Реферат по предмету "Химия"


эволюционная химия

Содержание Введение…стр.1. Место и роль химии в современной цивилизации…стр. 2. Фундаментальные основы современной химии…стр. 3. Особенность и двуединая задача современной химии….стр. 4. Концептуальные уровни современной химии…стр. 5. Учение о химических процессах…стр. 6. Эволюционная концепция в химии….стр.


7. Сущность химической эволюции…стр. 8. Заключение…стр. 12 Список используемой литературы…стр. 13 Введение Тема моего реферата: «эволюционная химия – высшая ступень развития химических знаний». В нем будут рассмотрены вопросы, касающиеся места и роли химии в современной цивилизации, задачи, концептуальные уровни и особенности современной химии, а также сущность химической эволюции.


В начале своей работы хотелось бы дать определение химии. “Химия – наука, изучающая свойства и превращения веществ, и сопровождающиеся изменением их состава и строения”. Она изучает природу и свойства различных химических связей энергетику химических реакций, реакционную способность веществ, свойства катализаторов и т.д. Своеобразную программу исследования химических явлений впервые сформулировали и приняли учёные химики


на первом Международном съезде химиков в Карлсруэ в Германии в 1860 г. Химики давно пытались понять, каким образом из неорганической безжизненной материи возникает органическая основа жизни на Земле. Какая лаборатория этого процесса – лаборатория, в которой без участия человека получаются новые химические соединения, более сложные, чем исходные вещества? Современные химики считают, что на основе изучения химии организмов можно будет создать новое управление


химическими процессами, а это позволит более экономично использовать имеющиеся в природе материалы и извлекать из них большую пользу. Для решения проблемы биокатализа и использования его результатов в промышленных масштабах химическая наука разработала ряд методов – изучение и использование приёмов живой природы, применения отдельных ферментов для моделирования биокатализаторов, освоение механизмов живой природы, развитие исследований с целью применения принципов биокатализа в химических процессах и химической


технологии. Функциональный подход к объяснению предбиологической эволюции сосредоточен на исследовании процессов самоорганизации материальных систем, выявлении законов, которым подчиняются такие процессы. Это в основном позиции физиков и математиков. Крайняя точка зрения здесь склоняется к тому, что живые системы могут быть смоделированы даже из металлических. 1. Место и роль химии в современной цивилизации Необходимость повышения производительности труда и


эффективности производства, роста темпов добычи и пере¬работки громадного объема минеральных ресурсов, наряду с необходимостью решения многих жизненно важных про¬блем, вызвали к жизни использование химической техно¬логии, всеобщую химизацию, а затем компьютеризацию общественного производства и быта. Успехи человека в ре¬шении больших и малых проблем выживания в значитель¬ной мере были достигнуты благодаря развитию химии, ста¬новлению различных химических технологий.


Успехи мно¬гих отраслей человеческой деятельности, таких, как энер¬гетика, металлургия, машиностроение, легкая и пищевая промышленность и других, во многом зависит от состоя¬ния и развития химии. Огромное значение химия имеет для успешной работы сельскохозяйственного производства, фармацевтической промышленности, обеспечения быта человека. Химическая промышленность производит десятки ты¬сяч наименований продуктов, многие из которых по технологическим и экономическим характеристикам успешно конкурируют


с традиционными материалами, а часть — является уникальной по своим параметрам. Химия дает материалы с заранее заданными свойствами, в том числе и такими, которые не встречаются в природе. Подобные ма¬териалы позволяют проводить технологические процессы с большими скоростями, температурами, давлениями, в ус¬ловиях агрессивных сред. Для промышленности химия поставляет такие продукты, как кислоты и щелочи, крас¬ки, синтетические волокна и т.п. Для сельского хозяйства химическая промышленность выпускает


