--PAGE_BREAK--или:
Так как осуществление запасов сырья и материалов требуют дополнительного капиталовложения, то, исходя из экономической рациональности производства, следует стремиться к тому, чтобы выпускалась продукция, не имеющая запасов сырья и материалов, т. е., соответственно, необходимо стремиться к бесперебойной поставке всего необходимого для выпуска собственной продукции, количества сырья и материалов для непосредственной его обработки в процессе производства. Это положение уже частично реализуется в высокоразвитых промышленных отраслях (например, в автомобилестроении).
Для этого предприятия — поставщики сырья и материалов должны быть тесно связаны в едином производственном ритме выпуска продукции. Если же в производственной практике предприятия-поставщики сырья и материалов в едином производственном ритме не задействованы, то, таким образом, должен быть обеспечен оптимальный запас сырья и материалов там, где должен быть предотвращен риск, вследствии сведенных к минимуму текущих поставок сырья и материалов, посредством повышения минимального запаса сырья и материалов. Таким образом
минимум!
где
PV — производственные потери вследствии невыполнения поставки сырья и материалов,
Z — процентные издержки для финансирования затрат для содержания запасов сырья и материалов.
Планирование производственных запасов на предприятии должно основываться на расчете объективной потребности в конкретных видах материальных ресурсов с гарантированным обеспечением процесса выполнения производственной программы и других видов хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать издержки, связанные с созданием и хранением производственных запасов. Основной задачей планирования запасов на предприятии в связи с этим является определение оптимального соотношения между величиной производственных запасов и издержками на их создание и хранение.
На издержки производства, связанные с производственными запасами, оказывают влияние не только затраты на создание и хранение запасов, но и их отсутствие в определенных производственно-хозяйственных ситуациях.
Рассмотрим наиболее распространенные виды издержек на создание и хранение производственных запасов.
1. Затраты на поддержание запасов, то есть связанные с владением запаса:
— коммерческие затраты — проценты за кредит; страхование; налоги на капитал, вложенный в запасы;
— затраты на хранение — содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т. д.); операции по перемещению запасов;
— затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данных видов материальных ресурсов;
— потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличение производственной мощности, снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия.
2. Затраты на управление производственными запасами:
- на обучение управленческого и технического персонала;
— на содержание управленческого и техн-кого персонала.
3. Не менее разнообразны виды затрат, связанных с дефицитом запасов, то есть возникающие на предприятии при отсутствии необходимых материальных ресурсов:
— затраты на ускорение доставки необходимых материалов: расходы на связь и разъезды; премии за быструю доставку материалов; удорожание за счет поставки малых партий материалов;
— затраты, связанные с корректировкой производственной программы, ускорения отгрузки готовой продукции, изготовленной с нарушением графика;
— коммерческие убытки и расходы; потери прибылей и рост доли накладных расходов, связанных с сокращением объема продаж из-за отсутствия в запасах необходимых материальных ресурсов;
Можно обобщенно отметить позитивные и негативные аспекты наличия значительных производственных запасов.
Позитивный аспект заключается в том, что обеспечиваются высокий уровень обслуживания потребителей продукции и гарантированный ритм работы предприятия.
Негативные аспекты наличия большого производственного запаса проявляются в том, что они в определенных случаях приводят к снижению качества материальных ресурсов, не всегда могут быть полностью востребованы, увеличивают затраты на свое содержание и снижают скорость обращения оборотных средств.
Логистическая цепь это четкая последовательность в выполнении технологий в отдельных сечениях производственно-транспортной цепи, перед которой ставится цель: достижение наивысшей общественной эффективности при производстве различных процессов.
Логистическая система это объединение взаимодействия на рассматриваемом полигоне логистических цепей.
В логистической транспортной системе первостепенное значение отводится терминалам, которые определяют само функционирование этой системы.
