапозволяет в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документациивсех хозяйственных операций организации, выявить фактическое наличие икачественное состояние имущества предприятия. Нельзя не учитывать, проводяинвентаризацию, такие негативные явления, как хищения, естественную убыль.
Напредприятии постоянно происходит смена форм учета средств с товарной наденежную и обратно. Только при сравнении документации с реальным наличиемматериальных ценностей можно определить правильно ли ведется бухгалтерский учети отчетность. Поэтому предприятия всех организационно-правовых форм и видовдеятельности обязаны проводить сплошную инвентаризацию имущества и финансовыхобязательств перед составлением годового отчета.
Основными задачами инвентаризации материальныхценностей являются: выявление фактического наличия и соблюдение условий иххранения; выявление неиспользуемых материальных ценностей; проверка реальностиучитываемых на балансе материальных ценностей.
Актуальность исследования выражается в том, что вусловиях рыночной экономики повышается роль учета и контроля за рациональнымиспользованием всех ресурсов, в том числе и товарно-материальных запасов.
Цель данной работы – исследовать действующуюпрактику организации, проведения и учета результатов инвентаризациитоварно-материальных запасов.
В соответствии с заданной целью были сформулированыследующие задачи исследования:
- изучить экономическую и бухгалтерскую литературу по теме исследования;
- определить сущность инвентаризации товарно-материальных ценностейпредприятия;
- выявить порядок подготовки и проведения инвентаризации;
- изучить аспекты документирования инвентаризации и ее результатов;
- исследовать основные аспекты организации учета результатовинвентаризации на предприятии;
- сделать выводы.
Методы исследования – изучение теоретической инормативно-законодательной литературы по проблеме исследования, анализ бухгалтерскойдокументации предприятия, относящейся к рассматриваемой теме курсовой работы,синтез вышеописанных источников.
Теоретической и методологической основой послужилиЗаконы Республики Казахстан, постановления правительства Республики Казахстан,монографические труды отечественных и зарубежных ученых экономистов ифинансистов.
Объектом исследованияпослужили материалы предприятия ТОО «Стимул» в области организацииинвентаризации товарно-материальных запасов, документальное оформлениеинвентаризации, порядок выведения и отражения результатов инвентаризации вбухгалтерском учете.
/>1. Теоретические основы инвентаризациитоварно-материальных запасов, ее виды, роль и значение в учете
В качестветоварно-материальных запасов предприятия выступают предметы труда, которыенаряду со средствами труда участвуют в процессе промышленного производства,т.е. являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционированияпредприятия, то есть производстве и реализации. Товарно-материальные запасыучаствуют в процессе только один раз, их стоимость полностью включается всебестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.
В общем пониманиитоварно-материальные запасы — это активы в виде:
- запасов сырья,материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары итарных материалов, запасных частей, прочих материалов предназначенных дляиспользования в производстве или при выполнении работ и услуг;
- незавершенногопроизводства;
- готовойпродукции;
- товаров,предназначенных для продажи. [1, с.169]
Всоответствии с МСФО 2 «Запасы», запасы — активы, предназначенные для продажи входе обычной деятельности, или для производства товаров (услуг) для такойпродажи, а также сырье и материалы, используемые в процессе производства.Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи. Запасыкомпании, производящей услуги, включают в себя стоимость оказанных услуг, покоторым еще не признана выручка. [2]
Важной предпосылкойправильной организации учета товарно-материальных запасов является ихклассификация по назначению и роли в процессе производства и техническимпризнакам.
По способам включения впроцесс производства все товарно-материальные запасы (ТМЗ) подразделяются наразные группы. От этого зависит и методика их учета. Одни полностьюпотребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующиеизделия, полуфабрикаты и др.), другие — изменяют только свою форму (смазочныематериалы, лаки, краски), третьи входят в изделие без каких – либо внешнихизменений (запасные части), четвертые только способствуют изготовлению изделийи включаются в их массу или химический состав (инструмент, спецодежда и др.)
По функциональной роли иназначению в процессе производства все запасы подразделяются на основные ивспомогательные. Основные – это материалы вещественно входящие в изготовляемуюпродукцию, образуя ее материальную основу (мука при выпечке хлеба);вспомогательные – эти материалы входят в состав вырабатываемой продукции, но, вотличие от основных, они не создают вещественной (материальной) основыпроизводимой продукции. Их применяют в качестве компонентов к основным дляпридания продукции необходимым качеств (краски, лак, клей), либо онисодействуют производственному процессу. [1, с.169]
Деление материалов на основные и вспомогательныеусловно, поскольку зависит это от количества применения одного и того жематериала в разных видах продукции, от характера технологии и других факторов.Например, топливо на электростанции для технологических целей — основнойматериал, а используемое в котельной завода для отопления производственныхпомещений – вспомогательный. Выделение в учете вспомогательных материаловвозможно в ряде случаев только на конкретном предприятии при определенном технологическомпроцессе. [1, с.170]
Запасы (сырье, материалы,топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с цельюполучения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих впроизводственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продуктпостепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят своюстоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.
Бухгалтерский учеттоварно-материальных запасов занимает важное место в системе управленияхозяйственной деятельностью предприятия. Он формирует информацию обратной связио показателях, характеризующих фактическое состояние и качественные показателииспользования товарно-материальных запасов. Все это способствует улучшению ресурсосбереженияна предприятии.
Многообразие формсобственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий вуправлении экономикой, отраслевые особенности производства требуютальтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретныхвопросов методики и техники ведения учета товарно-материальных запасов.
Перед учетомтоварно-материальных запасов стоит комплекс следующих задач:
- правильное исвоевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлениюи отпуску материалов;
- выявление иотражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений понаправлениям затрат;
- контроль надсохранностью товарно-материальных запасов в местах их хранения и на всехстадиях движения;
- постоянный контроль за соблюдением установочных нормтоварно-материальных запасов;
- систематическийконтроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных нормих расходования;
- контроль затехнологическими отходами и потерями и их использование;
- своевременноеполучение точной информации о величине экономии или перерасхода материальныхресурсов по сравнению с установленными лимитами;
- своевременное осуществление расчетов с поставщикамитоварно-материальных запасов, контроль над товарно-материальными запасами,находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
Учеттоварно-материальных запасов осуществляется в соответствии с КСБУ 7 «Учеттоварно-материальных запасов» и МСФО 2 «Запасы». В основном к ТМЗ напредприятиях относятся материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, прочие материалы,предназначенные для использования в деятельности предприятия. Также в запасывключаются товары, приобретенные для последующей перепродажи.
Основные операции стоварно-материальными запасами и последовательность их отражения в учетепредставлены в таблице 1.
Таблица 1 — Основныеоперации с товарно-материальными запасами и последовательность их отражения вучетеОперации с ТМЗ Последовательность отражения операций
1 2
1. Приобретение
Стоимость приобретенных за наличные средства или в кредит ТМЗ отражается по дебету счетов отдельных видов товарно-материальных запасов и дебету контрольного счета всех товарно-материальных запасов (при непрерывной системе учета ТМЗ) или по дебету счета закупок (при периодическом учете товарно-материальных запасов).
При этом счет наличных средств или кредиторской задолженности кредитуется на сумму стоимости приобретенных товарно-материальных запасов
2. Расходование в производственных целях По мере использования товарно-материальных запасов в процессе производства их стоимость переносится со счетов товарно-материальных запасов сырья на счет товарно-материальных запасов в незавершенном производстве. При этом счета отдельных видов товарно-материальных запасов кредитуются, а счет незавершенного производства дебетуется
3. Использование в производстве В стоимость незавершенного производства включается, помимо стоимости сырья, и стоимость затрат на рабочую силу и накладных расходов. На стоимость этих затрат кредитуется счет наличных средств
4. Завершение изготовления продукции из ТМЗ По мере завершения переработки сырья в готовую продукцию стоимость незавершенного производства переносится на стоимость готовой продукции: сумма перенесенной стоимости отражается по кредиту счета незавершенного производства к дебету счета готовой продукции 5. Продажа готовой продукции При продаже товарно-материальных запасов готовой продукции их стоимость переносится со счета запаса готовой продукции на счет затрат на реализованную продукцию (себестоимости реализованной продукции) /> /> /> />
Данные бухгалтерского учета должнысодержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции вчасти рационального использования материалов, снижения норм расхода,обеспечения надлежащего хранения и сохранности.
