Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов с покупателямии заказчиками
1.1 Нормативное регулированиеопераций с покупателями и заказчиками
1.2 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями изаказчиками
Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов спокупателями и заказчиками в ООО «Современная кровля»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО«Современная кровля»
2.2 Организация учета расчетов с покупателями и заказчикамив ООО «Современная кровля»
2.3 Особенности организации учетарасчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Современная кровля»
Глава 3. Анализ расчетов ООО «Современная кровля»с покупателями и заказчиками
3.1 Анализ динамики и состояния дебиторской задолженности
3.2 Компьютеризация расчетов с покупателями и заказчиками
3.3 Основные направления совершенствованияучета расчетов с покупателями и заказчиками и управления дебиторскойзадолженностью предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время на предприятиях очень важно уделятьвнимание расчетам за продукцию, товары и услуги с покупателями и заказчиками. Этосвязано с тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызываетнепрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенныхвидов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье, материалы, прочие материальныеценности, выполненные работы, оказанные услуги.
Актуальность темы заключается в том, что в рыночнойэкономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственнойдеятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов. Также значимостьданной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражениярасчетов является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия.Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеет большое значениев успешной работе предприятия. Так что каждому бухгалтеру просто необходимо знатьи уметь правильно отражать операции по расчётам с покупателями и заказчиками в бухгалтерскомучёте в соответствии с законодательством, учитывать все нюансы, которые могут возникнутьпри этом.
Развитие рыночных отношений повышает ответственностьи самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений пообеспечению эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторскойзадолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например,значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привестик так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечениемсредств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность передкредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояниярасчетов.
Цель выпускной квалификационной работы — изучение теориии практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявлениепроблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решитьследующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателямии заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операцийс покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данногораздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателямии заказчиками на конкретном предприятии;
проанализировать в динамике величины дебиторской задолженности,предусмотреть пути уменьшения ее размера и ускорения оборачиваемости, а так же установитьсоответствие совершенных операций по расчетам с покупателями и заказчиками действующемузаконодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности;
определить слабые стороны организацииучета расчетов с покупателями и заказчиками на анализируемом предприятии и подобратьрекомендации по исправлению допущенных ошибок и разработать комплекс мер по недопущениюих в дальнейшем.
Объектом исследования является Общество с ограниченнойответственностью «Современная кровля» г. Тула.
Предмет исследования — состояние бухгалтерского учётарасчетов с покупателями и заказчиками, его организация и документальное оформлениена данном предприятии.
Информационной и методологической основой для выпускнойквалификационной работы послужили: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»;Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления ПравительстваРФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественныхи зарубежных ученых. Среди которых: Кондраков Н.П., Белов А.А., Белов А.Н., ПошерстникН.В., Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макальская М.Л., Мельникова Л.А. и другие.
В процессе изучения и обработки материалов применяютсяследующие методы экономических исследований: экономический, монографический, экономико-математический,расчетно-конструктивный; используются основные методы экономического анализа, такиекак: элиминирование, балансовый метод и так далее.
Глава 1. Теоретические основы учета расчетов с покупателямии заказчиками1.1 Нормативное регулирование операций с покупателямии заказчиками
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов спокупателями и заказчиками являются:
своевременное и правильное оформление операций по движениюденежных средств и расчетов;
контроль над использованием денежных средств в расчетахисключительно по целевому назначению;
контроль над соблюдением форм расчетов, установленныхв договорах с покупателями и заказчиками;
своевременная сверка расчетов с дебиторами для исключенияпросроченной задолженности.
Система нормативно-правовогорегулирования различных форм и видов расчетов с покупателями и заказчиками в РФдостаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня июридической силы.
К первому уровню системы нормативно-правового регулированиярасчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня (кодексыи федеральные законы). Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствамислужит ГК РФ, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются всоответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Отдельные виды расчетных отношений урегулированы отдельнымифедеральными законами. Так, использование векселей в Российской Федерации регулируетсяФедеральным законом от 11 марта 1997г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерскомучете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ документы, которыми оформляются хозяйственныеоперации с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтеромпредприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежныеи расчетные документы предприятия считаются недействительными и не должны приниматьсяк исполнению.
Организации и банки — участники безналичных расчетови посредники в них при их проведении должны соблюдать также требования норм банковскогозаконодательства РФ (в первую очередь — Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности»), а при проведении безналичных расчетов с использованием иностраннойвалюты (например, при расчетах с зарубежными контрагентами) — требования норм законодательствао валютном контроле.
Второй уровень системы нормативно-правового регулированиярасчетов на территории РФ — это подзаконные нормативно-правовые акты федеральногоуровня (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также юридическиеакты федеральных министерств и служб — приказы, инструкции и прочее).
Расчеты наличными деньгами сейчас широко распространены,что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют быстроеисполнение платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тутже за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируетсяглавным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговойсистеме неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот.В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетовмежду юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласноуказанию ЦБР от 20 июня 2007г. № 1843-У, лимит составляет 100 тыс. руб.
Кассовые операции являются самыми многочисленными исамыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целогоряда типовых документов, формы которых утверждены Госкомстатом РФ.
Нормативно-правовая регламентация порядка проведениябезналичных расчетов основывается на Положении ЦБР от 3 октября 2002г. № 2-П«О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Третий уровень регулирования расчетных отношений — это положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время Минфином РФ принято и нормативноутверждено двадцать одно положение по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Четвертый уровень — внутренние локальные субъектовхозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителяпредприятия и пр.).
Дату отражения задолженности в бухгалтерском учетеопределяют правила, установленные нормативными актами (Федеральный закон № 129-ФЗ«О бухгалтерском учете»; Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от26.03.2007)«Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 02 декабря2000г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур прирасчетах по налогу на добавленную стоимость»).
Размер и порядок оценки дебиторской задолженности определяют
1. Положения №34н, согласно которому:
расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерскомучете и отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными. Исходя из даннойнормы, дебиторская задолженность отражается в учете в оценке, установленной договором,и зависит от количества и цены реализованной продукции с учетом скидок и накидок,предоставляемых по окончании сделки; [28, с.125]
при совершении операций в иностранной валюте дебиторскаязадолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем пересчета иностраннойвалюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату предъявления счетови иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисленияденежных средств на валютный счет организации.
2. Статья 317 ГК РФ, согласно которой валюта денежныхобязательств должна быть выражена в рублях. Договором может быть предусмотрено,что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентнойопределенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах(«специальные права заимствования»). При этом дебиторская задолженностьвсегда оценивается в сумме выручки от реализации продукции.1.2 Порядок и принципы учета расчетов с покупателямии заказчиками
Основным счетом, связанным с учетом реализации продукции,является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивныйсчет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчетыпо полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженнуюим и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдодебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг,продукции неоплаченных; сальдо кредитовое — сумму полученных авансов; оборот подебету — отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце исумму погашенных авансов; оборот по кредиту — суммы, оплаченные покупателями в отчетноммесяце в виде авансов и погашенной задолженности.
Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателямиза отгруженные товары (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере №11(оборот по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора,которые дают возможность контролировать наличие задолженности покупателей, срокиоплаты за отгруженный товар. В зависимости от объема учетной работы и необходимостиполучения данных по различным группировкам можно вести несколько журналов-ордеров(по отдельным контрагентам, по транзитным операциям).
Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателейи каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчетадля учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рубляхи в валюте (иностранными покупателями). Покупатели и заказчики должны погасить задолженностьпо приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенныхв договоре купли-продажи или поставки.
При этом они могут погасить ее сразу после отгрузкиили через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящеевремя они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ(услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.[24, с.78]
Д-т сч.51 «Расчетные счета» (52 «Валютныесчета»)
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты с покупателямив валюте»).
При получении аванса с него начисляют в бюджет налогна добавленную стоимость. При этом оформляются бухгалтерские записи:
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты с покупателямив валюте»)
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».
После того как произошла отгрузка, в счет оплаты засчитываетсясумма полученного аванса:
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты с покупателямив валюте»).
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 2 «Авансы выданные в рублях» (4 «Авансы выданные в валюте»).
При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ранеев бюджет:
Д-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты с покупателямив валюте»).
Одним из наиболее часто встречающихся способов расчетовявляются расчеты товарными векселями. Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемыхпри расчетах между организациями за поставленные товары (продукцию) осуществляетсяна основе письма Минфина РФ от 31.10.94г. № 142 «О порядке отражения в бухгалтерскомучете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациямиза поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (с изменениямии дополнениями).
Товарный вексель подтверждает обязательства покупателяоплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочкуплатежа векселедатель уплачивает проценты по векселю. Организация — получатель денегпо векселю (векселедержатель) при получении суммы, указанной в векселе, отражаетее:
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,субсчет «Векселя полученные»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 2 «Авансы выданные в рублях» (4 «Авансы выданные в валюте»)или сч.90 «Продажи».
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженностьпокупателя (заказчика), предусмотрено получение процента, то по мере погашения этойзадолженности делается запись:
Д-т сч.51 «Расчетные счета» (52 «Валютныесчета»)
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- на сумму погашения задолженности;
К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» — навеличину процента.
Претензии, возникающие у организаций в связи с использованиемвекселей, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76, субсчет 2 «Расчетыпо претензиям».
Если организация-векселедержатель ведет налоговый учетв целях исчисления НДС по моменту оплаты за реализованные товары, работы, услуги,то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на датупогашения векселя. [26, с.70]
В случае передачи векселедержателем векселя до окончаниясрока платежа по нему поступление средств отражается по дебету счетов учета денежныхили других средств, иного имущества (в зависимости от конкретного содержания хозяйственнойоперации) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет«Векселя полученные».
Если сумма фактически поступивших денежных или иныхсредств, иного имущества меньше той, которую организация должна получить по векселю,указанная разница относится векселедержателем в дебет счета учета прочих расходови доходов.
В случае неоплаты векселедержателем векселя в установленныйсрок задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62 «Расчеты с покупателямии заказчиками», субсчет «Векселя полученные», переводится на счет76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма начисленных расходов по опротестованию векселяотражается по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту счета76, субсчета 2 «Расчеты по претензиям».
Перечисление указанных сумм отражается по дебету счета76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счетов учета денежныхсредств.
Для контроля за индоссированными векселями применяетсязабалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».На этом забалансовом счете индоссированные векселя числятся до истечения срока предъявленияв установленном порядке претензий по указанным векселям, получения извещения обих оплате или оплаты их организацией.
Организация, выдавшая аваль (поручительство по векселю),отражает его на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежейвыданные».
Учет расчетов с заказчиками ведется на счете 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» точно так же как и с покупателями.
Организации, формирующие резерв сомнительных долгов,направляют числящиеся в составе резервов суммы на списание долгов, не погашенныхв сроки, установленные договором.
Списание долгов покупателей и заказчиков (дебиторскойзадолженности, нереальной для взыскания), а также просроченной дебиторской задолженностиза счет резервов по сомнительным долгам —
Д-т сч.63 «Резервы по сомнительным долгам»
К-т сч.62 «Рачеты с покупателями и заказчиками».
При недостаточной величине резервов сомнительных долгов,созданных организацией в отчетном периоде, не покрываемая ими сумма дебиторскойзадолженности, нереальной для взыскания, подлежит списанию в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы» в качестве внереализационных расходов организации.
Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».1.3 Порядок списания дебиторской задолженности в результатеисполнения срока исковой давности
При ведении хозяйственной деятельности в учете организацийобразуются суммы текущей дебиторской и кредиторской задолженности.
При осуществлении хозяйственных операций расчеты сдебиторами и кредиторами отражаются в бухгалтерской отчетности организации в суммах,вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными (п.73 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н; далее — Положение по ведениюбухгалтерского учета).
Соответственно кредиторской задолженностью признаетсясуществующее на отчетную дату обязательство организации, возникшее вследствие прошлыхсобытий ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттокуресурсов организации, которые могли бы принести ей экономические выгоды. [24, с.216]
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имуществаи обязательств. Как часто, на каких условия проводится инвентаризация, порядок отраженияизлишков и недостач определены ст.12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ«О бухгалтерском учете», а также пунктами 26 — 28 Положения по ведениюбухгалтерского учета.
Ежегодной инвентаризации подлежат, в частности, расчетыс поставщиками, дебиторами и кредиторами. Надо обратить внимание, что одной из задачинвентаризационной комиссии является документальная проверка правильности и обоснованностисумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, числящихся на счетахбухгалтерского учета.
Результаты инвентаризации оформляются Актом инвентаризациирасчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по формеN ИНВ-17.
При этом инвентаризационная комиссия должна определитьсуммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковойдавности. [27, с.122]
Согласно статьям 195 и 196 Гражданского кодекса РФисковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которогонарушено, при этом общий срок исковой давности устанавливается в три года
Течение срока исковой давности начинается со дня, когдалицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст. 200 ГК РФ).
При отсутствии договора, в котором указан срок платежа,начало срока исковой давности определяется истечением разумного срока исполненияобзательства по оплате, например, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ,услуг), указанной в накладной (п.2 ст.314 ГК РФ).
Таким образом, организация имеет право списать кредиторскуюзадолженность на следующий день после окончания трехлетнего срока.
При этом надо обращать внимание, что срок исковой давностиможет приостанавливаться или прерываться.
В соответствии с п.78 Положения по ведению бухгалтерскогоучета суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек,списываются с баланса на основании данных проведенной инвентаризации, письменногообоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Суммы кредиторской задолженности, по которым истексрок исковой давности, представляют собой внереализационный доход и подлежат включениюв доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерскомучете (пункты 8 и 10.4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации»(ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н).
Долговые обязательства покупателя и заказчика представляютсобой дебиторскую задолженность. Как объект бухгалтерского учета дебиторская задолженностьпо сроку платежа классифицируется на:
срочную, срок исполнения обязательств по которой ещене наступил;
просроченную, срок исполнения обязательств по которойуже истек;
отсроченную, у которой продлен срок исполнения. Время,на которое может быть отсрочен платеж, определяется самими участниками договораи является одним из условий договора. В свою очередь, просроченная дебиторская задолженностьподразделяется на истребованную и неистребованную.
Под истребованнойзадолженностью понимается погашенная покупателями и заказчиками просроченная дебиторскаязадолженность, по которой организация-кредитор приняла предусмотренные законодательствоммеры по ее возврату, как в досудебном порядке, так и посредством подачи иска в арбитражныйсуд.
Неистребованнаязадолженность представляет собой просроченную дебиторскую задолженность, возвратитькоторую организация кредитор в силу разных причин не смогла. Это не только случаи,когда работа по взысканию задолженности вообще не велась. Сюда относятся и ситуации,когда организация предпринимала все усилия по взысканию долга, но их не хватилодля погашения задолженности.
