Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бюджетное планирование 2

--PAGE_BREAK--Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо концерта, когда все статьи бюджета, включая количество охраны/милиции и гонорары артистов, поставлены в зависимость от количества проданных билетов.
Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.
— Переходящие бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем
Бюджет с нулевым уровнем — это бюджет, который каждый раз составляется заново, “с нуля”. В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.
Одним из способов, с помощью которых можно уменьшить влияние неопределенности, является использование переходящих бюджетов. В рамках конкретного бюджетного периода функциональные и мастер-бюджеты разрабатываются стандартным способом, но при этом весь период подразделяется на несколько более коротких, для ближайших из которых формируются детальные операционные бюджеты. По мере исполнения одного из детализированных бюджетов разрабатывается в деталях тот который следует уже за разработанными, и таким образом к распланированному периоду каждый раз добавляется еще один подпериод. В случаи месячного платежного календаря это может быть включение в план вместе с четырьмя или пятью неделями планового месяца и первой недели следующего месяца. В дальнейшем план еженедельно уточняется на последующие три-четыре недели, и каждый раз в него добавляется новая будущая неделя вместо прошедшей. Это может происходить в рамках отдельного бюджетного периода, а также при переходе от одного бюджетного периода к следующему [10].
При постановке системы бюджетирования на предприятии целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
1) какой отдел будет заниматься бюджетированием;
2) каким из методов будет осуществляться бюджетирование;
3) как будет производиться контроль за исполнением бюджета;
4) какими методами и способами будет производиться анализ отклонений от запланированной величины.
По опыту зарубежных компаний бюджетированием, как правило, занимаются специальные отделы, иногда называемые бюджетной бухгалтерией, и работники этих отделов, именуемые контроллерами.
Бюджетная бухгалтерия призвана представлять фактические и нормативные бюджетные затраты и результаты, разрабатывать рекомендации по их оптимизации.
Контроллеры должны рассчитать ожидаемый результат деятельности по видам бизнеса и оценить реальность его достижения. Кроме того, они обязаны предвидеть экономическую ситуацию организации по истечении определенного периода времени через анализ исполнения бюджетов.
Современная бюджетная бухгалтерия развивается по двум направлениям:
— в виде интегрированного учета исполнения бюджета в составе финансовой или управленческой бухгалтерии;
— как самостоятельная бюджетная бухгалтерия, построенная на информации управленческого учета (автономный учет).
Исходя из этого, возможны три варианта связи финансовой, управленческой и бюджетной бухгалтерий:
— при первом варианте организуется автономная система с выделением бюджетной бухгалтерии в самостоятельную подсистему, использующую данные управленческого учета;
— при втором варианте существует обособленный учет исполнения бюджета, но бюджетная бухгалтерия не выделена в самостоятельную и находится в составе управленческой;
— третий вариант предполагает интегрированную систему, в которой объединены финансовая, управленческая и бюджетная бухгалтерии. При этом используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.
Бюджетирование осуществляется с помощью финансовых инструментов, называемых бюджетами.
Бюджет — это количественный план доходов и расходов в денежном выражении на определенный период времени. Он необходим для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.
Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур.
В подготовке бюджетов и бюджетной отчетности участвуют разные подразделения организации.
Все бюджеты составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении основных бюджетов могут использоваться два подхода (рис. 1):
— прямой — на основе операционных бюджетов, определения дебиторской и кредиторской задолженности, запасов сырья и готовой продукции и на этой основе определения основных соотношений финансовых потребностей и финансовых возможностей;
— косвенный (более упрощенный) — на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных стартовых затрат и внешнего финансирования.

                       ┌────────────────────────────────────────────────┐
                       │                  Общий бюджет                  │
                       └────────────────────────┬───────────────────────┘
                               ┌────────────────┴────────────────┐
                              \│/                               \│/
                     ┌─────────┴────────┐            ┌──────────┴────────
                     │Генеральный бюджет│            │Бюджет по отдельным│
                     └─(мастер – бюджет)┘            │     программам    │
                  ┌────────────┴──────────┐          └───────────────────┘
                 \│/                     \│/
        ┌─────────┴───────┐      ┌────────┴───────┐
        │   Операционные  │     ┌┤   Финансовые   │
       ┌┤     бюджеты     │     ││     бюджеты    │
       │└─────────────────┘     │└────────────────┘
   ┌── │┌─────────────────┐     │┌────────────────┐
   │   ├┤  Бюджет продаж  │     ├┤ Бюджет доходов │
   │   │└─────────────────┘     ││   и расходов   │
   │   │┌─────────────────┐     │└────────────────┘
   │   ├┤      Бюджет     │     │┌────────────────┐
   │   ││   производства  │     ├┤ Бюджет движения│
   │   │└┬────────────────┘     ││денежных средств│
Ч  │   │ │┌───────────────┐     │└────────────────┘
а  │   │ ││ Бюджет прямых │     │┌────────────────┐
с  │   │ ├┤  материальных │     ││     Бюджет     │
т  │   │ ││     затрат    │     ││   прогнозного  │
н  │   │ │└───────────────┘     └┤     баланса    │
ы  │   │ │┌───────────────┐      └────────────────┘
е  │   │ ││ Бюджет прямых │
 
