Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методика аудиторской проверки учета кассовых операций

--PAGE_BREAK--
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает Генеральный директор по согласованию с главным бухгалтером.

Материальная ответственность должностных лиц.Перечень должностей и работ, с которыми организация заключает письменные договоры о полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска) или  перевозки:

·кассиры, а также другие работники, исполняющие обязанности кассиров;

·заведующие складами,  их заместители, водители-экспедиторы, другие  ответственные лица  по перечню, утвержденному руководителем  организации.





Рис. 1.2 Организационная структура подразделения ООО «АгросЭко К»
Как видно из рисунка 1.2., организационная структура подразделения, ответственного за ведение  бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности, возложена на главного бухгалтера. Распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности, возложены: на бухгалтера по общехозяйственным операциям (должностная инструкция (Приложение 14)), занимающаяся обработкой первичных документов; бухгалтера-кассира (должностная инструкция (Приложение 15))  – ведение кассы и т.д.; бухгалтера по заработной плате и бухгалтера по налогам, ведение и сдача отчетности в налоговую инспекцию.
1.3.Учетная политика предприятия ООО «АгросЭко К».
Учетную политику организации формирует главный бухгалтер на основе ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и утверждает руководитель организации.[1]

Учетная политика ООО «АгросЭко К» (Приложение 5) предполагает, автоматизированными средствами программы «1С-Предприятие 7.7 и 8.0».

На бухгалтерию возлагается ведение своевременного и достоверного учета, формирования полной и достоверной информации о деятельности, имущественном положении Общества, необходимой для контроля за соблюдением строжайшего режима экономии.

Опираясь на учетную политику бухгалтер-кассир в ООО «АгросЭко К» по дебету 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Кассовые операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами и документами, их заменяющими. Бухгалтер-кассир сначала регистрирует их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, а затем передает в кассу для исполнения. Принимать и выдавать деньги по кассовым ордерам можно только в день их составления.

Оформление приема наличных.

Прием наличных денег кассой ООО «АгросЭко К» производится по приходным кассовым ордерам(форма № КО-1). В подтверждение приема денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру с подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Приходный кассовый ордер должен обязательно содержать следующие разборчиво заполненные реквизиты:

— наименование предприятия, структурного подразделения, код предприятия по ОКПО и код структурного подразделения;

— регистрационный номер и дату заполнения;

— номер корреспондирующего счета, субсчета;

— в графе «Принято от» пишется наименование лица, вносящего деньги в кассу, а если это юридическое лицо, то обязательно указывается фамилия лица, через которого приняты деньги;

— в графе «Основание» пишется либо номер и дата договора, либо за что осуществляется прием денег и основание для начисления задолженности (номер и дата счета-фактуры);

— указывается сумма цифрами и прописью, причем выделяется отдельной строкой суммы налога с продаж и суммы налога на добавленную стоимость с указанием ставок налогов;


Рис. 1.3. Схема ведения кассовых операций.

— в графе «Приложение» должны быть указаны дата, номер накладной, по которой отпущены товарно-материальные ценности (квитанции, по которой оказаны услуги) и т.п.

Приходный кассовый ордер должен быть подписан главным бухгалтером. Кроме того, в главную кассу ООО «АгросЭко К» может поступать выручка от торговой точки. В этом случае также оформляется приходный кассовый ордер. Порядок заполнения приходного кассового ордера такой:

— в графе «Принято от» указывается фамилия лица, сдающего выручку;

— в графе «Основание» пишется «Торговая выручка за (число, месяц, год);

— в графе «Приложение» пишется «Отчет кассира за (число, месяц, год);

и прилагается Отчет кассира.

Оформление выдачи денег из кассы.

Оформление выдачи денег из кассы ООО «АгросЭко К» осуществляется по расходным кассовым ордерам (форма КО-2). В расходном кассовом ордере должны быть заполнены следующие реквизиты:

— наименование предприятия и структурного подразделения, а также код предприятия по ОКПО и код структурного подразделения;

— регистрационный номер и дата выписки расходного кассового ордера;

— номер корреспондирующего счета, субсчета;

— в графе «Выдать» указывается наименование получателя денежной суммы;

— в графе «Основание» пишется либо номер и дата договора, либо за что осуществляется выдача денежной суммы и основание для начисления задолженности (номер и дата счета-фактуры);

— сумма указывается цифрами и прописью;

— в графе «Приложение» должны быть перечислены все прилагаемые к ордеру документы. В качестве приложений могут выступать, например, доверенность, копия приказа руководителя о командировке работника (на основании данного распорядительного документа бухгалтерией производится определение суммы, подлежащей выдаче подотчетному лицу на командировочные расходы).

Расходный кассовый ордер также должен быть подписан главным бухгалтером предприятия, и, кроме того, он должен содержать распорядительную подпись руководителя или уполномоченного лица.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру одному человеку бухгалтер-кассир должен потребовать предъявить документ, который удостоверяет личность получателя. Далее бухгалтер-кассир должен записать наименование и номер документа, кем и когда он был выдан, и получить подпись о получении денег. Она делается получателем собственноручно, причем чернилами или шариковой ручкой с указанием суммы: рублей – прописью, копеек – цифрами.