По возможностивзыскания дебиторскую задолженность можно разделить на три группы:
1) надежная задолженность,которая обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией;
2) сомнительнаязадолженность, которая не погашена в срок и не обеспечена залогом, поручительствомили банковской гарантией, но по которой, тем не менее, сохраняется вероятность возможногопогашения;
3) безнадежнаязадолженность, т.е. задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможнаяк получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник,а также ликвидации организации-дебитора или ее банкротства.
Каждая из этихгрупп имеет свои особенности при отражении в бухгалтерском учете организации.
По сомнительнымдолгам организация может создавать резерв. Резерв сомнительных долгов создаетсяна основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторскойзадолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительномудолгу, в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценкивероятности погашения долга полностью или частично.
Для обобщенияинформации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервыпо сомнительным долгам» [24, с.130].
Создание резервапо сомнительным долгам отражается записью:
Д 91-2 «Прочиеpacxoды»
К 63 «Резервыпо сомнительным долгам» — на величину созданного резерва.
При списании невостребованныхдолгов, ранее признанных приятием сомнительными делается запись:
Д 63 «Резервыпо сомнительным долгам»
К 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и торами»- на величину списанного неистребованного долга.
Неизрасходованныесуммы резервов по сомнительным долгам присоединяются к прибыли года, следующегоза годом их создания записью:
Д 63 «Резервыпо сомнительным долгам»
К 91-1 «Прочиедоходы» — на неизрасходованную сумму резерва.
Безнадежная задолженность,т.е. задолженность, по которой истек срок исковой давности или должник признан банкротомили ликвидирован, является не реальной для взыскания.
Законодательствоне содержит критериев отнесения дебиторской задолженности к разряду не реальнойдля взыскания. Поэтому она определяться предприятием-кредитором самостоятельно,с учетом всех конкретных обстоятельств дела на основании документов, подтверждающихнереальность взыскания задолженности.
Для списания безнадежногодолга необходимо соблюдение следующих условий:
долг должен бытьпросроченным, т.е. не погашенным в срок, установленный законом или договором;
эта задолженностьне должна быть обеспечена соответствующими гарантиями (поручительство, залог и т.д.).
В качестве примератаких долгов можно рассматривать:
признание должникабанкротом при отсутствии имущества и средств, необходимых для удовлетворения претензийкредиторов;
ликвидацию предприятия-должникав установленном порядке;
постановлениеправоохранительных органов о прекращении уголовного дела при лжепредпринимательстве,мошенничестве и др.
Дебиторская задолженность,по которой истек срок исковой давности, и другие не реальные для взыскания долгисписываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации,письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятсясоответственно на счет средств резерва сомнительных долгов (если он создавался)либо на финансовые результаты коммерческой организации.
При отражениив учете этой задолженности большое значение имеет понятие истечения срока исковойдавности. Однако законодательством предусмотрены и специальные сроки исковой давности,как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком.
Необходимо отметить,что начало срока исковой давности начинается не с момента возникновения дебиторскойзадолженности, а только с момента, когда задолженность перейдет в разряд просроченнойисходя из условий договора.
При заключениидоговора следует изначально оговаривать сроки расчета или встречной поставки, таккак именно с этого момента начинается отсчет срока исковой давности. Если же в договореотсутствуют условия по срокам оплаты, фиксация производится через предъявление претензиидолжнику, начало срока исковой давности начинается через семь дней.
В соответствиисо ст. 203 ГК срок исковой давности может прерываться в случаях:
предъявления искав установленном порядке;
совершения обязаннымлицом действий, свидетельствующих о признании долга.
После перерыватечение срока исковой давности начинается заново, т.е. время, истекшее до перерыва,не засчитывается в новый срок.
Согласно п.12ПБУ 10/99 «Расходы организации», суммы дебиторской задолженности, по которойистек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания, относятсяк прочим расходам. Данная дебиторская задолженность, согласно п.14.3 ПБУ «Расходыорганизации» включается в расходы организации в сумме, в которой задолженностьбыла отражена в бухгалтерском учете организации.
Как было показано,выше, задолженность неплатежеспособного дебитора можно списать с баланса в двухслучаях:
1) если истексрок исковой давности (срок исковой давности составляет три года с момента возникновениязадолженности);
2) если должникпризнан банкротом.
В бухгалтерскомучете предприятий списание неистребованной дебиторской задолженности отражаетсяпроводкой:
Д 91-2 «Прочиерасходы»
К 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками».
Если ранее подэту задолженность был создан резерв по сомнительным долгам, то бухгалтерская записьбудет такой:
Д 63 «Резервыпо сомнительным долгам»
К 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками» — признанная ранее задолженность списываетсяза счет созданного резерва.
Списание долгав убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.Эта задолженность должна отражаться за балансом на счете 007 «Списанная в задолженностьнеплатежеспособных дебиторов в течение пяти лет с момента списания для наблюденияза возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.Принятие к учету на забалансовый счет списанной неистребованной дебиторской задолженностиотражается записью:
Д 007 „Списаннаяв убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов“.
По истечении пятилет при списании задолженности с забалансового учета делается запись: К 007 — списаназадолженность с забалансового учета.
Задолженностьнеплатежеспособного должника может быть списана со счета 007 и ранее этого срока.Это может произойти в двух случаях: должник погасил задолженность либо организация-должникликвидирована.
На суммы, поступившиев порядке взыскания с должника раннее списанной в убыток задолженности, делаетсязапись:
Д 51 „Расчетныесчета“, Д 50 „Касса“
К 91-1 „Прочиедоходы“.
Одновременно науказанные суммы кредитуется забалансовый счет 007.
Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов спокупателями и заказчиками в ООО „Современная кровля“
 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО»Современная кровля"
Исследуемое предприятие является обществом с ограниченнойответственностью.
Уставный капитал предприятия состоит из вкладов физическихлиц.
Основным видом деятельности предприятия является торговляпродукцией производственно-технического назначения, в основном это водосточные системы,гидропароизоляция, отливы, металлочерепица, натуральная черепица, профлист, гибкаячерепица. Также исследуемое предприятие занимается проектированием и установкойчердачных лестниц, мансардных окон и вентилируемых фасадов.
Кроме того, предприятие вправе осуществлять другиевиды деятельности, соответствующие его специализации и не противоречащие законодательствуРФ.
В ООО «Современная кровля» работают в настоящеевремя 34 человека, из них штат бухгалтерии — 3 человека. Среднесписочная численностьменее 50 человек, поэтому предприятие относится к «малым».
Предприятие зарегистрировано в качестве налогоплательщикав ИФНС РФ, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе,органах статистики, а также во внебюджетных фондах.
В учетной политики организации прописано, что бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером; установлена журнально-ордерная форма бухгалтерского учета; должностнымилицами, имеющими право подписи первичныхучетных документов, являются руководитель и главный бухгалтер; договора попродаже продукции заключает менеджер, который имеет право подписи соответствующихдокументов; резервы по сомнительным долгам не создаются; просроченную дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспеченозалогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника,а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной,а дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (тригода) переводить из разряда сомнительной в безнадежную и списывать на убытки,списание производить за счет хозяйственных результатов; в случае смены материально ответственных лиц инвентаризация передаваемых материальныхценностей проводится обязательно; выручка от реализации определяетсяв соответствии с условиями договора купли-продажи.
Для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с Федеральнымзаконом Российской федерации «О бухгалтерском учёте» выделено специальноеподразделение — бухгалтерия, организационная схема которой представлена на рисунке2.1.
/>

Рис.2.1 Схема организации бухгалтерии в ООО «Современнаякровля»
Вести бухгалтерский учет по основным средствам, кассе,расчетному счету, авансовым отчетам входит в обязанности одного сотрудника (бухгалтера).Заместитель главного бухгалтера отвечает за операции по приходу / расходу товараи материалов, проведение инвентаризаций по складу, составление актов сверки с контрагентами.Главный бухгалтер составляет бухгалтерскую отчетность и осуществляет контроль заработой бухгалтерии.
Учетная политика предприятия включает рабочий план счетовбухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимыедля ведения бухгалтерского учета расчетов за товары и услуги в соответствии с требованиямисвоевременности и полноты учета и отчетности; правила документооборота и технологииобработки учетной информации по расчетам за товары и услуги. В учётной политикепредприятия оговорено, что бухгалтерский учёт ведётся с применением компьютернойпрограммы «1С: Бухгалтерия».2.2 Организация учета расчетов с покупателями и заказчикамив ООО «Современная кровля»
В расчетах с покупателями применяется как наличнаятак и безналичная форма расчетов. Расчеты наличными производятся с июля 2007 года100000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только черезбанки и другие кредитные организации.
Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежнымипоручениями, платежными требованиями-поручениями, в порядке уступки права требования,векселями. При расчетах с поставщиками и подрядчиками наличными денежными средствамиоформляются авансовые отчеты на основании выданных контрагентами квитанции к ПКОи кассового чека.
Взаимозачетная операция является односторонней сделкойи может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствииразногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведениивзаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка по проведениювзаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной.Подтверждением получения заявления другой стороной необходимо считать квитанцию,уведомление о получении и так далее. Особенности документооборота при расчетах спокупателями и заказчиками в Обществе с ограниченной ответственностью «Современнаякровля» представлены на рисунке 2.2.
/>

Рис.2.2 Этапы обработки документов по расчетам с покупателямии заказчиками
Покупатели формируют запросы менеджерам предприятия.Менеджер выставляет счет, являющийся офертой, и отправляет его покупателям. По условиямдоговора поставки покупателю может быть предоставлена отсрочка платежа (до 30 дней).При отпуске товаров в продажу менеджер предприятия выписывает расходную накладнуюи счет-фактуру. Покупатели либо сами забирают товар со склада предприятия, либопросят отправить товар транспортной компанией. В первом случае покупатель оформляетдоверенность от юридического лица на получение товарно-материальных ценностей, аво втором случае доверенность заменяется накладной транспортно-экспедиционной компании.Полученные доверенности прикалываются ко второму экземпляру расходных накладных,остающихся в бухгалтерии предприятия, корешок доверенности оформляется и возвращаетсяпокупателю. Если товар покупателю отправляется транспортно-экспедиционной компанией,то в этом случае к расходной накладной прикрепляется только накладная транспортнойкомпании.
Предприятие ООО «Современная кровля» работаетс покупателями в основном по предоплате. Оплата счетов покупателем может производитьсякак в безналичной форме, так и наличными деньгами в кассу предприятия (в пределахлимита, установленного для расчетов между юридическими лицами, наличными деньгами).Банковская выписка по счету поступает на предприятие только на следующий день, поэтомуиспользуется система «клиент-банк», которая позволяет увидеть поступлениесредств на расчетный счет в этот же день. Это оказывается очень удобно для покупателей,которые могут получить товар в день оплаты счета. На рисунке 2.3 проиллюстрированыэтапы обработки поступившей банковской выписки.
/>

Рис.2.3 Этапы обработки банковской выписки
 2.3 Особенности организации учета расчетов с покупателямии заказчиками в ООО «Современная кровля»
Существует множество форм расчетов, но на предприятиииспользуются только некоторые из них.
Расчеты с покупателями производятся как в наличнойформе (через кассу организации — расчеты за отгружаемую продукцию), так и в безналичнойформе: как оплата по выставленному счету через банк (авансовые платежи), или оплатаза ранее отгруженную продукцию (в случае отсрочки платежа). Покупатели в некоторыхслучаях в счет оплаты задолженности предоставляют векселя третьих лиц (банковские).В случаях, предусмотренных соответствующими договорами, производятся взаимозачетыза поставленные товары. В практике работы предприятия также было несколько случаеврасчетов по договорам уступки права требования.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленномупокупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — покаждому покупателю и заказчику.
Так как предприятие ООО «Современная кровля»работает с покупателями в основном по предоплате, то в соответствии с требованиямиобеспечивает обособленный учет поступивших авансов. Примером такого учета являютсябухгалтерские записи за декабрь 2008 года:
02.12.08г. покупатель ООО «Стройкомплект»перечислил авансовый платеж по полученному счету на сумму 30000 рублей.
Дебет 51
Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»- 30000руб.
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 68 — 4576,27 руб. (30000 руб.*18%/118%) — начисленНДС с полученного аванса.
07.12.08г. после отгрузки товара и получения его покупателемв счет
окончательных расчетов, ОАО «Стройкомплект»перечислил 10000 рублей на расчетный счет:
Дебет 51
Кредит 62 — 10000 руб.
и внес 5000 рублей в кассу организации:
Дебет 50
Кредит 62 — 5000 руб.
Организация произвела зачет ранее перечисленного аванса
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 62 — 30000 руб.
и восстановила сумму НДС, начисленную ранее в бюджет
Дебет 68
Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным- 4576,27 руб.
15.12.08г. ЗАО „Агропродмир“ в счет погашениязадолженности за отгруженную продукцию передал предприятию финансовый вексель (беспроцентный)на сумму 100000 рублей.
Дебет 58
Кредит 62 — 100000 руб.
Вексель был погашен в банке на следующий день на всюсумму.
Дебет 51
Кредит 58 — 100000 руб.
В работе предприятия встречаются ситуации, когда отгрузкапроизводится одному покупателю (юридическому лицу), а оплату за него производитдругое лицо. В этом случае на платежном поручении указывается „оплата за“.В связи с учетом данного вида расчетов на предприятии существует вероятность возникновенияразличного рода ошибок.
Когда ООО „Современная кровля“ производитпокупателю отгрузку товаров (продукции), то после того, как к покупателю перешлоправо собственности на них, в учете ООО „Современная кровля“ делаетсяпроводка по дебету счета 62:
Дебет 62
Кредит 90-1отражена задолженность покупателя за отгруженныетовары (продукцию).
Задолженность покупателя (заказчика) ООО „Современнаякровля“ отражается независимо от того, получило ли общество от него деньгиза проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.
При поступлении от покупателя (заказчика) денежныхсредств или имущества в оплату задолженности в учете ООО „Современная кровля“делает проводку по кредиту счета 62:
Дебет 50 (51, 52, 10,.) поступили средства от покупателя
Кредит 62 в оплату продукции, товаров, работ, услуг.
Принципиальная схема документооборота по учету расчетовс покупателями и заказчиками, принятая на ООО „Современная кровля“, представленана рис.2.4.
/>
Рис.2.4 Схема документооборота с покупателями и заказчиками,применяемая в ООО „Современная Кровля“
Если с момента возникновения задолженности покупателя(заказчика) прошло три года (то есть истек срок исковой давности) и задолженностьне погашена, ООО „Современная кровля“ ее списывает.
При списании задолженности, по которой истек срок исковойдавности, бухгалтер делает записи:
Дебет 91-2 списана задолженность покупателя (заказчика)в связи
Кредит 62 с истечением срока исковой давности.
Списанная задолженность учитывается в учете на забалансовомсчете 007 „Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов“в течение пяти лет.
Списание дебиторской задолженности при расчете НДСпризнается оплатой продукции (товаров) покупателем.
В аналогичном порядке списывается задолженность, нереальнаядля взыскания (например, задолженность ликвидированной организации):
Дебет 91-2списана задолженность, нереальная для взыскания.
Кредит 62
Однако такая задолженность на забалансовом счете 007не отражается.
Если покупатель (заказчик) не погасил свою задолженностьв срок, установленный договором, то по такой задолженности ООО „Современнаякровля“ вправе создать резерв сомнительных долгов (это закреплено в учетнойполитике предприятия). Тогда списание задолженности с истекшим сроком исковой давностиили нереальной для взыскания, по которой ранее был создан резерв, отражается проводкой:
Дебет 63
Кредит 62 — 11200 руб.
В резерв по сомнительным долгам включают и сумму НДС,которую должен заплатить покупатель (заказчик).
Если в счет предстоящей поставки материальных ценностей(выполнения работ, оказания услуг) ООО „Современная кровля“ получает отпокупателей (заказчиков) аванс, то получение аванса отражается хозяйственной операцией,а в бухгалтерии формируют счет — фактуру на полученный аванс (Приложение 1).
ООО „Современная кровля“ получило от ЗАО»Торговый дом Поволжье" аванс в сумме 118000 руб. Аванс был получен всчет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.
Операция оформлена следующей бухгалтерской записью:
в день получения аванса:
Дебет 51
Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»- 118000 руб. — на расчетный счет получен аванс;
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 18000руб. (118000 руб. * 18% / 118%) — начислен НДС с полученного аванса;
в день отражения выручки от продажи начисленную суммуНДС, с ранее полученного аванса, предприятие должно восстановить, и при этом выставитьнакладную по форме ТОРГ-12 (Приложение 2) и счет — фактуру (Приложение 3).
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»- 18000 руб. — восстановлен НДС, начисленный с аванса;
Дебет 62
Кредит 90-1 — 118000 руб. — отражена выручка от продажитоваров;
Сумму, ранее учтенную в качестве аванса, следует отразитьнепосредственно на счете 62:
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 62 — 118000 руб. — зачтен аванс, ранее полученныйот покупателя;
Дебет 90-3
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 18000руб. — начислен НДС к уплате в бюджет.
Если покупатель является одновременно и поставщикомтоваров (работ, услуг) для предприятия, то ООО «Современная кровля» вправепроизвести взаимозачет задолженностей.
В ноябре 2008 года ООО «Современная кровля»продало ЗАО «Гидравлика» партию товаров на сумму 48000 руб. (в том числеНДС — 7322,03 руб.) по договору № 33/05-11 (Приложение 4). Себестоимость партиитоваров — 30000 руб.
Операция оформлена следующей бухгалтерской записью:
Дебет 62
Кредит 90-1 — 48000 руб. — отражена выручка от продажитоваров и задолженность ЗАО «Гидравлика» за проданные товары;
Дебет 90-2
Кредит 41 — 30000 руб. — списана себестоимость проданныхтоваров;
Дебет 90-3
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 7322,03руб. — начислен НДС к уплате в бюджет.
В конце месяца в ООО «Современная кровля»сделана проводка:
Дебет 90-9
Кредит 99 — 10000 руб. (48000 — 30000 — 7322,03) — отражена прибыль отчетного месяца.
В декабре 2008 года ООО «Современная кровля»получило от ЗАО «Гидравлика» по договору 44/06-12 (Приложение 5) партиюматериалов. Стоимость партии материалов — 48000 руб. (в том числе НДС — 7322,03руб.).
При оприходовании материалов сделаны проводки:
Дебет 10
Кредит 60 — 40677,97 руб. (48000 — 7322,03) — оприходованыпоступившие от ЗАО «Гидравлика» материалы;
Дебет 19
Кредит 60 — 7322,03 руб. — учтен НДС.
К этому моменту оплата от ЗАО «Гидравлика»по договору № 33/05-11 не поступила. ООО «Современная кровля» материалы,полученные по договору № 44/06-12, не оплатило.
Таким образом, задолженность ЗАО «Гидравлика»перед ООО «Современная кровля» по договору № 33/05-11 составила 48000руб. (в том числе НДС — 7322,03 руб.). Задолженность ООО «Современная кровля»перед ЗАО «Гидравлика» по договору № 44/06-12 также составила 48000 руб.(в том числе НДС — 7322,03 руб.).
ООО «Современная кровля» предложило ЗАО«Гидравлика» произвести зачет встречных однородных требований.
Для проведения взаимозачета на первом этапе составляетсяакт сверки расчетов. Поскольку его форма нормативно-правовыми актами по бухгалтерскомуучету не установлена, на ООО «Современная кровля» он составляется в произвольнойформе.
Акт составляют по каждому дебитору и кредитору в 2экземплярах:
первый экземпляр остается в бухгалтерии ООО «Современнаякровля»;
второй экземпляр направляют в организацию, с которойпроизводилась сверка.
Акт хранится в архиве 5 лет. Образец подобного актапредставлен в (Приложении 6).
После составления акта сверки взаиморасчетов на следующемэтапе ООО «Современная кровля» направило в адрес ЗАО «Гидравлика»заявление о проведении взаимозачета, которое представлено в (Приложении 7).
ЗАО «Гидравлика» подтвердило, что заявлениео проведении взаимозачета организацией получено.
В ООО «Современная кровля» сделаны проводки:
Дебет 60
Кредит 62 — 48000 руб. — произведен зачет встречныходнородных требований;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19 — 7322,03 руб. — произведен налоговый вычет.
Рассмотрим далее порядок инвентаризации расчетов спокупателями и заказчиками (расчетов по дебиторской задолженности), принятый в ООО«Современная кровля».
При проведении инвентаризации расчетов необходимо такжеруководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета, Методическими указаниямипо инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом МинфинаРФ от 13.06.1995г. № 49.
Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчикамизаключается в проверке правильности отражения сумм, числящихся на счетах бухгалтерскогоучета и их реальности.
При проверке расчетов следует установить:
правильность отражения сумм дебиторской задолженности,включая суммы дебиторской задолженности, по которым сроки исковой давности истекли;
имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовыхраздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточкаханалитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершеннойоперации;
правильность числящихся в бухгалтерском учете суммзадолженности по недостачам и хищениям.
Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчикамиосуществляется на ООО «Современная кровля» посредством составления актовсверок, основное назначение которых подтверждение правильности осуществляемых расчетовмежду сторонами заключенного договора.
Акт сверки должен содержать данные, необходимые дляобоснования суммы задолженности:
номера и даты выписки первичных учетных документов,подтверждающих стоимость отгрузки (счета, счета-фактуры, накладные, акты выполненныхработ и др.);
номера и даты выписки расчетных документов, подтверждающихсумму оплаты (платежные поручения и др.);
номера и даты других документов, подтверждающих погашениезадолженности (акты о взаимозачетах и др.);
суммы неустойки, рассчитанные исходя из условий договора,при нарушении установленных сроков оплаты.
Поскольку для акта сверки не существует нормативноутвержденной формы, бухгалтерские и финансовые службы предприятий-продавцов какправило пользуются для этих целей самостоятельно разработанными формами.
Помимо случаев плановой инвентаризации, которые указаныв ч.2 ст.12 Закона «О бухгалтерском учете» (перед составлением годовойбухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлениифактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия,пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями и т.д.),руководством ООО «Современная кровля» может быть принято оформленное приказомрешение о проведении внеплановой инвентаризации состояния расчетов предприятия(что предусмотрено положениями учетной политики организации).
Существенной особенностью, на которой следует дополнительноостановиться, является возможность принятия руководством ООО «Современная кровля»решения о реализации выявленной в процессе инвентаризации сомнительной или нереальнойдля взыскания (с точки зрения предприятия) задолженности.
Передача третьему лицу прав на взыскание сомнительнойзадолженности с юридической точки зрения оформляется договором цессии. Суть договорасводится к следующему: в соответствии со статьей 382 ГК РФ право (требование), принадлежащееорганизации на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке(уступка требования).
Таким образом, дебиторская задолженность организацииможет быть реализована на законных основаниях. При этом для перехода к другому лицуправ кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено закономили договором. В свою очередь следует учитывать, что если должник не был письменноуведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредиторнесет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. Необходимо такжеотметить, что в порядке уступки прав требования нельзя передать часть требованияпо обязательству (статья 384 ГК РФ).
В бухгалтерском учете реализация дебиторской задолженностиоформляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Рассмотрим вышесказанное на примере из учетной практикиООО «Современная кровля». ООО «Современная кровля» продало покупателюпартию товара. Цена товара согласно договору — 118000 руб. (в том числе НДС — 18000руб.). Себестоимость товара — 60000 руб. ООО «Современная кровля» определяетвыручку для целей налогообложения по отгрузке.
Бухгалтерия сделала проводки:
Дебет 62
Кредит 90-1 — 118000 руб. — отражены выручка от продажитовара и сумма задолженности покупателя;
Дебет 90-3
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 18000руб. — начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 90-2
Кредит 41 — 60000 руб. — списана себестоимость проданноготовара;
Дебет 90-9
Кредит 99 — 40000 руб. (118000 — 18000 — 60000) — отраженаприбыль от продажи.
В срок, установленный договором, покупатель товар неоплатил. ООО «Современная кровля» приняло решение переуступить (продать)задолженность другой организации. Задолженность была продана за 90000 руб.
В ООО «Современная кровля» операция оформленаследующей записью:
Дебет 91-2
Кредит 62 — 118000 руб. — списана проданная задолженность;
Дебет 51
Кредит 91-1 — 90000 руб. — поступили денежные средствав оплату задолженности.
В конце месяца бухгалтерией ООО «Современная кровля»сделана проводка:
Дебет 99
Кредит 91-9 — 28000 руб. (90000 — 118000) — отраженубыток от продажи задолженности.
В связи с тем, что ООО «Современная Кровля»переуступила (продала) задолженность другой организации за меньшую сумму, ей необходимоотразить разницу, т.е. в данном случае убыток. Но при исчислении налогооблагаемойприбыли он не учитывается.
Глава 3. Анализ расчетов ООО «Современная кровля»с покупателями и заказчиками
 3.1 Анализ динамики и состояния дебиторской задолженности
Анализ расчетов ООО«Современная кровля» с дебиторами целесообразно начать с оценки доли дебиторскойзадолженности (по состоянию на 01.01.08) в общем объеме оборотных средств.
Удз=/>(3.1)
Где ДЗ — дебиторскаязадолженность
СО — оборотные средства.
Показатель характеризуетструктуру оборотных средств. Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структураимущества организации.
Удз0= 52044/74998*100%= 69.4% (предыдущийгод)
Удз1 =93069/124423*100%= 74.8% (отчетныйгод)
Итак, доля дебиторскойзадолженности в общем объеме оборотных средств за год возросла на 5,4%. Кроме того,заметно, что дебиторская задолженность составляет больше половины оборотных средств.
Анализ структуры и динамикидебиторской задолженности на ООО «Современная кровля» представлен в таблице3.1.
Таблица 3.1. Структура состояния дебиторской задолженности ООО«Современная Кровля»Дебиторская задолженность Абсолютные величины
Удельный вес в
общей сумме активов Изменения На 01.01.07 На 01.01.08 На 01.01.07
На
01.01.08 +/- % 1. Покупатели и заказчики 48960 88451 94 95 +39491 +1 2. Прочие дебиторы 3084 4618 6 5 +1534 -1 3. Общая величина 52044 93069 100% 100% +41025 -
Мы видим, за отчетныйпериод на предприятии произошло увеличение размера дебиторской задолженности на41025 тыс.руб. Увеличелась задолженность покупателей и заказчиков на 1% и к концупериода составила 95%. Удельный вес прочих дебиторов уменьшился на 1% и составил5% на конец отчетного периода.
Далее проанализируемоборачиваемость дебиторской задолженности. Основная цель анализа — поиски ее ускорения.Задачи анализа оборачиваемости дебиторской задолженности состоят в выявлении размерови оценке динамики неоправданной задолженности, причин ее возникновения или роста.Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используем следующие показатели:
1. Оборачиваемость дебиторскойзадолженности.
Кдз = /> (3.2)
гдеVp — выручка от продаж, руб. ДЗ — дебиторская задолженность.
Коэффициентоборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческогокредита, предоставленного организацией.
2. Период погашениядебиторской задолженности.
Дпдз = /> (дни) (3.3)
Где Кдз — оборачиваемостьдебиторской задолженности
Показатель характеризуетсложившийся за период срок расчетов покупателей. Чем продолжительнее период, темвыше риск ее непогашения.
Расчет показателей,характеризующих оборачиваемость дебиторской задолженности ООО «Современнаякровля», приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Оборачиваемость дебиторскойзадолженности на предприятии.Показатели На 01.01.07. На 01.01.08. Изменения 1. Дебиторская задолженность, тыс.руб. 52044 93069 +41025 2.Выручка от продаж, тыс.руб. 132926 198758 +65832 3. Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз 2,55 2.14 -0.41 4.Период погашения дебиторской задолженности, дни 141 168 +27 5. Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации, % 39 46 +7
Из таблицы 3.2 видно,что за отчетный период состояние расчетов с покупателями ухудшилось. Коэффициентоборачиваемости дебиторской задолженности показал снижение коммерческого кредита,предоставляемого организацией. На 27 дней увеличился средний срок погашения дебиторскойзадолженности, который на конец отчетного периода составляет 168 дней.
Влияние изменения периодаоборачиваемости и однодневной реализации на изменение дебиторской задолженностипроанализируем при помощи метода цепных подстановок.
ДЗ=/>(3.4)
ДЗ0=/>(3.5)
ДЗ1=/>(3.6)
где t — оборачиваемость дебиторской задолженности
t0-оборачиваемостьдебиторской задолженности (предыдущий год)
t1- оборачиваемость дебиторской задолженности (отчетный год)
V- выручка от продаж
V0- выручка от продаж (предыдущий год)
V1- выручка от продаж (отчетный год)
Δ ДЗ=ДЗ1 — ДЗ0
гдеДЗ0 — дебиторскаязадолженность (предыдущий год)
ДЗ1 — дебиторская задолженность(отчетный год)
ДЗ0=2.55*13226/360=941.6,ДЗ1=2.14*198758/360=1181.5
Δ ДЗ= 1181,5- 941,6= +239.9 тыс. руб.
