Содержание.
Стр.Введение …………………………………………………………………………….5
Глава I. Теоретические основыреструктуризации кредиторской задолженности предприятий…………………………………………………………………………. 9
1.1 Основныецели и задачи реструктуризации кредиторской задолженностипредприятий…………………………………………………………………...9
1.2 Особенности реструктуризациикредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий……………………………………….16
1.3 Основы действующегозаконодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий пофедеральным налогам и сборам…………29 1.3.1Условия предоставления реструктуризации кредиторской задолженности предприятиямпо федеральным налогам и сборам………… 29
1.3.2 Порядок проведенияреструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам ………………………………………….…35
1.3.3 Перечень документов,необходимых для реструктуризации
задолженности по федеральным налогам исборам. ……………. ………. 41
1.3.4 Обеспечение проведенияреструктуризации кредиторской
задолженности по федеральным налогам и сборам в налоговых органах… 43
Глава II. Реструктуризация кредиторскойзадолженности по федеральным налогам и сборам по ЗАО «Мобил Телеком»…………………………………... 52
2.1Характеристика ЗАО «Мобил Телеком» и его основные технико-экономическиепоказатели в 2002 – 2003 г. ……………………………………52
2.2Анализ кредиторской задолженности ЗАО «Мобил Телеком»… ..59
2.3Реструктуризация кредиторской задолженности ЗАО «Мобил Телеком» по федеральнымналогам и сборам………………………………………………… 61
2.4Предложения по финансовому оздоровлению ЗАО «Мобил Телеком» в результатереструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам……………………………………………………………….68
ГлаваIIIБлагоустройство газона на территории
ЗАО«МОБИЛ ТЕЛЕКОМ»…………………………………………………… 85Выводы ипредложения…………………………………………………………….94Список использованнойлитератур………………………………………………..99Приложения………………………………………………………………………….102
Введение.
Проблема задолженностипредприятий по платежам в бюджет затрагивает интересы не только государства иместных органов управления, но и предприятий, организаций различныхорганизационно-правовых форм. Оназаслуживает самого серьезного внимания, поскольку долги перед государствомдостигли астрономических размеров, сопоставимых с объемом поступления средств вбюджет. [16]. Положение усугубляется еще и тем, что, кроме долгов предприятийперед государством, многие из них имеют долги друг перед другом.
В связи с дефолтом 1998г. данная проблема достигла пика актуальности, поскольку снизилась активность банков по кредитованиюфинансово-хозяйственной деятельности предприятий.
В целях сокращения долгов предприятий передбюджетом, а также ликвидации их взаимнойдебиторской задолженности ПравительствомРоссии был принят ряд постановлений, позволивших урегулировать поступление налоговых платежей в бюджет приодновременной активизации финансово-хозяйственной деятельности в стране.
Общий размерзадолженности налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетныефонды вырос в 1999 г. по сравнению спредыдущим годом более чем в 1,5 раза, в том числе в федеральный бюджет — в 1,7раза. При этом задолженность в федеральный бюджет составляла две трети от общейзадолженности в бюджетную систему, а в бюджеты территорий — чуть больше однойтрети [16 ].
На 1 января 1999 г. вРоссии насчитывалось более 7 тыс. организаций — крупнейших налогоплательщиков,каждый из которых имел задолженность в федеральный бюджет более 1 млн. руб., аобщая сумма их долга составила более 64% от суммы задолженности в федеральныйбюджет всех налогоплательщиков России. Следует подчеркнуть, что на каждый рубльдолга по налогам в федеральный бюджет добавляется в среднем 0,7 руб.задолженности по пеням и штрафам [19 ].
Вследствие этогопогашение задолженности является одним из основных резервов роста налоговыхпоступлений в бюджет. Кардинальное решение данного вопроса невозможно безсоздания целостной системы по работе с крупнейшими предприятиями, а ееосновой быть мониторинг ихфинансово-хозяйственной деятельности и оценка финансового состояния. Системныйанализ деятельности крупнейших предприятий, налоговый контроль и законноеприменение всевозможных мер принудительного взыскания задолженности обеспечили в 2003 г. пополнение федеральногобюджета на 38%.
