Оглавление
Введение
Глава 1. Планированиеаудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом»
1.1 Оценка рисков
1.2 Определение допустимой ошибки(уровня существенности)
1.3 Анализ учетной политики
1.4 Составление программы аудита по существу, выбораудиторских процедур
Глава 2. Проведениеаудита по существу
2.1 Классификация нарушений поналогу на прибыль
2.2 Документальное оформление результатов проверки
Заключение
Библиография
Введение
Налоговый аудит может быть каккомплексным, так и целенаправленным — аудит налогов. Аудит отдельного налога — это проверка правильности формирования налоговой базы по данному налогу,состояния расчетов перед бюджетом, применения льгот, способов ведения учета исоставления налоговой отчетности. Выбор налога для аудита зависит от степениего тяжести в совокупных затратах предприятия, которая определяется на основеинформации, полученной в процессе комплексного налогового экспресс-аудита.
Наиболее востребованнымиявляются аудит налога на добавленную стоимость, аудит налога на прибыль и аудитналога на имущество организаций, аудит единого социального налога и налога надоходы физических лиц, аудит прочих налогов.
Аудит налога на прибыльпроводится с целью выражения мнения аудитора в части правильности порядкаисчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующегозаконодательства.
При проведении аудита налога наприбыль необходимо:
проанализировать порядок ведениясинтетического и аналитического учета расчетов по налогу;
провести оценку правильностиформирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства, например,определить доходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы;
провести оценку отражениятекущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговойотчетности;
провести оценку отражения суммотложенных налогов в бухгалтерской отчетности;
проанализировать порядокклассификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степеньюдетализации информации о расходах, текущих налоговых обязательствах, отложенныхналоговых активах и обязательствах;
провести оценку полноты и своевременностиуплаты в бюджет налогов.
Процедура проведения проверкиправильности исчисления налога на прибыль включает в себя анализ следующихдокументов:
бухгалтерского баланса (форма N1);
отчета о прибылях и убытках (формаN 2);
главной книги или оборотно-сальдовойведомости;
положения об учетной политикеорганизации для целей налогообложения;
регистров бухгалтерского учетапо счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»;
налоговые деклараций;
первичных документов,подтверждающих доходы и расходы для целей налогообложения.
При формировании мнения пофинансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства поутверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественнымаспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация,представление и раскрытие:
существование — расход по налогуна прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовойотчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду;
полнота — расход по налогу наприбыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовойотчетности в полном объеме;
оценка (измерение) — расход поналогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные вфинансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результатдеятельности организации;
классификация — налоговоеобязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное
представление — обязательство поуплате и возврату налогов, а и раскрытие также расход по налогу на прибыльправильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетностис достаточной степенью детализации.
В оценке доказательств припроведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудиториспользует следующие критерии:
требованиязаконодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;
требования налоговогозаконодательства РФ по налогу на прибыль;
требования международныхстандартов финансовой отчетности.
Аудиторская проверка проводитсяв 3 этапа:
планирование аудита;
проведение аудита;
завершение аудита.
Глава 1. Планирование аудиторской проверки поразделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом»
На этапе планирования аудиторразрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемомухарактеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
Детальное планированиеаудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудитауделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и ихассистентов.
Для успешного планированияаудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудиторунеобходимо:
четко понимать цель, для которойбудет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (дляаудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовойотчетности или для составления отчета по специальному заданию);
обладать знаниями о бизнесеаудируемого лица;
дать оценку аудиторского риска иразработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкогоуровня;
определить ключевые позначимости области проверки;
рассчитать уровеньсущественности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
составить детальную программу попроверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служитьинструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроляза надлежащим выполнением работы.1.1 Оценка рисков
При проведении аудиторскойпроверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться кмаксимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторскогориска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска,риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планированияаудиторской проверки в целом.
В случае получения высокихзначений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организоватьпроверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину рисканеобнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходепроцедур проверки по существу.
При низких значенияхнеотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокийуровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск доприемлемого значения.
На оценку неотъемлемого риска вотношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога наприбыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственныхопераций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначноготолкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевыхособенностей в учете и т.д.
Оценка неотъемлемого риска можетбыть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п). Оценканеотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудиторапутем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как«низкий», «средний», «высокий». По итогамрезультатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитороценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.
