Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Формирование бухгалтерской отчетности Понятие и

Содержания
Введение
1. Общие принципы составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
1.1 Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
1.2 Сущность приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5)
2. Порядок формирования показателей приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5) на примере предприятия ОГУП «Грязидорстройремонт»
2.1. Организационно–экономическая характеристика организации
2.2. Заполнение приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5) на примере предприятия ОГУП «ГРЯЗИ ДСР»
2.3 Взаимоувязка показателей отчетности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (например, отчет о движение денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и пояснительную записку.
В работе будет рассмотрен пример составления приложения к бухгалтерскому балансу — формы №5.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку основных статей бухгалтерского баланса. Таким образом, само название этой отчетной формы определяет ее жесткую взаимосвязь с раскрываемыми статьями бухгалтерского баланса на основе их сопоставимости. Эти данные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) дает расшифровку статей бухгалтерского баланса и состоит из десяти разделов. Эти разделы не пронумерованы, так как согласно п. 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности отдельные показатели, включенные в данное Приложение, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.
Цель данной работы — изучить теоретические и практические аспекты значения составления приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5).
В связи с этим ставятся следующие задачи:
раскрыть сущность приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
рассмотреть особенности заполнения формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
отобразить практические аспекты составления приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5) на примере предприятия ОГУП «Грязидорстройремонт».
Объект исследования — ОГУП «Грязидорстройремонт».
1. Общие принципы составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
1.1 Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать учетную политику организации и обеспечивать заинтересованных пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового положения.
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил. Каждое такое отступление должно быть раскрыто с указанием его причин и результатов.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные, состав которых каждая организация определяет самостоятельно. К ним, в частности, относятся следующие показатели:
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но неоплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ;
о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
об основных результатах деятельности организации по сегментам. Перечень сегментов, по которым раскрывается информация, определяется организацией самостоятельно. При этом информация по сегментам подлежит раскрытию в отчетности (т.е. сегмент является отчетным), если выполняется одно из следующих условий: выручка от продаж, финансовый результат деятельности либо величина активов составляют соответственно не менее 10% общей суммы выручки, суммарной прибыли либо активов организации. В пояснениях принятые организацией показатели раскрываются в очередности (как первичные или вторичные), которая определяется их важностью (преобладающим характером) в общих показателях деятельности организации. Раскрытию подлежит, в частности, информация об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг; о затратах по продажам, прибылях и убытках и т.п.: а) по видам (отраслям) деятельности (например, продажа выпущенных автомашин, оказание услуг по обслуживанию машин и т.п.); б) по географическим рынкам сбыта товаров, продукции (работ, услуг) или по местам расположения активов организации (регионы России, несколько государств и т.п.);
о составе затрат на производство (издержках обращения);
о составе прочих доходов и расходов;
о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности. Отдельно раскрываются события после отчетной даты и условные факты, по которым произведены бухгалтерские записи в отчетном году и по которым они не произведены, но события которых на дату представления организацией бухгалтерской отчетности существенно повлияли на показатели ее отчетности. К последним, например, относятся: покупка контрольных пакетов акций (долей) других организаций, получение займов и т.п.;
о прекращенных операциях;
об аффилированных лицах. В соответствии с законодательством аффилированными лицами являются физические или юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации. При этом согласно бухгалтерским правилам в пояснениях раскрывается информация об операциях между организацией и ее аффилированными лицами, а также об аффилированных лицах, в частности: приобретение или продажа товаров, продукции (работ, услуг) либо других активов; арендные отношения; предоставление или получение гарантий и т.п. К аффилированным лицам, в частности, относятся лица, контролирующие или оказывающие значительное влияние на организацию; организации, которые контролируются или на которые оказывается существенное влияние отчетной организацией;
о государственной помощи;
о прибыли, приходящейся на одну акцию. Данный показатель приводится также в его итоговой сумме в отчете о прибылях и убытках.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут раскрывать информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) либо в виде пояснительной записки.
Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь на них указание.
В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.
Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе инвестиционной, финансовой и текущей (операционной) деятельности.
Акционерные общества, хозяйственные общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного капитала и других составляющих собственного капитала организации.--PAGE_BREAK--
Бухгалтерская отчетность организации за отчетный год должна сопровождаться отчетом образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.) о развитии деятельности организации в отчетном периоде и основных факторах, повлиявших на ее хозяйственные и финансовые результаты.
1.2 Сущность приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5)
Международный стандарт финансовой отчетности «Представление финансовой отчетности» МСФО 1 рекомендует наряду с основными формами в составе годовой финансовой отчетности приводить вспомогательную информацию исходя из критериев существенности и уместности. Такая информация включается в годовую отчетность российских организаций в виде Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5).
На основании п. 39 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (далее — ПБУ 4/99), а также п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, принятых Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация [11, с. 56].
При раскрытии организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации о принадлежащих ей активах в качестве основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности раздельно приводятся данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и начисленной амортизации.
Информация о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим элементам, приводится в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др.
В разделе «Нематериальные активы» дается расшифровка к строке 110 бухгалтерского баланса «Нематериальные активы».
В нем отражается информация по видам нематериальных активов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007:
объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной собственности);
прочие.
Кроме того, данные по объектам интеллектуальной собственности (исключительным правам на результаты интеллектуальной собственности) расшифровываются:
у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
правообладателя на программы для ЭВМ, базы данных;
правообладателя на топологии интегральных микросхем;
владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
патентообладателя на селекционные достижения.
Нематериальные активы отражаются в этом разделе по первоначальной стоимости (в отличие от бухгалтерского баланса). Раздел построен по балансовому принципу: наличие нематериальных активов на начало отчетного года (графа 3) + поступило (графа 4) — выбыло (графа 5) = наличие нематериальных активов на конец отчетного периода (графа 6). В форме N 5 суммы по выбывшим нематериальным активам отражаются в круглых скобках.
Заполняются показатели по данным аналитического учета к счету 04 «Нематериальные активы».
Также в разделе указываются суммы начисленной амортизации по нематериальным активам на начало и конец года в целом по организации и в том числе по видам нематериальных активов. Причем строку «в том числе» при необходимости можно расшифровать. Для этого предусмотрены пустые (незаполненные) строки.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам фиксируются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления сумм амортизации на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (п. 21 ПБУ 14/2007). Поэтому показатели о суммах начисленной амортизации нематериальных активов заполняются не только на основе данных аналитического учета по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов», но и по кредиту счета 04.
