Министерство образования и науки Российской Федерации
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
бухгалтерская отчетность бюджетный учет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Бюджетный учет и отчетность»
на тему: «Виды и состав бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений»
Работу выполнила
студентка 5 курса
специальности 080105 (1)
Финансы и кредит
Васильева Ирина
Научный руководитель
Кошкина С. П.
Чебоксары 2010
Содержание
Введение
1. Формирование бухгалтерской отчетности бюджетныхорганизаций
1.1 Основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях
1.2 Бухгалтерская отчетностьбюджетных организаций
1.3 Проверка годовой отчетности бюджетных организаций
2. Характеристика Российской государственной библиотеки
2.1 Основные сведения о Российской государственнойбиблиотеки
2.2 Основные положения учетной политики Российскойгосударственной библиотеки
2.3 Организация бухгалтерского учета в Российскойгосударственной библиотеки
3. Бухгалтерская отчетностьРоссийской государственной библиотеки
3.1 Состав бухгалтерской отчетности Российскойгосударственной библиотеки
3.2 Совершенствование ведения бухгалтерской отчетностиРоссийской государственной библиотеки
Выводы
Список литературы
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что бухгалтерскийучет и финансы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленныезаконодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскомуучету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Бухгалтерская отчетностьбюджетного учреждения представляет собой систему показателей, отражающих результатыхозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит изтаблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета. Органы государственнойвласти, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения составляютгодовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении видов и составабухгалтерской отчетности бюджетного учреждения на примере Российской государственнойбиблиотеки и выявление путей совершенствования ведения бухгалтерской отчетностив данном учреждении.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
- рассмотрение основ бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
- выявление особенностей ведения и рассмотрение состава бухгалтерскойотчетности в бюджетных учреждениях;
- рассмотрение особенностей проверки годовой отчетности бюджетных организаций;
- рассмотрение учетной политики и особенностей ведения бухгалтерскогоучета в Российской государственной библиотеке;
- изучение состава бухгалтерской отчетности Российской государственнойбиблиотеки;
- определение путей совершенствования ведения бухгалтерской отчетностиРоссийской государственной библиотеки.
Объектом исследования является федеральное государственное бюджетноеучреждение «Российская государственная библиотека», которая является национальнойбиблиотекой Российской Федерации и осуществляет библиотечную, библиографическую,научно-исследовательскую, научно-информационную, методическую, культурно-просветительскуюи образовательную деятельность.
В ходе выполнения исследования использованы нормативно-правовая документация,учебно-методическая литература, внутренняя документация предприятия, источники Интернет.
1. Формирование бухгалтерской отчетности бюджетных организаций
1.1 Основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях является составнойчастью бюджетного учета, включающий также бухгалтерский учет исполнения сметы. Основнымизадачами бюджетного бухгалтерского учёта являются:
- формирование полнойи достоверной информации об исполнении местного бюджета;
- обеспечение контроля,за соблюдением законодательства по использованию средств местного бюджета;
- формирование полнойи достоверной информации о деятельности учреждения и её имущественном положении,необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, собственникамимущества учреждения, а также внешним пользователям — органам государственной власти,внебюджетным фондам;
- обеспечение информацией,необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроляза соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждениемхозяйственных операций и их целесообразностью, наличием имущества и обязательств,использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждённыминормами;
- точное исполнениеутверждённого бюджета;
- соблюдение финансово- бюджетной дисциплины;
- мобилизация средствв бюджете и выявление дополнительных доходов [7, с.16].
Объектами бухгалтерского учёта исполнениябюджета в учреждении являются:
- доходы и расходы бюджета;
- денежные средствана счетах;
- бюджетные ассигнования,лимиты бюджетных обязательств, подтверждение обязательства бюджета;
- источники финансированиядефицита бюджета;
- обязательства по предоставленнымсредствам на возвратной основе;
- расчёты, возникшиев ходе исполнения бюджета;
- результаты исполнениябюджета [9, с.27].
Бухгалтерский учёт в учреждении долженобеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов,состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средстви материальных ценностей. Бухгалтерский учёт в учреждениях ведется в валюте РоссийскойФедерации — в рублях и копейках. Ведение регистров бухгалтерского учёта в бухгалтерскойотчетности осуществляется на русском языке. Бухгалтерский учёт ведётся учреждениемнепрерывно с момента его деятельности в качестве юридического лица до реорганизацииили ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данные аналитического учёта должны соответствоватьоборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции ирезультаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерскогоучёта, без каких — либо пропусков и изъятий.
Учреждения расходуют бюджетные средствапо целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнениямероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово- бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежныхсредств.
Бухгалтерскими документами оформляютсялюбые хозяйственные операции в той последовательности, в которой они совершаются.Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснованиебухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательнуюсилу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководствахозяйственной деятельностью организации; контроль за сохранностью собственности,так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенныеим ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основными источникамисведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждойхозяйственной операции при документальных ревизиях.
Первичные документы должны быть составленыв момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственнопосле окончания операции. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные сисполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средством,подписываются руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтеромили его заместителем [14, с.44].