В широком смысле реструктуризация — этоодин из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему исоздания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.
В более узком, конкретном понимании — этоперенос сроков уплаты налоговых платежей и «замораживание» наопределенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательствпредприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.
Проблема накопленныхдолгов по налогам и иным платежам в бюджетную систему в последние годы серьезностоит на повестке дня и до сих пор неперестает быть сверхактуальной.
По-прежнему, несмотря наизменившуюся в лучшую сторону общую экономическую ситуацию в стране,задолженность налогоплательщиков перед государством продолжает нарастать. Поданным МНС России на начало 2004 г. должниками бюджета являются более 700 тысячпредприятий, а общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням составилаболее 1,1 трлн. руб., что сопоставимо с объемом годового федерального бюджета.
В этой ситуации реструктуризация,обеспечивающая своевременное и полное поступление в бюджетную систему начисляемыхтекущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнениебюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемыхна неё процентов несомненно выгодна государству.
Не менее выгодна реструктуризация и самим налогоплательщикам.
За годы экономического кризиса серьезноухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий.Разбалансированность расчетно-платежной системы, наряду с другими негативнымиявлениями, привела к накоплению предприятиями больших объемов задолженности, вструктуре которой значительную часть составляют обязательства перед бюджетнойсистемой. «Висящие» тяжелым грузом долги являются факторомнедостаточной финансовой устойчивости предприятий, их инвестиционнойнепривлекательности.
В данной ситуации именно реструктуризацияпозволила сделать более стабильным финансовое состояние предприятий, поскольку:
— срочные и долгосрочные обязательствабыли разграничены;
— прекратилось начисление пени наотсроченные платежи текущих налоговых платежей, а также гарантированноеежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченнойзадолженности и начисляемых на нее процентов несомненно выгодна государству.,а следовательно, сократились непроизводительные расходы;
— были разблокированы счета (отозваныинкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий,что позволило нормализовать процесс производства;
— на плановой основе были распределеныдоходы предприятий, часть из которых могла быть направлена в виде инвестиций вразвитие производства, и т.д.
Таким образом, нормализациявзаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для увеличения налоговых поступлений в бюджет ифактором оздоровления экономики предприятий.
Не случайноПрезидент и Правительство РоссийскойФедерации уделили этой проблеме очень серьезное внимание. В разные годыПравительство РФ предпринимало попытки погасить задолженность предприятий передбюджетом путем ее реструктуризации.
Актуальность выбранной темы обусловлена перечисленнымивыше аспектами.
В представленной дипломной работе рассмотрены основные теоретические,законодательные и практические аспекты реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам исборам, а именно:: цели и задачи проведения реструктуризации, особенностиреструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровленияпредприятий, условия предоставления реструктуризации по федеральным налогам исборам, порядок ее проведения, подробный перечень и анализ необходимых документов,вопросы организации и контроляреструктуризации со стороны налоговых органов, представлены материалы пореструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам ЗАО«Мобил Телеком», в том числе приведены характеристика предприятия, анализкредиторской задолженности в 2002 и 2003 г.г., конкретные документы, наосновании которых проводится реструктуризация кредиторской задолженности пофедеральным налогам и сборам, результаты финансового оздоровленияпредприятия. В заключении подводитсяитог проведенного в дипломной работе исследования, предлагаются выводы о ролиреструктуризации в пополнении бюджета и финансовом оздоровлении предприятий ипредложения по усовершенствованию этих взаимозависящих процессов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
1.1 Основные цели и задачиреструктуризации кредиторской задолженности предприятий.
Цели и задачи реструктуризациикредиторской задолженности предприятий перед бюджетом вытекают из значимостиналоговых платежей как основного государственного экономического рычага.