Амортизационные отчисления по организационным расходам (п. 21 ПБУ 14/2007) и по положительной деловой репутации организации (п. 29 ПБУ 14/2007) отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения их первоначальной стоимости, т.е. счет 05 не используется, так как речь идет не о начислении амортизации, а о равномерном списании (уменьшении) части стоимости таких активов [3, с. 76].
В разделе «Основные средства» дается расшифровка к строке 120 бухгалтерского баланса. В нем отражают наличие на начало отчетного года и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода объектов основных средств по видам согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359: здания; сооружения и передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий скот; продуктивный скот; многолетние насаждения; другие виды основных средств; земельные участки и объекты природопользования; капитальные вложения на коренное улучшение земель.
Раздел построен так же, как и раздел «Нематериальные активы» — по балансовому принципу. Суммы по выбывшим основным средствам в отчетном периоде проставляются в круглых скобках.
Показатели раздела отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости в отличие от бухгалтерского баланса и заполняются на основе данных аналитического учета к счету 01 «Основные средства».
Также приводятся данные по состоянию на начало отчетного года и конец отчетного периода о начисленной амортизации основных средств как общей суммой, так и по видам:
зданий и сооружений;
машин, оборудования, транспортных средств и др.
Показатели о начисленной амортизации основных средств заполняются на основании данных аналитического учета к счету 02 «Амортизация основных средств». Поскольку на счете 02 учитывается в том числе амортизация имущества, предназначенного для передачи в аренду (лизинг) или прокат, эти суммы должны быть отражены не в разделе «Основные средства», а в разделе «Доходные вложения в материальные ценности».
По строке «Передано в аренду объектов основных средств — всего» фиксируется первоначальная стоимость основных средств, переданных в аренду другим организациям в течение года, которые учитываются по счету 01, субсчет «Основные средства, переданные в аренду другим организациям». Кроме того, стоимость основных средств, переданных в аренду, должна быть расшифрована по видам: здания, сооружения.
По строке «Переведено объектов основных средств на консервацию» приводятся остатки по счету 01, субсчет «Основные средства, переведенные на консервацию».
Стоимость основных средств, полученных в аренду от других организаций, отражается по строке «Получено объектов основных средств в аренду — всего». Для заполнения этой строки используют аналитические данные по забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства».
В соответствии с требованиями п. 32 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в систему показателей, характеризующих основные средства, введен показатель «Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации». Поэтому по строке «Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации» указывают сведения по тем объектам недвижимости, которые еще не зарегистрированы, но уже учтены по дебету счета 01, субсчет «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано» или счета 08, субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».
Справочно на начало отчетного года и на конец отчетного периода учитываются результаты от проведенной переоценки основных средств. В строке «Первоначальная (восстановительная) стоимость» следует отразить увеличение или уменьшение первоначальной стоимости основных средств.
Если в результате переоценки стоимость основных средств увеличилась, то в этой строке будут показаны данные по переоценке, приведенные по дебету счета 01. В случае уценки следует использовать записи по кредиту этого же счета. Величина уценки должна быть записана в круглых скобках. По строке «Амортизация» (счет 02) отражаются изменения сумм начисленной амортизации по основным средствам в результате их переоценки.
2. Порядок формирования показателей приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5) на примере предприятия ОГУП «Грязидорстройремонт»
2.1 Организационно – экономическая характеристика организации
Областное государственное унитарное предприятие «Грязидорстройремонт» создано в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области № 141 от 08.07.2003 г.
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником в хозяйственное ведение.
Для достижения целей, указанных в Уставе, ОГУП осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог и сооружений на них (мосты, путепроводы, павильоны, дорожные знаки, удерживающие ограждения, дорожная разметка, сигнальные столбики и т.д.);
строительство промышленных и гражданских объектов;
производство строительных материалов;
разработку карьеров нерудных материалов, выработку и их переработку, в том числе ведение вскрышных и буровзрывных работ;
ремонт промышленного и технологического оборудования;
производство лизинговых операций;
производство товаров народного потребления и их реализация;
торговлю, торгово-закупочную деятельность, проведение товарообменных операций;    продолжение
--PAGE_BREAK--
оказание платных услуг населению и сторонним организациям.
Имущество, принадлежащее предприятию, учитывается на его самостоятельном балансе в соответствии с правилами бухгалтерского учета, установленными действующими законодательством и иными правовыми актами.
Бухгалтерия ОГУП «Грязидорстройремонт» является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела и возглавляет его главный бухгалтер. Общие положения, задачи, структура, функции, права и ответственность бухгалтерии определены Положением об отделах.
Бухгалтерскую службу на предприятии возглавляет главный бухгалтер. В его обязанности входит: организация своевременного и достоверного учета, формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, осуществление строжайшего режима экономии.
На заместителя главного бухгалтера возложена обязанность составления и предоставления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, учета банковских операций, собственного капитала, фондов, финансовых результатов.
Так как предприятие крупное и круг объектов учета достаточно широк, аппарат бухгалтерии подразделен на сектора.
В составе бухгалтерии выделены расчетный, материальный, производственный сектор.
Расчетный отдел производит весь цикл работ по учету труда и его оплаты, составляет соответствующую отчетность и осуществляет контроль.
Материальный сектор осуществляет учет производственных запасов: учитывает и контролирует наличие и движение всех видов товарно — материальных ценностей, а также основных средств, финансовых вложений и нематериальных активов. Участвует в инвентаризации этих ценностей и составляет отчетность.
Производственный сектор ведёт учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, контролирует и анализирует трудовые и материальные затраты, участвует в инвентаризации незавершенного производства и составляет отчетность.
К функции четвертого подразделения бухгалтерии относится учет затрат на производство работ, а также учет расчетов с заказчиками.
Из текста приказа по учетной политике предприятия ясно, какие методы амортизации выбраны для объектов основных средств, что соответствует ПБУ 6/01 и ясны структура и способы списания расходов будущих периодов, что соответствует Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 65).
В приказе об учетной политике предприятия присутствуют:
порядок начисления амортизации по основным средствам, что соответствует Положению ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п.48), ПБУ 6/01 (п. 18), Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств (пп. 58, 64);
способ оценки материально производственных запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство ресурсов, что соответствует Положению ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 58);
способ признания коммерческих расходов, что соответствует ПБУ 10/99 (п. 9);
вариант использования чистой прибыли, что соответствует Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия,
порядок начисления амортизации по нематериальным активам, что соответствует ПБУ 14/2007 (п. 15),
в части учета и финансирования ремонта производственных основных фондов соответствует Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (пп. 65, 72) и Методическим рекомендациям о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации;
в части порядка проведения инвентаризации соответствует ПБУ 1/08 (п. 5).
Приказ об учетной политике предприятия в части:
правил документооборота и технология обработки учетной информации соответствует ПБУ 1/08 (п.5);
порядка контроля за хозяйственными операциями соответствует ПБУ 1/08 (п. 5);
форм первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов длявнутренней бухгалтерской отчетности соответствует ПБУ 1/08 (п. 5);
учета затрат на производство, калькулировании себестоимости продукции и формирования финансового результата соответствует Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 64) и ПБУ 10/99 (п. 9).
Разработанная на предприятии учетная политика является полной и освящает все аспекты бухгалтерского учета и соответствует законодательству.
Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой финансовых результатов.
Таблица 1 -Основные экономические показатели работы ОГУП «Грязидорстройремонт» за 2008 -2009 г.г.
Показатель
2008г.
2009г.
Отклонение 2009 от 2008






