Ноосфера и экологический кризис Плаксенко Л.А. Великий русский и украинский ученый Владимир Иванович Вернадский ввел понятие «ноосфера», как искусственно созданная среда обитания человека. Иными словами, среда обитания разума есть не что иное, как ноосфера. Дальнейшее развитие биосферы и ее переход в ноосферу происходит за счет основной движущей силы – научной мысли, т.е. человек – сила развития природы. Эта сила далеко не всегда позитивна и в большинстве случаев
приводит к негативным последствиям при нашей безрассудной деятельности. Общая характеристика глобального экологического кризиса: с 1950 по 1995 г. по В.Л.Советкину, вредные выбросы возросли в 18 раз, 25% площади океана покрылось пленкой нефти, сброс в океан бытовых отходов достиг 6,5 млн. тонн, фосфора 6 млн свинца 2 млн ртути – 5 тыс пестицидов 50 тыс. тонн. В результате этого продуктивность океана упала на 15-25%.
Уровень загрязнения многих промышленных центров Украины ныне превышает десятки ПДК. Примером тому могут служить экологические проблемы, связанные с бытовыми и промышленными отходами. Сейчас решение этих проблем принимает все большую и большую значимость. В нашей стране складирование на свалках - основной способ обращения с отходами, а это приводит к загрязнению окружающей среды, и превращает Украину и особенно густонаселенную промышленную
Донецкую область в зону бедствия. Статистика свидетельствует: в год на одного человека в Украине приходится более 300 кг бытового мусора, т.е. это значит, что объем свалок увеличивается в среднем на 50 млн. м3. Только в Донецкой области накопилось более 400 млн. м3 твердых бытовых отходов, а занимают они более 3000 гектаров. Однако большую опасность представляют предлагаемые методы борьбы с бытовыми отходами. Одним из основных, наиболее быстрых и широко применяемых считается сжигание, при котором образуются
очень опасные вредные вещества, и наиболее опасными считаются диоксины и фураны. Эти соединения образуются при температуре 250-1000 0С , не разлагаются в течение десятилетий, а из организма человека вывести их прак-тически невозможно. Установлено, что диоксиноподобные вещества не имеют порога безопасности. Диоксины сопровождают нас на каждом шагу, и выделяются не только при сжигании мусора на свалках, но
даже при хлорировании водопроводной воды, при производстве электротрансформаторов, при отбеливании бумаги, при производстве бумажной упаковки и в сотнях других процессов. В результате этого происходит загрязнение огромных про-странств диоксинами, причем в большей степени загрязняются непромышленные зоны. Полностью остановить выброс супертоксикантов в атмосферу теоре-тически возможно, но для этого понадобится кардинальное изменение всей технологии промышленности и сельского
хозяйства, что очень проблематично. Одной только экологической проблемы промбытотходов достаточно, чтобы погубить человечество. Отравление высших организмов супертоксикантами развивается со скоростью эпидемии, и как только достигнет глобальных размеров, мутации геномов человека и многих высших организмов станут необратимыми. Другим методом утилизации отходов, который предлагает Донецкий национальный технический университет, является термолизная переработка, при этом промышленные
и бытовые отходы не сжигают, а нагревают до 650-0С без доступа воздуха. Все это можно осуществить на коксохимическом заводе, несколько модифицируя печи. Образующиеся летучие вещества направляют на уже существующее химическое крыло для извлечения полезных веществ, а полученный после термолиза твердый остаток пригоден как топливо для производства электроэнергии. Диоксины при этом также образуются, но не попадают в атмосферу, а улавливаются и утилизируются, в этом
и заключается главное преимущество данного метода с точки зрения экологии. Как видим, проблема бытовых отходов занимает особое место в эко-логии. И самое главное заключается в том, что только «мыслящий человек» способен решить эти проблемы, проблемы, которые он сам создал и создает на протяжении своего существования. И в этом деле может помочь лишь наука – «главная сила созидания ноосферы», потому что она содержит,
как утверждал В.И.Вернадский, безграничную возможность развития, лишь наука выступает в роли средства совершенствования самого человека, развития его самосознания. И прав М.Хайдеггер, который сказал: «Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе». Каждый разумный человек понимает – двигаться по пути, который ведет к погибели нельзя, этот путь – путь, лишенный всякой логики, но все человечество подошло к пропасти, мы приблизились к ее границе вплотную.
Наше спасение зависит от нас, и реально наступит только тогда, когда жажда постоянной прибыли престанет быть целью нашего существования. За этим стоит цена нашей жизни, наше будущее! «Научная мысль – говорил В.И.Вернадский – как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением – она может остановиться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени».
Пробуждение мысли рано или поздно наступит, так как уже произошло изменение биологического состояния, поэтому будем надеяться на то, что это пробуждение скоро и мы успеем… Интеллект достиг такого огромного могущества своего воздействия на природу, что выработанные в предыдущем историческом опыте средства сдерживания перестали отвечать новым требованиям, носитель разума сделался смертельно опасен для самого себя… Человек – часть природы, он венец творения, и только от него зависит
состояние и целостность природы. Переход же к ноосфере возможен только в том случае, когда человек научится правильно организовывать свою деятельность и предвидеть ее негативные последствия, только так можно избежать самоуничтожения человечества и природы. Человек – огромная сила, способная преодолеть любое препятствие на своем пути, и ничто и никто не способен ее остановить, кроме его самого. Мудрость Дома Земля. О мировоззрении XXI века. Экогеософский альманах, вып.
4-5. Под редакцией В.А. Зубова СПб Донецк,2003 274с. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://masters.donntu.edu.ua/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |