--PAGE_BREAK--1.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
Себестоимость продукции — это затраты на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции и дальнейшими изменениями и дополнениями к нему. В соответствии с этими нормативными документами в себестоимость продукции включаются:
1. Затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства; расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации.
2. Затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем.
3. Затраты на подготовку и освоение производства.
4. Затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемыми в ходе производственного процесса.
5. Затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством. •
6. Затраты на обслуживание производственного процесса.
7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
8. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения. При этом платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
9. Затраты, связанные с управлением производством.
10. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
11. Предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы.
12. Дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, включая доставку работников от места нахождения организации или пункта сбора до места работы и обратно, а также некомпенсируемые затраты на эксплуатацию и содержание вахтового поселка.
13. Выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде,за не проработанное на производстве время.
14. Отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников организаций, занятых в производстве продукции (работ, услуг).
15. Затраты на содержание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования имущества организаций, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.
К затратам по созданию страховых фондов, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), относятся: страхование средств транспорта, страхование от несчастных случаев и болезней, добровольное медицинское страхование и т. д.
16. Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по полученным заемным средствам.
17. Затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции.
18. Затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением и т. д.
19. Затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно организациям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонта помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение и др.).
20. Амортизационные отчисленияна полное восстановление основных производственныхфондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.
21. Амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности.
22. Плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов, а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга.
23. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.
24. Затраты на проведение сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.
25. Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.
Перечисленные затраты включаются в себестоимость продукции в сумме фактических расходов. Но в целях налогообложения некоторые из перечисленных расходов корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. При этом налогооблагаемая база увеличивается на сумму затрат на командировки, представительские расходы, на содержание служебного автотранспорта, на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей сверх пределов, установленных законодательством.
Некоторые виды расходов при определенных условиях в себестоимость продукции не включаются, а возмещаются за счет чистой прибыли организации. К таким расходам можно отнести затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, в то время как расходы по обязательному аудиту включаются в себестоимость продукции.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Перечень статей затрат в сельскохозяйственных организациях
Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Так, для сельскохозяйственных организаций установлены следующие типовые статьи затрат:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Семена и посадочный материал.
3. Удобрения минеральные и органические.
4. Средства защиты растений и животных.
5. Корма.
6. Сырье для переработки.
7. Содержание основных средств. В том числе:
а) нефтепродукты;
б) амортизация (износ) основных средств;
в) ремонт основных средств.
8. Работы и услуги.
9. Организация производства и управления.
10.Платежи по кредитам.
11.Потери от падежа животных.
12.Прочие затраты.
На основании типовой номенклатуры статей затрат с учетом конкретных условий хозяйствования в сельскохозяйственных организациях для каждой отрасли формируется конкретная номенклатура статей затрат.
Глава 2 Формирование затрат вспомогательных производств по их видам доходов в системе АПК
2.1. Особенности технологии и учет затрат на производство растениеводства
Растениеводство — одна из главных и специфических отраслей сельского хозяйства — отличается сезонным характером работ. Производственные затраты осуществляются неравномерно в разное время года. Выход продукции обусловлен сроками созревания растений и происходит в период уборки урожая. От урожая получают основную и побочную продукцию (солому, полову, ботву и т. д.). В процессе производства параллельно осуществляются затраты под урожай текущего года и под урожай будущих лет. Технологический процесс включает несколько этапов:
— подготовку почвы к посеву (пахота, боронование, культивация и т. д.);
— посев (посадка);
— уход за растениями;
— уборку урожая.
Следовательно, в растениеводстве неизбежно постоянное наличие незавершенного производства. Все эти особенности необходимо учитывать при организации учета и исчисления себестоимости продукции.
При аналитическом учете следует разграничивать учет затрат под урожай текущего года и под урожай будущих лет по видам выполняемых работ, по культурам, к возделыванию которых относятся затраты.
В связи с этим все аналитические счета растениеводства можно объединить в следующие группы:
1) по затратам, непосредственно связанным с процессом производства, подлежащим распределению, так как в момент совершения их невозможно отнести к затратам на производство конкретной культуры:
— содержание основных средств, используемых в растениеводстве;
— орошение;
— осушение;
— известкование и гипсование почв.
2) по затратам на отдельные культуры и группы культур (озимые зерновые, яровые зерновые, садоводство и т. д.);
3) по затратам на кормопроизводство (силосование, затраты на приготовление сенажа, затраты по приготовлению травяной муки и т. п.);
4) по учету незавершенного производства (посев озимых зерновых культур, подъем зяби, посев под зиму овощных культур и др.).
Таким образом, объекты учета затрат в растениеводстве могут быть самые различные, а метод учета затрат — попроцессный.
Учет затрат и выхода продукции растениеводства ведется на счете 20 «Основное производство» субсчета «Растениеводство» на соответствующих аналитических счетах по следующим статьям затрат:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Семена и посадочный материал.
3. Удобрения органические иминеральные.
4. Средства защиты растений.
5. Содержание основных средств:
а) нефтепродукты;
б) износ основных средств;
в) ремонт основных средств.
6. Работы и услуги.
7. Организация производства и управления.
8. Платежи по кредитам.
9. Прочие затраты.
При осуществлении затрат на основании первичных и сводных документов делается запись: дебет счета 20 субсчет «Растениеводство» соответствующие аналитические счета кредит счетов 70, 69, 10, 02, 23, 25, 26 и других в зависимости от вида расходов.
Готовая продукция растениеводства, полученная в результате сбора урожая, приходуется в течение года по плановой себестоимости. При этом делается запись: дебет счетов 40, 10 кредит счета 20 субсчет «Растениеводство».
Фактические затраты на производство продукции растениеводства можно определить только в конце отчетного года, когда будут закрыты счета 23, 25, 26, списаны затраты по пчеловодству в части, приходящейся на опыление сельскохозяйственных культур, установлены и определены затраты по погибшим посевам, распределены затраты по орошению, гипсованию, известкованию почв и т. д.
Следовательно, к закрытию счета 20 «Растениеводство» можно приступать, когда в дебетовой части счета будут отражены суммы калькуляционных разниц по счету 23 «Вспомогательные производства», а также распределены и включены в затраты растениеводства общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Таким образом, в конце отчетного года в дебетовой стороне аналитических счетов будут учтены фактические затраты, в кредитовой стороне — выход продукции в плановой оценке, которую необходимо довести до уровня фактических затрат. Для этого распределяются затраты первой группы аналитических счетов растениеводства, а затем исчисляется фактическая себестоимость продукции по остальным группам аналитических счетов. После исчисления фактической себестоимости продукции выявляется калькуляционная разница, которая списывается по потребителям методом дополнительных записей в случае превышения фактической себестоимости над плановой или «красным сторно» в случае превышения плановой себестоимости над фактической. В результате аналитические счета закрываются и сальдо не имеют, за исключением аналитических счетов четвертой группы. Поэтому в заключительном балансе счет 20/1 «Растениеводство» может отражаться в сумме затрат в незавершенном производстве.
2.2. Особенности закрытия счета 20/1 «Растениеводство»
Закрытие счета 20/1 «Растениеводство» производится в конце отчетного года и сводится к выведению калькуляционных разниц и правильному списанию их по назначению. Это возможно сделать после исчисления фактической себестоимости продукции, к которому приступают после закрытия счетов 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».
Перед закрытием счета 20/1 «Растениеводство» проводится следующая подготовительная работа:
1. Тщательно проверяют разграничение затрат по годам и правильность отнесенияна аналитические счета затрат прошлых лет.
2. Проверяют правильность списания затрат по погибшим посевам:
а) затраты по полностью и частично погибшим в результате стихийных бедствий посевам должны быть списаны на убытки организации (дебет счета 80 кредит счета 20);
б) при частичной гибели посевов в результате нарушения агротехники затраты должны быть списаны на общепроизводственные расходы в растениеводстве (дебет счета 25 кредит счета 20);
в) при потраве посевов скотом затраты относят на виновное лицо (дебет счета 73 кредит счета 20).
3. Уточняют выход основной и побочной, стандартной и нестандартной продукции, используемых и неиспользуемых отходов.
Потери при доработке зерна на току (усушка и неиспользуемые отходы) списываются «красным сторно» и отражаются записью: дебет счетов 10, 40 кредит счета 20/1 только количество отходов.
Исчисление себестоимости продукции ведется по количеству ее после доработки. Затем приступают к закрытию аналитических счетов. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность в исчислении себестоимости продукции и закрытии счетов.
До закрытия счетов 31, 25, 26 необходимо закрыть первую группу аналитических счетов, так как часть затрат, учтенных в составе этой группы, будет включена при распределении в общехозяйственные, общепроизводственные расходы, расходы будущих периодов или в затраты аналитических счетов растениеводства второй, третьей, четвертой группы. После этого закрываются аналитические счета затрат по уходу за полезащитными насаждениями, аналитические счета по отдельным культурам, группам культур и видам работ (вторая группа) и аналитические счета по кормопроизводству (третья группа).
Аналитические счета по учету незавершенного производства (четвертая группа) не закрываются, т. е. затраты незавершенного производства на конец года показываются в балансе.
Следовательно, процесс закрытия счета 20/1 «Растениеводство» сводится к закрытию аналитических счетов 1, 2, 3-й групп. Фактическая себестоимость продукции исчисляется в соответствии с данными бухгалтерского учета и действующими указаниями.
Методы калькуляции, используемые при исчислении себестоимости продукции, зависят от технологии производства. При исчислении себестоимости важное значение имеет определение места окончательного включения затрат в себестоимость, так называемое франко-место калькулирования.
Франко — коммерческий термин итальянского происхождения — означает, какая часть расходов по транспортировке грузов должна быть включена в себестоимость продукции.
В настоящее время для каждого вида продукции установлено определенное франке. Для зерна и семян подсолнечника — поле, ток или другое место первичной переработки, для сена, корнеплодов, картофеля, сахарной свеклы, овощей, плодов, ягод — пункт хранения; для зеленой массы на силос, травяной муки, сенажа, гранул — пункт силосования, закладки сенажа, приготовления травяной муки, гранул; для зеленой массы на корм — место потребления; для семян трав, овощных культур, фрукты, ягод —место хранения или приемки.
Данные о фактических затратах в растениеводстве берут из дебетовой части аналитических счетов, открываемых к счету 20/1 «Растениеводство» в производственных отчетах подразделений.
Объектами исчисления себестоимости в растениеводстве являются отдельные виды основной или сопряженной продукции (см. приложение 2).
Побочная продукция не калькулируется. Себестоимость соломы (половы), ботвы, стеблей кукурузы, корзинок подсолнечника, капустного листа, хвороста и другой определяют исходя из нормативов, установленных на основе расходов на уборку, прессование, транспортировку, скирдование и другие работы.
При исчислении себестоимости продукции затраты на побочную продукцию вычитаются из общей суммы расходов на выращивание сельскохозяйственных культур.
После исчисления фактической себестоимости необходимо списать калькуляционную разницу дополнительной записью или «красным сторно» и оформить бухгалтерскими записями одним из двух способов: дебет счетов 10, 40 кредит счета
20/1 и затем дебет счетов 46, 20/2, 20/1 и других кредит счетов 10, 40 или дебет счетов 46, 20/2, 20/1, 40, 10 и других кредит счета 20/1. Калькуляционная разница списывается с аналитических счетов сразу по всем видам расходования. В этом случае на счета 40, 10 относят калькуляционную разницу в доле, приходящейся лишь на остаток продукции на первое января следующего года.
На практике предпочитают применять второй способ списания калькуляционных разниц.
Таким образом, после закрытия аналитических счетов1, 2, 3-й групп на счете 20/1 остаются только затраты незавершенного производства.
Если на конец отчетного периода имеются убранные, но необмолоченные или неубранные площади под зерновыми культурами, то из общей суммы фактических затрат по убранной обмолоченной и убранной, но необмолоченной культуре исключают расходы по обмолоту и вывозке продукции с поля. Оставшуюся после этого сумму затрат распределяют пропорционально площадям под обмолоченной и убранной необмолоченной культурой. Для определения фактической себестоимости продукции убранных обмолоченных культур к сумме затрат прибавляют расходы по их обмолоту и транспортировке. Расходы по убранным, но необмолоченным культурам отражаются в балансе отчетного года в составе затрат незавершенного производства. В следующем году себестоимость продукции таких культур слагается из затрат незавершенного производства и расходов по обмолоту, очистке и транспортировке продукции.
Для закрытия счетов в системе агропромышленного комплекса применяется «Ведомость на закрытие счетов бухгалтерского учета» (форма №306-АПК), утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ 26 июля 1996 г. №215.
Эта ведомость является основной сводной формой на закрытие в конце года операционных счетов бухгалтерского учета. Особенностью данной формы является ее универсальный характер (ранее для закрытия счетов применяли многочисленное количество частных форм).
В ведомости обязательными реквизитами являются: всего затрат по счету (субсчету) за год, списано в течение года по кредиту счета (субсчета), подлежит дополнительному списанию или сторнированию в конце года, выход продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за отчетный год, приходится затрат для распределения на единицу продукции (работ, услуг) — коэффициент для распределения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Исчисление себестоимости продукции многолетних насаждений
В специализированных садоводческих организациях учет затрат и выхода продукции ведут на аналитических счетах, открытых по отдельным породам и видам насаждений, в неспециализированных — на одном аналитическом счете «Садоводство». Если многолетние насаждения выращиваются с целью получения плодов и ягод, то объектом калькуляции является основная продукция: плоды и ягоды, полученные от многолетних насаждений в плодоносящем возрасте. К побочной продукции относятся черенки у семечковых и косточковых пород, усы у земляники, отводки у смородины и крыжовника, отпрыски у малины и т. д.
Порядок исчисления себестоимости продукции садоводства аналогичен расчету себестоимости продукции овощеводства.
Побочная продукция при этом оценивается по ценам возможной реализации.
Например, в специализированной садоводческой организации затраты на выращивание яблок составили 62800 руб., от урожая получено 700 ц товарных стандартных яблок, 500 ц товарных нестандартных яблок и 100 ц нетоварных нестандартных, использованных на корм скоту. Цены реализации составили: по яблокам товарным стандартным -— 80 руб. за 1 ц, по яблокам товарным нестандартным — 50 руб. за 1 ц, по яблокам нетоварным нестандартным —5 руб. за 1ц.
Рассчитаем себестоимость продукции с помощью данных табл. 5
Для этого необходимо:
1. Определить стоимость продукции в ценах реализации (гр. 2хгр. 3 = гр. 4).
2. Найти удельный вес каждого вида продукции в ценах реализации, т. е. стоимость каждого вида продукции в ценах реализации разделить на итоговую стоимость в ценах реализации и умножить на 100. По яблокам стандартным товарным это составит 69% (56000: 81000х100).
3. По найденному удельному весу распределить фактические затраты по выращиванию яблок (без стоимости нетоварных нестандартных яблок) 62300 руб. (62800 — 500) между яблоками товарными стандартными и товарными нестандартными. По яблокам товарным стандартным эта сумма составляет 42987 руб. (62300: 100х69).
4. Делением найденных затрат на количество полученной продукции найти фактическую себестоимость 1 ц. каждого вида продукции (гр. 6: гр. 5 ^ гр. 7).
Затем выявляется калькуляционная разница, которая списывается в установленном порядке.
При выращивании многолетних насаждений с целью получения посадочного материала объектом калькуляции являются черенки, отводы, усы. Калькуляционная единица — 1 тыс. штук. Учет затрат ведут по породам и видам насаждений.