Абс. изм, +/-
Темп роста, %
Основные средства, тыс. руб.
17010
14982
2028
87,6
Запасы, тыс. руб.
6744
21058
14314
351,2
Выручка от реализации, тыс. руб.
47589
49336
1747
103,2
Себестоимость услуг, тыс. руб.
47639
46405
— 1234
97,4
Прибыль от реализации, тыс. руб.
2950
2931
— 19
99,4
Чистая прибыль, тыс. руб.
2146
2091
— 55
97,4
По данным таблицы.1 видно: что за 2008-2009 г.г в ОГУП «ГРЯЗИ ДСР» размер основных фондов снизился на 2028 тыс. руб., размер запасов увеличился на 14314 тыс. руб., выручка от реализации увеличилась на 1747 тыс. руб., чистая прибыль снизилась на 55 тыс. руб…
2.2 Заполнение приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5) на примере предприятия ОГУП «ГРЯЗИ ДСР»
В Приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в ф. № 1 .
Каждый раздел состоит из одной или нескольких таблиц. Рассмотрим каждую из них подробно.
Раздел «Основные средства»
В этом разделе раскрывается информация об основных средствах (ОС) организации в соответствии с требованиями п. 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Раздел является расшифровочной таблицей к статье «Основные средства» бухгалтерского баланса (код 120) и некоторых статей Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах баланса.
При заполнении раздела бухгалтеру ОГУП «Грязидорстройремонт» понадобятся данные по следующим счетам:
Таблица 2 – Данные для формирования показателей
код
Наименование показателя
Формирование показателя


Здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и др.
01 в части первоначальной или восстановительной стоимости этих объектов


Земельные участки и объекты природопользования,, и др.
01 в части первоначальной или восстановительной стоимости этих объектов
140
Амортизация основных средств — всего
02 (за исключением имущества, переданного в лизинг и прокат)


Передано в аренду ОС
01 субсчет «Основные средства, переданные в аренду другим организациям»

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Переведено ОС на консервацию
01 субсчет «Основные средства, переведенные на консервацию»


Получено в аренду ОС
001 «Арендованные основные средства»


Эксплуатирующаяся незарегистрированная недвижимость
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» / «Приобретение объектов основных средств»
или счет 01 «Основные средства» /«Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано»


Результат переоценки основных средств
01,02,83,84


Изменение стоимости ОС в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации
01
Раздел состоит из двух таблиц.
В первой таблице этого раздела отражается информация о стоимости ОС, находящихся в собственности организации, а также приобретении, выбытии, изменении стоимости этих объектов ОС в течение отчетного года. Разбивка основных средств представлена в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94; утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25.12.1994 № 359-
Здесь отражается стоимость всех ОС организации, числящихся у нее на балансе, включая отдельные виды основных средств, сданных в аренду, предоставленных бесплатно или бездействующих (находящихся на консервации, в резерве и т.д.). Данные приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости. Таблица 2 построена по вышеописанному балансовому принципу. Суммы выбывших ОС отражаются в круглых скобках.
В столбцах 3 «Наличие на начало отчетного года» и 6 «Наличие на конец отчетного периода» указывают первоначальную (восстановительную) стоимость объектов соответственно по входящему и конечному дебетовому сальдо счета 01 «Основные средства» (на 01.01.2008 и на 31.12.2008).
В столбце 4 «Поступило» отражается общее поступление ОС в 2008 году по всем источникам, включая ранее не учтенные, приобретенные за плату, переведенные из оборотных средств в основные, безвозмездно поступившие от других организаций. В этой же графе отражаются суммы увеличения стоимости объектов в связи с проведенной реконструкцией, достройкой и т.п. Это дебетовые обороты счета 01 за 2009 год.
В столбце 5 «Выбыло» отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывших в 2009 г. ОС, включая проданные за плату, безвозмездно переданные другим организациям, а также полная стоимость (без вычета износа) ОС, ликвидированных в отчетном году вследствие ветхости и износа, стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в связи с реконструкцией, новым строительством и по другим причинам. Это кредитовые обороты по счету 01 за 2009 год.
Суммы изменения стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации отражаются также справочно в отдельной строке.
По строке «Итого»:
в столбце 3 «Наличие на начало отчетного года» отражена сумма первоначальных (восстановительных) стоимостей всех собственных ОС организации по состоянию на начало года;
в 6 «Наличие на конец отчетного периода» — по состоянию на конец года. Эти суммы должны совпадать с дебетовым остатком по счету 01 на начало и на конец года соответственно.
При заполнении второй таблицы статьи «Амортизация основных средств» для расшифровки сумм начисленной амортизации по видам основных средств бухгалтеру понадобятся данные аналитического учета к счету 02.
В столбцах 3 и 4 указывают величину амортизационных отчислений соответственно на 01.01.2008 и на 31.12.2008. Вначале указывается общая сумма амортизационных отчислений, отраженная по кредиту счета 02, а ниже приводятся данные о ее величине по соответствующим видам ОС.
Раздел «Доходные вложения в материальные ценности»
Этот раздел является расшифровкой к статье «Доходные вложения в материальные ценности» (строка 135 типовой формы) бухгалтерского баланса. Эта статья в бухгалтерском балансе приведена по правилам нетто-оценки (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Если у организации нет имущества, которое относится к доходным вложениям, то этот раздел в ф. № 5 не включается.
При заполнении раздела бухгалтеру ОГУП «Грязидорстройремонт» понадобятся данные по следующим счетам:
Код
Наименование показателя
Формирование показателя