Отражение операций при ведении бюджетногоучета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета,установленным Инструкцией по бюджетному учету № 148н. Номер счета Плана счетов бюджетногоучета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетовбюджетного учета используется следующая структура:
1 — 17 разряд — с 1 по 17 разряды кодаклассификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источниковфинансирования дефицита бюджета;
18 разряд — код вида деятельности (бюджетнаядеятельность — 1, приносящая доход деятельность — 2, деятельность со средствами,находящимися во временном распоряжении — 3);
19 — 21 разряд — код синтетического счетаПлана счетов бюджетного учета;
22 — 23 разряд — код аналитического счетаПлана счетов бюджетного учета;
24 — 26 разряд — код Классификации операцийсектора государственного управления.
Разряды 18 — 23 образуют Код счета бюджетногоучета [3, ч.1].
В плане счетов бюджетного учета пять разделов:
Нефинансовые активы.
Финансовые активы.
Обязательства.
Финансовый результат.
Санкционирование расходов бюджета.
И забалансовые счета [5, с.8].
1.2 Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций
Бюджетные учреждения обязаны составлятьи представлять бухгалтерскую периодическую и годовую отчетность в порядке, установленномМинфином РФ.
Требования к составу и содержанию отчетности об исполнении бюджетаи срокам формирования содержаться в Бюджетном кодексе РФ. Бухгалтерская отчетностьучреждения должна включать показатели деятельности филиалов, представительств ииных обособленных структурных подразделений [4, с.106].
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающихрезультаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период исостоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета [2].
Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетностив бюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина РоссийскойФедерации от 13 ноября 2008 года № 128н «Об утверждении Инструкции о порядкесоставления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнениибюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяетсяна годовую, квартальную и месячную.
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями,получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходовбюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансированиядефицита бюджетов, финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживаниеисполнения бюджетов, на следующие даты:
- месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным;
- квартальная — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовая — на 1 января года, следующего за отчетным [2].
Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабрявключительно.
В случае непредставления учреждениями бухгалтерской отчетностив установленные сроки возможна приостановка финансирования. Поэтому задача подготовкии сдачи отчетности является актуальной как для главных распорядителей, так и дляполучателей бюджетных средств.
Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные кгосударственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетомтребований этого законодательства.
Содержащиеся в отчетности показатели должны соответствовать контрольнымсоотношениям, предусмотренным для каждой формы отчетности. Одновременно важно соблюдатьлогическую и арифметическую увязку показателей отчетов между собой [10, с. 19].
Бухгалтерская отчетность учреждения является завершающим этапомучетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовоеположение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период(месяц, квартал, год). Отчетность составляется на основе данных синтетического ианалитического учета, в составе определенном Минфином РФ.
Бухгалтерская отчетность может быть правильно составлена приусловии своевременного проведения всех подготовительных работ и соблюдении предъявляемыхтребований. Для этого необходимы: соблюдение в течение всего отчетного года принятойучетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценкиимущества, определенной исходя из установленных правил; полнота отражения в учетеза отчетный год всех хозяйственных операций, осуществленных в этом году, и результатовинвентаризаций имущества и обязательств; правильность отнесения доходов и расходовк отчетному периоду [7, с.159].
Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информацииоб имуществе и обязательствах учреждения его финансовом положении и результатахдеятельности в отчетном периоде зависят не только от правильности оформления документови учетных регистров, но и от своевременности и полноты проведения годовой инвентаризации.Годовая инвентаризация имущества и финансовых обязательств — важный элемент процессасоставления годового отчета, так как она позволяет вносить коррективы в данные бухгалтерскогоучета при сопоставлении их с фактическими данными. Каждая статья баланса на конецгода должна быть тщательно выверена на основе данных инвентаризации.
При составлении бухгалтерского отчета и заполнения отдельныхформ данные предыдущего года берутся из отчета за прошлый год. При этом важно обеспечитьсравнимость показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом измененияметодологии их составления.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтеромглавного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующегоисполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с началагода в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Она должнабыть составлена на русском языке и в валюте РФ. При оформлении отчетности необходимоучитывать, что статьи бухгалтерского баланса и других форм отчетности, по которымотсутствуют числовые значения активов, пассивов, финансовых результатов и иных показателей,прочеркиваются [2].
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчистоки помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которыеподтверждают лица, подписавшие бухгалтерский баланс и иные формы с указанием датыисправления.
В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:
1. Для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитабюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета:
- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитабюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансовогогода (ф.0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя,получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источниковфинансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходовбюджета (ф.0503127);
- Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельностиглавного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф.0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);
- Пояснительная записка (ф.0503160);
- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя,получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источниковфинансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходовбюджета (ф.0503230).
2. Для финансового органа:
- Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф.0503140);
- Баланс исполнения бюджета (ф.0503120);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансовогогода (ф.0503110);
- Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф.0503124);
- Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доходдеятельности (ф.0503134);
- Отчет об исполнении бюджета (ф.0503117);
- Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности(ф.0503114);
- Отчет о движении денежных средств (ф.0503123);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);
- Пояснительная записка (ф.0503160);
3. Для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетнойотчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РоссийскойФедерации:
- Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерациии бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф.0503320);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РоссийскойФедерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф.0503317);
- Консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящейдоход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (ф.0503314);
- Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф.0503323);
- Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503321);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансовогогода (ф.0503110);
- Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета(ф.0503360);
4. Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнениябюджета:
- Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф.0503150);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансовогогода (ф.0503110);
- Отчет по поступлениям и выбытиям (ф.0503151);
- Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф.0503152);
- Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему РоссийскойФедерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф.0503153);
- Пояснительная записка (ф.0503160) [10, с.116].