Именно налоговые поступления являютсяфинансовой базой для решения следующих жизнеобеспечивающих и весьмапротиворечивых государственных программ:
— содержание государственныхструктур,
-развитие широкомасштабных социальныхпрограмм,
-воздействие на структурнуюперестройку рыночных отношений с ориентацией на отечественныхпроизводителей,
- поддержка социально не защищенныхслоев населения, в том числе,
инвалидов, пенсионеров,сирот, многодетных семей.
Рациональная налоговая политикаобеспечивает сбалансированность общегосударственных региональных, местных ичастных интересов, содействуя развитию производства, предпринимательства иактивизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физическихи юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства,призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства исоздавать стимулы для повышения эффективности производства.
Одним из основных направленийдеятельности Правительства Российской Федерации является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционногоклимата.
Важной составляющей для решения этойзадачи должно стать общее финансовое оздоровление российских предприятий. Темболее, что специфика функционирования последних заключается в объективно сложившихся формах хозяйствованияв стране, являющихся постсоветскими и не соответствующих требованиям рыночнойэкономики.
До сих пор сохраняется парадоксальнаяситуация при которой крупнейшие предприятия-налогоплательщики, вносящиенаибольший вклад в бюджеты всех уровней, являются одновременно и основнымидолжниками государства.
Одним из основных направленийдеятельности Правительства РФ является создание благоприятногопредпринимательского и инвестиционного климата. Важной составляющей для решенияэтой задачи должно стать общее финансовое оздоровление предприятий российскойэкономики, которая характеризуется особенностями, не соответствующимитребованиям рыночной экономики и являющимися, по существу, производными от формхозяйствования в советское время.
Наблюдение за финансовым состояниемкрупных, экономически или социально значимых организаций ведется, начиная с 1999 года в рамках обязательногофинансового мониторинга, проводимого в соответствии со ст.25 Федеральногозакона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».Ежеквартально осуществляется сбор и анализ финансовых документов примерно 1700российских предприятий.
Результаты мониторинга финансовогосостояния крупных, градообразующих, социально значимых предприятий позволяютсделать выводы, общие и для большинствадругих российских организаций, в частности о том, что сроки, в течение которых большинствороссийских предприятий рассчитывается по своим обязательствам передкредиторами, существенно превышают нормы и пределы, установленныезаконодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ)установлена граница в 3 месяца просрочки оплаты по долгам, после которойкредитор, имея обязательства в размере более 500 МРОТ, получает право наобращение в арбитражный суд с иском о банкротстве предприятия-должника.
Средняя величина соотношения текущихобязательств предприятий и их среднемесячной выручки за 1998 год составляла(согласно мониторингу) около 9 месяцев, за 1999 год — 7,4 месяца, а по итогам 1полугодия 2000 года — 6,5 месяцев. Несмотря на положительную тенденцию,рассматриваемый показатель превышает установленное значение более чем в два раза.Кроме того, данные мониторинга свидетельствуют о том, что только четвертаячасть организаций может в течение срока, меньшего, чем 3 месяца, рассчитатьсяпо своим обязательствам за счет своей выручки. Следовательно, 75% российскихпредприятий являются потенциальными объектами применения процедурбанкротства.[19 ].
Все вышесказанное свидетельствует како необходимости решения основной задачи финансового оздоровления предприятий,так и относительно более простой, но тоже очень важной задачи экспертизы финансовогосостояния предприятий и определения их платежеспособности. Последнее особенноважно в связи с тем, что в свете особенностей отечественной экономики далеко невсе подходы, разработанные в мировой практике, применимы к российскимпредприятиям. Кроме того, признаки неудовлетворительной структуры баланса,установленные постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 и раньшешироко использовавшиеся для экспертизы финансового состояния предприятий, внастоящее время следует признать недостаточными для определенияплатежеспособности предприятий.