Аудитору необходимо получитьпредставление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннегоконтроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективногоподхода к своей работе. Тест по оценке системы учета и внутреннего контроляпоможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работеполагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку рискасредств контроля (Рабочий документ РД 2п). Оценка риска средств контроляпроизводится на основании профессионального суждения аудитора путем оценкикаждого вопроса с точки зрения их уровня, как «низкий», «средний»,«высокий». По итогам результатов тестирования и на основаниивнутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроляаудируемого лица.
При получении отрицательногоответа на вопрос N 15 или ответа «только регистров бухгалтерского учета»на вопрос N 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается «высоким»без дальнейшего анализа результатов тестирования.
В случае, если риск средствконтроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не можетполагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономическогосубъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнениене основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когданадежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая»или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на этусистему. В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценканадежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая былаполучена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образомскорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы вцелом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудитаналога на прибыль.1.2 Определение допустимой ошибки (уровнясущественности)
Уровень существенностиустанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор,работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практикевнутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровнясущественности.
При планировании проверки поналогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенностиопределяется в отношении следующих элементов:
остатков по счетам 68 «Задолженностьперед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы»,77 «Отложенные налоговые обязательства»;
групп операций, формирующихналоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).
При определении уровнясущественности должен учитываться не только количественный, но и качественныйаспект искажений.
К качественному аспектуискажения относятся:
несоблюдение учетной политики;
недостаточное или неадекватноеописание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль вфинансовой отчетности.
При определении количественногоаспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений вотношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказатьсущественное влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и набухгалтерскую отчетность.
Для расчета уровнясущественности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности наосновании его профессионального суждения.
Затем устанавливаются процентныедоли этих показателей для определения их расчетного и среднего значения. Размерпроцентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждогопоказателя.
Проведя расчеты и исключивпоказатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общийуровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементамипроверки.
Порядок оценки уровнясущественности должен быть оформлен аудитором документально. Для этогосоставляются рабочие документы РД 3п, РД 3-1п, РД 3-2п. Аудитор на основаниисвоего профессионального суждения и внутрифирменного стандарта устанавливаетуровень долей при определении расчетного значения базовых показателей.
В данных рабочих таблицахопределяется уровень существенности для отдельных показателей с целью выявленияпредельной границы влияния ошибки на правильность формирования налоговой базыпо налогу на прибыль.
Выбранные аудитором показателимогут быть различны в зависимости от видов осуществляемой деятельности иналичия внереализационных операций у аудируемого лица. Источниками информации осуммах начисленных доходов и произведенных расходов являются налоговыедекларации и сводные регистры налогового учета проверяемого экономическогосубъекта.
В случае, если отмеченные в ходеаудита и предполагаемые ошибки больше либо меньше, но в целом близки повеличине значению уровня существенности и (или) имеются расхождения в веденииналогового учета и подготовке отчетности аудируемого лица с требованиямисоответствующих нормативных документов, однако расхождения однозначно не могутбыть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение,берет на себя ответственность и принимает решение о том, сделать или нет вданной ситуации вывод о существенных ошибках и нарушениях либо сделать вывод овключении соответствующих оговорок о невозможности выражения мнения.
Обратная зависимость междусущественностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором приопределении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например,если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудиторопределяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский рискповышается. Аудитор компенсирует это, либо снизив предварительно оцененныйуровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженныйуровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средствконтроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера,сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.
Оценка существенности и аудиторскогориска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки послеподведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменениемобстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например,если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор можеттолько прогнозировать результаты хозяйственной деятельности аудируемого лица. Еслифактические результаты деятельности окажутся в значительной степени отличнымиот прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться.
В случае изменения уровнясущественности после подведения итогов аудиторских процедур в рабочихдокументах должно быть отражено новое значение уровня существенности иприведена аргументация. Полученное значение уровня существенности должно бытьзафиксировано в программе аудита. Если представители аудируемого лицазаинтересуются порядком установления уровня существенности, аудиторская фирмаобязана предоставить эту информацию.
В целях уменьшения вероятностинеобнаружения искажений по налогу на прибыль, а также в целях предоставлениянекоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных впроцессе аудита, аудитор при планировании своей работы может намеренноустанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чемтот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита.
Налог на прибыль и налоговыеобязательства перед бюджетом могут проверяться независимо от уровнясущественности, если аудитором получено специальное задание по проверке налогана прибыль.1.3 Анализ учетной политики
Для эффективного подхода кпроведению аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетомаудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица иоценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского иналогового учета (рабочий документ РД 4п).