Составлением баланса и отчетности завершается цикл бухгалтерскогоучета, а сам баланс при этом является сводкой остатков средств и их источников,числящихся на конец отчетного периода на счетах бухгалтерского учета.
Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляютсясоответствующему главному распорядителю средств бюджета, органу, организующему исполнениебюджета.
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерациейстраниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителяхинформации.
1.3 Проверка годовой отчетности бюджетных организаций
С 1 января 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 26.04.07№ 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетногопроцесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерацииотдельных законодательных актов Российской Федерации» вводится в действие новаяредакция Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), которой предусмотрен раздел VIII1. «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности».
Основными целями проверки деятельности бюджетных учреждений являются:
- обоснование текущих и перспективных планов;
- изучение состава и структуры расходов;
- оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренныхсметой доходов и расходов;
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений
- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономнымиспользованием ресурсов;
- изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешнихфакторов на результаты деятельности учреждения;
- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
- разработка мероприятий по устранению выявленных в результате проверкинедостатков [13, с.310].
Исходной базой проверки деятельности любого бюджетного учрежденияявляются данные бюджетного учета и отчетности, которые должны восстановить все основныеаспекты хозяйственной деятельности и совершенных учреждением операций в обобщеннойформе.
Сопоставление плановых и итоговых показателей деятельности учрежденияна отчетную дату позволяют получить количественную и качественную оценку изменений,происходящих в бюджетном учреждении.
Большая роль отводится проверке по установлению резервов повышенияэффективности использования бюджетных средств.
Для проверки деятельности бюджетных учреждений используются приемы,выработанные практикой финансового анализа. Основными приемами финансового анализапо данным бюджетной отчетности являются:
1. Чтение отчетности (Представляет собой информационное ознакомление с финансовымположением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложенийк ним. По данным бюджетной отчетности можно судить об имущественном положении организации,характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов ит.д.);
2. Горизонтальный анализ (В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнениекаждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего года. Кроме того,в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величинразличных показателей отчетности за определенный период и построение аналитическихтаблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпамироста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящихв состав отчетности);
3. Вертикальный анализ (Вертикальный анализ заключается в определении структурыитоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности нарезультат в целом. В процессе такого анализа целесообразно использование не толькоданных бюджетной отчетности, а также актов ревизий, инвентаризаций, протоколы совещаний,входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановуюинформацию и данные внутренних отчетов. Ознакомление с ними позволяет получить дополнительныйматериал для всестороннего изучения специфики деятельности учреждения. В ходе вертикальногоанализа формируются предложения об устранении недостатков и повышения эффективностидеятельности учреждения) [16, с.182].
Таким образом, бюджетный учет представляет собой упорядоченнуюсистему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состояниифинансовых и нефинансовых активов бюджетного учреждения и операциях, приводящихк изменению активов и обязательств.
Бухгалтерская отчетность учреждения является завершающим этапомучетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовоеположение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период(месяц, квартал, год). Отчетность составляется на основе данных синтетического ианалитического учета, в составе определенном Минфином РФ.
2. Характеристика Российской государственной библиотеки
2.1 Основные сведения о Российской государственной библиотеки
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российскаягосударственная библиотека» является национальной библиотекой Российской Федерациии осуществляет библиотечную, библиографическую, научно-исследовательскую, научно-информационную,методическую, культурно-просветительскую и образовательную деятельность.
Библиотека создана в соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 января 1992 г. № 38 «О создании Российской государственнойбиблиотеки» на базе Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, являетсяее правопреемником.
Место нахождения библиотеки — 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.3/5.
Библиотека осуществляет свою деятельность на основе координациии кооперации с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российскаянациональная библиотека» и федеральным государственным бюджетным учреждением«Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина».
Библиотека имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету и сметудоходов и расходов от приносящей доход деятельности, а также лицевые счета в территориальныхорганах Федерального казначейства по учету бюджетных ассигнований федерального бюджетаи средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерациии счета по учету средств в иностранной валюте в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности библиотеки осуществляетсяв пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, а такжеза счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Библиотека от своего имени приобретает и осуществляет имущественныеи личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчикомв суде.
Библиотека является общегосударственным хранилищем национальногобиблиотечного фонда и иных документов, располагает универсальным фондом диссертационныхработ по всем отраслям знаний, кроме медицины и фармации. Рукописный фонд библиотекиявляется составной частью Архивного фонда Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения деятельности библиотеки являются:
1) бюджетные ассигнования федерального бюджета;
2) средства, полученные библиотекой от приносящей доход деятельности;
3) безвозмездные поступления, добровольные пожертвования, дары, целевые взносы,полученные от российских и иностранных юридических и физических лиц, международныхорганизаций, средства, переданные по завещанию, а также полученные за счет благотворительныхмероприятий, проводимых в пользу библиотеки;
4) доходы, поступающие от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленногона праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации, в том числе на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимыххозяйственных затрат;
5) средства, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерациииз бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в рамкахреализации региональных и муниципальных программ;
6) средства в виде грантов, полученных из внебюджетных источников;
7) иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российская государственная библиотека осуществляет как бюджетнуюдеятельность, так и предпринимательскую. Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственнойдеятельности Российской государственной библиотеки.