Имущество для передачи в лизинг
Снег 03 «Доходные вложения в материальные ценности» субсчет «Имущество для передачи в лизинг»


Имущество, предоставляемое по договору проката
Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» субсчет «Имущество, предоставляемое по договору проката»


Прочее имущество
Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» субсчет «Имущество, предоставляемое по договору проката»


Амортизация доходных вложений в материальные ценности
Счет 02 субсчет «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»
В первой таблице отражается первоначальная стоимость доходных вложений в материальные ценности на отчетные даты и движение их в отчетном году с расшифровкой по видам имущества. Поступление и выбытие доходных вложений в материальные ценности отражаются по первоначальной стоимости в том же порядке, что и основные средства.
Чтобы заполнить столбец 4 «Поступило», придется использовать данные дебетового оборота по счету 03 за 2009 год.
В столбце 5 «Выбыло» отражаются первоначальная стоимость объектов, которые выбыли в отчетном году. Для заполнения этой графы надо использовать данные кредитового оборота по счету 03 за 2008 год. Все показатели в этом столбце показываются в круглых скобках.
В столбце 6 «Наличие на конец отчетного периода» указывается первоначальная стоимость доходных вложений, которые числятся в организации на конец отчетного периода. Заполняя эту графу, сверьте итоговое значение с конечным сальдо по счету 03 на 31.12.2008.
Во второй таблице приводится сумма накопленной амортизации за отчетный и прошлый год.
Раздел «Финансовые вложения». В этом разделе расшифровываются показатели строк 140 «Долгосрочные финансовые вложения* и 250 «Краткосрочные финансовые вложения» бухгалтерского баланса.
Для заполнения этого раздела понадобятся данные по следующим балансовым счетам:
Код
Наименование показателя
Формирование показателя
510и 511
Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций
Счет 58 субсчет «Паи и акции», счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»
515, 520, 521
Ценные бумаги (код)
Счет 58 субсчет «Долговые ценные бумаги», счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»
525
Предоставленные займы
Счет 58 субсчет «Предоставленные займы», счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»
530
Депозитные вклады
Счет 55 субсчет «Депозитные счета» или 58 «Банковские депозиты»
535
Прочие
Счет 58 субсчет «Вклады по договору простого товарищества», субсчет «Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования
Расшифровка долгосрочных финансовых вложений приводится в столбце 3 «На начало отчетного года» и столбце 4 «На конец отчетного периода», а краткосрочных соответственно в столбцах 5 и 6.
Расшифровка финансовых вложений дается в соответствии с п. 3 ПБУ 19/02.
Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность»
В этом разделе расшифровываются суммы краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности организации.
В данном разделе две таблицы. В первой расшифровывается дебиторская задолженность, которая отражена по строкам 230 и 240 баланса. Во второй — кредиторская задолженность, показанная по строке 620, и задолженность по кредитам и займам, отраженная по строкам 510 и 610 баланса.
Расшифровки приводятся по видам задолженности на начало (столбец 3) и конец отчетного периода (столбец 4).    продолжение
--PAGE_BREAK--
В дебиторской задолженности отдельно выделены:
— расчеты с покупателями и заказчиками; авансы выданные; прочая.
Кредиторская задолженность представлена статьями: расчеты с поставщиками и подрядчиками; авансы полученные; расчеты по налогам и сборам; кредиты; займы; прочая.
Для заполнения этого раздела понадобятся данные по следующим балансовым счетам:
Код
Наименование показателя
Формирование показателя


Дебиторская задолженность
Дебетовое сальдо счетов 60 субсчет «Авансы вы- 1 данные», 62, 63, 70, 71, 73, 75-1, 76, 68,69 и др.


