Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудиторская проверка бюджетных муниципальных унитарных предприятий

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты аудиторской проверки бюджетных, муниципальных, унитарных предприятий
1.1 Сущность и цели аудита
1.2 Правовые основы аудита
1.3 Стандарты аудита
2. Технико-экономическое обоснование создания аудиторской фирмы
3. Проведение аудиторской проверки на примере МУП «Жилищное хозяйство»
3.1 Характеристика предприятия
3.2 Анализ финансового состояния
4. Рекомендации по результатам проверки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Введение
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Рассмотрим цели и задачи курсовой работы. Главная цель – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудит – это особая, самостоятельная форма контроля. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций.
1. Теоретические аспекты аудиторской проверки бюджетных, муниципальных, унитарных предприятий
1.1 Сущность и цели аудита
Слово «аудит» происходит от латинского слова «audio» (что значит «слушатель» или «слушающий»). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.
Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор «Трактата о счетах и записях» – первой книги, посвященной бухгалтерскому учету и заложившей основы его теории, подтверждал необходимость контроля бухгалтерского учета.
В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово «аудитор» – для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.
Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, которая в 1884 г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний, с последующим отчетом перед акционерами.
Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).
История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в ее столице – Эдинбурге в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор – специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.
Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т. д.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 1980-х годов, оказалась, как представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе постановления Совмина СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Руфаудит», «Аудиторская палата АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы – «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «Куперз энд Лайбренд», «Прайс Уотерхауз».
В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.
Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.
В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.
Так как аудит – это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.
Аудит, базирующийся на риске, – это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную, с точки зрения затрат, проверку.
Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут ограничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля.
Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудит – это особая, самостоятельная форма контроля. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения аудитора.
С точки зрения классификационных признаков, можно выделить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) (или ее учредителей), или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе.
Основная цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.--PAGE_BREAK--
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат обязательной проверке:
экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;
банки и другие кредитные учреждения;
страховые организации и общества взаимного страхования;
товарные и фондовые биржи;
инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;
суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.
Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г., эти объекты подлежат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в федеральных законах.
1.2 Правовые основы аудита
Становление аудита в России началось в конце 1980-х начале 1990-х годов. За этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:
Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.
Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.
Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.
Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.
Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.
О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02-102.
Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.).
О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15).
Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены нормативные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).
Базовым нормативным документом являются «Временные правила аудиторской деятельности в РФ».
В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.
Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита – проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели.
Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирования – на право аудиторской деятельности.
Во Временных правилах определен порядок выдачи лицензий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.
На основе вышерассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:
Первый уровень – Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.
Второй уровень – представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).
Третий уровень – документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель – помощь в реализации требований правил (стандартов).
1.3 Стандарты аудита
Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.
Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.
Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:
