--PAGE_BREAK--На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.
Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).
Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:
1. Прямые налоги – те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.
2. Косвенные налоги — те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.
Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны.
Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие признаки классификации:
— по субъекту уплаты:
1. физические лица;
2. юридические лица.
В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве – термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.
Физические лица — налоговые резиденты РФ — физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Юридическое лицо — предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
— по объектам налогообложения:
1) имущество (движимое, недвижимое);
2) доход (прибыль) от экономической деятельности;
3) операции по реализации товаров, работ, услуг;
4) ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);
5) отдельные виды экономической деятельности;
6) отдельные объекты.
Под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с вышеназванными главами Налогового кодекса РФ.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
— по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:
1) собственные (закрепленные налоги);
2) регулирующие налоги.
Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.
Регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
— по принадлежности к уровню власти и управления:
1) федеральные:
- налог на добавленную стоимость
-акцизы
-налог на доходы физических лиц
-единый социальный налог
-налог на прибыль организаций
-налог на добычу полезных ископаемых
-налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
-водный налог
-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
-государственная пошлина
2) региональные:
-налог на имущество организаций
-налог на игорный бизнес
-транспортный налог
3) местные:
-земельный налог
-налог на имущество физических лиц
Федеральные (общегосударственные) налоги — элементы данных налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.
Отличительной чертой региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1.Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).
2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990г. налог на заработную плату в размере 13 % ).
3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
По способу изъятия:
1) прямые:
а) реальные
б) личные;
2) косвенные:
а) индивидуальные,
б) универсальные,
в) фискальные монополии,
г) таможенные пошлины;
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества. Окончательными плательщиками прямых налогов является владелец имущества (дохода). Они подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Им облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, ценные бумаги).
Прямой налог личный – важнейшая форма прямого обложения, при котором налогом облагается доход налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (услуги). Косвенные налоги подразделяются в зависимости от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров.
Косвенными универсальными налогами облагаются в основном все товары и услуги.
Фискальные монополии – ими облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.
Таможенными пошлинами облагается товар и услуги при совершении экспортно-импортных операций. Пошлина является обязательным взносом, взимаемым таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.
— по срокам уплаты:
1) срочные;
2) периодично-календарные.
Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия.
Периодично-календарные подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.
— по порядку введения:
1) общеобязательные;
2) факультативные.
Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают
Факультативные налоги предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.
— по целевой направленности:
1) абстрактные;
2) целевые.
Абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом.
Целевые (специальные) налоги – налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий
— по порядку и способу исчисления налога:
1) налогоплательщика;
2) налогового агента;
налоговый орган
— исчисление налога может осуществляться по:
1) некумулятивной системе
2) кумулятивной системе.
При первой системе обложение налогооблагаемой базы предусматривается по частям, при кумулятивной системе исчисления налога производится нарастающим итогом с начала года.
Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов, также их сочетание.
Данная классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы, в составе доходного источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.
2. НДС: плательщики, объект обложения, ставки налога, порядок расчета
Налогоплательщиками НДС являются:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.
Налогоплательщики должны обязательно встать на учет в налоговом органе (ИМНС).
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если сумма выручки от реализации товаров за 3 предыдущих календарных месяца, не превышает 1000000 руб. без учета НДС и налога с продаж.
Освобождение не распространяется на:
— налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье;
— ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащий налогообложению.
Объектом налогообложения являются следующие операции:
Реализация тру на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача имущественных прав.
Передача на территории РФ тру для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету.
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
Операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты;
Передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
Передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;
Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества, при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
Налоговые ставки
Налоговые ставки бывают обычные и расчетные.
Обычные ставки:
0% — используется при реализации:
— товаров, помещенных под таможенный режим;
— услуг по перевозке пассажиров, если пункт отправления или назначения расположен за пределами территории РФ;
работ, выполняемых непосредственно в космическом пространстве;
драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;
продолжение
--PAGE_BREAK-- — других вдов товаров, предусмотренных ст. 164 НК РФ.