Таким образом, только с помощью рациональной организациибухгалтерского учета и выявления сильных и слабых сторон в политике предприятияв отношении ресурсосбережения можно наметить меры по совершенствованию учетныхопераций и увеличению эффективности использования товарно-материальных запасовна предприятии. Такими мерами могут быть снижение материалоёмкости, в связи соснижением норм расходования материалов на предприятии.
Бухгалтерский учет предназначен для своевременного иточного отражения всех изменений, произошедших в составе хозяйственных средстви источников их образования, в хозяйственных процессах и их результатах. Данныеучета должны соответствовать фактическому наличию хозяйственных средств и ихисточников, но на практике иногда имеют место расхождения данных учета сдействительностью.
Это вызывает необходимость периодической сверкиданных учета с фактическим наличием ценностей, уточнения расчетов. Такуюпроверку называют инвентаризацией.
Инвентаризация является одним из методовбухгалтерского учета и представляет собой сверку фактического наличия имуществас показателями бухгалтерского учета на определенную дату. [3, с.8]Инвентаризация осуществляется путем непосредственного пересчета (снятияостатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков сданными бухгалтерского учета.
Таким образом, инвентаризация – способ выявлениярасхождений между фактическим наличием средств и данными бухгалтерского учета.Это способ контроля за сохранностью средств субъекта. [4, с.9]
Слово «инвентаризация» относительно новое.Считается, что оно появилось в 1931 году, а глагол«инвентаризировать» — еще позже — в 1935 году. Но существительное, откоторого эти слова произошли, «инвентарь» — весьма старое идатируется, как минимум, 1713 годом. Первоначально оно существовало в формах — инвентариум и инвентарий. Но победила немецкая версия — инвентарь. Слово этовозникло в латинском языке, где inventar или inventarium означало «опись»,теперь оно означает «совокупность предметов». [5, с.212]
Инвентаризацию проводят на всех предприятиях,независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы. Онаявляется обязательным дополнением документации, как метода бухгалтерскогоучета. Только при помощи документации и инвентаризации в бухгалтерском учетеобеспечивается полное и правильное отражение всех хозяйственных явлений.
Принципы инвентаризации, как метода бухгалтерскогоучета:
- внезапность;
- сопоставимость единиц измерения;
- плановость;
- объективность;
- юридическая правомочностьрезультатов;
- непрерывность;
- полнота охвата объектов;
- воспитательное воздействие иматериальная ответственность;
- оперативность и экономичность;
- гласность.
Путем проведенияинвентаризации выявляются и документируются изменения в составе хозяйственныхсредств, которые не были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли.Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате ихестественной убыли.
Инвентаризацияне может проводится без оценки, в основе которой лежит калькуляция, котораяпозволяет определить фактическую стоимость объектов.
Периодическое обобщениеинформации по годовой инвентаризации отражается в годовой финансовойотчетности, а текущие — в отчетности того месяца, в котором была оконченаинвентаризация.
Основной цельюинвентаризации являются проверка реальной стоимости учтенных на балансеосновных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, суммденежных средств в кассе, на текущем, валютном и других счетах, денежныхсредств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов,резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторскойзадолженности и других статей баланса.
С помощьюинвентаризации:
- проверяютсяполнота и достоверность данных бухгалтерского учета,
- выявляютсяошибки, допущенные в учете,
- принимаются научет неучтенные хозяйственные объекты,
- контролируетсясохранность хозяйственных средств,
- выявляются ипредупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи,
- контролируетсяработа материально-ответственных лиц
Кроме того,инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономическогоанализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют самиработники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроляработников за деятельностью предприятия.
Инвентаризации делятсяпо объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые ивнезапные.
Сплошная инвентаризацияохватывает проверку всего без исключения наличного имущества финансовыхобязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтомупроводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.
Выборочная — это инвентаризация, при которойпроверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материальноответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия,например, только денежные средства в кассе или только товарно-материальныезапасы. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематическипроводиться на предприятии в межинвентаризационный период. Они осуществляютсяпо распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией.
Инвентаризация ТМЗзаключается в установлении на определенную дату товарно-материальных запасов внатуральном и денежном выражении путем непосредственного пересчета (снятияостатков) в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерскогоучета.
Основными задачамиинвентаризации товарно-материальных запасов являются:
- проверка реальной стоимости учтенныхна балансе товарно-материальных запасов.
- контроль за сохранностью этих средствпутем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
- выявление товарно-материальныхзапасов, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающихстандартам качества, техническим условиям и т. п.;
- выявление сверхнормативных инеиспользуемых ТМЗ с целью последующей реализации;
- проверка соблюдения правил и условийхранения ТМЗ;
Также спомощью инвентаризации:
- проверяются полнота и достоверностьданных бухгалтерского учета,
- выявляются ошибки, допущенные вучете,
- контролируется сохранностьтоварно-материальных запасов,
- выявляются и предупреждаютсянеучтенные запасы и допущенные потери, хищения, недостачи,
- принимаются на учет неучтенныетоварно-материальные запасов,
- контролируется работаматериально-ответственных лиц.
Кроме того,инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономическогоанализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляютсами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроляработников за деятельностью предприятия.
Такимобразом, своевременное и качественное проведение инвентаризациитоварно-материальных запасов обеспечивает достоверность учетных данных ихфактического наличия и сохранность товарно-материальных запасов.
Инвентаризациятоварно-материальных запасов может классифицироваться по видам:
- по частоте илипериодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные,полугодовые) и годовые инвентаризации.
- по основанию проведения: плановая,пконтрольно-перепроверочная и выборочная инвентаризация.
Основной задачейвыборочных инвентаризаций товарно-материальных запасов является контроль засохранностью ТМЗ на складах и в местах хранения, выполнением правил егохранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядкапервичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия,помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранноститоварно-материальных запасов предприятия.
В зависимости отоснования проведения инвентаризации ТМЗ также могут быть плановые ивнеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны бытьизвестны материально ответственным лицам. Иногда могут проводиться потребованиям ревизора, независимых аудиторов, финансовых и следственных органов.
Плановые инвентаризации основных средств не менееодного раза в два-три года, а библиотечных фондов — не реже одного раза в пятьлет.
Контрольно-перепроверочнаяпроводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Онаохватывает не менее 10% проверенных ТМЗ.
По частоте или периодичности проведения различаютежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая.
Другие срокипроведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он жеопределяет состав инвентаризационной комиссии.
Такимобразом, своевременное и качественное проведение инвентаризациитоварно-материальных запасов обеспечивает достоверность учетных данныхфактического наличия ТМЗ, их состояния и сохранности, а также правильность отнесения их стоимости нарасходы предприятия.
Последствия влияния результатов инвентаризации ТМЗ на показатели деятельности предприятия определяютсяследующим. В результате инвентаризации товарно-материальных запасоввыявляется недостача или излишки некоторых товаров. Это позволяет правильноскорректировать наличие остатков товаров. При помощи инвентаризации организацияосуществляет полный и точный контроль за наличием товарно-материальных запасов,а также правильность их отражения по данным бухгалтерского учета.Инвентаризация выявляет малоходовые, неполноценные, залежавшиеся и совершенноне пригодные для использования товара, а также товары устаревших фасонов имоделей, товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, что оченьважно для разработки мер по ликвидации сверхнормативных товарных запасов.Инвентаризация выявляет правильность и условия хранения товарно-материальныхзапасов, а также происходит проверка соблюдения правил организации материальнойответственности за ценностями.
Также во время инвентаризации выявляется честность и надежностьматериально-ответственных лиц. Их ответственность к подходу хранения и учетатоварно-материальных запасов. 2. Организационныеосновы инвентаризации товарно-материальных запасов на предприятии ТОО «Стимул»
Анализируемое предприятие ТОО «Стимул» находится по адресупос. Осакаровка Осакаровского района Карагандинской области. Основной виддеятельности — это торгово-посредническая деятельность.
Предприятие имеет в собственности два торговых магазина иодин продовольственный склад.
