УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ»
ПРЕДДИПЛОМНАЯПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
АО «Казақстантемір жолы»
Проверил: Токтабаев А.Р
Выполнила:Шокпарова А.Б
студентка 4 курса
специальности«БУиА»
заочной формыобучения
Алматы 2005
Введение
1. История магистрали……………………………………………2
2. Общее положение ……………………………………………..4
3. Системабухгалтерского учета и финансовая отчетность …..5
4. Учет основныхсредств…………………………………………7
5. Капитальныевложения ………………………………………..9
6. Учетнематериальных активов ……………………………….10
7. Учет товарно– материальных запасов……………………….11
8. Учет денежныхсредств………………………………………..13
9. Налогообложение………………………………………………14
10. Учет затратна оплату труда…………………………………...15
1
ИСТОРИЯ МАГИСТРАЛИ
Железные дороги сыграли огромную роль в развитии экономики Казахской Советской Социалистической Республики, азатем и суверенного государства Казахстан. Огромная территория, размещениепроизводительных сил по окраинам республики, природные ресурсы, в первуюочередь –уголь, руда, нефть- делали безальтернативным развитие железнодорожноготранспорта .
Строительство железных дорог на территории Казахстана началось в 1893 году, тогда была построена узкоколейнаяжелезная дорога от Волги к городу Уральску. В 1913 году эта линия былаперешита на широкую колею и сыграла своюположительную роль в освоениипроизводственных сил Западного Казахстана. По самому северу республики напротяжении 182 километра в середине 90-хгодов 19 века прошла Транссибирская магистраль. В то время были построены такназываемые горнозаводские узкоколейные железные дороги, которые обеспечивали доставкугрузов и вывозов угля, руды- от Риддера и Экибастуза к Иртышу. Такую жефункцию выполняла и Спасская железная дорога в Центральном Казахстане.
В 1901 году было принято решение о начале строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. Рассматриваласьнесколько вариантов трассы, восточнее западнее этого направления, ноокончательный выбор оказался самым оптимальным, и почти на всем своемпротяжении стальная магистраль прошла потерритории Казахстана. Эта линия положила начало массовому железнодорожномустроительству на территории республики. Магистраль Оренбург-Ташкент в1904 году было открыто движение от Оренбурга до Казалинска, чуть позже – доТашкента, 1906 году начала действовать вся магистраль. Первая железная дорогаоживила бескрайние степи просторыКазахстана и внесла огромный вклад в освоение природных богатств края иразвития экономики.
Сразу же после окончаниястроительства встал вопрос о ее соединении с Транссибирской магистралью. Былоначато сооружение так называемойСемиреченской дороги отАрыси до Пишпека, но оно закончилось уже в советскоевремя.
В начале 20 века от Транссибирскоймагистрали были построены несколько ответвлений, заходящих на территориюКазахстана. Это: линия Челябинск-Троицк- Кустанай, Алтайская дорога отНово-Николаевска (Новосибирска ) до Семипалатинска, от Татарской до Славгорода, Кулунды и затем позже – до Павлодара. Именно эти линии послужили плацдармомдля дальнейшего развертывания строительства железных дорог в глубь территорииКазахстана.
Известно, какое вниманиеуделялось хлебу, выращиваемому на степных просторах Казахстана. И в 1920 году,в трудное для новой власти время, было начато строительство железной дорогиПетропавловск- Кокчетав, затем ее продлили до Курорт- Борового. В 1929 годупервые паровоз пришел на станцию Акмола- ныне столицу суверенного Казахстана .
2
Участок Акмолинск- Карталы - западная часть Южно-Сибирской магистрали- был построен только в началесороковых годов и тогда же организована самостоятельная Карагандинская дорога с местом расположения аппарата управления в городе Алмолинске.
Железная дорога не остановилась в Акмолинске, она сразу же была продолженак Караганде, к открытым в те годы огромным запасам угля.От Караганды в 30-хгодах 20 столетия железная дорога была продлена до Балхаша к Коунрадскому медно- рудному месторождению, от станцииНельды (Жарык)- на запад к другому богатейшему Джезказганскому месторождению.
К началу тридцатых годов междустанциями Семипалатинск и Луговая был построен легендарный Турксиб. В 1930-мгоду состояла стыковка северного и южного участков линии, и в 1931-м годуорганизована самостоятельная Туркестано-Сибирская железная дорога,управленческий аппарат которого находился в городе Алма- Ате.
