--PAGE_BREAK--· права и обязанности участников общества;
· сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;
· сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
· сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
иные сведения, предусмотренные настоящим законом.
Устав утверждается его учредителями (участниками), в отличие от учредительного договора, который учредителями заключается
При этом для юридических лиц, созданных одним учредителем, Устав является единственным учредительным документом.
Как и в любом другом учредительном документе в Уставе должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида
Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не содержит прямого разъяснения понятия «учредительного документа» его содержание раскрывается ст. 52 Гражданского Кодекса РФ. Так, исходя из п. 1 ст. 52 можно сделать вывод что учредительные документы – это документы на основании которых действует юридическое лицо. В зависимости от организационно-правовой формы меняется и состав учредительных документов для данных юридических лиц.
Так, например:
1. До 01.07.09 Учредительными документами являются учредительный договор и устав для:
• общества с ограниченной ответственностью;
• общества с дополнительной ответственностью.
2. Учредительным документом является только учредительный договор для:
• полного товарищества;
• объединения юридических лиц.
3. Учредительным документом является только устав для:
• акционерного общества (как закрытого, так и открытого);
• производственного кооператива;
• унитарного предприятия;
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
Следует обратить особое внимание, что юридическую силу учредительные документы приобретают для третьих лиц только с момент их государственной регистрации, либо с момента уведомления регистрирующего органа о внесенных в них изменениях.
Учредительный договор – договор, заключаемый между учредителями юридического лица при его создании.
В Учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
В силу толкования ст. 52 ГК РФ, Учредительные договоры по своему статусу относятся к «учредительным документам», что косвенно подтверждается ст. 70, 83 ГК РФ, а также прямо указано в ст. 89, 122 ГК РФ.
В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ Учредительные договоры должны соответствовать следующим требованиям:
«В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным».
Не следует путать Учредительный договор с:
договором о создании – который заключают акционеры в акционерных обществах;
договором об учреждении – который, начиная с 01.07.2009, будет заключаться учредителями в ООО и заменит собой учредительный договор
Учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения).
Гражданский Кодекс устанавливает единый для всех юридических лиц набор данных, которые необходимо включать в учредительные документы и которые должны анализироваться в ходе аудиторской проверки. Эти данные конкретизируются, детализируются и дополняются другими статьями ГК, а также специальными законами, посвященными отдельным видам юридических лиц.
Независимо от вида юридического лица в учредительных документах нужно указать его наименование и место его нахождения, а также порядок управления им. Аудиторская проверка учредительных документов и расчетов с учредителями вызвана необходимостью анализа предмета и целей деятельности юридического лица, которая предусмотрена законодательством. Например, аудит учредительных документов необходим, если учредители (участники) захотят ограничить правоспособность юридического лица или изменить предмет и цели деятельности организации.
Согласно п. 2 ст. 52 Гражданского Кодекса РФ в учредительных документах юридического лица в обязательном порядке должны определяться:
— наименование юридического лица;
— место нахождения юридического лица;
— порядок управления деятельностью юридического лица;
— а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида;
— предмет и цели деятельности юридического лица (действует в отношении некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций)
Отдельно оговаривается, что в именно в учредительном договоре учредители:
— обязуются создать юридическое лицо;
— определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица;
— определяют условия передачи юридическому лицу своего имущества и участия в его деятельности;
— определяют условия, и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;
— определяют условия и порядок управления деятельностью юридического лица;
— определяют условия и порядок выхода учредителей (участников) из состава юридического лица.
3. Первичный учет
Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется автоматизированным способом с использованием персональных компьютеров, по журнально-ордерной форме, путем двойной записи на взаимоувязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Отражение в бухгалтерском учете:
· создания организации, а также задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал осуществляется на основании учредительных документов;
· поступления взносов от учредителей в виде денежных средств, а также выплаты доходов учредителям – на основании приходно-кассового ордера или выписки банка;
· поступления основных средств, материалов, товаров и др. – на основании акта приема-передачи;
· начисления дохода учредителей не состоящим в штате – на основании протокола собрания учредителей;
· начисление налога на доходы от участия в организации – на основании расчета.
4. Аналитический учет
Аналитический учет ведут по счёту 75 «Расчёты с учредителями» (счёт активно-пассивный).
Счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями организации: по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др.
К счету 75 «Расчеты с учредителями» открыты субсчета:
75/1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»,
75/2 «Расчеты по выплате доходов» и др.
Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.