Кредиторская задолженность
Кредитовые сальдо счетов 60,62 субсчет «Расчеты. по авансам полученным», 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76
Если организация не создавала резервы по сомнительным долгам, показатели строки «Итого» подраздела «Дебиторская задолженность» (на начало и конец отчетного года) должны быть равны сумме соответствующих показателей строк 230 и 240 «Дебиторская задолженность» ф. № 1.
Раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»
В этом разделе расшифровывается сумма расходов по обычным видам деятельности, учитываемых в соответствии с положениями ПБУ 10/99, а также изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов за отчетный год.
Данные приводятся за отчетный период в столбце 3, за предыдущий год -в столбце 4.
Расходы, сгруппированные по соответствующим элементам, приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота(см. п. 18 Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № б7н).
Расходы организации (строка 760 типовой формы) группируют по статьям в соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 10/99:
материальные затраты (строка 710 типовой формы);
затраты на оплату труда (строка 720 типовой формы);
отчисления на социальные нужды (строка 730 типовой формы);
амортизация (строка 740 типовой формы);
прочие затраты (строка 750 типовой формы).
В данном разделе нужно расшифровывать дебетовые обороты счетов учета затрат 20,21,23,25,29, 29,44, к этому выводу нас подвигает само название формы № 5 — Приложение к бухгалтерскому балансу.
Но тогда расшифровка не будет соответствовать данным формы № 2. Сторонники такого мнения говорят о том, что, расшифровав все затраты и скорректировав их на строки 765 и 766, мы получим данные формы № 2. Но эта формула тоже работать не будет, если у предприятия имеются остатки по счетам 40,43,45.
При составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год бухгалтер организации заполняет форму № 5 следующим образом.
Раздел «Нематериальные активы». На начало и на конец 2008 года у ОГУП «Грязидорстройремонт» НМА не было.
Раздел «Основные средства». На балансе ОГУП «Грязидорстройремонт» числятся основные средства с такой первоначальной стоимостью:
здание производственного цеха – 467 000 руб.;
производственное оборудование — 400 000 руб.;
машины и механизмы – 25907 000 руб.;
транспортные средства – 2288 000 руб.
производственный инвентарь – 20 000 руб.
Стоимость этих объектов указывается в графах 3 и 6 первой таблицы по соответствующим строкам.
В 2008 году организация приобрела катки. Их первоначальная стоимость (672 000 р.) отражается соответственно по строкам «Транспортные средства» и «Другие виды основных средств» в графах 4 «Поступило» и 6 «Наличие на конец отчетного периода».
По строке «Итого» приводится сумма показателей всех строк первой таблицы в соответствующих графах:
в графе 3 – 25 907 000 руб.;
в графе 4 – 672 000руб.);
в графе 6 – 26 566 000 руб. (25907 000 руб. + 672 000 руб. — 13 000 руб.).
Затем заполняется вторая таблица, в которой отражаются суммы амортизации, начисленной по основным средствам.
На начало 2008 года у ОГУП «Грязи дорстройремонт» на счете 02 числились суммы амортизации:
по зданиям -98 000 руб.
по машинам и производственному оборудованию – 11766 000 руб.
Эти суммы перенесены в графу 3 второй таблицы раздела «Основные средства» из аналогичного раздела формы № 5 за 2008 год. Сумма амортизации по основным средствам на конец года:
по зданиям -141 000 руб.;
по оборудованию — 14427 000 руб.;
прочие – 17 000 р.
Эти суммы отражаются в графе 4 «На конец отчетного периода» по видам основных средств.
По итоговой строке «Амортизация основных средств — всего» указывается общая сумма амортизации по всем основным средствам на начало (графа 3) и конец года (графа 4).
Значение графы 3 должно быть равно начальному сальдо счета 02. Значение графы 4 должно соответствовать конечному сальдо счета 02.
Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность». Заполняя раздел, бухгалтер сначала указывает данные о дебиторской задолженности.
На счете 62 на начало 2009 года числится задолженность покупателей — 681 000 руб., а на конец года — 2142 000 руб. Эти суммы приводятся по строке «Расчеты с покупателями и заказчиками» в соответствующих графах.
На 1 января 2010 года на субсчете «Авансы выданные» счета 60 остатка не было, поэтому по строке «Авансы выданные» в графе 3 ставится прочерк.
В декабре 2009 года ОГУП «Грязидорстройремонт» перечислило поставщику аванс в счет будущих поставок сырья в сумме 48 000 руб. Однако до конца года организация сырье не получила. Сумма аванса отражается в графе 4 «Остаток на конец отчетного года».
Общая сумма дебиторской задолженности показывается по строке «Дебиторская задолженность: — итого».
На начало года ее сумма составляет 681 000 руб., на конец года – 2142 000 руб.
Долгосрочной дебиторской задолженности у ОГУП «Грязидорстройремонт» нет. Поэтому указанные суммы повторяются по строке «Итого».
Затем бухгалтер отражает данные о кредиторской задолженности организации. Сначала он заполняет расшифровочные строки.
По кредиту счета 60 у ОГУП «Грязидорстройремонт» числится краткосрочная задолженность перед поставщиками: на начало 2008 года — 744 000 руб., на конец года -13671000 руб. Эти суммы указываются по строке «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствующих графах.