Для определения себестоимости выращиваемого посадочного материала по отдельным группам культур (саженцы семечковые, саженцы косточковые и т. д.) общую сумму затрат по каждому участку распределяют пропорционально количеству выкопанной продукции для реализации и оставшейся в грунте на д сращивание. К затратам по выкопанной продукции прибавляют затраты по выкопке посадочного материала и таким образом определяют себестоимость посадочного материала. А затраты, относящиеся к посадочному материалу, оставшемуся в «прикопке», образуют незавершенное производство на конец отчетного года.
В организациях, специализирующихся на выращивании цветов, затраты учитываются на аналитических счетах: «Цветоводство открытого грунта» и «Цветоводство защищенного грунта». Объектами калькуляции являются все виды получаемой продукции; срезанные цветы, луковицы, корневища, клубнелуковицы, черенки, саженцы, цветы в горшках, рассада, семена. Себестоимость каждого вида продукции исчисляется путем распределения фактических затрат на выращивание цветов пропорционально стоимости продукции по ценам реализации.
Исчисление себестоимости продукции садоводства в специализированной садоводческой организации
Виды
Количест
Цена реа
Стоимость
Удельный
Затраты
Фактичес
продук
во полу
лизации
продукции
вес про
на про
кая себе
ции
ченной
за 1 ц,
в ценах
дукции в
дукцию,
стоимость
продук
руб.
реали
ценах реа
руб.
1 ц про
ции, ц
зации,
лизации,
дукции,
руб.
%
руб.
1
2
3
4
5
6
7
Яблоки
товарные
стандарт
ные
700
80
56000
69
42987
61,41
Яблоки
товарные
нестандарт
ные
500
50
25000
31
19313
38,53
Итого
X
X
81000
100
62300
X
2.4. Особенности учета затрат и исчисления себестоимости услуг вспомогательных производств
К вспомогательным производствам сельскохозяйственных организаций относят ремонтные мастерские, ремонт зданий и сооружений, машинно-тракторный парк, автомобильный транспорт, энергетические производства (электро-, тепло-, газоснабжение, холодильные установки), водоснабжение, гужевой транспорт и др. Ремонтные мастерские могут выделяться в подсобные промышленные производства, состоящие на балансе сельскохозяйственной организации.
Для учета затрат и выхода услуг по вспомогательным производствам в Плане счетов предназначен счет 23 «Вспомогательные производства». К нему могут открываться субсчета (см. приложение 2), аналитические счета в соответствии с наличием вспомогательных производств в организациях и видом оказываемых ими услуг. По дебету счета учитываются затраты по соответствующим аналитическим счетам в р резе статей затрат. При этом составляется бухгалтерская запись: дебет счета 23 кредит счетов 70, 69,10, 76, 12, 13, 02 и т. д.
В кредитовой части счета в течение года отражается плановая оценка услуг по потребителям пропорционально объему оказанных услуг и плановой себестоимости единицы услуг. При этом составляется бухгалтерская запись: дебет счетов 20, 23, 25, 26, 31, 46 и других кредит счета 23.
В конце отчетного года плановая оценка услуг доводится до фактической в результате исчисления фактической себестоимости услуг. Выявленные расхождения между плановой и фактической себестоимостью составляют калькуляционную разницу, которая списывается на тех же потребителей дополнительной записью, если фактическая себестоимость окажется выше плановой, и методом «красное сторно», если фактическая себестоимость окажется ниже плановой.
После списания калькуляционной разницы счет23 закрывается и сальдо не имеет.
В связи с тем, что вспомогательные производства выполняют работы и услуги для всех отраслей организации, счет 23 закрывается в первую очередь. Необходимо отметить, что при закрытии аналитических счетов особое внимание обращается на последовательность. Нужно учитывать конкретные условия каждого предприятия и выбирать наиболее оптимальную последовательность, в основу которой должен быть положен принцип минимального допуска условностей. Известно, что при закрытии счетов наибольшее число условностей приходится на долю тех, которые закрываются первыми, поскольку они не принимают на себя сумм корректировки последующих счетов, а счета, закрываемые в последнюю очередь, учитывают калькуляционные раз--ницы, списываемые со всех ранее закрытых.
Таким образом, закрытие бухгалтерских счетов возможно лишь в том случае, если каждый из них в последующих расчетах уже не используется и в дальнейшем на него не относятся никакие суммы калькуляционных разниц.
Работа по закрытию счета 23 сводится к следующему. По каждому виду вспомогательных производств определяются:
— фактические затраты;
— цеховые расходы, подлежащие распределению;
— отклонения цеховых расходов, подлежащих списанию, от сумм этих расходов, распределенных в течение года по плановому проценту;
— калькулирование фактической себестоимости единицы работ и услуг;
— калькуляционная разница на единицу работы;
— отнесение калькуляционных разниц на счета потребителей услуг.
При определении последовательности закрытия аналитических счетов целесообразно руководствоваться следующими принципами:
1. Вначале закрываются счета, не имеющие встречных услуг и счетов потребителей внутри счета 23.
2. Затем — не имеющие встречных услуг, но имеющие счета потребителей в пределах счета 23.
3. После этого — имеющие минимум встречных услуг и минимум счетов потребителей внутри счета 23.
4. В последнюю очередь закрываются счета, имеющие максимум встречных услуг и минимум счетов потребителей в пределах счета 23.
При такой последовательности закрытия счетов не будут допущены условности ни по себестоимости калькулируемой единицы, ни по сумме калькуляционной разницы за счет встречных услуг по незакрытым счетам, учтенным по плановой себестоимости.
