Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета

--PAGE_BREAK--1. Обзор литературы.
На тему внутрихозяйственной отчетности существует бесчисленное количество мнений, так как нормативные формы и методические указания к их заполнению практически не разработаны. Это связано с тем, что для каждого отдельного предприятия приоритетны различные сегменты учета.

М.А. Вахрушина пишет, что решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп предприятиям. В законе РФ «О бухгалтерском учете» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: «содержание внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной».

Информация сегментарной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.

Шеремет А.Д. говорит, что внутренняя учетная система предприятия представляет собой комплекс по учету доходов и расходов, как между отдельными центрами ответственности, так и внутри каждого из них. В процессе сопоставления затрат и результатов различных центров ответственности выявляется эффективность производственной, торговой или хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения хозяйственных связей между  рекомендуется использовать механизм трансфертного, то есть внутрифирменного ценообразования.

Трансфертная цена – это условная, она же расчётная, цена на продукцию одного центра ответственности, передаваемую другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления «узких мест» в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. [5, 232]

Еще одним способом интегрировать информационные системы предприятия, связать центром ответственности предприятия и наладить внутренние потоки информации внутри них, безусловно, является организация управленческого документооборота, то есть системы внутрихозяйственной отчетности.

В отличие от бухгалтерского документооборота, управленческий жестко не регламентируется извне, тем более, не может идти речи и об использовании в управленческом документообороте унифицированных форм бухгалтерской отчетности. При этом главное – отобрать и сгруппировать для целей управленческого учета ровно столько данных, сколько нужно для обеспечения заданной точности. Многие события на предприятии не отражаются в бухгалтерии, но эти события всё равно должны находить свое отражение в управленческом документообороте. Такой документооборот лучше организовывать по уровням управления и сегментам бизнеса. [9, 341]

На предприятиях, которые особенно остро нуждаются в ведении управленческого учета используют программное обеспечение, разработанное для конкретной организации.

Журнал «Автоматизация управленческого учета на средних и крупных предприятиях»публиковал статью Кузьмина Ю., в которой говорилось, что выбор информационной системы для автоматизации управленческого учета компании зависит от ее потребностей. Крупные предприятия, которым необходима полная и подробная информация, внедряют дорогие ERP-системы, небольшие же компании для этих целей часто используют Excel. Вместе с тем очень многие компании ведут управленческий учет с помощью бухгалтерских систем.

Следует помнить, что при принятии решения об автоматизации управленческого учета должны учитываться следующие критерии:

-автоматизированные системы должны рассматриваться как инструмент реализации ее стратегии;

-должно соблюдаться соответствие целей проекта корпоративной стратегии;

-проект автоматизации по стоимости, решаемым задачам и другим параметрам должен соответствовать объему или специфике бизнеса.

По данным исследования «Информационные технологии на российских предприятиях: практика и перспективы», проведенного в рамках проекта iOne, уровень затрат на информационные технологии в российских фирмах колеблется от 0,5 до 2% от оборота.

При внедрении информационных систем финансовый директор зачастую выступает в роли основного заказчика. Одни считают, что внедрять информационные системы имеет смысл только после того, как налажены все бизнес-процессы, определены требования к системе управленческого учета и разработаны бюджетные регламенты. Другие же придерживаются мнения, что автоматизация должна начинаться как можно раньше, поскольку применение специализированного программного обеспечения ускорит решение различных вопросов
2. Управленческая и финансовая отчетность. 2.1 Общие понятия
Термин «учет» обозначает систему сбора, обработки и передачи пользователям информации о хозяйственной деятельности компании и внешней среде. Исходя из потребностей различных групп пользователей и технологий сбора и обработки информации, принято выделять различные виды учета: налоговый, финансовый и управленческий.

Необходимость вести налоговый учет, введенный в практику российских компаний в 2002 году с появлением главы 25 НК РФ, обусловлена требованиями фискальных органов, задачей которых является контроль за своевременностью и правильностью исчисления и уплаты налогов.

Финансовый учетслужит интересам лиц, не участвующих в управлении компанией, – инвесторов, кредиторов, контрагентов, а также работников компании. Основные формы финансовой отчетности – баланс, отчеты о прибылях и убытках и о движении денежных средств.

Поскольку пользователи финансовой отчетности требуют сопоставимой информации по различным компаниям, финансовый учет регламентирован общепризнанными национальными или международными стандартами.

