--PAGE_BREAK--
Пример. Приобретён объект стоимостью 80000 рублей со сроком полезного использования 10 лет. Норма амортизационных отчислений составит 10% (100%:10). Годовая сумма амортизационных отчислений составит 8000 рублей (80000 * 10%), сумма амортизации за отчётный месяц – 666,66 рублей.
Производственный метод (По объёму выпускаемой продукции)прямо противоположен предыдущему. В основе его – коэффициент эффективности эксплуатируемого имущества в составе основных средств и в первую очередь их активной части – машин, оборудования. Срок службы в условиях применения производственного метода не играет никакой роли. Напротив, чем этот срок меньше, тем большая предполагается отдача от эксплуатированного объекта.
Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объёма продукции (работ) в отчётном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предлагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Пример. Предприятием приобретён пресс для изготовления силикатного кирпича, технологическая характеристика которого рассчитана на производство 1000000 штук кирпича. Первоначальная стоимость пресса 100500. Ожидаемые полезные отходы по окончании срока службы – 500 рублей.
Тогда амортизационные отчисления на 1000 штук кирпича составят: (100500руб. – 500руб.): 1000000шт. * 1000шт. = 100 рублей
Планируемый выпуск кирпича (тыс. шт.)
Первый год эксплуатации – 240
Второй год эксплуатации –280
Третий год эксплуатации – 260
Четвёртый год эксплуатации – 220
Сумма начисленных амортизационных отчислений по годам эксплуатации пресса:
Показатели
Первоначальная стоимость (руб.)
Выпуск кирпича (тыс. шт.)
Годовая сумма амортизации (руб.)
Накопленная сумма амортизации (руб.)
Остаточная стоимость (руб.)
Дата постановки на баланс
100500
-
-
-
100500
Конец 1-го года
100500
240
24000
24000
76500
Конец 1-го года
100500
280
28000
52000
48500
Конец 1-го года
100500
260
26000
78000
22500
Конец 1-го года
100500
220
22000
10000
500
Кумулятивный и метод уменьшающегося остатка представляют собой ускоренные методы начисления амортизации. Характер использования действующих основных средств заложен, если так можно выразиться, в самой природе этих средств: новый объект в первые годы эксплуатации способен на большую отдачу. Следовательно, логично на данном этапе списывать и большую часть их стоимости на издержки производства. Научно – технический прогресс со временем позволит создать новое, более производительное оборудование, а действующее морально устареет. Накопленная по нему к данному времени сумма амортизации даст возможность заменить оборудование значительно раньше, чем оно физически придёт в негодность.
Другим преимуществом использования ускоренных методов служит тот аргумент, что затраты на отдельные виды ремонта обратно пропорциональны степени его использования: в первые годы они незначительны, в то время как в конце срока службы возрастают. Общий вывод: в среднем указанные расходы остаются постоянными в течение нескольких лет.
Таким образом, ускоренные методы амортизации, по сути, представляют собой вариант учётной политики, преследующей конечную цель создать за короткий период времени источник финансирования, за счёт которого можно будет обновить постоянный капитал.
Интересна в связи с этим методика начисления амортизации по кумулятивному методу. Его ещё называют «Метод списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования», или «Метод падающих чисел». В начале исчисляется сумма срока службы (X) определённого объекта по формуле:
Где N– количество лет предлагаемого срока службы данного объекта
Годовая сумма амортизационных отчислений (Гс) будет определена по формуле:
Гс =
[
(Пс — Лс) *
N]
:
X
Где Пс – первоначальная стоимость,
Лс – ликвидационная стоимость объекта.
Пример. Пусть при планируемом сроке эксплуатации токарно-фрезерного станка (
N
) 6 лет срок службы при исчислении годовой суммы амортизации составит 21 год (6*(6+1):2). Этот результат показывается в знаменателе в течении всего срока эксплуатации станка. В числители отражается число лет, оставшееся до конца срока службы данного оборудования, то есть применяется обратный счёт в последовательности 6, 5, 4, 3, 2, 1. Путём умножения первоначальной стоимости станка (например, 100000 рублей) за вычетом его ликвидационной стоимости – 500 рублей (100000 – 500 = 99500) определяют ежегодную сумму амортизационных отчислений (Гс):
Гс = (99500 * 6):21 = 28 428,6 рублей
По годам срока службу сумма амортизационных отчислений составит:
Показатели
Первоначальная стоимость (руб.)
Годовая сумма амортизации (руб.)
Накопленная сумма амортизации (руб.)
Остаточная стоимость (руб.)
Дата постановки на баланс
100000
-
-
100000
Конец 1-го года
100000
(99500*6:21)=28428,6
28428,6
71571,4
Конец 2-го года
100000
(99500*5:21)=23690,5
52119,1
47880,9
Конец 3-го года
100000
(99500*4:21)=18952,4
71071,5
28928,5
Конец 4-го года
100000
(99500*3:21)=14214,3
85285,8
14714,2
Конец 5-го года
100000
(99500*2:21)=9476,2
94762
5238
Конец 6-го года
100000
(99500*1:21)=4738
99500
500
Как видим, годовая сумма амортизации снижается, что в принципе соответствует самой природе эксплуатации основных средств, которые теряют со временем свои качественные показатели ввиду физического и морального старения. В то время как их потребительские свойства убывают, сумма накопленной амортизации продолжает расти, достигая к концу шестого года функционирования первоначальной (стартовой) стоимости за вычетом полезных отходов.
Метод уменьшающегося остатка как вариант ускоренной амортизации предусматривает применение удвоенной ставки годовой нормы амортизации, используемой при линейном методе, по отношению к остаточной стоимости объекта по каждому году эксплуатации. Остаточная стоимость принимается во внимание по последнему году эксплуатации, когда ежегодная сумма амортизации ограничивается размером, который не должен превышать ликвидационную стоимость.
В качестве примера используем тот же токарно-фрезерный станок, который эксплуатировался с погашением стоимости по кумулятивному методу. Срок службы 6 лет. Годовая норма амортизационных отчислений 16,66% (100%:6лет). Удвоенная норма амортизации – 33,33% (2*16,66%). Тогда методика начисления амортизации по методу уменьшающегося остатка будет иметь следующий вид:
Показатели
Первоначальная стоимость (руб.)
Годовая сумма амортизации (руб.)
Накопленная сумма амортизации (руб.)
Остаточная стоимость (руб.)
Дата постановки на баланс
100000
-
-
100000
Конец 1-го года
100000
(33,3%*100000)=33330
33300
66670
Конец 2-го года
100000
(33,3%*66670)=22221,1
55551,1
44448,9
Конец 3-го года
100000
(33,3%*44448,9)=14814,8
70365,9
29634,1
Конец 4-го года
100000
(33,3% *29634,1)=9877
80242,9
19757,1
Конец 5-го года
100000
(33,3%*19757,1)=6585
86827,9
13172,1
Конец 6-го года
100000
12672,1
99500
500
По пятому году эксплуатации недоамортизированная стоимость объекта составила 13 172,1 рублей, а с учётом ожидаемых полезных отходов на 500 рублей меньше, то есть 12672,1 рублей. Эта сумма и должна быть учтена как годовая сумма амортизационных отчислений по последнему – шестому году эксплуатации данного объекта, несмотря на то, что согласно расчёту она равна всего4386,3рубля (33,3%*13172,1).
Вывод: метод уменьшающегося остатка имеет много общего с кумулятивным методом, ибо в основе обоих методов лежит один и тот же принцип – постепенная потеря объектом своих полезных качеств по мере эксплуатации. Пропорционально уменьшению этих качеств сокращается и абсолютная годовая сумма амортизационных отчислений.
Во всех вариантах начисления амортизации, кроме линейного, сумма налогооблагаемой прибыли должна быть скорректирована.
Расчёт амортизации по одному из приведённых методов производится в пределах групп однородных объектов в течении всего срока полезного использования.
Учётным регистром по начислению амортизации служит специальная разработочная таблица «Расчёт амортизации основных средств».
Сумма амортизации, начисленной при линейном методе за отчётный месяц, складывается из суммы амортизации, начисленной за предшествующий месяц, скорректированной в сторону увеличения на сумму амортизации по поступившим основным средствам в пределах соответствующей группы объектов, по которой применятся данный метод, и вычитания суммы амортизации по выбывшим основным средствам в данной группе.
Начисление амортизации по объектам с применением других методов производится по соответствующей методике.
Субъекты малого предпринимательства имеют право начислять амортизацию по основным средствам производственного назначения в размере, в два раз превышающим нормы, установленные для отдельных видов, с 1 января 1998 года списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости конкретных объектов со сроком полезного использования более трёх лет.
Определённые особенности имеет порядок начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения, на приобретаемые основные средства, бывшие в эксплуатации. Они возникают у нового собственника и состоят в исчислении срока полезного использования.
Пример. Организация приобрела оборудование для межоперационного контроля и контроля готовых полупроводниковых приборов и интегральных схем за 50000 рублей. В соответствии с Едиными нормами амортизации годовая норма амортизации данного оборудования 25%, то есть нормативный срок его эксплуатации 4 года. У прежней организации – продавца оно находилось в эксплуатации 1,5 года. У нового собственника оно должно эксплуатироваться в пределах оставшегося нормативного срока – 2,5 года, в течении которых будет начислена оставшаяся амортизация в размере 62,5%, или в абсолютной сумме 31250 рублей (при отсутствии полезных отходов после списания оборудования).
По первому году эксплуатации сумма амортизации у покупателя составит 12500 рублей.
Аналогичная методика начисления амортизации для целей налогообложения принята и по основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал организации.
2.4. Учёт амортизационных отчислений
В синтетическом учёте амортизация отражается на пассивном счёте 02 «Амортизация основных средств». Сальдо кредитовое по счёту 02 отражает величину накопленного износа основных средств, которые числятся на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Долгосрочно арендуемы основные средства». Оборот по дебету счёта 02 – сумма износа по выбывшим объектам, независимо от причин выбытия. Оборот по кредиту – сумма начисленной амортизации за отчётный период. Счёт 02 имеет два субсчёта:
02/1 «Амортизация собственных основных средств»
02/2 «Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств»
Аналитический учёт по счёту 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств, при использовании журнально-ордерной формы учёта суммы амортизации рассчитываются в разработочной таблице формы № РТ-6 и отражают в журнале-ордере № 1 и ведомостях № 12, 15.
На сумму начисленной за отчётный месяц амортизации по итого разработочной таблице в учёте составляются бухгалтерская проводка:
Дебет счетов 20 «Основное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счёта 02 «Амортизация основных средств»
Сумма амортизации увеличивается так же в случае выкупа лизингополучателем имущества, если оно учитывалось на балансе лизингодателя:
Дебет счёта 01 «Основные средства»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»
Субсчёт 1 «Амортизация собственных основных средств»
С 1 января 1998 года амортизационные отчисления, начисленные на полное восстановление ускоренным методом, организации в праве использовать на любые цели, что создаёт правовую основу перелива капитала в другие сферы применения и снижает риск инвестиций.
В то же время следует иметь в виду, что при применении любого варианта для начисления амортизации по основным средствам, выбранного организацией в качестве варианта учётной политики, она должна исходить при этом из целей бухгалтерского учёта. Для целей же налогообложения организация должна корректировать сумму амортизационных отчислений, начисленных исходя из линейного (равномерного) метода.
Исполнение договора доверительного управления имуществом, когда предметом договора являются основные средства, требует наряду с принятием таких объектов на баланс и отражения в учёте принимающей стороны суммы начисленной амортизации за период эксплуатации данного объектов у предыдущей стороны.
На сумму принятой амортизации составляется запись:
Дебет счёта 79 «Внутрихозяйственные расходы»
Субсчёт 3 «Расчёты по договору доверительного управления имуществом»
Кредит счёта 02 «Амортизация основных средств»
Списание сумм начисленной амортизации отражается в учёте по дебету счёта 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счёта 01 «Основные средства». Такая запись делается в учёте независимо от причин выбытия.
С 1 октября 1998 года сняты предельные ограничения (до 0,5) на понижающие коэффициенты к нормам амортизационных отчислений. Эти и другие меры повышают эффективность амортизационной политики, разрабатываемой каждым предприятием исходя из своего финансового положения.
Если балансовая стоимость отдельных объектов по основным средствам превышает их рыночную цену, организация вправе произвести переоценку (уценку) таких объектов одним из способов:
— Путём прямого пересчёта этих объектов, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором была произведена их переоценка;
— По документально подтверждённым рыночным ценам.
Пример. Стоимость объекта по данным учёта на 1 января 2001 года – 12000 рублей. Сумма начисленной амортизации на эту дату – 18000 рублей, а за следующие 3 месяца – 1100 рублей. Всего на 1 апреля 2001 года – 2900 рублей (1800 + 1100).
Рыночная цена объекта 10800 рублей. Коэффициент пересчёта – 24% ((2900: 12000) * 100%). Сумма амортизации по результатам переоценки составила 2592 рублей (10800 * 24%).
В учёте сумма уценки данного объекта определена в размере 1200 рублей (12000 — 10800).
Дебет счёта 83 «Добавочный капитал»
Кредит счёта 01 «Основные средства»
Соответственно должна быть уменьшена на 308 рублей и сумма ранее начисленной амортизации (2900 — 2592):
Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счёта 83 «Добавочный капитал»
В дальнейшем, после 1 января 2001 года, амортизация по такому объекту должна начисляться исходя из восстановительной стоимости 10800 рублей.
Счёт 02/1 «Амортизация собственных основных средств»
Д К
Сумма износа по объектам основных средств, выбывших из эксплуатации по любым
причинам (К01)
Сн – Сумма износа собственных объектов на начало месяца
Сумма начисленной амортизации за отчётный месяц (Д20,25,26)
Сумма амортизации, увеличенная в случае выкупа лизингопо-лучателем имущества (Д01)
Сумма принятой амортизации (Д79/3)
Сумма износа по основным средствам, сданным в текущую аренду (Д91)
Счёт 02/2 «Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств»
Д К
Списание износа по объектам основных средств, выбывших из эксплуатации по любым
причинам (К03)
Сн – Сумма износа начисленного с начала аренду до текущего месяца
Ежемесячно начисляемый износ по указанным объектам (20,25,26)
2.5. Учёт восстановления основных средств и способы его финансирования
В процессе эксплуатации основные средства, независимо от их назначения в процессе производства, постоянно изнашиваются. Для поддержания в рабочем состоянии они требуют ремонта. По характеру и объёму ремонтных работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий ремонт следует рассматривать с двух позиций:
— Периодичности проведения;
— Характера работ.
По периодичности текущий ремонт отдельных объектов производится в пределах одного года.
Характер работ предусматривает текущую профилактику объекта, связанную со сменой отдельных узлов без разборки агрегата, регулировку механизмов, их смазку, что обеспечивает постоянную готовность объекта к эксплуатации.
Средний ремонт по сложности и периодичности проведения (более одного года) приближается к капитальному ремонту и связан с необходимостью восстановления или замены отдельных деталей путём частичной разборки объекта.
Капитальный ремонт – наиболее сложный вид ремонта. Он является продолжительным по времени (свыше одного года), связан с полной разборкой ремонтируемого агрегата, а при ремонте зданий – с заменой несущих конструкций и тому подобного. Такой ремонт требует более высоких профессиональных навыков исполнителей, и потому чаще производится специализированными подрядными организациями.
Все три вида ремонта основных средств формируют систему планово-предупредительного ремонта, включающую комплекс мер, осуществление которых обеспечивает поддержание соответствующих объектов в рабочем состоянии.
Отнесение ремонтных работ к соответствующему виду подтверждается необходимыми документами: сметной документацией, договором на проведение ремонта, внутренними распорядительными документами организации (приказом руководителя и прочими). Наличие их подтверждает обоснованность включения расходов на ремонт в состав производственных издержек. В то же время следует иметь в виду, что затраты на реконструкцию объектов основных средств и проведение модернизации оборудования рассматриваются как капитальные вложения. Их осуществление производится за счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации, или других источников целевого характера.
Возможна ситуация, когда составляющие части объекта имеют различный срок службы. Тогда действует общее правило: замена каждой такой части рассматривается в учёте как выбытие (равно при его становление как приобретение) самостоятельного инвентарного объекта.
Перечень работ относящихся к тому или иному виду ремонта, регулируется отраслевыми положениями о планово предупредительном ремонте (ППР).
Организация должна просчитать исходя из своих финансовых возможностей, всегда ли целесообразно проводить ремонтные работы, особенно в крупных объёмах, или же более выгоден другой вариант – переход на метод ускоренной амортизации по активной части основных средств с созданием основы для более быстрого их обновления, что представляет серьёзный аргумент в условия конкуренции. Вопрос, конечно, не сводится к полному исключению проведения отдельных видов ремонта, а состоит, прежде всего, в оценке их экономической целесообразности.
Ремонт может выполняться хозяйственным или подрядным способом. При осуществлении капитального ремонта хозяйственным способом в соответствии с приказом руководителя определяются исполнители, сроки начала и окончания работы. Экономические службы на основании дефектной ведомости, составленной службой главного механика с указанием перечня заменяемых деталей, узлов и прочего, производит расчёт предполагаемых объёмов в стоимостном выражении.
Дефектная ведомость составляется в трёх экземплярах: один остаётся на службе главного механика для оперативного контроля за ходом выполнения ремонтных работ, второй передаётся цеху исполнителю для непосредственного исполнения, третий – в бухгалтерию для контроля за обоснованностью списания отдельных расходов на контрольный объект с целью исчисления фактической себестоимости проводимого ремонта.
Организация определяет учётную политику по оформлению текущих издержек, включаемых в себестоимость конкретных объектов, подлежащих ремонту. При этом возможны четыре варианта.
Первый вариант предусматривает включение фактических затрат по проведению ремонта соответствующего объекта, независимо от его сложности и объёма работ, сразу в издержки производства ремонтного цеха:
Дебет счёта 23 «Вспомогательное производство»
Кредит счёта 10 «Материалы»
70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»
Целесообразность данного варианта в том, что прямое включение затрат на отдельные виды ремонта в состав производственных издержек не приводит к резкому удорожанию продукции (работ, услуг). Поэтому его применяют те организации, где объём ремонтных работ незначителен.
В тех случаях (второй вариант), где возникает необходимость в проведении больших объёмов такого рода работ, причём единовременного характера (аварии и тому подобного), логичны затраты, связанные с ними, предварительно отражать в текущем учёте по дебету активного счёта 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счёта 10 «Материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и тому подобное. Это исключит рост себестоимости выпускаемой продукции или оказанных услуг, характерны при единовременном их списании. В дальнейшем указанные суммы включаются ежемесячно в счета текущих издержек равными суммами в течении срока, определённого учётной политикой, но в любом случае не свыше двух лет.
Дебет счетов 20 «Основное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит счёта 97 «Расходы будущих периодов»
Третий вариант применим для проведения крупных плановых ремонтов, что характерно для отраслей тяжёлой индустрии, а также предприятий с сезонным циклом производства. Это требует предварительного создания необходимых финансовых ресурсов. Поэтому организация делает расчёт нормативов отчислений на формирование ремонтного фонда, учитывая их предполагаемую смету затрат на осуществление такого объёма работ. Причём такая методика применяется независимо от того, хозяйственным или подрядным способом осуществляются такие работы. В учёте ежемесячно, независимо от фактического выполнения ремонтных работ, производятся отчисления в ремонтный фонд с включением по установленному нормативу состав расходов сумм на управление производством и обслуживание:
Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Ремонтный фонд»
Запись делается в ведомостях № 12, 15 с последующим списанием в Журнал-ордер №10
Если работы ведутся силами самой организации, то при наличии ремонтного фонда фактические затраты учитываются в резерве ремонтных цехов по дебету счёта 23 «Вспомогательное производство» в Журнал-ордер №10, в корреспонденции с кредитом следующих счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчёт с персоналом по оплате труда» и другими.
По окончанию ремонта работник структурного подразделения организации, уполномочен на приёмку объекта, и представитель ремонтного цеха подписывают акт приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. №ОС-3). Акт выписывается в одном экземпляре и сдаётся в бухгалтерию организации. Затем он подписывается главным бухгалтером и утверждается её руководителем, или лицом, на то уполномоченным. На основании акта бухгалтер списывает фактические затраты на счёт ранее созданного ремонтного фонда:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Ремонтный фонд»
Кредит счёта 23 «Вспомогательное производство»
Если ремонтные работы проведены силами подрядной организации, то на основании счёта-фактуры и предложенного к нему акта (ф. №ОС-3) в Журнал-ордер №6 на договорную стоимость составляется бухгалтерская проводка:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Ремонтный фонд»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся в организации, а второй передаётся подрядчикам. Одновременно инвентарной карточке объекта, по которому закончен ремонт, делается отметка с указанием даты, номера акта и суммы.
Перед составлением годового отчёта производится инвентаризация обоснованности сумм по счёту 96 «Резервы предстоящих расходов»: субсчёт «Ремонтный фонд».
В том случае, если сумма ремонтного фонда по окончании ремонта не использована полностью, она снимается («сторнируется») с текущих издержек. В обратном случае производится её доначисление. Однако если сумма разницы между фактическими затратами и суммами, списанными на уменьшение ремонтного фонда, значительна, то целесообразно предварительно включить её в состав расходов будущих периодов:
Дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов»
Кредит счёта 23 «Вспомогательное производство»
Или 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
В дальнейшем по мере накопления ремонтного фонда указанные суммы подлежат списанию:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Ремонтный фонд»
Кредит счёта 97 «Расходы будущих периодов»
Если ремонтный фонд не создаётся, то фактические расходы отражаются на счетах учёта затрат в зависимости от места эксплуатации ремонтируемого объекта и характера расходов на всю сумму расходов, утвёрждённых актом об окончании таких работ:
Дебет счетов 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчёт «По акцептованным платёжным документам»
На сумму НДС по выполненным работам:
Дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Если заказчик ранее перечислял подрядной организации аванс под предстоящий объём работ, то после их окончания сумма аванса направляется в уменьшения задолженности по выполненным работам:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчёт «Расчёты по авансам выданным»
Соответственно с указанной суммы аванса к зачёту подлежит сумма НДС:
Дебет счёта 68 «Расчёты с бюджетом»
Кредит счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»
Оставшаяся сумма обязательств погашается с расчётного счета заказчика:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчёт «По акцептованным платёжным документам»
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт»
После чего принимается к зачёту оставшаяся сумма НДС записью, аналогичной приведённой выше.
Возможен и четвёртый вариант – создание резерва на проведение ремонта. В организации его учёта есть много общего с созданием и использованием ремонтного фонда, но есть и определённые различия:
Ø Суммы резерва создаются только на отчётный год в пределах утверждённой сметы на проведение отдельных видов ремонта основных средств;
Ø Суммы резерва, не использованные до конца года, заключительными проводками декабря направляются на увеличение налогооблагаемой прибыли:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Резерв на проведение ремонта»
Кредит счёта 99 «Прибыль и Убытки»
При недостаточности средств начисленного в течении года резерва исходя из смежной стоимости ремонта для фактически выполненного объема ремонтных работ в конце года на сумму разницы производится доначисление резерва:
Дебет счёта 23 «Вспомогательное производство» и других счетов затрат.
Кредит счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Резерв на проведение ремонта»
В любом случае (в отличие от ремонтного фонда) остатка по резерву на указанные цели на конец года не должно быть.
Отраслевые особенности затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), предъявляют свои требования к организации ремонтных работ и, соответственно, источникам их финансирования. Длительный технологический цикл ремонтов некоторых наименований машин и оборудования в отдельных отраслях заставляет применять в качестве варианта учётной политики порядок, согласно которому при переходе ремонтных работ по этим объектам на следующий год остаток резерва на их ремонт в конце года не сторнируется. Однако для целей налогообложения следует увеличить налогооблагаемую прибыль, поскольку включённая в себестоимость продукции сумма начисленного резерва от части осталась неиспользованной в отчётном году.
По окончанию ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва на эти цели так же не сторнируется, а относится непосредственно на финансовые результаты организации.
В последнее время распространённым явлением становится сдача в аренду производственных площадей, так как владельцы не могут использовать их по прямому назначению в связи с отсутствием оборотных средств.
Исходя из условий договора аренды, чаще всего затраты по текущему ремонту основных средств арендатор производит за счёт собственных средств. Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств осуществляются на различных условиях: путём компенсации их арендодателем в счёт арендной платы или за счёт средств арендатора.
В первом случае выполненный объём работ по капитальному ремонту списываются арендатором в уменьшение кредиторской задолженности перед арендодателями:
Дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счёта 23 «Вспомогательное производство»
Или 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Во втором случае запись проводится в общеустановленном порядке.
Затраты на восстановление соответствующих объектов в составе основных средств признаются в бухгалтерском учёте по тому отчётному периоду к которому они относятся.
Общий вывод: организация в праве создавать необходимые резервы на отдельные наиболее сложные виды ремонтов соответствующих объектов исходя из разработанной ею учётной политики системы планово-предупредительного ремонта и отраслевым положением о составе затрат. При отсутствии ремонтных работ суммы начисленного резерва на эти цели подлежат сторнированию. Когда начатые работы в отчётном году переходят на следующий год, резервные суммы на указанные цели сторнированию не подлежат.
Для целей же налогообложения суммы отчислений в резерв на ремонт основных средств подлежат корректировки в зависимости от степени его использования.
Затраты на восстановление объектов основных средств в форме модернизации и реконструкции, если результатом их явилось улучшение нормативных показателей функционирования (мощности, срока полезного использования и тому подобного), рассматриваются как дооценка их к первоначальной стоимости конкретного объекта:
Дебет счёта 01 «Основные средства»
Кредит счёта 08 «Вложение во внеоборотные активы»
III
Расчётная часть
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Остатки по счетам Главной книги фирмы «Радуга» по состоянию на 1 декабря 200Х г.
№ счета
Наименование счета
Варианты 1 и 3
Варианты 2 и 4
Сумма, руб.
Сумма, руб.
01
Основные средства
682 500
650 000
02
Амортизация основных средств
104 475
99 500
04
Нематериальные активы
136 500
130 000
05
Амортизация нематериальных активов
6 300
6 000
08
Вложения во внеоборотные активы
934 500
890 000
10
Материалы
553 180
526 838
16
Отклонения в стоимости материалов
42 000
40 000
19
Налог на добавленную стоимость
82 425
78 500
20
Основное производство
840 000
800 000
23
Вспомогательные производства
210 000
200 000
43
Готовая продукция
740 250
705 000
50
Касса
1 680
1 600
51
Расчетные счета
549 320
523 162
58
Финансовые вложения
609 000
580 000
60
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
966 000
920 000
62
Расчеты с покупателями и заказчиками
504 000
480 000
66
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
136 500
130 000
68
Расчеты по налогам и сборам
262 500
250 000
69
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
103 950
99 000
70
Расчеты с персоналом по оплате труда
36 750
35 000
73
Расчеты с персоналом по прочим операциям
12 600
12 000
75
Расчеты с учредителями (дебет)
105 000
100 000
76
Расчеты с разными дебиторами
45 150
43 000
76
Расчеты с разными кредиторами
220 500
210 000
80
Уставный капитал
3 248 700
3 094 000
82
Резервный капитал
402 360
383 200
83
Добавочный капитал
105 000
100 000
86
Целевое финансирование
52 500
50 000
96
Резервы предстоящих расходов
75 600
72 000
97
Расходы будущих периодов
19 530
18 600
99
Прибыли и убытки (дебет)
840 000
800 000
99
Прибыли и убытки (кредит)
1 186 500
1 130 000
продолжение
--PAGE_BREAK--
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ЗА ДЕКАБРЬ 200_ ГОД
№
ПП
СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИЙ
корреспонденции
№
Сумма (руб.)
Д
К
ж/о
1
2
1
2
3
Акт приёма-передачи основных средств №10
Принято в эксплуатацию здание, закончен ное строительством (хоз.спрособ)
Учредительные документы, акт приёмки-передачи
Оприходован грузовой автомобиль, полученный в счёт вклада в уставный капитал
Разработочная таблица
Начислена амортизация основных средств
за декабрь:
а) по производственному оборудованию:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
Итого
б) зданий и хозяйственного инвентаря:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
- офиса фирмы
Итого
890 000
100 000
100 000
100 000
4 200
3 800
2 100
10 100
1 200
1 100
1 500
2 400
6 200
01
08
01
75
25/1
25/1
23
25/2
25/2
23
26
08
75
08
80
02
02
Всего по операции
16 300
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Разработочная таблица
Начислена амортизация нематериальных активов:
а) по патенту, использованному при производстве продукции А
б) по программному обеспечению ЭВМ в управлении фирмой
ИТОГО
Продан патент фирме «Ландыш»:
- продажная цена
- в том числе НДС
- первоначальная стоимость
- износ НМА
- результат от продажи НМА
Выписка с Расчётного счёта
— поступила выручка от фирмы «Ландыш»
— перечислено заводу « Гранит»
— поступил очередной платёж от арендатора
Счёт-фактура, приходный ордер №13
а )Акцептован счёт завода « Гранит» за поступившие материалы:
— договорная стоимость
- НДС
б) При оприходовании материалов выявлена недостача в размере:
— договорная стоимость
— НДС по недостаче материалов
в) Фактически оприходованы материалы:
- по учётным ценам
- отклонение в стоимости
Справка бухгалтерии
Принята к возмещению из бюджета сумма НДС по материалам
Лимитно–заборные карты
Отпущены со склада материалы по учётным ценам6
а) в цех №1на производство:
- продукции А
- продукции Б
б) в цех №2 на производство:
- продукции С
- продукции Д
в) в инструментальный цех
г) на хозяйственные нужды:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
- заводоуправления
ИТОГО
Расчёт бухгалтерии
Списывается отклонение в стоимости израсходованных материалов
а) в цех №1на производство:
- продукции А
- продукции Б
б) в цех №2 на производство:
- продукции С
- продукции Д
в) в инструментальный цех
г) на хозяйственные нужды:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
- заводоуправления
ИТОГО
Расчётные ведомости
Начислена заработная плата за декабрь:
а) рабочим цеха №1 на изготовление:
- продукции А
- продукции Б
б) рабочим цеха №1 на изготовление:
- продукции С
- продукции Д
в) рабочим инструментального цеха на изготовление инструмента
г) рабочим, обслуживающим оборудование:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
д) персоналу управления:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
е) персоналу заводоуправления
ж) пособие по временной нетрудоспособности
ИТОГО
Справка бухгалтерии
Начислен ЕСН на заработную плату:
Начислена заработная плата за декабрь:
а) рабочим цеха №1 на изготовление:
- продукции А
- продукции Б
б) рабочим цеха №1 на изготовление:
- продукции С
- продукции Д
в) рабочим инструментального цеха на изготовление инструмента
г) рабочим, обслуживающим оборудоваие:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
д) персоналу управления:
- цеха №1
- цеха №2
- инструментального цеха
е) персоналу заводоуправления
ИТОГО
Расчётные ведомости
Произведены удержания из заработной платы:
а) налоги на доход
б) по исполнительным листам
в) за брак продукции Б
( две проводки)
д)в погашение предоставленных займов работникам фирмы
ИТОГО
Выписка с расчётного счёта, Чек № 02165
Получены и оприходованы наличные деньги в кассу
Расходные кассовые ордера
Выданы из кассы:
а) заработная плата за ноябрь
б) аванс за 1 половину декабря
в) материальная помощь
г) пособия по временной нетрудоспособности
ИТОГО
РКО Выписка с расчётного счёта
- Депонирована заработная плата
- Возвращена на расчётный счёт
Счета – фактуры
Приняты к оплате счета:
а) Горэнерго:
- на сумму акцепта
- НДС
б) АО «Телеком»
- на сумму акцепта
- НДС
ИТОГО
Справка бухгалтерии
Начислен резерв на оплату отпусков рабочим, изготавливающим:
- продукцию А
- продукцию Б
- продукцию С
- продукцию Д
- инструмента
ИТОГО
Оприходован на склад инструмент по пла новой себестоимости предназначенный:
а) для реализации
б) для собственных нужд
ИТОГО
Расчёт бухгалтерии:
Произведено резервирование сумм на создание ремонтного фонда:
а) в цехе№1
- изделие А
- изделие Б
б) в цехе № 2
- изделие С
- изделие Д
ИТОГО
ПКО и Выписка с расчётного счёта
Получены средства на текущие расходы
РКО : Выдано подотчёт:
- Вороковой З.М.
- Николаеву А. С.
- Мельниковой О.П.
ИТОГО
Справка – расчет
Начислен налог на пользователей дорог
Договор купли – продажи
Приобретены акции ОАО «Импульс», сроком более одного года ниже номинала:
- покупная стоимость
- разница межу номинальной и покупной стоимостью
Договор займа
Фирма получила заём сроком на 6 меся –цев:
- сумма займа
- сумма процента
Выписка с расчётного счёта
Фирма приобрела облигации со сроком погашения более 12 месяцев
Утверждены Авансовые отчёты о расходах подотчётных сумм:
а) Вороковой – на подписку газет и журналов
б) Николаева -на командировку
( в том числе 1800 руб. сверх норматива)
в) Мельниковой – на канцелярские товары
ИТОГО
Справка-расчёт
Списаны расходы на подписку газет и журналов в доле, относящейся к отчётному периоду
Справка-расчёт
Распределены общепроизводственные расходы основных цехов :
а) по цеху №1
- на продукцию А
- на продукцию Б
б) по цеху №2
- на продукцию С
- на продукцию Д
ИТОГО
Акт о браке
- В цехе №2 выявлен окончательный брак по продукции Д
- Сумма полезных отходов оприходована на склад
- Отнесено на виновника
- Списаны на производство потери от брака
Ведомость выпуска готовой продукции
Сдана на склад готовая продукция по плановой себестоимости:
- изделие А
- изделие Б
- изделие С
- изделие Д
ИТОГО
Определена фактическая себестоимость готовой продукции:
- изделие А
- изделие Б
- изделие С
- изделие Д
ИТОГО
( остатки НЗП на конец месяца:
продукция А
продукция Б )
Списываются отклонения фактической себестоимости готовой продукции на счёт 90/2 :
- изделие А
- изделие Б
- изделие С
- изделие Д
ИТОГО
Закрывается счёт 26
Ведомость № 16
Отгружена покупателям готовая продукция:
- по плановой себестоимости
- по рыночной цене (в том числе НДС)
Справка-расчёт
Начислен НДС по реализации
Выписка с расчётного счёта
а) Оплачены расходы по отгрузке продук – ции франко-станция отправления:
- до станции отправления
- железнодорожный тариф
ИТОГО
б) поступила выручка от покупателей
- за проданную продукцию
- возмещение ж/д тарифа
Справка-расчёт
Списываются расходы по продаже продукции
Определён и списан на соответствующий счёт результат от продажи
Выписка с расчётного счёта
Поступило:
- от дебиторов в погашение задолженности
- штраф от завода «Искра» за поставку некачественных материалов
ИТОГО
Справка-расчёт
Начислен налог:
- на имущество
- на прибыль ( авансовый платёж)
ИТОГО
Отчёт кассира
- выдано в возмещение перерасхода по командировке Николаеву А.С.
- Внесён в кассу остаток подотчётных сумм Мельниковой О.П.
ИТОГО
Выписка с расчётного счёта
Перечислено в погашение задолженности:
- органам социального страхования
- в ГНС налоги
- Алименты по исполнительным листам
- Расходы по приобретению спортивного инвентаря за счёт средств финансирования
ИТОГО
Выписка из протокола общего собрания
Часть резервного капитала направлена на увеличение Уставного капитала
Справка-расчёт
Списывается курсовая разница (потери) в стоимости проданных и выкупленных акций
Акт приёмки — передач основных средств
Передан безвозмездно компьютер школе-интернату:
- первоначальная стоимость
- износ на день передачи
- остаточная стоимость
- результат отнесён на соответствующий счёт
По реформации баланса закрываются счета:
а) 91 «Прочие доходы и расходы»
б) 99 « Прибыли и убытки»
- налог на прибыль
- чистая прибыль фирмы
ВСЕГО ПО ЖУРНАЛУ
300
100
400
4 000
667
3 500
700
533
4 000
12 000
750
10 000
2000
800
160
9 000
200
1840
10 300
10 200
109 000
10 100
400
300
300
200
210
141010
773
765
8175
757
45
45
15
-
10576
156 000
104 000
106 000
108 000
108 000
7 000
10 000
8 500
9 000
12 000
10 000
15 000
4 000
667500
55536
37024
37736
38448
38448
2492
3560
3026
3204
4272
3560
5340
232646
79 655
750
1500
1500
5 000
86 905
277 756
35 000
230 756
5 000
4 000
274 756
3 000
3 000
1 800
360
3 200
640
6000
15 400
10 600
14 000
10 000
10 800
60 800
32 000
70 055
102 055
3 604
2 396
3 467
3 533
13000
20 000
12 600
4 000
2 550
19 150
8 400
20 000
300
30 000
4 000
15 000
12 600
5 800
2 500
20 900
600
20560
13707
13971
14235
62473
7 000
500
70
6430
340 000
269 000
295 000
285 000
2280 900
855473
376592
292349
184503
1708917
7 000
600
515473
107592
519917
45365
950 000
1800 000
300060
400
8 500
8 900
1800 000
8 500
400
15742
7 000
15 000
22 000
10000
22 785
32785
1800
50
1850
233 940
474 460
750
30 000
739150
100 000
10 000
9 000
1 800
7200
7200
23700
63097
198009
20/А
26
62
91
91
05
91/9
51
60
51
15
19
76
76
10
16
68
20/А
20/Б
20/С
20/Д
23
25/2
25/2
23
26
20/А
20/Б
20/С
20/Д
23
25/2
26
20/А
20/Б
20/С
20/Д
23
25/1
25/1
23
25/2
25/2
23
26
69
20/А
20/Б
20/С
20/Д
23
25/1
25/1
23
25/2
25/2
23
26
70
70
28/б
70
70
50
70
70
51
26
19
26
19
20
20
20
20
23
10
20
50
71
26
58
58
51
91
58
97
26
26
26
20/А
20/Б
20/С
20/Д
28
10
73/2
20/Д
43
40
90/2
90/2
90/2
62
90/3
44
76
51
51
90/2
99
51
91
99
71
50
69
68
76
86
82
91
01/в
02
91
99
99
99
99
05
91
68
04
91
99
62
51
76
60
60
15
19
15
15
19
10
16
70
69
68
76
20
28/б
73
51
50
76
50
60
96
23
96
51
50
68
51
91
66
66
51
71
97
25
20/Д
28
28
28
40
20
40
26
43
90/1
68
51
62
76
44
90
76
68
50
71
51
80
58
01
01/в
01/в
91
91
68
84
продолжение
--PAGE_BREAK--
Сн = 650000
46) 9000
46) 1800
46) 7200
1) 890000
2) 100000
46) 9000
Об = 999000
Об = 18000
Ск = 1631000
Сн = 130000
5) 3500
Об = 0
Об = 3500
Ск = 126500
Д № 01 К Д № 04 К
46) 1800
Сн = 99500
3а) 10100
3б) 6200
Об = 1800
Об = 16300
Ск = 114000
5) 700
Сн = 6000
4) 400
Об = 700
Об = 400
Ск = 5700
Д № 02 К Д № 05 К
Сн = 890000
1) 890000
2) 100000
2) 100000
Об = 100000
Об = 990000
Ск = 0
Сн = 526838
9) 141010
7в) 9000
19) 102055
30) 500
Об = 111555
Об = 141010
Ск = 497383
Д № 08 К Д № 10 К
7а) 10000
7б) 800
7в) 9200
Об = 10000
Об = 10000
Сн = 40000
10) 10576
7в) 200
Об = 200
Об = 10576
Ск = 29624
Д № 15 К Д № 16 К
Сн = 78500
7б) 160
8) 1840
7а) 2000
17а) 360
17б) 640
Об = 3000
Об = 2000
Ск = 79500
Сн = 800000
13) 1500
30) 7000
32) 1708917
4а) 300
9а) 20500
9б) 119100
10а) 1538
10б) 8932
11а) 260000
11б) 214000
12а) 92560
12б) 76184
18) 50000
20а, б) 13000
29а, б) 62473
30) 6430
Об = 925017
Об = 1717417
Ск = 7600
Д № 19 К Д № 20 К
Сн = 200000
19) 102055
3а) 2100
3б) 1500
9в) 400
9г) 200
10в) 45
11в) 108000
11г) 8500
11д) 10000
12в) 38448
12г) 3026
12д) 3560
18) 10800
Об = 186579
Об = 102055
Ск = 284524
3а) 8000
3б) 2300
9г) 600
11г, д) 3800
12гд) 13528
29А) 20560
29Б) 13707
29С) 13971
29Д) 14235
Об = 62473
Об = 62473
Д № 23 К Д № 25 К
3б) 2400
4б) 100
10г) 15
11е) 15000
12е) 5340
17) 5000
23) 8400
27б, в) 8300
28) 600
34) 45365
Об = 45365
Об = 45365
13в) 1500
30) 7000
13в) 1500
30) 7000
Об = 8500
Об = 8500
Д № 26 К Д № 28 К
32) 1708917
31) 1189000
33) 519917
Об = 1708917
Об = 1708917
Сн = 705000
35) 950000
31) 1189000
Об = 1189000
Об = 950000
Ск = 944000
Д № 40 К Д № 43 К
37) 400
38) 400
Об = 400
Об = 400
Сн = 1600
15)274756
16) 3000
22) 19150
42 1800
14) 277756
21) 20000
42) 50
Об = 297806
Об = 298706
Ск = 700
Д № 44 К Д № 50 К
Сн = 523162
6) 12000
14) 277756
21) 20000
24) 20000
26) 15000
37) 8900
43) 739150
6) 4750
16) 3000
25) 30000
37б) 1808500
40) 22000
Об = 1868250
Об = 1092806
Ск = 1298606
Сн = 580000
45) 10000
24) 20300
26) 15000
Об = 35300
Об = 10000
Ск = 605300
Д № 51 К Д № 58 К
6) 12000
Сн = 920000
7) 12000
17а) 2160
17б) 3840
Об = 12000
Об = 18000
Ск = 926000
Сн = 480000
6) 4000
37б) 1800000
5) 4000
35) 1800000
Об = 1804000
Об = 1804000
Ск = 480000
Д № 60 К Д № 62 К
Сн = 130000
25) 34000
Об = 0
Об = 34000
Ск = 164000
8) 1840
43) 474460
Сн = 250000
5)667
13) 79655
23) 8400
36) 300060
41) 32785
47) 63097
Об = 476300
Об = 484664
Ск = 258364
Д № 66 К Д № 68 К
11ж) 4000
43) 233940
Сн = 99000
12) 232646
Об = 237940
Об = 232646
Ск = 93706
13а) 79655
13б) 750
13д) 5000
13в) 1500
15) 274756
16) 3000
Сн = 35000
14) 657500
Об = 364661
Об = 657500
Ск = 327839
Д № 69 К Д № 70 К
22) 19150
42) 1800
27) 20900
42) 50
Об = 20950
Об = 20950
Сн = 12000
13д) 5000
30) 70
Об = 70
Об = 5000
Ск = 7070
Д № 71 К Д № 73 К
Сн = 100000
2) 100000
2) 100000
Об = 100000
Об = 100000
Ск = 100000
Сн = 43000
Сн = 210000
7б) 960
37а) 8500
43) 750
6) 750
13б) 750
16) 3000
37б) 8500
40) 220000
Об = 10210
Об = 35000
Ск = 191790
Д № 75 К Д №76 К
продолжение
--PAGE_BREAK--