Контейнерные терминалы — это контейнерные пункты со значительным объемом работ, обеспечивающие прием контейнеров от отправителей, выдачу их получателем, а также на передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой. Преимущественное значение в перевозках крупнотоннажных контейнеров принадлежит морскому транспорту, который интегрируется с автомобильным и железнодорожным… В техническом аспекте это означает применение для перевозки контейнеров судов-контейнеровозов, специализированных железнодорожных вагонов и специальных автомобильных средств.
Терминальная технология базируется на стандартизации контейнеров, поддонов, пакетов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. Поэтому во всем мире приняты единые нормы и стандартные величины по контейнерам:
ширина – 2438 мм;
высота (max) – 2591 мм или 8’6”;
длина – 3, 6, 9, 12 м или 10’, 20’, 30’, 40’ соответственно;
стандартная масса – 24 т;
ширина (max) перевозочных транспортных средств – 2,5 м (в Европе) и 2,6 м (в США);
высота (max) перевозочных транспортных средств – 4 м (от палубы до подволока).
В настоящее время существуют и в дальнейшем развиваются терминальные сети:
- европейская сеть терминалов;
- национальная терминальная сеть;
- сети, объединяющие 2-3 страны;
- сети для мультимодальных[6] перевозок.
Внутри сетей, в зависимости от расположения терминалы делятся на фидерные, блоковые, блоково-угловые, мультиблоковые и etc.
Основные направления развития терминалов:
А) сосредоточение работы в руках независимых транспортных компаний;
Б) усложнение структурного состава участников перевозок, рост многосторонних компаний, выход национальных компаний на международный рынок;
В) возрастание значений стандартов при интермодальных[7] перевозках.
Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.
С 1992 года введены свободные транспортные тарифы на грузовые перевозки(кроме морского и ж/дорожного транспорта). Для транспортных затрат в среднем составляет в конечной стоимости товара от 15-30%.
Тарифная ставка определяется по формуле: Т=с(1+r/100), тенге, где
- с – себестоимость перевозок в рублях;
- r – прибыль в процентах.
-
На транспорте используются следующие виды тарифов:
1. Автомобильный транспорт:
· Сдельные;
· На условиях платных авто-тонно/часов;
· За повременное пользование грузовым транспортом;
· По километровому расчету;
· За перегон подвижного состава;
· Договорные тарифы.
2. Железнодорожный транспорт:
· Общие тарифы;
· Исключительные тарифы;
· Льготные тарифы;
· Местные тарифы.
3. Морской транспорт:
· По тарифу на постоянных линиях;
· По фрахтовым ставкам на непостоянных линиях.
4. Речном транспорт:
· Тарифы определяются самостоятельно пароходством.
Одним из основных действующих транспортных узлов в работе терминалов является контейнерный терминал морского порта.
Контейнерный терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузовов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – морским, железнодорожным и автомобильным.
Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терминалах морского порта выполняется складирование и распределение грузов, а также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к близлежащим отправителям и потребителям грузов. Однако, стоимость современного контейнерного терминала почти в три раза выше стоимости традиционного причала для переработки генеральных[8] грузов.
Площадь современного крупного контейнерного терминала составляет от 10 до 18 га.
Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глубина под ним не менее 10,7 м. Эти цифры зависят от размеров современных судов-контейнеровозов 3 поколения.
Терминал подразделяется на три зоны:
а) складская зона, занимающая 55-58% общей площади терминала;
б) зона сортировки и упаковки, занимающая 20-30% от общей площади терминала;
в) зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала).
Вместимость складской зоны(а) по контейнерам, должна быть в 2,5 –3 раза больше обслуживающего причал судна.
Зона сортировки и упаковки (б) должна иметь стеллажные комплекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересечение этих маршрутов.
В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах используются пять основных типов транспортных систем.
- Система накатной(горизонтальной) и крановой(вертикальной) перегрузки;
- Система с портальными контейнеровозами;
- Система с портовыми кранами;
- Система с козловыми контейнерными кранами;
- Система с полуприцепами и тягачами.
Зарубежный опыт работы контейнерных терминалов.
