--PAGE_BREAK--1.2. Классификация и состав статей издержек обращения
Основной состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается в централизованном порядке. Принципы ее формирования определены Налоговым кодексом РФ, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), положениями по бухгалтерскому учету и прочими нормативными актами.
В указанных документах разграничены затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и производимые за счет других источников финансирования (возмещения за счет финансовых результатов госбюджета и др.). Государство оказывает воздействие на формирование себестоимости продукции не только через названные законодательные и нормативные акты, а и установлением отчислений от оплаты труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд Российской Федерации, норм амортизационных отчислений от стоимости основных фондов, размеров различных налогов и сборов и т. д.
В положении о составе затрат указано, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов: сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию.
У организаций, занятых торговлей, снабжением и иной посреднической деятельностью, расходы, возникающие в процессе движения товаров от продавца до потребителя, определяют состав издержек обращения. [4]
В организациях отраслей сферы материального производства, заготавливающих и перерабатывающих самостоятельно товарно-материального производства, заготавливающих и перерабатывающих самостоятельно товарно-материальные ценности, расходы по заготовлению (так называемые заготовительно-складские расходы) также относятся к издержкам обращения.
Учет издержек обращения и заготовительно-складских расходов организации ведут в порядке, установленным отраслевыми методическими указаниями по планированию и учету себестоимости продукции (работ, услуг).
В организациях торговли и иных организациях, занятых посреднической деятельностью учет издержек обращения рекомендуется вести по следующей номенклатуре статей: [5]
1) Транспортные расходы;
2) Расходы на оплату труда;
3) Отчисления на социальные нужды;
4) Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
5) Амортизация основных средств;
6) Расходы на ремонт основных средств;
7) Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
8) Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
9) Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
10) Расходы на рекламу;
11) Затраты по оплате процентов за пользование займом;
12) потери товаров и технологические расходы;
13) Расходы на тару;
14) Прочие расходы.
Организации могут с учетом специфики своего производства использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения.
Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, т. е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам [7, 9]. Можно тем самым сравнить качество управления в разных магазинах и в разных отделах.
В управленческом учете в развитых странах используются следующие варианты классификации затрат:
— по экономическим элементам затрат;
— по статьям себестоимости (статьи калькуляции издержек);
— по отношению к технологическому (торговому) процессу — основные, накладные (основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства; накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им);
— по составу (одноэлементные, комплексные);
— по способу отнесения на себестоимость товара (издержкоемкость) — прямые и косвенные;
— по роли в торговом процессе — производственные, непроизводственные;
— по целесообразности расходования (производительные, непроизводительные — и те и другие являются общественно необходимыми).
— по возможности охвата планом — планируемые, непланируемые;
— по отношению к объему товарооборота (продаж) — переменные, постоянные;
- по периодичности возникновения — текущие, единовременные, декадные, посменные, ежедневные;
— по включению в калькуляцию — нейтральные (некалькулируемые), калькулируемые, дополнительные;
— по временной форме — фактические, плановые.
Классификация по отраслям хозяйственной деятельности предусматривает учет и планирование издержек по:
— розничной торговле;
— оптовой торговле;
— общественному (массовому) питанию;
— по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей, фруктов (в рублях на тонну продукции);
— издержки по заготовке сельскохозяйственной продукции (по растениеводству в рублях, на тонну заготовленной продукции; по животноводству — в процентах к закупочной стоимости; в потребительской кооперации — в процентах к объему заготовленной продукции).
Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на рубль товарооборота.
В соответствии с классификационным признаком — по способу отнесения на себестоимость издержки делятся на прямые (контролируемые), непосредственно связанные с практической деятельностью того или иного отдела, магазина / оптового склада, и на косвенные, которые производятся всем магазином в целом или группой магазинов. К косвенным (неконтролируемым) затратам относятся: заработная плата административно-управленческого персонала всего магазина / оптового склада; расходы по содержанию общемагазинных служб (вычислительного центра, бухгалтерии и других отделов). Косвенные издержки рассматриваются как неизбежные, ибо их нельзя упразднить без ликвидации какой-либо функции или подразделения. Косвенные расходы должны распределяться на все секции и отделы магазина.
Существует несколько методов распределения косвенных издержек и затрат между товарными отделами (секциями), службами, функциями и прочими центрами затрат:
— пропорционально обороту отделов;
— пропорционально торговой площади, занимаемой отделами (натуральной или взвешенной), т.е. с учетом этажности, места расположения в зале, близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр. [12].
При распределении издержек и затрат в торговых фирмах, имеющих в своем составе несколько магазинов, применяют следующие способы:
а) на магазины-филиалы относят только прямые издержки обращения;
б) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс некоторую долю косвенных затрат;
в) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в процентах к обороту;
г) прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в зависимости от фактической рабочей нагрузки.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Планирование издержек обращения
2.1. Планирование издержек обращения по общему объему
Для успешного развития фирмы необходим четко проработанный бизнес-план, который позволит фирме укрепиться на рынке и добиться решающих преимуществ перед конкурентами. Одним из самых важных разделов в бизнес-плане – составлении смет предстоящих расходов на запланированные мероприятия.
Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями.
Ориентировочные расчеты затрат важны не только для самих предприятий, реализующих продукцию, услуги, но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельность данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала, заинтересованных в эффективности деятельности предприятия.
Содержание плана издержек обращения состоит в определении величины расходов предприятиями для осуществления ими нормального торгового процесса. Входными данными для плана издержек обращения лежат: [7]
— запланированный объем и структура товарооборота;
— задания по приросту сети;
— изменение в организационной структуре, ставках, тарифах и других условиях расчета.
При разработке плана издержек обращения делается несколько вариантов расчета, в основу которых кладутся прогрессивные нормативы. При этом следует выбрать оптимальный вариант. Оптимальным называется такое решение, которое в данных хозяйственных условиях является наиболее эффективным.
Критерием при разработке различных вариантов плана издержек обращения являются экономическая обоснованность объема и состава оборота, экономия живого и овеществленного труда в процесс обращения товаров, которая находит свое выражение в сокращении затрат в процентах к общему объему товарооборота.
План по издержкам обращения торгового предприятия представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень, а также сумма и уровень расходов по каждой статье издержек обращения. Смету, как и другие плановые показатели, составляют исходя из хозяйственной целесообразности и необходимость улучшения обслуживания населения, облегчения выполнения утвержденного товарооборота и плана прибыли.
При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.
Расчет плановой величины издержек обращения должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия. Следовательно, правильное планирование затрат на предприятии имеет ключевое значение в системе управления издержками фирмы.
Планирование издержек обращения в торговых предприятиях осуществляется в определенной последовательности. Выделяют следующие этапы планирования затрат предприятия:
— анализ издержек коммерческой фирмы в предплановом периоде;
— обоснование основных направлений экономии затрат в плановом периоде;
— расчет плановой суммы затрат в разрезе отдельных статей;
— распределение общей величины затрат по этапам реализации товаров;
— расчет плановых издержек обращения в разрезе структурных подразделений.
При планировании издержек обращения используются различные методы, основными по которым являются: метод технико-экономических расчетов, вариантных приближений, экономико-математическое моделирование.
Технико-экономические нормативы используются при определении затрат труда, расходов по транспортированию товаров, расходов на содержание торговых помещений и инвентаря, расходов по таре, величины естественной убыли и т. д. Так, если нужно определить затраты по перевозке грузов, то учитывается грузооборот и норма тарифа за погрузочно-разгрузочные работы. [12]
Технико-экономические нормативы могут выступать как директивные для отдельных предприятий с учетом конкретных условий их работы. Например, тарифы на перевозку грузов являются едиными, ставки за пользование банковским кредитом дифференцируются применительно к торговле и общественному питанию, нормы расхода электроэнергии зависят от освещаемой площади и торгового оборудования и т. п.
При планировании затрат может использоваться метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте товара. Сущность его заключается в том, что затраты исчисляются по каждой статье расходов, исходя из фактического уровня издержек.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияния отдельных факторов на плановую величину затрат и при большой номенклатуре товаров очень трудоемок.
Аналитический метод планирования издержек применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую величину затрат. При аналитическом методе издержки рассчитываются не по каждому виду товаров, предлагаемых в планируемом году, а по всему объему продаж в целом.
Все большее применение при расчетах издержек находит экономико-математическое моделирование. С помощью математических расчетов и вычислительной техники устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, дальностью перевозок и транспортными расходами и т. д. и влиянием ограничивающих факторов. Наилучший вариант, полученный путем построения математической модели, применяется в плановых расчетах. Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы вариантных приближений и технико-экономических расчетов. [15]
При планировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.
Каждый вид издержек обращения имеет свои особенности расчета.
Предприятие планирует издержки обращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы в соответствии с грузооборотом, численностью работников, договорами по аренде и содержанию помещения и т. д., а также в соответствии с установленными нормами, тарифами, ставками и другими показателями.
Так, по элементам затрат рассчитываются расходы на транспортирование товаров, содержание основных фондов, хранение и подготовку товаров к продаже, расходы и потери по таре, прочие расходы.
По сметам планируются расходы на текущий ремонт, администрацию, управленческие расходы.
На основе численности работников и средней заработной платы исчисляется фонд заработной платы, а на основе численности работников и норм износа определяются расходы по износу спецодежды.
Ряд статей рассчитывается в процентах от товарооборота:
— отчисления на подготовку кадров;
— расходы на рекламу;
— расходы на охрану труда.
План по издержкам на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базового уровня затрат используются отчетные данные за истекшее время (обычно за 9 месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).
Исчисление оптимального размера издержек становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования затрат в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить валовой доход с общей суммы затрат, подразделяемых на переменные, постоянные.
Величина затрат при наличии постоянных и переменных затрат представляется зависимостью:
ИО = П + Пер * ОП
где ИО – величина издержек обращения;
П – абсолютная сумма постоянных расходов;
Пер – удельные переменные затраты на единицу товаров;
ОП – объем продаж товаров.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Методика планирования издержек обращения по основным статьям расходов
Приведенные примеры планирования издержек открывают возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста или экономии затрат в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.