Исходя из этого, каждая организация определяет последовательность закрытия аналитических счетов с учетом конкретных условий хозяйствования.
После закрытия соответствующего счета он уже не принимает на себя калькуляционную разницу.
При закрытии счета 23 необходимо учитывать наличие внутреннего оборота, который должен исключаться по количеству и по сумме; так как плановая оценка услуг самим себе до фактической не доводится, следовательно, при расчете фактической себестоимости таких услуг из расчета исключается самообслуживание по количеству и по сумме.
Таким образом, расчет себестоимости калькуляционной единицы можно представить формулой:
где:
Фс— фактическая себестоимость единицы услуг;
Фз— фактические затраты за год;
Пз — плановая оценка услуг по закрытым счетам;
Пс — плановая оценка услуг по самообслуживанию;
Кф — фактический объем услугза год;
Kз — фактический объем услуг по закрытым счетам;
Кс — фактический объем услуг по самообслуживанию. Для учета затрат, выхода услуг и списания калькуляционной разницы используются учетные регистры: лицевой счет (производственный отчет) подразделения ф. 83-АПК, а также ф. 84-АПК, 11-АПК, 60-АПК, 62-АПК и др.
2.4.1. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг энергетических производств
Затраты по энергетическим производствам (электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, холодильным установкам) учитывают на отдельных аналитических счетах.
В затраты по электроснабжению включаются стоимость электрической энергии, поступающей со стороны по установленным тарифам; оплата труда с отчислениями на социальные нужды электромонтеров, механиков и других работников, обслуживающих электросети; затраты на ремонт, износ электрооборудования, другие расходы по эксплуатации линий электропередач.
Затраты по электроснабжению учитываются по дебету счета 23 субсчета «Энергетические производства» аналитического счета «Электроснабжение» в разрезе соответствующих статей затрат. Статьи затрат могут быть следующие:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Топливо и энергия (для своих электростанций).
3. Содержание основных средств.
4. Работы и услуги.
5. Прочие затраты.
Распределение затрат по потребителям производится ежемесячно пропорционально количеству потребленной электроэнергии и ее плановой себестоимости.
В конце года после исчисления фактической себестоимости электроэнергии плановая оценка корректируется до фактической.
Аналитический счет «Электроснабжение» в составе субсчета «Энергетические производства» обычно закрывается в первую очередь.
Объектом калькуляции является электроэнергия, калькуляционной единицей — 10 кВт/ч, Метод калькуляции — простой.
При определении себестоимости 10 кВт/ч в расчет принимаются затраты и энергия, полученные как от собственных электростанций, так и поступающие со стороны.
При этом электроэнергия и затраты по электростанциям (электрогенераторам), смонтированным с доильными, стригальными, сварочными и другими агрегатами, в себестоимость электроэнергии не включаются (расходы по ним относятся в затраты соответствующих отраслей и производств).
После исчисления фактической себестоимости 10 кВт/ч электроэнергии необходимо списать калькуляционную разницу по потребителям электроэнергии, после чего аналитический счет «Электроснабжение» закрывается и сальдо не имеет.
Порядок закрытия счета рассмотрим на примере.
Фактические затраты по электроснабжению (дебет счета) составили 75000 руб. Плановая себестоимость 10 кВт/ч — 2 руб.
В течение года использовано 400 кВт/ч электроэнергии (кредит счета):
для растениеводства — 45 тыс. кВт/ч на сумму 9000 руб.;
для животноводства — 110 тыс. кВт/ч на сумму 22000 руб.;
для промышленных производств — 150 тыс. кВт/ч на сумму 30000 руб.;
для общехозяйственных нужд — 90 тыс. кВт/ч на сумму 18000 руб.;
для собственных нужд — 5 тыс. кВт/ч на сумму 1000 руб.
Фактическую себестоимость 10 кВт/ч электроэнергии определим по формуле:
Следовательно, калькуляционная разница составляет 0,126 руб., которую необходимо списать методом «красное сторно» по потребителям элетроэнергии в ведомости распределения отклонений (табл. 1).
Таблица 1
Ведомость распределения отклонений в себестоимости электроэнергии
В результате аналитический счет «Электроснабжение» закрывается и сальдо не имеет.
Если аналитический счет «Электроснабжение» закрывается не в первую очередь, то при исчислении фактической себестоимости 10 кВт/ч электроэнергии дополнительно из затрат по электроснабжению исключается плановая оценка услуг, оказанных электроснабжением для тех производств, затраты по которым уже распределены, т. е. счет уже закрыт, а из количества отпущенной электроэнергии соответственно исключается количество электроэнергии, отпущенной для таких производств.
В затраты по теплоснабжению включают затраты на производство или покупку тепловой энергии и доведение ее до потребителя: стоимость купленной тепловой энергии, оплата труда с отчислениями на социальные нужды работников, занятых обслуживанием теплохозяйства, стоимость топлива и электроэнергии, израсходованных на технологические цели по теплоснабжению, затраты на ремонт, износ основных средств (котельные, теплоцеха, тепломагистрали и т. д.), услуги собственных вспомогательных производств и другие расходы.
Затраты собираются в дебетовой части счета 23 «Вспомогательные производства» субсчета «Энергетические производства» на аналитическом счете «Теплоснабжение».
Статьи затрат могут быть аналогичны статьям затрат в электроснабжении.