Новым важным шагом сталожелезнодорожное строительство в годы освоения целинных и залежных земель. В1954 году принимается программа строительства 3 тысячи километров узкоколейных железных дорог натерритории Северного Казахстана. Строились железные дороги и на югереспублики: от Джамбула к месторождению фосфоритов в Каратау, от Коксу кТалдыкургану и Текели – месторождениеполиметаллических руд, от Усть-Каменогорска- к Зырьяновску и др. Логическимзавершением всех этих событий стала организация в 1958 г. Единой Казахскойжелезной дороги.
3
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Республиканское государственное предприятие «Казақстан темір жолы»создано 01 февраля 1997 г. путем слияния республиканских государственных предприятий: Управления Алматинскойжелезной дороги, Управления Целинной железной дороги и УправленияЗападно-Казахстанской железной дороги (Постановление Правительства РеспубликиКазахстана от 31 Января 1997 года №129) .
Основными задачамиРеспубликанского государственного предприятия «Казақстан темір жолы»являются перевозки железнодорожным транспортом грузов и пассажиров в РеспубликеКазахстан . РГП «Казақстан теміржолы» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан на основе права хозяйственного ведения, сочетая экономические методы управления сцентрализованным руководством перевозочным процессом .
Республиканское государственноепредприятие «Казақстан темір жолы» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основедействующего законодательства РеспубликиКазахстан и своего Устава. Финансовая и производственнаядеятельность Республиканское государственное предприятие «Казақстан теміржолы» осуществляется на основехозяйственной самостоятельности . Республиканское государственное предприятие «Казақстан темір жолы»имеет самостоятельный (консолидированный) баланс, расчетный, валютный и др.счета в банке , гербовую печать суказанием своего наименования на казахском и русском языках .
В состав Республиканское государственноепредприятие «Казақстан темір жолы» входят- дочерние государственныепредприятия со своими филиалами, такиекак пассажирские перевозки, Центр фирменного транспортного обслуживания,Желдорстрой, Транстелеком и др.
Имущество Республиканскогогосударственного предприятия «Казақстан темір жолы» составляют его основные фонды иоборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсыкоторые отражаются в самостоятельном балансе .
4
СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РГП«Казақстан темір жолы» ведется в соответствии со следующими нормативнымидокументами :
1. УказомПрезидента РК, имеющий силу закона «Обухгалтерском учете » от 26 декабря 1995г №2732
2. Стандартамибухгалтерского учета, утвержденными Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому учету 13-15 ноября 1996г.,Постановления 3,4,5; и методические рекомендации к ним
3. Генеральныйплан счетов Б/У финансово хозяйственной деятельности субъекта, утвержденнымНациональной комиссией РК по бухгалтерскому учету
4. Плансчетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятияжелезнодорожного транспорта РК, утвержденным приказом генеральногодиректора РГП «Казақстан теміржолы»
5. Другимидокументами генеральной дирекции РГП «Казақстан темір жолы» по вопросамэкономики, финансов, бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Для структурных подразделений и филиалов, независимо от того в какой орган государственного предприятияони входят, и для дочерних государственных предприятий Генеральнойдирекцией РГП «Казақстан теміржолы» устанавливают следующиеобязанности и права в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности .
В состав сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности РГП «Казақстан темір жолы» включаются финансовая (бухгалтерская )отчетность дочерних предприятий и филиалов, входящих в РГП «Казақстантемір жолы» .
Указом Президента Республики Казахстан от 21.12.95г. «О бухгалтерском учете » установлено, что финансовая отчетностьсубъекта включает в себя :
1. бухгалтерскийбаланс
2. отчет офинансово- хозяйственной деятельности
3. отчет о движении денежных средств
Для предприятий,структурных подразделений и филиалов РГП«Казақстан темір жолы» устанавливаются следующие объемы и периодичность предоставления форм финансовой отчетности, разработанных в соответствии со стандартамибухгалтерского учета №2,3,4.
5
Финансовая отчетность
1. Бухгалтерский баланс формы ФО-1 – ежеквартально;
2. Отчет о результатах финансово- хозяйственнойдеятельности формы ФО-2 – ежеквартально;
3. Отчет о движении денежных средств формы ФО-3– раз в год с годовым отчетом ;
4. Пояснительная записка к отчету и балансу – раз вгод с годовым отчетом.
