Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Разработка документации и постановка задачи Учет наличия состояния и движения оборудования

Ростовский Государственный Экономический Университет
Кафедра экономической информатики и
автоматизации управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Проектирование информационных систем.
на тему: Разработка документации и постановка задачи “Учет наличия, состояния и движения оборудования ”
автор проекта: ____________________________________ ____________
подписьдата
специальность: Информационные системы в экономике
обозначение курсового проекта (код): _____________ группа: ____________
руководитель проекта: ________ _______ ______________________________
подпись дата
проект защищен: ________ _______ оценка: ____________
подпись дата
члены комиссии: ________ ________ ________________________________
подпись дата ФИО
________ ________ ________________________________
подпись дата ФИО
________ ________ ________________________________
подпись дата ФИО
Ростов-на-Дону
РЕФЕРАТ
Курсовой проект 52 страниц, 2 рис., 7 приложений, 19 таблиц.
ВХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАТОР, РЕКВИЗИТ, ОБЪЕКТ, УЧЕТ, ВЫХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ДОКУМЕНТ, ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА, АКТ.
Цель курсового проекта – разработка документации по задаче “Учет основных средств предприятия” с использованием входных и выходных сообщений. Используемый метод решения – постановка задачи. Результатом работы является получение характеристики предпроектного исследования.
Разработанная постановка задачи может быть использована в бухгалтериях предприятий, которые производят учет основных средств.
Содержание
Введение 4
Аналитическая часть 5
Оценка основных средств 9
Амортизация основных средств 15
Восстановление основных средств 19
Учет аренды основных средств 21
Выбытие основных средств 23
Формы 27
Проектно-расчетная часть 30
Характеристика комплекса задач 30
Выходная информация задачи “Учет наличия, состояния
и движения оборудования” 31
Акт на списание основных средств 31
Акт списания автотранспортных средств 32
Инвентарная карточка учета основных средств 33
Входная информация задачи “Учет наличия, состояния
и движения оборудования” 34
Акт приемки-передачи основных средств 34
Акт приемки-сдачи отремонтированных,
реконструированных и модернизированных средств 35
Акт о приемке оборудования 35
Акт приемки-передачи оборудования в монтаж 36
Акт о выявленных дефектах оборудования 36
Блок-схема описания задачи “Учет наличия, состояния
и движения оборудования” 37
Заключение 44
Список использованных источников 45
Введение
На сегодняшний день учет основных средств наиболее важный вопрос, который должен решаться с использованием современных достижений науки и вычислительной техники. Период всеобщего подъема производства и управления в Российской Федерации благоприятно сказывается как на производителях, так и на потребителях производимых товаров. Производители в силу увеличившегося торгового оборота и повышения доли “свободных” денег стремятся обновить устаревшие (во многом морально) основные фонды предприятия, на более современные и более производительные. Потребители в свою очередь, получают товар, у которого себестоимость ниже, качество лучше, а в отдельных случаях производительность выше. Соответственно идет рост производимого Внутреннего Валового Продукта в Российской Федерации, а это значит поступления в бюджет страны дополнительных денежных средств. Учет состояния и движения основных средств на предприятии, это, прежде всего огромный труд, который ложится на плечи целого подразделения, в котором большой документооборот. Современная вычислительная техника, в частности персональный компьютер помогает во многом облегчить труд работника и сделать его наиболее продуктивным, а значит быстрым и с наименьшими затратами. Данная задача на предприятии решается с проведением работ по решению задач с применением экономических, математических методов, средств вычислительной техники и разработки соответствующей документации. В качестве входной информации используются документы предусмотренные данным типом задачи на предприятии.
Решаемая задача подразумевает разработку Информационной Системы, которая в свою очередь сократит документооборот и ускорит время обработки информации. Данная задача предполагает использование современной вычислительной техники и построение вычислительных сетей. Вычислительные сети должны объединить все подразделения предприятия и создать единую информационную базу, данного предприятия, которая будет включать в себя не только информацию об учете наличия, движения и состоянии оборудования, но многой другой информации данного предприятия.
Цель данного курсового проекта закрепить навыки по дисциплине “Проектирование информационных систем в экономике” и имеет целью систематизировать знания, полученные в процессе лекционных и практических занятий, в ходе производственной практики, развить навыки самостоятельной работы со специальной литературой и методическими материалами.