минеральные удоб¬рения, средства защиты от вредителей, химические добав¬ки и консерванты к кормам для животных. Для домашне¬го хозяйства и быта химия поставляет моющие средства, краски, аэрозоли и др. продукты. Химия характерна не только тем, что обеспечивает про¬изводство многих необходимых продуктов, материалов, ле¬карств. Во многих отраслях промышленности широко ис¬пользуются также химические методы обработки: беле¬ние, крашение, печатание в текстильной промышленнос¬ти; обезжиривание, травление, цианирование


в машиностроении; кислородное дутье в металлургии; консервация, синтезирование витаминов и аминокислот — в пищевой и фармацевтической промышленности и т.д. Внедрение химических методов ведёт к интенсификации технологичес¬ких процессов, увеличению выхода полезного вещества, снижению отходов, повышению качества. Таким образом, химизация, как процесс внедрения хи¬мических методов в общественное производство и быт, по¬зволила человеку решить многие технические, экономи¬ческие


и социальные проблемы. Однако масштабность, а нередко и неуправляемость этого процесса обернулась «второй стороной медали». Химия прямо или опосредованно затронула практически все компоненты окружающей сре¬ды: сушу, атмосферу, воду Мирового океана — внедрилась в природные круговороты веществ. В результате этого нарушилось сложившееся в течение миллионов лет равнове¬сие природных процессов на планете, химизация стала заметно отражаться на здоровье самого человека.


Получи¬лась ситуация, которую ученые обоснованно именуют химической войной против населения Земли. За последние 30-40 лет в этой войне пострадали сотни миллионов жите¬лей планеты. Возникла в связи с этим самостоятельная ветвь экологической науки — химическая экология. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду, кроме собственно химической промышленности, яв¬ляются металлургия, автомобильный транспорт, тепловые электростанции.


Они дают большой объем газообразных от¬ходов, загрязняют водоемы рек и озер сточными водами, используемыми в технологических целях. Газообразные от¬ходы содержат оксиды углерода, серы, азота, соединения свинца, ртути, бензопирен, сероводород и другие вредные вещества. В связи со сжиганием топлива в больших объе¬мах возникла проблема снижения концентрации кислоро¬да и озона в атмосфере, получившая название «кислород¬ного голодания».


В организм человека вредные вещества попадают через воздух, воду и пищу. Таким образом, человечество, пройдя ряд этапов развития — от огня до термоядерной бомбы — в начале XXI века оказалось в условиях, когда в очередной раз встал вопрос о его выживании. Угроза эко¬логической катастрофы требует решительного пересмотра отношений современной «химической» цивилизации и природы в сторону оптимизаций этих отношений.


Задача заключается в том, чтобы через новые технологии гармо¬низировать отношения «общество — природа» таким об¬разом, чтобы компенсаторных возможностей окружающей среды было достаточно для нейтрализации антропогенных воздействий на нее. Новые технологии по своим параметрам должны при¬ближаться к природным процессам, отличаться от про¬мышленных своей безотходностью или малоотходностью. В настоящее время наметились следующие пути решения сложных экологических проблем: комплексная переработ¬ка


сырья; пересмотр традиционных процессов и схем по¬лучения известных продуктов; внедрение бессточных и замкнутых схем водопотребления; очистка выбрасывае¬мых газов; использование промышленных комплексов с замкнутой структурой материальных и энергетических по¬токов. Проблема выживания человека в настоящее время оказалась усложненной проблемами геополитического, со¬циального и чисто технического характера. Решение пос¬ледних затруднено ввиду потребительского характера сло¬жившейся


цивилизации и эгоцентризма индустриально развитых стран. Однако, опираясь на идеи В.И.Вернадс¬кого о перерастании биосферы в ноосферу, можно гово¬рить о неслучайности появления человека на Земле, о его предназначении в кризисной ситуации сыграть роль спасителя природы. Экологические проблемы порождены не только эконо¬микой и техникой, но и нравственным состоянием чело¬века. Вопрос состоит не только в том, чтобы остановить процесс разрушения природы техническими средствами.