1. Применяется перегрузочная техника, приспособленная к обработке всех видов грузовых единиц. Широко используются системы горизонтальной технологии.
2. Контрейлеры перевозятся на судах в основном третьего поколения, вмещающих 2400 контейнеров. По железной дороге они перевозятся на специализированных составах. Для горизонтальной перегрузки используются современные специальные тягачи марки ТР-160, ТР-180.
3. Применяются современные высокопроизводительные краны, грузоподъёмностью до 50т, высотой подъёма до 12м и с частотой перегрузки 20-30 циклов в час.
4. Штабелёвка контейнеров в 4 яруса возможна с помощью автопогрузчиков типа «Calmar», грузоподъёмностью до 48т. Использование лифтопов[9] и спредеров[10].
2. 2. Анализ влияния на финансовый результат оценки стоимости товарно-материальных запасов В системе мер, направленных на повышение эффективности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рационального использования оборотных средств. Проблема улучшения использования оборотных средств стала еще более актуальной в условиях формирования рыночных отношений. Интересы предприятий требуют полной ответственности за результаты своей производственно — финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств и предполагает соизмерение, затрат с результатами хозяйственной деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств — организаций их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
Оборачиваемость оборотных средств неодинакова на предприятиях как одной, так и различных отраслей экономики, что зависит от организаций производства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и других факторов. Так, в тяжелом машиностроении с длительным производственным циклом время оборота средств наибольшее, быстрее оборачиваются оборотные средства в пищевой и добывающих отраслях промышленности.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: длительностью одного оборота в днях, количеством оборотов за определенный период — год, полугодие, квартал (коэффициент оборачиваемости), суммой занятых на предприятии оборотных средств на единицу продукции (коэффициент загрузки).
Длительность одного оборота оборотных средства днях (О) исчисляется по формуле
О = С (Т/Д)
где С — остатки оборотных средств (средние или на определенную дату);
Т — объем товарной продукции;
продолжение
--PAGE_BREAK--Д — число дней в рассматриваемом периоде.
Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.
Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко), исчисляется по формуле
Ко=Т/С
Чем выше при данных условиях коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства.
Коэффициент загрузки средств в обороте (Кз), обратный коэффициенту оборачиваемости, определяется по формуле
Кз=С/Т
Кроме указанных показателей также может быть использован показатель отдачи оборотных средств, который определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия к остаткам оборотных средств.
Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам.
Изменение оборачиваемости средств выявляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего периода. В результате сравнения показателей оборачиваемости оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление.
При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении — в оборот вовлекаются дополнительные средства.
Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период.
Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом производственной программы предприятия, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним факторам можно отнести такие, как общеэкономическая ситуация, налоговое законодательство, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета. Эти и другие факторы определяют рамки, в которых предприятие может манипулировать внутренними факторами рационального движения Оборотных средств.
На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам, влияющим на состояние и использование оборотных средств, можно отнесли такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита.
Кризис сбыта произведенной продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств. Следовательно, необходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия.
При существующих темпах инфляции полученную предприятием прибыль целесообразно направлять прежде всего на дополнение оборотных средств. Темпы инфляционного обесценения оборотных средств приводят к занижению себестоимости и перетоку их в прибыль, где происходит распыление оборотных средств на налоги и непроизводственные расходы.
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится прежде всего к производственным запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные (запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.
Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.
Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения — отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.
Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы, и таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
2. 3. Анализ элементов логистики грузовой единицы На современном этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры, в том числе транспорта, обеспечивающей надежное обращение материальных ресурсов.
Ежегодно в нашей стране образуется около 200 млрд. различных хозяйственных связей. Намеченный рост производственного потенциала при прочих равных условиях к концу XX века вызовет увеличение хозяйственных связей в 4 раза. Эти данные свидетельствуют о необходимости детального рассмотрения возможностей транспортного комплекса по обеспечению надежного экономичного функционирования процессов товарообмена в современных условиях.
