Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит основных средств 14

--PAGE_BREAK--1 Основные средства – как объект бухгалтерского учета и область аудита 1.1  Факты хозяйственной жизни, квалифицируемые как операции с основными средствами
Основные средства признаются таковыми в момент их принятия к учету. Под основными средствами, в соответствии с ПБУ 6/01 “Учет основных средств”,  понимаются активы, которые организация не предполагает перепродавать, которые способны приносить организации экономические выгоды и используются организацией для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд в течение срока (“срока полезного использования”), превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Особыми объектами основных средств являются земельные участки, объекты природопользования, а также капитальные вложения на коренное улучшение земель (в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям) и законченные капитальные вложения в арендованные основные средства.

К основным средствам не относятся финансовые вложения (т.е. инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы) и незавершенные капитальные вложения (т.е. объекты, не введенные в эксплуатацию актами приемки-передачи и иными необходимыми в соответствии с законодательством документами, включая документы о государственной регистрации недвижимости).

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой из них в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Классификация основных средств приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994г. №359 (в редакции изменений 1/98 от 14.04.1998г.). Каждому виду основных средств поставлен в соответствие 7-значный код внутри следующих подразделов: (11) Здания (кроме жилых), (12) Сооружения, (13) Жилища, (14) Машины и оборудование, (15) Средства транспортные, (16) Инвентарь производственный и хозяйственный, (17) Скот рабочий, продуктивный и племенной, (18) Насаждения многолетние, (19) Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки.

Кроме того, основные средства классифицируются по степени их фактического использования (находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации, на консервации) и по правам организации на данные основные средства (принадлежащие организации на праве собственности, находящиеся в организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении, либо полученные организацией в аренду).

Правила признания актива основным средством (“амортизируемым имуществом”) в целях налогообложения прибыли отличается от правил их признания в бухгалтерском учете. В отличие от правил ПБУ 6/01 в состав амортизируемого имущества в соответствии со ст.256 Налогового Кодекса РФ не включаются имущество, приобретенное с использованием бюджетных ассигнований, и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, полученных в рамках целевого финансирования,  имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тысяч рублей включительно (стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию), а также приобретенные издания, произведения искусства и некоторые другие особые виды имущества. Кроме того, из состава основных средств (“амортизируемого имущества”) в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства, переданные и полученные по договорам в безвозмездное пользование, а также находящиеся по решению руководства организации на более чем 3-месячной консервации или более чем 12-месячной реконструкции или модернизации (некоторые из приведенных здесь понятий и правил будут более подробно освещены в соответствующих параграфах ниже).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является “инвентарный объект”, все части которого, удовлетворяющие определению основного средства, должны иметь единый срок полезного использования. Отдельным инвентарным объектом может признаваться:

-                     объект со всеми приспособлениями и принадлежностями,

или

-                     отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций,

или

-                     предназначенный для выполнения определенной работы комплекс конструктивно сочлененных предметов одного или разного назначения, представляющих собой единое целое и способных выполнять свои функции только в составе комплекса из-за наличия общих приспособлений и принадлежностей, общего управления, общего фундамента.

Все хозяйственные операции с основными средствами оформляются с применением унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ, а в случае отсутствия необходимой формы среди форм, утвержденных ГКС, — с применением форм, разработанных в организации и имеющих установленные в Законе “О бухгалтерском учете” обязательные реквизиты (наименование документа, дату его составления, наименование составившей документ организации, содержание хозяйственной операции, измерители операции в денежном и натуральном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления и личные подписи этих лиц). В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете” перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который наносится на данный инвентарный объект при принятии его на учет и сохраняется за ним в течение всего периода его нахождения в данной организации. После выбытия инвентарного объекта его инвентарный номер не присваивается другим основным средствам в течение пяти лет. На каждый инвентарный объект заводится инвентарная карточка унифицированной типовой формы ОС-6, либо, при небольшом количестве объектов основных средств, осуществляется запись в инвентарной книге. Инвентарные карточки или инвентарная книга заполняются на основании актов (накладных) приемки-передачи основных средств типовой формы ОС-1, а также на основании данных технических паспортов, иных документов на приобретение, сооружение, дооборудование, перемещение и списание объектов основных средств, и должны содержать основные сведения о каждом инвентарном объекте. Аналогичные инвентарные карточки или инвентарная книга могут заводиться на арендованные основные средства, учитываемые организацией на забалансовых счетах.