1.Аналитическая часть
Перед нами поставлена задача по учету наличия, состоянию и движению оборудования – которая состоит в следующем:
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации указанные ниже понятия означают следующее:
Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываемые в течении периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
Срок полезного использования — период в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.
К основным средствам относятся так же капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.
Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свой функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Формы первичной документации для учета основных средств имеют обозначения:
акт (накладная) приемки – передачи основных средств (Ф№ОС-1)
акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (Ф.№ОС-3)
акт на списание основных средств (Ф.№ОС-4)
акт на списание автотранспортных средств (Ф.№ОС-4а)
инвентарная карточка учета основных средств (Ф.№ОС-6)
акт о приемке оборудования (Ф.№ОС-14)
акт о приемке – передаче оборудования в монтаж (Ф.№ОС-15)
акт о выявленных дефектах оборудования (Ф.№ОС-16)
Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц;
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.--PAGE_BREAK--
Комплекс конструктивно – сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или консервации, должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.
В тех случаях когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объекта срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.
Инвентарный номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течении пяти лет по окончании года списания.
Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.
Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской службой на инвентарных карточках учета основных средств (Ф.№ОС-6).
Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Инвентарные карточки могут группироваться в карточке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).
В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки – передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данный по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амортизации; освобожденные от начисления амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находится в бухгалтерской службе.
На основные средства, принятые в аренду, для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерской службе организации – арендатора рекомендуется также открывать инвентарные карточки.
Аналитический и синтетический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации или разработанных министерствами, ведомствами и организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.
При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименований объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещения) объекта.
Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течении отчетного месяца находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.
Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.
На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации в организации осуществляется оперативный контроль за использованием основных средств.
К числу показателей, характеризующих использование объектов основных средств, относятся, в частности: данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные и арендованные, установленные и не установленные, действующие и не используемые; данные о рабочем времени и простоях оборудования, машин и транспортных средств; данные о выпуске продукции (работах и услугах) и др.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
в эксплуатации
в запасе (резерве);
в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
на консервации.
В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:
объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
объекты основных средств, полученные организацией в аренду.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения в иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.
1.1 Оценка основных средств:
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:
сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки их поставщику, договором купли – продажи (продавцу),
сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенных пошлин и иных платежей;
не возмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся на дебет счета учета основных средств.
В аналогичном порядке отражаются фактические затраты по возведению (сооружению) и изготовлению объектов основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Затраты, связанные с приобретением и возведением (сооружением) основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, отражаются по кредиту счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), целевых финансирования и поступлений.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласования учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На объекты основных средств в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации при учреждении общества, производится запись по дебету счета учета расчетов с учредителями (соответствующий субсчет) в корреспонденции со счетом учета уставного капитала.
Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с учредителями (соответствующий субсчет).
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.
При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организации – изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекции и организации; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями – получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств отражаются на дебите счета основных средств в корреспонденции со счетами: учета добавочного капитала – в размере рыночной стоимости объекта; учета капитальных вложений – на сумму произведенных затрат по доставке указанных объектов и иных затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.
На стоимость списываемых материалов производится запись по кредиту счета учета материалов в корреспонденции с дебетом счета учета реализации. На дату перехода права собственности обмениваемого имущества дебетуется счет учета капитальных вложений в корреспонденции с кредитом счета учета реализации.
Затраты по доставке указанных объектов основных средств как затраты капитального характера относятся организациями – получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта и отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
При принятии к бухгалтерскому учету основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, производится запись по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета капитальных вложений.
Стоимость основных средств, закрепляемых за унитарным предприятием государственным органом или органом местного самоуправления при формировании уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета расчетов с учредителями в корреспонденции с кредитом счета учета уставного капитала.
При принятии указанных объектов к бухгалтерскому учету унитарное предприятие отражает их стоимость по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителями.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Организация, получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, отражает их стоимость при принятии объектов к бухгалтерскому учету по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом. Одновременно на стоимость указанных объектов производится запись по дебету счета учета расчетов с государственным или муниципальным органом по кредиту счета учета добавочного капитала.
Оценка объектов основных средств, стоимость которых приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности хозяйственного ведения, оперативного управления или договора аренды.