Вопрос состоит в том, чтобы в корне изменить потребительское отношение человека к окружающему миру. Из сказанного вытекает, что место и роль химии в современ¬ной цивилизации должны рассматриваться системно, т.е. во всем многообразии отношений, существующих между обществом и природной средой в рамках критерия эколо¬гической безопасности. При этом неизбежно рассмотрение химии как активного элемента сложной системы «обще¬ство — природа», представляющего собой, в свою очередь, открытую систему со своей структурой и


взаимообменом между веществом, энергией и информацией. 2. Фундаментальные основы современной химии На определенном этапе эволюции Вселенной в ней реали¬зуются условия, допускающие формирование атомов веще¬ства. Определенный набор атомов способен образовать но¬вую систему — молекулу. Организация материи на атомно-молекулярном уровне приводит к появлению новых свойств материи — к возможности


существования множе¬ства веществ с громадным разнообразием свойств. Наукой, исследующей закономерности, проявляющиеся на атомно-молекулярном уровне организации материи, яв¬ляется химия. Задача химии состоит в изучении строения молекул и процессов изменения этого строения в результате их взаимодействия. Фундаментальными основами химии стали квантовая механика, атомная физика, термодинамика, статистичес¬кая физика, а также физическая кинетика.


На основе фи¬зики построена теоретическая химия. Из этого не следует, что химия не существует как самостоятельная наука: хи¬мия «выводится» из физики, но не сводится к ней. Атомно-молекулярный уровень органи¬зации материи, чрезвычайно сложно описываемый на фундаментальном уровне, на уровне квантовой механи¬ки, потребовал выработки своего химического языка. Се¬годня физика, составляющая ядро теоретической химии, служит базой дальнейшего развития этой науки.


Развитие современной химии, ее основные концепции оказались тесно связанными не только с физикой, но и с другими естественными науками, особенно с биологией. 3. Особенность и двуединая задача современной химии Как и другие составляющие естествознания, химия име¬ет многочисленные практические приложения. Однако еще Д.И. Менделеевым было обращено внимание на существен¬ную особенность этой науки: химия в


значительной мере сама создает свой объект изучения. Самые разнообразные исследования в ней направлены на раскрытие закономерно¬стей химических превращений, которые реализованы ис¬кусственно, на получение и изучение веществ, большинство из которых в природе не встречается. Химия как наука тес¬нейшим образом связана с химией как производством. Д.И. Менделеев рассматривал химические заводы как лабо¬ратории больших размеров.


Основная цель современной химии, вокруг которой строится вся исследовательская ра¬бота, заключается в получении веществ с заданными свой¬ствами. Это и определяет содержание двуединой централь¬ной задачи химии: исследование генезиса (то есть проис¬хождения) свойств веществ и разработка на этой основе методов получения веществ с заранее заданными свой¬ствами. 4. Концептуальные уровни современной химии По мере развития химии до ее современного уровня в ней сложились


четыре совокупности подходов к решению ос¬новной задачи. Развитие этих подходов обусловило фор¬мирование четырех концептуальных систем химических знаний. Концептуальные подходы к решению основной пробле¬мы химии, появлялись последователь¬но. Первоначально свойства веществ связывались исключи¬тельно с их составом (в этом суть учения о составе). На этом уровне развития содержание химии исчерпывалось ее традиционным, менделеевским определением


- как науки о химических элементах и их соединениях. Далее учение о составе было дополнено концепцией структурной химии. Структурная концепция объединяет теоретические представления в химии, устанавливающие связь свойств веществ не только с составом, но и со структу¬рой молекул. В рамках этого подхода возникло понятие «ре¬акционная способность», включающая представление о химической


активности отдельных фрагментов молекулы — отдельных ее атомов (и даже отдельных химических свя¬зей) или целых атомных групп. Структурная концепция позволила превратить химию из преимущественно аналити¬ческой науки в науку синтетическую. Этот подход позволил в конечном итоге создать промышленные технологии синте¬за многих органических веществ. Затем было развито учение о химических процессах. В рамках этой концепции с помощью методов физической кинетики и термодинамики были выявлены факторы,


влияющие на направленность и скорость протекания химичес¬ких превращений и на их результат. Химия вскрыла механизмы управления реакциями и предложила способы изменения свойств получаемых веществ. Последний этап концептуального развития химии свя¬зан с использованием в ней некоторых принципов, реализо¬ванных в химизме живой природы. В рамках эволюцион¬ной химии осуществляется поиск таких условий, при кото¬рых в процессе химических превращений идет самосовер¬шенствование катализаторов реакций.