Поскольку основные средства приносят организации экономические выгоды в течение длительного периода времени их использования для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд, то их стоимость включается в издержки производства и обращения не единовременно, а в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации.

С целью проверки полноты и достоверности бухгалтерских данных по основным средствам, соответствия записей бухгалтерского учета реальному положению дел регулярно (но не реже одного раза в три года) производится инвентаризация основных средств, в ходе которой производится их физический пересчет (проверка их наличия и состояния), данные инвентарных карточек или записи в инвентарной книге суммарно сверяются с данными синтетического учета, проверяются учетные записи по движению основных средств и начислению по ним амортизации, проверяется соответствие учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализируются события в жизни организации для выявления объектов основных средств, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, либо подлежащие списанию с бухгалтерского учета.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита операций с основными средствами
Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета по основным средствам является ПБУ 6/01«Учет основных средств»

   Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, Министерство финансов РФ приказом от 30.03.2001 № 26н утвердило новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01). Предыдущая редакция этого документа (ПБУ 6/97), утвержденная приказом Минфина России от 03.09.1997 № 65н, признана утратившей силу. ПБУ 6/01 вводится в действие с бухгалтерской отчетности 2001 года. Важно отметить, что новый приказ Минфина России по утверждению ПБУ 6/01 также как и предыдущий зарегистрирован в Минюсте России, то есть имеет силу нормативно-правового документа.  Для  начала уточним что утверждение новой редакции ПБУ6/01 “Учет основных средств", является одним из способов устранение противоречий между методикой учета основных средств исходя из Инструкции по применению нового плана счетов  и действовавшим до этого правилами бухгалтерского учета (ПБУ 6/97), рассмотрим что же нового в ПБУ 6/01 по сравнению с ПБУ 6/97.Изменения в структуре ПБУ показаны в таблице.  (см. Приложение  1) .      

Попробуем проанализировать что же изменилось в ПБУ 6/01. Число разделов ПБУ 6/01 сократилось с 9 до 6 позиций .

1. В пункте 1.1. ПБУ 6/97 говорилось, что оно не распространяется на банки и бюджетные учреждения. В пункте 1 ПБУ 6/01 сделано уточнение: слово “банки” заменено на более широкое понятие “кредитные организации”.

2. В пункте 2 ПБУ 6/01 добавлено, что данный документ применяется в отношении объектов, учитываемых не только на счете 01 “Основные средства”, но и на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности”.

3. В пункте 4 ПБУ 6/01 перечислены четыре условия для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств.

По сравнению с определением основных средств, данным в ПБУ 6/97, появилось несколько новшеств. Самое важное — отмена стоимостного лимита (более 100 МРОТ), то есть абсолютно все предметы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев независимо от стоимости (например, дыроколы, степлеры и т. п.) должны учитываться на счете 01 “Основные средства”, и по ним должна ежемесячно начисляться амортизация. Вместе с тем, в пункте 18 ПБУ 6/01 сказано: “Объекты основных средств, стоимостью не более 2000 руб. за единицу разрешается, списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением”. В последнем случае, видимо, имеется в виду организация их оперативного учета.

Еще два новшества в определении условий отнесения предметов к основным средствам, которые указаны в пункте 4 ПБУ 6/01:

“в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем”.