Подрядные организации, а также организации – застройщики, осуществляющие строительство хозяйственным способом, введенные в эксплуатацию, возведенные временные (титульные) здания и сооружения, относящиеся к основным средствам (на сумму затрат по возведению), отражают по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета некапитальных работ.
Затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие объекты основных средств, строительные механизмы и др.), внутри организации относятся на издержки производства (обращения).
По передвижным строительным машинам и механизмам (экскаваторы, канавокопатели, подъемные краны, камнедробилки, бетономешалки и т. п.), числящимся в составе основных средств, затраты по доставке на стройку, по монтажу и демонтажу предусматриваются в составе расходов по эксплуатации указанных машин и механизмов и в их первоначальную стоимость не входят.
Затраты по монтажу перемещенных объектов и строительству фундамента на новом месте их эксплуатации отражаются в порядке, установленном для учета капитальных вложений, с последующим увеличением первоначальной стоимости объекта.
Капитальные вложения организации в многолетние насаждения, а также капитальные вложения инвентарного характера в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы, кроме горно – капитальных) ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ отражаются в общеустановленном порядке путем списания с кредита счета капитальных вложений в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств.
На сумму произведенных затрат делаются соответствующие записи в инвентарной карточке с последующим увеличением первоначальной стоимости объекта.
Капитальные вложения в арендованные основные средства являются собственностью арендатора, если иное не предусмотрено договором аренды. При этом арендатор может передать произведенные капитальные вложения арендодателю (при его согласии принятия на баланс), то есть отразить списание указанных капитальных вложений, произведя записи по кредиту счета учета капитальных вложений в корреспонденцию с дебетом счета учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами, или образовать новый инвентарный объект. В этом случае затраты по законченным работам капитального характера списываются с кредита счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетом учета основных средств, и на сумму произведенных затрат арендатором открывается отдельная инвентарная карточка.
Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов (с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц).
При переходе арендованного предприятия после выкупа в собственность арендатора объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия, и списываются арендатором с кредита счета их учета в корреспонденции со счетом учета основных средств.
Затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т. п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражаются по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов.
При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму произведенных затрат увеличивается стоимость библиотечного фонда и производится запись по дебету счета учета основных средств и кредиту счета учета добавочного капитала.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 года №65н).
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов или проведения работ капитального характера. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.
При этом затраты организации, отраженные на счете учета капитальных вложений, по окончательной достройки, дооборудования реконструкции объекта основных средств или по завершении работ, носящих капитальный характер, списываются в дебет счета учета основных средств.
Одновременно на сумму присоединенных к счету учета основных средств затрат увеличивается сумма на счете учета добавочного капитала и уменьшается собственный источник, оставшийся в распоряжении организации (за исключением амортизации).
Организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса – дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В бухгалтерском учете увеличение (уменьшение) стоимости числящихся на балансе организации по состоянию на начало отчетного года объектов основных средств до их восстановительной стоимости в результате применения указанных выше способов переоценки отражается по дебету (кредиту) счетов учета основных средств в корреспонденции с дебетом (кредитом) счета учета добавочного капитала (соответствующего субсчета).
Разница между суммой амортизации, полученной путем пересчета с применением индексов изменения стоимости (индекса – дефлятора) или коэффициента пересчета (при применении способа прямого пересчета), и суммой амортизации, начисленной до начала отчетного периода, отражается по кредиту (в случае превышения) и дебету (с случае уменьшения) счета учета амортизации основных средств в корреспонденции со счетом учета добавочного капитала (соответствующие субсчета).
Пообъектный учет основных средств ведется в рублях.
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки – передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Общим актом (накладной) приемки – передачи основных средств может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.
Один из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает соответствующую инвентарною карточку или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.
Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.
Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции оформляется актом приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Ф.№ ОС-3).
Оборудование, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие станки, сельскохозяйственные машины, строительные механизмы и т. п.), а также оборудование, требующие монтажа, но предназначенное для запаса, принимается к бухгалтерскому учету на основании утвержденного руководителем акта о приемке оборудования (Ф.№ОС-14).
По акту приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов, увеличивающих первоначальную стоимость объекта в результате его ремонта, реконструкции или модернизации, производятся соответствующие записи в прежней инвентарной карточке, на которой был учтен. Если отражение всех изменений в указанной инвентарной карточке затруднено, открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного номера) с отражением показателей, характеризующих дооборудованный или реконструируемый объект.