А если деньги выдаются по одному документу нескольким лицам? Тогда получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе. Но запись о данных предъявленного документа не производится.

Бухгалтер-кассир может выдать деньги или лицу, которое указано в расходном кассовом ордере, или другому человеку по доверенности. В этом случае в тексте ордера после имени получателя денег указывается фамилия, имя, отчество лица, на которого оформлена доверенность. Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год).

Порядок оформления платежной ведомости или расчетно-платежной ведомости.

По этим ведомостям производится выдача заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий, а также оплачиваются больничные листы, выдаются отпускные и депонированные суммы. Расходный кассовый ордер на каждого получателя в этом случае не составляется. Он выписывается на всю выданную сумму.

На титульном листе платежной или расчетно-платежной ведомости делается разрешительная надпись с подписями руководителя и главного бухгалтера.

При получении денег по ведомости сумма прописью не указывается. А если выдача денег производится по доверенности, то также как при оформлении расходного кассового ордера перед распиской в получении денег кассир делает надпись «По доверенности».

Как уже отмечалось, при выплате заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий организации могут хранить в кассах наличные сверх установленных лимитов в течение трех рабочих дней. Следовательно, при истечении этого срока кассир должен сделать следующее:

-         в платежной или расчетно-платежной ведомости напротив фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;

-         составить реестр депонированных сумм;

-         в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по ведомости и расписаться;

-         записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп:

«Расходный кассовый ордер № ______».

Бухгалтерия должна проверить отметки, сделанные кассиром в платежных или расчетно-платежных ведомостях, и произвести подсчет выданных и депонированных по ним сумм. Депонированные суммы сдаются в банк, и на эти суммы составляется один общий расходный кассовый ордер. К нему прикладываются квитанции приходной кассы банка о приеме наличных на расчетный счет.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Все приходные и расходные кассовые ордера и документы, заменяющие их, должны иметь регистрационный номер, то есть все первичные кассовые документы подлежат обязательной регистрации.

Форма журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов утверждена постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов заполняется организациями всех форм собственности, осуществляющими прием и выдачу наличных денежных средств.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

В настоящее время для учета движения денег, выдаваемых старшим кассиром под отчет другим сотрудникам, непосредственно осуществляющих выплаты, применяется книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (Форма № КО-5), утвержденная постановлением Госкомстата России.

Данная книга заполняется в организациях всех форм собственности, осуществляющих выдачу заработной платы, стипендий и различного рода компенсационных выплат из кассы наличными. Раздатчики получают деньги под отчет и несут полную материальную ответственность за них.

Книга заполняется кассиром на основании первичных кассовых документов (приходных и расходных кассовых ордеров ведомостей на выдачу заработной платы).

Порядок ведения кассовой книги


Для учета поступления и выдачи наличных денежных средств в кассе ООО «АгросЭко К» применяется кассовая книга. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге  заверяется подписью руководителя и главного бухгалтера. Кассовая книга в ООО «АгросЭко К» ведется автоматизированным способом. При этом листы кассовой книги формируют в виде распечаток «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно  с ней формируется распечатка «Отчет кассира». Обе распечатки должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все обязательные реквизиты.

ООО «АгросЭко К», получающая наличную выручку за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в соответствии с Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» применяет  контрольно-кассовые машины (ККМ), (Приложение 6).

Контрольно-кассовая машина является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования наличной выручкиЭто свидетельствуют формы КМ-1и КМ-2 (Приложение 21, 22) .

На каждую контрольно-кассовую машину администрация ООО «АгросЭкоК» заводит журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4.  Журнал по форме № КМ-4 применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денежных средств (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков контрольно-кассовой машины.

Журнал должен быть прошнурован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера организации и печатью; его страницы должны быть пронумерованы.

Все записи в журнале ведутся бухгалтером-кассиром ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями бухгалтером-кассиром, руководителя и главного бухгалтера организации.

Ежедневно по окончании работы на контрольно-кассовой машине бухгалтером-кассиром снимает показания счетчиков. Проведенная через контрольно-кассовую машину выручка, выявленная по показаниям счетчиков, должна быть равна фактической сумме выручки. Сумма выручки за день записывается в журнал (Приложение 20).

В журнале также указывается суммы по возвращенным покупателями (клиентами) чекам на основании данных Акта о возврате денежных сумм покупателями (клиентами) по неиспользованным чекам (форма № КМ-3) (Приложение 7). На сумму неиспользованных кассовых чеков, оформленных актом, уменьшается выручка кассы.

В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовый отчет по форме № КМ-7 и вместе  с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру.

Итак, фактическая сумма выручка, отраженная в книге бухгалтером-кассиром, должен быть полностью оприходована по приходному кассовому ордеру. Оприходование выручки в кассу оформляется проводкой.