Учетная и налоговая политика предприятия строится всоответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского иналогового учета в Республике Казахстан. Предприятие ведет бухгалтерский учетспособом двойной записи в соответствии с Рабочим планом счетов бухгалтерскогоучета, разработанным по МСФО. Для учета финансово-хозяйственных операцийиспользуется журнально-ордерная форма учета, при которой данные о хозяйственныхоперациях из документов переносятся либо в журналы-ордера, либо накопительные игруппировочные ведомости. Ежемесячно журналы-ордера закрывают и их итогопереносят в Главную книгу.
Учеттоварно-материальных запасов на предприятии ТОО «Стимул» осуществляется всоответствии с КСБУ 7 «Учет товарно-материальных запасов» и МСФО 2 «Запасы». Ктоварно-материальным запасам на предприятии ТОО «Стимул» относятся материалы,покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара и тарныематериалы, запасные части, прочие материалы, предназначенные для использованияв торгово-посреднической деятельности ТОО «Стимул». Также в запасы включаютсятовары, приобретенные для последующей перепродажи.
Одной из основных задач бухгалтерского учетаявляется формирование полной и достоверной информации о деятельностипредприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерскогоучета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.
Для обеспечения достоверности данных учета иотчетности перед составлением годовой финансовой отчетности все предприятиядолжны провести инвентаризацию имущества и обязательств. [6, с.5]
Международные стандарты финансовой отчетностинапрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имуществапредприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетностипредприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. [2, с.492]
Порядок проведения инвентаризаций установленметодическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета №24. В нихопределены как общие правила проведения инвентаризации, так и правилапроведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.[8]
В учетной политике предприятия ТОО «Стимул» в числе прочихразделов, определены правила и принципы учета товарно-материальных запасов, аименно:
1. Оценка себестоимости топлива, предназначенного дляоказания транспортных услуг, производится методом средневзвешенной стоимости.
2. При учете товарно-материальных запасов используетсянепрерывная система.
3. Инвентаризация ТМЗ проводится в соответствии состандартом бухгалтерского учета №24 «Организация бухгалтерской службы». В немопределены как общие правила проведения инвентаризации, так и правилапроведения отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Количествоинвентаризаций, даты их проведения, перечень проверяемого имуществаустанавливается предприятием, когда проведение инвентаризации являетсяобязательным.
4. Результаты инвентаризации отражаются в учете иотчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовойинвентаризации – в годовой финансовой отчетности.
5. Ежеквартальная инвентаризация товарно-материальныхзапасов осуществляется не позднее 10-го числа первого месяца квартала.
6. Внеплановое проведение инвентаризации осуществляется:
- Перед составлением годовойбухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводиласьне ранее 1 октября отчетного года;
- При ликвидации (реорганизации)предприятия;
- При смене материально-ответственныхлиц;
- При установлении фактов хищений илизлоупотреблений, а также порче запасов;
- В случае пожара, стихийного бедствия,аварий;
- При переоценке товарно-материальныхзапасов;
- При коллективной материальнойответственности инвентаризация проводится по требованию членов коллектива;
В ТОО «Стимул» инвентаризация начинается с изданияраспоряжения (приказа) о проведении инвентаризации в котором указывают:персональный состав комиссии; какой вид ценностей подлежит к инвентаризации;основание проведения (плановая, смена материально-ответственных лиц, переоценкаи т.д.), вид и объем инвентаризации; дата и время начала и окончанияинвентаризации, срок представления инвентаризационных материалов в бухгалтерию.(Приложение А)
Распоряжение (приказ) подписывается руководителем иглавным бухгалтером торговой организации и регистрируется бухгалтерией в Книгеконтроля за выполнением распоряжений (приказов) о проведении инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту иточность внесения в описи данных о фактических остатках товарно-материальныхзапасов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
На предприятии ТОО «Стимул» инвентаризацию ТМЗорганизует и руководит ее проведением заместитель директора или главныйбухгалтер. Данное должностное лицо является председателем инвентаризационнойкомиссии, который должен обеспечить не только все условия для полной и точнойпроверки фактического наличия имущества в установленные сроки, но и обеспечитьвнезапность в случае внеплановой проверки. Председатель инвентаризационнойкомиссии несет ответственность за организацию инвентаризации, правильное исвоевременное ее проведение несет руководитель предприятия.
В состав инвентаризационной комиссии на ТОО «Стимул»также включаются специалисты бухгалтерской службы. При отсутствии хотя быодного члена комиссии результат проведенной инвентаризации признаетсянедействительным.
В ТОО «Стимул» имеетсянесколько участков, которые закреплены за непосредственнымиматериально-ответственными лицами, согласно приказа директора ТОО. С каждым изних заключен договор о полной материальной ответственности по утвержденнойформе.
В договоре отраженыследующие данные:
- предмет договора,где сказано, что работник несет перед работодателем полную индивидуальнуюматериальную ответственность за сохранность имущества и товарно-материальныхзапасов, переданных работодателем работнику в связи с выполнением им своихдолжностных обязанностей;
- обязанностисторон – здесь отражены обязанности работодателя и работника, которому вверенытоварно-материальные запасы;
- порядоквозмещения ущерба, который в каждом случае определяется работодателем, исходяиз размера и характера причиненного ущерба;
- порядок действиядоговора, где оговорены сроки действия договора на материальнуюответственность;
- юридическиеадреса и подписи сторон
Данный договорсоставляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одномудля каждой из сторон.
Все первые экземплярыдоговоров о материальной ответственности хранятся в бухгалтерии.
Проверка наличия материальных запасов производится вобязательном присутствии материально-ответственного лица. До началаинвентаризации от каждого материально-ответственного лица берется расписка отом, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имуществосданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, и все запасы,поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны.Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности наполучение имущества. (Приложение Б)
До начала инвентаризации в бухгалтерии должна бытьзакончена обработка документов по поступлению и расходу ТМЗ, произведенысоответствующие записи в регистрах аналитического учета и определены остатки надень инвентаризации. На складах и других местах хранения материальные запасовдолжны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам; на них должны бытьвывешены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти запасы, суказанием их качества, количества, веса и меры. [1]
Складские операции в период проведенияинвентаризации не производятся. Председатель комиссии до начала проведенияинвентаризации визирует все представленные документы, приложенные к отчетам,что является для бухгалтерии определением остатков имущества на начало инвентаризации.
Бухгалтер ТОО «Стимул» к моменту проведенияинвентаризации составляет инвентаризационную опись ТМЗ по местам хранения и поматериально-ответственным лицам. (Приложение В)
Инвентаризационная описьсоставляется комиссией назначенной приказом руководителя ТОО «Стимул», отдельнопо каждому месту проверки. В ней указываются состав комиссии, основаниепроверки (приказ), место проверки, фамилия, имя, отчествоматериально-ответственного лица, дата проверки. В конце инвентаризационнойописи пишется расписка материально-ответственного лица о согласии с внесеннымив опись комиссией материальными ценностями. 3. Технико-физические процедуры инвентаризации товарно-материальныхзапасов
После проведения всех организационно-подготовительныхпроцедур инвентаризационная комиссия непосредственно приступает кинвентаризации ТМЗ. Фактическое наличие ТМЗ на складе и в торговых помещенияхпри инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания,обмера.
Как правило, инвентаризация товарно-материальныхзапасов в помещениях ТОО «Стимул» проводится в порядке расположения запасов вданном помещении. При хранении ТМЗ в разных изолированных помещениях у одногоматериально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местамхранения. После проверки запасов вход в помещение не допускается (например,опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Инвентаризация ТМЗ производится по каждомуматериально ответственному лицу (бригаде) и местонахождениютоварно-материальных запасов при обязательном участии материально ответственныхлиц и заполняются инвентаризационные описи по каждому материальноответственному лицу.
При инвентаризации ТМЗ на складе ТОО «Стимул»комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материальноответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЗ путем их пересчета,перевешивания или перемеривания. Товарно-материальные запасы (производственныезапасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи, составленныепо форме N ИНВ-3, по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы,количества и других необходимых данных (артикула, сорта).
Товарно-материальные запасы, поступившие во времяпроведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами вприсутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру илитоварному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись поднаименованием «Товарно-материальные запасы, поступившие во времяинвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименованиепоставщика, дата и номер приходного документа, наименование имущества,количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписьюпредседателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению — за подписьючлена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой надату описи, в которую записаны эти запасы.
Инвентаризация ТМЗ, находящихся в пути, отгруженных,не оплаченных в срок покупателями, хранящихся на складах других организаций, заключаетсяв проверке обоснованности сумм, которые числятся на соответствующих счетахбухгалтерского учета. Следует убедиться, что все суммы, отраженные в бухучете,подтверждены надлежащим образом оформленными документами. А именно: понаходящимся в пути ТМЗ — расчетными документами поставщиков или другими ихзаменяющими документами; по отгруженным ТМЗ — копиями предъявленных покупателямдокументов (платежных поручений, векселей); по ТМЗ, хранящимся на складахсторонних организаций, — сохранными расписками, переоформленными на дату,близкую к дате проведения инвентаризации.
На ТМЗ, находящиеся в пути, отгруженные, неоплаченные в срок покупателями и хранящиеся на складах других организаций,составляются отдельные описи. По итогам проверки отгруженных, но неоплаченныхТМЗ, составляется акт по форме N ИНВ-4. При этом отдельно оформляются описи наотгруженные ТМЗ, срок оплаты которых не наступил, и на ТМЗ отгруженные, но неоплаченные вовремя. В описях на товарно-материальные запасы, находящиеся впути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование,количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, наосновании которых эти запасы учтены на счетах бухгалтерского учета. По итогампроверки запасов, находящихся в пути, составляется акт по форме N ИНВ-6.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденнойупаковке поставщика, количество этих запасов может определяться на основаниидокументов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих запасов.Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается производить наосновании обмеров и технических расчетов.
Малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются поместам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которыхони находятся. Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. Вописи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям всоответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризациималоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальноепользование работникам, допускается составление групповых ответственных за этипредметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спец.одежды и столовогобелья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентарную описьна основании ведомостей – накладных или квитанций предприятий (учреждений),осуществляющих эти услуги.
Малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, винвентарную опись не включаются, а составляется акт с указанием времениэксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственныхцелях.
Тара заносится в описи повидам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая вупотреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность,инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причинпорчи.
При инвентаризации большого количества весовыхтоваров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационнойкомиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или поокончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят вопись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.
В межинвентаризационный период на складе и вторговых помещениях ТОО «Стимул» могут производиться выборочные инвентаризацииматериальных запасов в местах их хранения и переработки. Контрольные проверкиправильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимыев межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиямипо распоряжению руководителя предприятий (учреждений).
Например, 25 декабря 2006 года на складе ГСМ ТОО«Стимул» была проведена инвентаризация нефтепродуктов. К нефтепродуктам,использующимся в деятельности предприятия относятся: бензин, топливо дизельное,топливо котельное. Материально-ответственным лицом за данный вид ТМЗ являетсязаведующая складом Платонова Ю.С.
ТОО «Стимул» получает нефтепродукты в соответствии сдоговорами на поставку запасов по товарно-транспортным накладным, в которыхуказываются: наименование нефтепродуктов, их плотность, температура, масса(вес) и объем (в литрах).
При этом на аналитическом счете «Нефтепродуктына складах» учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочныхматериалов.
Заведующим складом нефтепродуктов к началупроведения инвентаризации были сданы первичная документация, отражающаядвижение ТМЗ на данном складе, а также была написана расписка о том, что всеТМЗ, поступившие на ответственность зав.складом, оприходованы. (Приложение Б)
Поскольку нефтепродукты на складе хранятся в бочках,при инвентаризации комиссия в присутствии заведующей проверяет фактическоеналичие нефтепродуктов путем их перемеривания.
При этом все нераспакованные ТМЗ, находящиеся вбочках, должны быть распакованы, и проверенны как по количеству, так и покачеству. Запрещается ограничиваться подсчетом объема без тщательной проверкиих содержимого.
4. Документальное оформление и выведение результатов инвентаризации ТМЗ
Как уже было рассмотреновыше, в процессе проведения инвентаризации ТМЗ на предприятии ТОО «Стимул»составляется инвентаризационная опись в одном экземпляре по каждомуместонахождению запасов, а также по каждому материально-ответственному лицу.Опись подписывается комиссией, материально-ответственными лицами и передается вбухгалтерию. (Приложение В)
Инвентаризационные описи заполняются чернилами,шариковой ручкой или химическим карандашом, четко и ясно. Никаких помарок,подчисток и перечеркиваний не допускается. Исправление допущенных ошибок должнопроизводится во всех экземплярах описей путем зачеркивания тонкой чертойнеправильных записей и внесения сверху необходимых исправлений. Сделанныеисправления в описи должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членовинвентаризационной комиссии.
В инвентаризационных описях указывают порядковыйномер записи и по каждому виду запасов – наименование товара, номенклатурныйили порядковый номер по прейскуранту, номера артикулов, сорта и другиеотличительные признаки товара, предусмотренные прейскурантами, количество мест,единица измерения, количество товара счетом, весом (брутто и нетто), цену заединицу и сумму, а также другие необходимые данные.
По мере завершения заполнения каждой страницы описипроводится взаимная сверка всех ее экземпляров. В случае выявления расхождениявновь проверяют те товары, по которым получилось расхождение, и вносятисправления. Категорически запрещается вносить в описи данные об остаткахзапасов со слов материально ответственных лиц без фактического пересчета,перевешивания, перемеривания и обмеров. В описях не допускаются пропускинезаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются.
При проведении инвентаризации товаров одновременноинвентаризируются и остатки товаров (порожней и под товаром), находящиеся напредприятии. Они заносятся в отдельную опись по видам тары с указаниемнаименования, прейскурантного номера тары, признаков, определяющих ееназначение и качественное состояние (новая, бывшая в употреблении, требующаяремонта и т.д.), количества и цены за единицу.
После взаимной сверки всех экземпляров описи.Которые велись членами инвентаризационной комиссии и материально ответственнымилицами, на каждой ее странице подсчитывают итоги по количеству и сумме иуказывают прописью, какими порядковыми номерами начата и окончена страницаописи. Число порядковых номеров товарно-материальных запасов и общий итог количествав натуральных показателях всех запасов, записанных на данной странице,независимо в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) ониучитывались.
По завершении инвентаризации полностью в конце описиуказанные данные следует привести отдельно по последней странице и в целом повсей описи.
Каждую страницу всех экземпляров инвентаризационнойописи и опись в целом подписывают материально ответственные лица, при бригаднойматериальной ответственности – бригадир и все участвующие в инвентаризациичлены бригады и все члены инвентаризационной комиссии. Такой порядок оформленияинвентаризационных описей предотвращает ошибки, исключает возможность внесенияв последующем в описи каких-либо дополнений и изменений (приписок).
Оформление инвентаризационных описей завершаетсязаполнением материально ответственными лицами расписки следующего содержания: “Всезапасы, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № __ по №__комиссией проверены в натуре в нашем присутствии и внесены в опись, в связи счем претензий не имеем. Запасы, перечисленные в описи, находятся на нашемответственном хранении”.
При смене материально ответственного лицарасписываются в описях оба работника: лицо, принявшее запасы – в их получении,а лицо, передавшая запасы – в их сдаче.
Обнаруженные при инвентаризации товары устаревшихфасонов и моделей и частично потерявшие свое первоначальное качество,малоходовые и залежавшиеся товары не включаются в основную инвентаризационнуюопись, а заносятся в отдельную опись. К этой описи прилагается письменноеобъяснение руководителя предприятия о причинах наличия таких товаров, ивносится предложение об их использовании и сроках реализации.
Товары, пришедшие в полную негодность (лом, порча ибрак), также не включаются в основную инвентаризационную опись, на них комиссиясоставляет акт о порче с указанием ее причин и лиц, виновных в порче (еслиустановлено) и передает его в установленном порядке на рассмотрениеруководителю торговой организации.
Товары, проданные и оплаченные покупателями,списанные в расход по товарному отчету, но не вывезенные покупателями или неотправленные) до начала инвентаризации, также подлежат инвентаризации, изаписываются в отдельную опись под названием “Товары, проданные доинвентаризации, но не вывезенные покупателями”. В этой описи, помимонеобходимых данных о товарах, указывают также наименование покупателей, даты иномера товарных документов и выписанного счета. Документы на отпуск этихтоваров включаются в товарные отчеты или реестры, составленные до инвентаризации,и передаются в бухгалтерию для списания проданных товаров со счетов материальноответственных лиц.
Товары, подготовленные к отправке, согласновыписанным нарядам, но не оплаченные и не вывезенные покупателями доинвентаризации, включаются в основную инвентаризационную опись как собственные(непроданные) товары. При этом упакованные товары (за исключением товаров вфабричной упаковке) должны быть распакованы и занесены в опись в натуре, а непо сопроводительным документам. Одновременно за подписью председателяинвестиционной комиссии на всех экземплярах нарядов и других документов наотправку товаров делается отметка о том, что эти товары включены винвентаризационную опись.
Товары, принадлежащие другим организациям(предприятиям) и находящиеся на ответственном хранении, инвентаризируются,вместе с собственными и записываются в отдельную опись, в которой делаетсяссылка на соответствующие документы, подтверждающие принятие товаров наответственное хранение. Материально ответственные лица обязаны доинвентаризации заполнить на них отдельный товарный отчет и предъявитьинвентаризационной комиссии.
Товары, поступившие в предприятие в периодпроведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами вприсутствии инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную описьсоответствующей формы под названием “Товарно-материальные запасы,поступившие во время инвентаризации”. В описи указывается: когда, от когопоступили запасы, дата и номер сопроводительного документа, наименованиезапасов, количество, цена, сумма. Одновременно на приходном документе(счете-фактуре, товарно-транспортной накладной и т.п.) за подписью председателяинвентаризационной комиссии делается отметка: “ После инвентаризации”,со ссылкой на дату описи, в которую записаны документы.
Приходные документы на поступившие товары в периодпроведения инвентаризации приходуются и включаются в первый товарный отчет,составленный после инвентаризации.
При длительном проведении инвентаризации на крупныхторговых предприятиях, в исключительных случаях и только с письменногоразрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия могут отпускатьтовары материально ответственными лицами в процессе инвентаризации вприсутствии инвентаризационной комиссии. Отпущенные товары заносятся в отдельнуюинвентаризационную опись под названием “Товарно-материальные запасы,отпущенные во время инвентаризации”. Данная опись оформляется аналогичноописи на поступившие товары в период проведения инвентаризации. В расходныхдокументах (счете-фактуре, товарно-транспортной накладной и т.п.) за подписьюпредседателя инвестиционной комиссии делается соответствующая отметка.
При установлении фактов неоприходования поступившихтоваров должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их. В случаезлоупотребления материалы передаются судебно-следственным органам.
Результаты инвентаризации товарно-материальныхзапасов в пути оформляются “Актом инвентаризации материалов и товаров,находящихся в пути”, в котором по каждой отправке приводятся следующие данные:наименование (согласно документу), количество и стоимость (согласно даннымучета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основаниикоторых эти запасы учтены на соответствующих счетах. При этом по грузам, неприбывшим в установленный срок и числящимся в учете как товары в пути,необходимо проверить какие меры приняты к их розыску.
В описях на товары, отгруженные и не оплаченные всрок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводят наименованиепокупателя, наименование товаров, дату отгрузки, дату выписки, номер и суммасчета- фактуры.
Таким образом, инвентаризационные описи являютсяосновными документами, фиксирующими фактическое наличие и состояниетоварно-материальных запасов в торговых помещениях и на складе предприятия ТОО«Стимул».
Все надлежаще оформленные, пронумерованные ипроверенные инвентаризационные описи считаются подлинными, и они передаютсяпредседателем инвентаризационной комиссии в следующем порядке:
- первый экземпляр описи, заполненный членом комиссии и экземпляр,заполненный материально ответственным лицом в бухгалтерию торговой организации,где ведется учет товарно-материальных запасов;
- второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, передаетсяматериально ответственному лицу под расписку на первом экземпляре.
Материально ответственным лицам экземпляр описипередается немедленно после оформления описей подписями членов комиссии подрасписку на первом экземпляре, передаваемом в бухгалтерию.
Первые экземпляры инвентаризационных описей товаров(вместе с экземплярами материально ответственных лиц) с их перечнем,контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты обмеров, акты на лом,бой, брак и порчу товаров и другие инвентаризационные материалы передаются вбухгалтерию предприятия в день окончания инвентаризации или в начале следующегорабочего дня, если инвентаризация заканчивается в нерабочее время, согласноперечню инвентаризационных описей под расписку главного бухгалтера.
На все инвентаризационные описи заполняетсяспециальный перечень в двух экземплярах: первый экземпляр с распиской главногобухгалтера остается у председателя инвентаризационной комиссии, второй – приинвентаризационных описях в бухгалтерии ТОО «Стимул».
Оформленные инвентаризационные описи сдают вбухгалтерию, где их проверяют и сравнивают фактическое наличие средств сданными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительнуюведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данныминвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения –излишек или недостача.
По завершении инвентаризации в книге контроля завыполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: датаокончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишковокончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер понедостачам – их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка опогашении недостач, оприходовании излишков.
Завершив инвентаризацию товарно-материальных запасови надлежаще оформив инвентаризационные описи, рабочая инвентаризационнаякомиссия выявляет предварительные результаты инвентаризациитоварно-материальных запасов на месте немедленно по ее окончании и до открытияпредприятия путем сравнения фактических остатков товаров и тары по описи состатками их, показанными в товарном отчете, составленном на датуинвентаризации.
Проведенная инвентаризация выявила недостачу ТМЗ наскладе нефтепродуктов.
На товары, по которым выявлены расхождении междуучетом и фактическими данными по описи, бухгалтерией составлена “Сличительнаяведомость результатов инвентаризации товарно-материальных запасов” (ПриложениеГ). В ней выявленные расхождения показываются по каждому наименованию ТМЗ сподробным указанием его отличительных признаков, результаты инвентаризации (недостачиили излишки). ТМЗ, не имеющие расхождения, записываются в ней общим итогом.
По каждому факту расхождений между показателямибухгалтерского учета и инвентаризационной описи материально ответственные лицаобязаны предоставить инвентаризационной комиссии письменные объяснения посуществу расхождений с указанием причины, вызвавшей излишки, сверхнормативныенедостачи и пересортицу товаров.
Результаты инвентаризации товарно-материальныхзапасов и работа рабочей инвентаризационной комиссии оформлены протоколом, вкотором фиксируются итоги инвентаризации. В протоколе отмечают причинынедостачи, порчи и боя товарно-материальных запасов и виновных лиц, делают своивыводы по результатам инвентаризации товарно-материальных запасов, даютпредложения по устранению выявленных недостатков, взаимозачету недостач иизлишков при пересортице товаров, списанию товарных потерь в пределах норместественной убыли. (Приложение Д)
По всем недостачам, потерям и излишкам материальныхзапасов и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены отматериально-ответственных лиц письменные объяснения. На основаниипредоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливаетхарактер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяетпорядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерскогоучета. Недостачи или порча ТМЗ возмещаются за счет виновных лиц. По решениюадминистрации предприятия (приказ или распоряжение по итогам работыинвентаризационной комиссии) на него закладывается взыскание. Виновное внедостаче или порче материально-ответственное лицо обязано возместить ущербпредприятию в соответствии с положениями статей Закона о труде в РеспубликеКазахстан. 5. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Инвентаризация проводится в соответствии состандартами бухгалтерского учета, а потому имеет строгую форму предприятия,проведения и оформления результатов инвентаризации.
Результаты инвентаризации показывают уровень работывсего трудового коллектива ТОО «Стимул». Их подход к организации учета ихранения ТМЗ на складах и торговых залах. Прежде всего, результаты выявляютуровень профессионализма руководителя и главного бухгалтера, которые несутответственность за организацию учета и хранения товарно-материальных запасов.
Утвержденные руководителем предприятия ТОО «Стимул»инвентаризационные материалы служат основанием для отражения в бухгалтерскомучете результатов инвентаризации тем месяцем, в течение которого проводиласьинвентаризация.
Результаты инвентаризации товарно-материальныхзапасов на ТОО «Стимул» отражаются на счетах бухгалтерского учета на основаниисличительных ведомостей.
Результаты инвентаризации бухгалтерия предприятиярегулирует в следующем порядке:
— взаимный зачет излишков и недостач отражают подебету и кредиту счетов подраздела 1310 «Запасы»;
— излишки запасов подлежат оприходованию споследующим установлением причин возникновения излишка и виновных в этом лиц;на сумму излишков дебетуют счета подраздела 1310 «Сырье и материалы»(1311-1318) и кредитуют счет 6280 «Прочие доходы»;
— недостачу товарно-материальных запасов независимоот причин возникновения недостачи списывают с подотчета материальноответственных лиц; на сумму недостач, потерь и порчи запасов дебетуют счет 1280«Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» и кредитуют счета подраздела1310 «Сырье и материалы» (1311-1318);
— недостачу товарно-материальных запасов в пределахнорм естественной убыли списывают на затраты производства: кредит счета 1280«Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»; дебет счетов 2416«Незавершенное строительство», 7211 «Административныерасходы», 8048 «Прочие накладные расходы» и др.;
— списание недостач и потерь сверх норм естественнойубыли и в случае, если определены конкретные виновные лица в порче или потеретовара, осуществляется за счет виновных лиц проводкой: дебет «Краткосрочнаядебиторская задолженность работников по возмещению материального ущерба»;кредит 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».
— недостачу сверх норм убыли, потери от порчизапасов, а также хищение запасов при отсутствии конкретных виновников и вслучае отказа судом во взыскании с материально ответственных лиц вследствиенеобоснованности исков списывают с кредита счета 1280 «Прочая краткосрочнаядебиторская задолженность» в дебет счета 7211 «Административныерасходы». При этом налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный взачет, подлежит исключению из зачета.
— запасы, оказавшиеся в излишке, оприходуют суменьшением общих и административных расходов
Отражение на счетах выявленной недостачи и порчитоварно-материальных запасов на предприятии ТОО «Стимул» представлено в таблице2.
Таблица 2 — Корреспонденция счетов по учетурезультатов инвентаризации на предприятии ТОО «Стимул»
№
п/п Дата Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма Дебет Кредит 1 25.12 Выявлены товарные потери и отнесены на дебиторскую задолженность 1280 1312 83000 2 25.12 Списаны товарные потери в пределах норм естественной убыли 7211 1280 17000 3 25.12 Отнесены ненормируемые товарные потери на виновных лиц 1252 1280 66000 4 25.12 Отражено удержание из заработной платы суммы товарных потерь 3351 1252 66000 5 25.12 Списание оставшейся суммы товарных потерь на финансовый результат предприятия 5411 1280 17000
Поскольку инвентаризация товаров проводится напродовольственном складе и в торговых помещениях один раз в квартал, тоустановленные по ее результатам товарные потери вследствие естественной убылиобразовались и накопились в течение нескольких месяцев межинвентаризационногопериода, но списание их на расходы торговых предприятий того месяца, когда былапроведена инвентаризация товаров, было бы экономически не правильно, так какэто вызвало бы необоснованное увеличение расходов в данном месяце иискусственное уменьшение расходов в тех месяцах, в которых не былоинвентаризации товаров. Это приведет к искажению конечного финансовогорезультата предприятия на протяжении всего межинвентаризационного периода.
Поэтому выявленные торговые потери вследствие естественнойубыли списываются равномерно между всеми месяцами межинвентаризационногопериода. Для этого необходимо ежемесячно в течение межинвентаризационногопериода начислять резерв на списание естественной убыли товаров в размере,предусмотренной сметой расходов торговых организаций. Резерв на покрытиенормируемых потерь, связанных с продажей товаров по методу самообслуживания и соткрытой выкладкой товаров, — исходя из фактического розничного товарооборота иустановленных норм потерь. Резервирование естественной убыли позволяет списатьее равномерно на расходы торговых организаций всех месяцев инвентаризационногопериода.
Для учета начисленного резерва на списание естественнойубыли используется группа счетов 3390 “Прочая кредиторская задолженность”, гдеоткрываются счет “Резервы на предстоящие расходы и платежи”, аналитический счет“Резерв по списанию естественной убыли товаров”, по кредиту которого отражаютсяобразование и остатки резерва, а по дебету – использование.
Таблица 3 — Корреспонденция счетов по учету созданиярезервов по списанию естественной убылиОперация Корреспонденция счетов Суммы Дебет Кредит Начисление резерва на списание товарных потерь вследствие естественной убыли товаров ежемесячно 7110 3390 10000 Списание на расходы непокрытой части суммы потери товаров в пределах установлен-ных норм естественной убыли, превышающей сумму созданного резерва 7110 1312 7000
В соответствии с СБУ 24 «Организациябухгалтерской службы», регулирование и раскрытие информации о результатахинвентаризации в отчетности происходит следующим образом: выявленные приинвентаризации расхождения фактического наличия товарно-материальных запасов сданными бухгалтерского учета признаются: излишки – доходом и подлежатоприходованию, недостачи – расходом. [8]
Результаты инвентаризации должны быть отражены вучете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а погодовой инвентаризации – в годовой финансовой отчетности. 6. Совершенствованиеформ организации инвентаризации на предприятии
Обобщение современного опыта в сфере организации и проведенияинвентаризации показывает, что в целях улучшения руководства инвентаризационнойработой на предприятиях (в организациях) необходимо создавать постояннодействующие (из числа компетентных работников) и рабочие инвентаризационныекомиссии (на момент проверки), состав которых должен утверждаться приказомруководителя предприятия. Состав постоянно действующих комиссий и другие важныеаспекты инвентаризации необходимо отражать в учетной политике. Основнымифункциями таких комиссий являются:
— проведение работы по соблюдению сохранности имуществапредприятия;
— инструктаж членов инвентаризационных комиссий;
— обеспечение объективности инвентаризационных данных;
— правильная организация инвентаризации и при необходимостипроведение повторных проверок;
— осуществление контрольных проверок, а также выборочныхинвентаризаций по местам хранения ценностей;
— рассмотрение объяснений от лиц, допустившихнедостачу, порчу или другое нарушение.
Члены рабочей комиссии несут ответственность:
— за своевременность и соблюдение порядка в соответствии сприказом руководителя предприятия;
— за правильность данных инвентаризационных описей;
— за своевременность оформления материалов инвентаризации всоответствии с установленным порядком.
Организационные мероприятия по проведению инвентаризациицелесообразно осуществлять по заранее составленному графику (таблица 4).
Таблица 4 — График проведения инвентаризации на АО «СС» на1-е полугодие 200__ г.№ подразделения Планируемая дата проведения инвентаризации Количество инвентаризуемых объектов Отметка о проведении инвентаризации Примечание склад вспомогательное производство розничная сеть все-го
График составлен (подписи должностных лиц).
Весьма важно, оговаривать в соответствующем пунктетакой момент, как недопустимость назначения в качестве председателяинвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственныхработников два раза подряд.
Причем наличие постоянно действующих комиссий недолжно снимать персональной ответственности руководителя и главного бухгалтеракрупного (среднего) субъекта хозяйствования за постановку инвентаризационнойработы.
В отдельных случаях при создании несколькихинвентаризационных комиссий руководство осуществляется председателем, которыйобеспечивает правильность проведения инвентаризации в целом. Председатель ичлены комиссии по данным итогов всех инвентаризационных описей оформляют иподписывают сводный акт о проведенной инвентаризации. При этом они подлежатпривлечению к ответственности в установленном судебном порядке за внесениезаведомо неправильных (ложных) данных о фактических остатках с целью скрытиянедостач и растрат или излишков товарно-материальных ценностей и иных объектовучета.
Инвентаризация любого объекта учета имеет своютехнику проведения. К примеру, инвентаризация ценностей производится путемподсчета, измерения или взвешивания и последующей их стоимостной оценки поместонахождению и по материально ответственным лицам, на хранении у которых этиценности находятся. Нематериальные части имущества, такие, как требования,долги, получаемые по данным приходно-расходных ордеров, банковских выписок,подтвержденных сальдо и записей, определяются на основе проверкисоответствующих учетных регистров. Незаконченные работы также должны включатьсяв инвентаризацию.