Сегодня международные стандарты финансовой отчетности (IAS, IFRS), издаваемые с 1973 года, приняты правительствами большинства стран мира как основные или альтернативные стандарты финансового учета. В России финансовый учет ведется в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), разрабатываемыми с 1992 года на основе МСФО.

Управленческий учетнеобходим менеджерам компаний для принятия решений. Как правило, положения по ведению управленческого учета строятся на основе информационных потребностей менеджмента. Все существующие положения по ведению управленческого учета носят рекомендательный характер (к примеру, Институт управленческого учета США (Institute of Management Accountants, IMA) разработал более 60 положений по управленческому учету (Statements on Management Accounting, SMA).

Российские компании обычно формируют следующие виды управленческой отчетности:

–о финансовом положении, результатах деятельности и изменении финансового положения (управленческий баланс, управленческий отчет о прибылях и убытках, управленческий отчет о движении денежных средств);

–о ключевых показателях деятельности;

–об исполнении бюджетов предприятия.

В зависимости от технологии сбора и обработки информации можно выделить бухгалтерский, статистический, оперативный, а также инвестиционный учет.

Бухгалтерский учетявляется наиболее распространенной системой сбора, обработки и передачи информации о хозяйственной деятельности компании. Несмотря на некоторые принципиальные различия между основными школами бухгалтерского учета (итальянской, французской, немецкой, англо-американской), в его основе всегда лежит принцип двойной записи.

Для статистического учета характерны сбор и обработка данных выборок, регрессионный и корреляционный анализ, для оперативного – анкетирование, получение разнообразной информации из баз данных по запросам и т.д. При ведении инвестиционного учета финансовая информация о деятельности компании обрабатывается с учетом временной стоимости денег.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Финансовая отчетность
Информация о финансовом состоянии предприятия содержится в бухгалтерской финансовой отчетности, которая составляется по стандартам и правилам, установленным государством и международными соглашениями.

Бухгалтерская финансовая отчетность — это открытая информация о предприятии, которая представлена в стандартных формах отчетности, и не содержит данных, представляющих коммерческую тайну. Она может быть предоставлена различным пользователям (собственникам, партнерам, органам государственного управления и т. д.) и опубликована.

В соответствии с международными стандартами учета финансовая отчетность должна включать балансы, счета результатов, прибылей и убытков, отчеты об изменениях финансового состояния, приложения и другой пояснительный материал. Ответственность за подготовку финансовой отчетности возлагается на руководство предприятия.

Финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны. Таким образом, открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны ежегодно предоставлять годовую финансовую отчетность для публикации в прессе.Финансовая отчетность публикуется один раз в год и подлежит аудиторской проверке.

Финансовая отчетность российских предприятий включает баланс(Прил.1), отчет о прибылях и убытках(Прил. 2), отчет о движении денежных средств(Прил. 3), отчет об изменении капитала(Прил. 4)и приложение к балансу(Прил. 5). Для субъектов малого предпринимательства устанавливается сокращенная финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Формы финансовой отчетности предприятий и порядок их заполнения устанавливает Министерство финансов.
2.3 Управленческая отчетность
Управленческий учет предоставляет большой объем информации, используемой в финансовом менеджменте. В отличие от бухгалтерской отчетности данные управленческого учета не могут предоставляться внешним пользователям, это сугубо внутренние отчеты, а содержащаяся в них информация представляет собой коммерческую тайну предприятия.

Управленческий учет представляет собой учет затрат и результатов по центрам ответственности, местам возникновения и отдельным видам продукции. Его основная задача — обеспечение эффективного управления затратами. Организация управленческого учета — внутренняя задача менеджеров предприятия, вызванная необходимостью постоянно заботиться о снижении затрат. Однако чем более сложной и разветвленной будет система управленческого учета, тем большими будут затраты, связанные с ее введением и эксплуатацией. Поэтому увеличение затрат на дополнительные учетные операции необходимо принимать во внимание при разработке и совершенствовании системы управленческого учета на предприятии.

Управленческий учет позволяет измерять и сообщать финансовую информацию, а также другие виды информации, которая помогает в достижении целей организации, в частности, о приобретении или потреблении ресурсов. Управленческий учет обеспечивает итоговые данные для предоставления сведений по оперативным результатам всем уровням руководства, выявляя возможности и проблемы организации. Иначе говоря, управленческий учет можно определить как систему организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленную на решение конкретных управленческих задач.