Переход к рыночным отношениям требует новых подходов к проблемам формирования материальных потоков, их рационализации и определения роли транспорта, в том числе и автомобильного, как основного участника процессов воспроизводства, оказывающего существенное влияния на рациональность размещения, обмена и эффективности общественного производства.
При грузовых перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров народного потребления.
При переходе к рыночному хозяйству повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет в конечном счете увеличить эффективность производства и соответственно доходы коллективов предприятий, пользующихся услугами транспорта.
Для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры показателями качества являются сохранность грузов в процессе транспортирования, регулярность поступления партий груза к получателям, максимальное сокращение времени доставки грузов, строгое соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки, возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах получения.
Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозках грузов.
К ним относятся:
· доставка грузов «от двери до двери»;
· сохранность грузов;
· сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;
· экономия упаковочного материала;
· более высокая скорость доставки грузов автомобилями;
· возможность участия в смешанных перевозках;
· перевозки небольших партий груза, позволяющее предприятию ускорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах.
Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, применяется во всех областях народного хозяйства, в том числе и в машиностроении. Удельный вес материальных затрат в общем объеме продукции машиностроения составляет более 50 процентов. В процессе производства сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия перемещаются многократно. Для этого используются различные виды транспорта и в первую очередь автомобильный. Из общего объема перевозок в машиностроительном комплексе более 70 % осуществляется автомобильным транспортом. Таким образом, транспорт является неотъемлемой частью производственного процесса на предприятиях машиностроения. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства. Поэтому выявление использования имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых машиностроительным предприятиям, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.
В условиях рыночной экономики одной из основных задач предпринимателя является оптимальный выбор из большого числа предприятий — поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия, достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих изделий и пр. продукции.
Высшей мерой при выборе предприятия — поставщика сырья и материалов являются следующие факторы:
— предприятие-заказчик должно пойти на договорные отношения с различными предприятиями-поставщиками сырья и материалов. Таким образом, обеспечивается возможность избежать односторонней зависимости.
— у предприятия-заказчика должны быть договорные отношения с предприятиями-поставщиками, ограниченными необозримым количеством поставок (скидки за оптовое количество поставки сырья и материалов).
— количество поставщиков следует оптимизировать.
Определение методов и форм снабжения зависит от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы:
1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией.
Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.
Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определенного в заказе.
3. Ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: снижение затрат на складирование и хранение; ускорение оборачиваемости капитала; своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
— количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;
— оплачивается только поставленное количество товара;
— по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые должны быть поставлены.
Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие:
1. Конкурентные торги (тендоры) — проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.
2. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем могут быть организованы двумя способами:
— инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;
— инициатива исходит от покупателя.
Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются:
- стоимость приобретения товара или услуг;
— качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочую стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства и т. д.).
Качество обслуживания включает качество товара и надежность обслуживания. Надежность можно оценить через вероятность в удовлетворении заявки потребителя.
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых превышает 60.
— удаленность поставщика от потребителя;
— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
— система управления качеством продукции у поставщика;
— психологический климат в трудовом коллективе поставщика;
— способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставленного оборудования;
— кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.
2. 4. Финансовый анализ и система контроля за состоянием запасов Производственные запасы — это предметы труда, обслуживающие один производственный цикл и их стоимость полностью включается в себестоимость продукции.
Операциями по производственным запасам являются: заготовление и приобретение у поставщиков; движение производственных запасов на предприятии; реализация производственных запасов.
Система показателей по производственным запасам осуществляется в натуральной и стоимостной форме: остатки на начало периода; остатки на конец периода; приход за период; расход за период.
Учёт производственных запасов устанавливается учётной политикой предприятия, и оно может устанавливать по следующим моментам: метод оценки производственных запасов; порядок отражения производственных запасов на счетах; критерии отнесения производственных запасов к малоценным и быстро изнашиваемым предметам; порядок списания малоценных и быстро изнашиваемым предметов.