Общие положения;
Основные понятия и определения, используемые в стандарте;
Сущность стандарта;
Практические приложения.
В разделе «Общие положения» отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта;
объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами.
В разделе «Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.
В разделе „Сущность стандарта“ формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.
Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.
Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:
1. Общие стандарты аудита;
2. Рабочие стандарты аудита;
3. Стандарты отчетности;
Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.
Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов стандартов аудита:
1. Общие правила (стандарты).
1.1. Основные принципы аудита (проект).
1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).
1.3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.
2.1. Планирование аудита.
2.5. Аудиторские доказательства.
2.6. Документирование аудита.
2.7. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
2.8. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.
2.14. Использование работы эксперта.
2.17. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
3. Правила (стандарты) составления отчета.
3.1. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности (проект).
3.2. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.
3.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.
Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель – помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.
2. Технико-экономическое обоснование создания аудиторской фирмы
Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Экспертиза» (далее — ООО «Аудит-Экспертиза») было создано 20 декабря 1998 года.
ООО «Аудит-Экспертиза», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.
Учредителями ООО «Аудит-Экспертиза» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.
Основными внутренними документами, регулирующим деятельность ООО «Аудит-Экспертиза», являются Устав предприятия, Учредительный договор, коллективный договор.
Устав ООО «Аудит-Экспертиза» утвержден в соответствии с действующим российским законодательством решением Общего собрания учредителей-участников Общества. Устав общества состоит из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Права участников общества.
3. Предмет, задачи и цели общества.
4. Общие собрания участников.
5. Обязанности участников общества.
6. Исполнительный орган общества.
7. Выход участников из общества.
8. Переход доли в уставный капитал общества.
9. Учет и отчетность.
10. Реорганизация и ликвидация обществ.
Высший орган управления общества — общее собрания его участников.
Исполнительным органом является директор, избранный общим собранием; он же осуществляет организацию документооборота.
Главная задача фирмы «Аудит-Экспертиза» — это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
Предметная область проведения проверок включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.
Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.
Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту, вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета
При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:
Перечень основных нормативных документов;
Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
Первичные документы по разделу учета;
Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
Классификатор возможных нарушений;
Вопросник аудитора для составления программы проверки;
Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
Описание контрольных процедур.
Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.
Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.
Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.
Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учета, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.)
Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)
Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.
Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по форме № 1, отчет о финансовых результатах по форме № 2 и др.)
Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных средств, излишнее списание денег по кассе и др.
Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов.
Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми.
Используются восемь основных методов:
наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,
наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,
устный опрос,
получение письменных подтверждений,
проверка документов клиента,
проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,
проверка арифметических расчетов,
проведение анализа.
Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.
Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:
наименование контрольной процедуры;
цель проведения контрольной процедуры;
перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;
описание техники исполнения процедуры;
описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.
Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно-порядковой системе:    продолжение
--PAGE_BREAK--
первый знак – номер нарушения по классификации нарушений;
второй знак – номер разновидности нарушения;
третий знак – порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.