Поскольку управленческий учет является составной частью системы управления предприятием и, не ограничивается Общепринятыми Принципами Бухгалтерского Учета (GAAP), то при его построении исходными являются следующие позиции:

-соответствие целям и задачам деятельности предприятия;

-отражение особенностей технологических процессов производимых товаров или оказываемых услуг;

-оптимизация структуры и уровня детализации базы бухгалтерских данных, используемых менеджерами;

-согласованность с общими принципами формирования организационной структуры управления предприятием.

Построение системного управленческого учета является наиболее трудным вопросом и одним из основных факторов успеха является четкое понимание как проблем, так и экономических выгод от реализации информационной системы управленческого учета.
2.4 Взаимосвязь учетных систем
Сопоставив виды учета с точки зрения пользователей и технологии сбора и обработки информации, можно получить несколько практических выводов. В частности, в основе налогового, финансового и управленческого учета лежат методы и технологии бухгалтерского учета. Для ведения управленческого учета и составления управленческой отчетности о ключевых показателях деятельности и исполнении бюджетов компании бухгалтерского учета недостаточно, поэтому дополнительно используются данные статистического, оперативного и инвестиционного учета.

В большинстве организаций ответственность за формирование отчетности о финансовом положении, результатах деятельности в соответствии с любыми требованиями и стандартами несут бухгалтерские службы компании под руководством главного бухгалтера. Однако какой-либо единой схемы распределения ответственности не существует.

Учетные записи в систему управленческого учета вносятся на основании первичных бухгалтерских или так называемых условно-первичных документов. Это такие документы, как, например, реестр отгрузок или справки по ремонтным работам, передаваемые главным инженером бухгалтеру по управленческому учету.

Формы управленческой отчетности могут как полностью совпадать с используемыми в бухгалтерском учете, так и в значительной степени отличаться. Например, управленческий баланс практически совпадает с формой № 1, за исключением того, что он может формироваться в разрезе центров ответственности, а не по компании в целом. Что касается управленческих отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, то они, как правило, отличаются от бухгалтерских форм большей детализацией. Управленческие отчетные формы при необходимости могут формироваться за любой период, в разрезе центров ответственности, видов продукции и пр.

Споры о том, какой учет важнее и какая отчетность точнее отражает реальное состояние бизнеса, не приводят к иному решению, кроме как тот, что ни одна традиционная отчетность не дает полного представления внешним пользователям о состоянии бизнеса. Поэтому, наводя порядок в системе учета и отчетности, в конкретных ситуациях компания должна ориентироваться на те задачи, которые в данный момент являются для нее первоочередными. Это может быть и повышение качества управления, и выход на фондовый рынок, и обеспечение прозрачности бизнеса, и другое. В любом случае учетная система должна функционировать без сбоев, а добиться этого вполне по силам любой компании.

Различия между управленческим и финансовым учетом неизбежны. Принцип оперативности в управленческом учете предполагает, что для формирования тех или иных данных могут использоваться допущения или предположения менеджеров. Кроме того, в управленческую отчетность могут включаться сведения, которые вовсе не требуются для бухгалтерских целей. Могут различаться и финансовые результаты, стоимость активов, амортизация и многое другое.

В отчетности по бухгалтерскому учету выручка признается на момент перехода права собственности, в управленческом учете же мы признаем ее по факту отгрузки: право собственности может перейти и «на станции покупателя», о чем известно только логистам. В бухучете амортизация основных средств начисляется исходя из балансовой стоимости, в управленческом учете — исходя из суммы затрат. В остатки незавершенного производства в бухгалтерском учете включаются затраты на ремонты за все время, а в управленческом эти затраты сразу списываются на расходы периода. Причина расхождений также в том, что управленческий учет ведется в соответствии с финансовой, а не юридической структурой компании.

Бухгалтерский учет не предоставляет всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, либо предоставляет ее в иных разрезах. Соответственно автоматизация управленческого учета будет затруднена по следующим причинам.  Бухгалтерский учет обычно ведется в разрезе структурных подразделений. Для управленческих целей наибольший интерес представляет учет доходов и расходов в рамках проектов. Получить такие данные из бухгалтерского учета очень сложно, а чаще всего просто невозможно.

Различия в справочниках и рабочих планах счетов разных подразделений компании также представляют собой некоторые затруднения. Российский бухучет регулируется ПБУ и другими нормативными актами. Что касается управленческого учета, то порядок его ведения зависит только от специфики работы предприятия. У крупной компании, состоящей из нескольких предприятий, или у средней фирмы, разделенной в целях оптимизации управления на несколько юридических лиц, неизбежно возникают проблемы консолидации управленческих данных, которые поступают из разных подразделений. Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо привести управленческие планы счетов в соответствие друг с другом, обеспечить одинаковую структуру и содержимое аналитических справочников учета для каждой подотчетной компании. В противном случае финансисты каждой дочерней компании будут составлять отчетность по собственным правилам и для ее консолидации придется анализировать первичные документы.

Таким образом, для того чтобы получить достоверную информацию о работе компании, необходимо организовать единую базу первичных данных, которая могла бы использоваться для составления как бухгалтерской, так и управленческой отчетности. Первичные данные должны вводиться по единым для всей компании правилам, любое нарушение которых контролируется учетной системой.

При использовании бухгалтерских данных в системе управленческого учета следует учитывать плюсы и минусы такого подхода. Перенос бухгалтерской информации в систему управленческого учета является наиболее оптимальным способом организации работы финансовой службы. Однако такой подход все же имеет определенные недостатки. Отметим основные из них:

-несвоевременное отражение в бухгалтерском учете необходимой информации. Часто события отражаются в бухгалтерском учете гораздо позже, чем они произошли. Поэтому для того чтобы отразить эти расходы в управленческом учете в том периоде, когда они действительно имели место, требуется вносить корректировки в бухгалтерский учет;

-жесткая регламентация российского бухгалтерского учета не позволяет сформировать информацию во всех необходимых разрезах. Однако добиться получения информации, относящейся к управленческому учету, только за счет введения аналитики в бухгалтерском учете невозможно;

-создание дополнительной аналитики к счетам бухгалтерского учета значительно увеличивает трудозатраты на разнесение данных по счетам бухгалтерского учета. Создание дополнительных субсчетов и аналитических признаков влечет за собой увеличение количества проводок, а также рост нагрузки на бухгалтерский отдел, что в свою очередь ведет к возникновению ошибок в бухгалтерском учете;

-реализовать систему управленческого учета на основе глубокой аналитики по счетам бухгалтерского учета можно только с начала нового финансового года, поскольку реорганизация рабочего бухгалтерского плана счетов повлечет за собой изменения в учетной политике предприятия.

И все же, преимущества использования бухгалтерских данных для управленческого учета существеннее, чем недостатки. Основные из них.

-не требуется создания дополнительного структурного подразделения, которое бы занималось сбором и обработкой первичных документов для управленческого учета. Это позволяет не увеличивать документооборот и штат компании;

-использование единой информационной базы сводит к минимуму расхождения между системами бухгалтерского и управленческого учета;

-создание системы управленческого учета, использующей данные бухгалтерского учета, не требует значительных инвестиций в комплексные информационные системы, что особенно актуально для малых и средних предприятий.

-нелогично и экономически невыгодно использовать дополнительную систему, в которой собиралась бы та же информация, что и в системе бухгалтерского учета.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Управленческая отчетность и структура ответственности 3.1 Понятие и виды управленческой отчетности
Для принятия качественных решений менеджменту предприятия зачастую необходимо консолидировать огромные массивы данных по отдельным операциям в информацию, пригодную для аналитической обработки и отражающую суть деятельности компании. В системе финансового управления за решение данной задачи отвечает Система управленческой отчетности.

Система управленческой отчетности представляет собой систему аналитической обработки данных об операциях компании и предоставления полученной информации в необходимом для анализа содержательном виде. Основная задача системы управленческой отчетности состоит в обеспечении качественной информационной поддержки при принятии управленческих решений. Поэтому в первую очередь система управленческой отчетности реализуется исходя из информационных потребностей менеджмента предприятия. Вместе с этим отчеты могут формироваться в соответствии с требованиями общепризнанных стандартов финансовой отчетности, таких как МСФО или GAAP. В этом случае в круг пользователей данной системы могут войти и внешние по отношению к компании лица, такие как инвесторы, аналитики рынка, а также представители надзорных органов.