По существу речь идет об изучении и применении самоорганизации химических систем, происходящих в клетках живых организмов. Каждая новая концептуальная ступень в развитии хи¬мии, означает не отрицание подходов, использовавшихся ранее, а опору на них как на основание. Все показанные на схеме концептуальные системы используются не порознь, а во взаимосвязи. Последовательное дополнение химии назван¬ными концептуальными системами составляет логику раз¬вития


этой науки. Термин «концептуальная система», а не «концепция» использован в приведенных выше рассуждениях не случай¬но. Причина этого заключается в том, что на каждой ступе¬ни рассмотренной «лесенки» развития химии, в свою оче¬редь, были использованы различные научные идеи для ре¬шения конкретных проблем. Примером тому служит выда¬ющееся открытие в области химии, сделанное на пути ре¬шения одной из исходных проблем химии — проблемы химического элемента. 5. Учение о химических процессах


Учение о химических процессах является областью глубокого взаимопроникновения физики, химии и био¬логии. Действительно, в основе этого учения находятся хи¬мическая термодинамика и кинетика, которые в равной сте¬пени относятся и к химии, и к физике. А живая клетка, исследуемая биологической наукой, представляет собой в то же время микроскопический химический реактор, в ко¬тором происходят превращения, изучаемые химией, и мно¬гие из которых химия пытается реализовать в макроскопи¬ческом масштабе.


Таким образом, изучая условия проте¬кания и закономерности химических процессов, человек вскрывает глубокую связь существующую между физи¬ческими, химическими и биологическими явлениями и одновременно перенимает у живой природы опыт, необ¬ходимый ему для получения новых веществ и материа¬лов. Большинство современных химических технологий реа¬лизуется с использованием катализаторов — веществ, кото¬рые увеличивают скорость реакции, не расходуясь в ней.


В современной химии получило развитие также направ¬ление, принципом которого является энергетическая ак¬тивация реагента (то есть подача энергии извне) до состоя¬ния полного разрыва исходных связей. В данном случае речь идет о больших энергиях. Это так называемая химия экст¬ремальных состояний, использующая высокие температу¬ры, большие давления, излучение с большой величиной энер¬гии кванта (ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма-излу¬чение). К этой области относятся плазмохимия (химия на основе плазменного


состояния реагентов), а также техноло¬гии, в которых активация процесса достигается за счет на¬правленных электронных или ионных пучков (элионные технологии). Химия экстремальных состояний позволяет получать ве¬щества и материалы, уникальные по своим свойствам: ком¬позитные материалы, высокотемпературные сплавы и ме¬таллические порошки, нитриды, силициды и карбиды ту¬гоплавких металлов, разнообразные по своим свойствам по¬крытия.


Интересно, что «золотой» блеск и высокая корро¬зионная стойкость пленок нитрида титана позволили с ус¬пехом применить технологию его нанесения при изготовле¬нии кровли куполов церквей взамен традиционной и доро¬гой технологии золочения. 6. Эволюционная концепция в химии Природа в процессе эволюции живых организмов созда¬ла своеобразные химические технологии необычайной эф¬фективности. При изучении химизма живой природы био¬химией и молекулярной биологией было установлено,


что состав и структура биополимерных молекул представляют собой единый набор для всех живых существ, вполне дос¬тупный для исследования физическими и химическими методами. С другой стороны, было установлено, что в жи¬вых системах осуществляются такие типы химических пре¬вращений, какие никогда не обнаруживались в живом мире. Важнейшее значение в современной химии придается проблеме поиска эффективных катализаторов для множе¬ства процессов химической технологии.