Анализ учетной политикиосуществляется с целью:
установления расхождений вопределении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целейналогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств,доходов и расходов;
выявления постоянных и временныхразниц при расчете прибыли;
выявления ключевых по рискуэлементов;
выражения мнения по вопросуприменяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.
Определение «ключевых пориску областей»
В ходе планирования аудита вобласти налога на прибыль и обязательств перед бюджетом необходимо определить«ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такиеобласти, как правило, подлежат сплошной проверке.
При проведении аудита налога наприбыль к ним могут быть отнесены:
операции, неоднозначнотрактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения вналогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
операции с различиями методамиучета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетнойполитикой;
операции с существенными суммами;
операции, ранее не встречаемые вхозяйственной практике аудируемого лица;
операции, учет по которымведется менее квалифицированным или малоопытным работником;
операции, учитываемые снарушением методики отражения на счетах учета.
Источники получения информации о«ключевых по риску областях»:
результаты оценок внутреннего иконтрольного рисков;
результаты проведения опросовработников и анализ учетной политики;
результаты прошлых проверок;
результаты анализазаконодательно-нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Результат определения «ключевыхпо риску областей» оформляется в рабочем документе РД 6п.
Поверка начисления амортизацииосновных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2002, проводится выборочнопо каждой амортизационной группе.1.4 Составление программы аудита по существу, выбораудиторских процедур
Аудиторские процедуры,применяемые для получения доказательств, состоят из тестов средств контроля вотношении оценки организации и эффективности функционирования систем учета и внутреннегоконтроля и процедур по проверке по существу. Аудиторские процедуры при проверкепо существу налога на прибыль и расчетов с бюджетом состоят из тестов насоответствие (детальных тестов) и аналитических процедур.
Тесты на соответствие имеютцелью проверку соответствия содержащейся в документах информации установленнымправилам, требованиям, нормативам; выявления в учетных документах ошибочныхсумм, которые могут оказаться существенными.
Аналитические процедуры имеютцелью изучения полученных в ходе аудита результатов и рассмотрения взаимосвязейотдельных показателей, формирующих базу по налогу на прибыль и задолженностьперед бюджетом.
Методы проведения аудиторскихпроцедур с целью получения достаточных и надлежащих по характеру аудиторскихдоказательств при проверке налога на прибыль состоят из:
опроса персонала аудируемоголица;
наблюдения;
запроса и подтверждения;
инспектирования первичныхдокументов, учетных регистров, налоговых деклараций и другой документации;
арифметических подсчетов;
аналитических процедур.
Детальный перечень аудиторскихпроцедур, необходимых для практического осуществления аудиторской проверки поналогу на прибыль, и приводится в программе проверки по существу. В программетакже определяется объем аудиторских процедур и делается ссылка на рабочийдокумент, в котором будут собраны аудиторские доказательства и сделаны выводыпо каждому элементу аудиторской проверки налога на прибыль (Рабочий документ РД6п).
Глава 2. Проведение аудита по существу
На этапе проведения аудита посуществу необходимо осуществить процедуры по сбору достаточных и надлежащихаудиторских доказательств для выражения мнения, документировать аудиторскиедоказательства.
Аудитор самостоятельноопределяет объем документации по каждой конкретной работе и области аудита,руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документациидолжен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работудругому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смогбы исключительно на основе данных рабочих документов понять проделанную работуи обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочихдокументов аудита по существу определяется характером аудиторского задания, требованиямик аудиторскому заключению, характером и сложностью деятельности аудируемоголица, состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемоголица, необходимостью давать задания аудиторам и осуществлять контроль качествааудиторских услуг, методами сбора аудиторских доказательств. Рабочие документыаудитора, содержащие информацию по аудиту отдельного периода, относятся ктекущим аудиторским файлам.
На следующем, основном, этапепроверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учетанеобходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализааудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации,поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системынецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы уорганизации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организацияреализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учетдоходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, сакцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другойстороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, невозникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу,транспортный налог и т.д.).
Таким образом, проверкуисчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе. Однако ворганизациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющихобособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимыналогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененныйдоход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита долженпроводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляетсяпроверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом поустановленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. Приэтом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Например,при проверке правильности исчисления налога на прибыль в первую очередьобращается внимание на документальное подтверждение и экономическуюобоснованность затрат.