Таблица 2.1.
Результаты финансово-хозяйственнойдеятельности Российской государственной библиотеки за 2009 г. Показатель бюджетная деятельность Приносящая доход деятельность Итого, руб. сумма, руб доля, % сумма, руб. доля, % Доходы, в том числе 4360489 100 4475521 100 8836010 - доходы от собственности 612345 14,0 233307 5,2 845652 - доходы от продажи продукции, услуг 412325 9,5 3712464 83,0 4124789 - безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ 2500000 57,3 0,0 2500000 - доходы от операций с активами 326045 7,5 363632 8,1 689677 - прочие доходы 488759 11,2 146131 3,3 634890 Расходы, в том числе 6281405 100 2471533 100 8752938 - оплата труда и начисления на оплату труда 5012365 79,8 2092425 84,7 7104790 - приобретение услуг 146010 2,3 211988 8,6 357998 - социальное обеспечение 1054470 16,8 144650 5,9 1199120 - прочие расходы 68560 1,1 22470 0,9 91030
Рассмотрев результаты деятельности Российской государственнойбиблиотеки за 2009 г., можно сделать вывод, что общая сумма доходов превысила суммурасходов. Что является положительным моментом деятельности данного бюджетного учреждения.
Что же касается бюджетной деятельности организации, то здесьнаблюдается превышение расходов над доходами. В структуре расходов учреждения побюджетной деятельности наибольший удельный вес приходится на оплату труда работниками начисления на заработную плату — 79,8 %. А в составе доходов по бюджетной деятельностиучреждения, общая величина которых составляет порядка 4,4 млн. руб., наибольшуюдолю занимают безвозмездные перечисления — 57,3%.
Результаты Российской государственной библиотеки по деятельности,приносящей доход несколько иные. Доходы по данной деятельности превышают расходы.Это связано с тем, что в составе доходов по деятельности, приносящей доход, наибольшуюдолю занимают доходы от продажи продукции. работ, услуг, величина которых 3,7 млн.руб., — 83 % (в то время как по бюджетной деятельности величина данного вида доходасоставляла 0,4 млн. руб.).
2.2 Основные положения учетной политики Российской государственнойбиблиотеки
Целями деятельности библиотеки являются:
- удовлетворение универсальных информационных потребностей общества,организация библиотечной, библиографической и научно-информационной деятельностив интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировойкультуры, науки, образования;
- собирание, сохранение и предоставление в пользование обществу универсальногофонда материальных объектов с зафиксированной на них информацией в виде текста,звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространствев целях хранения и общественного пользования (далее — документы), отражающих знаниячеловечества и имеющих прежде всего отношение к России и ее национальным интересам.
Предметом деятельности библиотеки являются:
- формирование в соответствии с профилем комплектования библиотеки максимальнополного фонда отечественных документов на основе обязательного федерального экземплярадокументов, а также путем покупки документов, книгообмена и иных поступлений в соответствиис законодательством Российской Федерации, обеспечение его постоянного хранения;
- предоставление пользователям наиболее полного собрания отечественныхдокументов, научно значимых зарубежных документов;
- участие в библиографическом учете национальной печати;
- осуществление деятельности по библиотековедению, библиографоведениюи книговедению, деятельности в качестве методического, научно-информационного икультурного центра федерального значения;
- научная обработка и раскрытие фондов библиотеки с помощью системыкаталогов на различных носителях информации, формирование электронных библиотек,информационных баз и банков данных, организация доступа к ним, а также к другимроссийским и иностранным информационным ресурсам, участие в информационном обмене;
- обследование состояния, описание, консервация и реставрация хранящихсяв библиотеке отечественных и зарубежных документов, в том числе отнесенных к книжнымпамятникам, архивных документов, а также музейных предметов;
- проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятийв установленной сфере деятельности;
- ведение научно-исследовательской, научно-информационной и методическойработы в области библиотечного дела, библиографии, книжного дела и других смежныхобластях;
- обеспечение экскурсионного и лекционного обслуживания пользователейбиблиотеки, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерациик льготной категории посетителей федеральных государственных организаций культуры;
Библиотека имеет право:
1) определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствиис законодательством Российской Федерации, целями и предметом деятельности;
2) осуществлять в установленном порядке издательскую, полиграфическую, музейную,экскурсионную и выставочную деятельность, деятельность по реставрации документови музейных предметов, а также по проведению книжных аукционов;
3) определять сумму залога при предоставлении в пользование редких и ценныхизданий, а также в других случаях, установленных правилами пользования библиотекой;
4) определять в соответствии с законодательством Российской Федерации и правиламипользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного библиотекепользователями;
5) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации номенклатуруи цены (тарифы) на предоставляемые библиотекой платные услуги;
6) приобретать и арендовать в установленном порядке имущество, необходимое дляобеспечения деятельности библиотеки;
7) предоставлять выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, хранящихсяв библиотеке, во временное безвозмездное пользование;
8) осуществлять организацию работ, связанных с капитальным строительством, модернизацией,реконструкцией и ремонтом недвижимого имущества, закрепленного за библиотекой;
9) получать добровольные имущественные взносы, пожертвования, дары, средства,переданные по завещанию от российских и иностранных юридических и физических лиц,международных организаций;
Библиотека вправе осуществлять в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации следующие виды приносящей доход деятельности:
1) организация и проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятийв установленной сфере деятельности;
2) выполнение заказов на ведение научно-исследовательской, научно-информационнойи методической работы в области библиотечного дела, библиографии, книжного делаи других смежных областях;
3) разработка концепций, программ и других документов по различным направлениямразвития библиотечного дела, информации и информатизации;
4) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации образовательнойдеятельности, проведение стажировок специалистов из библиотек Российской Федерациии иностранных государств, а также обмен специалистами и проведение учебной практикистудентов;
5) осуществление в установленном порядке экспозиционно-выставочной деятельностив Российской Федерации и за рубежом;
6) осуществление в установленном порядке издательской и полиграфической деятельности;
7) предоставление услуг по организации и проведению конференций, семинаров,выставок, аукционов и других социально-культурных мероприятий, реализация материалов,содержащих культурно-просветительскую, научно-техническую и образовательную информацию;
8) предоставление услуг по воспроизведению документов из фондов библиотеки впорядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
9) предоставление библиотечных фондов и интерьеров библиотеки для фото-, кино- и видеосъемки, переиздания документов.