Пример:

Дебет 50 субсчет «Кассовые операции»

Кредит 90 субсчет «Выручка» —  поступила выручка от продажи товаров (работ, услуг).

Данные, отраженные в книге бухгалтером-кассиром, кассовых лентах, должны сверяться по дням с записями в кассовой книге предприятия и  с приходными кассовыми ордерами.

Приход денег в кассу, полученных от покупателей в погашение задолженности за отпущенные им товары (продукцию), выполненные работы, оказанные услуги,  либо в качестве предоплаты, в бухгалтерском учете отражается в ООО «АгросЭко К» проводкой.

Пример:

Дебет 50 субсчет «Касса организации»

Кредит 62-получены денежные средства от покупателей

         Документами, подтверждающими  осуществление расчетов между юридическими лицами, является приходные кассовые ордера (квитанции к  приходным кассовым ордерам), чеки контрольно-кассовых машин, квитанции и иные документы, приравненные к бланкам строгой отчетности.

         Согласно Порядку ведения кассовых операций, ООО «АгросЭко К» может хранить в кассе наличные деньги только в пределах установленного лимита. Вся остальная сумма выручка сдается в банк для зачисления на расчетный счет. Выручка сдается кассиром ООО «АгросЭко К» в  кассу банка (дневная),

            В ООО «АгросЭко К» часто возникает необходимость оплачивать те или иные расходы наличными, например, производить закупку на других предприятиях и в системе розничной торговли, оплачивать расходы по командировкам и так далее. В таких ситуациях работнику выдаются деньги под его ответственность (под отчет).

Так, в ООО «АгросЭко К» выдают деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Что касается выдачи наличных под отчет на командировочные расходы, то она производиться в пределах сумм, которые рассчитаны бухгалтерией.

Выдача денег под отчет осуществляется на основании приказа руководителя. В нем должен быть зафиксирован круг лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, указаны размеры подотчетных сумм и сроки, на которые они выдаются. Подотчетные лица в течение трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки, должны предъявить в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными к нему подтверждающими документами.

Первичными документами, подтверждающими расходование подотчетных средств, являются товарные чеки (накладные), кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета, счета-фактуры, проездные документы, акты закупки материальных ценностей у физического лица и т.д.

На предприятии  ООО «АгросЭко К»  бухгалтер-кассир перед началом работы 30 декабря 2009г. Подсчитал остаток денег  и сверил с показания программы 1 С «Предприятие» версия 8.0.   и эта сумма составила  2088-43 рубля.

В течение  дня через ККМ  проведено 41020-02 руб. Фактическая сумма выручки в конце рабочего дня сдана в кассу. В бухгалтерском учете ООО «АгросЭко К» сделаны следующие проводки:

Дебет 50.01«Касса организации»

Кредит 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)» — 41020-02 руб.

Приведем пример: покупатель  ИП Звягинцева совершила покупку по договору поставки №17 от 03.04.2009г. с отсрочкой платежа до 13.01.2010г. Согласно ТТН№6107 от 30.12.2009г. (Приложение 8)  сумма покупки составила 2707-64 руб. ИП Звягинцева произвела оплату сразу в этот же день через кассу наличными денежными средствами. Следовательно, бухгалтер-кассир принимает денежные средства от покупателя, проверяет их и выдает чек через ККМ, далее в программе 1 С «Предприятие» формирует приходный кассовый ордер (КО-1) (Приложение 9).

Дебет 50 субсчет «Касса организации»

Кредит 90 субсчет «Выручка» — 41020-02  руб. – отражена выручка от продажи товаров.

Дебет 76.05 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)»

 Кредит 50 субсчет «Касса организации»-12721-56 руб. – выдано по расходному кассовому ордеру КО-2 (Приложение 10) за выполненные работы, согласно акта выполненных работ №1 от 31.12.2009г. (Приложение 11);

При формировании расходного кассового ордера (КО-2) за 30 декабря 2009года была верно, оформленная строка «выдать», но при формировании отчета кассира не верно указано кому выданы деньги.

Дебет 71.01 «Расчеты с подотчетными лицами (в рублях)»

 Кредит 50 – 11382-70 руб. – выдано в подотчет на хозяйственные нужды

Дебет 70  «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 50 субсчет – 5700-00 руб. выдана премия сотруднику.
Глава 2.  Организация проведения аудита по учету кассовых операций предприятия ООО «АгросЭко К»

2.1. Составление перечня нормативно-правовых актов и внутрихозяйственных регламентов на предприятии ООО «АгросЭко К».

Аудиторская деятельность – деятельность, осуществляемая в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими законодательными и иными нормативными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг.

Для обоснованного проведения аудита кассовых операций аудитору следует ознакомиться с перечнем нормативно-правовых актов и внутрихозяйственных регламентов (таблица 2.1. и 2.2).

Таблица 2.1.

Реестр нормативно-правовых актов

№ п/п

Наименование документов

Кем и когда утверждён

Использование информации

1.