В ПБУ 6/97 не содержалось требования к основным средствам, чтобы они обязательно приносили организации доход. Например, давая в пункте 2.1 определение срока полезного использования, Минфин говорит, что основные средства призваны “приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации ...”. Условие о способности основных средств приносить доход вытекает из определения активов вообще, данного в пункте 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом ИПБ. Однако в ряде случаев по некоторым объектам основных средств будет весьма трудно доказать, что они способны приносить организации доход (например, картина в кабинете генерального директора организации). Кроме того, основные средства некоммерческих организаций при осуществлении последними уставной деятельности вообще не приносят дохода.

4. В пункте 5 ПБУ 6/01 при перечислении объектов основных средств особо выделены “внутрихозяйственные дороги”.

5. В пункте 8 ПБУ 6/01, где дан перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, из состава иных затрат особо выделены начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.

В пункте 3.2 ПБУ 6/97 говорилось, что общехозяйственные и иные аналогичные расходы не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств (кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств). В пункте 8 ПБУ 6/01 уточнено, что это касается не только приобретения основных средств, но и их сооружения и изготовления.

Новым является правильное указание в пункте 8 ПБУ 6/01, что “фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах)”. Здесь же дано определение суммовой разницы, аналогичное ее определению, данному в пункте 6.6 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

До сих пор была нерешенной проблема, куда включать расходы на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования, при получении основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал, по договору дарения и по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами?

Новый пункт 12 ПБУ 6/01 решил эту проблему: вышеуказанные расходы должны добавляться к первоначальной стоимости основных средств, определяемых в соответствии с пунктами 9, 10 и 11 ПБУ 6/01.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Оценка ОС
Как в ПБУ 6/97 (пункт 3.4), так и в ПБУ 6/01 (пункт 10) говорится, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, признается их рыночная стоимость. Однако в ПБУ 6/97 эта стоимость определялась “на дату оприходования”, а в ПБУ 6/01 более правильно: “на дату принятия к бухгалтерскому учету”.

В пункте 11 ПБУ 6/01, где говорится об оценке основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, добавлен еще один метод оценки (в случае, когда невозможно установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией). Оба метода оценки согласуются с пунктом 6.3 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

В пункте 3.6 ПБУ 6/97 были перечислены причины, по которым могла изменяться первоначальная стоимость основных средств: достройка, дооборудование, реконструкция и частичная ликвидация. В пункте 14 ПБУ 6/01 добавлена еще одна причина — переоценка основных средств.

Переоценка ОС

В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано, что переоценивать основные средства могут только коммерческие организации. Раньше, напомним, это могла делать любая организация. При этом переоценивать можно не “объекты основных средств” (пункт 3.6 ПБУ 6/97), а “группы однородных объектов основных средств”. Под группой основных средств понимаются объекты, аналогичные по виду и способу использования. Еще одно новшество: если организация переоценила хотя бы один раз какую-то группу основных средств, в дальнейшем она должна это делать регулярно. Минфин России мотивирует это тем, “чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости”. Однако, следуя этой логике, нужно обязательно переоценивать все основные средства.

В пункте 3.6 ПБУ 6/97 говорилось, что разницы от переоценки (независимо от того дооценка или уценка) относятся на добавочный капитал.

В пункте 15 ПБУ 6/01 предусмотрен новый порядок отражения в учете переоценки основных средств.

Сумму дооценки основных средств, как и раньше, предусматривается зачислять в добавочный капитал. Однако если в предыдущие отчетные периоды эти объекты уценивались и сумма уценки была отнесена на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, то сумма дооценки, равная сумме предыдущей уценки, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода (такая ситуация не может быть возникнуть сейчас – сразу после принятия нового ПБУ, однако возможна в будущем).

Если порядок отражения в учете дооценки основных средств, в принципе, почти не изменился, то уценка должна списываться сейчас на счет прибылей и убытков, а не на добавочный капитал. Исключение сделано только для тех объектов основных средств, которые раньше дооценивались. Сумма уценки в пределах суммы предыдущей дооценки должна списываться в уменьшение добавочного капитала, а сверх суммы предыдущей дооценки — на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.