Таков подход к разработке положений методики проведения проверок с участием ассистента. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта учета – дело весьма трудоемкое.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Безусловно положительное заключение выдается аудитором экономическому субъекту, если аудитор по данным проверки полностью уверен, что: финансовая отчетность клиента подготовлена достоверно, на основе достоверных и объективных данных бухгалтерского учета; организация, постановка и ведение бухгалтерского учета экономического субъекта отвечают установленным принципам и требованиям, а учетная политика организации выбрана правильно; своевременно и полностью внесены налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды; соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчету раскрыты все вопросы, имеющие отношение к финансовой отчетности; внутренний контроль надежно подтверждает эффективность, законность и целесообразность хозяйственных операций; данные финансовой отчетности не противоречат альтернативному отчету организации, составленному аудитором, или уже известным аудитору сведениям об организации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно положительном заключении аудитор подтверждает достоверность финансовой отчетности с изложением обстоятельств, обусловивших такое заключение. Такими обстоятельствами могут быть: расхождения во мнении с руководством организации по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности; несогласие с методами оценки отдельных объектов учета, правильностью расчетов амортизации и других расчетных значений; несоответствие корреспонденции счетов по отдельным хозяйственным операциям экономическому и правовому их содержанию; неадекватная учетная политика организации, влияющая на достоверность финансовой отчетности и др.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности.
Отрицательное аудиторское заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчетности. В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, существенные ошибки и нарушения, которые не позволяют считать отчет достоверным.
Отказ аудитора (аудиторской фирмы) от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств (ограничение объема проверки, неуверенность аудитора и др.) аудитор (аудиторская фирма) не может выразить такое мнение.
3. Проведение аудиторской проверки на примере МУП «Жилищное хозяйство»
3.1 Характеристика МУП «Жилищное хозяйство»
Предприятие является коммерческой организацией. Учредителем МУП «Жилищное хозяйство» и собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование Город Череповец. Полномочия участника и собственника имущества предприятия от имени муниципального образования Город Череповец осуществляет мэрия города. Учредительным документом Предприятия является Устав. МУП «Жилищное хозяйство» в соответствие с требованиями Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2003г. имеет лицензию — Государственная Лицензия регистрация № ВЛГ 003819, выдана Комитетом по лицензированию строительной деятельности администрации Вологодской области на осуществление строительной деятельности регистрация № 54 ЭК-003331, выдана Госгортехнадзором России на осуществление эксплуатации подъёмных сооружений. Место нахождения МУП «Жилищное хозяйство»: Вологодская область, город Череповец, улица Олимпийская, дом 81.
01.12.89 г. образовано ЖКУ ГПО ЖКХ – жилищно-коммунальное управление городского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, которому было предоставлено право самостоятельного юридического лица с открытием своего счета в банке.
01.05.90 г. ЖКУ ГПО ЖКХ было переименовано в ПЖРЭП ПО ЖКХ – производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства. 01.07.91 г. на предприятии была создана транспортная группа.
26.02.92 г. ПЖРЭП ПО ЖКХ было переименовано в муниципальное унитарное производственное предприятие жилищного хозяйство – МУП ПЖХ. 01.04.92 г. была создана своя аварийно-ремонтная служба для обслуживания жилищного фонда в ночное время, выходные и праздничные дни. В 1994 г. была создана производственная служба, в состав которой входят: столярный и механический цеха.
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 1999 год предприятие заняло второе место.
В 2004 году предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Жилищное хозяйство». Сокращенное наименование: МУП «Жилищное хозяйство».
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 2004 год предприятие заняло первое место.
Целью создания и деятельности МУП «Жилищное хозяйство» является удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах и продукции, оказываемых предприятием и получение прибыли. Для достижения данных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
техническое обслуживание, содержание (в том числе и санитарное) и ремонт муниципального жилищного фонда и объектов соцкультбыта;
исполнение функций заказчика при проведении капитальных ремонтов зданий и сооружений;
заключение договоров с нанимателями, собственниками жилья, арендаторами и прочими потребителями на оказание услуг по техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений;
контроль над соблюдением пользователями, арендаторами или собственниками жилых и нежилых помещений нормативных требований по пользованию помещениями, внутридомовым инженерным оборудованием, коммунальными и иными услугами, предусмотренными договором аренды или технического обслуживания;
заверение доверенностей в установленном законом порядке;
регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства и снятие их с регистрационного учета;
оказание консультативной помощи населению, предприятиям и организациям по вопросам жилищного законодательства;
предоставление согласно утвержденными органами местного самоуправления перечням услуг населению в сфере жилищного хозяйства;
предоставление платных услуг физическим и юридическим лицам по техническому обслуживанию и всем видам ремонтов строительных конструкций зданий и внутридомового инженерного оборудования, а также услуг с предоставлением и использованием автомашин, станком и механизмов;