Федеральный

Принят

Устанавливает



закон

Государственной Думой

правила ведения



«О бухгалтер-

23 февраля 1996 г.

бухгалтерского учета



ском учете»

Утвержден Советом РФ 20 марта







1996 г. и Президентом РФ21 ноября 1996 г.







№129-ФЗ(с учетом последующих







изменений и дополнений)



2.

Федерапьный

Принят

Устанавливает



закон

Государственной Думой

правила



«Об аудиторской

13 июля 2001г.

аудиторской



деятельности»

Утвержден

деятельности





Советом РФ 20 июля 2001 г.







и Президентом РФ7 августа 2001 г. № 119-ФЗ







(с учетом последующих







изменений и дополнений)



3.

Порядок ведения

Письмо Центрального банка России №

Устанавливает порядок



кассовых операций в РФ

40 от 22 сентября 1993 г.

ведения кассовых операции

4.

Закон РФ № 5215-1

ред. от 30 декабря 2001 г.

Устанавливает



От 18 июня 1993 г.



порядок применения



«О применении

контрольно-кассовых



контрольно-кассовых

машин



машин при осуществлении







денежных расчетов с населением»





5.

ПБУ 4/99

утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6

Устанавливает порядок



«Бухгалтерская отчётность»

июля 1999 г.

составления отчетности

6.

Методические указания по

Приказ Минфина РФ № 49 от 13

Устанавливает



инвентаризации имущества

июня 1995 г.

порядок проведения



и финансовых обязательств



инвентаризации

7.

Порядок регистрации

Приложение к Приказу ГНС РФ №

Устанавливает



контрольно-кассовых

ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г.

порядок регистрации



машин в налоговых органах



кассовых машин

8.

Методические рекомендации

Приложение к письму ГНС РФ №

Устанавливает



по вопросам применения

НИ-6-07/152от 5 мая 1994 г.

порядок применения



контрольно-кассовых машин при



ККМ



осуществлении денежных







расчетов населением





9.

Типовые правила эксплуатации

Постановление МФ РФ № 104 от

Устанавливает



контрольно-кассовых

30 августа 1993 г.

правила эксплуатации



машин при осуществлении



ККМ



денежных расчетов с населением





10.

Об установлении

Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001

Устанавливает



предельного размера

г.№ 1050-у

предельный размер



расчетов наличными



расчетов наличными



деньгами в РФ между



деньгами



юридическими лицами







по одной сделке





11.

Альбом

утв. Постановлением Госкомстата

Устанавливает



унифицированных

РФ № 88 от 18 августа 1998 г. ред. от

правила заполнения



форм первичной

3 мая 2000 г.

первичных



учетной докумен-



документов



тации по учету

налоговых операций





12.

Альбом

утв. Постановлением Госкомстата

Устанавливает



унифицированных

РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.

правила заполнения



форм первичной



первичных



учетной докумен-



документов



тации по учету







денежных расчетов с







населением при

осуществлении







торговых операций с







применением







контрольно-кассовых







машин





Порядок ведения кассовых операций на предприятиях РФ регламентируется:

♦ Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской федерации от 22 сентября 1993 г. № 40;

♦ Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П, утвержденным советом директоров Банка России 19.12.1997 г., протокол № 47;

♦ Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

♦ письмом Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 г. № 14-4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»»;

♦ письмом Центрального банка Российской Федерации «По вопросам упорядочения налично-денежного обращения» от 28 января 1997 г. № 14-4/50;

♦ Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях».
2.2. Источники информации для проведения аудиторской проверки в

ООО «АгросЭко К».

Целью аудита операций с денежными средства­ми на организации ООО «АгросЭко К» является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дис­циплины, правильностью и эффективностью использования де­нежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и денежных документов в кассе.

Перед аудитом в области учета денежных средств  и расчетов стоят следующие основные задачи:

1)                проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;

2)                 проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РФ и кассовой дисциплины;

3)                 соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

4)                 соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;

5)                 контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;

6)                 соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;

7)                 соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.

В соответствии с нормативными документами каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Помещение кассы для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств должно быть оборудовано и защищено в соответствии с действующим порядком. Всю полноту ответственности за создание таких условий несет руководитель (директор) предприятия.

Сумма наличных денег, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня, определяется лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. Лимит кассового остатка каждому предприятию определяется индивидуально банком с помощью расчета по форме № 0408020, утвержденной Положением Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», и при необходимости может быть пересмотрен. Расчет лимита остатка кассы подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Этот расчет предприятие должно представить в обслуживающий его банк.

Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий, но не свыше трех дней, включая день получения денег в банке.

В случае если предприятие не представило расчет ни в один из обслуживающих его банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а денежная наличность в кассе — сверхнормативной и в обязательном порядке должна сдаваться в банк.

На основании заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности (Приложение 12) кассир несет ответственность за сохранность средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и ведение кассовой книги.

