Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Документация как элемент метода бухгалтерского учета

Контрольная работа
ТЕМА: Документациякак элемент метода бухгалтерского учета

Содержание
Введение
1.        Первичное наблюдение в учете
2.        Документация, её сущность и значение
3.        Материальные носители учетной информации
4.        Классификация бухгалтерских документов и её значение
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение1
Приложение2

Введение
Для того чтобы эффективно управлять деятельностьюпредприятия, принимать правильные и своевременные решения по ходу и реализациихозяйственной деятельности, надо иметь достаточный объем информации, и в первуюочередь учетной информации. Эта информация о фактическом состоянии ирезультатах хозяйственной деятельности в процессе хозяйственного учета, подкоторым понимается количественное отражение и качественная характеристика всехфактов хозяйственной деятельности.
Одной из основных стадий (звеньев) метода бухгалтерского учетаявляется первая стадия – стадия регистрации, часто называемая наблюдением. На этойстадии начинается бухгалтерский учет происходящих изменений в стоимостиобъектов бухгалтерского учета под воздействием хозяйственных процессов путемотражения факта совершения хозяйственной операции и фиксирования изменений встоимости объекта учета. Для этого в бухгалтерском учете применяют два особыхприема – документация и инвентаризация. Строгая и полная документальность –необходимое условие ведения бухгалтерского учета.