Остаток полученных авансов, отраженных на субсчете «Авансы-полученные» счета 62 на начало 2008 года — 1064000 руб., на конец года — 12 000 руб. Эти суммы проставляются по строке «Авансы полученные» в графах 3 и 4.
На начало 2009 года текущая задолженность ОГУП «Грязи дорстройремонт» по налогам и сборам составляет 23 000 руб., на конец года -696 000 руб. Эти суммы отражаются в форме № 5 по расшифровочной строке «Расчеты по налогам и сборам» соответственно в графах 3 и 4.
По строке «Прочая» указываются суммы краткосрочной кредиторской задолженности, которые не были отражены в предыдущих расшифровочных строках.
Бухгалтер вписал в эту строку задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Это кредитовое сальдо соответствующих субсчетов счета 69. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами на начало 2009 года составляет 1493 000 руб., на конец года -1180 000 руб.
После этого в строке «Итого» выводится общая сумма краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности организации.
Данный показатель формируется как сумма показателей строк «Итого».
Общая сумма кредиторской задолженности:
на начало 2008 года: 681 000 руб. + 3324 000 руб.
на конец года: 2142 000 руб. + 1180 000 руб.
Раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)». Заполняя этот раздел, бухгалтер в графу 4 «За предыдущий год» переносит соответствующие показатели на конец года из формы № 5 за 2007 год.
В графе 3 «За отчетный год» надо отразить следующие показатели.
По строке «Материальные затраты» приводится стоимость материалов, сырья и других расходов, списанная с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи». У ОГУП «Грязидорстройремонт» эта сумма равна 17877 000 руб.    продолжение
--PAGE_BREAK--
По строке «Затраты на оплату труда» отражается кредитовый оборот по счету 70. За 2008 год эта сумма составляет 8090 000 руб.
По строке «Отчисления на социальные нужды» указывается сумма начисленного ЕСН, взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Это кредитовые обороты по соответствующим субсчетам счета 69. За 2008 год отчисления на социальные нужды у ОГУП «Грязидорстройремонт» составили 2081 000 руб.
По строке «Амортизация» отражается сумма кредитовых оборотов по счетам 02 и 05 за 2008 год.
Общая сумма амортизации, начисленной за 2008 год — 1977 000 руб.
По строке «Прочие затраты» бухгалтер ОГУП «Грязидорстройремонт» отражает сумму по дебету счета 91 «Прочие расходы» -16380 000 руб.
По строке «Итого по элементам затрат» приводится сумма показателей предыдущих строк. Значение этой строки равно:
17877 000 руб. + 8090 000 руб. + 2081 000 руб. + 1977 000 руб. + 16380 000 руб. = 46405 000 руб.
У ОГУП «Грязидорстройремонт» остатки НЗП по счету 20 на начало 2008 года составили 860 000 руб., а на конец года — 16380 000 руб. Разница между остатком НЗП на конец и на начало года отражается по строке «Изменение остатков незавершенного производства» со знаком «+»:
16380 000 руб. — 860 000 руб.
По счету 97 «Расходы будущих периодов» на начало 2008 года числилось дебетовое сальдо в сумме 173 000 руб., на конец года — 1755 000 руб. Как видим, остаток несписанных расходов будущих периодов увеличился на 18528 000 руб. (1755 000 руб. – 173 000 руб.). Сумма разницы показывается по строке «Изменение расходов будущих периодов» со знаком «–».
После того как все показатели занесены в форму № 5, бухгалтер должен удалить незаполненные строки и проставить недостающие коды строк.
2.3 Взаимоувязка показателей отчетности предприятия
При формировании бухгалтерской отчетности ОГУП «Грязидорстройремонт» преследуются интересы пользователей бухгалтерской отчетности, именно этим объясняется введение в практику ее составления принципа существенности и объединения показателей.
Согласно данному принципу данные об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах должны приводиться обособленно в случае их существенности. Показатель признается существенным, если информация, содержащаяся в нем, повлияет на принимаемое пользователем решение.
В целях сопоставимости информации в бухгалтерской отчетности ее формирование базируется на основе требования последовательности представления. В соответствии с данным принципом принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. В том случае если предприятие вносит изменение в учетную политику, то показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного года, в котором будет применяться новая учетная политика, должны быть пересчитаны с учетом новых положений учетной политики.
Основными показателями бухгалтерской отчетности организации являются активы, обязательства перед организацией, доходы, затраты, прибыль, убытки, обязательства самой организации и ее собственный капитал. Признание указанных показателей происходит в тот момент, когда они в соответствии с действующими правилами принимаются к бухгалтерскому учету. При этом операция классифицируется как ведущая к увеличению или уменьшению активов, обязательств перед организацией, доходов, затрат, прибылей, убытков, обязательств самой организации и собственного капитала.
Таблица 3 — Взаимоувязка показателей форм № 1 и № 5, тыс. руб.
Бухгалтерский баланс (ф.№1)
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5)
наименование показателя (строка) и код
наименование показателя (строка) и код
Резервы предстоящих расходов (650) столбец 4 минус столбец 3
Раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» строка «Изменение остатков резервов» столбец 3