Наличные деньги в кассу кассир принимает по приходному кассовому ордеру (форма № КО-1), подписанному главным бухгалтером, с выдачей лицу, сдающему деньги в кассу, квитанции о приеме. Деньги из кассы кассир выдает по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) на основании платежных ведомостей, заявлений о произведенных расходах с приложенными к ним товарными чеками, квитанциями, справками, удостоверяющими факт расходования денег, и иными оправдательными документами.

Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную нумерацию и регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров представляет собой учетный регистр следующего вида:

Приходные и расходные кассовые ордера заполняются бухгалтером собственноручно, без подчисток и исправлений.

Все факты поступления и выдачи наличных денег отражаются в кассовой книге, страницы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны сургучной бумагой и заверены подписями директора и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге (Приложение16) ведутся под копирку в двух экземплярах. Второй экземпляр является отрывным и представляет собой отчет кассира (Приложение17), который ежедневно, в конце рабочего дня, передается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами.

Подчистки в кассовой книге запрещены, а исправления в ней возможны только с заверяющей подписью кассира и главного бухгалтера. В отчете кассира подсчитываются итоги прихода и расхода денежных сумм за день и определяется остаток на конец дня. На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассира. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Порядок ведения кассовых операций систематически проверяется банком, обслуживающим данное предприятие. За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) с организаций взимаются штрафы. В частности, штрафные санкции к предприятию применяются за нарушение установленного банком лимита остатка средств в кассе. Сумма штрафа — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 КоАП РФ).

При выдаче денег из кассы необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными. В настоящее время письмом Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1050-У сообщено о разрешении с 21 ноября 2001 г. производить расчеты между юридическими лицами наличными деньгами в суммах, не превышающих 60 тыс. руб. по одной сделке. Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать 60 тыс. руб. Если произвести расчеты по двум различным договорам, то денежный оборот может составить по этим расчетам не более 120 тыс. руб. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 КоАП РФ).

На основании Инструктивного письма Центрального банка РФ от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 «Разъяснения по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью» штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя). Расчеты наличными с участием физических лиц (даже если это касается ведения предпринимательской деятельности) проводятся без ограничения суммы платежа (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У).

Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном, балансовом счете 50 «Касса».

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах предприятия.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса предприятия»

50-2 «Операционная касса»

50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса предприятия» учитываются денежные средства в кассе предприятия. Когда предприятие производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т. п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе предприятия почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение.

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По указанию руководителя предприятия, а перед составлением годового отчета не ранее 31 декабря, проводится инвентаризация средств в кассе. Ее осуществляет комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Инвентаризация оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия, а недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». В случае отказа кассира погасить недостачу предприятие вправе оформить исковое заявление в судебные органы.

Предприятие может приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в уполномоченных банках для оплаты командировочных расходов работников.

По окончании служебной зарубежной командировки командируемое лицо обязано представить авансовый отчет в течение 10 календарных дней с даты окончания командировки.

Нормативно-правовые акты устанавливаются на государственном уровне и обязательны для исполнения.

Внутрихозяйственные регламенты устанавливаются самим предприятием на основании нормативной базы в соответствующей области. Контроль за их выполнением несёт руководство предприятия.

Таблица 2.2.

Перечень внутрихозяйственных регламентов по учёту кассовых операций, регулирующих деятельность организации



Наименование регламента

Содержание информации



Назначение регламента

1.

Устав и Учредительный договор предприятия

Цель и задачи, размер уставного капитала, порядок его создания

Контроль дисциплины использования правовых регламентов

2.

График документооборота

Порядок составления первичных документов и учётных регистров, сроки представления, использования

Контроль за использованием документов по целевому признаку

3.

Должностные инструкции работников бухгалтерии

Состав обязанностей прав и ответственности бухгалтера материального стола

Контроль за использованием обязанностей

4.

Учётная политика организации

Учётная политика в отношении расчётов с подотчётными лицами

Соответствие Законодательным документам

5.

Положение об оплате труда рабочих, специалистов и служащих организации

Предусмотрена система оплаты, содержащая все виды выплат

Контроль за соблюдением фонда оплаты труда
    продолжение
--PAGE_BREAK--Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверки необходимо сопоставить кассовые документы с прочими. Основными  документами, которые необходимо изучить при проверки кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; Приходные и расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных и расходных ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;  журнал (книга) депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе ООО «АгросЭко К» отражаются в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

·       Главной книге;

·       Журнале-ордере №1 и ведомости №1

·       Регистрах синтетического учета кассовых операций по счету 50

·       Бухгалтерскому балансу (ф.№1, строка 261) (Приложение18)

·       Отчете о движении денежных средств (ф.№4).(Приложение 19)
2.3 Составление плана и программы проведения проверки и м
етодика проведения отдельных этапов аудиторской проверки
При проведении аудита кассовых операций необходимо принимать во внимание уровень существенности. Для нахождения уровня существенности можно использовать следующую таблицу.

Значение уровня существенности для конкретной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности в обязательном порядке фиксируется в общем плане аудита.

Таблица 2.1

Значение уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя предприя-тия

Доля,

%

Значение преме-

няемого для на-

хожения уровня

существенности

1

2

3

4

Балансовая прибыль

-

5

-

Валовый объем реализации без НДС

44469

2

889,38

Валюта баланса

38128

2

762,56

Собственный капитал

-253,5

10

-25,35

Общие затраты предприятия

29381,5

2

587,63



Показатель «Балансовая прибыль» не находит отражение в данной таблице, а показывает  убыток.

Определяется единый уровень существенности как средняя величина значений, приведенных в графе 4.

(889,38+762,56+(-25,35)+587,63 ) / 4 = 553,55 руб.

Аудитор отбрасывает значение не сильно отклоняющее его и округляет значение.

(500/553,55) * 100% = 90,33%  

Подготовка общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, оценке системы внутреннего контроля. Аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита и несет полную ответственность за результаты своей работы в общем плане аудита. В общем плане аудита следует предусмотреть следующие вопросы:

1.      конкретные участки учета, подлежащие аудиту;

2.      состав аудиторской группы, привлекаемой к проведению аудита;

3.      распределение аудиторов в соответствии их профессиональными качествами по конкретным участкам учета;

4.      стандарты и документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;

5.      предполагаемые сроки работы аудиторской группы;

6.      бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

7.      предполагаемые сроки работы аудиторской группы;

8.      контроль руководителя аудиторской группы за выполнением общего плана аудита и качеством работы аудиторов за ведение ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

Аудитор определяет в общем плане аудита роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов. В процессе проведения аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые в план изменения, а также причины этих изменений следует подобно документировать конкретные требования к содержанию и оформлению общего плана аудита устанавливающиеся внутренними стандартами аудита.

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

Общий план аудита включает наименование проверяемой организации, период проведения аудита, отражает состав аудиторской группы и их руководителя, конкретно планируемые виды работ (таблица 3.4).

Таблица 2.3.

Общий план аудита

Проверяемая организация

ООО «АгросЭко К»

Период, за который проводится аудит

с 01.12.2009 по 31.12.2009г.

Период проведения аудита

с 12. 12.2009 по 23. 12.2009 г.

Количество человеко-часов

240

Руководитель аудиторской группы

Максимова Л.В.

Состав аудиторской группы

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

Планируемый аудиторский риск                    

низкий

Планируемый уровень существенности        

90,33%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

1.

Предварительное знакомство с экономическим субъектом

 01.12.2009 г.

24 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.



2.

Оценка системы внутреннего контроля

13.12.2009 г…

16 чел. час

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.



3.

Составление общего плана и программы аудита

 13.12.2009 г.

8 чел. час

Максимова Л.В.



4.

Аудит ведения кассовых операций

с 14.12.2009 г. по 22.12.2009 г.

168 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

Сплошным методом

5.

Консультации по устранению выявленных ошибок



 23.12.2009  г.

8 чел. час

Антонова И.М.



6.

Составление аудиторского заключения

23. 12.2009 г.

16 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.





Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских этапов, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа аудита кассовых операций содержит инвентаризацию кассовой наличности, проверку приходных и расходных кассовых документов, соответствия данных первичного учёта журналам-ордерам и ведомостям, а также соответствия данных регистров синтетического и аналитического учёта данным главной книги и баланса (таблица 2.4.).

Таблица 2.4.

Программа аудита

Проверяемая организация





ООО «АгросЭкоК»

Период, за который проводится аудит

с 01.12.2009 г.

по 31.12.2009 г.

 

 

 

 

 

Период проведения аудита

 

 

с 12. 12.2009 г.

 

 

 

 

 

по 23. 12.2009 г.

Количество человеко-часов

 

 

 

240

Руководитель аудиторской группы

 

 

Максимова Л.В.

Состав аудиторской группы

 

 

Колупаева Е.В

Антонова И.М.

Планируемый аудиторский риск                    





низкий

Планируемый уровень существенности        





90,33%

№ п/п

Этапы

аудиторской

проверки



Период

проведения


Исполнитель


Источники

аудиторских

доказательств



Процедуры

получения

аудиторских

доказательств

 

 

1.

Предварительное знакомство с экономическим субъектом

12. 12.2009 г.

24 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.





2.

Оценка системы внутреннего контроля

13. 12.2009 г.

16 чел. час

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.





3.

Составление общего плана и программы аудита

13. 12.2009 г.

8 чел. час

 Максимова Л.В.





4.
а.

Аудит кассовых операций:

Инвентаризация

кассовой

наличности;

14. 12.2009 г.

24 чел. час

Максимова Л.В.

Антонова И.М.

Колупаева Е.В.



Приходные и

расходные

кассовые ордера.

Кассовая книга. Отчет

Сплошная встречная

документальная

проверка.



 



 









кассира.

Документы,

подтверждающие

законность

проведения

кассовых

операций.

Документы банка, устанавливающие лимит хранения денежных средств в кассе. Чековая книжка, выписки банка. Журналы регистрации ПКО и РКО, регистры синтетического и аналитического учета по счету 50.