1.2 Амортизация основных средств
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Приложением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).
Начисление амортизации по имуществу по договору аренды предприятия осуществляется арендатором в порядке, изложенном для основных средств, находящихся в организации на праве собственности.
Начисление амортизации лизингового имущества производится лизингополучателем в зависимости от условий договора лизинга.
По объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т. п. объектам, продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т. п.) амортизация не начисляется.
Амортизация не начисляется по объектам, относящимся к фильмофону, сценическо – постановочным средствам, экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования).
Амортизация не начисляется по мобилизованным мощностям, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По объектам основных средств, которые приобретены с использованием бюджетных ассигнований, при начислении амортизации в расчет берется стоимость объекта за минусом величины полученных сумм.
По объектам жилого фонда, которые используются организацией для извлечения дохода и учитываются в счете учета доходных вложений и имущество, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
Амортизационные начисления по объекту основных средств начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.
Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещевого права.
Начисление амортизационных отчислений не приостанавливается в течений срока полезного использования объектов основных средств, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, и по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию с продолжительностью, которая не может быть менее трех месяцев.
Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства.
Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Срок полезного использования – период, в течении которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или не установлении в централизованном порядке, а также объекта основных средств, ранее использованного у другой организации, производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условии и влияния агрессивной среды, системы планово – предупредительных всех видов ремонта;
нормативно – правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
линейны способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течении всего его срока полезного использования.
При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При способе уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.
По движимому имуществу, оставляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применятся в соответствии с условиями договора лизинга коэффициент ускорения не выше 3.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течении отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.
В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течении периода работы организации в отчетном году.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
По нефтяным скважинам начисление амортизации производится по установочным нормам в течении 15 лет, а по газовым скважинам – в течении 12 лет независимо от фактического срока их полезного использования.
По ликвидированным и недоамортизированным нефтяным и газовым скважинам амортизационные отчисления продолжают начисляться впредь до полного перенесения их первоначальной стоимости на добываемые предприятием нефть, газ и другие продукты (но не более срока деятельности организации).
В соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортизацию основных производственных средств в размере, в два раза превышающим нормы, установленные для соответствующих видов основных средств, а также списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет.
Капитальные затраты на арендованные основные средства, подлежащие после прекращения договора аренды передаче арендодателю, амортизируются ежемесячно арендатором в течении срока аренды исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленных арендодателем по объекту, на который произведены указанные затраты.
Амортизационные отчисления, начисленные по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Сумма начисленной амортизации отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета издержек производства или обращения (за исключением объектов основных средств, сданных в аренду) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете учета амортизации.
По объектам основных средств, сданным в аренду, амортизационные отчисления производятся арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды) и отражаются на отдельном субсчете счета учета амортизации в корреспонденции с дебетом счета финансовых результатов.
1.3 Восстановление основных средств:
Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а так же модернизации и реконструкции.
Ремонт основных средств рекомендуется проводить в соответствии с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово – предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. Системой планово – предупредительного ремонта предусматриваются обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств.
План ремонта и система планово – предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации.
К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.
Учет затрат на производство капитального ремонта организуется по отдельным объектам или группам основных средств. При этом следует исходить из того, что при капитальном ремонте:
оборудования и транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;
зданий и сооружений производится смена изношенных конструкции и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т. п.).
Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания, если указанные затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств, могут увеличивать первоначальную стоимость объекта и относятся на добавочный капитал организации.
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, которые имеют разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного объекта.
Затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операции отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по капитальному ремонту и другим видам ремонта и других расходов.
Затраты по законченному ремонту основных средств, осуществляемые:
подрядным способом – отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты, в корреспонденции со счетами учета расчетов;
хозяйственным способом – по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.
Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Ф.№ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.
В целях контроля за своевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки в картотеке переставляются в группу “Основные средства в ремонте”. При поступлении основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарных карточек.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.
В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.
Затраты на ремонт арендованных (сданных в аренду) основных средств, производимые в соответствии с условиями договора в счет средств:
арендодателя – учитываются в общем порядке, установленном для отражения затрат на ремонт, и списываются в дебет счета учета финансовых результатов;
арендатора – включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Затраты на технический осмотр и уход, затраты по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии включаются в затраты на обслуживание производственного процесса.