б  │   │  └───────────────┘
ю  │   │┌─────────────────┐
д  │   ││      Бюджет     │
ж  │   ││  себестоимости  │
е  │   ├┤  произведенной  │
т  │   ││    продукции    │
ы  │   │└─────────────────┘
   │   │┌─────────────────┐
   │   ││      Бюджет     │
   │   └┤ административных│
   │    │     расходов    │
   │    └─────────────────┘
   └──
Рис. 1 Схема общего бюджета производственной организации
Косвенный метод составления бюджета. При данном методе составляется ожидаемый бюджет, как правило, на месяц с учетом доходов и расходов организации
Наряду с бюджетами на предстоящий период в процессе бюджетирования составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период
Отчеты по бюджетам сводят воедино информацию по планированию, учету, контролю и анализу деятельности организации. Менеджеры должны отслеживать выполнение бюджетов и выявлять так называемые узкие места в деятельности организации.
Отчеты по бюджетам могут готовиться ежемесячно (наиболее частый случай), ежеквартально, по полугодиям и ежегодно. По некоторым данным отчитываются ежедневно (например, по отгрузке), по другим — еженедельно (например, по производству и продажам). Определяется периодичность отчетов путем проведения анализа «затраты/выгоды».
Для того чтобы был результат функционирования бюджетной системы, необходима привязка частных бюджетов к центрам финансовой ответственности. Если такого не происходит, то ситуация оценивается на уровне организации. При этом неэффективность работы организации не дает понять, чем это вызвано. То есть доходы и расходы должны балансироваться по центрам ответственности.
Несомненно, подходы к формированию центров ответственности должны быть различными. Центры ответственности следует определять в зависимости от характера и содержания функций, выполняемых соответствующими службами и подразделениями, ответственными за использование в производстве соответствующих видов ресурсов. Они должны охватывать все структурные подразделения, а внутри подразделения необходимо иметь ответственных за определенные участки работы, чтобы руководители, специалисты и рабочие отвечали за эффективность затраченных ресурсов.
Однако кроме производственных центров ответственности следует разработать систему центров, ответственных за контроль текущих расходов и достижение бюджетных результатов, поскольку процесс управления организацией не заканчивается выходом продукции и калькулированием ее себестоимости.
В связи с этим выделяют следующие типы центров ответственности:
— центры доходов, включающие управление маркетингом и сбытом;
— центры расходов, включающие управление производством и техническим обеспечением;
— профит-центры, включающие управление финансами и экономикой организации;
— центры инвестиций, включающие управление техническим развитием, работой персонала организации и т.д.
В данном случае при формировании центров ответственности следует учитывать ряд принципов:
1) в каждом центре ответственности должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
2) в каждом центре ответственности должен быть ответственный руководитель, который не только контролирует, но и имеет возможность непосредственно влиять на то, за что он отвечает;
3) степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было слишком трудоемким;
4) на центр ответственности целесообразно относить только прямые расходы, непосредственно связанные с его работой;
5) поскольку деление организации на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителя соответствующего центра, необходимо учитывать социально-психологические факторы.
Кроме бюджетов структурных подразделений разрабатываются бюджеты для отдельных видов деятельности, например бюджет социального развития, бюджет научно-исследовательских работ и др.
Бюджет, скоординированный по всем программам, структурным подразделениям и представляющий план работы организации в целом, называют общим бюджетом (рис. 1) [6].

3. Мастер-бюджет организации
Мастер-бюджет или генеральный бюджет – это система взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический) показывает прогнозируемые объемы продаж и производства. Он сводится к прогнозированию прибылей и убытков каждого подразделения.
В общем виде операционный бюджет выглядит следующим образом:
Бюджет продаж
Опера-       План производства
цион-          План прямых материальных затрат
ный            План          прямых трудовых затрат
бюд-           План потребности в производственных мощностях
жет             Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет цеховой себестоимости
                   Бюджет общехозяйственных расходов
                   Бюджет коммерческих расходов (расходы на продажу)
                   Бюджет прочих доходов и расходов
                   Бюджет инвестиций
Рис 2. Схема операционного бюджета
Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени. Финансовый бюджет составляется на основании операционного бюджета.
К финансовым бюджетам относятся бюджет движения денежных средств, бюджетный отчет о прибылях и убытках и бюджетный баланс [8].
В каждой конкретной организации необязательно формировать полную систему бюджетов именно таким образом. Возможно, каких-то блоков, в зависимости от особенностей деятельности организации, в системе бюджетов может не быть в принципе, но мы рассмотрим характеристику всех блоков, для полного понимания и их взаимоувязки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Растения, действующие на гельминтов, клещей, насекомых
Реферат Dream Deferred Essay Research Paper Dream Deferred
Реферат Театрализованные представления Средневековья
Реферат Сестринский процесс при заболеваниях крови
Реферат Внешняя политика России начала XX века
Реферат Уз'яднанне БССР и Пакт Молатава-Рыбентропа
Реферат Вплив нітратів на людський організм
Реферат Вплив мотивацiї на продуктивнiсть пам ятi пiдлiткiв
Реферат Вплив малих доз радіації на клітинний імунітет
Реферат Вплив іонизуючого опромінення на тварин 2
Реферат 4 класс Учитель: Рашина Л. Н. Оформление
Реферат Подготовка будущих педагогов к восприятию субъектности учащихся в обучении
Реферат А. Блок и Э. Т. А. Гофман: традиции романтизма в символистской поэтике
Реферат Коммерческие банки как фундамент кредитной системы
Реферат Коммутационно-фильтровое устройство радиолокатора непрерывного излучения с частотной манипуляцией