Классификация производственных запасов и затрат:
1) По критерию функциональной роли производственных запасов и их значению в процессе производства (экономическая классификация): сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, отходы, тара (инвентарная — многократно обслуживающая производство и учитывается в составе основных средств и неинвентарная — реализуется вместе с товаром), топливо, запчасти, МБП.
2) По техническим характеристикам и физико-химическим свойствам производственных запасов (техническая классификация — систематизированный перечень потребляемых в процессе производства материальных ценностей с указанием наименования, сорта, марки, единицы измерения, каждой позиции присваивается свой номенклатурный номер. Типовая номенклатура используется всеми предприятиями. Если в номенклатуре указывается цена за единицу изделия, то такая номенклатура называется “номенклатура — ценник”.
Себестоимость производственных запасов формируется на базе цен их приобретения (без НДС) за исключением отдельных групп товаров, по которым себестоимость включается с НДС. В себестоимость включается % за отсрочку оплаты, предоставленной поставщиками, наценки, комиссионные вознаграждения, оплата брокерских услуг, таможенные пошлины, транспортные услуги, затраты на тару.
Задачи бухгалтерского учёта в отношении производственных запасов:
– правильно и своевременно документально отразить по движению производственных запасов;
продолжение
--PAGE_BREAK--– определить фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов;
– осуществить контроль за их использованием;
– своевременно выявлять излишки или недостаток производственных запасов.
Первичные документы являются основой для учёта производственных запасов:
– журнал учёта поступающих грузов (их регистрация на основе транспортных документов)
– доверенность (подотчётным лицам для получения материальных ценностей)
– журнал учёта выданных доверенностей
– приходный ордер (им оформляется поступление производственных запасов на склад; составляется в день поступления производственных запасов мат. ответственным лицом)
– акт о приёмке мат. ценностей (при возникновении несоответствий — вместо приходного ордера составляется в 2-х экземплярах в присутствии представителя поставщика или незаинтересованного лица, один экземпляр направляется поставщику.
– лимитно-заборная карта (составляется для учёта отпуска-расхода производственных запасов)
– карточка складского учета (ведется на складе и составляется для каждого номенклатурного номера производственных запасов; в ней указывается остаток данного производственных запасов на начало месяца, приход, расход и выводится остаток на конец месяца)
– реестр приёмки-сдачи документов (отражаются все приходно-расходные документы, которые передаются в бухгалтерию)
– ведомость учёта остатков производственных запасов на складе (данные — из карточек складского учёта, где выводятся остатки)
Приёмка груза осуществляется в соответствии с инструкцией ”О порядке приема груза”. При выявлении, какого либо несоответствия составляется акт о приёмке груза. Акт составляет комиссия, и он является основанием для предъявления претензий поставщику или транспортной организации. При автомобильных перевозках акт может не составляться (делается отметка на транспортной накладной). На поступившие производственных запасов организация получает расчётные документы. Эти документы регистрируются в журнале поступающих грузов, сверяются с договором поставки, далее производится акцепт и расчётные документы оформляются бухгалтерией для оплаты. Если подотчетное лицо привезло груз на склад, то выписывается приходный ордер: 1 экземпляр — в бухгалтерию, 2 экземпляр — на склад
Аналитический учёт может вестись либо по фактической средней себестоимости, либо в оценке по учётным ценам. Учётная цена может быть договорная, плановая, расчетная.
1) балансовый метод: на каждый вид производственных запасов открывается карточка количественно-суммового учёта. В ней бухгалтер отмечает остаток на начало периода, приход, расход в хронологической последовательности, выводит остаток. Информацию с карточек бухгалтер переносит в аналитическую или количественно-суммовые ведомости, которые ведутся для каждого счёта. Эта информация соответствует информации в карточках складского учёта.
Показатель
Кол-во
Цена за ед.
Сумма (кол.*цену)
1.Сальдо на начало месяца
2.Поступило за месяц
1ая поставка
2ая поставка
и т.д.
кол-во*цена за ед.
3.Поступило всего
4.Итого поступления с остатком
5. Израсходовано
кол-во*сред.факт. с-сть
6.Сальдо на конец мес
(4. — 5.)