Между тем, давно уже было установлено, что основой химии живого являют¬ся каталитические химические реакции, т.е. биокатализ. Химизм живой природы являлся идеалом для исследовате¬лей. «Подражание живой природе есть химизм будуще¬го!» Этот девиз, который был высказан академиком А.Е.Арбузовым в 1930 г является целеполагающей идеей разви¬тия эволюционной концепции в химии. Интенсивные исследования последнего времени направ¬лены на выяснение механизмов химических превращений,


присущих живой материи. Химиков-органиков интересуют перспективы синтеза сложных веществ, аналогов органи¬ческих соединений, образующихся в живых организмах; биологов — вещественная и функциональная основы жизне¬деятельности; исследователи-медики пытаются выяснить биохимические границы между нормой и патологией в орга¬низме. Объединяет все эти работы концептуальное представ¬ление о ведущей роли ферментов, биорегуляторов в процес¬се жизнедеятельности. Эта идея, предложенная великим французским естествоиспытателем


Луи Пастером в XIX в остается основополагающей и сегодня. Изучив принципы, заложенные эволюцией в химизм живой природы, можно использовать их для развития хи¬мической науки и технологии. Чрезвычайно плодотворным с этой точки зрения является исследование ферментов и раскрытие тонких механизмов их действия. Ферменты — это белковые молекулы, синтезируемые живыми клетка¬ми. В каждой клетке имеются сотни различных фермен¬тов.


С их помощью осуществляются многочисленные хи¬мические реакции, которые благодаря каталитическому действию ферментов могут идти с большой скоростью при температурах, подходящих для данного организма, то есть в пределах примерно от 5 до 40° С. (Чтобы эти реакции про¬текали вне организма, потребовалась бы их активация за счет высокой температуры или иных факторов активации. Для живой клетки такие условия означали бы гибель.)


Сле¬довательно, ферменты можно определить как биологичес¬кие катализаторы. Биокатализаторы обладают высокой селективностью (избирательностью) — один фермент ката¬лизирует обычно только одну реакцию. По принципу биока¬тализаторов будут созданы искусственные катализаторы. Биокатализ нельзя отделить от проблемы биогенеза (про¬исхождения жизни), какой бы трудной она ни являлась. Задача изучения и освоения всего многообразия каталити¬ческих процессов в живой природе — это пролог


эволюцион¬ной химии. Уже обозначены основные подходы к освоению каталитического опыта живой природы. Проблемы моделирования биокатализаторов показали необходимость детального изучения химической эволюции, то есть установления закономерностей самопроизвольного (без участия человека) синтеза новых химических соединений, являющихся к тому же более высокоорга¬низованными продуктами по сравнению с исходными ве¬ществами. Проблема биологической самоорганизации (и биологической эволю¬ции) оказывается самым непосредственным


образом связа¬на с проблемой химической самоорганизации (и химичес¬кой эволюции). Одна из задач химии, а именно самого новейшего ее направления — эволюционной химии, по¬нять, как из неорганической материи возникает жизнь. Поэтому эволюционную химию можно назвать «предбиологией». 7. Сущность химической эволюции Картина хемогенеза отчетливо свидетельствует о своеоб¬разном химическом «естественном отборе» веществ. Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день известны 112 химических


элементов, однако основу живых систем состав¬ляют только 6 из них, которые в связи в этим обстоятель¬ством получили название органогенов. Это углерод (С), во¬дород (Н), кислород (О), азот (N), фосфор (Р) и cepa(S). Их общая весовая доля в живой материи составляет 97,4%. Еще 12 элементов (натрий, калий, кальций, алюминий, железо, магний, цинк и др.) составляют примерно 1,6%. Остальные слабо представлены в живой материи, то есть к участию в живой материи при¬рода отобрала ограниченный


набор элементов. К настоящему моменту науке известно всего около 8 000 000 хими¬ческих соединений. Из них подавляющее большинство (око¬ло 96%) — это органические соединения, основной «строительный материал» которых — перечисленные выше элемен¬ты. Из остальных химических элементов природа создала лишь около 300 000 неорганических соединений. Резкая диспропорция между громадным множеством орга¬нических соединений и малым количеством составляющих их элементов, а также факт принадлежности этих же элемен¬тов к органогенам,


нельзя объяснить на основе различной распространенности элементов. На Земле наиболее распрост¬ранены кислород, кремний, алюминий, железо, тогда как углерод занимает лишь 16-е место. Совместная же весовая доля важнейших органогенов в поверхностных слоях Земли всего около 0,24%. Следовательно, геохимичес¬кие условия не сыграли сколько-нибудь существенной роли в отборе химических элементов при формировании орга¬нических систем, а тем более биосистем.


Тогда возникает вопрос: по каким признакам химичес¬кая эволюция отобрала малую часть элементов в число орга¬ногенов? С химической точки зрения видны признаки, по которым происходил этот «естественный отбор» элементов. Это, во-первых, способность образовывать достаточно прочные, энергоемкие химические связи. Во-вторых, об¬разуемые связи должны быть достаточно лабильными, т.е. изменчивыми, перестраиваемыми. Именно поэтому углерод был отобран эволюцией как органоген № 1.


Он в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям. Атом углерода образует почти все типы химических связей, какие знает химия, с самыми разными значениями энергии связи. Он образует углерод-углеродные связи, строя таким путем длинные и стабильные углерод¬ные скелеты молекул в виде цепей и (или) колец. Углерод¬ные атомы образуют связи с остальными элементами-орга¬ногенами. Соединение с этими и другими элементами в различных комбинациях обеспечивает колос¬сальное


разнообразие органических соединений, Оно прояв¬ляется в размерах, форме молекул и их химических свой¬ствах. Кислород и водород нельзя считать столь же лабильны¬ми, как углерод; их, скорее, следует рассматривать в каче¬стве носителей крайних и односторонних свойств — окислительных и восстановительных. Лабильные атомы серы, фос¬фора и железа имеют большое значение в биохимии, в то время как стабильные — кремний, алюминий, натрий, составляющие несравненно большую часть земной коры, иг¬рают второстепенную


роль. Подобно тому, как из всех химических элементов только 6 органогенов, да еще 10-15 других элементов отобраны природой в основу биосистем, так же и в предбиологической эволюции шел отбор и химических соединений. Из миллионов органических соединений в построении живо¬го участвуют лишь несколько сотен; из 100 известных аминокислот в состав белка входит только 20. Каким образом из минимума химических соединений образовался сложнейший высокоорганизованный комплекс — биосистема?


Химикам важно это понять для того, чтобы научиться у природы создавать технологии синтеза слож¬ных соединений из самого простого сырья. В связи с этой проблемой уже могут быть сделаны следующие предвари¬тельные выводы. 1. На ранних стадиях химической эволюции мира ката¬лиз отсутствует. Высокие температуры и радиация обеспе¬чивают энергию, необходимую для активации любых химических взаимодействий. 2. Первые проявления катализа возникают при смягче¬нии условия (температура менее 5 000


К). Роль катализато¬ров возрастала по мере того, как физические условия стано¬вились все менее экстремальными. Но общее значение ката¬лиза вплоть до образования достаточно сложных органичес¬ких молекул еще не могло быть высоким. 3. После достижения некоторого минимального набора неорганических и органических соединений роль катализа начала резко возрастать. Отбор активных соединений про¬исходил в природе из тех продуктов, которые получались относительно большим числом химических путей и облада¬ли широким каталитическим


спектром. 4. В ходе дальнейшей эволюции отбирались те структу¬ры, которые способствовали резкому повышению активнос¬ти и селективности действия каталитических групп. 5. Следующим фрагментом эволюции, сшивающим хи¬мическую и биологическую линию эволюции, являются раз¬витые полимерные структуры типа РНК и ДНК, выполняющие роль каталитических матриц, на которых осуществля¬ется воспроизведение себе подобных структур. Теория саморазвития элементарных открытых катали¬тических систем,