10% — используется при реализации:
продовольственных товаров:
— скота и птицы в живом весе;
— мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий, мяса птицы, консервов – ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
— молока и молочных продуктов;
— яйца и яйцепродуктов;
— масла растительного;
— маргарина;
— сахара, включая сахар-сырец;
— соли;
— хлеба и хлебобулочные изделия и другие.
товаров для детей:
— трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
— швейные изделия, в том числе изделия из натуральной овчины и кролика;
обувь (за исключением спортивной): пинеток, дошкольной, школьной, валяной, резиновой, малодетской, детской;
— детские кровати;
— детские матрацы;
— коляски;
— школьные тетради;
— игрушки;
— пластилина и другие школьные предметы.
периодических печатных изданий, за исключением рекламного и эротического характера;
медицинских товаров.
Налогообложение по ставке 18% производится в случаях не указанных выше.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При применении различных ставок общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом налоговых вычетов.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам этого налогового периода, принимается равной нулю, а возникшая разница подлежит возмещению либо зачету в установленном порядке.
Уплата налога за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговые органы налоговую декларацию. Уплата налога производится по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты производят уплату НДС по месту своего нахождения.
В статье 145 закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты НДС. Получение права на эту льготу зависит от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС и налога с продаж не должна превышать 1 млн.руб.
В мировой практике известны два способа исчисления НДС: «сложения» и вычитания».
По первому способу налогооблагаемая база исчисляется как сумма добавленных стоимостей по каждому виду производимой предприятием продукции (работе, услуге), а налог рассчитывается по ставке от суммы добавленных стоимостей. Для того, чтобы использовать этот способ, на предприятии необходимо вести учет по отдельным видам продукции.
Второй способ заключается в том, что на общую сумму выручки от реализации продукции начисляется налог, а затем из него вычитается сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная при покупке исходных материалов.
В РФ используется второй способ исчисления НДС, что объясняется особенностями бухгалтерского учета, не позволяющими реализовать на большинстве предприятий – плательщиков НДС первый способ.
Порядок расчета НДС в оптовой и розничной торговле
Сумма НДС определяется предприятиями розничной торговли в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги) и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками и (или) таможенными органами по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенные для продажи, и материальным ресурсам стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Особенности применения НДС при экспортно-импортных операциях.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Документы представляются в срок до 180 дней.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме. При помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
При помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается.
При помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.
При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается.
Начисление НДС при реализации основных средств
При реализации приобретенных ОС (основные средства) и НА (нематериальные активы) облагаемый оборот определяется исходя из полной стоимости их реализации. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента продажи ОС и НА. При реализации ОС (НА) в бюджет уплачивается вся сумма НДС, полученная от их продажи, поскольку в соответствии с установленным порядком зачета НДС к моменту продажи у предприятия уже не должно быть сумм «входного» налога, не отнесенных еще на расчеты с бюджетом (при условии, что приобретение и продажа ОС (НА) осуществляются в разных отчетных периодах). Исключение из общего правила имеет место при реализации ОС (НА), сумма НДС по которым учтена в их балансовой стоимости. В этом случае налогоплательщикам следует расчетным путем определять сумму налога, не отнесенную на расчеты с бюджетом к моменту продажи. При этом в бюджет вносится сумма НДС, исчисленная как разница между суммой НДС, полученной при реализации ОС (НА), и суммой НДС, не отнесенной на расчеты с бюджетом к моменту продажи. При этом Минфин РФ рекомендует производить расчет суммы НДС, не отнесенной на расчеты с бюджетом к моменту продажи ОС (НА), в следующем порядке (см. письма Минфина РФ от 11.01.2000 № 04-03-11, от 18.02.2000 № 04-03-10):
- при реализации ОС (НА) производственного назначения, отраженных в учете по стоимости приобретения с учетом НДС, суммы налога по которым относятся на издержки производства и обращения через суммы амортизации, сумма НДС, не отнесенная на расчеты с бюджетом к моменту продажи, рассчитывается по ставке 16,67 % от остаточной стоимости ОС (НА) без учета переоценки. Такой порядок исчисления НДС, по мнению Минфина РФ, следует применять в отношении ОС (НА), используемых при производстве льготируемой продукции, а также в отношении служебных легковых автомобилей и микроавтобусов;
- при реализации ОС (НА) непроизводственного назначения, суммы НДС по которым к зачету при приобретении не принимались, а относились за счет соответствующего источника финансирования, сумма НДС, не отнесенная на расчеты с бюджетом к моменту продажи, принимается в размере полной суммы налога, уплаченной при их приобретении.