Для формирования информации об этих данных в отчетности используются приемы балансового обобщения информации и сведения показателей в целях различных пользователей. Балансовое обобщение информации — это способ отражения взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета в денежной оценке на определенную дату по конкретной организации. Обобщение информации таким способом осуществляется, как правило, в целях составления бухгалтерских балансов.
Сведение показателей — способ получения итоговых данных о хозяйственной деятельности организации и ее результатах за определенный период в целях пользователей.
Сведение данных бухгалтерского учета может осуществляться самыми различными способами (балансирование, алгоритмизация, выборка) и по самым различным формам, структура которых зависит от целей составления соответствующей отчетной формы.
Заключение
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Организации могут воспользоваться как установленными формами бухгалтерской отчетности, так и разработать собственную форму. В последнем случае должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые изложены в ПБУ 4/99.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации.
Бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты — это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия
В данной работе был рассмотрен порядок заполнения Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) на примере организации.
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма N 5 — «Приложение к бухгалтерскому балансу». В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств. Сразу скажем, что представлять форму N 5 нужно не всем. Так, этот бланк не обязаны составлять малые предприятия, которые не подпадают под обязательный аудит, а также общественные организации, не занимающиеся предпринимательством и не имеющие, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ и услуг.
Остальным организациям составить форму N 5 придется. Чтобы облегчить их труд, мы расскажем о наиболее проблемных и важных моментах в ее заполнении.
Сразу оговорим один нюанс. Для некоторых строк формы N 5 коды утверждены совместным приказом Минфина России N 102н и Госкомстата России N 475 от 14 ноября 2003 года. Коды остальным строкам организация может присвоить самостоятельно, например так, как это сделали мы в приведенных таблицах.
Заполнение формы «Приложение к бухгалтерскому балансу» производится с учетом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Приказа Министерства финансов РФ от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» .
Период, за который заполняется форма № 5 необходимо указать в справочнике Сведения об организации/ Закладка «Для отчетов» (как правило, — год). Фора № 5 заполняется в тыс. рублей.
Пояснения к бухгалтерскому балансу должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Список использованной литературы
1. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями. — М.: МЕНАТЕП — ИНФОРМ, 2007.
2. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. От теории к практике бухгалтерского учета. — М.: Хронограф, 2007.
3. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2007.
4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Правовая культура, 2007.
5. Букина Г.Н., Мищенко Н.Ю., Палий Е.В. Бухгалтерский учет. Экспресс — курс. — М.: ИНФРА-М, ЭКОР, 2006.
6. Бухгалтерский анализ: пер. с англ. — К.: Торгово-издательское бюро BHV, 2008.
7. Бухгалтерский словарь (настольная книга) / Под ред. Нетесина Н.И. — М.: Баян, Литера, 2006.
8. Бухгалтерский учет в торговле / Под ред. В.В. Кожарского. — Мн.: Экоперспектива, 2008.
9. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / Под ред. М.И. Баканова. — М.: Финансы и статистика, 2007.
10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2008.
11. Бухгалтерский учет: Учебник / И.Е. Тишков, А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей и др.: Под общ. ред. И.Е. Тишкова. — Мн.: Выш. шк., 2008.
12. Бухгалтерско-аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) / Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. — М.: СОМИНТЭК, 2007.
13. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет Практическое пособие. — М.: МАГИС, 2006.
14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2008 г. № 94н
15. Бухгалтерский учет: Ученик для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.
16. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Хахоновой. Моск¬ва: ИЦК МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2008. – 687с.
17. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для вузов по экон. спец. М.: Финстатинформ: МЦУПЛ, 2008 – 457с.
18. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2008. – 341с.
19. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффек¬тивное пособие по бухгалтерскому учету. Новосибирск: фирма ЭКОР, М.: КНОРУС, 2005. – 548с.
20. Джаарбеков СМ., Старостин С.Н. Справочник бухгалтера. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008. – 596с.
21. Козлова Е.П, Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. /Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве: Практикум бухгалтера--М.: Финансы и статистика, 2007. – 468с.
22. Козлова Е.П, Парашутин Н. В.,. Бабченко Т.Н. Галанина Бухгалтерский учет -2-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика, 2007. – 597с.
23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 529 с.
24. Расулов Н. Д. /Бухгалтерский учет. — М.: Книжный мир, 2006. – 445с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :