--PAGE_BREAK--Предприятие
Бухгалтерия Отдел кадров Отдел снабжения
Отдел сбыта
Склады
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Апельсин»
Во главе предприятия находятся генеральный и коммерческий директор. Они непосредственно влияют на отдел кадров.
Отдел кадров занимается приемом и увольнением работников, а также оформлением писем, кадровых приказов и делает, необходимы записи в трудовые книжки.
Отдел снабжения занимается закупом новых товаров. Он ищет поставщиков и заключает с ними договора о поставке продукции. Они также изучают спрос на продукцию и ищут каналы реализации товара.
Объем работ в бухгалтерии распределен по участкам – один бухгалтер ведет расчеты с поставщиками, другой – ведет расчеты с покупателями. Бухгалтерский учет в организации осуществляется по журнально-ордерной форме счетоводства бухгалтерией, структура и численность которой определяется главным бухгалтером, который обеспечивает контроль за оформлением на бухгалтерских счетах всех хозяйственных операций и представление отчетности в налоговые органы. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведут способом «двойной» записи в соответствии с рабочим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфином РФ от 31.10.2000 г. № 94н. основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения хозяйственных операций.
Отдел сбыта непосредственно связан с покупателями. Они выписывают необходимые документы по получению товара на складе. Также он занимается приходом товара, и дают любые консультации покупателям по интересующим их вопросам.
2.2 Экономическая характеристика предприятия
Основным видом деятельности организации является оптовая и розничная торговля овощами и фруктами.
Основными покупателями ООО «Апельсин» являются население и фирмы Великого Новгорода и Новгородской области.
С момента своего создания Общество обеспечивает успешное выполнение своих работ. В целом предприятие можно считать стабильным и успешно развивающимся. В дальнейшем планируется увеличение товарооборота за счет расширения ассортимента товара, привлечения новых покупательских ресурсов и увеличения торговых площадей.
В таблице 1 приведены основные экономические показатели деятельности ООО «Апельсин».
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Апельсин»
Показатель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Отклонение 2007 г. от 2005 г. +,-
тыс. руб.
%
Среднесписочная численность, чел.
26
28
27
+1
102,0
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
13064
13363
12217
-847
93,5
Выручка от продажи продукции, тыс. руб.
85909
142545
260461
+174552
303,2
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
78149
132017
213863
+135714
273,7
Прибыль от продаж, тыс. руб.
2436
1577
8145
+5709
334,4
Прибыль балансовая, тыс. руб.
1691
1278
4280
+2589
253,1
Среднемесячная заработная плата, руб.
5087
6400
9511
+4424
187,0
Рентабельность продаж, %
2,84
1,11
3,13
-
+0,29
Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел. (п.2: п.1)
502,5
477,3
581,8
+79,3
115,8
продолжение
--PAGE_BREAK--
Из приведенной выше таблицы 1 видно, что прибыль от продаж в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась более чем в 3 раза, в абсолютном выражении на 5709 тыс. рублей. Прибыль балансовая в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась в 2,5 раза, в абсолютном выражении на 2589 тыс. рублей.
Выручка от продажи продукции в 2007 году увеличилась на 203,2% по сравнению с 2005 годом или на 174552 тыс. рублей. Себестоимость проданной продукции в 2007 году увеличилась на 173,7% по сравнению с 2005 годом или на 135714 тыс. рублей. Снижение себестоимости продукции служит для предприятия источником получения дополнительной прибыли, поскольку последняя определяется как разность между выручкой от реализации продукции и суммой всех затрат предприятия на производство и сбыт.
Среднегодовая стоимость основных средств снизилась в 2007 году на 847 тыс. рублей или 6,5% по сравнению с 2005 годом. Среднесписочная численность работающих составила 27 человек, что на 1 работника больше, чем в 2005 году. Среднемесячная заработная плата повысилась в 2007 году на 4424 рубля или 87% по сравнению с 2005 годом.
Рентабельность продаж увеличилась в 2007 году на 0,29% по сравнению с 2005 годом. Фондовооруженность труда в 2007 году увеличилась на 15,8% по сравнению с 2005 годом.
Увеличение прибыли говорит о том, что руководителем выбрана правильная политика управления, и фирма достигает своей главной цели – получение прибыли.
3 Организация учета торговых операций ООО «Апельсин»
3.1 Оценка товара в организации
Под оценкой товарных запасов понимают выбор цены (балансовой стоимости), по которой приходуют (учитывают) товары в бухгалтерском балансе организации.
В оптовой торговле товары ООО «Апельсин» учитывает по покупным ценам, в которые включается цена поставщика и дополнительные расходы поставщика, связанные с доставкой товара, которые подлежат возмещению согласно условиям договора.
По импортным товарам в покупную цену включаются транспортные расходы по доставке товара от поставщика – иностранной организации до таможенного склада, импортные пошлины, таможенные процедуры.
В розничной торговле товары учитываются по продажным ценам. В продажную цену включается цена поставщика и торговая надбавка в соответствии с реестром цен, утвержденным руководителем организации.
Применяемые методы оценки товарных запасов организация указывает в своей учетной политике.
Как и иные материально-производственные запасы, товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Однако их оценка (определение этой фактической себестоимости) может отличаться в зависимости от способа получения предприятием данного имущества.
ООО «Апельсин» приобретает товары, в основном, за плату.
Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение за исключение НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). К таким затратам на их приобретение относятся (п. 6 ПБУ 5/01):
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- импортные (ввозные) таможенные пошлины;
— невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товаров;
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены эти товары;
— затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, в том числе расходы по страхованию. Данные затраты включают также затраты по заготовке и доставке товаров;
— затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты на услуги транспорта по доставке товаров до места их использования (хранения), если они не включены в цену, установленную договором;
— начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия товаров к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этого имущества;
— затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров, не связанные с производством продукции. Выполнением работ и оказанием услуг;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
Не включаются фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением (например, командировочные расходы по заключению договоров на поставку товаров, затраты на экспедиторские услуги и т.п.).
Фактической себестоимостью товаров, полученных по договорам, которые предусматривают оплату неденежными средствами (на товарообменной основе), признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией (п. 10 ПБУ 5/01).
При этом стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость товаров, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные товары (то есть по рыночной цене, определенной с учетом требований ст. 40 НК РФ).
Если товары получены организацией безвозмездно (по договору дарения) или обнаружены в результате инвентаризации (как излишки), их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01). При этом для целей налогообложения рыночная стоимость определяется с учетом требований ст. 40 НК РФ. В учете данные операции отражаются проводкой:
Дебет счета 41 Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — на стоимость безвозмездно полученных товаров по стоимости, определенной исходя из действующих рыночных цен на подобные товары.
В связи с постоянным изменением цен, различиями в условиях их доставки от поставщиков и другими факторами распределение произведенных расходов по каждой партии товаров довольно затруднительно и трудоемко, поэтому ООО «Апельсин» использует рассчитанные экономической службой так называемые учетные (или плановые) цены, которые будут постоянными в пределах определенного временного периода до момента их пересмотра по каким-либо причинам (например, резкое увеличение стоимости товаров).
В оптовой торговле проданные товары списываются по себестоимости каждой единицы.
В розничной торговле товары списываются по продажным ценам. Себестоимость проданных за отчетный месяц товаров определяется по окончании месяца расчетным путем через определение процента реализованного наложения на остаток товаров на конец отчетного периода (месяца).
Транспортные расходы по доставке товаров на склады и магазины организации, производимые сторонними организациями, за исключение транспортных расходов по доставке импортных товаров и транспортных расходов, возмещаемых поставщику товара по условиям договора, списываются в расходы на продажу по группе «Материальные расходы» по статье «Транспортные расходы по доставке товаров от поставщиков» в размере, определенным специальным расчетом.
Специальный расчет производится по окончании отчетного месяца для определения суммы транспортных расходов по доставке товара, приходящейся на остаток товарных запасов, на конец отчетного месяца.
3.2 Документальное оформление движения товаров
Основными элементами производственного процесса в торговой деятельности ООО «Апельсин» являются:
— приемка товаров;
— хранение товаров;
— отпуск (продажа) товаров покупателям.
Правила документального оформления приемки, хранения и отпуска товаров установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
Порядок документального оформления поступления и выбытия товаров, правила учета товарных запасов и товарных движений содержатся в стандарте организации «Учет товаров».
Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется «Акт о приемке товаров» (форма № ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией ООО «Апельсин», назначенной приказом руководителя предприятия.
При этом приемка товаров производится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара покупатель приостанавливает приемку, обеспечивает сохранность товара, принимает меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызывает представителя для составления двухстороннего акта.
Должно быть обязательное заполнение строки «Сертификат» с указанием его номера, наименования органа регистрации, выдавшего этот документ, и срока его действия.
Количество экземпляров акта устанавливается исходя из практической необходимости (два экземпляра – покупателю (на склад и в бухгалтерию), а один экземпляр — представителю поставщика, транспортной организации).
При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2) для отечественных товаров и «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров» (форма № ТОРГ-3) для импортных товаров.
Вышеуказанные акты (форма № ТОРГ-2 и № ТОРГ-3) составляются в соответствии с фактическим наличием товара, а также на основании данных, содержащихся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, комиссией предприятия-получателя с привлечением (по мере необходимости) эксперта и представителя организации-поставщика (грузоотправителя, изготовителя).
Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта.
После окончательного оформления такие акты передаются с приложением соответствующих документов (счетов-фактур, накладных и т.п.) в бухгалтерию предприятия-получателя под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.
Количество экземпляров актов также обосновывается исходя из фактической необходимости (например, 2 экземпляра получателю (в бухгалтерию и в договорно-правовой отдел), 1 экземпляр – поставщику или перевозчику).
Для оформления приемки и оприходования (принятия на ответственное хранение) тары или упаковочных материалов, полученных при распаковке полученных товаров и не указанных поставщиком (грузоотправителем) отдельно в счете, применяется «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика» (форма № ТОРГ-5). Акт составляется в двух экземплярах, один их которых передается в бухгалтерию, другой остается у материально-ответственного лица.
Если в результате хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства и не подлежит дальнейшей реализации, составляется «Акт о списании товаров» (форма № ТОРГ-16).Данный документ оформляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально-ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в соответствующем подразделении предприятия, а третий – у материально-ответственного лица.
В бухгалтерском учете вышеуказанные операции отражены в соответствии с Планом счетов следующим образом:
Таблица 2 – Бухгалтерские проводки
Содержание операции
Дебет
Кредит
1. Перечислена предварительная оплата поставщику
60, субсчет «Авансы выданные»
51
2. Поступил товар от поставщика (оприходование по факту согласно акту по форме № ТОРГ-1) (без учета НДС)
41
60
3. Отражен НДС по полученным товарам
19
60
4. Погашение задолженности перед поставщиком авансовым платежом
60
60-1
5. Отражение в учете факта недостачи товаров:
в случае отказа поставщика от допоставки товара или если он не ответил на претензионное письмо в установленные сроки;
допоставка поставщиком товара (без учета НДС)
НДС по допоставленному товару
возврат поставщиком части предоплаты
76, субсчет «Расчеты по претензиям»
41
60
19
51
60-1
60
60-1
60
60-1
6. Списание испорченного товара, не подлежащего дальнейшей реализации
76, субсчет «Расчеты по претензиям»
41
Возмещение стоимости испорченного товара виновным лицом
7. Отнесение возмещения убытков от списания товара за счет виновного лица (в случае его согласия или по решению суда)
73
76, субсчет «Расчеты по претензиям»
8. Удержание из заработка величины убытков от списания товара
70
73
Списание стоимости испорченного товара на убытки организации:
9. Списание стоимости испорченного товара на внереализационные расходы
91, субсчет «Прочие расходы»
76, субсчет «Расчеты по претензиям»
Учет товаров в ООО «Апельсин» организуется:
— в бухгалтерии – по материально-ответственным лицам в стоимостном выражении;
— на складах – по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.
Организация складского учета товаров зависит от выбранного торговым предприятием способа хранения товаров – партионного, партионно-сортового, сортового или по наименованиям.
При партионном и партионно-сортовом способах хранения товаров на каждую партию товаров выписывается партионная карта в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе и является регистром складского учета, а второй – передается в бухгалтерию.
Партионная карта заполняется по унифицированной форме № МХ-10 (утв. Постановление Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66). Одной партией считают:
— товары, поступившие одним видом транспорта, независимо от количества транспортных документов;
— товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам от одного поставщика.
Учет товаров в партионных картах ведется на основании приходных расходных товарных документов. При заполнении партионной карты в ней указывают:
— номер партионной карты и дату ее составления;
— наименование товара;
— номер и дату акта о приеме товара;
— номер и дату накладной, по которой товар поступил;
— реквизиты поставщика, вид транспорта, место отправления;
— наименование, сорт и количество (массу) товара.
По мере отпуска товаров в партионной карте указывают:
— дату отпуска;
— номер расходного товарного документа;
— наименование получателя;
— вид транспорта, место отправления;
— наименование, сорт и количество (массу) отпущенного товара.
Полный расход партии товаров оформляют в партионной карте подписями заведующего складом и товароведа. После этого партионную карту передают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то недостачу в пределах норм естественной убыли списывают в расходы на продажу:
Дебет 44 Кредит 41-1.
Недостачу сверх норм естественной убыли взыскивают с материально-ответственного лица:
Дебет 94 Кредит 41-1,
Дебет 73-2 Кредит 94.
При этом инвентаризация не проводится. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуют с отнесением на внереализационные доходы:
Дебет 41-1 Кредит 91-1.
По окончании месяца остатки товаров в натуральном выражении из регистров складского учета заносятся материально-ответственными лицами в Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения унифицированной формы № МХ-19. ведомости заводятся на год по каждому материально-ответственному лицу. Путем подсчетов исчисляется общая стоимость товаров по ведомости учета, которая сверяется с данными синтетического учета по балансовому счету 41, субсчет 1 «Товары на складах». Ведомость подписывают работник бухгалтерии и материально-ответственное лицо.
При сортовом способе хранения товаров и хранении по наименованиям для складского учета применяются Журнал учета движения товаров на складе унифицированной формы № ТОРГ-18 и карточки количественно-суммового учета формы № ТОРГ-28.
В зависимости от количества приходных и расходных документов на каждое наименование и сорт товаров в журнале открывается одна или несколько страниц. При сортовом способе хранения однородные товары различного наименования, имеющие одинаковую учетную цену, могут учитываться на одной странице журнала. Например, на одной странице можно учитывать овощи разного наименования, но одинаковой цены.
Журнал открывают на один год. В начале года перед внесением записей в журнале отражают остатки товаров на начало года.
Бухгалтерский учет реализации товаров в оптовой торговле ведется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи».
Согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товара признается передача права собственности на него покупателю.
Торговые организации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами. В бухгалтерском учете продаж товаров в оптовой торговле руководствуются следующими понятиями, установленными Гражданским кодексом:
— момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст.ст.458, 224 ГК РФ);
— момент перехода риска случайной гибели товара (ст.459 ГК РФ);
— момент возникновения права собственности (ст.223 ГК РФ).
Статьей 458 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче продолжение
--PAGE_BREAK-- товара покупателю.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товара.
Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товар является момент его оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется ст.491 ГК РФ: право собственности на преданный покупателю товар сохраняется за продавцом, а покупатель не может продать этот товар или распорядиться им иным образом. Такой товар до момента оплаты отражается у покупателя на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». И только после оплаты товара покупатель отражает его стоимость в балансовом учете на счете 41 «Товары».
Бухгалтер должен помнить, что при любой форме договора в бухгалтерском учете реализация товара отражается в момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю.
Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском учете ООО «Апельсин» операции по продаже (реализации) товаров.
1. Право собственности на товар переходит покупателю в момент отгрузки товара.
Согласно ст.486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором. Возможны такие способы оплаты товара покупателем:
— предварительная оплата;
— последующая оплата.
В свою очередь, последующая оплата может быть произведена:
— единовременно;
— с использованием товарного кредита;
— с оплатой в рассрочку.
Рассмотрим схемы бухгалтерских проводок, отражающих продажу (реализацию) товара при разных способах расчета за товар.
1.1.Продажа товара с последующей оплатой. Договором купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара после его получения покупателем. Покупатель обязан произвести оплату товара в срок, предусмотренный договором.
Таблица 2 – Продажа товара с последующей оплатой
Дата проводки
Содержание операции
Проводка
Дебет
Кредит
Дата отгрузки товара
Отражена выручка продажи товара
62-1
90-1
Списана себестоимость отгруженного товара
90-2
41-1
Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по отгрузке»
или:
Учтен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате»
90-3
90-3
68-3
76-5
Дата оплаты товара
Поступила оплата за товар от покупателя
51
62-1
Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате»
76-5
68-3
1.2. Предварительная оплата товара. Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара, то покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором.
Таблица 3 – Предварительная оплата товара
Дата проводки
Содержание операции
Проводка
Дебет
Кредит
Дата оплаты товара
Поступила предоплата за товар от покупателя
51
62-3
Начислен НДС с авансов, полученных под поставку товара
62-3
68-3
Дата отгрузки товара
Отражена выручка от продажи товара
62-1
90-1
Списана себестоимость отгруженного товара
90-2
41-1
Начислен НДС с реализации товара
90-3
68-3
Восстановлена сумма НДС с авансов полученных
68-3
62-3
Зачтена полученная предоплата
62-3
62-1
продолжение
--PAGE_BREAK--
1.3. Оплата товара в рассрочку. Схема проводок будет такой же, как и в ситуации с последующей оплатой товара (п.1.1).
1.4. коммерческий кредит. Согласно ст.823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.
Коммерческий кредит не может являться самостоятельным обязательством. Он неразрывно связан с договором поставки, купли-продажи и т.п. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки или рассрочки платежа. С другой стороны, покупатель может предоставить коммерческий кредит поставщику в виде предоплаты или частичной оплаты товара. К коммерческому кредиту применяются правила, установленные гл.42 ГК РФ для кредитов и займов (п.2 ст.823 ГК РФ).
1.4.1. Отсрочка платежа. Договором купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара через определенное время после передачи его покупателю. За предоставленную отсрочку платежа покупатель уплачивает проценты на сумму, равную стоимости полученного товара. Проценты начисляются со дня передачи товара продавцом до дня оплаты товара, установленного договором. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязательств по оплате товара.
1.4.2. Рассрочка платежа. Договором поставки может быть предусмотрена рассрочка платежа и плата за предоставленную рассрочку. Указанная плата включается поставщиком в выручку от продажи товаров на дату отгрузки. В оптовой торговле товар отпускается по товарной накладной ТОРГ-12. Форма ТОРГ-12 «Товарная накладная» применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания с подотчета материально-ответственного лица. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Заполненная форма ТОРГ-12 приведена в приложении.
Внутренне размещение товаров между структурными подразделениями торговой организации, в которых работают разные материально-ответственные лица (бригады), а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое производится на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации. Об этом распоряжении делается отметка в документе. Перемещение оформляется накладной по форме ТОРГ-13 «Накладная на внутренне перемещение, передачу товаров, тары». Подпись материально-ответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью торговой организации. На накладную обязательно накладывается штамп организации, который подтверждает соответствие отпущенных товаров данным, указанным в накладной.
Внутреннее перемещение товара учитывается отдельной строкой в товарном отчете. Для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами применяется форма ТОРГ-13.
Она составляется в двух экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр – принимающему подразделению для оприходования ценностей.
Заполненный документ подписывают материально-ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.
3.3 Учет торговых наценок
В магазинах розничной торговли ООО «Апельсин» ведет учет приобретенных товаров по продажным ценам.
Учет торговой наценки ведется на счете 42 «Торговая наценка». Суммы, учтенные на этом счете, могут только сортироваться, но не списываться с дебета.
На счете 42 учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.
Кредитуется счет 42 при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок):
Дебет счета 41 «Товары», субсчет Товары на складах» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости товаров по договорным ценам;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 – на сумму НДС, уплаченного при приобретении товаров.
На размер сумм налогового вычета факт использования продажных цен не влияет. Соответствующая проводка по дебету счета 19 оформляется до оформления проводки по счету 42, а сумма НДС, подлежащего вычету или возмещению, должна соответствовать данным, указанным в расчетных документах поставщика и в счет-фактуре;
Дебет счета 41 Кредит счета 42 – на сумму торговой наценки.
Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п. сторнируются по кредиту счета 42 в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами. Уточнение сумм торговой наценки по результатам инвентаризационных описей может осуществляться только тогда, когда проводится инвентаризация – то есть ежегодно перед составлением бухгалтерской отчетности, а также при выявлении фактов недостачи или порчи товаров.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (характеристика счета 42) сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).
При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях розничной торговли правомерно применять некоторые нормы Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5. Данный документ не имеет нормативного характера, так как процедуру регистрации в Минюсте России он не проходил. Тем не менее, при организации бухгалтерского учета он может использоваться, так как не устанавливает каких-либо новых правил или требований, противоречащих положениям документов системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности или расширительно толкующих эти положения.
Учитывая год разработки и издания Методических рекомендаций, учитываются требования вновь вышедших нормативных документов, применяются Методические рекомендации только в части, не противоречащей им.
Методические рекомендации предлагают к использованию организациями розничной торговли, учитывающими товары по продажным ценам, четыре способа расчета дохода и, следовательно, распределения торговых скидок между объемами проданного и непроданного товара:
— по общему товарообороту;
— по ассортименту товарооборота;
— по среднему проценту;
— по ассортименту остатка товаров.
Инструкцией по применению Плана счетов фактически закреплено использование способа распределения скидок по среднему проценту.
Средний процент рассчитывается по формуле:
ТНн + ТНп – ТНв
П = — x100,
Т + ОК
где П – средний процент дохода;
ТНн – торговая надбавка на остаток товара на начало отчетного периода (сальдо счета 42 на начало отчетного периода);
ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 за отчетный период);
ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 за отчетный период);
Т – товарооборот в данном месяце;
ОК – остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 на конец отчетного периода).
Например, остаток непроданных товаров на начало месяца – 100 тыс. руб., торговая наценка – 50 тыс. руб., на конец месяца остаток товаров (по продажным ценам) – 200 тыс. руб., обороты по кредиту счета 42 – 500 тыс. руб., остаток торговой наценки на конец месяца – 100 тыс. руб., продано товаров на сумму 1000 тыс. руб. Процент наценки, который следует использовать в следующем месяце равен:
((50 + 400): (1000 + 200)) x100% = 37,5%.
Таким образом, на счете 42 (помимо указанной выше проводки в корреспонденции со счетом 41 – при оприходовании товаров) оформляются следующие проводки:
Дебет счета 44 Расходы на продажу» Кредит счета 42 (сторно) – на сумму торговой наценки по товарам, использованным при осуществлении расходов на продажу (например, при проведении рекламной компании);
Дебет счета 90, субсчет «Выручка» Кредит счета 42 (сторно) – на сумму торговой наценки по сумме стоимости проданных товаров;
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 42(сторно) – на сумму торговой наценки по стоимости недостающих товаров.
3.4 Учет тары
Для точного отражения операций по движению товара имеющего тару, для расчета фактической себестоимости и результатов от реализации в ООО «Апельсин» организован учет тары.
Тара – это емкости, предназначенные для упаковки, транспортировки и хранения товаров.
Различают тару жесткую (ящики, бутылки, бочки), полужесткую (корзины, картонные короба), мягкую (мешки, кули).
Бухгалтерский учет ведется по следующим видам тары:
— из древесины;
— из картона и бумаги;
— из металла;
— из пластмассы;
— из стекла;
— из тканей и нетканых материалов.
В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для изготовления и ремонта тары, — тарные материалы (детали для сборки ящиков, бочковая клепка железо обручное, пробка корковая и полиэтиленовая, колпачки вискозные, фольга и пр.).
Тара под товарами может совершать однократный и многократный оборот.
Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая) включается в себестоимость отгруженного товара и торговой организацией отдельно не оплачивается.
К многооборотной относится тара:
— деревянная (ящики, бочки, кадки);
— картонная (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона);
— металлическая и пластмассовая (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины);
— из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна);
— специальная (тара, специально изготовленная для затаривания определенных видов товара).
Если иное не предусмотрено договором поставки, многооборотная тара подлежит обязательному возврату поставщикам товара или сдаче тароремонтной организации. Такая тара указывается в сопроводительных документах на товар отдельной строкой. По ней устанавливаются залоговые цены. При возврате порожней тары в исправном состоянии поставщик возвращает торговой организации залоговую стоимость тары. На возврат тары поставщику или тароремонтной организации выписывают товарно-транспортную накладную формы 1-Т.
Тара, которая не выделена отдельной строкой в товарных документах и которая не подлежит оплате поставщику, может быть оприходована на основании акта (форма ТОРГ-5) по цене возможной реализации. Такую тару торговая организация может использовать для собственных нужд или продать сторонней организации. Продажа тары оформляется накладной по форме ТОРГ-12.