Внутрипроизводственная финансовая отчетность
1. Отчет о производственно- финансовой деятельностипредприятия- формы: ФО-11(свод), ВФО-12, ВФО-19(всех индексов)– ежеквартально;
2. Отчет о расходах периода форма ВФО-17 –ежеквартально ;
3. Отчет о движении собственного капитала ВФО- 2– разв год с годовым отчетом ;
4. Отчет о движении денежных средств ВФО-3–ежеквартально .
Финансовая отчетность составляется в соответствиис «Указанием о порядке списания финансовой отчетности предприятиями и структурными подразделениями РГП «Казақстан темір жолы» , утвержденным приказом Генеральногодиректора РГП «Казақстан темір жолы» № 322-Ц от 11.05.98 г.
Внутрипроизводственная финансовая отчетность (формы с индексом ВФО) охватывает информацию учета, котораянеобходима управленческомуперсоналу для управленияпроизводством, для калькулированиясебестоимости продукции (работ, услуг)а также для планирования, экономического анализа и контроля . Эта отчетность предназначена длявнутреннего использования в РГП «Казақстан темір жолы» и поэтому внешним пользователям отчетности не представляется и являетсякоммерческой тайной РГП «Казақстантемір жолы»
6
УЧЕТОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Основныесредства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сферематериального производства, так и внепроизводственной сфере .
УчетОС в предприятиях РГП «Казақстантемір жолы» осуществляется всоответствии со стандартамибухгалтерского учета «Учет основных средств » , постановлением Национальной комиссией РК по бухгалтерскому учету №6
Все ОСнаходятся на балансе структурныхподразделений (филиалов ), наделенных правом пользования ОС в соответствии с Положением о структурныхподразделениях .
Учет основных средств в местах их эксплуатации: структурных подразделениях, филиалах,предприятиях ведется на бланках типовых межведомственных форм:
§ Форма № ОС-5 «Инвентарная карточка основныхсредств»;
§ Форма № ОС-6 «Опись инвентарных карточек по учетуОС»;
§ Форма № ОС-7 «Карточка учета ОС»;
§ Форма №ОС-8 «Карточка учета арендованных долгосрочно арендованных) основных средств»;
§ Форма № ОС-9 «Инвентарный список ОС( по месту их нахождения, эксплуатации )».
Учет движения основных средствоформляются:
§ Формой № ОС-1 « Акт приемки- передачи ОС»;
§ Формой № ОС-2 « Акт приемки сдачиотремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»;
§ Форма № ОС-3 « Акт на списании основных средств»;
§ Форма № ОС-4 « Акт на списание автотранспортныхсредств»;
В момент оприходования ОСоцениваются по первоначальной стоимости, определяемой в порядке, изложенномСБУ « Учет основных средств». Основные средства РГП «Казақстан теміржолы» разделены на следующие группы :
§ земля;
§ здания и сооружения;
7
§ машины и оборудования, передаточные устройства;
§ транспортные средства;
§ прочие;
§ незавершенное строительство.
Изменения первоначальной стоимости основныхсредств допускается в случае:
- переоценки;
§ осуществления дополнительных капитальных вложенийили частной ликвидации(демонтажа) объекта в результате чего увеличивается илисокращается срок службы основных средств.
Выбытие основных средств производится в следующих случаях:
- ликвидацияосновных средств(моральный износ, полный износ основных средств и тд.);
- реализацияосновных средств;
- обменаосновных средств;
- безвозмездная передача основных средств.
Списание основных средств (по износу) производится согласно инструкцииМинистерства финансов РК и разъясненияГоскомимущества.
Начисление амортизации основныхсредств в бухгалтерском учете производится по установленным нормамразномерным(прямолинейным) методом.Для налогового учета и расчета по налогообложению в соответствии с действующимзаконодательством структурные подразделения ведут начисление амортизации по налоговым нормам .
8
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Капитальные вложения, реконструкция и модернизация в предприятиях РГП«Казақстан темір жолы» осуществляется за счет начисленной амортизации основных средств, чистого дохода, долгосрочныхкредитов и оплачивается РГП «Казақстантемір жолы» в пределах средствинвестиционного бюджета. Объем капитальных вложений выполняется хозяйственным способом иподрядчиками. Учет капитальных вложений ведется на балансе основнойдеятельности .