Для её заполнения рассчитывается средняя фактическая себестоимость единицы изделия = ( 1 + 3 в стоим. ед.) / (1.+ 3 в натур. ед.) Формула среднеарифметическая взвешенная
Сумма расхода определяется как количество израсходованных материалов, умноженных на фактическую себестоимость единицы изделия.
Остаток П З= 4. — 5.
2) сальдовый метод (по учётным ценам): записи в карточках складского учёта осуществляется на основании первичных документов по приходу и расходу. Реквизиты (см. карточку)
Приход
Расход
Сальдо
х
10
10
у
20
30
5
25
Учёт в карточке — в количественном выражении.
Для правильного ведения бухгалтерского учёта необходима оценка производственных запасов. Учет поступления производственных запасов ведется в 2-х оценках: по учётным ценам и фактической себестоимости. Для достоверного определения стоимости поступивших материальных ценностей необходимо вести учёт по фактической себестоимости, но в связи с тем, что фактическую себестоимость можно определить только в конце отчётного периода, возникает необходимость применения учётных цен (могут применяться оптовые, розничные, договорные цены, плановая себестоимость).
фактическая себестоимость материальных ресурсов состоит из затрат на их приобретение, а также:
– затраты по их доставке (транспортно-заготовительные расходы)
– оплаты процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком
– наценки и надбавки
– комиссионные снабженческим, внешнеэкономическим и другим организациям
– таможенные пошлины
– расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
Оценка производственных запасов, израсходованных на производстве осуществляется следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Пример ФИФО
Поступило в марте
Дата
Кол-во
Цена
Сумма
01
10
10
100
03
15
20
300
05
5
15
75
Расход
02
8
10
80
04
10è2
î8
10
20
20
160
ЛИФО: 02 8à5 15 75
æ3 20 60.
Фактическая себестоимость израсходованных материалов = их стоимость + транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) + пошлины, относящиеся к стоимости израсходованных материалов.
Транспортно-заготовительные расходы определяются расчетным путем:
ТЗР = стоимость израсходованных материалов * %ТЗР / 100%
%ТЗР = (остаток ТЗР на начало месяца + ТЗР по поступившим материалам) / (остаток материала на новый месяц по учётным ценам + стоимость поступивших материалов по учётным ценам)
Если учёт поступивших материалов ведётся по плановой стоимости (учётная цена), то в конце отчетного периода определяется отклонение между фактической стоимостью поступивших материалов и плановой себестоимостью.
Методы ведения аналитического учёта производственных запасов: параллельный и сальдовый (наиболее распространен).
Реализованной называется продукция, 1) отгруженная покупателю, платежные документы, по которой предъявлены в банк, а покупатель оплатил эти документы; либо 2) продукция, отгруженная покупателям, документы по которой предъявлены в банк.
В зависимости от выбранного варианта предприятие в своей учетной политике определяет свое понятие реализованной продукции. Таким образом, существуют два варианта учета реализованной продукции:
1. Учет отгруженной и реализованной продукции (момент реализации — оплата),
2. Нет отгруженной, учет лишь реализованной продукции (момент реализации — отгрузка).
Государство заинтересовано во 2 варианте.
2 вариант. Момент реализации — отгрузка. Учет реализованной продукции (нет отгруж.)
Реализованная продукция учитывается в 2 оценках:
1. По учетным ценам. В качестве учетных цен применяются отпускные цены или плановая, нормативная себестоимость.
2. По фактической себестоимости. Фактическая себестоимость определяется расчетным путем:
1 вариант: (документы предъявлены в банк)
себестоимость реализованной продукции = реализовано по учетным ценам * процентное соотношение
% соотношение = (остаток ГП на складе + поступило ГП на склад за месяц) по фактической себестоимости / (остаток ГП на складе + поступило ГП на склад) по учетным ценам.
2 вариант:
с/с реализованной продукции = реализовано по учетным ценам * % соотн.