1. Влияние измененияоднодневного объема продаж на изменение дебиторской задолженности
ДЗv = V1/360-V0/360*t0=466.1 руб.
2. Влияние измененияпродолжительности оборота дебиторской задолженности на изменение дебиторской задолженности.
ДЗt = (t1-t0) V1/360=-226.2 руб.
Из расчета видим, чтодебиторская задолженность заотчетный период возросла и стала равной 239.9тыс. руб. Изменение однодневного объема продаж привело к увеличению дебиторскойзадолженности на 466.1 тыс. руб. Изменение продолжительностиоборота дебиторскойзадолженности привело к уменьшению дебиторской задолженности на 226.2 тыс.руб.
 3.2 Компьютеризация расчетов с покупателями и заказчиками
Новый подход к организации бухгалтерского учета при комплекснойего механизации в условиях использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ) выявилновые формы бухгалтерского учета — автоматизированные.
В основу комплексной механизации (автоматизации) бухгалтерскогоучета заложен принцип непрерывности обработки учетной информации на вычислительнойустановке при полном охвате механизацией всех учетных операций.
Основным элементом комплексной механизации бухгалтерского учетаявляется разработка и использование единой номенклатуры кодов, которые удовлетворилибы потребности всех звеньев учетной работы. Эти коды обеспечивают прохождение потокаинформации от первичного документа до машинограмм, т.е. учетных регистров.
Важное значение придается разработке и правильному применениюкодов синтетических счетов и объектов их аналитического учета. Как правило, кодысодержат семь знаков. Первые 2 знака кода означают номер синтетического счета всоответствии с планом счетов бухгалтерского учета. Третий знак означает субсчетили другой высший групповой знак аналитического учета и код аналитического учетапервого порядка. Четвертый, пятый, шестой и седьмой знаки детализируют объекты аналитическогоучета.
Создание и внедрение в практику учета ЭВМ привело к разработкеновой формы бухгалтерского учета — таблично-автоматизированной. При этой форме осуществляетсяполной автоматизации сбора, передачи, систематизации и обработки информации.
При таблично-автоматизированной форме бухгалтерского учета наоснове одновременного введения и многоразового использования первичной информации,а также программное группирование дебетовых и кредитовых оборотов по счетам на основеметода двойной записи; проводится автоматизация логических операций бухгалтерскогоучета; решаются задачи бухгалтерского учета в двух режимах — регламентом и запрашиваемым;выходную информацию получают в виде печатных регистров, видеограмм, а также существуетвозможность расшифровки результативных показателей по запросам пользователей.
Автоматизация повышает не только качество учета, но и качествобизнеса предприятия. Поэтому выбор средств автоматизации осуществляется заинтересованнымиспециалистами — бухгалтером и руководителем предприятия.
Для проведения учета, контроля и аудита расчетов с организациямии предприятиями в главном меню предусмотрен режим «Учет расчетных операций».Данная задача предназначена для расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
При выборе функции «Лицевой счет» на экран выводитсяинформация по каждому отдельному объекту расчетов, т.е. по предприятию, организации.
Бухгалтер анализирует каждый объект, проверяет достоверностьданных и дает предложение по выявленным недостачам.
Для обобщения информации в целом по предприятию, на АРМБ формируется«Ведомость расчетов по счету 36» По данным этой ведомости бухгалтер определяетсостояние расчетов на определенную дату по каждому объекту и в разрезе аналитическогоучета.
На предприятии ООО «Современная кровля» используетсяспециально разработанная программа для ведения бухгалтерского учета.
Аналитический учет организован следующим образом. Аналитика посчету в целом ведется по покупателям и заказчикам (субконто «Контрагенты»)и основанию расчетов (субконто «Договоры»). Каждый покупатель (заказчик)- элемент справочника «Контрагенты». Каждое основание расчетов — элементсправочника «Договоры».
/>
Рис.3.5 Организация аналитического учета в 1С 7.7
Такая настройка плана счетов типовой конфигурации полностью соответствуеттребованиям Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизации. Разделение задолженности на краткосрочную и долгосрочную осуществляетсяв справочнике «Договоры».
/>
Рис.3.6 Организация аналитического учета по договорам в 1С 7.7
В данном справочнике хранится информация о счетах на оплату,выставленных контрагенту, счетах на оплату, полученных от контрагента и договорахдлительного действия с контрагентом. Реквизиты «Дата возникновения обязательства»и «Дата погашения обязательства» используются для разделения задолженностина долгосрочную, краткосрочную и просроченную задолженность при составлении регламентированнойотчетности. Вид договора указывается для того, чтобы в специализированных отчетахможно было сгруппировать информацию о расчетах с контрагентами по видам.
Регистрами синтетического и аналитического учета при организацииработы в 1С могут быть: журналы ордера (в том числе и по субконто) по счетам 62,76и т.п., карточки счетов и субконто, оборотно-сальдовые ведомости и т.д., сформированныес различной степенью детализации.
Настроенность системы направлена не только на специфику данногопредприятия, но и на возможные изменения в законодательстве.
Для бухгалтерии переход к рыночным отношениям означает повышениетребований к объему, качеству и оперативности работы. Повышаются требования к автоматизированнымсистемам (это и возможность предоставления данных для финансового анализа, и расширениявозможностей бухгалтерского делопроизводства и документооборота, и системы сводногоучета и отчетности для многопрофильных объединений, а также системы, позволяющейавтоматизировать финансово — хозяйственную деятельность и планирование.
«1С: Бухгалтерия» — это универсальная бухгалтерскаяпрограмма, которая работает в двух основных режимах — режиме ведения бухгалтерскогоучета и режиме конфигуратора.
 
3.3 Основные направления совершенствования учета расчетовс покупателями и заказчиками и управления дебиторской задолженностью предприятия
Среди выявленных слабых сторон в организации учета расчетов спокупателями и заказчиками в ООО «Современная кровля» можно отметить следующие:
Ослабленный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороныруководства предприятия.
Несвоевременное выставление счетов фактур покупателю (долженбыть выставлен в течение 5 дней с момента отгрузки товара).
Недостаточность контроля со стороны, как главного бухгалтерапредприятия, так и руководителя, приводящая к ошибкам зачисления поступивших средстви путанице при платежах третьих лиц.
Несвоевременно проводится инвентаризация расчетов, хотя это ипредусмотрено учетной политикой предприятия, что не способствует своевременномувыявлению просроченной задолженности и принятию мер к ее погашению.
Невыполнение правила проверки документов (сводных, платежных,отчетности и др.), подготавливаемых бухгалтерией, самими работниками бухгалтерии,т.е. после составления документа одним работником бухгалтерии другой не проверяетполностью этот документ.
Несвоевременно предоставляется в бухгалтерию документация состороны отдела продаж, что способствует росту числа ошибок в учете.
На основании проведенного анализа и выявленных недостатков, можноопределить следующие направления совершенствования учета расчетов с покупателямии заказчиками:
1. Обязательная внутренняя проверка документов. При которой качествоподготовки и достоверность документов значительно возрастает. Кроме того, при этомповышается взаимозаменяемость работников бухгалтерии и значительно сокращается времяна последующее исправление недостатков, которые могут быть выявлены сторонними проверяющимив уже представленных им отчетных документах.