выдвинутая в 1964 г. А.П. Руденко, по существу представляет собой единую теорию хемо- и биоге¬неза. Она решает в комплексе вопросы о движущих силах и механизме эволюционного процесса, то есть о законах хи¬мической эволюции, об отборе элементов и структур, о слож¬ности химической организации и иерархии химических си¬стем как следствия эволюции. Сущность этой теории состоит в том, что химическая эволюция представляет собой саморазвитие каталитических систем, и следовательно, эволюционирующим веществом являются


катализаторы. Эта теория является в настоящее время основанием эволю¬ционной концепции в химии. Одно из важнейших следствий этой теории — установление пределов химической эволю¬ции и перехода от хемогенеза к биогенезу. Заключение В заключение данного реферата можно сделать выводы, о том, что: - успехи человека в ре¬шении больших и малых проблем выживания в значитель¬ной мере были достигнуты благодаря развитию химии, ста¬новлению различных химических технологий.


Успехи мно¬гих отраслей человеческой деятельности, во многом зависят от состоя¬ния и развития химии; - изучая условия проте¬кания и закономерности химических процессов, человек вскрывает глубокую связь существующую между физи¬ческими, химическими и биологическими явлениями и одновременно перенимает у живой природы опыт, необ¬ходимый ему для получения новых веществ и материа¬лов. Одна из задач химии, а именно самого новейшего ее направления — эволюционной химии, по¬нять, как из


неорганической материи возникает жизнь. Поэтому эволюционную химию можно назвать «предбиологией». - эффективность технологий на основе химии экстремаль¬ных состояний очень высока. Характерным для них являет¬ся энергосбережение при высокой производительности, вы¬сокая автоматизация и простота управления технологичес¬кими процессами, небольшие размеры технологических ус¬тановок; - масштабность химизации, а нередко и неуправляемость процесса внедрения хи¬мических методов обернулась


«второй стороной медали». Химия прямо или опосредованно затронула практически все компоненты окружающей сре¬ды: сушу, атмосферу, воду Мирового океана — внедрилась в природные круговороты веществ. - эволюционная химия совместно дру¬гими естественными науками, постепенно подступает к рас¬шифровке механизма предбиологической эволюции и зарождения живого, а вместе с этим — и к созданию новей¬ших технологий на принципах, позаимствованных у жи¬вой природы. Список используемой литературы 1.


Концепции современного естествознания: учебное пособие, под ред. А.В. Кокина, изд-во «Приор Эксперт бюро» Москва, 1998 год 2. Проблемы развития химии под ред. Г.А. Фединой Ленинград, 1989 год 3. Концепции современного естествознания: учебник для вузов, под ред. А.П. Садохина, из-во Эксмо, – Москва, 2006 год. 4.


Концепции современного естествознания. Хрестоматия для студентов гуманитарных ВУЗОВ, Высшая школа, изд-во Астрель, АСТ, 2004 год.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История токарного станка
Реферат Ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита
Реферат Литература - Другое клиника диагностика лечение некоторых форм
Реферат Изображение отношений Речи Посполитой и Московского государства периода Ливонской войны в "Истории государства Российского"
Реферат Кишечная непроходимость. История болезни
Реферат На окраинах Солнечной системы. Пояс койпера. Облако Оорта
Реферат Маркетинговая логистика
Реферат Проблема деятельности в психологии понятие деятельность в творчестве Л.С. Выготского
Реферат Русская духовная культура дохристианского периода
Реферат Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
Реферат Банковская гарантия 4
Реферат Физическая география СНГ (Азиатская часть)
Реферат Проблемы возникновения права собственности на недвижимость на основании приобретательной давности
Реферат Character Essay Of Charlie Essay Research Paper
Реферат База даних Телефонний довідник