Затраты на восстановление основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся.
1.4 Учет аренды основных средств
Передоставление арендодателем (наймодателем) арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма).
Отдельными видами договора аренда являются договоры: проката, аренды транспортных средств (с экипажем, без экипажа), аренды здания или сооружения, аренды предприятия, финансовой аренды (лизинга).
Договором аренды может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатора всей обусловленной договором выкупной цены, в этом случае договор аренды заключается в форме, предусмотренной для договора купли – продажи такого имущества.
В договоре аренды, указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.
Имущество, предоставляемое арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное пользование, подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете у арендодателя (наймодателя), за исключением имущества по договору аренды предприятия.
Передача объектов основных средств (ссудодателем) в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть тот же объект в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором, оформляется договором безвозмездного пользования. К указанному договору применяются соответствующие правила аренды.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Имущество по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса учитывается арендатором по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия.
Объект основных средств, полученный по договору аренды и договору безвозмездного пользования, арендатором (ссудополучателем) учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на балансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре.
Объект основных средств, полученный на правах финансовой аренды, отражается арендатором на балансовом счете после окончания срока, принятого договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее.
Если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, затраты, связанные с получением лизингового имущества, учтенные на счете учета капитальных вложений при принятии указанного имущества к бухгалтерскому учету, списываются на дебет счета учета основных средств, на отдельный субсчет “Арендованное имущество”.
При возврате лизингового имущества лизингодателю (если по условиям договора лизинговое имущество учитывалось на балансе лизингополучателя) при условии внесения всей суммы предусмотренных договором финансовой аренды лизинговых платежей отражение в бухгалтерском учете лизингополучателя производится в общеустановленном порядке на счете учета списания основных средств корреспонденции: с кредитом счета учета основных средств, субсчета “Арендованное имущество” — в размере первоначальной стоимости; с дебетом счета амортизации, субсчетом “Амортизация имущества, сданного в лизинг” — на сумму начисленной амортизации.
При выкупе лизингового имущества (если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя) его стоимость на дату перехода права собственности списывается лизингодателем с забалансового счета. Одновременно лизингополучатель производит запись на указанную стоимость по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации основных средств.
Если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то при выкупе лизингового имущества и переходе его в собственность лизингополучателя при условия внесения все суммы предусмотренных договором лизинговых платежей производится внутренняя запись на счетах учета основных средств, амортизации основных средств с переносом данных с соответствующих субсчетов счета учета лизингового имущества на счета учета собственных основных средств.
Возврат объектов основных средств после окончания срока аренды отражаются в бухгалтерском учете:
арендодателем – списанием счета по учету арендованных основных средств на счет по учету основных средств;
арендатором – списанием забалансового счетом.
1.5 Выбытие основных средств
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;
списания в случае морального и (или) физического износа;
передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
по другим причинам.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а так же для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
В комплектацию комиссии входит:
осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а так же данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
установление причин списания (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо управленческих нужд);
выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
составления акта на списание основных средств (Ф.№ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (Ф.№ОС-4а) (с приложением активов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (Ф.№ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (Ф.№ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изоготовления или посторйки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин целесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета списания основных средств.
На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производится в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течении срока, определяемого руководителем организации.
Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше.
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемки – передачи основных средств (Ф.№ОС-1).
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки – передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).
Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки – передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.
Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями организации оформляется актом (накладной) приемки – передачи основных средств (Ф.№ОС-1). Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю оформляется актом (накладной) приемки – передачи (Ф.№ОС-1), на основании которого бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового учета.
Списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств – первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств, и др.), а по кредиту указанного счета – сумма начисленных амортизационных отчислении, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств по цене возможного использования или возможной реализации.
При отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергавшейся дооценке, списание суммы дооценки по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы).
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
-затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно организациям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе организации), обслуживающим трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления, затраты на провидение всех видов ремонта помещения, расходов на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а так же на топливо для приготовления пищи);
-амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке;
-амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности по нормам амортизационных отчислений, рассчитанным организацией исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности организации). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия).