При планировании издержек обращения по основным статьям расходов можно использовать метод среднего уровня затрат. Базовым показателем расчета в этом случае является средний уровень расходов по статье затрат по отношению к товарообороту.
Так, расходы по перевозке товара исчисляются отдельно по видам перевозок железнодорожным, водным и воздушным путем, автомобильным и гужевым транспортом.
В большинстве случаев железнодорожным путем товары поставляются на условиях франко-станция (пристань) назначения. Транспортные расходы оплачиваются поставщиками при отгрузке товаров, а торговые предприятия, получая товары, оплачивают расходы только по разгрузке вагона на станции назначения и доставке товаров автотранспортом на торговое предприятие. Поэтому расходы на железнодорожные и водные перевозки планируют только на ту часть товаров, которая будет доставлена на условиях цены франко-станция (пристань) отправления. Для этого необходимо сначала определить количество груза в тоннах, которое будет поступать на этих условиях. Это количество грузов умножают на стоимость перевозки (тарифы). Стоимость погрузки и разгрузки товаров исчисляется отдельно на основе установленных ставок. При постоянном составе иногородних поставщиков можно планировать расходы по железнодорожным и водным перевозкам на основе фактически скопившихся расходов за предплановый год с учетом возможных изменений.
Расходы по автомобильным перевозкам рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема всего завоза товаров на склад, базы, в торговые предприятия.
Расходы по автогужевым перевозкам определяют умножением планового количества грузов в тоннах (с учетом повторных перевозок) на установленный тариф за тонну с учетом среднего расстояния перевозок. К этой сумме прибавляется сумма расходов по погрузке и разгрузке машин, если ее будут производить нештатные грузчики.
Такой расчет производится независимо от того, каким транспортом будут перевозиться грузы – наемным или собственным. Если товары перевозятся в централизованном порядке, то транспортные расходы исчисляют по расценкам, установленным в процентах к розничной цене товаров в счет уменьшения торговых скидок. В этом случае не требуется определение грузооборота в тоннах, а принимается во внимание только план поступления товаров в ассортиментном размере и стоимость доставки в процентах.
При кольцевом завозе товаров или при завозе специализированным транспортом применяется почасовой тариф за перевозку грузов. Затраты в этом случае исчисляются от количества машино-часов работы и существующих тарифов. В других случаях стоимость перевозки определяется, исходя из дальности и установленных тарифов.
Расходы за аренду помещения определяют из размера площади арендуемых площадей и ставок арендной платы.
Расходы по амортизации основных фондов отчисляют, исходя из стоимости их существующих норм амортизационных отчислений. При расчете принимают во внимание все оборудование, в том числе то, которое поступит в плановом периоде.
Расходы по содержанию основных фондов могут рассчитываться двумя способами:
1) упрощенным – исходя из отчетных норм по сумме за истекший год с учетом изменений сети и намечаемых мероприятий по улучшению обслуживания покупателей, устранению излишеств в расходовании средств, если они имели место в прошлом году;
2) расчетным – исходя из суммы расходов по каждому виду издержек, входящих в эту статью.
Расходы на ремонт основных фондов определяются, исходя из состояния и потребности в ремонте отдельных помещений и оборудования. Для этого составляют сметы на ремонт, в которых указывают виды работ, потребное количество и стоимость материалов, необходимую сумму заработной платы, общую сумму расходов на ремонт.
Проценты за кредит планируют как разницу между уплаченными и полученными процентами. Расчет производится на основе данных финансового плана и существующих нормативов.
Расходы по износу и содержанию МБП планируют с учетом потребности в них, сроках службы или состояния физического износа на начало планового периода.
По всем остальным видам издержек обращения расчет производится на основе нормативов или же размер их устанавливается, исходя из фактической потребности в плановом периоде.
При планировании издержек обращения по каждой статье торговым предприятиям необходимо широко использовать передовой опыт лучших предприятий, достигших наиболее экономного поведения хозяйства, нормативы по отдельным статьям в однородным торговых предприятиях и т. д.
Расходы на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров планируются по каждому элементу затрат путем прямых расчетов с учетом объема и групповой структуры реализации товаров, норм расхода материалов на единицу товаров и стоимости этих материалов.
Расходы на рекламу определяются на основе плана рекламных мероприятий в соответствии со сметой и графиком их осуществления.
Расходы на тару рассчитываются исходя из объемов товарооборота по отдельным ее видам, норм уценки при ее возврате, норм амортизации по собственной инвентаризации, таре (таре – оборудованию) и планируемой сумме расходов на ее ремонт на предприятии.
Отчисления на социальные мероприятия планируются исходя из установленного законодательством порядка и норм этих отчислений.
Расходы на обязательное страхование имущества определяются исходя из стоимости активов предприятия, подлежащих страхованию, размеров страховых тарифов и нормативов платежей страхования.
На основе расчета плановых сумм издержек обращения в разрезе отдельных их статей определяется общая их сумма на предстоящий период.
Распределение общей плановой суммы издержек обращения по этапам реализации товаров осуществляется в разрезе запланированного объема реализации товаров и планируемой суммы запасов товаров на конец периодов.
продолжение
--PAGE_BREAK--