В редакции обоих ПБУ 6 (п. 3.6 ПБУ 6/97 и п. 14 ПБУ 6/01) сказано, что изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации объектов основных средств. Однако ПБУ 6/97 предусматривало это изменение относить на добавочный капитал (на кредит счета по его учету). Методические рекомендации по учету основных средств предписывали при этом дебетовать счета по учету собственных источников, оставшихся в распоряжении организации. Нет логики одну и ту же сумму переписывать с одного счета на другой счет, когда оба они учитывают собственные источники средств. Видимо, исходя из этого, а также нового порядка учета чистой прибыли, предусмотренного новой Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, в ПБУ 6/01 отсутствует указание об отражении изменения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования и т. п. на добавочном капитале.

Принципиально новым является указание в пункте 15 ПБУ 6/01, что “при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации”.

В ПБУ 6/01 более четко сказано, по какому курсу Центрального банка РФ следует пересчитывать иностранную валюту в рубли при оценке основных средств, купленных за рубежом. В ПБУ 6/97 (пункт 3.7) этот курс был “на дату приобретения организацией объектов ...” (неясно, что считать датой приобретения?), а в ПБУ 6/01 (пункт 16) — на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету”.
Амортизация, износ.

В пункте 17 ПБУ 6/01, также, как и в пункте 4.1 ПБУ 6/97, перечислены объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется. Однако в ПБУ 6/01 сказано, что по этим объектам начисляется в конце отчетного периода износ по установленным нормам амортизационных отчислений, учитываемый на отдельном забалансовом счете (таким счетом является счет 010 “Износ основных средств”).

Неясным остался вопрос о начислении амортизации по основным средствам некоммерческих организаций.

В пункте 4.2 ПБУ 6/97 было четко сказано: “Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций”. Однако Верховный суд РФ в решении от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645 указал, что вышеуказанные организации имеют право начислять амортизацию по основным средствам.

В пункте 17 ПБУ 6/01 нет прямого запрета на начисление амортизации некоммерческими организациями. Однако вызывает удивление рекомендация этим организациям начислять в конце отчетного года износ (подчеркнуто нами — В.П.) по установленным нормам амортизационных отчислений и учитывать его на забалансовом счете. Такой порядок предусматривается обычно для тех основных средств, по которым амортизация не начисляется (объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства, продуктивному скоту и т. п.).

В пункте 19 ПБУ 6/01 уточнено, что годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе начисления амортизации и способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования определяется исходя не только из первоначальной стоимости основных средств (как было в пункте 4.3 ПБУ 6/97), но и из текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки).

Новым является также указание, что при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка должен применяться коэффициент ускорения, установленный в соответствии с законодательством РФ.

В пункте 20 ПБУ 6/01 при определении срока полезного использования объектов нет упоминания о сроках, содержащихся в технических условиях или устанавливаемых в централизованном порядке.

Принципиально новым является указание, что “в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту”.

Другие вопросы

В пункте 31 ПБУ 6/01 уточнено, что доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков “в качестве операционных доходов и расходов”.

В пункте 32 ПБУ 6/01 подчеркнуто, что в бухгалтерской отчетности информация об основных средствах раскрывается “с учетом существенности”.

Дополнительно указан показатель, подлежащий раскрытию: “об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации”.

Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется:

-                    Налоговым Кодексом РФ (часть первая от 31.07.1998г. №146-ФЗ, в редакции от 29.12.2001г., и часть вторая от 05.08.2000г. №117-ФЗ, в редакции от 31.12.2001г.),

-                    Законом РФ “О налоге на имущество предприятий” от 13.12.1991г. №2030-1 (в редакции от 04.05.1999г.) и соответствующей Инструкцией ГНС РФ от 08.06.1995г. №33 (в редакции от 20.08.2001г.),

-                    Законом “О дорожных фондах в Российской Федерации” от 18.10.1991г. №1759-1 (в редакции от 27.12.2000г.) и соответствующей Инструкцией МНС РФ от 04.04.2000г. №59 (в редакции от 20.10.2000г.).