эксплуатация подъемных механизмов и сооружений;
техническое освидетельствование подъемных сооружений в случаях, предусмотренных правилами безопасности;
монтаж и пусконаладочные работы на подъемных сооружениях, системах защиты и приборах безопасности для подъемных сооружений, в том числе при ремонте и эксплуатации;
реконструкция, модернизация и капитальный ремонт подъемных сооружений;
торгово-посредническая и коммерческая деятельность в сфере жилищного хозяйства;
производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления;
заготовка, переработка и реализация отходов производства.
Действующая организационная структура МУП «Жилищное хозяйство» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура МУП «Жилищное хозяйство»
Единоличным исполнительным органом МУП «Жилищное хозяйство» является директор. Директор представляет интересы предприятия; распоряжается имуществом предприятия; совершает сделки от имени предприятия; открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры; отчитывается о деятельности предприятия.
Функции заместителя директора по финансам:
Управление финансовой и экономической деятельностью предприятия.
Формирование политики развития предприятия в области экономики финансов и маркетинга.
Управление финансовыми отношениями с кредитно-финансовыми и налоговыми органами.
Функции главного инженера:
Осуществление координации и общее руководство отделами и участками.
Контроль за содержанием, капитальным и текущим ремонтом жилого фонда.
Прием и рассмотрение обращений граждан, принятие необходимых мер и контроль за их исполнением.
Рассмотрение и согласование проектно-конструктивной документации.
Осуществление контроля за заключением и исполнением договоров.
Функции начальника ПТО:
Планирование, техподготовка, организация проведения капитальных и текущих ремонтов жилого фонда.
Контроль за эксплуатацией и содержанием конструктивных элементов зданий, инженерных систем.
3.2 Анализ финансового состояния предприятия
МУП «Жилищное хозяйство» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую и иную отчетность в установленном действующим законодательстве порядке.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Контроль за сохранностью имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и использованием его по назначению, осуществляет собственник — муниципальное образование Город Череповец (мэрия города). Предприятие в обязательном порядке представляет собственнику отчетность: ежеквартальный и не позднее 30 марта следующего за отчетным года годовой бухгалтерские балансы и все формы бухгалтерского отчета с отметкой об их принятии в орган государственной налоговой инспекции, информацию для реестра муниципальной собственности, а также иную отчетную документацию по требованию собственника.
Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На предприятии установлена компьютерная технология обработки учетной информации.
Бухгалтерский учет в МУП «Жилищное хозяйство» на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии «1С: Бухгалтерия».Это универсальная бухгалтерская программа. Электронная версия «1С: Бухгалтерия» ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.
Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1С: Бухгалтерия», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.
Помимо «1С: Бухгалтерия» используется прикладная программа как «1С Квартплата». С помощью программы «1С Квартплата» отслеживается поступление платежей от населения.
На предприятии установлена также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета.
МУП «Жилищное хозяйство» применяет типовые формы бухгалтерской отчетности, установленные Министерством финансов Российской Федерации: форма № 1 «бухгалтерский баланс»; форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «отчет об изменениях капитала»; форма № 4 «отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»; «пояснительная записка»; формы документов для внутренней отчетности.
Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Начисление амортизации объектов основных средств предприятия в течение срока их полезного использования производится линейным способом. Основные средства, передаваемые в хозяйственное ведение собственником муниципального имущества, принимаются к учету в оценке собственника.
Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на их приобретение. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство осуществляется по средней себестоимости. Средняя оценка фактической себестоимости производится исходя из среднемесячной фактической себестоимости, в расчет которой включается количество и стоимость материалов и все поступления за месяц. Для оценки готовой продукции применяются учетные цены, сформированные по фактической себестоимости.
К доходам от обычных видов деятельности относятся поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, которые предусмотрены Уставом предприятия. Признание доходов в бухгалтерском учете МУП «Жилищное хозяйство» осуществляется по методу начисления. Выручка от реализации населению услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда производится по ценам, установленным органом местного самоуправления.
Размер уставного фонда МУП «Жилищное хозяйство» составляет 1 025 тысячи рублей. Предприятие обязано перечислять в городской бюджет часть чистой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется на создание резервного фонда, который составляет не менее 10% уставного фонда, и иных фондов предприятия, в том числе социального фонда, фонда совершенствования и развития производства, фонда материального поощрения.