2. Большое значение для устранения недостатков в учете ООО «СовременнаяКровля» имеет правильная организация внутреннего документооборота, которыйдолжен устанавливаться приказом руководителя. Для этого необходимо четко и наглядноналадить учет поступления в бухгалтерию документов.
3. Создание комиссии по работе с дебиторской задолженностью,в обязанности которой будет входить проведение регулярных сверок расчетов с покупателями.
4.Производить анализ дебиторской и кредиторской задолженностипо каждому поставщику и покупателю, а также по срокам образования задолженностиили сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченнуюзадолженность и принять меры к ее взысканию.
5. Следить постоянно за соотношением дебиторской и кредиторскойзадолженности, потому что преобладание дебиторской задолженности создаст угрозуфинансовой устойчивости предприятия и сделает необходимым привлечение дополнительныхисточников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторскойможет привести к неплатежеспособности предприятия.
6. Организовать систему аналитического учета дебиторской задолженностине только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физическихлиц и предлагаемых условий оплаты.
Вышеизложенное будет способствовать совершенствованию организациирасчетов, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состоянияООО «Современная кровля».
Заключение
Выпускная квалификационная работа на тему «Бухгалтерскийучет расчетов с покупателями и заказчиками» построена по материалам ООО«Современная кровля». На примере этого предприятия исследован порядокведения бухгалтерского учета расчетов за товары и услуги с покупателями и заказчиками.В результате проведенной работы установлено, что бухгалтерский учет ООО «Современнаякровля» ведется согласно Закона «О бухгалтерском учете», учетнойполитике, принятой на предприятии, Положению о бухгалтерском учете и отчетности,инструктивным материалам. На данном предприятии применяется компьютеризированныйучет в бухгалтерской программе 1С Предприятие 7.7.
Данный участок учёта был выбран в связи с тем, что полнота, своевременностьи достоверность отражения расчетов является одним из оценочных показателей, определяющихкачество работы предприятия. По ходу выпускной квалификационной работы произведеноизучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии,рассмотрение различных аспектов, касающихся данного раздела учета.
В соответствии с теоретическими исследованиями,проведенными в первой главе, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждойстороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерскихзаписей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженностьпоказывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Дебиторская задолженность, по которойсрок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываютсяпо каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменногообоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственнона счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческойорганизации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались,или на увеличение расходов у некоммерческой организации либо на уменьшение финансирования(фондов) у бюджетной организации.
Дебиторская задолженность показываетсяв бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом сумм резерва сомнительныхдолгов.
В бухгалтерском балансе сумма образованногорезерва сомнительных долгов отдельно не показывается. На эту сумму уменьшаются соответствующиепоказатели баланса, содержащие информацию о дебиторской задолженности, по которойсоздан резерв.
Состояние дебиторской задолженности,ее размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятий.
Рассмотрев порядок ведения расчетовс покупателями и заказчиками на ООО «Современная Кровля» видно, что операциисовершаются в соответствии с действующим законодательством, а так же достоверноотражаются в бухгалтерской отчетности.
Проведенный анализ расчетов с покупателями и заказчиками на ООО«Современная кровля» позволил сделать вывод об имеющейся дебиторской задолженностипредприятия.
Состояние расчетов с покупателями посравнению с соответствующим периодом прошлого года ухудшилось. На 27 дней увеличилсясредний срок погашения дебиторской задолженности, который составляет 168дней.Доля дебиторской задолженности в общем, объеме оборотных средств за год возрослана 5,4 %.
Очень важная проблема, которая сложилась на ООО «Современнаякровля» — это проблема ликвидации дебиторской задолженности. Повальные неплатежи,продолжающийся тяжелый экономический кризис, являются первоначальной причиной этойпроблемы. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторскойзадолженности.
Так же из проведенного анализа выявлено, что предприятие имеетнесколько слабых сторон таких как: несвоевременное выставление счетов-фактур, проведениеинвентаризации, недостаточность контроля по поступившим денежным средствам.
Из всего этого можно сделать вывод, что если в бухгалтерию будутсвоевременно предоставлены документы по совершенным сделкам, то бухгалтер сможетбез труда определить размер дебиторской о кредиторской задолженности по каждомупоставщику и покупателю, а так же по срокам её образования.
Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации поуправлению дебиторской задолженностью для ООО «Современная кровля».
Осуществлять постоянный контроль за состоянием расчетов с покупателями.С целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями расширятьпо возможности круг потребителей продукции. Следить за соотношением дебиторскойи кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженностисоздает угрозу финансовой устойчивости предприятия и потребует привлечения дополнительныхдорогостоящих источников финансирования.
Использовать предоставление скидок с договорной цены при досрочнойоплате и формы досрочного погашения дебиторской задолженности. Разработать гибкуюкредитную политику для покупателей и заказчиков.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1,2. Федеральный закон от26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.)
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.)
5. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп.)
6. Постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету трудаи его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценныхи быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изм.и доп.)
7. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур,книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»(с изм. и доп.)
8. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовыхопераций, по учету результатов инвентаризации» (с изм. и доп.)
9. Указ Президента РФ от 19 октября 1993 г. N 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение»(с изм. и доп.)
10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изм. и доп.)
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99(утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изм. и доп.)
12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций(утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изм. и доп.)
13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств(утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49)
14. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Дело и Сервис, 2001. — 213 с.
15. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 6-е,перераб. и доп. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр«МарТ», 2005. — 960с.
16. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия».- Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 608с.
17. Богаченко В.М., Кириллова Н.А.3000 основных бухгалтерских проводок.«Феникс», 2003. — 70 с.
18. Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элементсистемы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет, N 5, 2004.
19. Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета. Академия", 2003. — 130 с.
20. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности.- М.: КноРус, 2008. — 944 с.
21. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. М.: Кнорус; Экор-Книга,2002. — 112 с.
22. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет. — М.: Дашков и К, 2008. — 776 с.
23. Кожинов В.Я. Современный бухгалтерский учет. — М.: Альфа-Пресс, 2008. — 768с.
24. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. — М.: ИНФРА-М; 2008. — 717 с.
25. Любушин Н.П, Лещева В.Д., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 366 с.
26. Макальская М.Л. Бухгалтерский учет. — М.: Высшее образование, 2007. — 443с.
27. Машков С.А. Самоучитель по бухгалтерскому учету. «Альфа-Пресс»,2003. — 120 с.
28. Мельникова Л.А. Раскрытие в бухгалтерской отчётности информации о дебиторахи кредиторах организации // Бухгалтерская отчетность организации, N 3, 2006.
29. Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета. «Юридический центр Пресс»,2003. — 360 с.
30. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. — М.: «ИздательствоПРИОР», 2006. — 352с.
31. Патров В.В. и др. Бухгалтерский учет. — М.: Изд. дом БИНФА, 2008. — 318 с.
32. Папковская П.Я. Курс теории бух. учета «Информпресс», 2000. — 314с.
33. Печерская Г.А Основы бухгалтерского учета: Конспект лекций. «ПРИОР»,2003. — 160 с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М,2001. — 247 с.
35. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета. — «Мисанта», 2000. — 360с.
36. Сумина А.Д. Сверка расчетов с контрагентами // Главбух, приложение«Учет в торговле», N 2, 2006.
37. Хахонова Н.Н. Реформирование бухгалтерского учета. «Бухгалтерскийучет», 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.