Библиотека обязана:
1) обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества,закрепленного за библиотекой;
2) предоставлять сведения об имуществе, приобретенном библиотекой за счет средств,полученных от приносящей доход деятельности, в федеральный орган исполнительнойвласти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;
3) соблюдать установленные правила охраны труда, санитарно-гигиенические нормыи требования пожарной безопасности;
4) осуществлять бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и инойдеятельности, вести статистическую и бухгалтерскую (бюджетную) отчетность;
5) осуществлять в установленном порядке мероприятия по гражданской обороне имобилизационной готовности;
6) определять и обеспечивать установленный режим содержания, использования исохранности занимаемых библиотекой зданий, сооружений, земельных участков и иногоимущества;
7) устанавливать и обеспечивать режим доступа посетителей и пользователей, порядокохраны имущества и ценностей в зданиях и помещениях библиотеки.
2.3 Организация бухгалтерского учета в Российской государственнойбиблиотеки
Бухгалтерская отчетность составляется в организации на основанииданных аналитического и синтетического учета.
Представление первичных документов в бухгалтерию регламентируется графикомдокументооборота. С лицами, ответственными за хранение материальных ценностей, заключаетсяписьменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Получениематериальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаютсядоверенностью.
Бухгалтерский учет в Российской государственной библиотеке является автоматизированным.Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязном технологическомпроцессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса всоответствии с Планом счетов, предусмотренным Инструкцией по бухгалтерскому учетув бюджетных учреждениях и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизациибухгалтерского учета. В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учетаданные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемогопрограммного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители — выходные формыдокументов. В Российской государственной библиотеке применяется программа 1С Бухгалтерия(бюджет) версия 8.0.
Основными функциями данной программы являются:
- интерактивныйввод исходной информации в базу данных: ежедневное пополнение базы данных на основепоступающих первичных документов;
- автоматическоеотслеживание изменений по всем взаимосвязанным структурам базы данных;
- поддержаниебазы данных в рабочем состоянии и надежное хранение данных;
Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств, исредств полученных за счет внебюджетных источников, и достоверности данных бухгалтерскогоучета в учреждении проводится инвентаризация имущества и финансовых средств на основанииПриказа Минфина, порядок которой утверждается руководителем. План счетов служитосновой организации бухгалтерского учета в российской государственной библиотеки.
3. Бухгалтерская отчетность Российской государственнойбиблиотеки
3.1 Состав бухгалтерской отчетности Российской государственнойбиблиотеки
По итогам года отделом бухгалтерского учета и отчетности Российской государственнойбиблиотеки составляются формы бухгалтерской отчётности, представленные в таблице3.1.
Таблица 3.1
Перечень форм годовой,квартальной и месячной бюджетной отчетности, составляемой и представляемой Российскойгосударственной библиотекой главному распорядителюНаименование формы документа Код формы по ОКУД Кому представляется Годовая, к месячная Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (сводный) 0503130 Минфин России Отчет о финансовых результатах деятельности (сводный) 0503121 Минфин России Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (сводный) 0503127 0503127 Минфин России Пояснительная записка (сводная, на основании пояснительных записок получателей и собственной пояснительной записки) 0503160 Минфин России Справка по внутренним расчетам (сводная) 0503125 Минфин России Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (сводная) 0503126 Минфин России
Одним из первых пунктов перечня форм бюджетной отчетности являетсяБаланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средствбюджета. Эту форму заполняют на основании сальдовых остатков соответствующих счетовбюджетного учета. Показатели годовой отчетности обязательно должны быть подтвержденыданными инвентаризации, проведенной в установленном порядке. Учреждение, составляяотчетность по состоянию на 1 января отчетного года, перед заполнением граф«Остатки на начало года» должны произвести следующие операции:
- перераспределить между счетами учета основных средств, материальныхзапасов стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов и мягкого инвентаря;
- начислить амортизацию на стоимость основных средств и нематериальныхактивов;
- списать на финансовый результат прошлых отчетных периодов остаткипо счетам, которые не применяются в новом Плане счетов (расходы будущих периодов,фонды в основных средствах, нематериальных активах и малоценных предметах и пр.).