Бой, порчу или лом тары оформляют актом по форме ТОРГ-15. Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, также списывается на основании акта. Акт составляется комиссией. Комиссия производит осмотр тары и определяет причины ее непригодности и виновных лиц, допустивших поломку, бой или порчу тары. Списание непригодной тары производится только после утверждения акта руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Непригодная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации организации по сбору вторичного сырья или перерабатывающей организации. Отпуск непригодной тары оформляется накладной (товарно-транспортной накладной).
Движение тары в торговой организации отражается материально-ответственным лицом в товарном отчете формы ТОРГ-29 и отчете по таре формы ТОРГ-30.
Наличие и движение тары под товаром и тары порожней (кроме стеклянной посуды) учитывают на балансовом счете 41 субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя». На этом счете учитывают:
1) тару, стоимость которой выделена в расчетных документах отдельной строкой;
2) тару, не выделенную отдельной строкой в сопроводительных документах поставщика, но оприходованную по акту;
3) тару, изготовленную торговой организацией самостоятельно;
4) тару, поступившую в торговую организацию по залоговым ценам и подлежащую возврату.
Инвентарная тара, которая предназначена для производственных и хозяйственных нужд, учитывается на балансовых счетах 01 «Основные средства» или 10 «Материалы» субсчет 4 «Тара и тарные материалы».
Тарные материалы, предназначенные для ремонта и изготовления тары для товаров, учитываются на балансовом счете 41-3 «Тара под товаром и порожняя». Аналитический учет тары ведется в количественном и стоимостном выражении по складам, подразделениям и местам хранения, по материально-ответственным лицам, а внутри этих категорий – по видам и группам тары.
Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
При наличии в торговой организации большой номенклатуры тары, а также при высокой оборачиваемости тары разрешается вести учет тары по учетным ценам (договорным, планово-расчетным, по средней цене группы, по фактической себестоимости предыдущего периода).
Возвратная тара принимается к учету по учетным ценам (ценам, указанным поставщиком в сопроводительных документах).
Тара, на которую установлены залоговые цены, отражается в учете по этим ценам.
В бухгалтерском учете операции по движению тары отражают проводками.
Поступление тары под товаром от поставщика:
Дебет 41-3 Кредит 60-1.
Возврат многооборотной тары поставщику:
Дебет 60-1 Кредит 41-3.
Поступление тары по залоговым ценам:
Дебет 41-3 Кредит 60-1
— на стоимость тары в залоговых ценах.
Удержание поставщиком части залоговой стоимости тары в возмещение расходов на ремонт, очистку и промывку тары:
Дебет 51 Кредит 60-1
— возвращена залоговая стоимость тары за минусом расходов тарополучателя, подлежащих возмещению таросдатчиком (торговой организацией);
Дебет 44 «Расходы на тару» Кредит 60-1
— торговой организацией списаны расходы, предъявленные тарополучателем к возмещению.
Оприходование тары, не указанной в счете поставщика, по ценам возможной реализации:
Дебет 41-3 Кредит 91-1 «Внереализационные расходы».
Оприходование излишков тары, выявленных при инвентаризации:
Дебет 41-3 Кредит 91-1 «Внереализационные расходы»
— оприходованы излишки тары, выявленные при инвентаризации.
Списание тары, пришедшей в негодность в результате недостачи, боя, порчи, лома:
Дебет 94 Кредит 41-3.
— списана тара, пришедшая в негодность.
Списание тары в результате естественного износа:
Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 41-3.
Тара, не пригодная для дальнейшего использования и предназначенная для сдачи в утиль, переводится в состав прочих материалов по балансовой стоимости:
Дебет 10-6 Кредит 41-3.
Сдача этой тары в утиль отражается проводками:
Дебет 62-2 Кредит 91-1 «Операционные расходы»
— тара отпущена организации вторичной переработки сырья по договорной цене;
Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 10-6
— списана балансовая стоимость тары.
Если тара вывозится на свалку, то делают одну проводку:
Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 10-6.
Тара-оборудование – это вид многооборотной тары, предназначенный для хранения, транспортировки и продажи из него товаров. Например, хлебные контейнеры являются тарой-оборудованием. Право собственности на тару-оборудование принадлежит поставщику товаров. Нон учитывается у поставщика в составе основных средств. При поставке товаров в таре-оборудовании стоимость тары-оборудования в стоимость товара не включается и в расчетных документах показывается отдельной строкой
Если торговая организация несет транспортные расходы по возврату тары-оборудования поставщику, то эти расходы включаются в расходы на продажу по статье «Расходы на тару».
3.5 Инвентаризация товаров и тары
Основной документ, который регулирует порядок проведения инвентаризации, — это Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ООО «Апельсин» проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация – это установление фактического наличия.
Основными целями инвентаризации являются:
— выявление фактического наличия имущества;
— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
— проверка полноты отражения в учете обязательств.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризация в организации проводится:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
— при смене материально-ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, на заседании которой рассматриваются результаты проведенной инвентаризации и выявляются причины недостач и излишков.
Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам инвентаризации, отражаются результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия вносит предложения об урегулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета. Предложения обобщаются в унифицированной форме первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26, — Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26).
При этом не допускается покрытие недостатка имущества за счет излишков, выявленных при инвентаризации. В исключительных случаях возможен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.
Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель предприятия и оформляет его в виде приказа об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
— излишек имущества приходуется;
— недостача имущества и его порча – списывается.
В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Итоги годовой инвентаризации необходимо включить в годовой отчет.
По результатам инвентаризации производятся следующие записи:
Дебет счетов 10 (41) Кредит счета 91 «Продажи», субсчет «Прочие расходы» — на стоимость выявленного при инвентаризации неучтенного имущества.
В результате инвентаризации может быть выявлена недостача. Для начала устанавливаются причины недостач. Недостача может возникнуть:
— по вине материально-ответственного лица;
— по неизвестным причинам при отсутствии виновных лиц;
— в результате чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, по материалам и товарам недостачи могут возникнуть:
— в результате пересортицы;
— в пределах норм естественной убыли.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
После проведения зачета по пересортице могут образоваться разницы по суммам. Суммовые разницы в сторону излишков приходуются, в сторону недостачи – взыскиваются с виновных лиц. Приходуются излишки по рыночной стоимости. Она, как правило, соответствует покупной цене товара или запасов, по которой организация приобрела аналогичный товар. После проведения зачета по пересортице вновь определяются недостача и излишки материальных ценностей. Выявленные излишки приходуются с отнесением на финансовый результат. Недостачи отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли.
Недостача материальных ценностей, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
В бухгалтерском учете это отражается:
Дебет счета 94 Кредит счета 10 (41) – списана недостача сверх норм естественной убыли;
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит счета 94 – списание суммы выявленной недостачи на виновных лиц.
Если недостача возникла по вине работника, то он возмещает работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи ценностей, учтенной на счете 94, учитывается в составе доходов будущих периодов и отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Дебет счета 73-2 Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
По мере погашения задолженности, учитываемой на счете 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба», сумма указанной разницы списывается со счета 98-4 в состав внереаилизационных доходов:
Дебет счета 98, субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы».
До принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником организация проводит проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки создается комиссия с участием соответствующих специалистов. Работник дает письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба.
Независимо от размера ущерба работник, виновный в причинении ущерба работодателю, добровольно возмещает его полностью или частично. Работник вносит в кассу организации наличные денежные средства по приходному кассовому ордеру. В этом случае в бухгалтерском учете делается запись:
Дебет счета 50 Кредит счета 73-2 – сумма недостачи, внесенная в кассу организации виновным лицом.
Если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, то работник не является виновным лицом и не должен возмещать потери.
4 Совершенствование учета торговых операций
Главное решение проблем совершенствования российского бухучета – повысить качество бухгалтерского учета и отчетности. Мы должны научиться вести бухучет и бухгалтерскую отчетность не для отдельного пользователя, а для всех заинтересованных пользователей. Только тогда можно говорить о надлежащем ведении бухучета и бухгалтерской отчетности.
Отражая в учете операции по поступлению товара, следует, прежде всего, обратить внимание на условия договора, определяющие момент перехода права собственности на товар.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 10 Приказа Минфина России от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», поступившие в организацию материальный ценности в обязательном порядке должны быть учтены независимо от способа поступления (приобретены за плату, получены безвозмездно или изготовлены собственными силами). Кроме того, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В бухгалтерском учете организации имущество, признаваемое ее собственностью, отражается на балансовых счетах, а не принадлежащее организации, но в силу различных причин находящееся у нее, — за балансом.
С точки зрения бухгалтерского учета счет 42 может выполнять регулирующую роль. Так как одновременно со списанием продажной стоимости товаров по дебету счета 90 и кредиту счета 41 списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки или, как принято говорить, сумма реализованного торгового наложения. Соответственно на счете 42 видна разница между покупной ценой товаров без НДС и их продажной ценой с учетом НДС, которая в целом по организации должна покрывать:
— все издержки обращения (расходы, связанные с приобретением, хранением и реализацией товаров, отражаемые на счете 44 «Расходы на продажу»);
— прибыль от продаж;
— сумму НДС, подлежащую начислению в бюджет с оборотов по реализации.
Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность не вести учет каждой реализованной в розницу единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 в дебет счета 90 стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки.
Но чтобы выявить финансовый результат от реализации, в дебет счета 90 должна попасть не вся выручка, а лишь стоимость приобретения товаров. Ее определяют как разность между стоимостью товаров по розничным ценам и торговой наценкой, относящейся к проданным товарам (валовым доходом).
Для этого одновременно со списанием продажной стоимости со счета 90 списывают сумму торговой наценки, которая приходуется на проданные товары. Поэтому самое главное при учете товаров по продажным ценам – правильно рассчитать сумму наценки по реализованным товарам.
Тогда после списания реализованной торговой наценки на счете 90 образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Организация четкого учета движения товаров особенно важна для предприятий торговли. На основании учтенных данных о движении товара формируется финансовый результат деятельности предприятия. От условий договоров, заключаемых с поставщиками и покупателями, зависят порядок отражения товаров, используемые первичные документы и зачастую налогообложение.
