Реферат по предмету "Экология"


Теоретические аспекты взаимодействия общества и природы

СОДЕРЖАНИЕ Введение….…… 1. Исторический аспект взимоотношений человека с природой………… 2. Понятие географической среды… 3. Проблемы взаимодействия общества и природы… 8 Заключение… … 13 Список использованной литературы… ….… 14 ВВЕДЕНИЕ. В последние десятилетия XX в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена.


Ее буквально сотрясают энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы, грандиозные социально-политические перемены планетарного масштаба. В этих условиях сохранение природы и рациональное природопользование стали одними из наиболее важных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех народов. Они отражаются на многих сторонах современных международных политических и экономических отношений. Природа в широком смысле слова - все существующее, наш мир в многообразии его форм, сложная саморегулирующаяся


система земных предметов и явлений. Для человека природа - среда жизни и единственный источник существования. Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его обитания. Целью данной работы является рассмотрение процесса взаимодействия природы


и человека в теоретическом аспекте. Задачи данной работы: 1. Рассмотреть взаимоотношение человека с природой с исторической точки зрения; 2. Изучить понятие географической среды; 3. Ознакомиться с проблемами взаимодействия общества с природой. 1. Исторический аспект взаимоотношений человека с природой. Природа – это, прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую


деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям [5.c. 12]. В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей.


У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем


сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть, или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней


насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы [2.c. 234]. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации.


Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от естественного природного начала к социальному является источником всех наших несчастий. Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное


существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, что формировало зачатки нравственных норм. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.


В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических закономерностей. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла


превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений [5.c. 120]. 2. Понятие географической среды. Между природным и общественным понятиями нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды.


Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил [6]. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но


и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить


современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим. В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы


средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов [3.c. 48]. Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой.


Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система [2.c. 357]. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие


преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное


воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники [5.c. 105, 1.c. 214]. 3. Проблемы взаимодействия общества и природы. В отличие от прошлых времен антропогенный фактор сейчас играет глобальную роль в изменении природной среды - это с одной стороны. С другой стороны, в современном обществе больше, чем раньше, проявляется его зависимость от состояния природной среды. Поэтому следует познать законы взаимодействия общества


и природы. Вернадский В.И. выделил три важнейших закона: 1. закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы; 2. закон возрастающего воздействия человека (общества) на природную среду; 3. закон возрастающей зависимости общества от природной среды [2.c. 392]. До недавнего времени считалось, что природный фактор изменяется медленно, а социальный - быстро


и поэтому по мере развертывания НТР зависимость общества от природной среды уменьшается. В действительности это не так. Общество и природа - эта единая динамическая система, части которой находятся в отношении друг к другу по принципу обратной связи. Это значит, что чем больше претерпевает изменение одна часть, тем больше происходит необходимое для равновесия и целостности системы изменение в другой части [4.c.


76, 6]. Уже было сказано, что планета все больше обнаруживает конечные возможности (запасы пресной воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности). Но инерция мышления не позволяет в это поверить. Противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы стало основным противоречием системы "общество - природа" (Рис.1). Рис. 1 Общая схема взаимодействия общества и природы


Стрелками 1, 2, 3, 4 обозначены потоки отходов: газообразных, жидких, твёрдых, энергетических [1. c. 228]. Учеными разработана теория взаимодействия общества и природы, исходя из требований закона оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества. Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать следующим принципам [6]:  Первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия общества и природы


должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды. Это значит, что общество должно поддерживать целостность биосферы на основе познания и использования естественных процессов.  Вторым принципом теории взаимодействия общества и природы рассматривается принцип естественного равновесия биосферы. Этот принцип означает, что проблему использования ресурсов нельзя рассматривать без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы.


 Третий принцип взаимодействия общества и природы -принцип компенсации производимых у природы изъятий. Он тесным образом связан со вторым принципом, так как базируется на значениях меры.  Четвертый принцип - принцип экологической чистоты человеческой деятельности, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.  Пятый методологический принцип природопользования - принцип комплексности и экологической обоснованности


принимаемых решений, что означает доминирование долгосрочных решений над краткосрочными.  Шестой методологический принцип - принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным. Этот принцип требует иной организации общественной жизни людей (объединение народов мира в ассоциацию трудящихся). В подтверждение можно привести слова Ф. Энгельса: "Только общество, способное установить гармоническое сочетание производительных сил


по единому общему плану " может "устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы " [4.c. 71]. Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы. Теория взаимодействия общества и природы требует уточнения и понятийного аппарата, таких, в том числе понятий, как "производительные силы", "национальное богатство"


. Производительные силы - это не просто средства производства и труд, но и состояние природных ресурсов общества. Национальное богатство - это не только все, что создано в обществе в виде материальных благ, но и биологические ресурсы. Теория взаимодействия общества и природы выявляет необходимость формирования у человека экологической культуры поведения, так как без этого ни один из методологических принципов природопользования не может быть реализован. К сожалению, на указанном пути стоит культура потребителя.


Резко, но справедливо об этой личности сказала экономист С. Любимцева: "В массе своей это - личность деградирующего типа, расслабленного ума (речь идет о волевой и нравственно-волевой расслабленности). Это личность, не умеющая работать целенаправленно и продуктивно. Ее "творческий" потенциал вписывается в "информационное потребительство", мир мнимых переживаний и собственных пристрастий" [4.c.


85]. Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни.


Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе. НТР заставляет отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать


ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс. "Мы отнюдь не властвуем над природой так, – писал Ф.Энгельс, – как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее все наше


господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять" [7.c. 496]. Совершенствуя свои физические и духовные потенции, человек одновременно развивает и потенции остальной природы. При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений.


Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла бы показать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального общественного строя, уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии [5.c. 106]. Вершина и исходный пункт нового рационализма – осмысление ценности жизни каждого человека в структуре


общественного целого. Такое изменение и есть начало новой цивилизации, в которой должно быть надежно обеспечено первейшее право человека на жизнь, на мир, на труд. Таким образом, экологические задачи – как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных


областях науки и техники становится жизненной потребностью [3.c. 49, 4.c. 101]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе антропогенной деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра¬зующее воздействие на природу. В условиях со¬временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен¬ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи¬ем сил самой природы.


В результате стали оче¬видными критические пределы влияния на при¬роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са¬мого человека. Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо¬стью организации рационального использования и воспроизводства природ¬ных ресурсов, специального


регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы – охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес¬кой функции государства и права. Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов госу¬дарственно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной


и правовой экологии. Список использованной литературы. 1. Банников, А. Г.Основы экологии и охрана окружающей среды : Учебник для сельскохозяйственных вузов / А. Г. Банников, А. А. Вакулин, А. К. Рустамов. – М.: «Колос», 1999. – 303 с. 2. Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера : Сборник /


В. И. Вернадский, А. Л. Яншин. – М.: Наука, 1994. – 669 с. 3. Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологических проблем: Сборник статей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. – М.: Наука, 1986. – 348 с. 4. Глобальные проблемы биосферы / Серия: Чтения памяти академика А. Л. Яншина. Антология. –


М.: Наука, 2003. – 200 с. 5. Горелов, А.А. Человек-гармония-природа / А. А. Горелов. – М.: Наука, 1990. – 186 с. 6. ЖИБИНОВА, К.В. Экономические основы экологии / К.В. Жибинова // Электронный учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс]. Красноярский государственный аграрный университет.


Центр дистанционного обучения, 2005. Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/ur_4/ekology /cont/00b_sod.html 7. Маркс, К. Сочинения. / К.Маркс, Ф. Энгельс. // 2-е изд Т. 20. – М.: Государственное издательство, 1923. – 628 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.