Баланс исполнения бюджета составляется Российской государственнойбиблиотекой ежеквартально и представляется главному распорядителю бюджетных средств.Счета бюджетного учета отражаются в Балансе по двум разделам актива и по двум разделампассива баланса с отражением остатков в разрезе бюджетных средств, внебюджетныхсредств, средства во временном распоряжении и итогового показателя на начало годаи конец отчетного периода. В графах «На начало года» показываются данныео стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительныйбаланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода»предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данныхпо реорганизации (в случае ее проведения). В графах «На конец отчетного периода»показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате наконец отчетного финансового года — 1 января с учетом проведенных 31 декабря заключительныхзаписей по счетам бюджетного учета по окончании финансового года.
В разделе «Нефинансовые активы» Баланса учреждениеотражает основные средства и нематериальные активы, а также, суммы начисленной амортизациипо данным объектам, непроизведенные активы, материальные запасы, вложения в нефинансовыеактивы и нефинансовые активы в пути. В разделе «Финансовые активы» отражаютсявсе денежные средства бюджетного учреждения, находящиеся на счетах в банках, наличныеденежные средства, а также и денежные документы. В этом же разделе Баланса отражаются:финансовые вложения, расчеты с дебиторами по доходам, расчеты по выданным авансам,расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, расчеты с подотчетными лицами, расчетыпо недостачам, расчеты с прочими дебиторами. В разделе «Обязательства»пассива Баланса показывается образовавшаяся при исполнении бюджета за отчетный периодкредиторская задолженность бюджетного учреждения.
В балансе не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений.Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера (или лица,его замещающего) главного распорядителя средств федерального бюджета с указаниемдаты исправления. Исправляется ошибочная запись путем зачеркивания тонкой чертойнеправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Сверху надзачеркнутыми цифрами или текстом указываются правильные суммы или текст.
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) составляетсяполучателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицитабюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатахего деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующегоза отчетным. Показатели деятельности Российской государственной библиотеки отражаютсяв отчете в разрезе бюджетной деятельности и приносящей доход деятельности. По строке«Доходы» Отчета о финансовых результатах указывается сумма начисленныхдоходов соответствующими администраторами поступлений в бюджет. По строке«Расходы» Российская государственная библиотека указывает:
- по бюджетной деятельности — суммы начисленных расходов при исполнениибюджета по данным счетов 140101200 «Расходы учреждения» и 140102200«Расходы резервного фонда»;
- по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — суммыначисленных расходов по данным аналитических счетов счета 040101200 «Расходыучреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитическихданных по счету 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовойпродукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.
По строке «Операции с нефинансовыми активами» отражаютсясведения, которые формируются на основании данных по счетам увеличения и уменьшениясоответствующих счетов счета 010000000 «Нефинансовые активы». По строке«Операции с обязательствами» отражается сумма операций с обязательствами,которая формируется на основании данных по счетам увеличения и уменьшения соответствующихсчетов счета 030000000 «Обязательства».
Рассмотрим состав формы №0503130 (Приложение 1) Российской государственнойбиблиотеки за 2009 год
1. Раздел I «Нефинансовые активы».
В разделе указывается следующая информация:
по строке 010 — наличие объектов основных средств по балансовойстоимости по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление,а по объектам, которые подвергались переоценке, — по восстановительной стоимостипо счетам 010100000 — на конец 2009 г. основные средства составили 11215866 руб.;
по строке 020 — начисленная амортизация по основным средствампо счетам 010401000 — 010407000 — на конец 2009г. данный показатель равен 8954658руб.;
по строке 030 — наличие объектов основных средств по остаточнойстоимости — основных средств по остаточной стоимости числится 2261208 руб.;
по строке 040 — наличие объектов нематериальных активов по балансовойстоимости по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление,а по объектам, которые подвергались переоценке, — по восстановительной стоимостипо счету 010201000 — на сумму 2145578 руб.;
по строке 050 — начисленная амортизация по нематериальным активампо счету 010408000 — на сумму 1128964 руб.;
по строке 060 — наличие объектов нематериальных активов по остаточнойстоимости на сумму 1016614 руб.;
по строке 080 — наличие запасов материальных ценностей, готовойпродукции, предназначенных для однократного использования в процессе финансово-хозяйственнойдеятельности, по фактической стоимости приобретения или изготовления по счету 010500000«Материальные запасы» — на конец 2009г. материальные запасы составили310125 руб.;
по строке 150 — стоимость объектов нефинансовых активов, принадлежащихРоссийской государственной библиотеке, включая вложения в нефинансовые активы (итогопо разделу I). Итог 1 раздела равен 4604561 руб.