Эффективная система управленческой отчетности должна также обладать мощным инструментарием, позволяющим менеджменту проводить всесторонний анализ генерируемой информации в части формирования перспективных направлений развития и оценки последствий возможных управленческих решений.

Информацию для формирования этих отчетов представляют различные подразделения предприятия — бухгалтерия, сметно- договорной отдел, отдел закупок и финансовый отдел.

По уровням же различаются и отчеты, которые формируются в ходе управленческого учета. Помимо отчетов верхнего уровня (Балансный лист, Отчет о прибылях и убыткахи Отчет о движении денежных средств),  пакет управленческой отчетности компании может включать множество отчетов, классифицированных по назначению, адресатам, периодичности формирования и т.д. Отчеты могут быть регламентными, т.е. представляемыми соответствующим адресатам в установленные сроки, и нерегламентными, т.е. формируемыми под конкретный запрос пользователя.  На состав пакета, форму и содержание управленческой отчетности в каждом конкретном случае влияет не только отраслевая принадлежность компании,  но и  запросы  менеджмента компании, которые напрямую зависят от  уровня  их экономических знаний и ментальности.

Однако, в ряде случаев пользователь не готов к адекватному восприятию экономически грамотно разработанных отчетов. Есть два способа решения такого несоответствия: одновременно с разработкой системы управленческого учета повышать уровень экономических знаний менеджмента компании, либо временно упрощать отчеты до уровня, воспринимаемого ее менеджментом. 

Отчетность представляется менеджерам для применения содержащейся в ней информации в управленческих целях. Менеджерам разных уровней иерархии  необходимы различные отчеты, отличающееся как по содержащейся в ней информации и уровню ее агрегированности, так и по форме представления.  Соответственно, одно из требований, предъявляемых к большинству используемых в компании форм управленческих отчетов – это простота  трансформации  отчета до различного уровня детализации содержащейся в нем  информации.

Как показывает практика, многие предприятия малого и среднего бизнеса не в состоянии формировать в полном объеме основные формы управленческой отчетности — отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках и управленческий баланс. Для полноценного контроля над предприятием недостаточно лишь баланса и отчета о прибылях и убытках. Построение на предприятии эффективной и простой системы формирования основных управленческих отчетов за относительно короткий срок способствует реализации основных функций управленческого учета.

По мере развития бизнеса принципиальное значение для его устойчивости и возможности дальнейшего развития начинает играть способность менеджмента контролировать основные параметры деятельности компании. Наиболее наглядную и полную картину состояния предприятия дают отчеты о движении денежных средств, о прибылях и убытках и управленческий баланс. Практически на каждом предприятии в том или ином виде формируется отчет о прибылях и убытках, гораздо реже — отчет о движении денежных средств и управленческий баланс.

Формирование основных управленческих отчетов базируется на той информации, которой, как правило, обладает любая компания:

-во-первых, на каждом предприятии есть полная информация о движении денежных средств. Это могут быть как данные бухгалтерского учета, например, выписки по рублевым и валютным счетам, кассовые отчеты, расчеты с подотчетными лицами; так и сведения, которые могут отсутствовать в данных бухгалтерского учета, например из реестра расчетов между отдельными предприятиями в рамках холдинга и прочее;

-во-вторых, любое предприятие в том или ином виде формирует отчеты, характеризующие состояние и динамику наиболее важных активов и обязательств. Так, на каждом предприятии ведется учет товарно-материальных запасов, взаиморасчетов с покупателями и поставщиками продукции или иных активов и обязательств.

В процессе формирования управленческого баланса будут автоматически выявлены все несоответствия в отчетах, и, соответственно, будут обнаружены источники возникновения затрат, которые ранее просто игнорировались.
Рассмотрим особенности формирования основных отчетов.
3.2Формирование отчета о движении денежных средств
Прежде чем формировать отчет о движении денежных средств, необходимо провести следующие процедуры, которые обеспечат впоследствии получение информации в необходимом разрезе и с требуемой степенью детализации:

-анализ структуры предприятия. Если предприятие ведет несколько независимых направлений деятельности, то управленческий учет по ним целесообразно вести раздельно. Для каждого направления следует выделить те счета движения денежных средств, которые его обслуживают;

-анализ структуры отдельных направлений и подразделений. При необходимости можно выделить подразделения, в разрезе которых менеджмент компании хотел бы видеть отчет. Данная детализация играет важную роль при составлении бюджетов движения денежных средств компании по подразделениям. Такой аналитический разрез информации необходимо установить еще на начальном этапе, чтобы осуществлять контроль исполнения бюджетов каждого из подразделений;

-формирование плана статей движения денежных средств. Это также важный шаг, от которого будет зависеть наглядность конечного отчета.