Обобщая приведенные в предыдущих главах положения опорядке проведения инвентаризации в целях наглядности этапов можно предложитьоформление сетевого графика (рис. 1), который, при незначительной корректировкеприменим для различных объектов учета.
/>
Рис. 1 — Сетевой график инвентаризации товаров врозничной торговой точке
Расшифровка событий, представленных на сетевомграфике, приведена в таблице 5.
Таблица 5 — Расшифровка событийинвентаризации
Номер собы-
тия Наименование работ 1 Оформление приказа о проведении инвентаризации товаров и его вручение председателю инвентаризационной комиссии 2 Инструктаж членов инвентаризационной комиссии 3 Вручение приказа о проведении инвентаризаци материально ответственному лицу 4 Опломбирование и опечатывание подсобных помещений и других мест хранения ценостей, имеющих отдельные и дополнительные входы и выходы 5 Получение от материально ответственного лица последнего отчета с выведенным остатком денег в кассе на момент инвентаризации 6 Получение последнего товарного отчета с выведенным в нем остатком товаров на момент инвентаризации 7 Подписка о включении всех приходных и расходных документов в отчет о передаче инвентаризационной комиссии (в соответствии с текстом, указанным на титульном листе инвентаризационной описи) 8 Проверка инвентаризационной комиссией предъявленного кассового отчета и приложенных к нему документов 9 Проверка инвентаризационной комиссией предъявленного товарного отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов 10 Визирование всех приходных и расходных документов, приложенных к товарному отчету 11 Проверка весоизмерительных приборов, используемых инвентаризационной комиссией 12 Снятие остатка наличия денежных средств в кассе и установление выручки текущего дня 13 Запись остатка денежных средств в кассе в инвентаризационную опись (при получении денег продавцами за реализованные товары) 14 Подписка о том, что все ценности, поименованные в инвентаризационных описях, комиссией проверены в натуре в присутствии материально ответственного лица и претензий к комиссии не имеется 15 Выведение предварительных результатов инвентаризации 16 Представление инвентаризационных описей по товарам в бухгалтерию предприятия 16а Представление других документов (товарных, завизированных инвентаризационной комиссией) в бухгалтерию предприятия 17 Проверка инвентаризационных материалов в бухгалтерии предприятия 18 Составление сличительной ведомости по товарам 19 Составление расчетов при выявленной недостаче 20 Отражение данных сличительной ведомости в акте результатов инвентаризации 20а Отражение данных расчета нормируемых потерь в акте результатов инвентаризации 21 Рассмотрение результатов инвентаризации 22 Принятие решения по результатам инвентаризации
Для того, чтобы определить среднюю или ожидаемуюпродолжительность каждой работы по установленному выше перечню всех работ,следует выделить три оценки: Тmin — минимальной; Твв — наиболее вероятной; Тmах — максимальной продолжительности поформуле:
/>
Таким образом, определяется путь, на котором суммарнаяпродолжительность работ (от начального и конечного события) имеет максимальноезначение, а также выявляются ресурсы (резервы времени) на работах, лежащих запределами этого пути.
/>Заключение
В результате проведенного исследования быловыявлено, что вопросы организации и проведения инвентаризациитоварно-материальных запасов являются многоаспектными и значимыми насовременном этапе развития рыночной экономики, поскольку состояниеобщественного производства напрямую зависит от наличия, состояния и уровняиспользования ТМЗ на предприятии.
Инвентаризация товарно-материальных запасов преследует цель — проверка соответствия их фактического наличия данным бухгалтерского учета.Инвентаризация ТМЗ проводится в целях обеспечения достоверности данныхбухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетностинапрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имуществапредприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетностипредприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств.
В бухгалтерском учете роль инвентаризации товарно-материальныхзапасов очень велика — с ее помощью проверяется правильность данных текущегоучета ТМЗ, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет неучтенные запасы, контролируется сохранность ТМЗ, которые числятся у материальноответственных лиц.
Инвентаризация имеет большое значение дляправильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ иоказанных услуг, для сокращения потерь, предупреждения хищений имущества и т.п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможныеимущественные потери. Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можноустановить соответствие между количеством и качеством имущества, указанного вбухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.
В курсовой работе были исследованы порядокорганизации и проведения инвентаризации на предприятии ТОО «Стимул», а такжеотражение результатов инвентаризации ТМЗ в учете.
Инвентаризация ТМЗ наданном предприятии проводится в соответствии со стандартами бухгалтерскогоучета, а потому имеет строгую форму организации, проведения и оформлениярезультатов. По данным бухгалтерского стандарта руководитель и главныйбухгалтер ТОО «Стимул» осуществляют общее руководство и контроль за проведениеминвентаризации и несут ответственность за правильное и своевременное еепроведение. Они занимаются подбором членов инвентаризационной комиссии ипроводят с ними инструктаж, тем самым принимая активное участие винвентаризации.
Инвентаризационнаякомиссия в свою очередь несет ответственность за соблюдение порядка исвоевременного проведения инвентаризации; полноту и достоверность внесенных вописи отличительных признаков товаров; правильность оформления материаловинвентаризации и своевременности их сдачи в бухгалтерию торговой организации.
За внесение винвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остаткахтоварно-материальных запасов с целью сокрытия недостач и растрат или излишковтоваров и других ценностей члены инвентаризационной комиссии привлекаются кответственности в установленном законом порядке. К ответственности привлекаютсятакже материально ответственные лица за растрату, хищение материальныхценностей, если такой факт имел место.
Для обеспеченияреальности и объективности результатов инвентаризации большое значение имеет ихвнезапность. Поэтому категорически запрещается доводить до сведения работниковпредприятия о сроке намеченной инвентаризации раньше, чем явитсяинвентаризационная комиссия, которой поручено проведение инвентаризации.
Перед началоминвентаризации необходимо закрыть торговое предприятие и прекратить операции стоварно-материальными запасами.
Основную сложность припроведении инвентаризации на предприятии ТОО «Стимул» составляет трудоемкостьопераций. Так как, для того чтобы правильно оценить наличиетоварно-материальных запасов на складе и в магазинах, где номенклатура товараразличная, требуется много времени и наличие практического опыта работы сразновидовыми ТМЗ.
/>/>Список использованнойлитературы
1. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет напредприятии. Алматы, Центраудит-Казахстан, 2002 г.
2. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Аскери, 2005.
3. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ учебное пособие. –Алматы, 2006. – 472 с.
4. Попова Л.А. Бухгалтерский учет: Финансовый аспект — Учебное пособие.Караганда, 2003 – 257 с.
5. Словарь банковских и финансово-экономических терминов. / Под ред. проф.Мамырова Н.К. – Алматы: Экономика, 1999.
6. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон РеспубликиКазахстан от 26.12.1995г. №2732 (с изменениями и дополнениями по состоянию на05.05.2006 г. № 139-III).
7. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. учебное пособие.Издание 2-е переработанное и дополненное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. — 548 с.
8. Стандарты бухгалтерского учета. СБУ № 6 «Учет основных средств».Методические рекомендации к стандарту бухгалтерского учета № 6 «Учет основныхсредств», Алматы, «ЮРИСТ», 2002 г.
9. Скала Н.В., Скала В.И. Сборник бухгалтерских проводок – изд. 8-е. –Алматы: Издательство LEM, 2005 – 172 с.
10. Отруде в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г.(с изменениями и дополнениями от10 декабря 1999 г. № 493 — I ЗРК.)//Казахстанская правда от 25.12.2004 года N 185.
11. ГилекЮ.Н. Международные стандарты финансовой отчетности. Краткий перекрестныйконспект-комментарий// Вопросы учета и налогообложения. – 2006, №4. –с.7-19.
12. Инструкция(основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющихфинансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовойотчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426).
13. МычкинаО.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов. Практическоепособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104 с.
14. ТолпаковЖ.С. «Бухгалтерский учет» г. Караганда, — 2004.
15. ЖакуповаО.М. Финансовый учет КЭУК 2001 г., часть 3.