1. Первичное наблюдение в учете
Под наблюдением понимают один из способов познания объективнойдействительности, основанный на непосредственном восприятии илиинструментальном измерении вещей и явлений. Для отражения в учете каких-либообъектов их необходимо, прежде всего, наблюдать, то есть иметь о них первичноепредставление.
Первичное наблюдение о бухгалтерском учете организуется сцелью последующей обработки данных о наблюдаемых фактах в информационныепоказатели. В процессе наблюдения описывают факты хозяйственной деятельности,фиксируют данные о них на материальном носителе информации, сохраняют ипередают эти данные для дальнейшей обработки в системе учета. Хозяйственныефакты могут быть описаны с применением специальных показателей, измерителей икодов.
Первичное наблюдение представляет собой информационноеобеспечение бухгалтерского учета. Однако не все хозяйственные операции иэкономические явления могут быть описаныпри помощи известных нам показателей,многие из них не поддаются дальнейшей обработке в системе бухгалтерского учета.Поэтому не следует фиксировать в материальных носителях ту информацию, котораяне будет обрабатываться в дальнейшем.
Полнота, объем, содержания и порядок первичногонаблюдения зависит от целей и задач учета, системы обработки и обобщенияданных, от требуемых характеристик получаемой информации.
Первичное бухгалтерское наблюдение направлено на описаниеи регистрацию данных о фактах хозяйственной деятельности, разновидностьюкоторых являются хозяйственные операции. Однако хозяйственные операциипредставляют собой целенаправленные действия для достижения определенныхрезультатов. Они не отражают всего многообразия явлений и фактов хозяйственнойдеятельности. Поэтому такие факты, как недостачи материальных ценностей, потериот стихийных бедствия и другие не могут быть отнесены к хозяйственнымоперациям. В бухгалтерском учете отражаются лишь совершившиеся события и фактыхозяйственной деятельности. Первичной единицей бухгалтерского наблюденияявляются такие хозяйственные операции, которые приводят к изменению активов ипассивов предприятия, изменению или прекращению хозяйственно-правовыхотношений.
Каждая хозяйственная операция характеризуется признакамии показателями.
К признакам хозяйственных операций относят:
время и место совершения хозяйственной операции;
вещественные элементы, вовлеченные в хозяйственную операцию– материальные ресурсы, денежные средства;
затраты, расходы, цены, нормы, расценки, использованныепри их оформлении.
Показатели отражают количественную характеристикухозяйственных операций в натуральных, трудовом и денежном измерителях.
Информационные сообщения поступают в виде первичных исводных бухгалтерских документов.
Наиболее распространенным способом первичного отраженияданных бухгалтерского наблюдения являются бухгалтерские документы.
Документ является основным носителем экономического содержанияхозяйственной операции. Документ имеет юридическую силу, так как содержитподписи, дающие право на разрешение и выполнение данной хозяйственной операции.Документ имеет также доказательное и оправдательное значение в различных спорахили при проведении ревизии.
Кроме того, первичные документы содержат в себеинформацию, которая в дальнейшем с помощью методов и приемов бухгалтерскогоучета обобщается и используется для составления бухгалтерской отчетности.
К содержанию и форме первичных документов предъявляютсяследующие требования:
документы должны составляться в момент совершенияхозяйственной операции или непосредственно после ее окончания;
должна соблюдаться форма документов, которая чаще всегоявляется типовой и печатается в специальных альбомах типовых форм бланковдокументов;
в документе должны быть заполнены все реквизиты;
должны быть установлены сроки сдачи документов вбухгалтерию.
Внесение поправок, не подтвержденных всеми участникамихозяйственной операции, подписавшими документ, не допускается. В банковских икассовых документах исправления не допускаются. Во всех первичных документахстирание записей и неоговоренные исправления не допускаются.
2. Документация, её сущность и значение
Юридическая полноценность и доказательная достоверность информации,получаемой в бухгалтерском учете, основаны на документальном подтверждениикаждого хозяйственного факта, отражаемого на счетах.
Длительное время документальным подтверждениемпроведенных хозяйственных операций служили регистры бухгалтерского учета.
Однако усложнение хозяйственных взаимоотношений, развитиеформ и техники учета привели к разделению документации и регистрациихозяйственных операций.
Документация основывается на наблюдении фактовэкономической действительности. их измерении и регистрации в определенныхсимволах на машинных носителях информации или в документах. Регистрацияпервичных данных на машинных носителях предполагает, что они сразу попадают винформационный массив – банк данных. Регистрация первичных данных в документахтребует их предварительной перезаписи на машинные носители информации, послечего они также попадают в банк данных АСУ. Таким образом банк данных выступает промежуточнымзвеном между первичным учетом и другими видами хозяйственного учета.
По мере развития технически средств в документированиепостепенно превращается в составную часть первичного учета. Вместе с тембухгалтерский учет представляет повышенные требования к первичному учету. Впервую очередь это касается правильного оформления документов, юридически подтверждающихотражаемые хозяйственные операции.
Документ в широком смысле слова – это материальныйпредмет, на котором с помощью различных средств и способов зафиксированаинформация в целесообразной для восприятия форме.
Бухгалтерский документ содержит данные о фактехозяйственной деятельности, которые подлежат обработке и отражению на счетах.Оформление документа должно соответствовать всем юридическим нормам и служитьдоказательством отражаемого факта. Следовательно, бухгалтерским документовможно назвать любой материальный носитель данных, который позволяет юридическидоказательно подтвердить хозяйственные факты и право на их совершение.
Документированию подлежат все хозяйственные операции вмомент их совершения.
Сохранность документов в течение определенного времени,необходимого для их последующей проверки и подтверждения записей на счетахбухгалтерского учета, является непременным условием, определяющим контрольноезначение бухгалтерских документов.
Бухгалтерские документы выполняют следующие информационныефункции:
впервые фиксируют данные о факте хозяйственнойдеятельности и обеспечивают их юридическое подтверждение;
создают возможность первичного контроля за совершениемхозяйственной деятельности за действиями должностных и материальноответственных лиц;
позволяют передавать данные о хозяйственных фактах,отбирать и группировать их для дальнейшего обобщения в системе бухгалтерскогоучета;
обеспечивает хранение данных о хозяйственных фактах.
Совокупность всех этих функций позволяет рассматриватьбухгалтерские документы в качестве способа сплошного наблюдения, отражения иконтроля фактов хозяйственной деятельности, получения в них сведений,необходимых для организации бухгалтерского учету.
Документация в учете имеет первостепенное значение вуправлении предприятиями, т.к. с её помощью:
контролируется наличие, движение и сохранностьтоварно-материальных и денежных средств;
контролируется количество и качество труда работников и расчетовза труд ;
обеспечивается повседневное руководство работойпредприятия;
обеспечивается внутренний и внешний контроль за работойпредприятия;
устанавливается вина или невиновность лиц при судебныхразбирательствах;
контролируются расчеты с другими предприятиями.
В соответствии с Положением о документах идокументообороте, утвержденном Минфином СССР от 29 июля 1983г. N 105 (т.Iсборника нормативных документов по бухгалтерскому учету), в документахобязательно наличие минимум пяти реквизитов (типовые, межведомственные, ноиногда какие-либо другие операции):
— наименование документа,
— дата составления документа,
— содержание хозяйственной операции,
— количественное и обязательно суммовое выражение
хозяйственной операции,
— наличие подписей.