При анализе налоговых последствий операций с основными средствами следует особо отметить тот факт, что глава 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового Кодекса РФ требует определять налогооблагаемую прибыль по правилам, часто отличающимся от правил бухгалтерского учета, в связи с чем необходима организация особого налогового учета, в том числе и операций с основными средствами.

Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете и порядок налогообложения основных средств нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу (положений Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона о лизинге, региональных и местных нормативных актов по налогообложению, международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.).

--PAGE_BREAK--2 Методика проведения аудита операций с основными средствами 2.1 Порядок тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица
Обыкновенна практика того, что на предприятиях не разрабатывают программу внутреннего контроля основных средств и соответствующих хозяйственных операций, потому что у большинства экономических субъектов таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются. Даже при часто встречаемой ситуации перечень основных средств в организации может быть незначительным, но операции по их движению могут оказаться многочисленными и риск неэффективности контроля может считаться высоким. А в случае базового предприятия для моей работы в любом случае надо досконально проверять ОС, так как они занимают самую значительную часть в хозяйственной деятельности ООО «Вымпел». Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной (необходимой) информации о состоянии внутреннего контроля основных средств является тестирование по вопросам, приведенным в последующей таблице:
Таблица – 1 Вопросник для оценки внутреннего контроля: основные средства



№ п/п

Направления или предпосылки подготовки отчетности и вопросы тестирования

Ответы

Источники информации

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

1

Организация

Соответствует ли структура бухгалтерии масштабам организации и особенности ее деятельности?



+



Положение о бухгалтерии

2

Реальность

Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?





+

Выборочная проверка

3

Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств?



+



Инвентаризационные описи

4

Полнота

Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?



+



Выборочная проверка, опрос бухгалтера, руководителя, подтверждения от страховщиков.


5

Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ?





+

Опрос работников аналитического отдела (если такой имеется), выборочный просмотр документации, относящейся к данному вопросу.


6

Разрешение

Подготавливаются ли счета на арендную плату и предложения по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров?





+

Выборочный просмотр счетов на арендную плату; выборочный опрос членов Совета директоров.

7

Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств?



+



Выборочный просмотр актов приема-передачи и списания основных средств.

8

Точность

Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике?



+



Изучение учетной политики.

9

Отражена ли информация о сроке полезного использования (СПИ) объектов основных средств в учетной политике?



+



Изучение учетной политики.

9

Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица?



+



Опрос внутренних аудиторов или других ответственных лиц.

10

Классификация

Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике?



+



Изучение учетной политики.

11

Представление

Проверка наличия на объектах ОС металлического жетона, нанесения краской или иным способом номера.



+



Осмотр объектов ОС.

12

Ответственность за объекты ОС

Назначаются ли материально-ответственные лица на должность приказов руководителя организации?



+



Выборочный просмотр приказов.


13

Заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с материально-ответственными лицами



+



Выборочный просмотр договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

14

Возникновение

Заключены ли договоры купли-продажи (поставки) ОС в соответствии с требованиями законодательства?



+



Выборочный просмотр договоров купли-продажи (поставки) ОС (соответствие ГК ст. 454-524), опрос работников юридического отдела организации.



Таблица – 2 Вопросник для оценки внутреннего контроля: бухгалтерский учет хозяйственных операций ОС.


№ п/п

Направления (или предпосылки подготовки отчетности) и вопросы тестирования

Ответы

Источники информации

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

1

Условия

Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?





+

Просмотр регистров учета основных средств.



2

Реальность

Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду?



+



Выявление наличия соответствующего субсчета для ОС, сданных в аренду, выборочный просмотр первичной документации и отчетности.



3

Полнота

Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ?





+

Опрос главного бухгалтера либо ответственного за это действие лица.

4

Правильность принятия вычетов по НДС.



+



Выборочная проверка счетов-фактур от поставщиков, перекрестная процедура с аудитором на участке аудит налогов.

5

Периодизация

Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи?



+



Выборочная проверка актов приема-передачи ОС.