Распределяются затраты по потребителям ежемесячно, пропорционально количеству потребленного тепла и его плановой себестоимости. В конце года плановая оценка тепла доводится до фактической.
Объектом калькуляции является тепловая энергия. Калькуляционной единицей — 10 Гкал тепловой энергии. Метод калькуляции — простой.
Фактическая себестоимость 10 Гкал определятся по формуле (5.1).
Послеисчисления фактической себестоимости тепловой энергии списывается калькуляционная разница по потребителям пропорционально количеству отпущенной тепловой энергии и аналитический счет «Теплоснабжение» закрывается.
Аналитический счет «Теплоснабжение» может закрываться перед закрытием аналитического счета «Электроснабжение», если теплохозяйство не потребляет услуги электрохозяйства.
В затраты по газоснабжению включаются стоимость покупки газа, оплата труда с отчислениями на социальные нужды работников, обслуживающих газовые сети, установки; суммы износа от стоимости сооружений и оборудования по газовым сооружениям и оборудованию, затраты на ремонт газовых систем и установок, и др.
Затраты по газоснабжению собираются в дебетовой части счета 23 «Вспомогательные производства» субсчета «Энергетические производства» аналитического счета «Газоснабжение». Статьи затрат аналогичны статьям затрат в электроснабжении.
Распределение затрат на потребителей (кредит счета «Газоснабжение») производится ежемесячно пропорционально количеству отпущенных кубических метров газа и плановой себестоимости 1 м3 газа. В конце отчетного года после исчисления фактической себестоимости 1 м газа плановая себестоимость газа доводится до фактических затрат и счет закрывается.
Объектом калькуляции является газ, калькуляционной единицей — 1м3. Метод калькуляции — простой.
Фактическую себестоимость газа можно определить аналогично исчислению себестоимости электрической и тепловой энергии, воды.
На затраты по холодильным установкам относят расходы по их содержанию и эксплуатации: оплата труда с отчислениями на социальные нужды работников, обслуживающих холодильные установки, износ, ремонт холодильных установок и т. д.
Затраты по холодильным установкам собираются в дебетовой части счета 23 «Вспомогательные производства» субсчета
«Энергетические производства» аналитического счета «Холодильные установки». Статьи затрат аналогичны статьям затрат в электроснабжении.
Затраты по холодильным установкам распределяют между складами, хранилищами и т. д. пропорционально объему обслуживаемых помещений. После этого затраты списывают на себестоимость охлаждаемой продукции пропорционально центнеро-дням ее хранения (кредит аналитического счета «Холодильные установки») и плановой себестоимости 1 центнере-дня хранения. В конце года плановую себестоимость доводят до фактических затрат, после чего счет закрывается.
Объектом калькуляции являются услуги по охлаждению, калькуляционной единицей — 1 центнеро-день. Метод калькуляции — простой, т. е. затраты, учтенные по дебету аналитического счета «Холодильные установки», делят на количество центнеро-дней хранения продукции всего. По найденной себестоимости 1 центнеро-дня хранения продукции затраты по холодильным установкам списывают на конкретную продукцию в зависимости от количества дней ее хранения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4.2. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг водоснабжения
В затраты по водоснабжению включают: стоимость поступающей со стороны воды, оплату труда с отчислениями на социальные нужды работников, занятых подачей и доведением воды до потребителей, затраты на содержание основных средств водоснабжения (водокачек, водопроводов и т. д.), стоимость услуг собственных вспомогательных производств, стоимость работ, выполненных сторонними организациями и др.
Затраты по водоснабжению в течение года собираются в дебетовой части счета 23 «Вспомогательные производства» субсчета «Водоснабжение». Статьи затрат могут быть аналогичны статьям затрат по электроснабжению.
Распределение затрат по потребителям (кредит субсчета «Водоснабжение») производится ежемесячно пропорционально количеству отпущенной воды и ее плановой себестоимости. В конце года после исчисления фактической себестоимости воды ее плановая себестоимость доводится до фактической.
Объектом калькуляции является вода, калькуляционной единицей — 1м3. Метод калькуляции — простой.
Фактическая себестоимость 1 м3 воды определяется по формуле (5.1.).
Затраты по содержанию насосных установок, обслуживающих рисовые поля и используемых для подачи воды на фермы и пастбища, относятся на затраты соответствующих отраслей растениеводства и животноводства и в себестоимость воды по водоснабжению не включаются.
После исчисления фактической себестоимости 1 м3 воды необходимо списать калькуляционную разницу по потребителям воды. Субсчет «Водоснабжение» закрывается и сальдо не имеет.
2.4.3. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг ремонтно-механических мастерских
Объектами учета затрат в ремонтно-механических мастерских являются отремонтированные объекты (трактора, комбайны, оборудование и др.) или изготавливаемые изделия (малоценный инвентарь и др.).
Затраты мастерских делятся на прямые и цеховые. В состав прямых затрат включаются: оплата труда с отчислениями на социальные нужды рабочих, занятых ремонтом объектов или изготовлением изделий, стоимость израсходованных запасных частей, ремонтных материалов, топлива» смазочных материалов, затраченных на ремонт и изготовление объектов.
Прямые затраты группируют в журнале учета затрат на аналитических счетах по видам ремонтов (работ) и изготовляемым изделиям на основании ведомостей дефектов машин, лимитно-заборных карт, накладных, нарядов по каждой ремонтируемой машине и прочим работам по изготовлению изделий и инвентаря. Здесь же учитывают и затраты по ремонту и техническому обслуживанию, произведенному непосредственно в бригадах, затраты на ремонт, выполняемый в сторонних организациях.