После выполнения этих предварительных мероприятия формирование отчета о движении денежных средств представляет собой достаточно простую техническую работу с использованием MS Excel или иных программных продуктов. Формирование отчета о движении денежных средств позволяет приступить к формированию бюджета движения денежных средств в разрезе выбранных подразделений и статей, а также контролировать исполнение данных бюджетов, что существенно повышает финансовую дисциплину на предприятии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.3Формирование управленческого баланса и отчета о прибылях и убытках
Формирование этих двух отчетов — единый неразделимый процесс. Практически невозможно составить корректный отчет о прибылях и убытках, если параллельно с ним не составлять управленческий баланс. На основании данных, взятых из отчета о движении денежных средств и отчетов, описывающих изменения основных активов и обязательств компании, будут сделаны основные проводки, формирующие отчет о прибылях и убытках и изменения управленческого баланса.

Перед составлением отчетов необходимо проанализировать структуру активов, обязательств, доходов и расходов предприятия и составить план счетов управленческого баланса и статей доходов и расходов для построения отчета о прибылях и убытках.
3.4Организация системы управленческого учета и управленческой отчетности
Поскольку методы и правила управленческого учета и составления управленческой отчетности не регламентированы общепринятыми стандартами и законодательством, то они устанавливаются самим предприятием. Как правило, составляются следующие основные внутренние положения и инструкции, определяющие нормы и правила ведения управленческого учета:

-положение о финансовой структуре предприятия;

-положение об учетной политике;

-единые классификаторы и кодификаторы управленческого учета и инструкции по их применению;

-управленческий план счетов;

-формы первичных и отчетных документов управленческого учета;

-регламенты бизнес-процессов, отражающие сроки, порядок и ответственность конкретных сотрудников за формирование регистров управленческого учета и форм отчетности.

Одним из важнейших документов является положение об учетной политике. Учетная политика содержит общие критерии ведения управленческого учета конкретного предприятия: валюта учета, методы оценки запасов, методы учета затрат, калькулирования себестоимости продукции и распределения косвенных затрат, принципы отражения доходов и расходов, курсовой разницы, начислений и резервов, определение уровня существенности и др. Учетная политика обеспечивает непрерывность и преемственность управленческого учета.

При внедрении системы управленческого учета на предприятии следует решить, как будет организовано ведение управленческого учета. Структурное подразделение, ответственное за ведение управленческого учета, должно удовлетворять нескольким требованиям: информационная обеспеченность, методологическая подготовленность, компетентность.

В практике российских предприятий встречаются следующие варианты организации ведения управленческого учета:

-в финансово-экономической службе;

-в едином информационно-аналитическом центре;

-в информационно-аналитическом центре внутри каждой из служб предприятия;

-разделение полномочий и ответственности между службами в зависимости от объектов учета.

Основными организационными документами, определяющими ответственность, обязанности сотрудников и отделов предприятия по ведению управленческого учета, являются:

-положение об организационной структуре предприятия;

-положения об отделах (подразделениях) предприятия;

-должностные инструкции сотрудников предприятия;

-инструкции по организации бизнес-процессов, отражающих сроки, последовательность и ответственность за формирование регистров управленческого учета и форм отчетности;

-система мотивации сотрудников предприятия.

Несмотря на четкое определение и разграничение обязанностей сотрудников, одной из основных проблем при постановке управленческого учета является нежелание специалистов заполнять дополнительные формы и обрабатывать информацию. Часто такая ситуация является следствием недостаточной работы с персоналом по разъяснению целей и задач управленческого учета. Положительно влиять на процесс внедрения управленческого учета на предприятии могут следующие факторы:

-заинтересованность руководителей предприятия в получении объективной информации и их готовность к необходимым изменениям;

-четко сформулированные цели и выделенные приоритеты развития предприятия;

-разработанная юридическая и организационная структура компании;

-система мотивации управленческого персонала;

-доступность методологической поддержки;

-достаточный уровень автоматизации служб.
3.5Уровень детализации и достоверности управленческой отчетности
Прежде всего, нужно решить вопрос о достаточности первичной информации, а также оценить содержание существующих или разработанных управленческих отчетов. Для этого необходимо ответить на вопросы: все ли производственные этапы отражаются в учете и содержатся ли в отчетности остатки и обороты. При положительном ответе на оба вопроса можно говорить достоверности информации управленческого учета, который охватывает все производственные этапы.