В ходе налогового аудитапроводится проверка правильности формирования налоговой базы и заполненияналоговых деклараций организации. Как уже отмечалось, под налоговым учетом мыпонимаем весь учет, в том числе и бухгалтерский, который содержит данные,влияющие на формирование налоговых обязательств организации. В настоящее времяпрактически все налоги, за исключением налога на прибыль, единого налога,уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогана добавленную стоимость и некоторых других, исчисляются по даннымбухгалтерского учета. Итак, аудиторы, проводящие проверку, проводят экспертизубухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертизавключает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений отруководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. Входе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерскойи юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.
В первую очередь аудиторы должныпонимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация.Дело в том, что практически любая фирма в той или иной степени и в разныхмасштабах заключает сделки, в которых существо отношений не соответствует ихюридическому оформлению. Наиболее распространенный пример — обналичиваниеденежных средств. В целях документального оформления такой сделки многиеорганизации заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операцийпри недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьмасерьезным последствиям. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемныеи рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации,поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечитьаудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но ифактической.
В ходе проверки текущего налогана прибыль составляются рабочие документы РД 7д, РД 8д, РД 9д. Результатыпроверки соблюдения положений налоговой политики по налогу на прибыль,действующему законодательству оформляются отчетным документом ОД 1.
Обобщение и оценка результатовпроверки.
На завершающем этапе аудиторскойпроверки осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификациявыявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки,формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения пофинансовой (бухгалтерской) отчетности. Аналитические процедуры на стадиизавершения аудита должны документироваться аудитором.
В итоговых рабочих документахаудитора отражаются:
причины нарушений нормналогового законодательства по налогу на прибыль;
налоговые последствия этихнарушений для аудируемого лица;
практические рекомендации поустранению негативных последствий выявленных нарушений.2.1 Классификация нарушений по налогу на прибыль
По характеру действий
Непреднамеренные ошибки — Ошибки в результате непреднамеренных действий или недобросовестности; Ошибки,совершенные по некомпетентности, халатности и невнимательности, а также вызванныенесовершенством системы налогового учета и действующего налоговогозаконодательства (вероятность их возникновения повышается в условиях измененияналогового законодательства):
ошибочные действия, допущенные присборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль;
неправильное заполнение строк налоговойдекларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций врегистрах налогового учета;
неправильный перенос данных бухгалтерскогоучета в регистры налогового учета;
арифметические ошибки, описки,пропуски при расчете базы по налогу на прибыль;
ошибки автоматизированной информации,возникающие как при вводе информации в компьютерную программу налогового учета,так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке,хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);
неправильное отражение на счетахбухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций;
неправильные оценочные значения,возникающие в результате недоучета или неверной интерпретации фактов;
неправильное признание,классификация, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности.
Преднамеренные нарушения — Ошибки, возникающие по вине одного или нескольких лиц из числа руководителейпредставителей собственника, сотрудников аудируемого лица, с целью извлечения незаконныхвыгод (борьба с ними должна вестись по линии укрепления внутрифирменногоконтроля):
занижение или сокрытие налога на
прибыль;
фальсификация налоговой ифинансовой
отчетности.
По характеру возникновения
Ошибки в определении базы поналогу на прибыль и обязательств перед бюджетом, связанные снеобоснованностью учетных записей, периодизацией, оценкой, классификацией,признанием и представлением
Ошибки в необоснованностиотражения в учете — отражение в налоговом учете фактов без достаточных нато оснований (например, включение в расходы отчетного периода расходов, не обусловленныхцелями получения доходов, экономически не оправданных, документально неподтвержденныхи др.)
Ошибки в периодизации — неполноеотражение в налоговом учете
фактов хозяйственной деятельности(например, неотражение в налоговом учете реализованных товаров, право собственностина которые уже перешло к покупателю, штрафов, признанных дебитором или присужденныхсудом, и др.);
неверное распределение доходов ирасходов по отчетным (налоговым) периодам (например, единовременное принятие дляцелей налогообложения убытка от реализации основных средств)
Ошибки в оценке — неверныйвыбор способа оценки
(например, принятие к учету для целей
налогообложения сумм по переоценке
основных средств; неверное определение
стоимости незавершенногопроизводства и
др.)
Ошибки в классификации ипризнании — неправильная классификация доходов и расходов (например,отражение доходов от реализации налоговом учете в составе внереализационных доходовотражение прямых расходов в составе косвенных расходов и др.)