Конечно, полный и глубокий анализплатежеспособности и уровня финансового состояния предприятия может бытьпроведен на основе подробного изучения первичной финансовой документации, что впрактике работы органов государственной власти очень трудно реализовать. В тоже время финансовое состояние и платежеспособность предприятий могут быть свысокой достоверностью определены и по основным документам бухгалтерскойотчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.). Для этогоможно выделить следующие основные показатели [20]:
1) соотношение среднего размератекущих обязательств организации и ее среднемесячной выручки за тот же период.Если значение данного показателя превышает 3, то предприятию понадобится болеетрех месяцев, чтобы рассчитаться по своим долгам, при условии, что вся выручкабудет направлена на погашение текущей задолженности перед кредиторами. Этотсрок выше, чем установленный законодательством.
Предприятие может расплатиться посвоим долгам, если сможет реализовать свое имущество, в первую очередь то, чтоявляется относительно быстрореализуемым — оборотные активы. Конечно, при этомоборотных активов должно быть в достаточном количестве как для расчетов пообязательствам, так и для продолжения процесса производства;
2) соотношение стоимости оборотныхактивов и текущих обязательств предприятия. В зарубежной практике принято, чтоданное соотношение должно быть не ниже двух. Для российской действительностиследует признать, что такая граница достижима только для небольшого количествапредприятий. По данным мониторинга, только 11% организаций отвечают этомукритерию, а около 40% предприятий имеют менее 1 руб. оборотных активов на 1руб. текущих обязательств. Среднее соотношение составляет 1 руб. 8 коп. на 1руб. обязательств.
Таким образом, в случае если упредприятия соотношение среднего размера текущих обязательств к среднемесячнойвыручке превышает три месяца и одновременно соотношение стоимости оборотныхактивов к стоимости текущих обязательств меньше 1 руб. на 1 руб., то оно,безусловно, является неплатежеспособным. Но и в случае, если рассматриваемоесоотношение активов и обязательств превышает 1, но находится в критическойобласти до 1,2, финансовое состояние предприятия также неудовлетворительное,поскольку, расплатившись по своим долгам, оно не сможет продолжатьпроизводственную деятельность, лишившись большей части оборотного капитала;
3) наличие собственного капитала воборотных средствах. Этот показатель представляет собой разницу междустоимостью оборотного и заемного капитала предприятий. Отсутствие собственногокапитала в оборотных средствах говорит о том, что все оборотные активыпредприятия сформированы за счет заемного капитала, а также часть еговнеоборотных (основных) средств уже принадлежат, по сути, кредиторам. Всоответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 долясобственного капитала в оборотных средствах должна быть выше 10%.
По состоянию на 1 июля 2000 годасреднее значение доли собственного капитала в обороте по организациям, покоторым проводился финансовый мониторинг, составляет менее 1%. Половина всехорганизаций вообще не имеют собственных оборотных средств, а требуемый нормативвыполняется только в отношении 30% предприятий. Очевидно, что организации, неимеющие собственных источников формирования оборотных средств, должныотноситься к числу организаций с неудовлетворительным финансовым состоянием;
4) динамическая характеристикабезубыточности текущей хозяйственной деятельности предприятия. По ряду понятныхпричин такой характеристикой не может быть прибыль, остающаяся в распоряженииорганизации. Целесообразно использовать показатель рентабельности продаж,определяемый как соотношение прибыли и выручки от продаж. По данныммониторинга, средний показатель рентабельности продаж составляет 8 коп. на 1руб. выручки без учета НДС, акцизов и других обязательных платежей.
Рентабельность текущей деятельностиявляется одним из важнейших показателей действительного финансового состоянияпредприятия. Даже при других не вполне удовлетворительных показателях наличиерентабельности свидетельствует о положительных тенденциях. В то же время приблагополучии всех других статических финансовых показателей отсутствиерентабельности по основной деятельности предприятия является признакомвозникших проблем, которые могут быть причиной ухудшения финансового состоянияв будущем.
Таким образом, основной цельюреструктуризации кредиторской задолженности предприятий по налогам и сборам(схема 1) является гарантированное ежеквартальное поступление вбюджет сумм просроченной реструктурированной задолженности и начисляемых на нихпроцентов при условии своевременной и полной проплаты текущих налоговых платежей и сборов. (плакат 1).
Основные цели реструктуризации
Гарантированное еже-
квартальное поступле-
ние в бюджет просро-
ченной реструктуриро-
ванной задолженности
Гарантированное еже-
квартальное поступле-
ние в бюджет начис –
ленных процентов
Своевременная и пол-
ная проплата текущих
налоговых платежей и
сборов.
Схема 1. Основные целиреструктуризации.
Для реализации поставленной цели вделе реструктуризации кредиторской задолженности должны быть решены такиезадачи как оказание помощи предприятиями организациям посредством предоставления рассрочки уплаты кредиторскойзадолженности на более длительный срок, чем это предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах.
На схеме 2 представлен переченьосновных задач, решение которых позволит создать предпосылки для финансовогооздоровления предприятия путём предоставления ему реструктуризации по налогам исборам. (плакат 2).
Неначисление пеней на просроченную реструктурируемую задолженность
Равномерное, долгосрочное погашение реструктурирванной задолженности по налогам, облегчающее налоговое бремя
Законное списание реструктурированных пеней и штрафов, высвобождаемое денежные средства на развитие предприятия
Неприменение мер принудительного взыскания реструктурированной задоженности, в т.ч., инкассовые, арест имущества и т.п.
Основные задачи реструктуризации по финансовому оздоровлению предприятия
Схема 2.
1.2Особенности реструктуризации кредиторской
задолженностив системе финансового оздоровления предприятий.
Выполнение налогоплательщиком своейглавной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строгоустановленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернутьсядля налогоплательщика весьма серьезными последствиями, причем не толькоэкономического, но и уголовного характера. Однако в силу определенныхобстоятельств реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщикаможет не быть. Причиной тому могут быть как внутренние проблемыналогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующееналоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаяхперенести срок уплаты налога на более позднее время.
Вступившим в действие Налоговымкодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога(сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФчетко определил, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, иустановил четыре формы, в которых оно может производиться: отсрочка, рассрочка,налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Крометого, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более какналоговая льгота. Из НК РФ [2] следует, что это особый порядок исполненияналогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов). Реструктуризациязадолженности по налогам является одной из разновидностей изменения срокауплаты налога в форме рассрочки.
Изменением срока уплаты налога исбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на болеепоздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). При этом, как следует из п. 2 ст. 61 НК РФ,срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащейуплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.
Кроме того, учитывая, что Налоговыйкодекс не содержит никаких ограничений относительно того, какие именно срокимогут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможностьизменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФприменительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков,предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.
Рассмотрим основные особенностикаждого из видов изменения срока уплаты налоговых платежей, отражённые на схеме3 (плакат 3).
Виды и особенности изменения срока уплаты налоговых платежей
Отсрочка
(по всем налогам и сборам)
Рассрочка
(по всем налогам исборам)
Налоговый кредит (по всем
налогам и сборам)
Инвестицион-
ный налоговый кредит (прибыль,
регион. и местн. нал.)
1. Перенос срока оплаты от 1 до 6 месяцев.
2.Единовременная уплата
всей суммы задолжен-
ности после отсрочки
1. Перенос срока оплаты от 1 до 6 месяцев.
2.Поэтапная оплата за-
долженности в течение срока рассрочки
1. Перенос срока оплаты от 3месяцев до 1 года
2. Единовременное или этапное погашение
1. Перенос срока оплаты от 1 года до 5 лет
2.Поэтапная оплата кредита и начисленных %
Схема 3. Основные виды иособенности изменения срока уплаты налоговых
платежей.
Так, отсрочка — это перенос срокауплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременнойуплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Рассрочка, в отличие от отсрочки,представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и при отсрочке,срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующегосрока (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Итак, мы видим, что основное отличиеотсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговойзадолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно и вполном объеме, во втором — поэтапно в течение периода, на который предоставленарассрочка. В остальном же эти две формы изменения срока уплаты налога (сбора)одинаковы.