Приложение А
Распоряжение № 16
\По ТОО “Стимул”
наименование организации
“24” декабря 2006 г. г.Караганда
О проведенииинвентаризации ценностей
в складенефтепродуктов
наименование предприятия
Для проведенияинвентаризации в складе нефтепродуктов
назначаетсяинвентаризационная комиссия в составе:
1. Председатель: начальникотдела снабжения Абдыкалыков А.К..
занимаемая должность,Ф.И.О.
2. Члены комиссии:
а) Начальник АХСИсабекова Б.З.
занимаемая должность,Ф.И.О.
б) заведующий складом№ 2 Кабаева Н.М.
занимаемая должность,Ф.И.О.
в) бухгалтер ЗотоваК.П.
занимаемая должность,Ф.И.О.
Инвентаризации подлежат нефтепродукты
указать ценности
К инвентаризацииприступить внезапно 25 декабря 2006 г. в 11 ч.
и окончить 26 декабря2006 г. в 9 ч.
Причина инвентаризации плановая_______________________
контрольная, сменаматериально ответственного лица, переоценка и др.
Указанную инвентаризациюпровести в полном соответствии с действующей Инструкцией о порядке проведенияинвентаризации ценностей и расчетов.
Инвентаризационныематериалы сдать в бухгалтерию ТОО “Стимул” не позднее
10 ч. 26 декабря 2006 г.
М.П. Руководительорганизации Эльгер П.А.
Главный бухгалтер АхметоваА.Б.
О порядке проведенияинвентаризации проинструктирован.
Распоряжение № 16от “24” декабря 2006 г. на инвентаризацию в складе нефтепродуктови пломбир № 56 получил:
Председатель комиссии АбдыкалыковА.К.
фамилия и инициалы
“24” декабря 2006 г.
/>/>/>/>/>/>Приложение Б
ТОО «Стимул» предприятие, организация
РАСПИСКА
К началу проведенияинвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальныезапасы (нефтепродукты) сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные запасы(нефтепродукты), поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшиесписаны в расход.
Материально ответственноелицо:
Зав.складом Платонова Ю.С.Платонова
должность подпись Ф.И.О.
/>/>Приложение в
Инвентаризационнаяопись товарно-материальных ценностей (сокращенная)
Номер документа
Дата составления
Код вида операции
Код структ. ед-цы
Вид производ-ства
Цех (склад)
05
26.12.06г.
17
01
02
01
Нефтепродуктывид товарно-материальных ценностей
На основании приказа (распоряжения)от «25» декабря 2006г. № 447 произведено снятие фактических остатков ценностейпо состоянию на «26» декабря 2006 года.
Инвентаризация: начата «25» декабря2006г., окончена «26» декабря 2006 г.
При инвентаризации установленоследующее:Номер п/п Счет суб-счет Товарно-материальные ценности Единица измерения Цена, тенге Фактическое наличие По данным бух.учета наименован, вид, сорт, группа Номенкла-турный номер Код Наимено-вание кол-во сумма, тенге кол-во сумма, тенге 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 203 Бензин АИ-95 «Экстра» 203001 04 т 28000 180 5040000 182 5096000 2 203 Бензин Аи-93 203002 04 т 27000 230 6210000 231 6237000 3 203 Бензин-76 203003 04 т 198000 340 6732000 340 6732000 4 203 Топливо дизельное 203004 04 т 16000 120 1920000 120 1920000 5 203 Топливо котельное 203005 04 т 9000 143 1287000 143 1287000
Итого по описи: кол-вопорядковых номеров Общее количество единиц, фактически
пять. Одна тысячашестнадцать
На сумму, фактически Двадцатьодин миллион двести семьдесят две тысячи тенге 00 тиын
Председатель комиссии: Начальникотдела снабжения Абдыкалыков А.К. Абдыкалыков
должность подписьФ. И.О.
Члены комиссии НачальникАХС Исабекова Б.З. Исабекова
должность подпись Ф.И.О.
Заведующий складом № 2Кабаева Кабаева Н.М.
должность подпись Ф.И.О.
Бухгалтер Зотова ЗотоваК.П.
должность подпись Ф.И.О.
Все ценности,поименнованные в настоящей инвентаризационной описи с « первого по № пятый,комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, всвязи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем).Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
Материально ответственноелицо: Платонова Ю.С. «26» декабря 2006г.
Указанные в настоящейописи данные и подсчеты проверил
Бухгалтер Зотова
/>/>/>/>/>/>Приложение Г
/>
/>/>/>Сличительная ведомость результатов инвентаризациитоваров на “26” декабря 2006 г.
На основании приказараспоряжения от “26” декабря 2006 г. № 17 произведена инвентаризацияфактического наличия ТМЗ (нефтепродуктов), находящихся на ответственномхранении
Заведующей складомПлатоновой Ю.С.
(должность) (ф.и.о.)
Снятие остатков: начало“25” декабря 2006 г.
Окончено “26” декабря2006 г.
При инвентаризацииустановлено следующее:№ п/п Наименование ценностей Числится по данным бухгалтерского учета Фактические остатки Естественная убыль и нормируемые потери Результаты инвентаризации излишки недостачи 1. Бензин АИ-95 «Экстра» 5096000 5040000 10000 - 46000 2. Бензин Аи-93 6237000 6210000 7000 - 20000 3. 4. Итого 17000 - 66000
Недостача в сумме шестьдесятшесть тысяч тенге
Естественная убыль всумме семнадцать тысяч тенге
Председатель комиссии: Начальникотдела снабжения Абдыкалыков А.К. Абдыкалыков
должность подпись Ф.И.О.
Члены комиссии НачальникАХС Исабекова Б.З. Исабекова
должность подпись Ф.И.О.
Заведующий складом № 2Кабаева Кабаева Н.М.
должность подпись Ф.И.О.
Бухгалтер Зотова ЗотоваК.П.
должность подпись Ф.И.О.
Материально ответственноелицо Платонова Ю.С. Платонова
/>/>/>/>Приложение Д/>/> />/>Протокол №12 инвентаризационнойкомиссии
«26»декабря 2006
Наосновании приказа (распоряжения) от «25» декабря 2006г. № 16
проведенаинвентаризация фактического наличия ТМЗ (нефтепродуктов), находящихся на
ответственномхранении зав.складом Платоновой Ю.С.
Протоколсоставлен комиссией, которая установила следующее:
1) НедостачаТМЗ (бензин АИ-95, АИ-93) на сумму 66000 тенге
2) Естественнаяубыль ТМЗ (бензин АИ-95, АИ-93): — 17000 тенге
Такимобразом, признаны результаты инвентаризации:
недостача –66000 тг. 00 тн.
Естественная убыль –17000 тг. 00 тн.
Председатель комиссии: Начальникотдела снабжения Абдыкалыков А.К. Абдыкалыков
должность подпись Ф.И.О.
Члены комиссии НачальникАХС Исабекова Б.З. Исабекова
должность подпись Ф.И.О.
Заведующий складом № 2Кабаева Кабаева Н.М.
должность подпись Ф.И.О.
Бухгалтер Зотова ЗотоваК.П.
должность подпись Ф.И.О.
Подтверждаю,что ТМЗ (нефтепродукты), перечисленные в протоколе, находятся на моемответственном хранении.
Материально ответственноелицо зав.складом Платонова Платонова Ю.С.
Должность подписьрасшифровка подписи
"_26_"декабря 2006 г.
Объяснениепричин излишков или недостач:Недостача ТМЗ (бензин АИ-95, АИ-93) возникла в результатенеправильного оформления товарно-транспортной накладной на выбытие ТМЗ. Признаюнезаконность списания остатков ТМЗ без сопровождения данной операциидокументацией. В дальнейшем обязуюсь не допускать подобных нарушений.
Материально-ответственноелицо – зав.складом Платонова Ю.С.
должностьподпись расшифровка подписи
Решение — Недостачу ТМЗ в сумме 66000 тг.(шестьдесят тысяч тенге) отнести на материально ответственное лицо –зав.складом Платонову Ю.С. Возместить сумму недостачи в кассу организации вполном размере.
Председатель комиссии: Начальникотдела снабжения Абдыкалыков А.К. Абдыкалыков
должность подпись Ф.И.О.
«26»12 2006 г.