Чистая прибыль предприятия распределяется в соответствии с Уставом.
Анализ финансового состояния предприятия начинают с изучения состава и структуры имущества по данным баланса. Для более углубленного анализа необходимо привлечь дополнительные данные из формы №5.
Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные и внеоборотные средства, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества внутри этих групп.
Сначала проведем горизонтальный финансовый анализ состояния предприятия.
Горизонтальный анализ заключается в построении одного или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.
Горизонтальный анализ баланса приведен в таблице 2.1. (см. приложение 1).
На основании таблицы 2.1. можно сделать вывод, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом валюта баланса уменьшилась на 30%. Это произошло в результате снижения: запасов на 3780 тыс.руб., что составляет 48%; основных средств на 38 тыс.руб. (0,4%) и суммы убытков прошлых лет на 3090 тыс. руб. (21%)
Положительным моментом является уменьшение суммы кредиторской задолженности на 14981 тыс. руб. (46,5%).
Отрицательным моментом является наличие дебиторской задолженности. Хотя она уменьшилась на 13%, но она составляет 11937 тыс. руб.
Наличие дебиторской задолженности связано с тем, что существуют не только предприятия, которые не производят вовремя расчеты, но и существуют неплательщики по коммунальным платежам. Последние составляют львиную долю в сумме дебиторской задолженности.
В 2007г. по сравнению с 2006г. валюта баланса уменьшилась незначительно на 1980 тыс. руб., что составило 8%.
Это произошло в результате уменьшения суммы основных средств на 1099 тыс. руб.; запасов на 2187 тыс. руб. (54%); денежных средств на 152 тыс. руб. (34%).
Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб. (55,86%), говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно, т.к. увеличивается сумма дебиторской задолженности на 301 тыс. руб. (3%)
Следующий этап — анализ актива и пассива бухгалтерского баланса.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.
Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую – оборотные средства.
В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Проводится анализ в таблицах 2.2, 2.3, 2.4. (см. приложение 2, 3, 4).
В период с 2005 по 2007годы в структуре активов МУП «Жилищное хозяйство» наблюдались следующие изменения:
— В 2005-2006 гг. в структуре актива баланса прослеживается значительное снижение доли внеоборотных активов за счет снижения доли основных средств в 2006 г. на 38 тыс. руб. В 2007г. доля внеоборотных активов в структуре баланса осталась практически неизменной и составила 9840 тыс. руб., произошло увеличение по незавершенному строительству на 14,93%;
— Оборотные активы в 2005 г.увеличились на 12341 тыс.руб., увеличение произошло за счет увеличения запасов на 4640 тыс.руб., денежных средств на 5636 тыс. руб., дебиторской задолженности на 1299 тыс.руб. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.
В 2006 и 2007 г. оборотные активы уменьшились в результате уменьшения запасов на 14,99%.Но не смотря на то, что доля запасов снижается в общем размере активов и оборотных активов, все равно объем запасов составляет все еще очень значительную величину. Еще не использованы все резервы снижения затрат на управление запасами, что ведет к необходимости их использовать и тем самым еще улучшить ситуацию (закрепить благоприятную тенденцию);
— Денежные средства уменьшаются значительно в 2006г. на 5371 тыс.руб., в 2007 г. на 152 тыс.руб. Отрицательным моментом является увеличение доли дебиторской задолженности, которая в 2006г. составила 45,50% актива баланса, а в 2007г. 50,45%. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.
Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают, изучая изменения в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества может осуществляться за счет собственных и заемных средств (капитала), характеристика соотношения которых раскрывает существо финансового положения предприятия. Так, увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
В процессе анализа пассива баланса организации изучаются изменения в его динамике, составе, структуре, что показано в таблицах 2.5, 2.6, 2.7. (см. приложение 5, 6, 7).
В период с 2005 по 2007годы в структуре пассивов МУП «Жилищное хозяйство» наблюдались следующие изменения:
— Cнижение стоимости имущества предприятия за 2005 год составило 2029630 тыс. руб. Произошло это, главным образом, за счет снижения доли добавочного капитала на 2042819 т.р. В 2006 году стоимость имущества снижается на 11370 тыс. руб., снижение происходит в основном за счет снижения суммы кредиторской задолженности на 14550 тыс.руб. В 2007 году стоимость имущества снижается на 1980 тыс.руб.;
— Произошло небольшое снижения суммы убытка в 2005 году на 1124 тыс. руб., в 2006 г. на 3090 тыс.руб., в 2007 г. на 1007 тыс.руб.;
— В 2005 году по решению собственника увеличен размер уставного капитала и на 31 декабря 2007 года составил 1 025 тыс. руб.;
— Положительными моментами работы предприятия так же является уменьшение суммы кредиторской задолженности в 2006 г. на 14550 тыс.руб., в 2007 г. на 3 тыс.руб. Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб., говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно;
-Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить как отрицательный момент, влияющий на финансовую устойчивость предприятия, уменьшение доли собственных источников предприятия с 2057880 тыс. руб. до 15061 тыс. руб. к 2005 году (уменьшение произошло в связи с изъятием из хозяйственного ведения предприятия жилищного фонда).     продолжение