На основе документов производится предварительный,текущий и последующий контроль за сохранностью средств предприятия и
экономической необходимости каждой хозяйственнойоперации.
Предварительный контроль – это контроль за целесообразностьюсовершения хозяйственной операции, когда руководящий персонал подписываетдокументы, содержащие распоряжение на выполнение хозяйственной операции.
Текущий контроль производится в процессе совершенияхозяйственной операции .
Последующий контроль осуществляется при получениидокументов и их обработке.
Документы, по которым хозяйственные операции совершены,поступают в бухгалтерию, где подвергаются трем видам проверки. Формальнаяпроверка — проверка правильности оформления документов по форме. Бухгалтеропределяет, полностью и правильно ли заполнены все реквизиты.
Проверка по существу предполагает определение бухгалтеромзаконности совершения хозяйственной операции, оформленной данным документом.
Арифметическая проверка — проверка правильности подсчетаданных документа. Проверенные документы подлежат группировке и расценке. Подгруппировкой документов понимается их сортировка по определенным признакам.
Расценка документов означает проставление в них денежныхизмерителей. Это необходимо, поскольку значительное их число составляется внатуральных показателях.
Проставление расценки в документах носит названиетаксировки. После определения стоимостных показателей в документах на каждом изних проставляется корреспонденция счетов (контировка).
Данные сгруппированных документов заносятся в специальныеведомости учета затрат (расходов) — учетные регистры. При этом на обратнойстороне документов проставляется число и номер регистра, в котором его данныеотражены.
Движение документа от момента составления или полученияот других предприятий до передачи в архив называется документооборотом.
На предприятии должен разрабатываться документооборот покаждому виду документов в виде инструкций, таблиц, графиков.
По ряду документов (по движению денежных средств)документооборот устанавливается Правительством.
3. Материальные носители учетной информации
Под носителями первичных учетных данных понимают то, начем они фиксируются, отражаются.
Наиболее распространенным способом отражения информации охозяйственной деятельности являются бухгалтерские документы. Они являютсяоснованием для отражения данных о фактах хозяйственной деятельности вбухгалтерском учете.
Однако составленные на бумаге бухгалтерские документы немогут использоваться в машинных системах обработки информации. Длямеханизированной обработки данных из бухгалтерских документов необходимопереносить на машинные носители информации. Поэтому в условияхавтоматизированной обработки учетной информации важное значение приобретаетвопрос о носителях первичных данных бухгалтерского учета.
Все материальные носители учетной информации подразделяютсяна три вида:
приспособленные для восприятия человеком;
приспособленные для восприятия вычислительными машинами;
приспособленные для восприятия и человеком и машиной.
Материальные носители первого и третьего вида могутобеспечивать юридическую обоснованность достоверности учетной информации. Ониотвечают требованиям документирования в бухгалтерском учете.
Регистрация первичной учетной информации на машинныхносителях второго вида позволяет обходится без традиционных бумажныхдокументов. Человекочитаемые бухгалтерские документы в этом случае несоздаются, а учетная информация отражается на экране дисплея и записываетсянепосредственно на машинный носитель.
Из системы первичного наблюдения исключается бумажныйдокумент с подписями ответственных лиц. Первичные данные о фактах хозяйственнойдеятельности прямо вводятся в ЭВМ.
Исключение из учетного процесса бумажных бухгалтерскихдокументов требует разработки способов юридического подтверждения достоверностирегистрируемых данных.
Это обеспечивается при разработки программы за счет:
специальных условий блокировки ввода данных в случаепропуска каких-либо реквизитов;
наличие в программе средств идентификации личности,работающей с ЭВМ;
специальных средств защиты информации.
Контроль за правильностью и достоверностью введения в ЭВМинформации может быть организован путем распечатки первичных данных на бумажномносителе или визуального просмотра данных, выведенных на экран компьютера.
4. Классификация бухгалтерских документов и её значение
Познание особенностей составления и назначениябухгалтерских документов осуществляется путем их научной классификации.Классификацию документов проводят по различным признака
По назначению документы делятся на:
Распорядительные – документы, которые содержатраспоряжение на совершение хозяйственной операции. К ним относятся чеки,доверенности и др. Однако распорядительные документы не содержат в себеподтверждения совершения операции, поэтому сами по себе они не могут служитьоснование для отражения операций в учете.
Исполнительные или (оправдательные) – документы, которыеподтверждают факт совершения хозяйственной операции и являются первым этапомучетной информации (товаро-транспортные накладные, приходные и расходныекассовые ордера и т.д.)
Документы бухгалтерского оформления составляютсябухгалтером для последующего отражения в учёте хозяйственных операций (расчетамортизации).
Комбинированные – документы, которые содержат признакидвух или даже трёх типов документов. В комбинированных документах рядреквизитов располагается по анкетной структуре, а ряд — по табличной.
Использование в бухгалтерском учете комбинированныхдокументов целесообразно, поскольку уменьшается их количество, снижаетсявероятность ошибок и описок в них.
По характеру документируемых операций различаютдокументы:
Денежные (приходные и расходные кассовые ордера и др.)
Материальные (накладные, товарные отчеты и др.)
Расчетные (платежные инструкции – поручения и др.)
По объему отражения хозяйственных операций документыделятся на:
Первичные (единичные) — документы, которые отражают однухозяйственную операция и составляются в момент совершения хозяйственныхопераций (документы на поступление и отпуск материалов, начисление заработнойплаты, отгрузку продукции).
Сводные — документы, которые составляются на основе несколькихпервичных документов для их объединения (расчетно-платежные ведомости позаработной плате).
По способу использования документы делятся на:
Разовые — отражают одну хозяйственную операцию (приходныйкассовый ордер и др.)
Накопительные — используются для регистрации однородных хозяйственныхопераций, совершаемых с определенной
периодичностью (ежедневно, через день).
По месту составления документы делятся на:
Внутренние, которые составляются в данной организации(наряды, накладные).
Внешние, поступившие от других организаций (платежное поручение,счета, чеки).
По количеству отраженных объектов (позиций) документыделятся на:
Однопозиционные (односторонние) предназначены для учета одноговида средств.
Многопозиционные (многострочные) служат для учета многихпозиций.
По виду носителей информации документы делятся на:
бумажные
безбумажные
находящиеся в памяти ЭВМ
находящиеся на магнитных лентах
находящиеся на дисках и др.
Отдельную группу составляют документы бухгалтерского илиучетного оформления. К документам этой группы относятся бухгалтерские справки,ведомости начисления износа, то есть такие документы, которые создаютсяаппаратом бухгалтерии для подготовки учетной записи, а также для облегчения,сокращения и упрощения.
Порядок расположения реквизитов в документе принятоназывать структурой документа. При анкетной структуре реквизиты документарасположены как в обычной анкете. Документ легко заполнять и читать, но сложнообрабатывать на машинах.
При табличной структуре реквизиты документов монтируютсяв определенной таблице, тем самым создается возможность выделить зону дляреквизитов, которые подлежат машинной обработке.
Некоторые документы используются на предприятиях и ворганизациях всех форм собственности и отраслей народного хозяйства. Онисодержат определенные реквизиты и предполагают установленный порядок отраженияопераций. Такие документы принято называть типовыми (документы по оформлениюкассовых и банковских операций).