2. Раздел II «Финансовые активы»
В разделе указывается следующая информация:
по строке 170 — отражаются денежные средства учреждения по счету020100000 «Денежные средства учреждения». На отчетную дату их сумма составила68956 руб.;
по строке 171 — остатки неиспользованных внебюджетных средствпо счету 220101000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»,на конец 2009г. их сумма равна 41256 руб.;
по строке 174 — остатки наличных денежных средств в кассе посчету 020104000 «Касса», на анализируемую дату денежных средств числитсяв сумме 9004 руб.;
по строке 175 — фактическая стоимость находящихся в кассе денежныхдокументов по счету 020105000 «Денежные документы». На конец 2009 г. на балансе учреждения числится бланк строгой отчетности на сумму 18696 руб.;
по строке 230 — сумма дебиторской задолженности по начисленнымв бюджет доходам по счету 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам».Задолженность на конец 2009г. составила 125648 руб.;
по строке 310 — дебиторская задолженность подотчетных лиц позаработной плате по счету 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами». Суммазадолженности на 1.01.2010г. составила 6123 руб.;
по строке 400 — итоговая сумма финансовых активов, образовавшихсяпри исполнении бюджета за отчетный период учреждением Российская государственнаябиблиотека (итого по разделу II). Итог 2 раздела по данным баланса составил 201927руб.;
по строке 410 — итоговая сумма актива Баланса, в 2007 году побалансу она равна 4806488 руб.
3. Раздел III «Обязательства»
В разделе указывается следующая информация:
по строке 490 — сумма кредиторской задолженности учреждения передпоставщиками и подрядчиками по счету 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».По данной статье у учреждения числится на конец 2009 г. переплата в сумме 11458 руб.;
по строке 510 — сумма кредиторской задолженности по платежамв бюджет по счету 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» По даннойстатье у учреждения числится на конец 2009 г. сумма 76623 руб.;
по строке 512 — суммы, начисленные на счете 030302000 «Расчетыпо единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхованиев Российской Федерации». Переплата составила на конец 2009г.60235 руб.;
по строке 515 — суммы, начисленные на счете 030305000 «Расчетыпо прочим платежам в бюджет», составляют 6123 руб. по состоянию на 1.01.2010г.;
по строке 516 — суммы, начисленные на счете 030306000 «Расчетыпо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний», уплачено на конец 2009г. — 10265 руб.;
по строке 600 — итоговая сумма обязательств, образовавшихся приисполнении бюджета за отчетный период (итого по разделу III). Сумма по итогу 3 разделабаланса в Российской государственной библиотеке на 01.01.2010г. составила 88081руб.
4. Раздел IV «Финансовый результат»
В разделе указывается следующая информация:
по строке 620 — данные по счету 040100000 «Финансовый результатучреждения» на конец 2009г. этот показатель по балансу составил 47125322 руб.;
по строке 670 — «На конец отчетного периода» по состояниюна 1 января результат с учетом операций по текущему финансовому году на счете 040103000рибыльсоставила 1388638 руб.
по строке 680 — отражаются доходы будущих периодов по счету 040104100«Доходы будущих периодов», по состоянию на 1.01.2008г. их сумма составила56577 руб.
по строке 900 — итоговая сумма пассива Баланса. Она равна 4806488руб.
Справка к Балансу ф.0503130 по заключению счетов бюджетного учетаотчетного финансового года составляется Российской государственной библиотекой посостоянию на 1 января 2010 г.
В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнениябюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1января до проведения заключительных операций (графы 2 — 5), и заключительные записипо закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года (графы 6- 13).
Операции закрытия счетов оформляются в бюджетном учете следующимизаписями:
1. Списание распорядителем средств бюджета, использованных получателем,на основании отчетности получателей:
Дебет счета 140103000 — Кредит счета 130404000;
2. Списание средств бюджета использованных получателем бюджетавторого уровня:
Дебет счета 130404000 — Кредит счета 140103000;
3. Списание в конце года начисленных доходов:
Дебет счета 040101100 — Кредит счета 040103000;
4. Списание в конце года начисленных расходов:
Дебет счета 040103000 — Кредит счета 040101200;
5. Закрытие в конце года расчетов с органами, организующими исполнениебюджетов, по поступлениям в бюджет:
Дебет счета 140103000 — Кредит счета 121002000;
6. Закрытие в конце года расчетов с органами, организующими исполнениебюджетов, по платежам из бюджета:
Дебет счета 130405000 — Кредит счета 140103000.
Справка позволяет проверить правильность формирования Балансаф.0503130 и закрытия счетов. Аналогично заполняются и другие отчеты.
3.2 Совершенствование ведения бухгалтерской отчетностиРоссийской государственной библиотеки
Результатом работы бухгалтеров бюджетнойсферы является бюджетная отчетность, составляемая в соответствии с Инструкцией МинфинаРФ «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетнойотчетности». Правильно сформировать бюджетную отчетность невозможно без пониманиятого, для каких целей она формируется, для кого предназначена, как будет использоватьсяи какие управленческие решения могут быть приняты в целях повышения качества управлениябюджетными учреждениями.
К основным недостаткам ведения бухгалтерскойотчетности в Российской государственной библиотеке можно отнести:
1) Отчетность данногобюджетного учреждения формируется в большей степени для внутренних управленческихцелей, предназначается для внутренних пользователей, что не соответствует международнымподходам и стандартам. То есть отсутствует прозрачность бухгалтерской отчетностиРоссийской государственной библиотеки.