Учет расчетов с учредителями (участниками) в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 «Расчеты с учредителями» обособленно.
5. Синтетический учет
Дебетовый оборот характеризует возникновение задолженности участников перед обществом по вкладам в уставный капитал. Кредитовый оборот представляет сумму погашенной Кредиторской задолженности, равную стоимости вкладов, фактически внесенных участниками.
При журнально-ордерной форме синтетический учёт по этому счёту ведётся в журнале-ордере №8, аналитический в ведомости №7.
Выплата доходов работникам организации, входящих в число его учредителей, учитывается на счёте 70 «Расчёты по оплате труда». [6, с. 269]
Если для выплаты доходов участникам прибыли окажется недостаточно или она вообще будет отсутствовать, то при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами, указанные выплаты производятся за счёт резервного фонда. При начислении составляется проводка:
Д-т сч. 82 «Резервный фонд»
К-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).
Выплата начисленных сумм доходов отражается проводкой:
Д-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).
К-т сч. 51 «Расчётный счёт» [Приложение D]
При выплате доходов от участия в организации продукцией (работами, услугами) этой организации в бухгалтерском учёте производятся записи:
Д-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).
К-т сч. 90 «Реализация»
Начисленные налоги на доходы от участия в организации отражаются проводкой (подоходный налог в размере 15%):
Д-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).
К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам»
Счет 75 «Расчеты с учредителями»
Счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют этот счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления. К счету 75 «Расчеты с учредителями» могут быть открыты субсчета:
· 75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»,
· 75–2 «Расчеты по выплате доходов» и др.
На субсчете 75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный (складочный) капитал.
На дату государственной регистрации АО по дебету счета 75 в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» отражается сумма задолженности учредителей по оплате акций (долей).
При создании акционерного общества по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» принимается на учет сумма задолженности по оплате акций.
Если учредители вносят вклад в уставный капитал в денежной форме, то при фактическом поступлении сумм от учредителей в виде денежных средств производятся записи по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами учета денежных средств: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».
Если учредителем является нерезидент и уставный капитал (либо его часть) формируется в иностранной валюте, то согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (ПБУ 3/2000) величина уставного капитала указанного общества пересчитывается в рубли по курсу на дату регистрации юридического лица.
В бухгалтерском учете предприятия производятся следующие записи:
Дебет 75–1, Кредит 80 – 370 000 руб. – отражена задолженность ЗАО по взносу в уставный капитал,
Дебет 75–1, Кредит 80 – 127 946 руб. – отражена задолженность компании по взносу в уставный капитал.
Дебет 51, Кредит 75–1 – 370 000 руб. – отражено поступление денежных средств от ЗАО в счет вкладов в уставный капитал.
Дебет 52, Кредит 75–1 – 129 310 руб. – отражено поступление денежных средств от компании в счет вклада в уставный капитал,
Дебет 75–1, Кредит 83 – 1346 руб. – отражена положительная курсовая разница в связи с понижением курса рубля по отношению к доллару.
Согласно ст. 16 Закона 14-ФЗ каждый учредитель должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. При этом стоимость вклада каждого учредителя должна быть не менее номинальной стоимости его доли.
Аналогично оплата акций общества осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости. Если акции организации, созданной в форме АО, реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал».
Пример. При создании ОАО было решено, что величина уставного капитала составит 200 000 руб. Для этого было эмитировано 1000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 200 руб. за акцию. Учредители ОАО объявили открытую подписку на акции. В соответствии с решением об эмиссии акции размещаются по цене 220 руб. за акцию, стоимость акций оплачивается денежными средствами полностью при подписке.
В бухгалтерском учете ОАО произведены следующие бухгалтерские записи:
Дебет 75–1, Кредит 80 – 200 000 руб. – отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал,
Дебет 51, Кредит 75–1 – 220 000 руб. – поступили денежные средства в счет оплаты эмитированных акций,
Дебет 75–1, Кредит 83 – 20 000 руб. – отражена сумма эмиссионного дохода.
Если учредители вносят вклады в уставный капитал имуществом, то полученное имущество отражается в бухгалтерском учете бухгалтерской записью по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др. и кредиту счета 75. Если стоимость полученного имущества превышает номинальную стоимость доли в уставном капитале, то у организации, как и в случае с продажей акций выше их номинальной стоимости, возникает эмиссионный доход.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющего денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный капитал (фонд) организации.
продолжение
--PAGE_BREAK--