Учет капитальных вложений ведется на счете 126 «Незавершенное строительство». На этомсчете открываются необходимыесубсчета для учета приобретенных основных средств, учетастроительно-монтажных работ, выполняемых подрядными и хозяйственным способом,для учета затрат увеличивающих стоимостьобъектов .
По хозяйству пути
- заменаверхнего строения пути более тяжелыми типами рельс ;
- сменастрелочных переводов на железобетонных брусьях;
- заменадеревянных шпал на железобетонные;
- переустройствовременных деревянных мостов на железобетонные трубы и тд.
Попассажирскому (вагонному) хозяйству
- заменаагрегатов и узлов на новые более высокой мощности (редукторы,электродвигатели и тд.);
- переоборудованиевнутреннего и внешнего интерьера с изменением типа вагонов (пассажирских вбагажные, пассажирских плацкартных в купировальные..)
9
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Нематериальные активы- это затраты на нематериальные объекты,используемые в течение долгосрочногопериода .
В бухгалтерском учетенематериальные активы также относятся к долгосрочным активам( сроки службыболее одного года).
Нематериальные активы оцениваются попервоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических затрат на их приобретение и проведение иприведение в состояние готовности киспользованию:
- ценаприобретения ;
- расходы поустановке и накладке программногообеспечения и др.
Износ по нематериальным активам начисляют ежемесячно по установленнымнормам. Нормы износа по каждому видунематериальных активов определяетсяисходя из использования на предприятии.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется взависимости от их вида ( лицензии, права пользования, патенты и тд.), который предусмотрен соответствующимидоговорами .
РГП «Казақстан темір жолы» самостоятельно устанавливает срок полезного пользования нематериальныхактивов : Программные подукты, бессрочныеморально устаревшие патенты, технологии и тд.
При этом величина ежегодных амортизационныхотчислений будеть зависеть отустановленного срока полезного использования нематериальных активов.
Типымежведомственных форм:
- Форма НОК- 1«Акт приемки-педачи нематериальных активов»;
- Форма НОК-2 «Инвентарная карточка учета нематериальных активов»
10
УЧЕТТОВАРНО- МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
Учет товарно- материальных запасов в РГП«Казақстан темір жолы» осуществляется в соответствии состандартом бухгалтерского учета «Учет товарно-материальных запасов» ведется наскладах в карточках или во вторых экземплярах машинограмм.
Учет вбухгалтерии сроится по одному из методов :
- пооперативно- бухгалтерскому (сальдовому) методу, количественный учет бухгалтерне ведет;
- автоматизированномуметоду, при котором в бухгалтерии ведется количественный суммовой учет.
В бухгалтерском учете товарно-материальные запасы группируются: «на складе», «в пути », «отклонение отучетных цен».
В учете всех видов товарно –материальных запасов применяется типовая документация испециализированные бланки применяющиеся на железнодорожных с индексом ФМУ.
Себестоимость товарно-материальных запасов включает затраты на приобретениезапасов, транспортно-заготовительные расходы, связанные с их доставкой к ихместу расположению в настоящее время и приведение в надлежащее состояние,затраты на переработку продукции (выполнение работ и услуг). Затраты наприобретение товано-материальных запасов включает в себя цену на покупку,пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим,посредническим организациям, транспортно-заготовительные расходы и прочиерасходы, прямо связанные с приобретением запасов .
На РГП «Казақстан теміржолы» товарно –материальные запасыоценивается и учитывается посредневзвешенной стоимости. Средневзвешенная стоимость товарно-материальныхзапасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц,имеющихся на начало отчетногопериода и приобретенных и произведенныхв течении данного периода. Методы ЛИФО и ФИФО не применяются .
Списание отпущенных в производство товарно-материальных запасов производится непосредственно на счетаиздержек производства с подотчета материально- ответственных лиц.
Для нормирования отпуска товарно- материальных запасов на производственные нужды в отдельныхструктурных подразделениях могут применяться «лимитно-заборные карты ».Основанием для списания материальных запасов на издержки производства является, соответствующим образом оформленноетребование
11
или лимтно-заборная карта,подписанная начальником цеха, мастером, бригадир и тп. Распоряжением попредприятию, структурному подразделению устанавливается перечень лиц, которымпредоставляется право затребовать товарно- материальные запасы со склада для производственных нужд.