2) Отсутствие конкретныхданных о деятельности данного бюджетного учреждения в пояснительной записке.
Итак, финансовая отчетность любого экономическогосубъекта, в том числе и бюджетного учреждения, должна отражать финансовое и имущественноесостояние субъекта и быть ориентированной не столько на внутреннего пользователя,сколько на внешнего пользователя. Данные о хозяйственно-имущественном состоянииучреждения могут быть полезны и простым пользователям услуг Российской государственнойбиблиотеки, так и коммерческим партнерам, и кредиторам. Для устранения данного недостаткаруководство Российской государственной библиотеки рассматривает предложения о том,чтобы сделать информацию о финансовом состоянии учреждения более открытой для внешнихпользователей. С этой целью предлагается публикация финансовой информации на официальномсайте Российской государственной библиотеки — www.rsl.ru.
Что касается пояснительной записки, тов ней представляется информация о состояния бюджетного учета, в том числе внутреннегоконтроля, потому что пользователь бюджетной отчетности должен быть уверен в ее достоверности,а без внутреннего контроля это практически невозможно. Поэтому стоит дополнить пояснительнуюзаписку информацией о системе внутреннего контроля. Так, необходимо показать, какпостроена система внутреннего контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства,составлением и исполнением смет доходов и расходов, финансовым и имущественным состоянием,эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов. В части раскрытияинформации о результатах деятельности в отчетном периоде должны указываться целидеятельности бюджетного учреждения, вытекающие из них направления деятельности учрежденияс кратким обоснованием соответствия целям и функциям органов исполнительной власти,которым подведомственно данное бюджетное учреждение. Кроме того, в пояснительнойзаписке необходимо указывать меры по повышению эффективности использования бюджетныхсредств (увеличение доли закупок на конкурсной основе, распределение бюджетных ассигнованийв зависимости от объемов предоставляемых услуг и их непосредственных и конечныхрезультатов, а также меры по оптимизации сети получателей бюджетных средств).
Выводы
При изучении видов и состава бухгалтерской отчетности бюджетногоучреждения можно сделать вывод, что бюджетная отчетность представляет собой системупоказателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организацииза отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерскогоучета. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую,квартальную и месячную. Бухгалтерская отчетность учреждения является завершающимэтапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовоеположение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период(месяц, квартал, год). Отчетность составляется на основе данных синтетического ианалитического учета, в составе определенном Минфином РФ.
Бюджетная отчетность составляется на следующие даты:
- месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным;
- квартальная — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.
В случае непредставления учреждениями бухгалтерской отчетностив установленные сроки возможна приостановка финансирования. Поэтому задача подготовкии сдачи отчетности является актуальной как для главных распорядителей, так и дляполучателей бюджетных средств. Бухгалтерская отчетность может быть правильно составленапри условии своевременного проведения всех подготовительных работ и соблюдении предъявляемыхтребований.
В данной курсовой работе рассмотрены особенности ведения бухгалтерскойотчетности в Российской государственной библиотеке, которая осуществляет библиотечную,библиографическую, научно-исследовательскую, научно-информационную, методическую,культурно-просветительскую и образовательную деятельность. В стенах Российской государственнойбиблиотеки находится уникальное собрание отечественных и зарубежных документов на367 языках мира. Объем её фонда превышает 43 млн. единиц хранения. Рассмотрен составбухгалтерской отчетности данного бюджетного учреждения и определены направлениясовершенствования ведения бухгалтерской отчетности Российской государственной библиотеки.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Инструкция «О порядке составления и представления годовой, квартальнойи месячной бюджетной отчетности», утвержденная приказом Минфина России от 13.11.2008г.№ 128н
3. Инструкция по бюджетному учету 148н от 30.12.2008
4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях с приложениями.- М.: Приор, 2001. — 208с.
5. Алексеева И.В. Бюджетный учет шаг за шагом. М.: ЭКАР, — 2007. — 291 с.
6. Афанасьев М.П. Государственный финансовый контроль. — М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ,- 2008. — 211 с.
7. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. — М.: ЭКЗАМЕН, — 2005.- 335 с.
8. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях.- М: ИКЦ «Маркетинг», 2007. — 320с.
9. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации.- М: Дашков и Ко, 2008. — 276с.
10. Годовой отчет для бюджетных организации // Под ред. Ю.А. Васильева. — М.:Изд-во Консалтинговая группа «АЮДАР», 2009. — 181 с.
11. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К. Анализ хозяйственной деятельностив бюджетных и научных учреждениях — М: ФиС, 2006. — 336с
12. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.Б., Проведение финансового анализагосударственного учреждения — Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2007. — 127с.
13. Маклеева Г.И., Артюхин Р.В. Бухгалтерский учет и отчетность в 2 ч. — М.:ЭКАР, 2008. — 599 с, 399с.
14. Паклар А.Н. Бюджетный учет. — М.: ЮСТИЦИФОРМ, — 2006. — 418 с.
15. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В., Анализ хозяйственной деятельностибюджетной организации — М: Новое знание, 2007. — 409с.
16. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контрольв бюджетных учреждениях. — М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. — 232 с.
17. Юрьева Т.В., Экономика некоммерческих организаций — М: Юристъ, 2007. — 320с.