В течение года фактические (прямые и цеховые) затраты собираются в дебетовой части счета 23 субсчета «Ремонтно-мехалические мастерские». При этом могут использоваться следующие статьи затрат:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Запасные части и ремонтируемые объекты.
3. Работы и услуги.
4. Цеховые расходы мастерских.
5. Прочие затраты.
Предварительно цеховые расходы мастерских собираются на отдельном аналитическом счете. К ним относят оплату труда с отчислениями на социальные нужды цехового персонала (заведующего мастерской, механика, бухгалтера), расходы на ремонт, износ основных средств мастерской (здания, оборудования). Цеховые расходы ремонтной мастерской могут учитываться по
следующим статьям:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Затраты на содержание основных средств,
3. Расходы на мероприятия по технике безопасности и охране труда.
4. Прочие расходы.
В течение года ежемесячно цеховые расходы в плановых размерах (пропорционально прямой зарплате рабочих) списываются на себестоимость выполненных работ в ремонтно-механических мастерских (кредит аналитического счета «Цеховые расходы»), а в конце года плановый размер цеховых расходов корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на незавершенное производство.
Следовательно, аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первым в составе субсчета «Ремонтные мастерские».
В течение года фактическая себестоимость законченного ремонта или изготовленного объекта в ремонтной мастерской списывается на те производства, для которых выполнялись работы, и оформляется записью: дебет счетов 20/1, 20/2, 20/ 3, 12, 26 и другие кредит счета «Ремонтно-механическая мастерская ».
В связи с этим объектами калькуляции в ремонтно-механических мастерских являются отремонтированные объекты и изготовленные изделия, калькуляционной единицей — 1 шт. Метод калькуляции — простой.
Фактическую себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия можно определить по формуле:
Фс = Пз + Пц +(-) Оц (2)
где Фс — фактическая себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия;
Пз — фактические прямые затраты в течение года;
Пц ,— плановый размер цеховых расходов в течение года;
Оц — отклонения фактических цеховых расходов от плановых в конце года.
Например, по данным журнала учета затрат в ремонтной мастерской, затраты на ремонт зерноуборочного комбайна составили 12800 руб., в том числе затраты на оплату труда — 3200 руб. Плановый размер цеховых расходов мастерской по отношению к прямым расходам на оплату труда равняется 10%. Следовательно, на ремонт комбайна следует отнести 320 руб. (3200: 100х10) цеховых расходов. Это оформляется записью: дебет счета «Ремонтная мастерская» и кредит счета «Цеховые расходы». Фактическая себестоимость ремонта комбайна составит 13120 руб. (12800 + 320 тыс.), которая по окончании ремонта списывается: дебет счета 20 «Растениеводство», кредит счета 23 «Ремонтная мастерская».
В конце года на тех же потребителей услуг мастерской относят отклонения фактических цеховых расходов от плановых методом дополнительного списания или сторнирования.
После чего субсчет «Ремонтная мастерская» закрывается и сальдо не имеет.
Для этих целей можно составлять ведомость распределения цеховых расходов. Рассмотрим на конкретном примере порядок списания цеховых расходов.
1. Цеховые расходы ремонтной мастерской за год составили 9800 руб. (дебет счета 23 субсчет «Ремонтно-механические мастерские», аналитический счет «Цеховые расходы»).
2. В течение года списаны цеховые расходы в плановой оценке на конкретные ремонтируемые и изготавливаемые объекты в размере 7200 руб. (кредит аналитического счета «Цеховые расходы»).
3. Отклонения фактических цеховых расходов от плановых + 2600 руб.
4. Прямая зарплата в основных затратах — 18000 руб.
5. Отклонения фактических затрат от плановых на 1 руб. прямой зарплаты (стр. 3: стр. 4) составляют 0,1444 руб.
Путем умножения данного отклонения (0,1444 руб.) на базу распределения (прямую зарплату рабочих) можно установить сумму отклонений фактических цеховых расходов от плановых по потребителям (табл. 2).
Следовательно, исчисление фактической себестоимости от ремонтированных объектов и изготавливаемых изделий в ремонтно-механических мастерских сводится к корректировке цеховых расходов, так как прямые затраты в течение года учтены и списаны на конкретные объемы учета в фактических суммах, а цеховые расходы — лишь в плановой оценке.
После распределения корректировки цеховых расходов затраты ремонтной мастерской по выполненным работам будут списаны на объекты учета (аналитические счета тех производств, для которых выполнялись ремонтные работы) в фактической сумме.
Таблица 2
Ведомость распределения отклонений фактических цеховых расходов ремонтной мастерской от плановых
Ремонтируемые объекты основных средств и изготавливаемые пред меты
Прямая з/плата рабочих, руб. (база распределения)
Сумма отклонений, руб.
Дебет счетов
Ремонт зерноуборочных комбайнов
2000
+289
20/1
Ремонт коровника
3000
+433
20/2
Ремонт мельницы
1800
+260
20/3
Изготовление инструментов
3200
+462
l2
Изготовление основных средств
5400
+780
08
Услуги на сторону
2600
376
46
Всего:
18000
2600
Кредит счета 23 аналит.