Заключение
Для правильной организации учета и рациональногоиспользования первичной документации необходимо знать её основные виды,назначение, характер документируемых операций, объем отражаемой информации,место составления документа, количество отражаемых объектов в документе идругие классификационные признаки.
Бухгалтерский учет является документальным учетом. Всеего показатели основаны на документальном подтверждении данных, обеспечивающихдостоверность и доказательность учета.
Основные требования к содержанию и форме первичныхдокументов излагаются в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете иотчетности» и других законодательных актах. Первичные документы составляются вмомент совершения хозяйственной операции или непосредственно в момент еёокончания. В каждом конкретном случае устанавливается должностное лицо, вобязанности которого входит документирование операций, устанавливаются срокисдачи документов в бухгалтерию. Форма первичного документа, порядок егозаполнения, подписания и сдачи определяется в должностных инструкциях,разрабатываемых, как правило, под руководством главного бухгалтера.
Первичная документация играет важную роль в системеуправления предприятия. Прежде всего, она является информационным фундаментом,основой бухгалтерского учета. Благодаря первичной документации обеспечиваетсясплошное, непрерывное наблюдение и отражение в учете хода всей хозяйственнойдеятельности предприятия и его отдельных процессов – производства, снабжения,реализации. На основе этой, документально обоснованной информации можноконтролировать исполнение отдельных управленческих решений и операций, наличие,движение, сохранность средств, соблюдение расчетной дисциплины и другихвопросов.
Детальная характеристика каждой хозяйственной операции вдокументе и возможность сохранить эту документацию в архиве в течениедлительного времени создают условия не только для текущего, но и последующегоконтроля за деятельностью предприятия. Этот контроль осуществляется в виде ведомственной,внутренней документальной ревизии (внутреннего аудита) вышестоящими органами ввиде независимой проверки сторонней организацией по договору – внешнего аудита.