Не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг):
-затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонтов) культурно – бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
В элементе “Амортизация основных фондов” отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
Предприятия, осуществляемые свою деятельность на условиях аренды, по элементу “Амортизация основных фондов” отражают амортизационные отчисления на полное восстановление как по собственным, так и по арендованным основным фондам.
В этом элементе затрат отражается также амортизационные отчисления от стоимости основных фондов (помещений), предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых предприятиями медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятий.
Предприятия, производящие в установленном законодательством порядке индексацию начисленных по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, отражают по элементу “Амортизация основных средств” также сумму прироста амортизационных отчислений в результате их индексации.
Итак подведем некоторые итого данного раздела.
В данном разделе Информационной Системы мы имеем следующие формы:    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.6 Формы
АКТ (НАКЛАДНАЯ) приемки – передачи основных средств
(Ф.№ОС-1)
Применятся для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
-приобретения за плату у других организации;
-строительства хозяйственным или подрядным способом;
-получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
-внесения учредителями в счет их вкладов в уставной капитал;
-получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
-взятия в аренду с последующим выкупом;
-поступления по акту дарения;
-передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
-передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащим действующему законодательству.
Документ применятся для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляется в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
При оформление внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации – сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организации — сдатчика.
Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной), на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (Ф.№ОС-6).
Износ объекта определяется по методике Госкомстата России.
АКТ приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Ф.№ОС-3).
Применяется для оформления приемки – сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
АКТ на списание основных средств (Ф.№ОС-4).
Применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей после износа и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе “Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания”.
Инвентарная карточка учета основных средств (Ф.№ОС-6).
Применяется для учета всех видов основных средств, а так же для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно — хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.
Форма заполнения в одном экземпляре на основании документов на зачисление объектов, его перемещения, до оборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.
В разделе “Краткая индивидуальная характеристика объекта” записывают только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя – тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющихся в организации технической документации на данный объект.
Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.
При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и до оборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, до оборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.
АКТ о приемки оборудования (Ф.№ОС-14)
АКТ приемки – передачи оборудования в монтаж (Ф.ОС-15)
АКТ о выявленных дефектах оборудования (Ф.№ОС-16)
Форма №ОС-14 применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.
При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии входит также представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад “Акт о приемке оборудования” (Ф.№ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется “Акт о выявленных дефектах оборудования” (Ф.№ОС-16).
Передача оборудования монтажным организациям оформляется “Актом приемки – передачи оборудования в монтаж” (Ф.№ОС-15).
2 Проектно – расчетная часть
2.1 Характеристика комплекса задач
Характеристика комплекса задач “Учет наличия, состояния и движения оборудования” — см. таблица№1
Сюда входит:
Учет капитальных вложений;
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Учет фактических затрат на ремонт оборудования;
Учет ремонта оборудования;
Анализ простоя по видам оборудования;
Анализ выполненных работ;
Так же комплекс задач “Учет наличия, состояния и движения оборудования” связан с другими комплексами решаемых задач что показано на рисунке №1
/>/>

/>

/>/>/>/>

Рисунок 1 Схема связи комплекса задач “ Учет наличия, состояния и движения оборудования ” с другими комплексами задач
2.2 Выходная информация задачи “ Учет наличия, состояния и движения оборудования ”
Выходная информация в бухгалтерии предприятия представлена документами: АКТ на списание основных средств (Ф.№ОС-4), АКТ на списание автотранспортных средств (Ф.№ОС-4а), Инвентарная карточка учета основных средств (Ф.№ОС-6).
Перечень описания форм выходных документов представлен в следующей таблице №2:
таблица№1
Наименование документа
Форма представления
Периодичность выдачи
Получатель информации
Ф.№ОС-4
документ
по необходимости
бухгалтерия
Ф.№ОС-4а
документ
по необходимости
бухгалтерия
Ф.№ОС-6
документ
по надобности
бухгалтерия
2.2.1 АКТ на списание основных средств
таблица №2 Описание документа Ф.№ОС-4
Наименование реквезитов
Иден-р реквезита
Значность
Тип реквизита
Нименование организаций, предприятия
NAIME
30
C
Дата составления
DATES
6
D
Код вида операции
CODEO
6
N    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
SPODR
w
35
C
Дебет счет, субсчет
DSCH
v
4
N
Дебет код аналитического учета
DCAN
V
4
N
Кредит счет, субсчет
KSCH
u
4
N
Кредит код аналитического учета
KCAN
U
4
N
Сумма
SUM
S
7
N
Сум. изн. по дан. пере. на199_г. или по докум.приобр.
