--PAGE_BREAK--
1.3
Учет операций по счетам в банках
Большую часть расчетов с юридическими и физическими лицами организации осуществляются безналичным путем. Для этого в обслуживающем банке открывается расчетный счет. Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации (т.е. остаток денежных средств на конец года переходит на следующий год). Он открывается организациями, имеющим самостоятельный баланс и собственные оборотные средства. При этом организация вправе иметь неограниченное количество расчетных, текущих и иных счетов. Порядок открытия (закрытия) расчетного счета регулируется Инструкцией Банка России от 14.09.06 г. №28‑И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
— заявление на открытие счета установленного образца;
— нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
— справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
— копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;
— карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, заверенную нотариально.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка РФ.
К основным документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:
— договор (поставки, купли-продажи и др.);
— заявление на открытие счета (форма №041025);
— карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма №0401026);
— платежное поручение (форма №0401060);
— сводное платежное поручение;
— платежное требование-поручение (форма 0401061);
— платежное требование (форма №0401063);
— заявление на выдачу чековой книжки;
— чековая книжка;
— реестр чеков (форма №0401007);
— выписка их расчетного счета.
Документы по безналичным расчетам плательщика, получателя и обслуживающих их банков должны быть тщательно заполнены с указанием обязательных реквизитов:
— идентификационные номера организаций;
— название и местонахождения;
— коды расчетных и корреспондентских счетов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает на наличие свободных денег на расчетных счетах организации на начало и конец месяца; оборот по дебету характеризует суммы, поступившие на расчетные счета, а по кредиту – суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован с использованием субсчетов.
Операции, записываемые по кредиту счета 51, отражаются в журнале-ордере №2. Обороты по дебету записываются в разных журналах-ордерах и в ведомости №2. Основанием для заполнения журнала-ордера №2 и ведомости №2 служат банковские выписки, в которых указываются: остаток средств на счете на дату, предшествующую выписке; суммы, зачисленные на счет; суммы, списанные со счета; остаток на дату выписки (в выписке остатки и поступления денежных средств указываются по правилам учета банка по кредиту расчетного счета, а выбытие их – по дебету).
После получения выписки бухгалтер должен сделать следующее:
1) Составить остаток средств на расчетном счете на конец дня последней выписки с остатком средств на начало дня следующей выписки;
2) Проверить приложенные к выписке оправдательные документы, полноту отражения информации в выписке и арифметические ошибки. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок из банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». О всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение банку. Приложенные к выписке документы обязательно погашаются специальным штампом банка.
3) Проставить суммы в банковской выписке – отметка на полях выписки номера соответствующего корреспондирующего счета.
Порядок дальнейшей обработки банковской выписки зависит от частоты операций по расчетному счету в течении месяца. При малом количестве операций суммы записываются непосредственно в учетный регистр. Если выписки поступают ежедневно, то по счету 51 открывается оборотно-сальдовая ведомость. По окончании месяца в ней подводятся итоги и переносятся в учетный регистр счета 51 и одновременно в регистры корреспондирующих счетов.
Ниже приведены примеры корреспонденций счетов по движению денежных средств на расчетных счетах.
Поступления денежных средств в оплату проданной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг:
Дебет сч. 51 «Расчетные счета»; Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Перечисление денежных средств в оплату проданной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг:
Дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Прочие дебиторы и кредиторы»; Кредит сч. 51 «Расчетные счета».
Поступления денежных средств от подразделений организации:
Дебет сч. 51 «Расчетные счета»; Кредит сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Информация о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории России и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документов (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению, отражается с использованием счета 55 «Специальные счета в банках». К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55–1 «Аккредитивы»;
55–2 «Чековые книжки»;
55–3 «Депозитные счета» и др.
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется ЦБ РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждому выставленному аккредитиву.
На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55–2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученной чековой книжке.
На субсчет 2 «Депозитные счета» до 01.01.2003 г. учитывали движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражали по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производили обратные бухгалтерские записи.
Аналитический учет по субсчету 3 вели по каждому вкладу.
С 01.01.2003 г. депозитные вклады в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» должны учитываться в качестве финансовых вложений.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывается отдельно на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
Некоторые организации не могут сдавать денежную наличность в течении рабочего дня в обслуживающий их банк. В этом случае организации в соответствии с заключенными договорами вносят подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделение связи.
В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитываются на активном синтетическом счете 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы.
Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на счете 57 обособленно.
Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 «Касса».
С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 «Расчетные счета» (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73).
Специфика учета активов и обязательств в иностранной валюте заключается в пересчете иностранной валюты в рубли, установлении периодичности пересчета и исчислении и учете курсовых разниц.
Порядок оценки активов и обязательств организаций в иностранной валюте установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте», в котором обобщены действовавшие до этого правила и нормы оценки и учета по данному объекту учета.
В соответствии с указанным Положением стоимость активов и обязательств организаций, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте или дату составления отчетности.
Курсовая разница – это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих активов и обязательств, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.
Курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации (кроме операции по формированию уставного капитала) как внереализационные расходы и доходы.
Курсовые разницы должны учитываться на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражают отрицательные курсовые разницы в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др., а по кредиту – положительные курсовые разницы.
Курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала организации, подлежат отнесению на ее добавочный капитал. Положительные курсовые разницы относят на увеличение счетов по учету расчетов с учредителями с кредита счета 83 «Добавочный капитал», а отрицательные отражаются по дебету счета 83 и кредиту счетов учета расчетов.
Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность.
Автоматический учет операций движения средств на расчетных и иных счетах в банках позволяет формировать и изменять совокупности синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета; создавать и распечатывать платежные документы для осуществления безналичных расчетов; осуществлять записи на счетах и в регистрах бухгалтерского учета на основании полученных выписок из банка; составлять учетные регистры по регламенту и запросам пользователей; осуществлять контроль за предстоящими поступлениями средств от дебиторов и платежами кредиторам.
2. Практика ведения бухгалтерского учета денежных средств на примере предприятия ООО «Региональная Сырьевая Компания»
Общество с ограниченной ответственностью «Региональная Сырьевая Компания» создано в соответствие с Федеральным законом от 08.02.1998 г. №14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование Общества на русском языке: ООО «РСК». Основной целью создания Общества является удовлетворение общественных потребностей, и получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления коммерческой деятельности, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Предметом деятельности Общества является: производство и реализация строительных материалов.
Наличный и безналичный учет денежных средств на предприятии ведется автоматизировано с помощью бухгалтерской программы «1С-Бухгалтерия». Рассмотрим один день (29.08.2008 г.) учета денежных средств этого предприятия:
· Принято от Займ учредителя 49 000 рублей – отражено в бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 50 Кредит сч. 66–3; для оформления поступления наличных денег в кассу организации применен Приходный кассовый ордер (форма №КО‑1), который представлен в Приложении 1. По форме приходный кассовый ордер состоит из двух частей: самого приходного ордера и квитанции, которая подписывается главным бухгалтером. Квитанция отдается учредителю (кассовый чек не отбит).
· Принято от ООО «Торговый дом Эстрал-Ресурс» 15568 рублей 50 копеек – отражено в бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 50 Кредит сч. 62–1; оформлен Приходный кассовый ордер (форма №КО‑1), а также отбит чек на кассовом аппарате на эту сумму, которые представлены в Приложении 1. Квитанция и кассовый чек отдается покупателю.
· Выдана заработная плата работнику на сумму 57500 рублей 00 копеек – отражено в бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 70 Кредит сч. 70; оформлен Расходный кассовый ордер (форма №КО‑2) – документ выписан в одном экземпляре бухгалтером, подписан руководителем организации и главным бухгалтером, а также работником получившим деньги. Расходный кассовый ордер представлен в Приложении 1.
· Выдано под отчет работнику сумма 7068 рублей 50 копеек – отражено в бухгалтерском учете проводкой: Дебет сч. 71.1 Кредит сч. 70; также оформлен Расходный кассовый ордер (форма №КО‑2), который представлен в Приложении 1.
Счет 50 – Касса на 29.08.2008 г.
Дебет
Кредит
№ операции
сумма
№ операции
сумма
Сальдо на начало 29.08.2008 г.
-
Сальдо на начало 29.08.2008 г.
-
22
49000
34
57500
23
15568,5
35
7068,5
Оборот
64568,5
Оборот
64568,5
Сальдо на конец 29.08.2008 г.
-
Сальдо на конец 29.08.2008 г.
-
Расходные и приходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистраций (форма №КО‑3). Отчет кассира и вкладной лист (распечатаны из программы «1‑С Бухгалтерия») за 29.08.2008 представлены в Приложении 1. Z‑отчет регистрируется в Журнале кассира-операциониста (форма №КМ‑4), который также представлен в Приложении 1.
Безналичные расчеты производятся с помощью программы Интернет. Документы распечатываются по требованию клиента, например, платежное поручение или платежное требование, где указаны реквизиты нашего предприятия (номер счета, банк, ИНН, сумма) и плательщика (поставщика). Документы представлены в Приложении 1.
Итак, на предприятии ООО «Региональная Сырьевая Компания» в основном ведется безналичный расчет с поставщиками (покупателями) через Интернет. Наличный учет ведется с помощью приходных (расходных) кассовых ордеров, кассовых чеков и т.д. Общий учет денежных средств ведется автоматизировано с помощью программы «1-С Бухгалтерия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в курсовой работе представлены основы бухгалтерского финансового учета денежных средств и денежных документов на предприятиях и организациях. Наличие необходимой величины средств (собственных или заемных) является обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности как юридических, так и физических лиц. Без солидной суммы на счетах в банках, готовности по первому требованию контрагента рассчитаться наличными, выписать обеспеченный коммерческий вексель, т.е. без положительной кредитной истории и высокой деловой репутации занять авторитетное место среди бизнесменов не представляется возможным.
С помощью теоретических знаний бухгалтерского финансового учета показано практическое ведение учета денежных средств на предприятии ООО «Региональная Сырьевая Компания»: ведение бухгалтерского учета денежных средств на этом предприятии выбрано правильно, автоматизировано и упрощенно с помощью компьютерных программ («1‑С Бухгалтерия»). Первичные документы представлены в Приложении 1.
Также решена сквозная задача по учету фактов хозяйственной деятельности организации, которая представлена в Приложении 2.
Курсовая работы выполнена с помощью учебников, статей из журналов, нормативных документов, кодекса, программы «Консультант +» и т.д., а также таблиц и схем.
продолжение
--PAGE_BREAK--