Список используемой литературы
1.        «Бухгалтерский учет в условиях нового типового плана счетов» Л.Н.Филиппенко часть 2, г. Минск, 2004 г.
2.        «Бухгалтерский учет и аудит в АПК» учебник Л.И. Стешиц
3.        «Бухгалтерский учет», Н.И. Ладутько г. Минск, 2004 г.
4.        «Бухгалтерский учет в промышленности». учебное пособие, Н.И. ЛадутькоМинск, 2005 г.
5.        «Бухгалтерский учет», издание 11-е, Н.С. Стражева, А.В. Стражев г.Минск, 2005 г.
6.        «Документооборот в бухгалтерском учете» Н.В. Пошерстник, Е.Б. Пошерстник
7.        «Теория бухгалтерского учета» М.А. Снитко
8.        «Теория бухгалтерского учета» учебник
9.        «Теория бухгалтерского учета» Е.А. Мизиковского
10.     «Теория бухгалтерского учета» И.Н. Белый

Приложение 1.
Отражение в счете операций процесса заготовления пофактической себестоимости.
Таблица № 1
Журнал регистрации хозяйственных операций№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, тыс. руб. Дебет Кредит Частная Общая 1 2 3 4 5 6 1 Акцептованы счета поставщиков за приобретенные материалы (кол-во по цене за единицу):         А — 60 тыс. руб. 15 60 90 000   В — 30 тыс. руб. 15 60 30 000   С — 80 тыс. руб. 15 60 40 000 160 000 2 Согласно счетов отражена сумма налога на добавленную стоимость по оприходованным материалам:         Материал А (90 000х18%/100%) 18.мар 60 16200   Материал В (30 000х18%/100%) 18.мар 60 5400   Материал С (40 000х18%/100%) 18.мар 60 7200 28 800 3 Начислена автотранспортному предприятию за доставку материалов. 15 60   5 800 4 Согласно счета автотранспортного предприятия отражена сумма налога на добавленную стоимость. (5 800х18%/100%) 18.мар 60   1 044 5 Начислена заработная плата рабочим за разгрузку приобретенных материалов. 15 70   1 900 6 Произведены отчисления в ФСЗН в размере 35% от суммы начисленной заработной платы. (1 900х35%/100) 15 69   665 7 Произведены отчисления в респ. бюджет чрезвычайного налога и обязательных отчислений в гос. Фонд содействия занятости в размере 4% от суммы начисленной заработной платы. (1 900х4%/100%) 15 68   76 8 Перечислено с расчетного счета в счет погашения задолженности поставщикам. 60 51   580 000 9 Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, отражается: 68 18.мар   29 844 10 Оприходованы поступившие от поставщиков материалы по фактической стоимости приобретения (табл. 2)         Материал А 10 15 94 748   Материал В 10 15 31 583   Материал С 10 15 42 110 168 441 11 Отпущены в основное производство материалы по фактической стоимости приобретения (табл. 3)         Материал А 20 10 175 339   Материал В 20 10 73 961   Материал С 20 10 49 013 298 313 12 Израсходованы на вспомогательное производство материалы по фактической стоимости приобретения (табл. 3)         Материал А 23 10 64 291   Материал В 23 10 13 052   Материал С 23 10 16 338 93 681
Таблица 2
Начисление стоимости заготовленных материаловНаименование материалов Покупная стоимость материалов Отклон в ст-ти заготов. мат-ов, тыс. руб. % — распред. Отклон-ий Фактич. Ст-ть заготов-х мат-ов, тыс. руб. Кол-во Сумма, тыс. руб. Всего Ед. Материал А 1 500 90 000 4748,0625   94 748 63,165375 Материал В 1 000 30 000 1582,6875   31 583 31,582688 Материал С 500 40 000 2110,25   42 110 84,2205 ИТОГО:   160 000 8 441 0,05275625 168 441  

Таблица 3
Исчисление фактической себестоимости израсходованныхматериаловНаименование материалов На начало месяца Поступило Всего С/с 1, тыс. руб. Основное прои-во Впомогат. прои-во К-во Сумма К-во Сумма К-во Сумма К-во Сумма К-во Сумма Материал А 3 000 168 260 1 500 94 748 4 500 263 008 58,4462 3 000 175339 1 100 64291 Материал В 5 200 58 330 1 000 31 583 6 200 89 913 14,5021 5 100 73961 900 13052 Материал С 400 31 410 500 42 110 900 73 520 81,6889 600 49013 200 16338 ИТОГО:   258 000   168 441   426 441     298313   93681

Приложение 2. Проводки
/>
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.