--PAGE_BREAK--
Рекомендации по результатам проверки
Был выполнен горизонтальный анализ баланса, из которого видно, что валюта баланса уменьшается в результате снижения доли основных средств, запасов и уменьшения кредиторской задолженности. Это говорит о том, что предприятие производит меньше закупок основных средств, материалов, сырья и рассчитывается по своим долгам. С одной стороны это хороший показатель, но с другой стороны, предприятие не вкладывает средства на развитие. По результатам финансового анализа было установлено, что дебиторская задолженность является одной из «больных статей» баланса. Предприятию не хватает средств на развитие производства. Для проведения финансового анализа были использованы данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) МУП «Жилищное хозяйство» за 2005-2007годы. Для более детального анализа структуры реализации и дебиторской задолженности использовались данные аналитического учета, который велся в « 1С-Квартплата» на анализируемом предприятии.
Так же выполнен анализ дебиторской задолженности за период 2005 – 2007 года, на основании которого сделаны следующие выводы:
— большую часть дебиторской задолженности МУП «Жилищное хозяйство» составляет задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
— высокая доля сомнительной задолженности МУП «Жилищное хозяйство» приходится на 2007 г. – 17,7 %. Данный факт связан с накопление долгов прошлых периодов и наличием больших задержек дебиторов по оплате счетов;
— в 2007 г. наблюдается ускорение оборачиваемости средств в расчетах на 2,85 оборота;
— проведенный анализ по срокам образования позволяет судить, что в целом задолженность МУП «Жилищное хозяйство» является краткосрочной дебиторской задолженностью.
Проблема дебиторской задолженности предприятий сферы ЖКХ остается более чем актуальной на сегодняшний день. И пути ее решения находятся в нескольких плоскостях, зависят от различных уровней власти и различных структур, ну и конечно, от добросовестности самих плательщиков. Наиболее эффективными мероприятиями по погашению дебиторской задолженности являются:
— для эффективной работы по недопущению образования задолженности необходим, прежде всего, контроль оплаты. Необходимо вести учет платежей и при образовании просрочки, напоминать должнику об оплате. Если такая тактика не действует или от должника невозможно получить вразумительный ответ, необходимо подготовить претензию с уведомлением о последующем обращении в суд и звонить снова.
— важна также пропагандистская деятельность – формирование у должников понимания неотвратимости наказания. Такая деятельность ведется на многих предприятиях ЖКХ посредством информирования общественности через объявления и местные СМИ о конкретных фамилиях и названиях организаций-должников, об успешном взыскании с неплательщиков, о последствиях, которые вызывают неплатежи в отрасли. В результате такой работы должник должен четко понять, что платить придется в любом случае;
— немалую роль в вопросе недопущения образования задолженности играет кадровый ресурс. Наличие определенного количества сотрудников юридического или планового экономического отдела, которые в установленный срок сообщают должникам о просрочке, направляют претензии, контролируют погашение и в случае неоплаты готовят документы в суд; обязательное введение санкций к потребителям – неплательщикам введение ограничений и отключений.
Заключение
Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведение полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля с целью выявления всех возможных недостатков.
В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру его деятельности.
Наше мнение о достоверности отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, приведено в следующей части аудиторского заключения. Нами не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.
При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение [наименование экономического субъекта] применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган [наименование экономического субъекта].
Мы проверили соответствие ряда совершенных [наименование экономического субъекта] финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Список использованной литературы
Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А Савин, Л.В. Сотников. Под ред. профессора В.И. Подольского – М., Аудит, ЮНИТИ, 2007 г.
Алборов Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М., Изд. «Дело и Сервис», 2008 г.
Гражданский кодекс РФ, Официальное издание. – М, Юридич. литерат., 2007 г.
Власова Первичные документы – основа составления отчетности. 2-е издание, перераб. – М., Финансы и статистика, 2006 г.
Андреев В.Д., Кисилевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту. – М., Финансы и статистика, 2004.
Аренс А., Лоббек Дж. Аудит/Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. – М., Финансы и статистика, 2005. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
Аудит/В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сошникова/Под ред. В.И. Подольского. – М., Аудит, ЮНИТИ, 2007.
Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет /Под. ред. П.С. Безруких. – М., Бухгалтерский учет, 2004.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М., Перспектива, 2006.
Лепехина И.Л. Бухгалтерский учет: проверка правильности ведения. – М., Аналитика-Пресс,2005.
Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета /Под ред. Я.В. Соколова. – М., Финансы и статистика, 2006.
Приложение 1
Таблица 2.1- Горизонтальный финансовый анализ баланса
Показатели
2005г.
2006г.
2007г.
Отклонение2005/2006
Отклонение2006/2007
Отклонение2005/2006
Отклоне
ние2006/2007