Прослеживание учетных записей по отражению кассовых операций.

б.

Проверка

приходных

кассовых

документов;

15. 12.2009 г.

24 чел. час

Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.



Инвентаризация кассовой наличности, арифметический пересчет, встречная проверка документов. Опрос кассира и главного бухгалтера. Анализ нехарактерного сальдо по счету 50, анализ нетиповых корреспонденций счетов



 

 



 

 









 

 

в.

Проверка

расходных

кассовых

документов и

т.д.;

16. 12.2009 г.

24 чел. час


Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.


 



 



 



 

г.

Проверка

соответствия

данных

первичных

документов

данным ЖО

№1-АПК и

Ведомости

№1АПК;

19. 12.2009 г. по 20. 12.2009 г.

48 чел.час 


Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова А.М.


 
ЖО№1.

Ведомость №1


 
Сопоставление,

аналитические

процедуры.


д

Проверка соответствия данных регистров

синтетического и аналитического

21. 12.2009 г. по 22. 12.2009 г.

48 чел. час



Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.


Главная книга и баланс

Сопоставление, аналитические процедуры



данным главной книги и баланса.









5.

Консультации по устранению выявленных ошибок и составление отчета аудитора по результатам проведения аудита

 23. 12.2009 г.

8 чел. час

Антонова И.М.





6.

Составление аудиторского заключения

23. 12.2009 г.

16 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.







Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

Вопросник аудитора  составляется в трех экземплярах, на каждом  из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.(Приложение23)

Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.

Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.

В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче   денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур. 

Аудит кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям:

1) инвентаризация денежной наличности;

2) проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;

3) проверка правильности списания денег в расход.

Основными задачами аудита кассы и кассовых операций являются:

— проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;

— проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РФ и кассовой дисциплины;

— соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

— соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;

— контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;

— соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;

— соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой налич-ности;

— проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.

Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться внезапно, т.е. немедленно после прибытия аудитора на предприятие для проверки.

При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится но прибытию кассира. Если кассир отсутствует длительное время, на предприятии создается комиссия, проводится инвентаризация кассовой наличности и передача кассы другому материально ответственному лицу.

 Инвентаризация кассы проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Если на предприятии выплату заработной платы, кроме кассира, производят другие должностные лица, за которыми  на начало проверки числятся остатки наличных денег, необходимо в  день инвентаризации кассы потребовать от них отчета за полученные  суммы.

Кассовые операции на время инвентаризации кассы прекращаются и лишь в исключительных случаях с разрешения и в присутствии аудитора могут быть выполнены. До начала инвентаризации кассы аудитор должен выяснить: не хранятся ли в кассе деньги, принадлежащие другим организациям.

Кассир до начала инвентаризации делает в письменной форме заявление о находящихся в кассе денежных средствах, принадлежащих профкому предприятия, кассе взаимопомощи. В этом случае необходимо пригласить председателя и членов ревизионной комиссии профкома (кассы взаимопомощи) и провести одновременную совместную инвентаризацию кассы предприятия и кассы профкома (кассы  взаимопомощи).

 До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир должен составить кассовый отчет.

 В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются и в отчет кассира не включаются.

 В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично  оплаченные платежные ведомости. Если срок оплаты платежных ведомостей истек, они закрываются и включаются в отчет кассира.

Если срок оплаты не истек, поступают по одному из следующих вариантов:

1) если сумма выплаты значительная, ведомость закрывают и проводят по последнему кассовому отчету;

2) если по ведомости только начата выплата, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют своими подписями аудитор, кассир и главный бухгалтер. При этом аудитор и кассир подсчитывают выданные по платежным ведомостям суммы и указывают их в акте;               

3) выплаченные по платежным ведомостям суммы засчитывают в остаток наличных денег в кассе. Это делается для того, чтобы не закрывать досрочно ведомости и не возлагать на бухгалтеров трудоемкую работу по составлению реестра депонированной заработной платы. Для этого указанные суммы (суммы, по которым есть расписка в получении) подсчитываются по каждой ведомости вначале аудитором, и против каждой выплаченной суммы делается пометка «Учтено или выдано до инвентаризации». В конце ведомости делается пометка «До инвентаризации по настоящей ведомости выплачено, и указывается сумма». Вторым такие ведомости считает кассир. В акте инвентаризации кассы эта сумма указывается отдельно по каждой ведомости.

До инвентаризации кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные средства включены в отчет и сданы в бухгалтерию, все денежные средства, поступившие в кассу,  оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет.

Аудитор должен тщательно проверить правильность кассового отчета и выведения остатка наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца. При проверке кассового отчета и приложенных  к нему приходных и расходных документов аудитор должен сопоставить номера последних приходных и расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций.