SUMIZ
С
6
N
Инвентарный номер
INV
z
6
C
Заводской номер
INVZ
-
10
N
Код сч. и объ. аналит. Уч. (для отнес. Амортиз-х отчис.)
KSOAU
К
4
N
Код нормы амортизационных отчислений
KNAO
-
3
N
Код оборудования
KOBOR
l
6
C
Год выпуска
GVIP
G
4
D
Дата ввода в эксплуатацию (месяц, год)
DVVE
m
6
D
Дата начала платы за основные средства (месяц, год)
DNPL
-
6
C
Дата поступления объекта на предприятие
DPOB
f
6
D
Число ремонтов объекта
CROB
k
2
N
Сумма затрат на ремонты объекта
SUMZ
Q
5
N
Масса объекта по паспорту
MASS
d
5
N
Наличие в объекте драгоценных металлов
NDRM
h
5
C
Техническое состояние и причина списания
TSOS
l
45
C Продолжение таблица №16     продолжение
--PAGE_BREAK--
S(ejz) =S(yz) – (SQz+Cz)(8)
Справочник по драгметаллы
Таблица №17
Наиминование реквезитов
Идентефикатор
реквезита 
Значность
Тип реквизита
 
в программе
в алгоритме
 
 
1
2
3
4
5
Наименование металла.
NADR
-
15
C
Вид металла.
VIDDR
-
12
C
Наличие в объекте драгметаллов
MASS
h
6
N
Справочник по оборудования
Таблица №18
Наиминование реквезитов
Идентефикатор
реквезита 
Значность
Тип реквизита
 
в программе
в алгоритме
 
 
1
2
3
4
5
Вид оборудования
VIDO
-
20
C
код оборудования
KODO
i
6
N
Справочник по объекту
Таблица №19
Наименование реквизитов
Идентификатор
 
Значность
Тип реквизита
 
в программе
в алгоритме
 
 
1
2
3
4
5
Инвентарный номер
INV
Z
5
N
Заводской номер
ZVN
-
10
N
Полное наименование объекта
PNAO
-
35
C
Модель; тип; марка.
MTM
M
70
C
Паспортный номер
PASN
-
10
N
Масса объекта по паспорту
MASS
d
5
N
Заключение
В результате решения поставленного комплекса задач “Учет наличия, состояния и движения оборудования” были закреплены теоретические знания и приобретены практические навыки в разработке входных и выходных документов. В ходе решения задачи были рассмотрены почти все документы по учету основных средств, которые находятся в пределах функционирования такого подразделения как бухгалтерия. По имеющимся документам удалось создать целостную картину о той деятельности и тех функциях, которые она выполняет.
Вся разработка представлена в наглядной табличной форме и позволяет наиболее доступным образом увидеть состав реквизитов, их идентификаторы, значнотсь и тип, а также с помощью краткого алгоритма и блок схемы увидеть разработку в целом.
Список использованных источников
1. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432с.: ил.
2. Бухгалтерский учет в коммерческих банках / Е.П. Козлова, Е.Н. Галанина. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 284с.: ил.
3. Бухгалтерский учет /Н.П.кондраков –М; 2000г –105 с.
4. Попова Л.К. Методические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 0719.00 “Информационные системы в экономике”: Учебное пособие. –Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. –28с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Первая медицинская помощь при несчастних случаях
Реферат Англия: география, экономика, политическое устройство
Реферат Комментарии к статьям закона о гарантиях работникам, трудовом договоре
Реферат Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Реферат Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах
Реферат Требования профессионального сообщества к социальным компетентностям социального педагога
Реферат Stuff Essay Research Paper Maynard was a
Реферат Влияние идей Просвещения на личность и политическую деятельность Екатерины Великой
Реферат Что такое редактирование и правка текста?
Реферат Технико-экономические показатели работы автотранспортного предприятия
Реферат Развитие планеты Земля после образования Солнечной системы
Реферат Cancer Essay Research Paper Good Cell Gone
Реферат Свободные экономические зоны, их роль в развитии экономики
Реферат Фонд обязательного медецинского страхования и перспективы развития
Реферат Плавление тел