6

Правильно ли отражен в бухгалтерском учете временной период операций по реализации продукции?



+



Выборочная проверка.

7

Представление

Используются ли для учета ОС унифицированные формы учета?



+



Выборочный просмотр первичной документации.


8

Представление

Вся ли информация об ОС есть в инвентарных карточках?: СПИ, способ начисления амортизации, освобождение от амортизации (если имеет место), индивидуальные особенности объекта.





+

Выборочный просмотр инвентарных карточек ОС (форма ОС-6).

9

Суммарно стоимость ОС, указанных в инвентарных карточках или книгах, соответствует стоимости Ос, числящихся в учете на счете 01 «Основные средства».



+



Выборочная сверка результатов по счету ОС с суммой в инвентарных карточках.



10

Точность

Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию ОС соответствует требованиям законодательства.





+



Просмотр корреспонденции и выявление неправильных проводок.

11

Оценка

Слагается ли стоимость ОС из фактических затрат на объект.



+



Выборочная проверка операций по приобретению, изготовлению, безвозмездной передаче ОС.



Из данных тестирования можно сделать вывод о том, что и величина контрольного, и величина необъемлемого риска будут средними, так  как можно дать хорошую оценку ситуации в учете и контроле ОС на данном предприятии. Но исходя из того, что в ООО «Вымпел» вся деятельность держится на ОС, следует посоветовать начальству предприятия, чтобы ни одного пункта в учете и контроле за ОС не было пропущено, чтобы в будущих проверках аудитор смог бы поставить во всех пунктах своего опросчика плюсы, чтобы максимальное внимание было уделено именно этой части финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  

План аудиторской проверки основных средств приведен в Приложении 1.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Подготовка и составление программы аудита
Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:

-                    предварительно определить объем и характер необходимых тестов;

-                    оценить затраты времени и труда по их проведению;

-                    достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;

-                    иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

В плане аудита основных средств можно выделить следующие виды работ:

1.                Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

2.                Аудит поступления основных средств.

3.                Аудит выбытия основных средств.

4.                Аудит начисления амортизации.

5.                Аудит переоценки основных средств.

6.                Аудит аренды основных средств.

7.                Аудит ремонта основных средств.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов..

В области учета основных средств могут быть следующие нарушения, которые аудитор при составлении аудиторской программы должен принять к сведению:

1. При ведении аналитического учета

1.1. Документальное оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы.

1.2. Ведение инвентарных карточек не по всем видам или объектам основных средств.

2. Нарушение дисциплины по осуществлению контроля за сохранностью основных средств

2.1. Отсутствие заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

2.2. Отсутствие некоторых предметов, взятых в домашнее пользование сотрудниками организации и неоформленные документально.

2.3. Проведение инвентаризации реже 1 раза в 3 года.

3. Нарушение правильности начисления износа.

3.1. Начисление износа реже 1 раза в месяц.

3.2. С целью умышленного занижения конечного результата продолжается начисление износа по объектам с истекшими сроками полезного использования.

3.3. Неправомочное использование механизма ускоренной амортизации.

4. Неправильное отнесение затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

4.1. Завышение объема ремонтных работ и необоснованное списание выплаченной зарплаты.

5. Нарушение в учете аренды основных средств.

5.1. Отсутствие договоров аренды.

6. Нарушение учета и налогообложения поступления основных средств.

6.1. Неправильное формирование первоначальной стоимости объекта основных средств.

6.2. При безвозмездном получении основных средств их стоимость не присоединяется к налогооблагаемой прибыли.

6.3. Занижение стоимости приобретенного транспортного средства с целью занижения налогооблагаемой базы при уплате налога на приобретение транспортных средств.

7. Неправильное отнесение имущества к основным средствам.

         В соответствии с приведенным выше планом разработаем программу аудита основных средств. При разработке программы используем следующие условные обозначения методов сбора аудиторских доказательств:

1 — инвентаризация;

2 — контрольный обмер;

3 — формальная проверка;

4 — арифметическая проверка;

5 — проверка по существу;

6 — наблюдение;

7 — опрос;

8 — анализ.