Конечно, чем детальнее информация в управленческом учете, тем полнее представление об экономической ситуации на фирме. Однако для учета каждого производственного этапа, то есть занесения информации в компьютер или в бумажный отчет, первичного контроля, составления соответствующей отчетности необходимы время и деньги. Эти затраты в итоге могут стать весьма существенными. Поэтому финансовый директор всегда должен сравнивать выгоду от наличия оперативной и полной информации по компании с затратами на ее получение.

Управленческая отчетность компании серьезно отличается от бухгалтерской отчетности, так как она предназначена для руководителя и финансового директора предприятия. Если информация в управленческой отчетности неточна, то руководство не будет представлять реальное состояние дел в компании. Для проверки достоверности данных управленческой отчетности разработана методика экспресс-контроля.

Во многих российских компаниях данные для управленческой отчетности готовят специалисты разных отделов и служб, каждый из которых может работать в своей информационной системе или вообще вести учет вручную, поэтому качество отчетов напрямую зависит от ответственности исполнителей. В этом случае контроль достоверности информации нужен всем, кто готовит полный комплект управленческой отчетности, а также тем, кто работает с ней.

Система управленческого учета индивидуальна для каждой компании и является результатом работы финансового директора, который должен учесть все от специфики бизнеса до распределения функций по организационной структуре компании, однако экспресс-контроль как часть управленческого учета можно использовать на любом предприятии исходя из общих принципов работы.

Принято формулировать некоторые требования, которым должен соответствовать управленческий учет в компании для построения системы экспресс-контроля, а также для обеспечения максимальной достоверности:

-предпочтительнее вести учет по отгрузке, а не по оплате, так как управленческий учет по оплате целесообразен для компаний с небольшим числом операций  и для фирм, работающих в основном за наличный расчет. Во многом именно раздельный учет движения денег и движения стоимостей позволяет строить проверочные показатели;

-в документах управленческого учета должна отражаться информация как об остатках, так и о движении стоимостей, то есть об оборотах. Это позволяет использовать способ построения проверочных показателей, при котором изменение какой-либо величины можно определить и как разность между ее конечным и начальным значениями, и как разность между итоговыми приходом и расходом по конкретной статье;

-минимальный набор документов, необходимых для сверки, — это баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств.

Исходя из вышесказанного, главная идея экспресс-контроля заключается в том, что если отчетность правильная, то при любом способе расчета одного и того же показателя должен получаться одинаковый результат.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4. Система внутрихозяйственной отчетности4.1 Организационная и информационная система управленческой отчетности
Любая учетная система представляет собой подробную и точную модель бизнеса, причем составные его части и бизнес-процессы могут быть исследованы на предмет возможных изменений.  Моделирование тесно связано с планированием, при этом возможны две категории моделирования: подробное моделирование и макро-моделирование.

Первая категорияпредставляет собой моделирование, когда каждая номенклатурная или товарная позиция, заказ, рабочий, оборудование и т.д. может подвергаться процедуре моделирования на детальном уровне, чтобы оценить их влияние на общий результат или на отдельный аспект работы компании.

В качестве альтернативного способа моделирования может выступать макромоделирование, обычно заключающееся в построении математической модели бизнеса. Оно выступает в тех случаях, когда у менеджеров отсутствует время для адаптации модели к изменениям.

Внутренняя учетная система предприятия представляет собой комплекс по учету доходов и расходов, как между отдельными центрами ответственности, так и внутри каждого из них. В процессе сопоставления затрат и результатов различных центров ответственности выявляется эффективность производственной, торговой или хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения хозяйственных связей между  рекомендуется использовать механизм трансфертного, то есть внутрифирменного ценообразования.

Трансфертная цена – это условная, она же расчётная, цена на продукцию одного центра ответственности, передаваемую другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления «узких мест» в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности.