Абсол.
тыс.руб
Абсол.
тыс.руб
Относит.
%
Относит %
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные средства
9370,0
9332,0
8233,0
-38,0
-1099,0
99,6
88,0
Незавершенное строительство
2,0
2,0
1471,0
0,0
+1469,0


73550,0
Отложенный налоговый актив
82,0
110,0
136,0
+28,0
+26,0
134,0
124,0
Запасы, в т.ч.
7802,0
4022,0
1835,0
-3780,0
-2187,0
52,0
46,0
— Сырье и материалы
2451,0
2533,0
1676,0
+82,0
-857,0
103,0
66,0
— Затраты в незавершенном производстве
5222,0
1259,0
--
-3963,0
-1259,0
24,0


— Расходы будущих периодов
129,0
230,0
159,0
101,0
-71,0
178,0    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
100,00
-30,23
Приложение 7
Таблица 2.7 –Анализ пассива предприятия за 2007 год
Пассив
Код показателя
На начало периода
На конец периода
Абсолютное отколнение
Темп роста,%
 
 
тыс.руб.
% к итогу
тыс.руб.
% к итогу
тыс.руб.
% к итогу
 
Капитал и резервы
 
 
 
 
 
 
 
 
Уставный капитал
410
1025,00
3,91
1025,00
4,23
0,00
0,00
100,00
Добавочный капитал
420
15295,00
58,30
15261,00
62,92
-34,00
1,72
99,78
Нераспределенная прибыль
470
-11460,00
-43,68
-10453,00
-43,09
1007,00
-50,86
91,21
Итого по разделу 3
490
4860,00
18,52
5833,00
24,05
973,00
-49,14
120,02
Долгосрочные обязательства
590
2166,00
8,26
91,00
0,38
-2075,00
104,80
4,20
Краткосрочные обязательства
 
 
 
 
 
 
 
 
Займы и кредиты
610
2000,00
7,62
2005,00
8,27
5,00
0,00
100,25
Кредиторская задолженность в том числе:
620
17210,00
65,60
14210,00
67,31
-3000,00
151,52
82,57
поставщики и подрядчики
621
4145,00
15,80
5629,00
23,21
1484,00
-74,95
135,80
задолженность перед персоналом организации
622
3863,00
14,72
3484,00
14,36
-379,00
19,14
90,19
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
756,00
2,88
598,00
2,47
-158,00
7,98
79,10
задолженность по налогам и сборам
624
2685,00
10,23
1859,00
7,66
-826,00
41,72
69,24
прочие кредиторы
625
5761,00
21,96
2640,00
10,88
-3121,00
157,63
45,83
Прочие краткосрочные обязательства
660
0,00
0,00
2117,00
8,73
2117,00
 
 
Итого по разделу 5
 
19210,00
73,22
18332,00
75,58
-878,00
151,52
95,43
Баланс
 
26236,00
100,00
24256,00
100,00
-1980,00
207,17
-7,55


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.