% соотн. = (остаток товаров отгруженных + отгружено продукции за месяц)по фактической себестоимости/(остаток товаров отруж. + отгружено за месяц) по учетным ценам.
Аналитический учет реализованной продукции ведется в ведомости №16 на основании выписок из р/с.
В настоящее время в широко используется предоплата
Учет реализации продукции на момент оплаты.
Учет отгруженной продукции ведется на основании следующих первичных документов: счета-фактуры, счета платежные требования. Применяются две оценки: по учетным ценам и по фактической себестоимости. Учетная цена может быть оптовой, договорной, розничной. Основанием для отгрузки продукции является хозяйственный договор, который заключается между предприятием-поставщиком и покупателем. В нем указывается наименование продукции, качество и ассортимент, количество, цена и стоимость продукции.
Аналитический учет ведется в Ведомости отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) №16 на основании выписок из р/с. Учет в ведомости ведется в двух оценках.
Фактическая себестоимость определяется расчетным путем.
Фактическая себестоимость отгруженной продукции определяется как произведение стоимости отгруженной продукции по учетным ценам на процентное отношение.
% отношение= (остаток готовой прод. на н. мес. + поступило за мес.)по фактич. ценам / (остаток ГП на н. мес. + поступило за мес.)по учетным ценам
Синтетический учет ведется на счете “Товары отгруженные”. Счет активный.
Отгрузка продукции:
По К списание фактической себестоимости реализованной продукции. Сальдо по счету показывает наличие отгруженной, но не реализованной продукции.
Списание фактической себестоимости реализованной продукции, списание коммерческих расходов Начисление НДС. Зачисление выручки на р/с. Определение финансового результата Синтетический учет ведется в журнале-ордере.
2. 5. Анализ оптимальной величины заказываемой партии товарно-материальных запасов Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.
Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции — его завершением. Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно- хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.
Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.
В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо определить:
1. Какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения производственно — хозяйственной деятельности предприятия.
2. Количество материальных ресурсов, которое потребуется для выполнения производственной программы.
3. Необходимые площади складских помещений для хранения материальных ресурсов.
4. Затраты на материально-техническое снабжение.
Существует множество методов определения количества заказываемых материальных ресурсов. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить затраты.[11]
При определении оптимального количества заказов следует учитывать:
— независимые от количества заказов расходы (F), которые образуются в качестве постоянных исходных расходов, необходимых для осуществления запроса предлагаемого сырья и материалов, учета и сравнения предложения, а также осуществления самого процесса заказов,
— процентную ставку расходов для осуществления складского хранения сырья и материалов (1),
— калькуляционную процентную ставку (Z), которая соответствует желаемому среднему начислению процентов за товары, хранимые на складе,
— закупочную цену (P), складированного сырья и материалов.
— и общую потребность в сырье и материалах в течении определенного периода (R).
Оптимальное количество заказов (q) является тем самым коэффициентом, который приводит к самым низким общим расходам (KL ) и к самым низким расходам для осуществления процесса снабжения производства сырьем и материалами по их заказу (KB).
Общие расходы для осуществления складского хозяйства KL, которые зависят от стоимости складированного сырья и материалов, от расходов на содержание складских запасов, от процентной ставки и продолжительности сроков хранения, определяются как:
Расходы, необходимые для осуществления снабжения производства сырьем и материалами, зависят от частоты поступления заказываемых материалов за определенный период времени:
Таким образом, выражение для определения общих расходов для материально-технического снабжения производства сырьем и материалами имеет вид:
Оптимальное количество заказов получают посредством определения значения q из этого выражения после приравнивания к нулю значения K:(2)
2. 6. Финансовое планирование повышения эффективности использования запасов Существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.
Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля — все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.
Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.
Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.
Управление текущими активами.
Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.
Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:
— планирования закупок необходимых материалов;
— введения жестких производственных систем;
— использования современных складов;
— совершенствования прогнозирования спроса;
— быстрой доставки.
Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.
продолжение
--PAGE_BREAK--