Если будут обнаружены расхождения в сумме или нумерации ордеров, необходимо выяснить причины. После проверки кассового отчета аудитор визирует отчет и все, приложенные к нему приходные и расходные кассовые документы с указанием: «До инвентаризации, на… (дата)». Это необходимо для того, чтобы не допустить в дальнейшем никаких исправлений в кассовом отчете. Проверенный и завизированный аудитором отчет передается в бухгалтерию для выведения сальдо по счету «Касса» на момент инвентаризации кассовой наличности. После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе. Для этого кассир предъявляет имеющиеся в кассе деньги, денежные документы и другие ценности. Деньги и другие ценности пересчитывает кассир в присутствии аудитора и главного бухгалтера или другого члена комиссии.

Денежные средства пересчитываются по каждой купюре в отдельности (обычно начиная с купюр высшего и заканчивая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указываются достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы. Кассир должен дать расписку в том, что все указанные в акте суммы денежных средств, документы и другие ценности приняты им на ответственное хранение. Ниже приводится образец указанного акта. При установлении излишков или недостачи денег и других ценностей в кассе, а также при наличии временных расписок о заимствовании денег из кассы аудитор обязан потребовать от кассира письменное объяснение о причинах недостачи или излишка.(Прил. С).

Если инвентаризация кассовой наличности проводится аудитором, акт составляется в 3-х экземплярах, один из которых прилагается к справке (акту) проверки, второй передается в бухгалтерию субъекта хозяйствования, а третий остается у материально ответственного лица.

Находящиеся в кассе почтовые и гербовые марки, лотерейные билеты, путевки в дома отдыха и санатории принимаются к учету как денежные документы, при их пересчете составляются специальные описи, в которых указывается их наименование, серии, номера, сроки действия и другие специфические признаки, а также номинальная стоимость. Отдельно при пересчете составляется опись по бланкам строгой отчетности, в которой указываются виды бланков, номера, количество по каждому виду.

По лимитированным чековым книжкам целесообразно составить отдельную опись с указанием даты их получения в банке, номеров использованных и оставшихся чеков.

По чековой книжке на получение наличных денег сопоставляется номер последнего корешка чека с номером в отчете кассира. Обращается внимание на наличие в чековой книжке подписанных незаполненных чеков распорядителя кредита.

Фактический остаток денежных документов и бланков строгой отчетности, установленный при инвентаризации, сопоставляется с остатками по данным бухгалтерского учета по счету 56 «Денежные документы» и забалансовым счетом 006 «Бланки строгой отчетности».

 Если в кассе установлена недостача или излишек, аудитор, с участием работника бухгалтерии и кассира, должен проверить правильность итогов по всем кассовым отчетам за период со дня предыдущей инвентаризации кассы до настоящей, выяснить не допущены ли в них арифметические ошибки.

При отсутствии таких ошибок установленная недостача считается реальной и подлежит немедленному погашению, а излишек — оприходованию.

На сумму недостачи денег в кассе составляется расходный кассовый ордер, устанавливается причина недостачи, и при установлении вины кассира недостача относится на его счет.

Недостача денег в кассе подлежит взысканию с кассира, что отражается бухгалтерской записью

                                      Дт 94 – Кт 50

И одновременно:

                                      Дт 73 – Кт 94

Излишки денег, установленные поверками, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации:

                                      Дт 50 – Кт 99

Одновременно устанавливаются причины возникновения излишков и недостач денег в кассе. По всем установленным фактам отклонений фактического наличия денег в кассе от данных бухгалтерского учета кассир представляет инвентаризационной комиссии письменное объяснение.

При аудиторской проверке проведение инвентаризации кассовой наличности и других ценностей, хранящихся в кассе, не относится к числу обязательных процедур, используемых аудитором для подтверждения достоверности данных, числящихся по статье" Касса" актива баланса. Аудитор в данном случае может воспользоваться результатами внутреннего контроля. В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь на каждом предприятии, независимо от форм собственности, не реже одного раза в квартал производится внезапная инвентаризация кассы. Результаты инвентаризации оформляются актом. Аудитор, изучив за проверяемый период акты инвентаризации кассы, решает вопрос о целесообразности проведения инвентаризации кассы. В случае необходимости инвентаризации кассы он (аудитор) выполняет вышеперечисленные процедуры.

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иследование методов сортировки Метод пузырька и Метод простых вставок
Реферат Теория графов. Задача коммивояжера
Реферат Iliad By Homer Essay Research Paper The
Реферат An Analysis Of An Inspector Calls Essay
Реферат Образование и разрушение нефтяных эмульсий, их классификация
Реферат Психосоматические болезни
Реферат George Wallace Essay Research Paper Former Gov
Реферат Ли Дон Хви
Реферат Аварка порошков предназначена для восстановления изношенных деталей машин и оборудования, ремонт которых с применением дуговых способов затруднен или невозможен
Реферат Маргарет Дрэббл. Один летний сезон
Реферат Основные направления развития производственно-финансовой деятельности предприятия транспорта
Реферат Преображение Господне
Реферат Проблемы истины объективность, относительность, абсолютность, конкретность истины). Критерии истины
Реферат Тактика действий танковых подразделений иностранных армий в локальных конфликтах
Реферат Aging under artifical climatic factors