Еще одним способом интегрировать информационные системы предприятия, связать центром ответственности предприятия и наладить внутренние потоки информации внутри них, безусловно, является организация управленческого документооборота, то есть системы внутрихозяйственной отчетности.

В отличие от бухгалтерского документооборота, управленческий жестко не регламентируется извне, тем более, не может идти речи и об использовании в управленческом документообороте унифицированных форм бухгалтерской отчетности. При этом главное – отобрать и сгруппировать для целей управленческого учета ровно столько данных, сколько нужно для обеспечения заданной точности. Многие события на предприятии не отражаются в бухгалтерии, но эти события всё равно должны находить свое отражение в управленческом документообороте. Такой документооборот лучше организовывать по уровням управления и сегментам бизнеса.

Кроме бюджетирования и управления на уровне центров ответственности, часто выделяется отдельно управление проектами. Для планирования и анализа рентабельности необходимо сопоставлять расходы фирмы с ее доходами. Так как доходы и расходы проходят по разным центрам ответственности, необходимо группировать доходы и расходы еще и по различным направлениям деятельности фирмы (проектам).

Организация системы управленческого учета и внедрение корпоративной информационной системы предполагают изменение форматов поведения всех без исключения сотрудников компании, особенно топ-менеджеров. Это, в свою очередь, означает реструктуризацию предприятия (так называемый реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения радикальных улучшений ключевых показателей деятельности компании, таких как себестоимость продукции, качество, сервис и скорость выполнения работы) и смену принятой управленческой модели.

Построение регулярного менеджмента является одним из факторов, критических для успешного внедрения системы управленческого учета. Объективные потребности постсоветской экономики требуют поддержки наиболее современных технологий корпоративного управления. К числу таких технологий относятся:

-методология планирования бизнес-ресурсов;

-система управления затратами и себестоимостью (контроллинг);

-система поддержки принятия решений;

-антикризисное управление.

Сложность проблемы подтверждает мировая статистика: не более 70% попыток внедрения систем управленческого учета заканчивается успешно, и из них только половина укладывается в намеченные бюджеты и сроки, что и обеспечивает необходимость системного подхода к ее решению. Поэтому необходимо предварительно провести исследование, объединяющее теорию управленческого учета, методологии формализации и оптимизации бизнес-процессов, а также технику разработки и внедрения корпоративных информационных систем с учетом специфики деятельности предприятия.

Бизнес-процессы в любой организации можно разделить на две группы:

-основные бизнес;

-вспомогательные бизнес-процессы.

Вспомогательные бизнес-процессы практически идентичны на верхнем уровне абстракции во всех организациях, к ним относятся бухгалтерия, логистика, склад, кадры и т.п., а существующие различия проявляются на нижних уровнях детализации. Такие бизнес-процессы очень хорошо изучены и формализованы.

Далее следует выбрать для себя подходящее программное обеспечение. Весомость фактора уровня автоматизации системы управления по разным оценкам находится в интервале от 10 до 30%. В составе информационной системы выделяются следующие, относительно независимые составляющие: -информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС;

-регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

-кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

-компьютерная инфраструктура;

-прикладная программная часть – взаимосвязанные функциональные подсистемы;

-пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.

Обычно в ходе разработки информационной системы анализируются функции системы, потоки данных и управление между ними, определяются функции конкретных типов рабочих мест, специфицируются хранилища данных и способы доступа к ним для каждого рабочего места, все формализуется и затем кодируется.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Документування господарських операцій пов язаних з рухом готової продукції
Реферат Гиревой спорт
Реферат Ангіоархітектоніка плаценти людини і структура плацентарного барєра в нормі
Реферат Charles Darwin And The Theory Of Evolution
Реферат Технология ТРИЗ, как фактор развития творческого потенциала личности
Реферат Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Реферат Организационно-функциональная структура Национальной системы стандартизации
Реферат Ферраро-Флорентийский собор и Флорентийская уния. История "Филиокве"
Реферат Учет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия общественного питания
Реферат Cols=2 gutter=79> часть VII властелин вечности египет-2 глава 40 остались ли в египте еще какие-нибудь секреты?
Реферат Методологія науково-педагогічного дослідження
Реферат Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Реферат Управление имуществом предприятия и источниками его финансирования
Реферат Клонирование 2
Реферат Поволжский экономический район 2