         Программа аудиторской проверки основных средств приведена в Приложении 2.

--PAGE_BREAK--3 Аудиторская проверка операций  с основными средствами 3.1 Источники информации и основные направления проверки
Источники информации, используемые при аудите основных  средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном,  а также в перечне применяемых регистров, их построении, по­следовательности и способах записей в них.  Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным сред­ствам должны  оформляться  унифицированными  межведомст­венными формами первичной учетной документации:

форма ОС-1   —  акт  (накладная)  приемки-передачи основ­ных средств;

форма ОС-3   — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

форма ОС-4   — акт на списание основных средств;

форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств:

форма ОС-6   — инвентарная карточка учета основных средств

форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования:

синтетический учет движения основных средств и их износа  ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машино- граммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02;

Главная книга;

баланс (ф. № 1);

отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

•   контроль за наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средст­вам;

•   правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами ау­дита основных средств  можно выде­лить четыре направления проверки:

1)                аудит наличия и сохранности основных средств

2) аудит движения основных средств;

3) аудит правильности начисления износа;

4) проверка правильности налогообложения по основным средствам.
3.2 Аудиторские процедуры по существу с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности

Для обоснованного выражения своего мнения о правильно­сти ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может приме­нить несколько аудиторских процедур в соответствии с россий­ским правилом (стандартом) аудита “Аудиторские доказательст­ва”. При проверке учета основных средств аудитор может применять следующие способы получе­ния доказательств:

•   проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

•   инвентаризация;

• проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйст­венных операций;

•   подтверждение;                                                

•   аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для под­тверждения достоверности расчетов сумм начисленной аморти­зации по основным средствам и нематериальным активам, на­логовых расчетов, показателей отчетности и т.д.

Инвентаризация используется для проверки фактического наличия объектов основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в прове­дении инвентаризации.

Проверка соблюдения правил учета применяется при про­верке учета основных средств и нематериальных активов. Ауди­тор проверяет соответствие закону “О бухгалтерском учете”, По­ложению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности, Положениям ПБУ 3/95, ПБУ 6/97, ПБУ 9/99, ПБУ Ю/99 и т.д. применяемой экономическим субъектом корреспонденции  счетов  Инструкции  по   применению   Плана  счетов другим законодательным и нормативным документам.

При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99.

Проверка документов может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки и переоценки основных средств .

Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств  в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.

Аналитические процедуры используются при сопоставлен наличия основных средств и нематериальных активов в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.3Типичные ошибки
Примерный перечень их таков:

• В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6). Однако на предприятии этого не делают считая ведение таких карточек излишним, при этом ссылаются на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков а на тех предприятиях, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают  требование полноты занесения реквизитов.

• Материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на сч. О1 “Основные средства”.

• Несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги информации об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.

•  Оприходование основных средств не по цене их приобретения.

·                    В состав первоначальной стоимости включают затраты по оплате процентов по заемным средствам.

• При покупке основных средств у физических лиц не все­гда удерживается подоходный налог.

• При передаче основных средств в качестве вклада в ус­тавный капитал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в со­став доходов будущих периодов (кредит сч. 83 “Доходы будущих периодов”), а по мере начисления дивидендов присоединяется к балансовой прибыли (дебет сч. 83 “Доходы будущих периодов”, кредит сч. 80 “Прибыли и убытки”). Настоящий порядок дейст­вовал до 1 января 1995г.

• При безвозмездной передаче основных средств выявлен­ный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала или фонда социальной сферы.

• Начисление износа основных средств производится один раз в квартал.

• Предприятие продолжает начислять износ по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.

• Неправомерное ускоренное начисление износа основных средств.

• Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.

•   Простое хищение средств (основной тип мошенничества).





--PAGE_BREAK--Планируемый аудиторский риск             4%             
Планируемый уровень существенности  1%

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.