- при реализации ОС, введенных в эксплуатацию после окончания строительства, числящихся на балансе по стоимости, отражающей фактические затраты по строительству, включая суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным при их строительстве, облагаемый оборот определяется в виде разницы между стоимостью реализации и фактическими затратами. Аналогичный порядок применяется и в отношении построенных жилых домов и квартир. По мнению Минфина РФ этот же порядок определения облагаемого оборота следует применять и при реализации объектов незавершенного строительства (см. Письмо Минфина РФ от 11.06.98 № 04-03-10). При этом следует обратить внимание, что поскольку при реализации указанных объектов Инструкцией № 39 установлен особый порядок определения облагаемого оборота, в счете – фактуре продавец должен указывать сумму НДС, исчисленную именно с разницы между ценой реализации и фактическими затратами, а не сумму НДС от продажной стоимости объекта (поскольку облагаемым оборотом в этом случае является сумма разницы между ценой реализации и фактическими затратами, а не цена реализации) (см. Письмо Минфина РФ от 30.06.99 № 04-03-10).
- при реализации ОС (материальных ценностей), полученных от учредителей в качестве взноса в уставный фонд, порядок определения облагаемого оборота зависит от того, уменьшается уставный фонд на сумму этого взноса или нет.
Если уставный фонд не уменьшается на сумму взноса, то облагаемый оборот определяется исходя из разницы между продажной ценой и ценой, зафиксированной в уставном фонде. Если при реализации ОС уставный фонд уменьшается на величину взноса, то облагаемый оборот определяется исходя из полной стоимости реализуемых ОС.
Льготы по налогу на добавленную стоимость
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
-товаров (работ, услуги), приобретаемых для перепродажи.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика.
Порядок исчисления и сроки платежей по налогу на добавленную стоимость в бюджет.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения
Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Учет налога на добавленную стоимость
Таблица 1.1
продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Налог на прибыль организации: плательщики, объект обложения, ставки налога, порядок расчета
Плательщики налога на прибыль
Статья 246 ч. II НК РФ признает налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций:
§ российские организации;
§ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации;
§ коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации, Банк внешней торговли Российской Федерации, кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций, а также филиалы иностранных банков – нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение в России банковских операций.
Не являются плательщиками налога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога), а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.
Объектом обложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 ч. II НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. НК определяет перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.
Доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
Внереализационными доходами признаются доходы:
1) от долевого участия в других организациях;
2) от операций купли-продажи иностранной валюты;
3) в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
4) от сдачи имущества в аренду;
5) в виде доходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде;
6) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
7) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;
8) в виде положительной курсовой разницы от переоценки имущества;
9) в виде процента по договорам займа, кредита, банковских вкладов, а также по ценным бумагам;
10) от используемых не по назначению денежных средств, имущества, работ, услуг, которые были получены в рамках благотворительной деятельности или целевого финансирования;
11) стоимости излишков товароматериальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации;
12) сумм кредиторской задолженности, списанных с истечением срока исковой давности;
13) сумм восстановленных резервов, расходы, на формирование которых были приняты в составе расходов в установленном порядке.
Доходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли:
1) денежные средства, имущество, имущественные права, работы, услуги, полученные в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
2) имущество, имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
3) взносы в уставный капитал организации;
4) средства, полученные в виде безвозмездной помощи в соответствии с российским законодательством и использованные на уставную деятельность;
5) имущество и средства, полученные в рамках целевого финансирования;
6) сумма кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней;
7) средства, полученные по договорам кредита и займа, а также средства, полученные в погашение таких заимствований.
Налоговой базой в соответствии со ст. 274 ч. II НК РФ признается денежное выражение прибыли, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме.
Порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. НК определяет также перечень расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
4) расходы на обязательное и добровольное страхование;
5) прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Перечисленные расходы, с другой точки зрения, подразделяются:
1) на материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в т.ч. процентов по ценным бумагам, процентов, уплачиваемых по договорам и займам;
3) расходы на организацию выпуска ценных бумаг;
4) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
5) расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации;
6) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы;
7) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
8) судебные расходы и арбитражные сборы;
9) уплаченные суммы штрафов, пеней, неустоек за нарушение договорных условий (обязательств) налогоплательщиком;
10) расходы налогоплательщиков, применяющих метод начисления на формирование резерва по сомнительным долгам и т. д.
К внереализационным расходам приравниваются убытки, выявленные в текущем периоде в виде:
1) убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчётном (налоговом) периоде;
2) сумм дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности;
3) потерь от брака;
4) потерь от простоев;
5) потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий.
Расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли:
1) суммы выплачиваемых налогоплательщиком дивидендов;
2) штрафы, пени за нарушение налогового законодательства;
3) взносы в уставный капитал;
4) средства, переданные по договорам займа, кредита, а также суммы, направленные на погашение таких заимствований;
5) стоимость безвозмездно переданного имущества, товаров, работ, услуг;
6) расходы на любые виды вознаграждений работников – помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) и (или) коллективного договора;
7) суммы материальной помощи работникам;
8) оплата ценовых разниц при реализации товаров, работ, услуг работникам по льготным ценам;
9) оплата путёвок на лечение, отдых, посещение культурно-спортивных мероприятий; подписки работников на издания, не относящиеся к подпискам на нормативно-техническую литературу; оплата товаров для личного потребления работников;
10) представительские расходы, расходы на рекламу, компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, суточные – сверх установленных норм;
11) взносы по договорам добровольного страхования работников;
12) расходы, не являющиеся обоснованными или документально подтверждёнными.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в последний день месяца инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
· по сомнительным долгам со сроком свыше 90 дней – резерв формируется в размере 100% задолженности;
· по сомнительным долгам со сроком от 45 до 90 дней – резерв формируется в размере 50% задолженности;
· по сомнительным долгам со сроком до 45 дней – резерв не формируется.
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика по итогам отчетного периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы равномерно в течение отчетного (налогового) периода. В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва, расходы по списанию долгов и ссуд, признаваемых безнадежными, осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов и ссуд, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
Порядок формирования налоговой базы
Глава 25 НК РФ определила принципиально новый подход к порядку исчисления и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: плательщики налога на прибыль должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов – методом начисления или кассовым методом. Согласно ст. 271-273 НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств. При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на расчетный счет банка (или в кассу) и соответственно фактическая оплата расходов.
Налоговой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признается равной нулю. Убыток, полученный в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесен на будущее через уменьшение налоговой базы по налогу на 30% в течение последующих 10 лет.
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период; сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного налогового периода на основе данных налогового учета.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.
Ставки налога на прибыль организаций
Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида дохода хозяйствующего субъекта. Действующие ставки по налогу на прибыль регламентируются ст. 284 гл. 25 ч. II НК РФ.
На сегодняшний день основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в Федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев или года.
НК предусматривает три варианта внесения авансовых платежей по налогу на прибыль. При этом система уплаты авансовых платежей оговаривается в приказе об учетной политике и не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Первый вариант уплаты налога – внесение авансовых платежей ежеквартально через ежемесячные взносы, рассчитанные исходя из прибыли прошлого отчетного периода. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий отчетному кварталу. По итогам отчетного периода осуществляется перерасчет налога исходя из фактически полученной за квартал прибыли. Недоплаченные суммы налога доплачиваются, переплата – засчитывается в счет будущих платежей.
Второй вариант уплаты налога – исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной за месяц прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
продолжение
--PAGE_BREAK--