И отсрочка, и рассрочка по уплатеналога (сбора) могут быть предоставлены как по одному, так и сразу понескольким налогам. Идентичны порядок и условия предоставления отсрочки ирассрочки по уплате налогов и сборов.
Основанием для предоставлениязаинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служитьлюбое из нижеуказанных обстоятельств:
— лицу причинен ущерб в результатестихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельствнепреодолимой силы;
— задержано финансирование из бюджетаили оплата выполненного государственного заказа;
— существует угроза банкротства лицав случае единовременной выплаты им налога;
— имущественное положение физическоголица исключает возможность единовременной уплаты налога;
— производство и (или) реализациятоваров, работ или услуг носят сезонный характер;
— иные основания, предусмотренныеТаможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи сперемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 2 ст. 64 НК РФ).
Следует иметь в виду, что в первыхдвух случаях уполномоченный орган не имеет права отказать обратившемуся к немулицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределахсоответственно причиненного лицу ущерба либо суммы недофинансирования илинеоплаты выполненного этим лицом государственного заказа, если только неустановит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающиевозможность изменения срока уплаты налога (п. 7 ст. 64 НК РФ).
Обстоятельствами, исключающимивозможность изменения срока уплаты налога, являются:
— возбужденное уголовное дело попризнакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах исборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;
— проведение в отношении указанноголица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу обадминистративном правонарушении, связанном с нарушением законодательства оналогах;
— наличие достаточных основанийполагать, что лицо воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средствили иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собираетсявыехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).
Необходимо отметить, что при наличииуказанных выше обстоятельств изменение срока уплаты налога (сбора) недопускается ни при каких условиях независимо от того, в какой формепланировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка,рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.
Перенос предусмотренного налоговым законодательствомРФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точкизрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу засчет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общееправило, согласно которому на сумму задолженности, по которой предоставляетсяотсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равнойодной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки(рассрочки).
Исключение составляют случаи, когдаотсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи спричинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержкифинансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. Втакой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.
Налоговым кодексом РФ источниквыплаты процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не определен. Поэтомувозникает вопрос о том, что же будет служить источником подобных расходов.
Определение состава затрат,учитываемых при налогообложении прибыли, осуществляется в соответствии сПоложением о составе затрат..., утвержденным Постановлением Правительства РФ от05.08.92 N 552. При этом главным критерием включения тех или иных расходов всостав затрат является связь этих расходов с процессом производства иреализации продукции (работ, услуг) (п. 1 Положения о составе затрат).
Расходы на выплату процентов запредоставление отсрочки (рассрочки) не носят производственный характер,поэтому, по нашему мнению, они не должны включаться в состав затрат, а должныосуществляться за счет чистой прибыли налогоплательщика. Такого же мненияпридерживается и Минфин РФ (письмо от 22.12.99 N 04-02-05/1).
Чистая прибыль предприятия будетявляться источником выплаты процентов также и в случае предоставленияналогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Как правило, как отсрочка, так и рассрочка по уплатеналогов (сборов) предоставляются только при условии обеспеченияналогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства поуплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательствпри предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества илипоручительство (п. 5 ст. 61 НК РФ).
Закон не устанавливает требования онеобходимости обязательного обеспечения заинтересованным лицом исполненияобязательства для предоставления ему отсрочки или рассрочки по уплате налога(сбора), но, как показывает практика, органы, в компетенцию которых входитрешение вопросов о предоставлении отсрочек (рассрочек), в большинстве случаеввсе же требуют заключения договора залога имущества или оформленияпоручительства.
Залог имущества оформляется договороммежду налоговым органом и залогодателем, в качестве которого может выступатькак сам налогоплательщик (плательщик сбора), так и третье лицо. В случаенеисполнения лицом, получившим отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (сборов)в установленный срок своих обязательств перед бюджетом, такая обязанность можетбыть исполнена налоговым органом за счет стоимости заложенного имущества (ст.73 НК РФ).
Если при изменении сроков уплатыналога (сбора) обязанность налогоплательщика обеспечив