Инвентаризация товарно-материальныхзапасов раз в год, но не ранее 01 октября в установленном порядке по распоряжению руководителясубъекта(дочернего государственного предприятия, филиала, структурного подразделения). При смене материально–ответственных лиц производитсяинвентаризация товарно- материальных запасов на день приемки-передачи дел, атакже при наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в сохранности ценностей(взлома, пожара итп.)Переоценка товарно- материальных запасов производится в установленномпорядке. В каждом отдельном случае издается распоряжение РГП «Казақстан темір жолы».
Приобретенные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, инструменты,постельные принадлежности, специальная одежда, специальная обувь,предохранительные принадлежности, до передачи их в эксплуатацию учитываются на счете 206-«прочие материалы»,субсчет 04-«предметы многократного использования на складе».
При выдаче указанных предметов сосклада в эксплуатацию учет производитсяследующим образом :
§ малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты срок службы которых менееодного года списываются с кредита счета204.4 в дебет счетов издержек производства(126,811,821,900,904,920,924,930 и др.)
В дальнейшем на них следует завести оперативныйучет в инвентаризационных описях или книгах, для контроля за их сохранностью.
Предметы, при сроке службы более одного года признаются основнымисредствами и стоимость относят дебет125-«прочие основные средства», субсчета 01-«инструменты, производственный ихозяйственный инвентарь».
Инструменты, постельныепринадлежности, специальная одежда, спец. обувь, предохранительныепринадлежности по мере отпуска вэксплуатацию списываются с кредита 206.04-«предметы многократного использованияв эксплуатации».
По мере выбытия этих предметов из эксплуатации по износу ихстоимость списывается с кредита 206.05 в дебет счетов издержек производства (126,811,821,900,904,920,924,930и др.) с составлением соответствующих документов на списание.
При выполнении различныхвидов ремонта возвратную часть капиталов приходуют по ценам возможногоиспользования на дебет счетов учета
12
материалов в уменьшение фактических затрат, соответствующего вида ремонта,т.е с кредит счетов учетапроизводственных затрат – 900,920 или
821.05. Оприходование материалов,полученных при ликвидации основных средств, производится также по ценам возможного использования на дебет счета материалов с кредит722.01-«доход от реализации основных средств.
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
РГП «Казақстан темір жолы» имеет расчетный валютный и другие счета в банках, операции по которымсовершаются в установленном законном порядке. В учете денежных средств РГП«Казақстан темір жолы» и его предприятия строго руководствуются действующими законодательными и нормативнымиактами, формирующими учетную политику .По учету денежных средств в кассе материально — ответственным лицом являетсякассир, в обязательности которого входит :
§ проверка правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров,наличие и подлинности подписей, приложений, перечисленных в ордерах;
§ принятие и выдача денежных средств;
§ регистрация кассовых операций в кассовой книге;
§ сдача наличных денежных средств в банк .
Если для выдачи заработной платы идругих выплат привлекаются по письменному приказу другие лица, то с ними такжезаключается договора о их полной материальной ответственности .
В РГП «Казақстан темір жолы», дочерних предприятиях и структурных подразделениях раз в месяц производится внезапная ревизия хранящихся в кассе денежных средств и др.ценностей. Ее проводит комиссия в следующем составе:
§ главный бухгалтер;
§ бухгалтер;
§ представитель отдела внутреннего аудита иконтроля.
13
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В соответствии с действующим налоговым законодательством и со Стандартом бухгалтерского учета «Учетподоходного налога » структурные подразделения и дочерние предприятия РГП «Казақстан темір жолы» организуютналоговый учет и ведут вспомогательные аналитические таблицы для налоговыхрасчетов .
Подоходный налог с юридических лиц исчисляется в целом по РГП«Казақстан темір жолы» поконсолидированному балансу иконсолидированной «Декларации о совокупном годовом доходе и произведенныхвычетах юридического лица ». Уплата в бюджет подоходного налога с юридических лиц производится согласно действующего налогового законодательства .
Дочерние предприятия и структурныеподразделения на основании баланса,данных аналитического учета и налоговыхрасчетов составляют «Декларация осовокупном годовом доходе и произведенных вычетах юридического лица », и представляют в РГП «Казақстан темір жолы» .
При расчетах с дочернимипредприятиями и структурными подразделениями эта операция находит сл