--PAGE_BREAK--Согласно ст. 823 ГК РФ часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ предприятие может предоставлять своим покупателям коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг. Сумма процентов за пользованием коммерческого кредита устанавливается предприятием в соответствующем договоре с покупателем. Покупатель должен оплатить товары, работы или услуги в указанные сроки, а также соответствующие проценты.
Формы расчетов между поставщиками и покупателями в отношении банковских счетов определены «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П [25]. К ним относятся:
· платежные поручения
· аккредитивы
· чеки
· инкассо
Форма расчетов выбирается самостоятельно покупателем и согласовывается с организацией, поставляющей ему товар, работу, услугу, в хозяйственном договоре.
Поставщик и покупатель могут прекращать обязательства друг перед другом зачетом взаимных требований. Для зачета достаточно заявления одной из стороны. Статья 410 ГК РФ позволяет организациям проводить взаимозачет, если взаимные обязательства:
· встречные (кредитор по одному обязательству является должником по другому и это не оспаривается);
· однородные (их можно сопоставить, например, выражены в денежной форме);
· срок их исполнения наступил либо вообще не указан в договоре или определен моментом востребования.
При уступке права требования организация списывает дебиторскую задолженность покупателя за счет средств нового кредитора. При этом, согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», дебиторская задолженность, приобретенная на основании договора об уступке права требования, у нового кредитора относится к финансовым вложениям и принимается к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на ее приобретение.
Дебиторская задолженность, подлежащая списанию, выявляется по результатам инвентаризации обязательств. Выявленные результаты отражаются в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. К акту прилагается письменное обоснование. На основании этих документов руководитель издает приказ о списании долга. В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 №34н [25], списание дебиторской задолженности возможно в следующих случаях:
1. Если она признана нереальной к взысканию. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой стоит организация-дебитор.
2. Если истек срок исковой давности, т.е. период, в течение которого можно предъявить иск должнику, не исполнившему обязательство. Срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ отсчитывается с момента окончания срока исполнения обязательства и составляет три года. Статья 197 ГК РФ разрешает устанавливать для отдельных видов требований специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Срок исковой давности может быть прерван. Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности после перерыва начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не зачитывается в новый срок.
Перерыв возможен в двух случаях:
1. Покупатель признал долг, т.е. частично погасил задолженность или уплатил проценты за просрочку платежа, подписал акт сверки взаимных расчетов, написал заявление о зачете взаимных требований и т.п.
2. Организация-кредитор обратилась с иском в суд. Однако если суд рассматривать его не стал, то срок исковой давности не прерывается.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34н [25], дебиторская задолженность покупателей и заказчиков списывается на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации. В последнем случае, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №33н, такие расходы подлежат отражению в составе прочих расходов организации.
Таким образом, нормативные документы РФ регламентируют формы расчетов с покупателями и заказчиками, способ их учета, а также порядок списания дебиторской задолженности организации.
2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Неон+» 2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Неон+» Предприятие ООО «Неон+» находится в Волгоградской области г. Котово. Данная организация создана в апреле 2006 г. Основной целью создания Общества является оказание услуг населению и осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли, расширение рынка услуг и товаров.
ООО «Неон+» занимается следующими видами деятельности:
· строительство и ремонт зданий и сооружений;
· производство общестроительных работ;
· производство электромонтажных работ;
· организация и осуществление деятельности в сфере общественного питания;
· организация и осуществление оптовой, комиссионной и розничной торговли;
· посредническая деятельность;
· производство товаров народного потребления;
· организация и осуществление деятельности в сфере бытовых и других услуг;
· сдача в аренду и субаренду движимого и недвижимого имущества;
· оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажирским перевозкам на территории РФ и за ее пределами;
· осуществление внешнеэкономической деятельности;
· осуществление различных видов сделок, кроме прямо запрещенных законодательством с любыми контрагентами;
· осуществление в установленном порядке иных видов экономической деятельности.
На предприятии за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ответственность руководитель, а сам учет ведет назначенный им бухгалтер. ООО «Неон+» не имеет бухгалтерской службы ввиду малого объема производства. Поэтому все функции такой службы выполняет бухгалтер.
Бухгалтер ведет учет на основании учетной политики предприятия (прил. 1), составленной для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения. Данный документ представляет собой краткое руководство по организации учета, здесь отражены основные методологии ведения первичного наблюдения и стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение фактов хозяйственной деятельности [19]. Также организацией разработан и утвержден свой рабочий план счетов (прил. 2), которым должен руководствоваться бухгалтер при отнесении отдельных операций на счета.
Чтобы иметь представление о качестве работы данной организации, проанализируем экономические показатели. Для этого рассмотрим несколько таблиц, составленных на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (прил. 3 – 6).
Таблица 2.1. Горизонтальный анализ агрегированного бухгалтерского баланса ООО «Неон+» за 2007 г.
Данная таблица показывает, что общий оборот хозяйственных средств, т.е. активов, против начала года увеличился на 312 тыс. руб., что относится к положительным факторам развития производства. Но за этот же период также увеличились и обязательства предприятия. Сравнивая оборотные активы и внешнюю задолженность организации, можно сказать, что на начало года предприятие неплатежеспособно, но на конец отчетного периода оно становится платежеспособным. Ликвидность предприятия показывает реальную платежеспособность организации, она составила: на начало года – 0,65; на конец года – 1,09. Такое значение показателей свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса предприятия, которому необходимо принять меры по восстановлению платежеспособности (нормированное значение данного коэффициента – не менее 2 [28, 631]). Также, на основании таблицы 2.1, можно сделать вывод, что предприятие осуществляет свою деятельность в основном за счет заемных средств.
На начало 2007 года ООО «Неон+» не располагало собственными средствами. На конец года оно имело собственный капитал в размере 73 тыс. руб. за счет нераспределенной прибыли. Таким образом, можно проанализировать обеспеченность оборотных активов собственными средствами на конец 2007 г.: наличие собственных оборотных средств – 26 тыс. руб.; коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами – 0,081. Чистый оборотный капитал составил: на начало года: – 33 тыс. руб., на конец года: 26 тыс. руб. Сравнение показывает рост чистого оборотного капитала на 59 тыс. руб.
Фирма за 2007 г. получила чистую прибыль в сумме 73 тыс. руб. Прибыль от продаж составила 133 тыс. руб. (при себестоимости проданных работ и услуг 2 468 тыс. руб.). Соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, заемного и т.д.) показывают показатели рентабельности. Экономический смысл значений этих показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие. В таблице 2.2 представлены основные показатели рентабельности ООО «Неон+».
Таблица 2.2. Показатели эффективности производства в ООО «Неон+»
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что в 2006 г. предприятие было нерентабельно, убыточно. Однако в 2007 г. ООО «Неон+» стало доходной организацией. Таким образом, за год организация достигла положительных показателей эффективности производства и на сегодняшний день успешно осуществляет свою деятельность.
2.2 Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Неон+» ООО «Неон+», как было сказано выше, предоставляет своим клиентам услуги посредством выполнения электромонтажных работ. Рассмотрим пример расчета с заказчиком в лице Отдела Образования Администрации Даниловского Муниципального района Островской МДОУ.
Основанием предоставления услуг является договор, который был заключен Островским МДОУ с ООО «Неон+» 21 декабря 2007 г. (прил. 7). В данном документе оговорены следующие моменты:
1. Предметом договора являются электромонтажные работы в детском саду ст. Островская, которые организация обязуется выполнить.
2. Общая стоимость работ по данному договору с учетом НДС составляет 23 637 руб. 50 коп. Данная сумма основывается на утвержденных сметах. До начала работ заказчик предоставляет аванс в размере 30% стоимости услуг, а затем по окончании работ производится окончательный расчет в течение 10 дней после подписания Акта выполненных работ. Расчеты ведутся в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Неон+».
3. Определены сроки выполнения работ: с 21 декабря 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
4. Обязанности сторон: по выполнению «Неон+» работ, Островской МДОУ подтверждает подписью их выполнение в Акте выполненных работ.
5. Заказчик гарантирует произвести оплату услуг, в свою очередь ООО «Неон+» гарантирует качественное выполнение работ.
6. Сроки действия данного договора совпадают со сроками выполнения работ.
Также в договоре указываются юридические адреса и реквизиты обоих сторон.
После подписания данного договора производится предоплата в установленной сумме. Затем в установленные сроки ООО «Неон+» выполняет монтажные работы.
По окончании работ, 10.01.2008 организация предоставляет заказчику счет-фактуру и Акт выполненных работ. В счете-фактуре (прил. 8) представлено описание выполненной работы и ее общая стоимость. В Акте выполненных работ (прил. 9) расписаны составляющие данной работы. Здесь стоимость работ складывается из монтажа кабеля, куда входят затраты на заработную плату работников и другие затраты, стоимости использованных материалов, а также НДС. К Акту, кроме счета-фактуры, предоставляется справка о стоимости материалов на объекте (прил. 10). В ней представлены использованные материалы, а также их стоимость.
продолжение
--PAGE_BREAK--