счет
«Цеховые
расходы»
В небольших мастерских в течение года цеховые расходы ежемесячно не списываются, а накапливаются на отдельном аналитическом счете. В конце года фактические цеховые расходы распределяются на ремонтируемые и изготавливаемые объекты пропорционально прямой оплате труда производственных рабочих.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4.4. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг автотранспорта
Затраты по эксплуатации грузового автомобильного транспорта группируются в накопительной ведомости учета работ этого транспорта, записи в которой производят на основании путевых листов и товарно-транспортных накладных. Учет затрат по автотранспорту рекомендуется вести раздельно с учетом специализации автомобилей. Для этого к счету 23 «Вспомогательные производства» субсчета «Автомобильный транспорт» открываются отдельные аналитические счета;
— Грузовой автотранспорт;
— Специализированный автотранспорт (тягачи, автокраны, пожарные и т. д.);
— Пассажирский автотранспорт (автобусы, грузовые машины, переоборудованные для перевозки людей);
— Цеховые расходы (общегаражные).
В затраты по эксплуатации грузового автотранспорта относят стоимость нефтепродуктов, суммы амортизационных отчислений по транспорту, затраты на ремонт, технический уход, восстановление тин, стоимость обтирочного материала, спецодежды, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды водителей, и т. д.
При учете затрат могут использоваться следующие статьи:
1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
2. Нефтепродукты.
3. Затраты на содержание основных средств.
4. Работы и услуги.
5. Цеховые расходы.
6. Прочие затраты.
К цеховым расходам относят суммы амортизационных отчислений на здание гаража, затраты на ремонт отопления, освещение гаража, на оплату труда с отчислениями на социальные нужды персонала (заведующий, диспетчер, сторож и т. д.).
Цеховые расходы предварительно учитывают на отдельном аналитическом счете «Цеховые расходы». В конце отчетного периода их распределяют и включают в себестоимость грузовых и пассажирских перевозок пропорционально машино-дням пребывания в организации (кредит счета «Цеховые расходы»).
Распределение затрат по автотранспорту производится ежемесячно по потребителям услуг пропорционально объему работ в тонно-километрах и их плановой себестоимости с корректировкой в конце года до уровня фактических затрат. При этом затраты по пассажирскому транспорту и по специальным машинам относятся на потребителей услуг пропорционально количеству машино-дней и их плановой себестоимости (кредит счетов «Грузовой автотранспорт», «Специальный' автотранспорт», «Пассажирский автотранспорт»).
В связи с этим объектом калькуляции по автотранспорту является тонно-километры и работа машины. Калькуляционными единицами являются 10 т/км и 1 машино-день.
Перед определением себестоимости услуг автомобильного транспорта затраты необходимо уменьшить на стоимость оприходованного отработанного масла, шин, пригодных к использованию (кредит счета «Автотранспорт»).
В конце года фактическую себестоимость 10 т/км можно определить по формуле:
(3)
где
ФС— фактическая себестоимость 10 т/км, руб.;
ФЗ— фактические затраты по грузовому автотранспорту, руб.;
ПЗ —плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже распределены (счет закрыт), руб.;
ПС — плановая оценка услуг по самообслуживанию, руб.;
ПП — плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой автотранспорт перевозил людей), руб.;
CВ— стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т. д.), руб.;
Кф — фактический объем работ за год, т/км;
KЗ— фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым уже распределены (счет закрыт), т/км;
КС, — фактический объем работ, выполненных для самообслуживания, т/км.
Аналогичным образом исчисляется фактическая себестоимость одного машино-дня по пассажирскому автотранспорту и специальному грузовому транспорту. После того плановая оценка услуг доводится до фактической методом дополнительного списания или сторнирования, счет закрывается и сальдо не имеет.
Рассмотрим на примере, как рассчитывается фактическая себестоимость 10 т/км. Допустим, что затраты по эксплуатации грузового автотранспорта за год составили 258700 руб. (дебет счета «Грузовой автотранспорт»), В течение года грузовым автотранспортом отработано 796000 т/км по плановой себестоимости 10 т/км 3,3 руб. на сумму 262680 руб. (кредит счета «Грузовой автотранспорт») в том числе:
в растениеводстве — 220000 т/км на сумму 72600руб., в животноводстве — 430000 т/км на сумму 141900руб., на пилораме — 80000 т/км на сумму 26400 руб., на самообслуживании — 28000 т/км на сумму 9240руб., для сторонних организаций — 38000 т/км на сумму12540 руб.
Кроме того, в течение года от грузовых автомашин оприходовано отработанного масла на сумму 180 руб. (кредит счета «Грузовой автотранспорт»).
Чтобы закрыть счет, необходимо исчислить фактическую себестоимость 10 т/км по формуле (3):
Следовательно, фактическая себестоимость 10 т/км оказалась ниже плановой на 0,05 руб., поэтому калькуляционную разницу необходимо списать методом «красное сторно» по потребителям (табл. 3).
Таблица3
Ведомость распределения отклонений в себестоимости работ грузового автотранспорта
Потребители услуг
Объем работ,
т/км
Сумма отклоненийруб.
В дебет
Растениеводство
220000
1192
20/1
Животноводство
430000
2329
20/2
Пилорама
80000
433
20/3
Сторонние организации
38000
206
46
Итого
768000
4160
Кредит
счета «Грузовой автотранспорт»
продолжение
--PAGE_BREAK--