Ошибки в формировании — неверноезаполнение налоговой
информации в отчетности декларации;
неполное или неадекватное раскрытиеинформации по налогу на прибыли в финансовой отчетности.
По последствиям
Ошибки, прямо или косвенновлияющие на правильность расчета налога на прибыль
Локальные — признание для целей налогообложениядокументально не подтвержденных расходов (например, расходов на командировку, расходовна оказание консультационных услуг и др.)
Транзитные — признание для целейналогообложения расходов на оплату труда, не предусмотренных трудовым договором,приводящих к завышению базы нормирования расходов на страхование работников,представительских расходов и др.);
неправильное формирование стоимостиамортизируемого имущества (включение в состав прочих косвенных расходов затрат наего доставку) приводит к завышению прочих косвенных расходов и занижению амортизационныхотчислений.
По значимости
Ошибки в расчетах налога наприбыль, имеющие последующее значение на результаты деятельности и финансовоеположение аудируемого лица
Существенные — ошибки в налоговойотчетности, приводящие к значительным штрафным санкциям и (или) пеням по налогуна прибыль, и ошибки в на уровне финансовой отчетности в целом, которые могут повлиятьна экономические решения пользователей этой отчетности.
Несущественные — ошибки в налоговойи финансовой отчетности, не влекущие за собой существенных, как для деятельностиаудируемого лица, так и для третьих лиц последствий.2.2 Документальное оформление результатов проверки
Результаты проведения аудита поразделу налога на прибыль и обязательств перед бюджетом находят свое отражениев «Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности» илив отдельном документе (при налоговом аудите).
Письменная информация (отчет) аудитораруководству и (или) собственникам должен содержать сведения о выявленных впроцессе проверки:
нарушениях учетной политики дляцелей налогообложения;
недостатках в системе налоговогоучета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениямпри расчете налога на прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом;
количественных отклонений приформировании базы по налогу на прибыль в соответствии с налоговымзаконодательством;
искажениях в представлении ираскрытии информации по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом вфинансовой отчетности.
В письменной информации (отчете)аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты,нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранениюданных нарушений.
При проведении аудита поспециальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором выражается мнение остепени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах иналоговых декларациях данных по налогу на прибыль, а также своевременностирасчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы ипредложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению системы налоговогоучета, автоматизации учетного процесса и т.п.
В аудиторском заключении посущественным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора одостоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки,касающиеся налога на прибыль:
по разногласиям относительноналоговой политики и методов налогового учета;
по разногласиям относительнораскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом вфинансовой отчетности (классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные,соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);
по событиям, возникшим послеотчетной даты, и условным фактам в хозяйственной деятельности, связанным собязательством перед бюджетом по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговымпроверкам);
по существенным суммам занижениярасхода по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом;
по ограничениям в объеме работыаудитора.
Заключение
Наибольшее влияние нафинансово-хозяйственную деятельность организации оказывают налог на прибыль иналог на добавленную стоимость, вызывающие больше всего трудностей как прирасчете, так и при проведении проверки.
Аудиторская проверка проводитсяв 3 этапа:
Планирование аудита: оценка аудиторскогориска и допустимой ошибки (уровня существенности); анализ учетной политики — составлениепрограммы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
Проведение аудита по существу: проведениеаудиторских процедур; детальное тестирование; аналитические процедур, сбораудиторских доказательств; оформление рабочих документов.
Завершение аудита: обобщение иоценка результатов аудита; документальное оформление результатов аудита.
На завершающем этапе аудиторскойпроверки осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификациявыявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки,формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения пофинансовой (бухгалтерской) отчетности.
Можно выделить встречающиесянаиболее часто на практике нарушения:
искажение определения прибыли отреализации продукции (работ, услуг);
необоснованное уменьшениеналогооблагаемой прибыли;
не включение прибыли, получаемойучастником от совместной деятельности во внереализованные расходы;
ненадлежащее ведение учета (искажениевыручки от реализации, затрат, неправильное отнесение отдельных налогов, атакже штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.).
Библиография
1. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. «Аудит», М. – 2001 г.
2. Коваль И.Г. «Аудит», М — 2004 г.
3. Лукьяньчук У.Р. «Шпаргалка по аудиту», М – 2009 г.
4. Подольский В. И, Савин А. А, Сотникова Л.В. «Аудит», М – 2007.
5. Шеремет А.В., Шуйц К.А. «Аудит», М – 2008 г.