Выводы и предложения
Достоверное отражение операций по реализации товаров и формированию финансовых результатов полностью зависит от организации учета движения товаров и денежных средств. Учет движения товаров на предприятии напрямую связан с правильным оформлением приходных и расходных документов. Порядок учета движения товаров в организации регулируется Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
В оптовой торговле товары ООО «Апельсин» учитывает по покупным ценам, в которые включается цена поставщика и дополнительные расходы поставщика, связанные с доставкой товара, которые подлежат возмещению согласно условиям договора.
В розничной торговле товары учитываются по продажным ценам. В продажную цену включается цена поставщика и торговая надбавка в соответствии с реестром цен, утвержденным руководителем организации.
Применяемые методы оценки товарных запасов организация указывает в своей учетной политике.
Порядок документального оформления поступления и выбытия товаров, правила учета товарных запасов и товарных движений содержаться в стандарте организации «Учет товаров».
Учет товаров в ООО «Апельсин» организуется:
— в бухгалтерии – по материально-ответственным лицам в стоимостном выражении;
— на складах – по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.
Синтетический учет реализации товаров розничной и оптовой торговли ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту данного счета отражается продажная стоимость реализованных товаров, а по дебету – расходы, связанные с реализацией товаров (включая покупную стоимость, расходы на продажу), и налоги.
Для точного отражения операций по движению товара имеющего тару, для расчета фактической себестоимости и результатов от реализации в ООО «Апельсин» организован учет тары.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
ООО «Апельсин» предлагается придерживаться законодательства о бухгалтерском учете, которое выдвигает следующие требования:
— бухгалтерский учет должен быть сплошным. Это означает, что необходимо учитывать все имущество и все хозяйственные операции организации, не допуская выборочности;
- бухгалтерский учет должен быть непрерывным во времени, то есть отражать хозяйственные операции непрерывно в хронологическом порядке изо дня в день;
— бухгалтерский учет должен быть строго документальным: хозяйственные операции можно отражать только на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части Iи II. – М.: Проспект, 2005.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
5. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2001 г. № 94н.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 33н. 12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02,. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н.
13. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Приказом Минфина РФ и Комитета по торговле Росси 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2).
14. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н).
15. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).
16. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.
17. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета Директоров ЦБ России 22 сентября 1993 г. № 40).
18. Постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин».
19. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Письмом Минфина РФ от 30 августа 1993 г. № 104).
20. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. // «Книги издательства «Бератор-Пресс», 2003 г.
21. Веденина Е.Л. Подготовка товара к продаже. // Главбух. Приложение «Учет в торговле». – 2007 г. — № 3. 22. Веденина Е.Л. Документальное сопровождение товарных поставок. // Главбух. Приложение «Учет в торговле». – 2007 г. — № 1.
23. Гришин А.И., Комисарова И.П., Петрова Е.К. Торговля. Учет товаров в примерах. // Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97». – 2006 г.
24. Гукаев В.Б. Торговое предприятие – прием товара по количеству и качеству. // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2006 г. — № 2.
25. Журавлева А.Б. Оформление приемки товаров. // Главбух. Приложение «Учет в торговле». – 2007 г. — № 1.
26. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008 г. – 640 с.
27. Кувалдина Т.Б. Бухгалтерская отчетность торговых организаций: Раскрытие информации о расходах на продажу. // Аудиторские ведомости. – 2007 г. — № 4.
28. Кувалдина Т.Б. Аналитический учет расходов на продажу в торговых организациях. // Аудиторские ведомости. – 2006 г. — № 10.
29. Курбангалеева О.А. Оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2006 г. — № 11.
30. Лытнева Н.А. Доставка предприятием розничной торговли товаров, приобретенных населением (отражение затрат). // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2006 г. — № 8.
31. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: ПРИОР, 2002. – 352 с.
32. Руков В.Б. Оптовая и розничная торговля – оценка поступающих товаров. // «Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании». – 2006 г. - № 3.
33. Чернышева Е.В. Торговая наценка в рознице. // Главбух. Приложение «Учет в торговле». – 2007 г. — № 1. получены безвозмездно или изготовлены собственными силами)ьном порядке должы быть учтенынезависимо от способа поступления
Приложение
к приказу Минфина РФ
от 22 июля 2003 г. № 67н
Бухгалтерский баланс
на
01 января 2008
г.
Коды
Форма № 1 по ОКУД
0710001
Дата (год, месяц, число)
2008
03
26
Организация
ООО «Апельсин»
по ОКПО
35718455
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
5321091136
Вид деятельности
оптовая и розничная торговля
по ОКВЭД
51.39
Организационно-правовая форма/форма собственности
65
16
ООО, частная
/
по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения:
тыс. руб.
/
млн. руб.
(ненужное зачеркнуть)
по ОКЕИ
384/385
Местонахождение (адрес)
Великий Новгород, ул. Санкт-Петербургская, д.75А
Дата утверждения
Дата отправки (принятия)
продолжение
--PAGE_BREAK--